Манипуляция людьми

Как не поддаться манипулятору?

Манипуляция – это игра чувствами, а потому следует собрать все свои силы для серьезного противоборства с манипулятором.

Чтобы снова чувствовать себя уверенным, добиваться своего и защитить себя от чужого эмоционального воздействия, психологи советуют использовать следующие способы:

  1. Если вы заметили, что ваши действия, жесты, интонации копирует собеседник, будьте предельно осторожны. Можно «отзеркалить» оппонента в ответ или задать «отражающий» вопрос: «Тебе понравится, если я тоже начну громко кричать на тебя?»

  2. Движения ваших глаз должны быть случайными и хаотичными, поскольку опытный манипулятор именно по взгляду считывает вашу реакцию.

  3. Старайтесь избегать прикосновений – это и есть техника «якоря», о которой мы рассказывали выше.

  4. Не спешите принимать решение, возьмите паузу, если ощущаете дискомфорт от предложения собеседника. Особенно если после разговора вы испытываете яркие эмоции – страх, эйфорию, вину и другие.

  5. Не нужно оправдываться. Вежливое, но четкое обозначение личных границ – это то, что не позволит собеседнику добиться от вас желаемого.

  6. Анализируйте соответствие своих ощущений к словам оппонента. Обвинительная фраза: «Ты никогда мне не помогал!» может звучать уверенно в его устах, но не иметь с действительностью ничего общего.

  7. Скрывайте свою реакцию. Часто цель манипулятора – добиться от вас негативного ответа, чтобы обвинить и вызвать чувство вины.

  8. Повторяйте одну и ту же фразу несколько раз, не меняя при этом интонацию, если вас уговаривают, угрожают или оказывают другое давление.

  9. Называйте оппонента по имени – это подсознательно расположит его к вам.

  10. Используйте юмор, но не злые штуки и не направленные на высмеивание вашего собеседника.

  11. Произнесите четкое «нет». Отказывайте прямо смотря в глаза манипулятора, это его обезоружит.

  12. Попросите о помощи. Обычно манипуляторы не склонны оказывать услуги, а вот себе помочь просят регулярно.

  13. Честно озвучивайте, что именно вам не нравится и как вы будете себя вести, если манипулятор будет продолжать свои негативные действия. Главное – сдержать потом свое слово, если, например, вы обещали больше не отвечать на его звонки.

  14. Задавайте уточняющие вопросы. Например: «Зачем мне это нужно?», «Ты на самом деле считаешь, что это правильно?», «Ты думаешь, это разумный поступок?». Обычно манипулятор «складывает оружие», поскольку не знает ответы на прямые вопросы.

  15. Верьте своей интуиции: если подсознательно чья-то компания вам неприятна, следует прислушаться к внутреннему голосу.

  16. Изучайте психологию. Дистанционный курс по практической психологии поможет освоить все приемы и методы влияния на сознание. Вы не только научитесь различать манипуляции и бороться с ними, но и сможете помогать другим людям защитить или изменить себя.

Помните, что добиться уважения от других можно только тогда, когда вы сами уважительно относитесь к себе, ставите свои приоритеты на первое место, придерживаетесь своей точки зрения и способны отвечать за свои поступки. Работайте над собой, дорогие друзья, становитесь независимыми и самодостаточными, тогда манипуляторы вам не страшны!

Манипулятивный стиль общения

При таком стиле общения человек воспринимается другим как средство достижения цели. Как правило, собеседник старается показать самые лучшие стороны его цели, чтобы тот помог ее достичь. Несмотря на то, что у обоих участников разговора разные представления о составляющей этой цели, победит тот, кто более искусно владеет методами манипуляции. В таких случаях собеседник знает о причинах поведения партнера, о его стремлениях, желаниях и может повернуть развитие событий в нужное ему русло. Манипуляция – это необязательно плохой метод. Многие цели достигаются именно таким путем. Иногда, чтобы убедить человека сделать что-то, заставить его действовать, необходимо прибегнуть к манипулятивному стилю общения.

Это можно сравнить с методом общения руководителя среднего звена. Со своим начальством он говорит одним тоном, а вот с подчиненными — совсем другим. Иногда это неприятно, но по-другому нельзя.

Существуют случаи, когда весь стиль общения человека сводится к манипуляции. Из-за слишком частого использования этого метода на человеке, постоянного его убеждения и подталкивания, последний может считать манипуляцию единственно правильным выходом из положения.

Изучение стилей общения

При изучении приемов коммуникации нужно знать, что стиль общения сам по себе и стиль общения в какой-либо ситуации – это разные понятия. Если не учесть особенности характера человека и характеристику ситуации, в которой он оказался, то объяснение будет просто бессмысленным. Есть большое количество методов изучения стилей общения. К примеру, А.В. Петровский создал систему педагогического взаимодействия, состоящую из двух компонентов. Она была названа стилем педагогического общения.

В 1938 году впервые было уделено внимание стилям общения. Немецкий психолог Курт Левин провел исследование и вывел классификацию отношений между людьми, которые управляют, и людьми, которые вынуждены подчиняться

Впоследствии она стала общепринятой и действует до сих пор. Его стили педагогического общения включают в себя:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • либеральный.

Стили общения с точки зрения психологии

Психология всегда занималась проблемами взаимодействия людей между собой. По мнению психологов, стиль общения обусловлен возможностью человека выбирать те или иные средства поведения в определенной ситуации. Они разделили стили общения на три категории:

  • гибкий;
  • ригидный;
  • переходный.

При гибком стиле человек хорошо ориентируется в обществе, он может адекватно расценить, кто перед ним, быстро понять, о чем идет речь и даже догадаться об эмоциональном состоянии собеседника. При ригидном стиле человек не может быстро проанализировать не только свое поведение, но и поведение собеседника. Он плохо владеет собой и не всегда может выбрать подходящий способ поведения и общения. При переходном стиле у человека присутствуют признаки из двух вышеназванных стилей. Он не до конца понимает, что происходит вокруг него, с кем общается и какой способ взаимодействия лучше выбрать.

Шпаргалка: Особенности манипулятивного общения — манипулятивный стиль общения

Шейнову:

Первый тип манипулирования: в качестве мишеней воздействия используются личностные свойства и качества преподавателей, которые самими носителями рассматриваются как положительные: доверчивость, доброта, отзывчивость и т.п. Студенты «давят на жалость» -вызывают у преподавателя чувство сочувствия, сострадания, рассказывая о проблемах личного, семейного, характера и т.п. Рассказывают «легенды» -отпрашиваются с занятий под надуманным предлогом. Списываютназанятиях, используяшпаргалки и другие средства (телефон, интернет, плеер, фотоаппаратит.п.). Поройстуденты приводят ложные причины плохой подготовки(полнойнеподготовленности) к занятию: «рассказывают небылицы, почему не готовы» («поломка транспорта», «отключили электричество», «не нашла нужный материал», ит.п.).

Второй тип манипулирования: мишень воздействия на преподавателей – их потребность в самоутверждении и в положительных эмоциях. Для этого некоторые студенты стараются произвести впечатление на преподавателя не своими знаниями, а используют внешность, одежду, порой даже флирт. Поддерживают интерес на интересующую педагога тему (пытаются пошутить, запутать его, перевести тему разговора, задавая вопросы про семью, о положении в стране и мире и др.). Пытаются «пустить пыль в глаза», восхищаясь педагогом: «Как вы хорошо выглядите», «Нам нравятся ваши занятия», «Такого классного преподавателя еще не было» и др. Создают чувство общности с преподавателем: говорят так, как он (употребляя его выражения и терминологию), копируют манеру поведения и т.п.

Третий тип: мишень воздействия – неспособность некоторых преподавателей противостоять психологическому давлению. Оказывают коллективное давление на преподавателя: «вся группа просит не проводить занятие», «начинают балаган», «договариваются всей группой не отвечать». Некоторые студенты уговаривают назойливо повторяя свою просьбу. Используют угрозы преподавателю, шантажируют родителями, самоубийством и т.д. Порой студенты стараются вывести преподавателя из состояния эмоционального равновесия: мешают преподавателю проводить занятия, создают шум в группе, пытаются скомпрометировать, провоцируя, даже унижая его в глазах окружающих.

Четвертый тип: мишень воздействия– конформизм некоторых преподавателей. Прибегают к посреднической помощи родственников, знакомых, преподавателей. Сравнивают с самыми слабыми студентами, которые получили зачет. Напоминают преподавателю об обещаниях, которых он на самом деле не давал, апеллируя к его чести: «Вы же обещали, так не честно», давят на самолюбие: «Вы же справедливый преподаватель и не будете…» и др.

Пятый тип: мишень воздействия -некоторые установки преподавателей. Изображает «заинтересованность» предметом, создавая имидж «хорошего студента». Вынуждают преподавателя самого выполнить задание или ответить на вопрос, и педагог сам того не замечая, отвечает на вопрос. Демонстрируют преподавателю глубокие познания по изучаемому предмету с целью обнаружить пробелы в знаниях самого педагога .

Техники манипулирования

Манипулятор применяет ряд приемов, помогающих усыпить бдительность жертвы и удержать ее под контролем. Он может действовать сознательно или на инстинктивном уровне, подстраиваясь под настроение и стиль поведения собеседника. Умение использовать приемы манипулирования на профессиональном уровне позволяет быстро добиваться своей цели в большинстве случаев.

Если разбираться с вопросом манипулирования с точки зрения психологии, то человеком достаточно легко управлять, используя в различных вариациях страх, лесть, апеллирование к доброте и порядочности. Манипулятор может предстать в роли деспота или жертвы, при этом безошибочно определяет наиболее эффективный способ воздействия в каждом конкретном случае.

Если Вам нагрубили в магазине, Вы ответите взаимностью?
Конечно, и постараюсь нагрубить вдвойне. Пусть знают, с кем имеют дело 15.79%

Нет. Постараюсь отреагировать спокойно хоть мне и неприятно 42.11%

Всё зависит от моего настроения. Если я не в духе, то конечно отвечу взаимностью 42.11%
Проголосовало: 38

Принуждение

Самый простой, действенный и грубый, предполагает психологическое давление. В основном, такая манипуляция применяется в случае, когда один человек зависит от другого морально или финансово. Например, начальник дает дополнительный объем работы. При попытке сотрудника возразить, он угрожает лишить премии за месяц или квартал. Сопротивление подавлено через насилие над личностью, цель достигнута.

Сглаживание

Используется при нежелании решать текущие вопросы, а также для выхода из конфликта. Здесь идут в ход лесть, оправдания и любые способы увести человека от первоначального намерения

Примером служит работа с конфликтными клиентами, когда мягким увещеванием переключают внимание, предлагая чашечку кофе и обещая быстрое разрешение спорной ситуации. При правильном применении техники манипуляции клиент даже не понимает, что уже оказался за пределами компании, не добившись, по сути, ничего

В семейных отношениях такой прием позволяет перевести стихийный скандал в конструктивный разбор полетов, следуя знаменитому анекдоту про ссору «Сарочка, говори потише, я уже полчаса не могу понять, в чем ты безусловно права».

Уклонение

Умные люди стараются не идти на конфронтацию, если есть малейшая возможность ее избежать. При этом виртуозно используются логические ловушки, цель которых — посеять сомнения в правоте у оппонента. При этом манипулятор ускользает от конструктивного диалога и попыток прижать его к стенке аргументами. Он виртуозно подменяет понятия, либо пользуется беспроигрышной тактикой отступления. Пример: мы обязательно это обсудим, но не сегодня. В результате с течением времени проблема потеряет актуальность или человек решит ее самостоятельно, а манипулятор просто воспользуется плодами его труда.

Способны ли Вы предать или подставить коллегу ради того, чтобы получить его место?
Сомневаюсь. Если только при условии что об этом никто не узнает 14.29%

Я на такое не способен(-а) 42.86%

Почему бы и нет? Выживает сильнейший и умнейший. А мне нужно думать и заботиться о своей жизни, а не о чужой 17.86%

Очень сложный вопрос 25%
Проголосовало: 28

Тактика манипуляций в деловом сотрудничестве

Использование манипулятивных приемов в деловых коммуникациях – распространенная практика, которая помогает недобросовестным дельцам увеличивать прибыль без дополнительных вложений. Основные виды манипуляций в деловом общении:

  1. Запутывание. Намеренное введение партера в заблуждение посредством утаивания или предоставления неполной информации.
  2. Запугивание. Словесное выражение угрозы или использование невербальных сигналов, свидетельствующих о зловещих намерениях манипулятора.
  3. Эмотирование. Воздействие на партнера с целью создания у него негативного настроения и соответственно психо-эмоционального возбуждения, способствующего дезориентации, мешающего сосредоточиться на обсуждаемых делах, тормозящего когнитивные функции.
  4. Скрытое принуждение. Воздействие, замаскированное в вербальных выражениях и невербальных знаках, представленное в форме уловок – двусмысленные намеки, неверные аналогии, переключение темы разговора.
  5. Вовлечение. Навязывание партнеру выполнения действий, которые выгодны манипулятору. Для вовлечения применяются поощрительные стимулы – обычно обещание выгоды, не подкрепленной обязательствами.

Примеры манипуляций встречаются в деловом общении и в других сферах, предполагающих коммуникацию. Споры, дискуссии, обсуждения, переговоры любого уровня часто строятся на попытках оппонентов влиять друг на друга. Манипулятивный стиль общения – это универсальный инструмент, который позволяет управлять людьми, что широко используется руководителями в отношении своих сотрудников.

Что такое манипуляция

Манипулирование – это психологическая техника воздействия на поведение, мысли и чувства другого человека или целой группы людей ради получения своей выгоды. При этом жертва не осознает, что ее используют. Она меняет свое поведение, убежденная, что это ее выбор, что она поступает себе во благо.

В итоге человек, которым манипулируют, пренебрегает своими истинными желаниями, потребностями, а действует по сценарию кого-то другого. Лишь спустя какое-то время жертва может «очнуться» и понять, что итог, к которому она пришла, не сделал ее счастливой, наоборот, заставил предать себя, усомниться в своей правоте.

Как правило, чтобы манипулировать другими людьми, человек использует 3 стратегии:

  • навязывает чувство вины – жертва не может сказать «нет», потому что тогда будет ощущать себя «плохой»;
  • вызывает чувство стыда – она может подвергаться критике, насмешкам, и чтобы «сохранить лицо», начинает действовать исходя из мнения манипулятора;
  • внушает жертве страх – для этого человек использует шантаж, угрозы, ставит ультиматумы, например, манипуляторша говорит своему парню, что, если он не прекратит общаться со своими друзьями, она от него уйдет.

Кто такие манипуляторы: определение с точки зрения психологии

Манипулятор – это человек, который воспринимает окружающих людей как объекты, которые можно использовать для получения своей выгоды. Чтобы манипулировать другими, он выстраивает общение в несколько этапов:

  • втирается в доверие, очаровывает, предлагает помощь, делает одолжения – создает у жертвы впечатление, что он просто идеален;
  • «нащупывает» слабые места человека, «крючки», за которые он может зацепиться – например, страх осуждения, отвержения, неуверенность в себе.

При взаимодействии с таким человеком, жертва начинает действовать с оглядкой на его мнение, при этом игнорируя свои собственные желания и стремления.

Как устроена психология манипулятора

Манипулятивность формируется еще в детстве и становится значимой чертой характера. Люди становятся манипуляторами, по разным причинам:

Подражание родительской модели поведения

Ребенок привык копировать взаимодействие его родителей. Даже будучи взрослым, он воспринимает подобное общение как норму, ведь она вписана в его картину мира.

Убежденность, что иначе не бывает

Например, в детстве мама обращала на ребенка внимание, только когда он плакал или обижался, и он усвоил, что только так можно получить любовь от близких. Повзрослев, он даже не задумывается о том, что заботу и внимание можно получить и другим путем

Неуверенность в себе и базовое недоверие к миру

В детстве человек начал воспринимать окружающих враждебно, уверенный, что им нельзя открываться. Искренность он воспринимает как слабость.

Такой человек не всегда действует осознанно. Использование других людей для него становится нормой. В глубине души он может понимать, что манипулирует, но сознательно это отрицает, убеждая себя, что «Я хороший, а они – нет».

У таких людей серьезный внутренний конфликт. Они отрицают негативные стороны своего характера и неспособны признать свою неправоту. Их завышенная самооценка – иллюзия, за который скрывается страх и неуверенность в себе.

Какие бывают виды манипуляций?

Психологическое воздействие может быть разных видов, в зависимости от тех целей, которые хочет достичь манипулятор.

Три основных вида манипуляций:

  1. Обесценить достижения. Такому воздействию подвергаются покладистые, неконфликтные, неуверенные в собственных силах люди. Например, если родители постоянно говорят своему чаду: «Ты безмозглый лентяй!», то ребенок даже не допускает возможности, что может быть умным и достигать вершин, а хорошие оценки воспринимаются им как случайность или везение.

  2. Исказить реальность (к примеру, когда один из супругов отрицает свою измену, приводя множество несуществующих доказательств). Попав в такую ловушку, жертва перестает верить в достоверность происходящего, начинает сомневаться в собственном здравом смысле и корить себя за излишнюю мнительность.

  3. Ограничить самостоятельность. В этом случае манипулятор использует строгий контроль за действиями другого человека, чтобы лишить его индивидуальности. Для этого он постоянно одергивает, критикует, делает замечания, как бы диктуя свою волю и не позволяя зависимому стать самостоятельной личностью. Чаще всего такой вид манипуляций встречается в супружеских или детско-родительских отношениях.

Примеры

Текст

Пример мне хочется привести практический. А вы вольны в этом тексте найти примеры как пресуппозиций, так рефреймингов, раскруток, речевых парадоксов и вложенных сообщений. Но поговорить то я опять хотел об изменении себя. Ну, то есть, о том, что нужно начинать с себя. Вы же понимаете, что легко можете стать более гибкими и свободными. Но вопрос даже не в этом. Вопрос в том, готовы ли вы начать прямо сейчас. Ведь страх изменения – это только опасение неизвестного. Чем дольше вы сомневаетесь, тем легче сделать первый шаг. Это как измениться, оставаясь неизменным – а это главное. Главное, почувствовав настоящую уверенность в себе, сделать этот самый первый шаг. И осознать настоящее творчество и полёт, управление собственной реальностью. Ведь если мы можем управлять реальностью других людей, уж со своей то можно справиться ещё легче. В путь!

Воображаемая демонстрация

— Хорошо. С чем бы ты хотела поработать?

— Лень.

— Глядя на тебя, я бы сказал, что это либо ограничитель активности, либо заблуждение.

— Я ленивая.

— Это сильное утверждение. А как именно ты ленивая?

— Ну-у-у. Я не делаю многих важных вещей.

— То есть твоя лень заставляет тебя не делать важные вещи?

— Не то, чтобы заставляет.

— А что она с тобой делает? Встаёт на твоём пути каждый раз, как ты пытаешься что-то сделать?

— Приблизительно так.

— Я гляжу твоя лень довольно активна, в отличие от тебя.

— … В смысле.

— Ты только пытаешься что-то сделать. А она делает.

— Я как-то об этом так не думала.

— Ну ты же ленивая. Ты не думаешь, ты действуешь.

— Я ничего не делаю.

— Естественно. Что-то делает только твоя лень. Поднимает тебя по утрам, водит на работу, заставляет выйти сюда.

— Я что-то не понимаю.

— Зато твоя лень всё понимает. Она очень, очень активная и сообразительная

И всегда знает, что более важно. Такая вот деятельная активная лень

— Так. Давайте ещё раз. Я ленюсь.

— Несомненно. Особенно сейчас.

— Нет, сейчас я не ленюсь.

— Ты сейчас слишком пассивна для этого?

— Я… Нет, сейчас не слишком пассивна.

— Но ты достаточно активна, когда ленишься?

— В общем… да.

— Ты наверно хочешь сделать всё и сразу?

— Так много навалилось.

— Но ты справляешься?

— Справляюсь. Но не всегда вовремя.

— Но хочешь быть ещё более точной, чтобы тебе ещё подбросили работы?

— Нет, я не хочу ещё работы. Её и так много.

— Тебе наверно очень трудно отдыхать.

— Да…

— С другой стороны, чем легче отдыхается, тем легче работается. Ты с этим согласна?

— Звучит красиво.

— Ну а как же быть с тем, что раньше было твоей ленью?

— Сейчас это больше похоже на умение распределять своё время.

— На этом и остановимся. Спасибо.

— Спасибо.

Речевые парадоксы

Ещё один способ убрать сознание – порвать шаблон. Фразой. Напрочь. Чтобы собеседник вошёл в транс. Глубоко. Чтобы человек был в сознании, но при этом в нём не был. Вот такое бытие небытия.

Речевые парадоксы строятся на одном простом принципе – это то, что можно сказать, а представить нельзя: чёрная белизна, свободная несвобода, не думайте о своём мышлении, злобная доброта. Фразы вроде бы звучат лингвистически правильно, но реальность «не собирается». И человек не только впадает в транс, но и выходит за пределы привычных представлений. Или выходит за пределы привычных представлений, что приводит к погружению в транс. Чем дальше вышел, тем глубже… Нет, это уже не отсюда.

Речевые парадоксы – это просто один из способов разрушения привычного мышления, возможность выйти за рамки. Что, естественно, обозначает разрушение старых убеждений. И образование новых. Вот такая вот меняющаяся стабильность, она же стабильная изменчивость.

Скорее всего вы регулярно встречались с речевыми парадоксами – их довольно много и в западной, и в восточной культурах. Например, «оксюморон» — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого) – типичный пример речевых парадоксов. При чём многие настолько вошли в речь, что уже и не воспринимаются парадоксами.

— Мужественная женщина. — Я, наверное, точно приду. — Живой труп. — Полная пустота. Можно вспомнить и названия фильмов: «Правдивая ложь», «Обыкновенное чудо», «С широко закрытыми глазами».

В восточной культуре речевые парадоксы, например, встречаются и в суфийских историях, и в дзэнских коанах: «Как звучит хлопок одной ладони?» Ну а так же в сказках разных народов, вне зависимости от деления по сторонам света. Вроде задачки: — Ты должна прийти и не голой, и не одетой, пешком, но не по земле, не босая, но и не обутая…

Судя по наличию речевых парадоксов в том или ином варианте практически в любой культуре, штуки они довольно полезные – позволяют уйти от двоичности мышления, расширить сознание, при чём без применения сильнодействующих препаратов.

Изготовление

Я несколько отступлюсь от желания не давать подробную структуру – просто для пресуппозиций, разговорного рефрейминга и раскруток есть довольно подробно прописанные статьи – но я человек гибкий и потому могу себе позволить поступать так, как считаю не только правильно, но и верно. Короче, дам структуру.

Конструировать речевые парадоксы первым способом не только легко, но и тяжело. Ну вы уже поняли. Вы просто соединяете противоположности: черное и белое, легко и тяжело, тихо и громко, высоко и низко, добро и зло — оксюмороны.

— Настолько ли ты его любишь, как и ненавидишь? — Правда этой лжи состоит в том… — Прекрати так громко молчать! — Это не только плохо, но и хорошо.

Ленивые могут просто использовать частицу «не»:

— Вы действительно понимаете то, что не понимаете? — Ваша недоброта наверняка добрее чей-то доброты.

Если можно соединить противоположности, то можно и разделить близкие понятия.

— Ты действительно знаешь то, что знаешь? — Чем больше твоё непонимание, тем меньше ты не понимаешь. — Это не только запрещено, но и нельзя. — Шутка же не обязательно должна быть смешной.

И снова отрицание для ленивых (берём антоним, отрицаем его и ставим в одно предложение):

— Неправда и ложь – это разные вещи. — Тебе может быть неплохо и хорошо одновременно. — Прежде чем отрицать, не согласись с этим. — Это не только плохо, но и хорошо.

Или используем двойное отрицание:

— Вы действительно не уверены в том, в чём не уверены? — Не думай о том, о чём ты не думаешь.

Ещё можно сказать такое, что нельзя представить. Назовём это сенсорная непредставимость (по традиции используя в названии максимальное число номинализаций). Сюда можно отнести «звук хлопка одной ладонью», «увидь невидимое» и «чёрный свет».

— Лифт начал опускаться вверх… — Представь себе невообразимое… — Это был такой треугольный звук…

Понятно, что фантазия у всех разная, и кто-то может себе представить зелёное тепло, а кто-то только синее.

Ну и последний вариант – нарушение ожиданий. Сюда будут относиться как переиначивание пословиц и известных фраз: «чем дальше в лес, тем толще партизаны», — так и нарушение привычных лингвистических последовательностей: «это не только, но и сколько».

— Да мы с ним всю японскую войну … в суши баре просидели. — Толстый пингвин робко прячет, стройный смело достаёт. — Чем больше ты думаешь, тем больше ты думаешь. — Я прав или я прав?

6 основ коммуникативного воздействия

Необходимо собрать как можно больше информации о человеке, его эмоциональном состоянии, страхах, мечтах, увлечениях, привычках. Метод противодействия: уклоняться от вопросов, скрывать информацию о себе. Большинство видов манипуляций, используемых в общении, воздействуют на чувства.

Приведем примеры манипуляций в общении.

Страх. Игра на страхе человека — одна из самых распространенных манипуляций. Начальник может мотивировать своих сотрудников, «мягко» намекая им, что может их уволить, если они не будут работать лучше. Родители рассказывают детям страшилки, чтобы отучить их разговаривать с незнакомыми. Метод используется против плохо информированных людей, которые принимают сказки об опасностях на веру и стремятся их избежать. Некоторые люди придумывают мифические опасности, чтобы поставить своих жертв под свой контроль.
Любовь. Влюбленным человеком управлять легко. Частое использование приводит к потере уверенности в любви партнера или родителя.
Неуверенность. Человек неуверенный — легкая добыча. Очень легко использовать его слабости и недостатки в свою пользу. Субъект воздействия чувствует свое превосходство. Способ борьбы с этой техникой — повысить свою уверенность.
Вина. Технику применяют преимущественно в семьях: родители к детям, мужья к женам. Люди используют чужие оплошности, чтобы вызвать чувство вины, затем оппонента вынуждают выполнить что-то, чтобы загладить вину. Постепенно партнер по общению накапливает недовольство и раздражение, которое способно вылиться в агрессию, поэтому использовать данную технику постоянно опасно. Человек сохраняет молчание, демонстрируя свое расстройство и вынуждая оппонента заглаживать вину.
Тщеславие

Чувство гордости и собственного достоинства настолько важно для человека, что он способен выполнить что угодно, если обвинить его в трусости или польстить. Человек, который постоянно вынужден что-то доказывать, морально и физически устает

Иногда люди, особенно дети, рискуют жизнью, чтобы доказать свою храбрость.
Жалость. Чувство жалости можно использовать, чтобы подтолкнуть объект к нужным действиям. Со временем объект, израсходовав свои силы, или бросает субъекта, или начинает использовать эту технику себе во благо.

Манипуляции в межличностном общении

На поведение каждого человека влияет общественное мнение.

Манипулятор строит интриги по отношению к объекту воздействия, используя свою силу и играя на его слабостях. Причем собеседник не подозревает о происходящем, считая, что все решает сам. Манипулятор же подает искаженную информацию, а затем в таком виде преподносит жертве.

Психология манипулирования касается и социальных манипуляций. Управлять общественным мнением, другими словами, манипулировать общественным сознанием, стало проще при помощи СМИ.

Здесь просматриваются следующие механизмы:

  1. Отключение рационального восприятия и критического мышления.
  2. Вызывание у читателей/зрителей/слушателей страха сообщением об угрозе, нередко мнимой.
  3. Объяснение, как можно выйти из создавшейся ситуации.

Характеристика стилей педагогического общения

Стили педагогического общения были определены как эмоциональные приемы и действия педагога по отношению к ученику. Поведение учителя обусловлено его пониманием цели, которую он преследует, обучая ребенка. Чаще всего это не что иное, как обучение ребенка основам своего предмета, передача умений и навыков, которые понадобятся ученику для выполнения задания, или которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. При этом, преподавателем также учитываются стили общения ребенка. С детьми общение происходит совсем не так, как со взрослыми. Учителю нужно немного больше времени, сил и внимания на то, чтобы объяснить ребенку материал. Само же общение происходит путем указаний, объяснений, вопросов, замечаний и даже запретов.

Что такое манипуляция?

Это вид психологического воздействия, при помощи которого манипулятор склоняет человека к действиям вопреки его желанию. Второй целью может быть формирование личной привязки. Манипулятор четко контролирует ситуацию, направляя ее развитие в нужную для него сторону. Например, друг активно против посещения ночного клуба, но простое взятие «на слабо» резко меняет его точку зрения на противоположную, если имеет место неуверенность в себе, заниженная самооценка или повышенная внушаемость.

Второй пример многим знаком из детства, когда родители заставляют съесть кашу, обещая угостить вкусной конфетой после предъявления чистой тарелки. Это самые простые и явные методы манипуляции, где присутствует с одной стороны контроль, а с другой — подчинение. При этом подход подбирается, исходя из личностных качеств того, кем собираются управлять. Воздействие на сознание при манипуляции ведется опосредованно.

Манипулировать людьми – плохо или хорошо?

Однозначного ответа нет. Этика подсказывает, что при причинении явного или скрытого вреда подобная психологическая техника является злом. Но не всегда насильственная тактика становится отрицательным явлением. Примером может послужить психологическая интервенция в наркологии, где при помощи манипуляций меняют точку зрения пациента, убеждая его в необходимости лечения и создавая таким образом мотивацию к избавлению от пагубной зависимости.

Поссорившись со второй половинкой на дискотеке Вы…
Уйдете, не говоря ни слова 39.22%

Останетесь и продолжите веселиться, танцевать с другими людьми 31.37%

Будете изображать печаль, грусть для того, чтобы он (она) стал(-а) Вас утешать 29.41%
Проголосовало: 51

Стоит учесть:манипуляции могут быть социально значимыми.

Примером служит создание соответствующего настроения для выхода на субботник или поднятие производительности труда через обещание экономической выгоды для каждого сотрудника. Небольшие психологические хитрости позволяют преподнести эти события, как праздник, хотя на самом деле людям от них практической пользы мало.

Бывает, что в ход идет не маленькая ложь, а большой обман и это нужно уметь распознавать по прямым и косвенным признакам, чтобы не превратиться в вечную марионетку манипулятора.

Как Вы считаете манипулировать людьми – это плохо?
Конечно, плохо. Я сам(-а) никогда не манипулирую и не люблю когда начинают манипулировать мной 12.96%

Я думаю, что это не плохо в некоторых целях использовать манипуляции 27.78%

Сложно сказать. Смотря, в какой ситуации манипулировать человеком. 44.44%

Если это для всеобщего блага, то почему бы и нет? 14.81%
Проголосовало: 54

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: