Локус контроля

Интересная закономерность

Основываясь на вышеизложенной информации можно сказать о том, что внутренний локус имеет значительно больше благоприятного влияния на человеческую жизнедеятельность. Именно этот полюс увеличивает продуктивность труда, приносит человеку удовольствие от совершаемых действий, а также способствует выработке стойкости к внешнему воздействию. Однако при чрезмерной выраженности этого полюса, имеются и негативные последствия. Перед каждой личностью должны стоять только реалистичные стимулы, которых можно добиться путем целенаправленных действий. Желания изменить обстоятельства, которые неподвластны внешнему влиянию, могут спровоцировать состояние фрустрации и развитие депрессивного синдрома.

Объективная оценка собственных возможностей тесно взаимосвязана с состоянием общества

Именно поэтому, заокеанские исследователи уделяют локусу контроля столь пристальное внимание. Многие зарубежные страны отличаются стабильностью в сфере права и экономики. Это приводит к тому, что подавляющее большинство жителей таких стран совершают различные действия, основываясь на внутреннем состоянии

Из этого можно сделать вывод, что интернальный полюс, не характерен для жителей стран с неблагоприятными социальными условиями. Это можно объяснить тем, что в подобных странах от действий конкретного человека редко зависят глобальные события. Основное влияние на человеческую жизнь здесь оказывают внешние силы

Это приводит к тому, что подавляющее большинство жителей таких стран совершают различные действия, основываясь на внутреннем состоянии. Из этого можно сделать вывод, что интернальный полюс, не характерен для жителей стран с неблагоприятными социальными условиями. Это можно объяснить тем, что в подобных странах от действий конкретного человека редко зависят глобальные события. Основное влияние на человеческую жизнь здесь оказывают внешние силы.

Важно обратить внимание, что методика, использующаяся для определения принадлежности к одной из условных групп, имеет несколько интересных нюансов. По словам её автора, локус контроля является нестабильным значением и может изменяться на протяжении человеческой жизни. Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере

Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере

Немаловажную роль в этом вопросе имеют и семейные ценности

Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере. Немаловажную роль в этом вопросе имеют и семейные ценности.

Воспитательный процесс подразумевает обучение самостоятельности и взятию ответственности за все принятые решения и совершаемые действия. Методы и строгость воспитания являются решающими факторами в выборе локуса контроля.

https://www.youtube.com/watch?v=246Jx9BeZAk

Тест на определение интернальной или экстернальной личности

Тестируемому предлагается 44 вопроса, на которые он должен ответить предельно честно, мысленно анализируя ту или иную ситуацию. Степень согласия отображается в специальных графах:


Утверждения
Оценки
+3
+2
+1
-3
-2
-1
1
Нельзя продвинуться по карьерной лестнице благодаря собственным усилиям. Успех зависит от обстоятельств, удачи и других факторов.
2
Семьи в большинстве случаев распадаются из-за нежелания партнеров искать компромиссы и «прогибаться» друг под друга.
3
Невозможно избежать болезней. Чему быть, того не миновать.
4
Одинокие люди во всем виноваты сами. Окружающим трудно наладить с ними контакт из-за нежелания их проявлять дружелюбие и терпимость.
5
Человек сам кузнец своего счастья. Желания исполнятся, если приложить к этому усилия.
6
Симпатию окружающих завоевать невозможно.
7
Чтобы построить крепкие отношения, недостаточно встретить подходящего партнера

Важно, чтобы родители и окружение было «достойным».
8
Человек слишком мало влияет на свою жизнь. Он не в силах изменить будущее.
9
Чтобы повысить производительность, руководство должно вогнать сотрудников в жесткие рамки

Полагаться на самостоятельность и инициативность трудящихся нельзя.
10
Оценки школьников, студентов напрямую зависят от настроения и самочувствия преподавателя. Повлиять на них учащиеся не могут.
11
Человек должен верить в собственные силы. Он может изменить происходящее.
12
Нельзя полагаться на везение и удачу. Успех зависит от приложенных усилий.
13
Чтобы укрепить здоровье, не обязательно посещать врачей и принимать лекарства. Достаточно правильно питаться и заниматься спортом.
14
Если партнеры друг другу не подходят, то семейная жизнь не сложится, сколько бы усилий они не приложили.
15
Добрые поступки должны по достоинству оцениваться и поощряться окружающими.
16
Становление человека как личности во многом зависит от воспитания родителей.
17
Человек не должен полагаться на судьбу или удачу. Случайности важной роли не играют.
18
Нельзя строить далекоидущие планы. Нужно жить настоящим.
19
Оценки, полученные в школе, институте или любом другом учебном заведении, зависят от стараний учащегося.
20
Человек всегда ощущает вину и испытывает стыд, даже не участвуя в ссорах между родственниками.
21
Будущее человека зависит от случайного стечения обстоятельств.
22
Руководство должно доверять своим сотрудникам, предоставляя им полную свободу действий.
23
Ведение неправильного образа жизни нельзя считать причиной появления болезней.
24
Человек не может добиться успеха из-за превратностей судьбы.
25
Руководство не несет ответственности за работу сотрудников. Плохие показатели – зона ответственности трудящихся.
26
Человек не должен пытаться изменить атмосферу в семье.
27
Нужно быть уверенным в своих силах. При желании, можно расположить к себе любого человека.
28
Бесполезно стараться дать ребенку хорошее воспитание. На формирование характера влияют обстоятельства.
29
Человек несет ответственность за все свои поступки.
30
Не нужно пытаться понять руководство.
31
Если не прикладывать усилий, то добиться повышения невозможно.
32
Нужно уметь манипулировать окружающими. Это – залог успеха.
33
Ответственность за неудачи лежит на окружающих.
34
Ребенка нужно тепло одевать. Это поможет избежать простуд.
35
В сложной ситуации не стоит проявлять инициативу. Лучше подождать, пока она разрешится сама собой.
36
Успешный человек не должен полагаться на обстоятельства, удачу или судьбу.
37
Чтобы атмосфера в семье улучшилась, необходимо умело гасить конфликты между родственниками, не занимая при этом ничьей стороны.
38
Невозможно понять, почему человек нравится одним и не нравится другим.
39
Не стоит надеяться на помощь посторонних. Человек должен принимать решения самостоятельно. Только в этом случае у дела будет благоприятный исход.
40
Добрые дела окружение обычно не замечает.
41
Если партнеры не умеют уступать друг другу, то некоторые конфликты разрешить невозможно.
42
Каждый человек талантлив. Если у него что-то не получается, то вины окружающих в этом нет.
43
Нельзя отказываться от предложенной помощи.
44
Все неудачи – следствие лени или отсутствия должного опыта. Винить судьбу не стоит.

Пояснения:

  • «+3» — согласен полностью с утверждением;
  • «+2» — скорее, согласен;
  • «+1» — скорее, не согласен;
  • «-3» — категорически не согласен;
  • «-2» — не согласен;
  • «-1» — скорее, не согласен.

Утверждения нужно прочитать несколько раз, чтобы вникнуть в суть.

Локус контроля и его виды

Мы уже упомянули, что локус контроля бывает внешним и внутренним, теперь рассмотрим эти типы подробнее. Кроме этого, вероятно, у вас возник вопрос о том, бывает ли нечто среднее. Например, такой тип, когда индивид понимает, что он влияет почти на все, однако он не всемогущ, и иногда не может повлиять на внешние условия. Да, такой вид есть. О нем мы тоже поговорим.

Внешний (экстернальный) локус контроля

Это вера во внешние условия. Личности с этим типом полагают, что все давно предрешено, что они не решают, не влияют на настоящее, а уж тем более на будущее. Удалось начатое – звезды удачно сошлись. Постоянно преследуют неудачи – родился под прокаженной звездой. И т.д. Они переносят ответственность на посторонних, вселенную, высшие силы и прочее. Грубо говоря, они всегда найдут виноватых. Таких индивидов называют экстерналами.

Внутренний (интернальный) локус контроля

Такие люди уверены, что только они управляют своей жизнью, контролируют ее. Их энергия направлена внутрь себя. Субъект всегда ищет причину внутри себя, анализирует свои действия, способности, возможности. Он хвалит или критикует только себя, а не других людей, карму, вселенную или что-то еще. Таких личностей называют интерналами.

Под этим типом психологи чаще всего и подразумевают нечто среднее. Внутренний локус контроля предполагает, что человек осознает некие «погрешности» внешнего мира, он готов принимать то, что не может изменить. Однако и в этом он занимает активную позицию. Речь идет не о терпении, смирении, подавлении. Речь идет об изменении отношения. Как говорится, если жизнь дала тебе лимоны, то сделай лимонад. Вот о чем идет речь. Не встречается абсолютно чистый тип, всегда наблюдается сочетание.

Зачем это знать?

Какой практический смысл можно извлечь из данного знания? Действительно, на первый взгляд может показаться, что теория познавательна и интересна, но не более того. На самом же деле, определение своего локуса контроля и пересмотр отношения к происходящему с вами – мощный инструмент для саморазвития.

Поверхностный анализ можно провести даже не обращаясь за помощью к упомянутым опросникам и сделанным на их основе тестам в Интернете. Просто постарайтесь взглянуть на себя со стороны и оценить ваше отношение к тому, что происходило в ближайшее время. Например, вы получили двойку по тесту или на вас накричал начальник за плохо сделанную работу. Какими были ваши последующие действия? Вы добросовестно выучили всё и исправили ошибки в работе, потому что в случившемся ваша вина? Или, проклиная учителя и босса за предвзятость и несправедливость, сделали то, что нужно, «из-под палки», лишь бы вас оставили в покое? Конечно, такие варианты не взаимоисключают друг друга, но в других случаях имеют не такое явное отношение к локусу контроля.

Таким образом, подобрав правильную череду вопросов и честно себе на них ответив, вы получите готовую карту, способную указать, в каком направлении вам дальше двигаться и какие навыки и качества своего характера развивать, а от каких избавиться. Выраженная экстернальность свидетельствует о том, что вам нужно научиться брать ответственность на себя, быть увереннее и проактивнее. Установите наблюдение за собой и во всём, что происходит, учитесь видеть и свой след, а не только стечение обстоятельств.

Подобные вопросы должны себе задать и интерналы. Их реакцией на смещение локуса должен стать отказ контролировать вещи, которые в контроле не нуждаются. Стоит признать, что абсолютно всё предвидеть, а, тем более, повлиять, невозможно. Поэтому корить себя каждый раз, когда что-то идёт не так – затея глупая и сулящая депрессию. Ищите гармонию!

Локус контроля и зрелость личности

Внутренний тип считается чертой зрелой личности. Субъекты равнодушны к мнению других, они анализируют получаемую информацию, трезво оценивают способности и действия, стремятся постоянно улучшать свое положение. Однако ощущение «я все могу» не всегда полезно. Поэтому и нужна золотая середина.

Человек должен ставить реалистичные цели и не пытаться изменить то, что действительно не подвластно ему. В противном случае это чревато разочарованием, фрустрацией, депрессией. Кроме этого, нужно учитывать общее состояние общества. Если в целом наблюдается нестабильная обстановка, то не стоит строить грандиозных планов на будущее.

Теоретико-методологические подходы к пониманию интернальности как психологического феномена

Интернальность в психологии – это своего рода личностное развитие.

Понять психологический феномен помогают следующие методологические подходы:

Наблюдение. Метод основывается на сборе информации посредством систематического, целенаправленного и непосредственного восприятия. В ходе наблюдения за испытуемым необходимо регистрировать психологические и социальные явления (включая деятельность и факты поведения).

Эксперимент. В этом случае исследователи должны вмешаться в деятельность испытуемых более активно. Психолог наблюдает за действиями и констатирует психологические и социальные явления.

Опрос. Испытуемые должны дать ответы на конкретные вопросы устно или письменно

Во время проведения тестирования важно установить личный контакт.

После опроса специалисты приступают к анализу деятельности. По результатам тестирования осуществляется посредственное изучение психологических и социальных явлений.

Теоретические основы

Для методики когнитивной ориентации имеет значение то, что у экстерналов мотивация более слабая, нежели у интерналов, и отсюда — склонность к конформизму и зависимости. Отмечается положительная корреляция между интернальностью и определением смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в его жизни зависит от его личных усилий и способностей, тем чаще он находит в собственной жизни смысл и лучше видит ее цели.

Для сторонников бихевиоральной теории и исследователей поведения интересно то, что анализ структуры локуса контроля позволяет открыть направленность к совершению действия индивидом, прогнозирование условий, способствующих или мешающих этому, зависимость поведения от подкреплений.

В работе с асоциальными группами методика может быть использована для выявления тревожных, дезадаптированных подростков с экстернальным локусом контроля. Это поможет своевременно оказать им помощь, пока состояние затянувшегося стресса не привело их к совершению противоправных деяний или суицидальных попыток. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных поступков. Рассматривается также связь между уровнем субъективного контроля и поведением подростков и молодежи в криминогенных и посткриминогенных ситуациях.

В психологии управления может быть использованы отличия между интеральными и экстернальными личностями, они могут оказаться существенными с точки зрения их профессиональной деятельности. Так, например, экстерналы характеризуются большей подверженностью манипуляциям, они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей. Интерналы, в отличие от экстерналов, продуктивнее трудятся не в команде, а в одиночестве. Они более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство. Интернальные и экстернальные личности различаются и другими особенностями, например, самооценкой. Люди с интернальным локусом контроля думают о себе как о добрых, общительных, дружелюбных, решительных, невозмутимых, честных, самостоятельных личностях. А люди с экстернальным локусом контроля считают себя несамостоятельными, раздражительными, зависимыми, эгоистичными, нерешительными, неуверенными в себе, враждебными окружению.

Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой — пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей и в особенности прикладной психологии личности, тем более предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы произвольной активности индивида, его обыденное сознание, типы объяснения окружающего мира, мировоззренческие установки, отношение человека к своей судьбе.

Разработаны варианты этого теста для взрослых, школьников и даже для дошкольников. Также есть версия для национальных меньшинств. Все эти варианты при своем создании проходили тщательную психометрическую проверку. Для оригинальной версии проверка надежности проводилась методом расщепления теста и методом повторного его выполнения через 2 месяца. Эта проверка показала, что тест достаточно надежен. То же самое можно сказать и о его валидности.

Итак, согласно исследованиям, люди с преобладанием интернального локуса контроля более уверены в себе, спокойны, позитивны, у них легче складываются межличностные отношения, они более независимы. Людей с экстернальным локусом контроля отличает повышенная тревожность, меньшая терпимость по отношению к другим и меньшая популярность и конформность.

Личная жизнь

Кто-то удивится: разве может быть у «безумного ученого» личная жизнь? Он же одержим своей наукой.

Еще как может. И женятся такие люди, и замуж выходят. Только избраннику непросто будет со своей второй половинкой. Последняя способна зарабатывать хорошие деньги, пользуясь собственным умом. Но такая перспектива нашего умника не прельщает. Он работает над своими задачами ради удовольствия, а не за деньги.

Супругу или супруге придется взвалить на себя не только домашнее хозяйство, но и работать в поте лица.

Что касается детей, то к ним «ученый» относится ровно. Любит, конечно, но без фанатизма. Ему главное – чтобы дети не мешали самореализации.

Личная жизнь

Кто-то удивится: разве может быть у «безумного ученого» личная жизнь? Он же одержим своей наукой.

Еще как может. И женятся такие люди, и замуж выходят. Только избраннику непросто будет со своей второй половинкой. Последняя способна зарабатывать хорошие деньги, пользуясь собственным умом. Но такая перспектива нашего умника не прельщает. Он работает над своими задачами ради удовольствия, а не за деньги.

Супругу или супруге придется взвалить на себя не только домашнее хозяйство, но и работать в поте лица.

Что касается детей, то к ним «ученый» относится ровно. Любит, конечно, но без фанатизма. Ему главное – чтобы дети не мешали самореализации.

Экстернал или интернал: где находится кнопка управления жизнью?

Кто мы – заложники жизненных обстоятельств или хозяева своей судьбы? Происходящее с нами – это результат действия внешних сил или же нашей собственной деятельности (бездеятельности)? Каждый из нас по-разному отвечает на эти вопросы. В зависимости от того, какие ответы мы на них даем, мы делимся на экстерналов и интерналов.

Впервые поделил людей на эти две категории американский психолог Джулиан Роттер в середине прошлого века. Он же ввел понятие «локус контроля», характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним или внешним факторам.

Экстернал: «Судьба играет человеком»

Экстерналы склонны искать причины происходящего с ними где угодно, но только не в самих себе. Они лишь жертвы обстоятельств, которыми не могут управлять, то есть обладают внешним локусом контроля. Так, герой одного из стихотворений Игоря Иртеньева, проснувшись у себя дома «с бодуна», и обнаружив, что «денег нету ни хрена», «пиджак в пыли», «под кроватью брюки», «пересохло в горле», да еще в придачу «документы сперли», жалуется, что его довели до такой жизни коммунисты. Словно, это коммунисты ему вчера наливали! Вот он, типичный экстернал.

Это экстерналы, раз, за разом опаздывая на работу, искренне сокрушаются: «В такую пробку попал! Вот незадача!»; «Будильник подвел – не прозвонил вовремя!»; «Зуб разболелся, пришлось срочно бежать к врачу, а там очередь!».

Не поступил в институт – понятное дело, ведь туда принимают только «блатных» и за взятки. Не может устроиться на работу – еще бы, для этого нужны связи. Девушка не отвечает взаимностью – ну, что поделаешь? Значит, не судьба. Муж-пьяница висит на шее тяжелым крестом? Что ж, придется нести этот крест всю жизнь – такова уж доля…

«Судьба играет человеком!» — вздыхает экстернал и полностью полагается на волю рока.

Интернал: «Человек – кузнец своего счастья»

Совсем не таковы интерналы, привыкшие нести ответственность за то, что происходит в их жизни. То есть их локус контроля – внутренний. «Будущее зависит от меня!» – рекламный слоган в их стиле. Это люди с психологией победителей, ставящие перед собой цели и уверенно идущие к ним. Так же, как и экстерналы, иногда они терпят неудачи, но это не выбивает их из колеи. Они лишь извлекают уроки, анализируют ошибки и просчеты, делают выводы, а затем предпринимают новую попытку добиться успеха.

Они не ждут, пока удача свалится им на голову: не надеются на крупный выигрыш в лотерею, не чают получить наследство почившего американского дядюшки-миллионера, не ожидают, что однажды в их дверь позвонит прекрасный принц, не верят в то, что «счастье придет и на печи найдет».

Интерналы сами авторы и творцы своей судьбы, убежденные, что «человек сам – кузнец своего счастья».

Кроме того, в отличие от экстерналов, интерналы имеют меньше проблем психологического характера, они более позитивны, дружелюбны по отношению к окружающим и, что немаловажно, меньше болеют. Последний факт объясняется тем, что интерналы больше интересуются своим здоровьем и занимаются профилактикой, стараясь предотвратить возможные недомогания

В то время как экстерналы нередко и здесь полагаются на авось, надеясь, что все как-нибудь «само рассосется».

Стопроцентные интерналы или экстерналы, безусловно, встречаются очень редко. Все мы, в той или иной степени наделены характеристиками и одного и другого типа. А узнать, кого же все-таки в вас больше поможет Шкала интернальности – экстернальности Джулиана Роттера.

Другие статьи по этой теме на InHa.ru: Экстраверты, интроверты — в чем различия Хорошо живет на свете гипертим Истероид, или Демонстративность во всем Психастеник: Как бы чего не вышло Эпилептоид: Во всем должен быть порядок Эти непонятные шизоиды Оральный характер: Вечно берущий Анальный характер: Скупой педант Истерический характер: Актриса-Соблазнительница

Тест на локус контроля

Цель методики – определить характерную направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. Инструкция – в тесте предложено 44 кратких утверждения. Необходимо представить описанные ситуации и выбрать ответ: «+» («да»), «–» («нет»).

Кто виноват в успехах и неудачах по жизни?

Нужны отрицательные или положительные ответы на такие утверждения:

  1. Карьерный рост – подарок судьбы, а не усилия человека.
  2. Разводы происходят между людьми, не готовыми идти на уступки друг к другу.
  3. Заболевание – дело случая, если суждено болеть, то никуда не деться.
  4. Причина одиночества – отсутствие интереса и дружелюбия к окружающим.
  5. Исполнение желаний зависит от везения.
  6. Нет смысла стараться для получения симпатии окружающих.
  7. Благосостояние влияет на семейное счастье не меньше отношений супругов.
  8. Я мало влияю на происходящее.
  9. Эффективность руководства заключается в контроле действий подчиненных, а не надежде на самостоятельность.
  10. Оценки в школе зависят от настроения педагога, а не собственных усилий.
  11. Я верю в реализацию собственных планов.
  12. Удача – результат долгих стараний.
  13. Правильный образ жизни помогает здоровью больше, нежели таблетки и врачи.
  14. Если люди не совместимы, их старания для создания совместной жизни будут напрасными.
  15. Мои хорошие поступки высоко оцениваются окружающими.
  16. Поведение детей – результат родительского воспитания.
  17. Случай или судьба не имеет весомого значения в жизни.
  18. Я не загадываю наперед, поскольку многое в жизни зависит не от меня, а от обстоятельств.
  19. Моя успеваемость в школе зависела от собственных стараний и готовности.
  20. В семейных ссорах я чувствую себя виноватым.
  21. Жизнь людей определяется стечением обстоятельств.
  22. Я предпочитаю руководство, позволяющее самостоятельно решать вопросы.
  23. Образ жизни не влияет на возможные недуги.
  24. Неудачное стечение обстоятельств мешает успеху.
  25. За плохое управление компанией ответственны работники.
  26. Я не могу поменять сложившиеся отношения в семье.
  27. При желании я расположу к себе любого человека.
  28. На подрастающее поколение влияют различные обстоятельства, усилия родных в воспитании бесполезны.
  29. В происходящем виноват я сам.
  30. Иногда сложно характеризовать решения руководства в той или иной ситуации.
  31. Человек, не добившийся успехов на работе, проявил недостаточно усилий.
  32. Я добиваюсь от семьи, чего хочу.
  33. В моих неудачах виноваты другие люди.
  34. Ребенка удастся уберечь от простуды, если позаботиться о профилактике.
  35. С наступлением «черной полосы» я жду, пока проблемы решатся своим чередом, не пытаюсь ничего изменить.
  36. Успех – результат упорного труда, мало зависит от судьбы.
  37. От меня зависит счастье моей семьи.
  38. Не понимаю, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  39. Я принимаю решения и действую самостоятельно, не полагаясь на случай и помощь посторонних.
  40. Заслуги людей часто остаются непризнанными, несмотря на усердия.
  41. Иногда невозможно найти выход из семейной ситуации даже при сильном желании.
  42. Талантливые люди, не реализовавшие собственные способности, должны винить только себя.
  43. Многие успехи достигаются с помощью посторонних.
  44. Большинство неудач спровоцировано ленью, малое количество – зависит от везения.

Тестирование работников организации на локус контроля

Для определения собственного локуса контроля необходимо подсчитать количество ответов по отдельной шкале, каждое совпадение равно одному баллу по ней. Например, совпало 4 положительных и 6 отрицательных ответов, общая сумма составила 10 баллов.

Шкала общей интернальности:

  • «+» 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44;
  • «–» 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.

 Обработка результатов:

  • 0-11 баллов – экстернал;
  • 12-32 балла – смешанный тип (в зависимости от обстоятельств, человек ведет себя как интернальный или экстернальный тип);
  • 33-44 балла – интернал.

Про алгоритм подсчета количества баллов, исходя из данных ответов, подробную информацию можно найти в сети интернет. Локус это в психологии не диагноз, а относительно стабильная величина, способная меняться на протяжении жизни под воздействием различных факторов: экономических, правовых, социальных. Если человек вырос в любящей семье, родители привили привычку отвечать за себя, высока вероятность развития внутреннего локуса контроля. У воспитанников авторитарных, строгих, непредсказуемых родителей – внешнего. Приобрести внутренний локус или, наоборот, освободиться от нездорового самоконтроля люди способны самостоятельно на протяжении жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: