Шоссы

Доспехи коня

Матерчатые попоны, подобно чехлам покрывавшие всего коня целиком, с головой и хвостом, появились в рыцарском обиходе после первых Крестовых походов и распространились к началу XII в. В жаркой Палестине, где воевали первые крестоносцы, такие попоны защищали животных от палящего солнца и впитывали обильный лошадиный пот. На попонах оказалось удобно размещать рыцарскую геральдику, и по укрытому цветной попоной коню издали опознавали рыцаря. Попона состояла из двух частей — передней, с чехлом для шеи и головы, в котором проделывались отверстия для глаз и ушей, и задней, покрывавшей круп коня. Части сходились у седла, оставляя открытой место его крепления и стремена. Но ткань не спасала коня от ран, и в середине XIII в. под матерчатую попону стали надевать кольчужную попону той же формы.

Полное снаряжение рыцаря и его коня

В начале XV в. конский кольчужный доспех дополнился латной защитой головы лошади – шанфроном. Вскоре появился и полный латный конский доспех – бард. Полный комплект барда состоял из шанфрона, дополненного пластинами для защиты ушей, критнета – защиты шеи, пейтраля – защиты груди, круппера – защиты крупа и фланшарда – защиты боков. Бард весил 35–40 кг, и если прибавить к этому вес всадника – 70–90 кг и его доспехов 25– 35 кг, то коню приходилось нести от 130 до 165 кг. При этом, судя по размерам сохранившихся бардов, рыцарские кони не были похожи на тяжеловозов и, при всей мощи, были стройными животными. Такие сильные, выносливые, быстрые и красивые боевые кони – дестрие – стоили очень дорого, и их приобретали только богатые воины.

Полный конный готический доспех. Германия. Аугсбург. 1480-е гг.

Поделиться ссылкой

Комплектность

Для простого повседневного комплекта стоит выбирать простые материалы. Именно это правило и станет основным постулатом всего нашего текста. Мы не будем рассматривать хоть сколько-нибудь «пафосные», статусные вещи, поскольку в наши цели не входит обсуждение комплектов дружинников, ярлов и прочей знати. В комплекте не должно быть ничего лишнего, и, в особенности, того, что может вызвать какие-то дополнительные вопросы. Включение таких элементов остается на вашей совести и ведет к самостоятельной работе с источниками в целях обоснования наличия такого предмета в вашем повседневном комплекте (такая работа, безусловно, только приветствуется, но выходит за рамки поставленной перед составителями данного текста задачи).

Итак, в рассматриваемый нами комплект войдут: головной убор, рубаха, штаны, обувь, плащ, некая подпояска, вместилище для разных мелочей, нож. Возможно также дополнение комплекта носками и обмотками. Рубаха и штаны одни, «исподнее» (второй комплект штаны + рубаха, выступающий в роли нижнего белья) совсем не обязательно. Несмотря на огромное желание многих реконструкторов «понацеплять» на себя различные подвески, кольца, браслеты и т.п., от этого настоятельно рекомендуется воздержаться. Наш комплект позиционируется как повседневная одежда простого человека, а потому все это для него, скорее всего, предметы роскоши. Любое литье, будь то серебряное или бронзовое, можно воспринимать как «ювелирку», которая, несомненно, стоит для такого человека не мало. Про железные и бронзовые изделия речь ниже еще пойдет, но сразу оговоримся, что их количество в комплекте должно быть ограничено.

Грюнвальдская битва

Больше всего Тевтонский орден досаждал полякам и литвинам. Именно они являлись его главными врагами. Даже имея численное превосходство, Ягайло и Витовт понимали, что победа в этом сражении достанется тому, чей моральный дух окажется крепче. Поэтому они не торопились, даже несмотря на недовольные шепотки своих наиболее ярых воинов, ввязываться в бой.

Перед тем как явиться на поле брани, тевтонцы преодолели под дождем огромное расстояние и расположились на открытом пространстве под прикрытием своей артиллерии, изнывали от жары. А их противники укрылись в тени леса и, даже несмотря обвинения в трусости, не торопились выходить.

Битва началась с боевого клича «Литва», и конница литвинов уничтожила пушки. Грамотное построение позволило добраться до тевтонцев с минимальными потерями. Это посеяло панику в рядах немецкой пехоты, а затем и гибель, но уже от собственной кавалерии — Великий магистр Ульрих фон Юнгинген в пылу сражения никого не щадил. Легкая кавалерия литвинов свою задачу выполнила: пушки были уничтожены, а тяжелая конница тевтонцев включилась в рубку раньше положенного срока. Но и на стороне объединенных сил были потери. Татарская конница бежала без оглядки.

В жестокой рубке схлестнулись поляки и рыцарство. Литвины тем временем заманивали крестоносцев в леса, где их уже поджидала засада. Все это время поляки и воины из Смоленска мужественно противостояли лучшей армии Европы того времени. Возвращение литвинов подняло боевой дух поляков. А далее в бой был введен резерв обеих сторон. Даже крестьяне литвинов и поляков устремились на выручку в этот тяжелый час. Великий Гроссмайстер также участвовал в этом жестоком, беспощадном рубище, где и нашел свою гибель.

Предки поляков, белорусов, русских, украинцев, татар, чехов и многих других народов остановили верных псов Ватикана. В наши дни можно увидеть только фото рыцаря Тевтонского ордена или побывать на ежегодном фестивале Грюнвальдской битвы – еще одной общей победы, объединившей судьбы разных народов.

Страны члены ШОС

Список стран ШОС – не статичный документ, в организации регулярно происходит прием новых членов. Сейчас постоянных участников 8, к ним добавляются наблюдатели – кандидаты, претендующие на статус партнеров. В 2023 году список стран ШОС формально возглавляет Узбекистан. Именно это государство сейчас председательствует в организации. 

Секретариат – основной орган управления ШОС, на постоянной основе размещен в Пекине. Генеральным секретарем SCO с 1 января 2022 года стал представитель КНР Чжан Мин.

Полный список стран ШОС на 2023 год выглядит так:

  1. Россия. Член организации с 1996 года (с «шанхайской пятерки»). Стояла у истоков ее создания. Саммиты в РФ проходили в 2002, 2003, 2009, 2015, 2020 году. Их география обширна – от Москвы и СПб до Сочи, Екатеринбурга, Уфы.
  2. Китай. Один из главных участников, основателей организации. С 2003 года в КНР на постоянной основе размещена штаб-квартира ШОС. Именно на саммите в Шанхае в 2001 году было объявлено о создании SCO. Также страна председательствовала в организации в 2006, 2012, 2018 году. 
  3. Таджикистан. Одна из стран-основателей организации. Ее столица – Душанбе, принимала саммиты ШОС в 2000, 2008, 2014 и 2021 году. 
  4. Казахстан. Одна из стран-основательниц, член «шанхайской пятерки». Принимала саммиты в Астане в 2005, 2011, 2017 году.
  5. Киргизия. Одна из стран-основательниц. Председательствовала в ШОС в 2007, 2013, 2019 году. 
  6. Узбекистан. Принят в ШОС в 2001 году. Эта процедура положила начало переформатированию «пятерки» в более крупное международное объединение. В 2022 году, 15-16 сентября принимает саммит ШОС в Самарканде. До этого встречи проходили в Ташкенте, в 2004, 2010, 2016 годах.
  7. Индия. Принята в состав организации в июне 2017 года. До этого, с 2005 года, выступала в статусе страны-наблюдателя.
  8. Пакистан. Вошел в ШОС одновременно с Индией. Статус наблюдателя также получил в 2005 году. 


Флаги стран-участниц ШОС

Новые участники ШОС пока не принимали саммиты на своей территории. Но они получат такое право в порядке очередности.

Женские шоссы

С течением веков женские и мужские костюмы то становятся разительно сходными, то, наоборот, начинают обретать целый ряд значительных различий.

Женские шоссы отличались от мужских прежде всего длиной и способом крепления. Так как женское верхнее платье практически полностью закрывало ноги, не было нужды в длинных шоссах. Это утверждение актуально для Европы, где верхнее платье в комплекте с многослойным нижним платьем вполне защищали от прохлады.

Женские шоссы длиной походили на нынешние гольфы — они оканчивались примерно на уровне колен, и закреплялись подвязками вокруг ноги. Женские шоссы вполне можно назвать получулками для лучшего понимания их конструкции.

Длина женских шосс не менялась веками, что объясняется неизменностью длины женского верхнего платья.

Женские шоссы изготавливали из тех же тканей, что и мужские. Знатные дамы выбирали более дорогие и более тонкие материалы, любили роскошный декор. Подвязки играли особую роль, а эволюция их конструкции заслуживает отдельного рассказа. Один курьёзный случай с подвязкой привёл даже к созданию Ордена Подвязки.

Галантный век привнёс в мужской костюм новшества, которые привели к вытеснению шоссов. Камзолы и кюлоты потребовали ношения более изящных изделий, чем довольно грубые шоссы. На тот момент человечество освоило шёлк, и мужские шоссы были вытеснены тонкими шёлковыми чулками до колен. Мужские шёлковые чулки претерпели ряд изменений, но об этом тоже стоит поговорить отдельно. Заметим, что в эпоху Рококо были в моде белые мужские чулки, при дворе Людовика XIV было принято носить светло-синие или красные чулки длиной до колен. Со временем шитые из ткани чулки сменились трикотажными.

Но шоссы не умерли окончательно. В наше время они существуют в виде детских штаншек, которые очень популярны в некоторыхвосточных странах.

Боевые традиции

Рыцари Тевтонского ордена выгодно отличались от рыцарей-мирян своей дисциплиной. Устав ордена регламентировал каждую мелочь не только в бою. Обычно рыцаря сопровождали несколько его оруженосцев с походными лошадьми, которые не участвовали в боевых действиях. Боевой конь использовался только в бою, но даже при наличии нескольких запасных животных воины чаще всего преодолевали большие расстояния пешком. Садиться на коня или надевать броню без приказа категорически запрещалось.

В военных вопросах тевтонцы были прагматичны. Традиционное рыцарство на полях сражений легко могло затеять свару за право первым пойти в атаку, дабы покрыть имя славой. Даже находясь в бою, они могли с легкостью поломать строй или самовольно подать сигнал. А это уже прямая дорога к поражению. У тевтонцев такие проступки карались смертной казнью.

Их боевое построение производилось в три линии. Резерв размещался в третьей линии. На передний край выходили тяжелые рыцари. За ними в форме вытянутого четырехугольника выстраивались обычно всадники и вспомогательные силы. Замыкала построение орденская пехота.

В таком распределении сил имелся определенный смысл: тяжелый клин нарушал боевые порядки неприятеля, а идущие следом менее боеспособные отряды добивали пошатнувшегося врага рыцарства.

Средневековая одежда

Одежда Средневековья соответствовала церковным канонам, отрицающим пышность или богатство, весь облик должен свидетельствовать о тленности бытия. Наряд приглушенных оттенков должен максимально скрывать тело, не давая усомниться в благочестии носителя. Формирование средневековой моды сложилось не только благодаря аскетичному воздействию религии, но и из-за бесчисленных войн за территорию и эпидемий.

Основные тенденции:

  1. Многослойность одежды. Благочестивым дамам следовало носить несколько слоев одежды, состоящей из длинной нижней рубашки и нижнего платья, сверху надевалось верхнее платье. Все слои имели длинный подол и зауженные рукава;
  2. Средневековая одежда украшалась по-разному. Мастерицы маскировали швы, подолы, горловины или рукава различной вышивкой, кисточками, кружевами, мехом. Для скрепления одежды Средневековья использовали шнуровку, пуговицы, завязки;
  3. Мода на костюмы из лоскутов. Их окраска повторяла цвета герба, поэтому можно было по одежде узнать представителя средневековой аристократической фамилии;
  4. Простые крестьяне предпочитали серые, черные и коричневые цвета костюмов, богатые горожане могли позволить сочетать несколько контрастных оттенков красного, зеленого, желтого, синего цветов;
  5. В Средневековье одежда украшалась восточными мотивами. Во времена крестовых походов тамплиеры привозили моду на покрой, цвет и узоры нарядов с востока;
  6. Бубенцами украшали одежду, пояса, головные уборы и обувь. Средневековую красавицу было слышно издалека, со временем ими стали декорировать только костюмы скоморохов;
  7. Отсутствие нижнего белья. Было необязательно носить его, женщины в Средневековье обходились длинными рубахами;
  8. Высокие головные уборы дополнялись накидками, которые плотно обхватывали шею и голову, плавными складками спадая на плечи.

Дополнением к средневековой одежде служили пояса, сумки, обереги. У коронованных особ пояса декорировались драгоценными камнями; рыцари носили пояса, свидетельствующие о посвящении в орден; священники довольствовались шнуровкой на талии.

Женский наряд раннего Средневековья

Одежда Средневековья женская характеризуется прямыми линиями и простым покроем. У женщин были полностью закрыты руки, ноги, шея и грудь. Влияние церкви просматривалось и в фасонах одежды, которые совершенно скрывали все очертания фигуры. В это время женщины носили далматику и покрывала.

Женский костюм состоял из нескольких слоев: на тело надевалась длинная туника с узкими рукавами, которая называлась котт, а поверх нее — еще одна туника такой же длины, но уже с широкими и более короткими рукавами, носившая название сюрко. Она напоминала по крою пончо. Нижняя туника также надевалась не на голое тело, а на специальную полотняную рубаху – камизу.

Эти туники выглядели как трапеции, которые расширялась к низу, а верхняя часть прихватывалась поясом. Линия талии верхней туники была завышена.

Верхней одеждой представительниц прекрасной половины человечества в эту эпоху был удлиненный плащ, скроенный в форме полукруга.

Разновидности платьев готического периода

Готический период явил на свет 2 вида платье: платье киртл, лиф которого украшала длинная шнуровка, а рукава отдельно пристегивались, и платье роб, имеющее декольте, пышную юбку, поясок под грудью и шлейф.

В это время на свет появился и первый корсет, состоящий из металлических прутьев. Однако его роль сводилась к приданию такого вида фигуре, будто женщина была беременной, поскольку это время ознаменовалось культом беременности. Некоторые женщины даже подкладывали под платья небольшие подушечки, чтобы живот казался круглее.

Рукава платьев прикреплялись к наряду отдельно, они могли иметь зауженную форму и скрывать большой палец на руке или же были очень широкими, драпированными парчой и украшенными вышивкой.

Поверх платья, как и в эпоху раннего Средневековья, женщины надевали сюрко или упелянд, который появился в этот период. Последний предназначался для торжеств и имел меховую опушку.

Изменения в женском костюме в романский период

В двенадцатом веке тунику сюрко стали драпировать в области живота, особенно это касалось нарядов беременных женщин, поскольку в эпоху войн и разгула болезней Европа катастрофически нуждалась в пополнении населения и беременные удостаивались особого почета.

Верхнее платье стало более узким, облегающим талию, оно имело шнуровку в виде лент по бокам или на спине. А вот юбка стала расширяться благодаря вшиваемым клиньям, которые образовывали красивые широкие складки. Это платье имело длинные рукава, зачастую доходившие до земли, а вот пояс утратил свою первоначальную роль и стал исключительно декоративным элементом, который теперь располагался на бедрах.

Верхней женской одеждой Средневековья все так же оставались плащи-мантии, которые теперь имели яркие расцветки. Внутренняя сторона такого плаща подбивалась контрастной тканью, а в холодное время – мехом.

Женщины облачались только в длинные платья (блио), закрывающие все тело, от шеи до самого низа. Поверх блио надевался узкий жилет, который и выступал элементом украшения, и способствовал поддержанию груди. Жилет украшала вышивка и отделка галуном.

Модели для современности

Представители готической субкультуры переняли основные тенденции средневековых нарядов, хотя отличаются вычурностью и изысканностью форм. Одеяния женщин и мужчин-готов пронизаны идеей безысходности, смертной тоской.

Сочетание фасонов одежды Средневековья, приспособленные к современности:

  • выделенная зона декольте;
  • кружевные платья любые по длине и пышности;
  • обтягивающие фигуру брюки;
  • корсеты на блузку или голое тело, подчеркивающие изгибы обладательницы;
  • укороченный пиджак в комплекте с юбкой-карандашом;
  • обилие кружевных вставок, шнуровка или сетка;
  • множество кожаных элементов одежды – куртки, юбки, платья;
  • черные футболки и майки с атрибутикой в виде костей, пауков, птиц;
  • объемные плащи с капюшонами;
  • грубые ботинки или туфли на внушительной платформе.

Дизайнеры часто экспериментируют с одеждой Средневековья, адаптируя ее под современную готику. Модные дома предлагают носить свитера, напоминающие рыцарскую кольчугу, также популярны изображения базилик, соборов или ликов королей на пальто и костюмах. Средневековый стиль одежде создадут темные ткани в совокупности с кислотными оттенками, обилие воланов и кружев, броский макияж.

О культуре Средневековья свидетельствуют величественные старинные соборы, хроники историков, скульптуры и миниатюры. Становление современного костюма немыслимо без переломного периода истории, отторгающие чопорные устои в одежде перед европейской модой. Отказ от средневекового аскетизма в пользу более открытых нарядов стал этапом бунтарства, засвидетельствовал стремление человека к комфортной и удобной одежде.

Последствия бинтования

Самой распространенной проблемой китаянки с «лотосовыми ножками» была инфекция. Хоть ногти регулярно стригли, они все равно врастали в стопу, провоцируя воспаление. Из-за этого ногти иногда приходилось удалять.

К тому же в стопе нарушалось кровообращение, в пальцах ног оно исчезало вовсе. Из-за частных инфекций возникал некроз тканей. При этом если инфекция переходила на кости, то этому только радовались. В этом случае ногу можно было перебинтовывать еще туже.

Когда у девочки изначально были слишком широкие стопы, в них специально втыкали осколки черепицы или стекла, чтобы спровоцировать инфекцию. Негативным последствием этого было заражение крови, даже если девушка выживала, во взрослом возрасте у нее возникали многочисленные заболевания.

Взрослым женщинам было тяжело стоя сохранять равновесие, поэтому они часто ломали ноги и бедренные кости. Проблематично было вставать из положения сидя.

Сшивные шоссы

Впервые шоссы начинают сшивать вместе не ранее середины XIV века. Сшивной шов проходит сзади. Уверенно можно говорить о распространении этого явления в последней трети XIV века. Первый из дошедших примеров, иллюстрирующих соединение шоссов сзади — пурпуэн герцога Блуасского (1360-е гг.) На спинке и полочке которого хорошо видны завязки для шоссов (семь пар), из которых одна пара расположена точно по центру спинки, что указывает на соединение шоссов сзади и превращение их в штанины.

Шоссы привязываются к дублету. Изначально их «пояс» располагался на 10-15 см ниже уровня талии, но постепенно он поднимается выше. Линия переда и линия зада выравниваются. Спереди располагался гульфик. Открытая часть могла привязываться шнурками к дублету у талии, используя две пары отверстий, по одной с каждой стороны. Гульфик кроится отдельно: его более узкий конец пришит к клину в заднем шве, а его верхняя часть привязывается к шоссам через отверстия с обеих сторон открытой части.

Гульфик последней трети XIV века невозможно далек от своего помпезного собрата XVI века. Это пока всего лишь треугольный клапан на завязках. Весьма неказистый и неудобный, но уже украшенный бахромой и шелковыми лентами.

Шоссы и дублеты

Сам термин «дублет» исследователями последних лет признан совершенно размытым и не поддающимся точной привязке ни к определенной форме одежды, ни к определенной эпохе. Это неустойчивый термин, не выходящий из употребления с XIII по XVIII века.

У одного из самых именитых историков европейского костюма, Франсуа Буше, читаем: «…дублет, который до того являлся одеждой, носимой непосредственно поверх рубахи, был ассимилирован с жипоном и в результате получил название пурпуэна…». То есть что такое «дублет» в XIV веке сказать не представляется возможным.

Анализ источников и упражнения в умственных реконструкциях позволяют считать, что шоссы шнуровали как к пурпуэну (верхней одежде), так и к «дублету» (одежде типа жилета, носимой поверх рубахи, под пурпуэном). Поскольку изыскания еще продолжаются, возможно, это представление будет меняться.

Что же касается соединения шоссов с дублетом или пурпуэном, это произошло не ранее, чем появилась подобная короткая одежда.

Самое раннее упоминание о существенных изменениях в мужских костюмах датируется 1342 годом и принадлежит перу флорентийского хрониста Джованни Виллани. По поводу визита в его город герцога де Бриенна он пишет: «Я должен… не забыть упомянуть безобразные изменения в одеждах, коим способствовали французы, прибывшие с Герцогом во Флоренцию… Нынешняя молодежь надевает платье столь короткое и узкое, что в него нельзя влезть без посторонней помощи…»

Хронист немецкого Лимбурга в 1350 г. продолжает: «…через год с небольшим после того, как чумной мор, бедствия и преследования евреев прекратились, люди вернулись к жизни, вновь повеселели и стали заказывать себе новое платье. Костюмы были такими узкими, что мужчина не мог в них (свободно) передвигаться, а верхнее платье носили совсем коротким, выше колена…»

Так что выходит, не ранее второй трети XIV века, в связи с изменением форм нижнего белья и верхнего платья, завязки шоссов переезжают с пояса брэ на дублеты и пурпуэны.

Критика бинтования ног

Подвергать критике процесс бинтования ног начали в средние века. В художественных произведениях герои возмущались существованию обычая, когда девочкам предстояло мучиться в детстве, не спать по ночам, а потом страдать от различных заболеваний. Многие китайцы еще в то время утверждали, что это наносит серьезный вред здоровью.

В 1664 году император издал указ о запрете бинтования ног, после того как к власти пришла маньчжурская династия. Через 4 года закон остался в силе только для девушек маньчжурского происхождения, а для китаянок был отменен.

В середине XIX века бинтование критиковали британские миссионеры, которые призывали уничтожить этот обычай. На призыв откликнулись многие китайские женщины, принявшие христианство, было даже организовано «Общество небесной ноги». Инициативу поддержали и другие христианские миссионеры, которые выступали за равенство между мужчинами и женщинами.

В то время и сами китайцы все больше начинают осознавать, что этот их обычай не соотносится с прогрессивным обществом. В 1883 году появилось «Общество освобождения ног».

Популярный в XIX веке китайский философ Янь Фу призывал проводить незамедлительные реформы. Он утверждал, что отменить необходимо не только бинтование ног, но и курение опиума, которое было повсеместно распространено среди китайцев. Важным постулатом Янь Фу был призыв к китаянкам заниматься спортом, чтобы рожать и воспитывать здоровых детей.

А китайский общественный деятель Су Маньшу, который перевел роман «Отверженные», даже ввел в повествование придуманного персонажа, которые критиковал многие китайские традиции, в числе которых называлось и бинтование ног. Герой романа называл его варварским, сравнивая женские ноги с копытами свиньи.

За отмену бинтования ног выступали и сторонники теории социального дарвинизма. Они утверждали, что этот обычай ослабляет нацию, так как такие женщины не могут родить здоровых сыновей. В начале XX века популярность набрало движение китайских феминисток, которые также выступали против этой традиции.

Рыцарский костюм как показатель статуса

Качество и мощь брони выступали не только в защитных целях, но и выполняли роль подтверждения статуса рыцаря. Чем прочнее броня, тем выше значимость персоны под рыцарской одеждой.

В период крестовых походов поверх доспехов представители привилегированного сословия носили легкий плащ – сюрко. Он не только отлично защищал от непогоды, но и наглядно демонстрировал родовой герб и отличительные цвета.

Начиная с XIII века рыцарские костюмы дополнительно стали рассматривать и как способ щегольнуть роскошью. Для этого сверху защитного облачения надевали туники. Наряды, длиной доходившие до середины голени, своим покроем очень напоминали монашеские нарамники. Для их пошива использовались дорогие ткани, а декорирования нашивок в виде гербов – золотые вставки и драгоценные камни. Со временем в стремлении продемонстрировать роскошь верхнего наряда привело к тому, что рыцари стали украшать свои туники не только в области спины и груди, но и по всей длине множественными изображениями гербов.

Желание произвести впечатление коснулось и воинских доспехов. Особенно показательны в этом плане были рыцарские турниры, устраиваемые баронами и крупными сеньорами в честь значимых событий. Участники турниров получали прекрасную возможность не только продемонстрировать свою воинскую доблесть, но и перещеголять друг друга изысканностью собственных облачений и убранством лошадей. Представления получались очень зрелищные. Единственный минус – подобные «соревнования» нередко доводили ограниченных в бюджете рыцарей до полного разорения.

Что носили в Европе

Нидерланды превратились в законодателей одежды Средневековой Европы, распространив готическое веяние на территорию Италии, Германии и Франции. Именно во Франции с подачи Бургундского двора берут начало нововведения в одежде для модниц. Швеи укорачивали туники, разделили их на роскошные юбки и утягивающие корсажи, умелыми стежками выделяя тонкую талию и вытягивая силуэт.

Изыски моды Европы:

  1. «Дьявольские окошки» – дамы Средневековья снизу надевали утягивающее фигуру платье, а сверху носили еще одно – с декольте и без рукавов. Духовенство воспротивилось такой моде, призывая переодеться в более сдержанную, закрытую одежду;
  2. Длина шлейфа становилась все больше, приходилось даже устанавливать его оптимальную длину. В Италии на одной из площадей установили камень, возле которого стоял воин с мечом, чтобы контролировать длину шлейфа;
  3. Одежда Средневековья стала изобиловать глубокими вырезами в области груди. Декольте опускалось все ниже, а последовательницы моды попадали в немилость церкви;
  4. Рукава стали теперь неотъемлемой частью платья, если немного ранее они отстегивались или крепились завязками. Длина их тоже была значительной, иногда они шились наподобие муфты;
  5. Высокие шляпы – во времена Средневековья церковь считала такие уборы прибежищем бесовских сил, но удалось добиться оптимальной высоты шляпы для аристократок до 1 метра, а для простых горожанок – 50 см;
  6. Остроконечная обувь тоже считалась «когтями дьявола». Ходить было слишком неудобно, но ради красоты дамы были готовы терпеть мучения.

В Средневековой Европе наладилось производство качественных тканей. Из Италии купцы вывозили на продажу лучшие парчовые, бархатные или шелковые ткани для пошива одежды. Мастерицы Фландрии ткали тончайшее сукно, которое декорировали пурпуром. Фламандские умельцы дали миру знаменитые кружева, поражающие воздушной структурой.

Разновидности

В одежде раннего Средневековья господствовал прямой покрой, делался акцент на распашные наряды. Вплоть до XI века не существовало особых различий между женскими и мужскими одеяниями, особенности средневековой моды выделяются по периодам:

  1. От XII до начала XIV века. Длинные наряды в пол, облегающие фигуру. При помощи боковых швов плотно шьют лиф, а с талии начинают расширять юбку специальными клиньями. Пояс не имеет функциональной нагрузки, а служит декоративным элементом;
  2. Со второй половины XIV до начала XV века. Бурное развитие архитектуры Средневековья приводит к расцвету искусства кроя и шитья. Период дает начало формированию готической одежды, популярной среди определенных молодежных направлений до сих пор. Мужской средневековый костюм укорачивается, женский обогащается декоративными элементами. Параллельно развиваются две тенденции – максимально закрыть тело во имя христианских норм или утянуть фигуру, показав достоинства;
  3. Со второй четверти XV века. В массы попадает франко-бургундская мода, показавшая величие аристократии. Наряды стали шить тесными, их фалды тянулись по земле, а дополняли великолепие громоздкие головные уборы.

Женская одежда подчеркивала хрупкость владелиц, мужские костюмы демонстрировали богатство и статус. Людей, нежелающих носить наряды, соответствующие их полу, отлучали от церкви, провозглашали еретиками. Одежда в Средние века олицетворяла благочестие владельца, смирение перед мирскими тяготами.

Неизменные спутники рыцарей

Меч с крестообразной рукояткой – главное оружие средневековых воинов, выступавшим своего рода символом рыцарства. Он превосходил другие виды холодного оружия по удобству и маневренности. В опытных руках метровый меч, весивший порядка 2-х кг, можно было задействовать с невероятной эффективностью. Остроконечный меч легко проникал сквозь броню и отсекал конечности.

Представители военной аристократии, отменно показавшие себя в сражениях, получали право именовать свое оружие. В мирное время его можно было даже носить с собой в общественных местах и использовать для самообороны.

К XV-XVI векам обязательным элементом боевого костюма выступал также кинжал. Его всегда размещали слева от седла. Незаменимым помощником для защиты от копий и ударов мечей выступал щит. Деревянные изделия были обтянуты кожей и обиты металлическими полосами.

Неизменным спутником средневекового рыцаря был его верный конь. Для защиты сильных, натренированных для битвы животных также задействовались доспехи. Броня, именуемая как «бард», включала 5 основных элементов:

  • круппер – для защиты туловища;
  • критнет – для шеи;
  • шанфрон – для головы;
  • пейтраль – для груди;
  • фланшард – для боков.

Конь в железной попоне, оседланный облаченным в доспехи рыцарем, становился своего рода крепостью. За счет этого всадник вместе с животным был малоуязвимым для поражения стрелами, а также ударами мечей и копий противника.

Прикрывающие коня по всей площади туловища 1,5 мм металла оборачивались колоссальными цифрами суммарного веса «наряда». Вес конского доспеха варьировался в пределах 30-45 кг. Если суммировать эти числа с массой облаченного в доспехи седока, нетрудно подсчитать, что коню приходилось носить на себе 25% от собственного веса.

Подпояска

Можно ограничиться куском аутентичной веревки или кожаного шнура вторичного использования. А можно сделать ремень с какой-либо простой пряжкой, например железной (на основе находки из Хедебю), простой бронзовой из прутка (находки из гарнизона Бирки) или костяной (находка из Йорка?) (при выборе изначально старайтесь ориентироваться на тот регион, которым, возможно, вы займетесь в дальнейшем: региональные отличия могли быть довольно существенными, поэтому нет гарантий, что простые решения на одной территории были популярны на другой)

При выборе вариантов важно помнить, что находки ремней с одной только пряжкой не являются исключением. Кроме того, находки ременной «фурнитуры» в целом явление весьма редкое

Так, например, на 1200 захоронений Бирки такие находки имеются лишь в 2-3 десятках захоронений.

Железные пряжки из Хедебю Бронзовые пряжки из Бирки

Какой был идеал красоты

По церковным представлениям судят относительно изображений святых Средневековья. Под куполами церквей парят почти невесомые фигуры мучеников, исполненные скорби. Идеалом красоты считалась девушка, повторяющая лик девы Марии:

  • удлиненное лицо;
  • аккуратные пухлые губы;
  • слишком высокий лоб;
  • большие глаза.

Художники рисуют на полотнах субтильных девушек с выступающими животами, линия груди и бедер обозначена слабо. Любая округлость тела считалась вульгарностью, свидетельствовала о низком происхождении девушки. В Средневековье лиф одежды туго шнуровали, а в Испании сдерживали рост груди свинцовыми накладками. В моде были глаза без ресниц и выбритые лбы, поэтому женщины пользовались народными рецептами по удалению волос на теле.

Любые веснушки или родинки считались дьявольскими метками, их надлежало регулярно натирать аметистом для удаления. Дама Средневековья олицетворяла кротость, создавала вид неземного создания. У девы непременно должны быть зеленые или голубые глаза, а также идеальную картинку Средневековья дополняли струящиеся до пола золотистые волосы. Одежда средневекового рыцаря, наоборот, подчеркивала мужественность. Идеалом считался мужчина с крепким телосложением и четко выраженными чертами лица.

Разноцветные шоссы

Старинные картины с изображением мужчин в шоссах моды середины ХIV века могут заставить неподготовленного зрителя думать, что художник изобразил арлекина: в те времена шоссы стали делать разноцветными.

Капризы моды заставили мужчин не только надеть разноцветные шоссы, но и выбирать яркие и, порой, «женские» цвета. Пары шосс делали сине-красными (один шосс пары — синий, другой — красный), бело-розовыми и так далее.

Тогда же зародился «тренд» логомания: шоссы украшались изображением родового герба их владельца, изречениями известных личностей.

Французский монах Пьер Д’Оржен писал: » Одежды так коротки, что видны панталоны и то, что ими прикрыто. И панталоны эти были так узки, что надевать и снимать их без посторонней помощи было невозможно». И правда, если вернуться к картинам той эпохи, то мужские одеяния для ног весьма напоминают современные плотные колготки или кальсоны.

В Италии мужские штаны-чулки назывались «кальцони», представляя собой узкие облегающие трико из эластичного сукна; чулки крепились на поясе так называемой плечевой одежды («соттовесты») — короткой, доходившей до талии или бедер. Иногда, к ним пришивали кожаную подошву, чтобы не надевать обувь. Общества молодых аристократов носили название «Compagnie della Calza», что в переводе означает «компании чулок». Со временем сукно стало заменяться другими, более благородными материалами: шелком и шерстью.

Гардероб рыцаря включал особые разновидности шоссов: тёплые для ношения под латами, и специальные «бронированные» — кольчужные шоссы, которые изготавливались по той же технологии, что и кольчуга-рубаха.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: