Загадочный и многоликий э.т.а. гофман

О сборнике «Фантазии в манере Калло»

Французский художник XVII века Жак Калло известен своими гротескными рисунками и офортами, в которых реальность выступает в фантастическом обличье. Уродливые фигуры на его графических листах, изображавших сцены карнавала или театральные представления, пугали и притягивали. Манера Калло импонировала Гофману и дала определённый художественный стимул.

Центральным произведением сборника стала новелла «Золотой горшок», у которой подзаголовок – «Сказка из новых времён». Сказочные происшествия случаются в современном писателю Дрездене, где рядом с обыденным миром существует потаённый мир чародеев, волшебников и злых колдуний. Впрочем, как выясняется, они ведут двойное существование, некоторые из них прекрасно совмещают магию и волшебство со службой в архивах и присутственных местах. Таков ворчливый архивариус Линдхорст – владыка Саламандр, такова злая старуха-колдунья Рауэр, торгующая у городских ворот, дочь репы и драконова пера. Именно её корзинку с яблоками нечаянно опрокинул главный герой студент Ансельм, от этой мелочи и пошли все его злоключения.

Каждая глава сказки названа автором «вигилия», что на латинском языке означает – ночная стража. Ночные мотивы вообще характерны для романтиков, здесь же сумеречное освещение усиливает таинственность. Студент Ансельм – растяпа, из породы тех, у кого, если падает бутерброд, то непременно маслом вниз, но и он верит в чудеса. Он – носитель поэтического чувства. При этом он надеется занять подобающее место в обществе, стать гофратом (надворным советником), тем более, что дочь конректора Паульмана Вероника, за которой он ухаживает, твёрдо определилась в жизни: она станет женой гофрата и будет красоваться по утрам в окне в элегантном туалете на удивление прохожим франтам. Но волею случая Ансельм прикоснулся к миру чудесного: внезапно в листве дерева он увидел трёх изумительных золотисто-зелёных змеек с сапфировыми глазами, увидел и – пропал. «Он чувствовал, как в глубине его существа шевелилось что-то неведомое и причиняло ему ту блаженную и томительную скорбь, которая обещает человеку другое, высшее бытие».

Гофман проводит своего героя через множество испытаний, прежде чем он попадает в волшебную Атлантиду, где соединяется с дочкой могущественного повелителя Саламандр (он же архивариус Линдхорст) – синеглазой змейкой Серпентиной. В финале все обретают партикулярный облик. Дело заканчивается двойной свадьбой, ибо Вероника находит своего гофрата – это прежний соперник Ансельма Геербранд.

Ю. К Олеша в заметках о Гофмане, которые возникли при чтении «Золотого горшка», задаётся вопросом: «Кто он был, этот безумный человек, единственный в своём роде писатель в мировой литературе, со вскинутыми бровями, загнутым книзу тонким носом, с волосами, навсегда поднявшимися дыбом?» Возможно, знакомство с его творчеством позволит ответить на этот вопрос. Я бы рискнула назвать его последним романтиком и родоначальником фантастического реализма.

Почему люди становятся тщеславными

Говоря о тщеславии, психологи пришли к выводу, что качество часто закладывается в детстве. Как раз в тот момент, когда формируется человеческая самооценка. Часто этому способствуют сами родители, излишне перехваливая собственного ребенка.

Другие причины формирования тщеславия:

У человека возникает внутренний конфликт. Он начинает буквально выдавать желаемое за действительное, убеждать окружающих и себя, что он лучше, талантливее, успешнее, чем есть н самом деле.
Человек недоволен собой, поэтому находится в поисках сильных сторон собственной личности. Тратя на этом слишком много времени, он поддерживает ложный образ себя в глазах окружающих людей.
Родители или учителя относились к ребенку неуважительно

Он вырастает и становится тщеславным, чтобы компенсировать признание и внимание, которых ему не хватало в детстве.
Качество проявляет и недооцененный ранее человек, успехи которого, наконец, заметили окружающие.
Человека травили в школе, он подвергался буллингу. Когда он становится взрослым, то ему присуще тщеславие

Он считает себя этаким гадким утенком, который расцвел в прекрасного лебедя.
Воспитание в атмосфере вседозволенности, безотказности.

Что такое тщеславие

О значении слова тщеславие говорят толковые словари. Особенно удачно описывает определение словарь Даля.

Тщеславие – это черта характера человека. Она выражается в том, что человек постоянно ищет славы, признания, похвалы. Тщеславный человек делает добрые поступки лишь для того, чтобы заслужить почет у окружающих.

Тщеславие и гордыня — в чем разница

Гордыня – это качество личности, его повышенная самонадеянность, необоснованная вера в себя. Гордый человек считает, что может всего добиться сам, без помощи других людей и Высших Сил. Такой человек не склонен благодарить других.

Если обратиться к православной вере, то тщеславие считается несколько меньшим грехом, нежели гордыня. Тщеславный человек еще не осознает пагубности своих действий. Гордый же намеренно считает себя лучше других, занимается возвеличиванием.

Различия между честолюбием и тщеславием

Честолюбием называется стремление человека быть успешнее конкурентов, получать самые высокие результаты. В разумных количествах это качество необходимо каждому человеку. Кстати, у тактичного и вежливого человека честолюбие практически незаметно. Ему удается не вести себя тщеславно, заносчиво.

Тщеславным людям же важно постоянно хвастаться перед другими. А чем является предмет хвастовства, не столь важно

Давайте для наглядности изучим проявления каждого из качеств.

Гофман в Берлине

Осенью 1814 года Гофман с помощью друга получил место в уголовном суде в Берлине. Впервые за многие годы скитаний у него появилась надежда обрести постоянное пристанище. В Берлине он оказался в центре литературной жизни. Здесь завязались знакомства с Людвигом Тиком, Адальбертом фон Шамиссо, Клеменсом Брентано, Фридрихом Фуке де ла Мотт, автором повести «Ундина», художником Филиппом Фейтом (сыном Доротеи Мендельсон). Раз в неделю друзья, назвавшие своё сообщество в честь пустынника Серапиона, собирались в кофейне на Унтер-ден-Линден (Serapionsabende). Засиживались допоздна. Гофман читал им свои новейшие произведения, они вызывали живую реакцию, расходиться не хотелось. Интересы пересекались. Гофман стал писать музыку к повести Фуке, тот согласился стать либреттистом, и в августе 1816-го романтическая опера «Ундина» была поставлена на сцене Королевского Берлинского театра. Состоялось 14 спектаклей, но через год театр сгорел. В огне погибли чудесные декорации, которые по эскизам Гофмана выполнил сам Карл Шинкель, прославленный художник и придворный архитектор, который в начале Х1Х в. построил чуть ли ни пол-Берлина. А поскольку с Тамарой Шинкель, прямым потомком великого мастера, я училась в Московском пединституте, то чувствую и себя причастной к гофмановской «Ундине».

Со временем занятия музыкой отошли на второй план. Своё музыкальное призвание Гофман как бы передал любимому герою, его alter ego, Иоганну Крейслеру, который из произведения в произведение несёт с собой высокую музыкальную тему. Гофман был энтузиастом музыки, называл её «праязыком природы».

Будучи в высшей степени Homo Ludens (человеком играющим), Гофман по-шекспировски воспринимал весь мир как театр. Его близким другом был знаменитый актёр Людвиг Девриент, с которым он встречался в кабачке Люттера и Вегнера, где они бурно проводили вечера, предаваясь как возлияниям, так и вдохновенным юмористическим импровизациям. Оба были уверены, что у них имеются двойники и поражали завсегдатаев искусством перевоплощения. Эти посиделки закрепили за ним славу полубезумного алкоголика. Увы, он и в самом деле под конец стал пьяницей и держался эксцентрично и манерно, но чем дальше, тем яснее становилось, что в июне 1822 года в Берлине от сухотки спинного мозга в муках и безденежьи скончался величайший маг и чародей немецкой литературы.

Значение слова «филистер»

Фото автора Kseniya Kopna: Pexels

Слово «филистер» пришло в русский язык из немецкого, Philister. При заимствовании были учтены правила русского языка. Слово перешло с оригинальным написанием, лексическим значением и произношением. Правильно говорить «фили́стер», с акцентом на второй слог.

Давай посмотрим, какое оно имеет лексическое значение. В толковом словаре, составленным Владимиром Далем, характеризуют филистера, как человека с узким взглядом на происходящее. Такие люди преданны рутинности. Это самодовольные мещане, малограмотные обыватели. Их отличительная черта – лицемерие, фальшивость, двоедушие.

Филистеры – люди, которых не заботит удовлетворение духовных потребностей. Те, кто не стремятся к познанию. Они не нуждаются в эстетике, красоте мира, удовлетворяются лишь физическими потребностями. Таким людям присущ мещанский, обывательский кругозор, ханжеское поведение.

Другое обозначение слова

Немецкий филолог Фридрих Клуге написал научную работу, связанную со словом «филистер». Он отметил следующие необычные его лексические значения:

  • В Библии употребляется слово «филистер» для обозначения Голиафа, великана и силача, который был сын Филистимской земли, юга Ханаанской стороны.
  • Профессор приводит цитату из книги, датированной 1672 годом. Там говорится, что филистером зовут грандиозного, могучего мужчину, приводится олицетворение его с башней и деревом.
  • В конце XVII века слово «филистер» употребляется для обозначения воинов, которые несут вахту ночью, мушкетеров, чьим долгом было сопровождать надзирателя за поведением студентов вне стен университета.
  • В энциклопедии, созданной Брокгаузом, говорится, что филистер – опытный, пожилой человек, который принадлежит к достойному кругу почтенных людей.

Багаж знаний – софизм, казуистика, филистер

В XIX веке в Прибалтике, в городе Дерпте, упоминается филистер, как воспитанник университета. Также называют и выпускников прибалтийских университетов. Обычно в этом случае филистер сокращается до «фил».

Слово филистер активно использовал в своем лексиконе Александр Пушкин, упоминая его в романе «Евгений Онегин» для характеристики Ленского.

История возникновения термина

Впервые в научном мире термин «стереотип» встречается в работе У. Липпмана, описывающей его концепцию общественного мнения. Это слово греческого происхождения, обозначающее в переводе «точный отпечаток» раньше употреблялось только в полиграфии для определения формы, позволяющей дублировать текст.


@ru.wikipedia.org

В своей книге «Общественное мнение» 1992 г. писатель определил главные смыслы понятия «стереотип». В дальнейших научных работах они активно развивались, дополнялись и уточнялись. Выход в свет этой работы прочно укоренило данное определение в обыденном языке.

Примеры стереотипов


@vitvesti.by

  • Уравнивание людей по национальному признаку. Американцы — свободные, индийцы — грязные, евреи — жадные, итальянцы — семейные, прибалтийцы — спокойные и т.д. Такая жёсткая и не всегда справедливая классификация людей очень помогает путешественникам. Нередко перед посещением новой страны анализируется информация о том, чего можно ждать от местного населения. В то же время такая предвзятость может помешать открыть что-то новое или существующее уже давно, но неочевидное под толстым покрывалом стереотипов.
  • Развод. Косые взгляды в сторону разведённых бывших мужа и жёны в нашей культуре — не редкость. Это мнение настолько устоялось в сознании людей, что уверенно руководит судьбами огромного количества несчастных семей, члены которых страдают от физического или психологического насилия.
  • Стереотип вредности стереотипов для развития личности и становления индивидуальности. В некоторых случаях вполне справедливое утверждение. Однако, индивидуализироваться личности в совершенно непредсказуемом мире, скорее всего, было бы значительно сложнее, учитывая, что отношение общества к ярко выраженной индивидуальности — тоже стереотип. В то же время шаблонное мышление, действительно, мешает формированию более широких взглядов на происходящее.

История приобретения слова отрицательного значения

Слово «филистер» до 1693 года имело исключительно позитивное значение. Оно владело прямой связью с библейским сюжетом. Затем стало обладателем внебиблейского смысла, чему предшествовала реальная история. Однажды произошла пьяная драка. В ней принимали участие слишком активный студент и один мушкетер, как их тогда называли филистер.

Исход события был трагичен, филистер застрелил студента. Пастор Гётце на похоронах произнес слова Библии. Он привел аналогию события с Самсоном, когда на него шли филистимляне. Это послужило ассоциацией мушкетера-филистера с сильным, но довольно ограниченным человеком, которому чужд дух просвещения. Такая ассоциация закрепилась в среде студенчества Германии. 

О «Житейских воззрениях кота Мурра»

Книга задумывалась как итоговая, в ней сплелись все темы и особенности манеры Гофмана. Здесь трагедия соединилась с гротеском, хотя они обратны друг другу. Сама композиция тому способствовала: биографические записки учёного кота прослаиваются страницами из дневника гениального композитора Иоганна Крейслера, которые Мурр использовал вместо промокашек. Так и напечатал рукопись незадачливый издатель, помечая «вкрапления» гениального Крейслера как «Мак. л.» (макулатурные листы). Кому нужны страдания и печали любимца Гофмана, его alter ego? На что они годятся? Разве что на просушку графоманских упражнений учёного кота!

Иоганн Крейслер, дитя бедных и невежественных родителей, познавший нужду и все превратности судьбы, – странствующий музыкант-энтузиаст. Это – любимец Гофмана, он действует во многих его произведениях. Энтузиасту чуждо всё, что имеет вес в обществе, потому его ждут непонимание и трагическое одиночество. В музыке и любви уносится Крейслер далеко, далеко в светлые миры, известные ему одному. Но тем безумнее для него возврат с этой высоты на землю, в суету и грязь маленького города, в круг низменных интересов и мелких страстей. Натура неуравновешенная, постоянно раздираемая сомнениями в людях, в мире, в собственном творчестве. От восторженного экстаза он легко переходит к раздражительности или к полной мизантропии по самому незначительному поводу. Фальшивый аккорд вызывает у него приступ отчаяния. «Крейслер нелеп, почти смешон, он постоянно шокирует респектабельность. Эта неконтактность с миром отражает полное неприятие окружающей жизни, её тупости, невежества, бездумия и пошлости… Крейслер восстаёт один против целого мира, и он обречён. Мятежный дух его гибнет в душевной болезни» (И.Гарин).

Но ведь не он, а учёный кот Мурр претендует на роль романтического «сына века». Да и роман пишется от его имени. Перед нами не просто двухярусная книга: «Крейслериана» и животный эпос «Мурриана». Новое здесь – линия Мурра. Мурр не просто филистер. Он пытается предстать энтузиастом, мечтателем. Романтический гений в образе кота – смешная идея. Вслушайтесь в его романтические тирады: «… я знаю твёрдо: моя родина – чердак!. Климат отчизны, её нравы, обычаи – как неугасимы эти впечатления… Откуда во мне такой возвышенный образ мыслей, такое неодолимое стремление в высшие сферы? Откуда такой редкостный дар мигом возноситься вверх, такие достойные зависти отважные, гениальнейшие прыжки? О, сладкое томление наполняет грудь мою! Тоска по родному чердаку поднимается во мне мощной волной! Тебе я посвящаю эти слёзы, о прекрасная родина…» Что это как не убийственная пародия на романтические эмпиреи йенских романтиков, но ещё больше – на германофильство гейдельбергцев?!

Писатель создал грандиозную пародию на само романтическое мировоззрение, зафиксировав симптомы кризиса романтизма. Именно сплетение, единство двух линий, сталкивание пародии с высоким романтическим стилем рождает нечто новое, неповторимое.

«Что за истинно зрелый юмор, какая сила действительности, какая злость, какие типы и портреты и рядом – какая жажда красоты, какой светлый идеал!» Достоевский так оценил «Кота Мурра», но это достойная оценка творчества Гофмана в целом.

Зарубежная Литература XVII-XX веков

Основной соавтор
Jaaj.Club

Хорошие книги актуальны во все времена и не стареют. Беллетристика, увидевшая свет в прошлом и позапрошлом веках, вызывает интерес и сейчас. В свободном доступе есть и Шекспир и Ремарк, а также многие другие авторы. Но кроме прочтения книг можно рассматривать отдельные аспекты в сюжете и события из биографии писателей.

В данном разделе собраны статьи, которые объединены одной темой — Зарубежная литература 19-20 веков. Но каждая из них — это отдельное небольшое исследование. Вы откроете для себя много нового, погрузившись в их изучение.

Мистификация Бранте, дети в сюжетах Шекспира, настоящая русалочка Андерсена и многие другие факты, о которых вы не догадывались. Читайте, удивляйтесь и получайте удовольствие!

Комментарии

Ничего смешней и интересней не приходилось читать из сказок. Браво!Мне напомнило это сочинение произведение Сыр. Прикрепил его.

20.01.2023
Jaaj.Club

На данный момент можно прикрепить только к статьям, которые находятся на модерировании, для этого надо нажать на «плюсик» в том месте, где обычно отображается предмет в статье. Для этого нужен ещё один предмет.Немного запутано, в ближайшее время упростим этот процесс.

20.01.2023
Jaaj.Club

Понятно, то есть к уже опубликованной статье его нельзя прикрепить?

20.01.2023
Formica

Каждый Предмет принадлежит какой-то рубрике. Когда вы переходить на страницу Написать, у вас есть выбор рубрики. В зависимости от выбранной рубрики появляется возможность указать Предмет. При сохранении публикации Предмет привязывается к статье.

20.01.2023
Jaaj.Club

Вот я купила предмет, как мне его к статье прикрепить?

20.01.2023
Formica

Характерные качества обывателя

Данный термин отличается наличием сразу нескольких разных значений. Так в современном понимании его используют для определения людей, обладающих мещанским взглядом на жизнь. Отрицательным данное слово стало после свершений революции 1917 года.

Также обывателями могут называть группу людей, проживающих в конкретной местности. Сегодня данное значение устарело, хотя раньше его использовали достаточно часто. Оно происходит от слова «обывать» в значении проживать.

Если обратить внимание на пассионарную теорию, то обывателем назовут тихого человека, который приспособился к определенной среде и лишился своей пассионарности

Отличительные черты обывателей

Как можно понять, кто находится перед вами – прогрессивный человек или обыватель? Здесь все довольно просто, так как обыватели обычно выбирают для себя конкретную позицию, которая прослеживается на протяжении всей жизни.

Позиция эта заключается в том, чтобы идти по пути наименьшего сопротивления. Человек с обывательским способом мышления обычно не берется судить о том, что правильно, а что нет. Он обладает максимально узким кругом интересов, которые касаются его личной жизни. Все что выходит за пределы этого диапазона обывателя практически не интересует.

Для любого прогрессивного человека подобный подход кажется совершенно ненормальным, но обыватель вообще не видит иного варианта. Если рассматривать обывателей с психологической точки зрения, то подобная позиция указывает на свободу от обязательств.

В первую очередь эта свобода является избавлением от внутренней ответственности, поэтому обыватель и не берется решать значимые проблемы. Так как подобные вопросы ему в принципе не интересны, то обыватель выбирает позицию, занятие которой для него выглядит максимально простым и выгодным решением.

Опасность обывателя для общества

Обывателю может быть присущ определенный примитивизм. Так он редко оценивает собственные суждения, обосновывая позицию или степень ее целесообразности.

Чтобы исключить любую ответственность, такой человек старается ограничить зону восприятия реальности, поэтому вопросы, которые не соответствуют его текущим интересам, могут завести в тупик, даже если вопрошающему они кажутся простейшими.

Причиной является отсутствие весомой пользы для самого обывателя

Важно понимать, что обыватель принимает подобный образ мыслей под давлением общества, поэтому с каждым годом их количество только увеличивается. Происходит не только трансформация обычного человека в обывателя, но и здорового общества в обывательское

Благодаря гибкости своей позиции, а зачастую ее полного отсутствия, обыватель становится субъектом с ярко выраженным наплевательским отношением ко всему, что не имеет к нему непосредственного отношения.

В то же время он твердо уверен, что именно его голос является единственно верным в процессе принятия решений. Попадая в нормальное общество, обыватель склоняет всех к тому, чтобы его интересы учитывались вне очереди. В то же время он не готов принимать сколь-либо значимое участие в реализации самого решения.

По мнению самого обывателя, его главной задачей является высказывание абстрактного мнения, либо, в худшем случае, контроль за выполнением принятого решения. По мнению такого человека, мелкие проблемы должны решаться обществом, а его проблемы выступают самым мощным движителем любых процессов.

В результате весь смысл жизни обывателя сведен к личному комфорту. В то же время конкретные методы для того, чтобы преследовать одновременно общественные и собственные цели его нисколько не интересуют. Их он готов делегировать кому-то еще.

Такой человек считает, что идеальное решение должно быть удобным и правильным, но обеспечить подобное состояние должно общество или государство, но не он личными усилиями или затратами.

Шуман – кто он? Несостоявшийся пианист, гениальный композитор или острый музыкальный критик?

«Разум ошибается, чувство никогда» – эти слова Шумана могли бы стать девизом всех художников-романтиков, свято веривших в то, что самое драгоценное в человеке – это его способность чувствовать красоту природы и искусства и сочувствовать другим людям.

Творчество Шумана привлекает нас, прежде всего, богатством и глубиной чувств. А его острый, проницательный, блестящий разум никогда не был холодным разумом, он всегда был освещен и согрет чувством и вдохновением. Богатая одаренность Шумана не сразу проявилась в музыке. В семье преобладали литературные интересы. Отец Шумана был просвещенным книгоиздателем и иногда сам выступал как автор статей. А Роберт в юные годы серьезно занимался языкознанием, литературой, писал пьесы, которые ставились в домашнем кружке любителей. Занимался он и музыкой, играл на фортепиано, импровизировал. Друзей восхищало его умение нарисовать музыкой портрет кого-либо из знакомых так, что можно было легко узнать его манеры, жесты, весь облик и характер.

Лицемерные и двуличные люди: кто они

Лицемерие с двуличием – синонимичные понятия. Лицемерный человек является неискренним притворщиком, зачастую одевающим на себя маски льстеца и подхалима с целью произведения хорошего впечатления на окружение. Двуличными людьми демонстрируются разные модели поведения перед другими. Это моральное качество может быть присуще, как взрослым, так и детям. Оно является природным инстинктом, заложенным в каждом. Но одни прибегают к вранью редко, только из благих намерений. А другие – не искренни, двуличны всегда, в любых ситуациях и отношениях, поскольку это их стиль жизни. Их не волнуют чувства других, ведь своим лицемерием они пользуются в качестве своеобразной защиты и для своей пользы. Поэтому в том, что заведомо обманывают, не видят ничего плохого. И со своей точки зрения собственное поведение считают нормальным и адекватным. Они не могут понять, что лицемерие означает для других обман и неискренность.

В общепринятом смысле лицемер является обманщиком, проповедующим высокие моральные принципы и важность духовных ценностей, однако сам не придерживается таковых. И двуличные люди осыпают при встрече комплиментами, а за спиной распускают сплетни

Лицемеру приходится постоянно притворяться, чтобы казаться представителем «лучших». Он легко клеймит других, изображая правильного и добропорядочного индивида. Хотя таким и близко не является. Правила существуют для других, лицемеру они не писаны.

В обычной жизни лицемерами можно считать знакомых старушек на лавочках у подъездов, обсуждающих соседей, понапрасну ругающих молодежь за их, так называемое, неправильное поведение. Однако им следует вспомнить себя в таком же возрасте и наверняка у каждой найдется парочка скелетов в шкафу. Легко судить других и провозглашать ценности, которые пренебрегались в прошлом. Скорее всего, собственные внуки лицемерной бабушки ведут себя аналогично, но соринка в чужом глазу виднее. 

Плохо, если подруга или друг окажется лицемером. Вы никогда не узнаете их настоящего мнения о себе. Они будут сыпать комплиментами в вашу сторону ради манипулирования вами для собственной выгоды. И следует приготовиться к тому, что лицемерная подружка за спиной может легко облить грязью и сплетничать. Женщинам по природе даны хорошие актерские способности, поэтому они более склонны к лицемерному поведению, чем мужчины. Мужчина считается простодушнее и прямолинейнее. Однако всегда есть исключения из правил.

В лицемерие «играют» дипломаты и политики. Психологи считают современных лицемеров искусными манипуляторами, отлично чувствующими каждую слабую точку своих собеседников. Они без зазрения совести и, не испытывая и капли стыда, могут играть на больных местах, фобиях, убеждениях. Чтобы не погрязнуть в «омуте», следует научиться распознавать это моральное качество в себе и остальных.

Литературное наследство Гофмана

Сам Гофман своё призвание видел в музыке, но славу приобрёл писательством. Всё началось с «Фантазий в манере Калло» (1814-15), затем последовали «Ночные рассказы» (1817), четырёхтомник новелл «Серапионовы братья» (1819-20), своеобразный романтический «Декамерон». Гофман написал ряд больших повестей и два романа – так называемый «чёрный», или готический роман «Эликсиры сатаны» (1815-16) о монахе Медарде, в котором сидят два существа, одно из них – злой гений, и незавершённые «Житейские воззрения кота Мурра» (1820-22). Помимо этого, сочинялись сказки. Самая известная из них рождественская – «Щелкунчик и мышиный король». С приближением Нового года в театрах и по телевидению идёт балет «Щелкунчик». Музыка Чайковского у всех на слуху, но лишь единицы знают, что балет написан по сказке Гофмана.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: