Как правильно? носок или носков? чулок или чулков?

Пара чулок носок. Носков или носок? Как правильно: пара носок или пара носков?

Носков или носок? Данный вопрос вводит в ступор не только тех людей, кто использует эти слова в письме, но и тех, кто произносит их вслух. В связи с этим в представленной статье мы решили дать на него исчерпывающий ответ.

Общая информация

Как правильно: носков или носок? Согласно правилам русского языка об образовании множественного числа каких-либо парных предметов, данное слово должно звучать и использоваться в письме следующим образом: носков. Для тех, кто все же сомневается в представленной информации, ниже приведены исчерпывающие аргументы.

Носков или носок?

Прежде чем представить вашему вниманию правило русского языка об образовании множественного числа каких-либо парных предметов, следует сказать о том, что оба названных слова имеют полное право на существование. Для того чтобы вы в этом убедились, приведем несколько примеров:

  • Потерялся носок. Где он?
  • Следует взять пару носков для смены.

Как видите, оба варианта вполне приемлемы для устного или письменного употребления. Но тут возникает новый вопрос о том, как понять, в каком именно контексте следует использовать слово «носков», а в каком «носок»? Для этого необходимо вернуться к примерам и проанализировать их:

1. «Потерялся носок. Где он?» В данном предложении речь идет об одном предмете, который куда-то исчез.

2. «Следует взять пару носков для смены». В этом отрывке говорится о нескольких предметах, причем парных.

Из представленного анализа можно смело сделать вывод о том, как необходимо писать: носков или носок. Другими словами, вариант «носков» следует использовать только для множественного числа, а «носок» – для единственного. Только так ваша речь будет грамотной, а письмо, где употребляется данное выражение, будет написано верно.

Но на какое же правило мы опираемся, когда говорим о таком правописании? Представим его вашему вниманию прямо сейчас.

Пара носок или пара носков? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо изучить простейшее правило русского языка об окончании -ов в именах существительных во множественном числе, стоящих в родительном падеже. Следует особо отметить, что для этого правила характерны такие особенности:

  • Оно подходит для большей части имен существительных мужского рода, которые в своей начальной форме и в единственном числе оканчиваются на твердую согласную букву. Приведем несколько примеров для наглядности: мухомор – мухоморов, носок – носков, компьютер – компьютеров и пр.

Исключения из правил

Практически ни одно правило в русском языке не обходится без исключений. И описанное выше в том числе. Чтобы правильно поставить свою речь или написать какую-либо статью, их рекомендуется запомнить или заучить.

Итак, из правила русского языка об образовании множественного числа парных предметов (имен существительных) выделяется довольно обширный ряд исключений. К ним относятся те слова (имена существительные), которые в форме родительного падежа и множественного числа имеют нулевое окончание. Приведем несколько примеров: один осетин — шестеро осетин, один чулок — нет чулок, один грамм — шесть граммов или шесть грамм и пр.

О том, что слово «носки» (мн. число) в родительном падеже имеет окончание -ов, мы узнали выше. Но какому же правилу подчиняются те выражения, у которых оно нулевое?

Нулевое окончание в именах существительных множественного числа

Чтобы понять, почему «носков, но «чулок», необходимо обратиться к следующему правилу:

  • Нулевое окончание в словах множественного числа, стоящих в родительном падеже, имеется в тех случаях, когда речь идет о какой-либо национальности человека, а также о его принадлежности к воинским объединениям. Однако это касается лишь тех выражений, которые употребляются в собирательном значении. Для того чтобы представленное правило стало более понятным, рассмотрим несколько наглядных примеров: туркмены — пятеро туркмен, мадьяры — несколько мадяр, партизаны — двое партизан, гардемарины — пять гардемарин (также допустимо пяти гардемаринов), солдаты — войско солдат, человек – пяти человек и пр.
  • Также представленное правило касается и всевозможных названий парных предметов. Например: глаза — глаз, сапоги — сапог, ботинки — ботинок, чулки — чулок, манжеты — манжет, эполеты — эполет, погоны — погон (но носки — носков!).
  • Помимо всего прочего, нулевое окончание принято ставить у различных единиц измерения и названия мер. Приведем пример: 1000 ватт, 230 вольт, 500 гигабайт, 5 ампер. Но если такие же слова используются не в «измерительном» контексте, то к ним следует обязательно добавлять окончание -ов. Например, в таких предложениях: «Для закачивания программы на флэшке не хватает гигабайтов», «Хорошо жить без избыточных килограммов».

Склонение существительного «чулок»

Существительное «чул о́ к» (в обычном знач., неод.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный Кто? Что? чул о́ к чулк и́
Родительный Кого? Чего? чулк а́ чул о́ к
Дательный Кому? Чему? чулк у́ чулк а́ м
Винительный (неод.) Кого? Что? чул о́ к чулк и́
Творительный Кем? Чем? чулк о́ м чулк а́ ми
Предложный О ком? О чём? чулк е́ чулк а́ х

Делаем Карту слов лучше вместе

Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова домовина (существительное):

Предложения со словом «чулок&raquo

Улыбки, счастливые оживлённые лица, горящие глаза, – радость била через край, контрастируя с неуютной, мрачной погодой – мрак вокруг сгущался, как будто на окрестности натягивали чёрный чулок.

Цитаты из русской классики со словом «чулок»

Спиною к Густаву и лицом к женщине стоял другой мужчина, высокий, в поношенном французском кафтане из толстого сукна серого цвета, в тафтяном нижнем платье, с полотняным фартуком, в цветных шерстяных чулках и башмаках на толстых подошвах и высоких каблуках, с медными пряжками.

Чулок — ед. число от слова Чулки (одежда). (Википедия)

Дополнительно

Предложения со словом «чулок&raquo

Улыбки, счастливые оживлённые лица, горящие глаза, – радость била через край, контрастируя с неуютной, мрачной погодой – мрак вокруг сгущался, как будто на окрестности натягивали чёрный чулок.

Он чересчур высоко подтянул помочи, и из-под его светло-коричневых брючек выглядывали синие чулки.

Рядом с ним стоял ладный молодой человек в великолепном, шитом золотом алом кафтанчике и белых шёлковых чулках.

Как правильно говорить (нет) чулок или чулков?

Как правильно говорить (нет) чулок или чулков?

носки короткие, слово длинное НОСКОВ, чулки длинные, слово короткое ЧУЛОК

Не должно возникать сомнений при произношении quot;Нет чулокquot;, поскольку этот вариант является верным. Возможно, для визуального запоминания правильного произношения таких слов, как quot;чулкиquot; и quot;носкиquot; вам поможет ниже приведнный рисунок.

Правильно говорить надо так: quot;нет чулокquot;.

Это существительное обозначает парные предметы, стоит во множественном числе. Согласно правилам русского языка у него и должно быть нулевое окончание. Но пишем нет носков и нет гольфов (это исключения).

Чтобы понять как правильно писать: quot;Чулок или чулковquot; нужно сначала задать вопрос, полагающийся к Родительному падежу — quot;Кого? Чего?quot;

Во-вторых, нужно вспомнить, что по правилам русского языка в большинстве названиях парных предметов (например, чулки, погоны, сапоги) в родительном падеже преобладает нулевое окончание.

Правильно писать и говорить: нет ЧУЛОК!

Давайте просклоняем слово quot;чулкиquot;.

В именительном падеже будем писать quot;чулкиquot;.

В родительном падеже будем писать quot;чулокquot;.

В дательном падеже будем писать quot;чулкамquot;.

В винительном падеже будем писать quot;чулкиquot;.

В творительном падеже будем писать quot;чулкамиquot;.

В предложном падеже будем писать quot;о чулкахquot;.

Как мы видим, в родительном падеже будет форма quot;чулокquot;. Это правило нужно запомнить.

В русском языке существует правило, что существительные, обозначающие парные предметы, во множественном числе родительного падежа имеют нулевое окончание, то есть правильная форма — нет чулок. Исключение из этого правила составляют слова: носков и гольфов. В школе нам еще рекомендовали так запоминать написание этих слов: раз чулки длинные, то пишем коротко: чулок. Раз носки короткие, то удлинняем: носков.

В названиях парных предметов в форме родительного падежа множественного числа превалирует форма с нулевым окончанием: нет погон,сапог, валенок, бот, кед и чулок.

А вот со словами quot;гольфыquot; и quot;носкиquot; другая история. Эти названия парных предметов имеют в форме родительного падежа множественного числа окончания -ОВ: нет носков, гольфов.

Склонение слова quot;чулкиquot; по падежам часто вызывает сложности, особенно затруднения возникают при его склонении в родительном падеже. Поскольку наше слово относится к парным предметам во множественном числе, то в родительном падеже правильная форма quot;нет чулокquot;. А вот форма слово quot;чулковquot; неприемлема. Правильное склонение слова quot;чулкиquot; в родительном падеже придется запомнить.

Итак, в родительном падеже верной является форма слова, имеющая нулевое окончание: quot;чулок_quot;.

По правилам русского языка члово чулки относится к парным предметам, в родительном падеже пишем это слово так:

нет кого? чего? — чулок.

Аналогично поступаем со словами: сапоги, погоны, ножницы, доски, санки и др.

Для того, чтобы определить, какая форма слова (то есть слово с каким окончанием) является правильной, давайте правильно просклоняем слово ЧУЛКИ по падежам во множественном числе.

В именительном падеже: чулки.

В родительном падеже: чулок.

В дательном падеже: чулкам.

В винительном падеже: чулки.

В творительном падеже: чулками.

В предложном падеже: о чулках.

Как видим, в родительном падеже множественного числа правильная форма слова с нулевым (то есть с материально не выраженным) окончанием: ЧУЛОК (говорить и писать чулки — это ошибка).

Окончания у существительных в родительном падеже множественного числа

Правила выбора в данной позиции хотя и существуют, но закономерности столь непоследовательны и многочисленны, что уяснить их довольно сложно. Известно лишь то, что окончания в этом падеже у существительных бывают следующие: -ей, -ов, -ев или нулевое. В школе часто даётся такой шуточный пример выбора вариантов фраз: «У рыб нет зуб», «У рыбей нет зубей» или «У рыбов нет зубов». Естественно, что правильно будет говорить «У рыб нет зубов», но шутка обычно удаётся. Ведь ребята громко смеются над этими предложениями и понимают, что быть грамотным – это находить верные варианты и не быть смешным для окружающих.

Использование пословиц

Благодаря точным и метким поговоркам или фразеологизмам родная речь преображается до неузнаваемости. Их на протяжении многих веков с иронией и юмором создавал народ. Пословицы необыкновенны, они являются устойчивыми и организованными образными изречениями, отличающимися ритмичностью. Их смело можно отнести к одному из любимых направлений фольклорного жанра. Над ним неустанно трудятся литературоведы, стремящиеся разгадать происхождение тех или иных крылатых выражений.

Народными изречениями выражается наблюдательность, выразительность и образное мышление человека, который в общении проявляет мастерское владение речью и умом. Поговорки настолько разнообразны, что могут быть уместны в любой жизненной ситуации. Известны грустные и веселые их разновидности. Но всегда пословицы остаются точными и меткими, отсутствуют лишние обороты.

О могучем русском языке можно сказать, что он самобытный и оригинальный, интонационный. Он помогает каждому человеку ярко и красиво выражаться, поддерживать беседу и без боязни пользоваться образами, сравнениями.

Секреты русского языка

Секрет богатства русского языка состоит не столько в огромном количестве слов, записанных в словаре. А, скорее, в том, что каждое имеет невероятное число форм, которые можно образовать при помощи всевозможных суффиксов, приставок и окончаний.

Богатство языка – это просто море синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Лексика его имеет в своем арсенале слова для обозначения самых разнообразных действий, чувств и их оттенков.

Фонетика также весьма многогранна: звуки подразделяются на звонкие, глухие, сонорные, гласные, согласные. Есть буквы, не обозначающие никакого звука: мягкий и твердый знаки; буквы, обозначающие несколько звуков сразу: е, ю, я.

Помимо всего прочего, богатство языка – это многозначность, смысловая насыщенность слова, эмоциональная окраска и образность выражений.

Морфемный разбор

Чтобы лучше запомнить, как правильно употреблять слово «носков» или «чулок» в тексте, рекомендуется разобрать их по составу, чтобы знать, как образовывается та или иная форма. Для этого необходимо сперва выписать интересующую конструкцию на бумагу, после чего «вооружиться» карандашом и начать подбирать однокоренные существительные, дабы следить за изменением конструкции в целом. В итоге перед глазами предстанет следующая картина:

  • Корень — «нос». Многие люди забывают о том, что существительное было образовано от глагола «носить», поэтому начинают изменять лишь окончание. Однако такие действия являются ошибочными и могут приводить к неверному выделению частей.
  • Суффикс — «ов» или «ок». Как уже говорилось ранее, в этом слове их можно использовать оба. Однако благодаря именно морфемному разбору, можно запомнить это лучше. Главное, не перепутать данную часть с окончанием, особенно задание — провести морфемный разбор.
  • Окончание — нулевое. Поэтому основой будет являться все слово. Именно из-за этого многие думают, что корень слова — «носок» (если употреблено в «новой» форме). Однако стоит помнить, что основа — это далеко не всегда только корень.

Дабы не терять знания понапрасну, рекомендуется также провести морфемный разбор слова «чулок». Оно является наиболее интересным, поскольку его корень имеет чередование и может быть легко спутан с суффиксом.

Корень слова — «чулок». Можно подумать, что раз в слове «носок» присутствует суффикс «ок», то это значит, что и в этом примере будет наблюдаться похожая ситуация

Однако важно помнить, что для проверки правильности выделения корня достаточно просто подобрать несколько однокоренных существительных и взглянуть на изменения.
Суффикс — отсутствует. Поскольку корнем слова является «чулок», каких-либо суффиксов здесь не может присутствовать

Однако довольно многие выделяют «о» или «ок», поскольку при изменении существительного, например, «чулка», наблюдается исчезновение гласной. Хотя это просто чередование, которое встречается в русском языке довольно часто.
Окончание — нулевое. А вот эта часть здесь точно такая же, как и в предыдущем случае, поскольку основа остается неизменной, а лишь выпадает гласная из корня, но это никак не отражается на окончании. Поэтому при морфемном разборе следует оставлять пустой квадратик.

Зачем вообще проводить морфемный разбор? Многие учителя считают, что чем подробнее ученик разберется в том слове, которое его интересует, тем меньше ему придется совершать ошибок в будущем. И это действительно работает.

Алгоритм для самопроверки

Если интуитивный подход к делу не помогает, а проверить правописание слова все-таки нужно, рекомендуется запомнить определённый алгоритм действий и проводить по нему проверку. Вот небольшая инструкция, согласно которой следует действовать (какой-то из пунктов явно натолкнет на мысль о том, что следует написать так, а не иначе):

  • Выписать слово на листок бумаги и провести морфемный разбор.
  • Посмотреть на то, нет ли в корне чередования гласных и согласных.
  • Вспомнить негласные правила, по которым обучали в школе.
  • Прислушаться к интуиции и посмотреть, какой вариант является более привычным.
  • Обратиться к орфографическому словарю, если тот есть под рукой.

Чулок, носков и туфель: разбираемся с трудностями множественного числа.

1. граммы/килограммы. Самый болезненный вопрос, связанный с множественным числом. В журналистском коллективе вас обязательно поправят, если услышат форму «Грамм»: «правильно «граммов»! Однако на самом деле формы с нулевым окончанием — грамм и килограмм — уже давно (как и кофе среднего рода) допустимы в разговорной речи. В академической «Грамматике Русского Языка» 1952 года форма «грамм/килограмм» вообще указывается в качестве единственной формы. Так что грамм сто колбаски можете просить смело

Но вот в выражении «Фронтовые сто Грамм» ни при каких обстоятельствах менять ничего не надо — это устойчивое сочетание.

2. грузины, осетины, турки. Запомните, что существительные, обозначающие некоторые национальности, в родительном падеже множественного числа не имеют окончания. Правильно будет «Грузин», а не «Грузинов», «осетин», а не «осетинов», «цыган», а не «Цыганов».Запомните и вариант «Турок». «Нет Турков» — неправильно.

3. носки/чулки. В случае если вам никак не удается запомнить «Чулок» или «чулков» и с носками вы тоже вечно путаетесь, обратитесь к мнемоническому правилу. Чулки длинные, а окончание у них короткое: нет чулок. А вот носки, наоборот, короткие, а окончание имеют длинное: нет носков. Это самый простой для запоминания вариант.

4. оладьи. Таким образом, если вы запнулись, пытаясь сообщить родственникам, что напекли оладий/оладьев, конечно, лучше всего сказать «Оладушков». Но как быть тем, кто не переносит уменьшительные формы? Запомнить верный вариант: оладий.

5. помидоры/апельсины/макароны. С наименованиями еды вообще много проблем. Положить макаронов или макарон? Нарезать апельсин или апельсинов? Тухлых помидоров или помидор кинуть?

С макаронами все просто: их надо укоротить, чтобы было удобнее. Правильный вариант: макарон. Окончания нет.

С помидорами и апельсинами (а также, например, абрикосами) немного сложнее. Верным вариантом считается полный: апельсинов, помидоров. Но в разговорной речи допустима и форма с нулевым окончанием. Так что на рынке и в магазине можно взять «Пакет Апельсин». Но помните, что литературная норма все-таки полная!

Кстати, есть названия овощей и фруктов, у которых нулевое окончание считается недопустимым даже в устной речи. Нельзя, например, «Взвесить Полкило Банан», но вот «пару кило баклажан» — можно.

6. туфли и ясли. Вопрос «Туфлей или Туфель» и где там ставить ударение возникает довольно часто. Литературная норма — «нет Туфель», с ударением на первый слог. Вариант «нет Туфлей» почти все словари как недопустимый помечают. Хотя некоторые — как допустимый в разговорной речи.

Справочная служба портала «грамота. ру » Рекомендует использовать только один вариант: туфель. Единственное число — туфля.

А вот у слова «Ясли», наоборот, правилен вариант на «-ей»: яслей. Ударение на первый слог падает.Запомните фразу: «Ушел без Туфель из Яслей» — и вам все станет ясно.

7. солдаты/погоны. Помните младшего лейтенанта из песни Ирины Аллегровой? «Только две звезды упали на его погон …» а вот если бы они упали не на, а с? С погон или с погонов?

Тут надо вспомнить «Принцип Национальности», он тут работает точно так же. Грузин — осетин — погон.

Кстати, то же правило распространяется и на слово «Солдаты». Верный вариант: «нет Солдат».

8. рельсы

Внимание! Только в том случае, если случается железнодорожная катастрофа, то журналисты все время путаются: одни говорят, что поезд сошел «с Рельс», а другие — что «с рельсов». А вот тут уже надо вспомнить «Правило Овощей»

Верный вариант тот, который более полный: «Поезд Сошел с Рельсов».

Запомните фразу: «Поезд вез Тонну Помидоров и Сошел с Рельсов».

Правда, в разговорной речи вариант «Сошел с Рельс» допустим.

9. караты. Когда речь идет о драгоценностях, словари допускают послабления. Можно и «Карат», и «каратов». Носите на здоровье!

10. донья, простыни, кочерги. Последний пункт мы посвятим особо трудным случаям. Думаю, вы не раз пытались просто ради развлечения образовать множественное число (родительный падеж) от слова «Кочерга». В быту умение изменять слово «Кочерга» вряд ли пригодится, но все же знать не помешает. Правильно — кочерёг.

Что касается слова «дно», то тут верным вариантом будет форма «доньев».

Вот вам совет: «Не Простынь без Простынь». Эта фраза поможет вам запомнить еще и ударение.

Вопрос без ответа.

Совершенно непонятно, что же делать с современной обувью народов мира — уггами. Как правильно: угг или уггов? И то и другое звучит ужасно коряво. Скорее всего, более правилен вариант «Уггов». Но если вы все-таки хотите избежать этого нелегкого выбора, скажите, что в магазине много «Уггочек». Да, противно, а что делать? Автор текста Ксения туркова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: