Генетическая психология жана пиаже

Содержание курса

Тема 1 Предмет психогенетики

Психогенетика—как междисциплинарная наука. Развитие психогенетики: работы Ф. Гальтона; современные проблемы, исследования и перспективы; отечественные проблемы, исследования и перспективы; отечественные исследования.

Тема 2 Основные генетические понятия

Биологические: изменчивость, наследственность, ген, аллель, генотип, фенотип, хромосомы, норма реакции генотипа, гомозигота и гетерозигота, мутации, и ее виды, признак, популяция.

Тема 5 Классические законы Г.Менделя

I. Закон единообразия;

II. Закон расщепления;

III Закон независимого комбинирования (наследования) признаков.

Доминантное и рецессивное наследования. Условия действия законов Г.Менделя.

Тема 6 Неменделевская генетика

Хромосомные аберрации. Наследование, сцепленное с полом. Импритинг, появление новых мутаций (раковые заболевания), наследование сложных поведенческих признаков.

Тема 7 Динамика генов в популяции

Понятие популяции, генофонда. Влияние взаимодействующих факторов на распространенность признака в популяции. Значение исследований популяции в здравоохранении, демографии, национальной безопасности.

Тема 9 Психогенетика когнитивных функций

Природа интеллекта. Подход К. Спирмена и Л. Терстона. Исследование интеллекта с помощью близнецового метода. Коэффициенты генетической и средовой детерминации межиндивидуальных различий интеллекта. Интеллект и успех в обучении.

Тема 10 Гено-средовые исследования темперамента

Определение темперамента как стиля поведения. Исследование черт темперамента. Характер, личностная черта, синдром трудового темперамента ребенка. Генетическая составляющая аспектов темперамента.

Тема 11 Генетика нейрофизиологии мозга по показателям биологической активности

Электроэнцефалография (ЭЭГ); вызванные потенциалы (ВП); событийно-связанные потенциалы (СПП) и их наследственная обусловленность.

Тема 12 Роль генотипа и среды в индивидуальном развитии

Применение лонгитюдного метода в психогенетике возрастных изменений. Генетическая составляющая признака, средовые воздействия на формирующуюся индивидуальность. Общая среда, индивидуальная среда.

Тема 13 Генетика психических аномалий

Болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Трипло—Х, шизофрения, психозы, эпилепсия, гиперактивность, дислексия.

Тема 14 Роль наследственности и среды в формировании функциональной асимметрии

Развитие функциональной асимметрии в онтогенезе. Прогрессивная латерализация полушарий в раннем онтогенезе и проблема эквипотенциальности. Генетические аспекты профиля латерализации человека (сенсорных, моторных и психических функций).

Какие методы используются в генетической психологии

Генетическими психологами был разработан новый вид исследования, названный методом клинической беседы. Он предполагает изучение не внешних признаков и симптомов, а внутренних процессов, приводящих к возникновению какого либо явления.
 
Применение описанного метода позволило открыть главную черту мышления ребенка – эгоцентризм. Развитие же мышления предполагает переход через децентрацию от этой позиции к более объективной. Такой переход Жан Пиаже определил как главный закон психического развития.
 
Своеобразие развития интеллекта связано со структурами, которые формируются благодаря деятельности. Выполняемые ребенком действия постепенно схематизируются и благодаря символическим средствам (игре, рисунку, имитации, речи) постепенно трансформируются во внутренний план. Далее они соотносятся с другими действиями, сокращаются и примерно к 7 годам преобразуются в операции. Операция является в генетической психологии основной единицей мышления. Ход же психического развития женевские психологи делят на три периода, в рамках которых существуют отдельные стадии.
Помимо стадий, генетических психологов интересует и внутренняя логика преобразования интеллекта. Детское развитие изучается в биологическом аспекте.
 
Представители генетической психологии  занимаются так же памятью, восприятием, воображением и эмоциями. Перечисленные процессы рассматриваются, как полностью подчиненные интеллекту.
Немалый интерес для женевских психологов представляют обучение детей в условиях разных культур, вопросы, связанные с диагностикой умственного развития и патологией мышления, исследования в психолингвистике.
 

Шизофрения

Современные ученые сходятся во мнении, что шизофрения, как и аутизм, также может передаваться наследственным путем. Эксперименты доказали, что вероятность болезни составляет:

1% – если ни у кого в семье не было подобного диагноза;

6% – если шизофрения у одного из родителей;

9% – если диагноз у родного брата или сестры;

48% – если болезнь есть у одного из однояйцевых близнецов.

При этом одного конкретного «гена шизофрении» не существует, за этот диагноз ответственны десятки и тысячи фрагментов генома, в которых случились «поломки». Каждый из нас вполне может иметь те или иные мутации, но они абсолютно безопасны, пока не «встретятся» вместе. Конкретные аномалии, отвечающие за шизофрению, специалисты все еще ищут, но уже известно, что с этой точки зрения наиболее приметной является 16 хромосома.

Для ребенка риск получить по наследству шизофрению уменьшается пропорционально с возрастом его матери, а вот с отцом все точно наоборот – чем старше, тем опаснее. Это объясняется тем, что по мере старения у мужчин появляется большое количество мутаций в половых клетках.

Особенности детского эгоцентризма

Как уже было сказано, эгоцентризм произошел вследствие анализа поведения детей и подростков. Поэтому исконно этот термин описывает именно особенности детского поведения.

Эгоцентризм у детей – это особая познавательная детская позиция по отношению к окружающими миру. Чаще всего начитается с 2-3 лет и заканчивается в 11-12. Эгоцентризм у детей заканчивается как раз в подростковом возрасте, когда они начинают понимать, что у окружающих тоже есть чувства и своём личное мнение.

Что делать с детским эгоцентризмом? Фактически до взросления ребенка делать ничего не нужно. Нормально и здоровое мышление приходит со становлением личности, а также в результате процесса воспитания. Поэтому родителям советуем набраться терпения, пытаться вкладывать в своего ребенка правильные нормы и установки, не пытаясь насильно устранить эгоцентрическое мышление.

Причины эгоцентризма

Эгоцентризм может начать формироваться из-за нарушения формирования личности человека, а также из-за нарушения личных границ. Порой из-за этого люди не понимают, где границы его сознания, а где сознание других людей. Результатом этого может быть то, что человек перестаёт воспринимать ценности общества. Он как бы слушает других людей, но не воспринимает их ход мыслей. Из этого можно сделать вывод, что эгоцентризм появляется из-за неправильного развития личности человека. Можно сказать иначе, что эгоцентризм появляется из-за следующих причин:

Непринятие ценности окружающих людей

Неадекватное представление о других людях

Отсутствие эмпатии

Пережитая травма

Неумение проявлять чувства

Отсутствие или утрата моральных ценностей

Нездоровый образ собственного «Я», некоторая эксцентричность

Стойкий цинизм по отношению к другим

Безразличие к людям

Неумение проявлять эмоции

Фенилкетонурия

Но влияние генетики на работу психики человека может быть связано не только с полом и восприятием себя. Еще один очень показательный пример – фенилкетонурия. Это наследственное заболевание, при котором нарушается метаболизм аминокислот, прежде всего, фенилаланина. В норме ферменты, присутствующие в печени, трансформируют это вещество в тирозин, который крайне важен для производства нейротрансмиттеров. Но когда отсутствуют ферменты для переработки фенилаланина, он превращается в кислоту, которая токсична и опасна для нейронов. В итоге, это приводит к развитию слабоумия и поражению центральной нервной системы. Больным фенилкетонурией нужно всю жизнь соблюдать специальную диету и принимать препараты, содержащие тирозин.

Это очень яркий пример того, что генетический сбой, который сам по себе никак не связан с функциями мозга, оказывает на его деятельность критическое влияние. При отсутствии лечения, исход для таких пациентов довольно печален.

Яркие примеры эгоцентризма в повседневной жизни

В действительности каждый из нас хоть раз в жизни встречался с эгоцентризмом и эгоцентричной личностью. Поэтому, если вы попытаетесь вспомнить ситуации из вашей жизни, то обязательно найдете человека, который не воспринимал вас и ваше мнение, недооценивал вас. Для того, чтобы окончательно разобраться в том, кто же такой эгоцентрик, рассмотрим следующие примеры.

Пример 1

Рассмотрим ситуацию в кафе. Старые подруги решили собраться ,потому что давным-давно не виделись. Среди них есть одна девушка, она эгоцентрист. И в простой дискуссии со своими подругами она всегда начинает со всеми спорить и упорно доказывать свою правоту, несмотря на то, что она неправа. Каким-либо образом истолковать эгоцентристке неправильность ее поведения невозможно, так как она просто не слышит слова, не совпадающие с ее мнением.

Пример 2

Теперь рассмотрим ситуацию в молодой семье. У них общий бюджет. Было жаркое лето и девушке понадобились босоножки. Она сообщила об этом своему молодому человеку, на что он ответил, что лето не такое уж и жаркое, чтобы покупать босоножки. Пример достаточно спорный, потому что данную ситуацию можно одновременно классифицировать в качестве меркантильности, человеческой скупости, и чрезмерной бережливости.

Пример 3

Рассмотрим ситуацию среди рабочего коллектива дизайнеров. Их цель состояла в том, что они должны были обставить офис, чтобы он выглядел презентабельно, удобно и в определённом стиле. Среди коллектива был человек, который упорно доказывал коллегам, что надо было заказывать мебель оранжевого цвета, несмотря на то, что заказчику нужен был интерьер в холодных оттенках. В результате чего между членами коллектива возник конфликт. Кстати, именно рабочие отношения ярче всего описывают ситуацию эгоцентризма.

На работе эгоцентризм встречается чаще всего

Формирование и становление науки

Этапы развития психогенетики как науки:

  • 1 этап – происходит зарождение генетики человеческого поведения (1865-1900 гг.);
  • 2 этап – генетика поведения становится самостоятельной научной дисциплиной (1900-1924 гг.);
  • 3 этап – накапливается эмпирический материал (1924-1960 гг.);
  • 4 этап – современное развитие (с 1960 г. по настоящее время).

Психогенетику как науку развивал английский ученый Ф. Гальтон. Он был двоюродным братом Ч. Дарвина.

В 1865 году Гальтон опубликовал статью «Наследственный талант и характер», которая положила начало серии работ в области изучения наследственности у человека. В 1869 году выходит в свет труд Гальтона «Наследственный гений: исследование его законов и последствий». В рамках исследования ученый попытался решить вопрос наследуемости одаренности с помощью анализа родословных выдающихся деятелей науки, юриспруденции, спорта, военного дела, искусства. Для этого он использовал генеалогический метод.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психогенетика 480 руб.
  • Реферат Психогенетика 270 руб.
  • Контрольная работа Психогенетика 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Еще один основатель психогенетики – немецкий исследователь В. Штерн, который впервые ввел понятие «дифференциальная психология».

Определение 2

Дифференциальная психология представляет собой отрасль психологии, которая исследует индивидуальные различия между людьми.

Штерном были сформулированы методологические и экспериментально- методические подходы, основные понятия, статистические приемы. Все они до настоящего времени используются в психогенетике.

Главными достижениями психогенетики в начале 20 века можно считать:

  • Формирование надежных способов определения зиготности близнецов.
  • Развитие статистических методов определения сходства между родственниками.
  • Появление и развитие количественной генетики.
  • Развитие тестологии (психологической диагностики).

Виды эгоцентризма

Психологами были выявлены следующие 3 вида эгоцентризма:

  1. Моральный. Этот вид эгоцентризма проявляется, когда видно, что у человека отсутствует способность понимать окружающих и их морально-нравственные принципы.
  2. Познавательный. Данный вид определяется тем, что затрагивает процессы личности человека и его восприятие действительности.
  3. Коммуникативный. У этого вида отличие в том, что человеку все равно как он преподносит свою точку зрения и своё мнение окружающим, а также не следит за достоверностью информации.

Таким образом, выделяют три основных вида эгоцентризма. Их разница заключается лишь в том, на что именно направлен эгоцентризм, и каким способом он выражается. Все эти виды объединены одной единой моделью поведения – эгоцентрист не пытается понять другого, не может принять иное мнение, не стремиться решить эту проблему.

Этапы развития интеллекта

В рамках генетической психологии Жан Пиаже рассматривал несколько этапов развития интеллекта. По аналогии с названием каждого их этих этапов обозначают и виды интеллекта, которые развиваются у детей по мере их взросления.

Особенности сенсомоторной стадии

Только родившийся ребенок воспринимает себя, как единое целое с матерью, окружающим миром. В процессе взаимодействия с другими людьми, с игрушками, он начинает понимать, что является отдельным от них. Также приходит понимание того, что его собственные действия могут влиять на объекты.

Прикасаясь к подвешенной над кроваткой игрушке, младенец видит как она раскачивается. Размахивая погремушкой, слышит звук. Так маленький ребенок знакомится с миром, параллельно у него формируются схемы действия, понятия. Они базируются на механизмах аккомодации и ассимиляции.

На сенсомоторной стадии ребенок усваивает принцип постоянства. Он заключается в том, что объект существует даже тогда, когда становится недоступным для органов чувств (пропадает из поля зрения или становится неслышным).

У малыша формируется способность предвосхищать место, где должен появиться объект, который движется, но скрыт от глаз.

Важным приобретением сенсомоторной стадии развития является переход от деятельности рефлекторной к поведению, которое вызвано любознательностью, желанием экспериментировать.

Ребенок активно исследует окружающее его пространство, экспериментирует с воздействием на внешние объекты с разной интенсивностью. Это необходимо ему чтобы расширить базу схем, знаний, развить мышление.

На завершающем этапе сенсомоторного периода  ребенок может справляться с несложными задачами, при этом он опирается на уже имеющуюся у него сенсорную информацию. Постепенно происходит переход от мышления конкретно-чувственного типа к символическому.

Особенности операциональной стадии

Эта стадия развития характеризуется появлением у ребенка речи, образного мышления. Малыш уже может притворяться, представлять, пользоваться словами, за которыми скрыт определенный смысл.

В дооперациональный период еще не сформирована способность мыслить логически, манипулировать информацией и использовать ее в процессе мышления. Именно поэтому эта стадия развития называется допонятийной.

 Особенности операциональной стадии

На операциональную стадию развития ребенок переходит ближе к семилетнему возрасту. Мышление малыша уже развито достаточно, чтобы выполнять несложные логические задания. Но использовать логику для мыслительных действий ребенку еще сложно  —  для этого ему необходимо физическое взаимодействие с объектом. Понять абстрактную ситуацию или идею ребенку сложно.

Длится операциональная стадия до начала подросткового возраста (12 лет). Отечественные психологи, занимавшиеся изучением процесса развития, объединяли операциональную стадию с формально-операциональной. Но Жан Пиаже рассматривал еще один важный период развития личности, ее интеллекта.

Особенности стадии формальных операций

В этот период у ребенка возникает способность абстрактно мыслить, активно использовать логику. Личность переходит на следующую, более высокую ступень развития (по мнению Пиаже, высочайшую).

Ребенок уже способен активно мыслить, осмысливать информацию объективно, использует имеющиеся у него знания для создания абстрактных представлений. Важным приобретением этого этапа становится способность прогнозировать результат определенной деятельности, ставить цель (абстрактную) и действовать для ее достижения.

Прикладная польза и методы исследования.

Конечно, точного процента или гарантии гениальности психогенетика не дает. Более того, наука не позволяет манипулировать генами, чтобы «улучшить породу». Зато помогает решать задачи в разных сферах жизни:

  • Трудности в обучении, чтении, письме.
  • Проблемы психоэмоциональной сферы (возможность проявления психических расстройств).
  • Толерантность к алкоголизму, ожирению и другим зависимостям.
  • Предрасположенность к психосоматическим заболеваниям.
  • Наследуемость успехов в образовании.
  • Возможности изменения учебной среды для того, чтобы ребенок мог выбирать и развивать свои таланты.

Методы для изучения уникальной взаимосвязи, взаимовлияния, корреляции биологического и социального в конкретной личности:

  • Генеалогический. Метод исследования семей основан на простой логике: чем ближе родство, тем больше признаков наследуется. Применяется в основном в медицине и антропологии.
  • Популяционный. Изучает распространение хромосомных аномалий в человеческих популяциях с учетом миграции, мировых катаклизмов, финансовых кризисов.
  • Приемных детей. Этот социальный эксперимент изучает развитие детей, принятых на воспитание в чужие семьи. Исследуется генетическое сходство с биологическими родителями и с приемными – как показатель влияния среды.
  • Близнецовый. Этот своеобразный биологический эксперимент оценивает соотношение роли среды и наследственности в формировании нормальных и патологических признаков. Помогает выявить наследственность таланта, черт характера, привычек, а также отследить влияние внешних факторов (воспитание, обучение, лечение).

Кроме перечисленных используют статистические, математические, молекулярно-генетические, цитогенетические методы.

Психогенетика доказывает: генетика и среда играют огромную роль, но сами по себе не бывают приговором. Все, что с нами происходит – учеба, смена работы, ссоры, расставания, – не пассивные события. Это все наша среда, которая взаимодействует с генетическим кодом. Знания о конкретном коде ДНК, отвечающем за вредные привычки, не позволяет его скорректировать. Зато возможно спрогнозировать проблемы, изменить среду так, чтобы предотвратить появление вредной привычки. И в этом сила знаний науки психогенетики.

Дополнительная информация:

  • Что такое психоанализ Фрейда и чем он отличается от психотерапии?
  • Что такое психика человека и какой она бывает?
  • Что такое психическое здоровье, как его оценить и укрепить?
  • Кто такой психотерапевт и как его выбрать?
  • Что такое психические процессы, как они формируются и развиваются?
  • Что такое психокоррекция и как она связана с психотерапией?
  • Что такое психодиагностика и зачем она нужна?
  • Что такое психические заболевания и как их определить?
  • Что такое психофизиология и какие ее главные теории?

Предмет и задачи генетики

Предмет генетики — изучение на различных уровнях (молекулярно-генетическом, клеточном, организменном, популяционном) генов, являющихся основой наследственности. 

Ген — часть молекулы ДНК, которая определяет последовательность аминокислот, нуклеотидов и признаков организма.

Гены наделены свойствами:

  • специфичность означает, что для каждого гена существует индивидуальный порядок расположения нуклеотидов;
  • целостность дает возможность полипептиду существовать как неделимая единица;
  • дискретность зависит от наличия субъединиц: мутонов или реконов;
  • стабильность выражается в редких случаях мутации;
  • лабильность проявляется в способности мутировать;
  • экспрессивность определяется степенью проявления гена;
  • плейотропность выражает способность одного гена отвечать за появление нескольких признаков;
  • пенетрантность определяет частоту проявления генов.

Задачами генетики являются:

  1. Поиск способов, которые позволяют различным организмам (растениям, животным, человеку, бактериям) сохранять генетическую информацию.
  2. Аналитические исследования методов передачи наследственных признаков между поколениями организмов.
  3. Определение особенностей проявления генетической информации в процессе жизнедеятельности и степени воздействия на нее окружающей среды.
  4. Исследование роли изменчивости в процессе эволюции организмов. 
  5. Поиск методов, способных исправлять поврежденные геномы.

Резюме

Итак, мы выяснили, что генетическая психология занимается вопросами развития и происхождения интеллекта, процессов и особенностей приобретения знания и способности мыслить. Ее основатель, швейцарский ученый Жан Пиаже, рассматривал интеллект как определенный способ адаптации человеческих существ к постоянно изменяющейся внешней среде. Для успешного приспособления к ее условиям и сохранению этого равновесия индивид и развивает свои интеллектуальные способности, что позволяет ему быть в равновесии с миром и успешно существовать в нем.

Само совершенствование интеллекта представляет собой переход от менее к более сложным формам осмысления реальности, от конкретно-чувственного к логическому мышлению и умению оперировать мыслительно-интеллектуальными категориями и понятиями. При этом знания и интеллект вовсе не данность, а являются результатом создаваемых индивидом мыслительных структур. Таким образом человек конструирует свои знания и формирует свой сложный когнитивно-интеллектуальный аппарат.

Развивать интеллект и мышление никогда не поздно, и для взрослых это не менее актуально, чем для детей. Для этого мы создали практическую программу «Когнитивистика. Развитие мышления», которая призвана обучить 20 техникам мышления. Данный онлайн-тренинг помогает наработать и отточить навык мыслить эффективно, логично и последовательно, а также быстро принимать конструктивные решения. Предлагаем вам к ней присоединиться.

И напоследок желаем всем ясного и эффективного мышления!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
  • Теории мышления
  • Оперантное обусловливание Скиннера как технология формирования личности
  • Когнитивные схемы
  • Когнитивное развитие. Часть 1
  • Речевое мышление у детей и взрослых: что это такое и зачем оно нужно?
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Когнитивное развитие. Часть 2
  • Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
  • Криминальная психология

Ключевые слова:1Когнитивистика

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: