Виды и методы самонаблюдения в психологии

История применения методов исследования в психологии

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики. Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

Разновидности самонаблюдения и примеры

В процессе развития психологии как науки появились и оформились разные виды интроспекции.

Вид интроспекции Что подразумевает Пример
Феноменологическое самонаблюдение Происходит описание психики с целью вычленить базовые чувства и ощущения. Это один из методов гештальтпсихологии Девушка приходит на консультацию с запросом «У меня не складываются отношения с парнями». В процессе консультации она вместе с психологом приходит к осознанию, что ее проблема кроется в глубокой обиде на отца
Интроспективное самоисследование Изучение собственных чувств и понимание причин их возникновения. В этом виде интроспекции заключается основной ключ к осознанности Человек обиделся на шутку коллеги по работе. В процессе самоисследования он понял, что проблема заключается не в шутке, а в его нелюбви к самому себе, из-за чего он воспринял шутку слишком болезненно
Аналитическая интроспекция Подразумевает умение разложить чувственный образ на составные части и осознать их Обычно психологов не устраивает ответ клиента из серии «мне сейчас грустно». Психолог просит разложить на составляющие компоненты свое чувство грусти и понять, чем они вызваны. Например, грусть человека может сразу состоять из обиды, разочарования, раздражения, чувства одиночества и т.д.
Систематическое самонаблюдение Предмет изучения – это контроль собственной мыслительной деятельности Индивид учится смотреть на жизнь с положительной точки зрения и контролирует свои мысли. Он больше не думает: «Я бездарь, я снова ничего не смог». Он контролирует мысли и думает: «У меня есть возможность поработать над собой и попробовать еще раз»

Цели и задачи экомониторинга

Что такое экологический мониторинг – это объединение методов наблюдений, организационных структур и способов исследований, преследующих следующие цели.

  • Наблюдение за окружающей средой, особенно в местах концентрации антропогенных объектов.
  • Оценка и прогнозирование изменений экосистем под влиянием природных и антропогенных факторов.
  • Накопление информации об изменениях окружающей среды для передачи данных государственным охранным структурам.

Проводимые исследования дают возможность участвовать России в глобальных международных программах, нацеленных на предотвращение экологических катастроф, уменьшение вредного влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу и здоровье людей, рациональное природопользование.

Проблема самонаблюдения

Сама по себе идея интроспекции и самонаблюдения хороша, но познавать себя важно правильно, иначе велик риск навредить самому себе. Например, если человек излишне увлекается самопознанием, он может стать глубоким интровертом, потерять связь с социумом

Нередко люди, которые увлеклись познанием себя, начинают применять интроспекция и стихийно посещать различные семинары, тренинги личностного роста, превращая эти походы в самоцель

Например, если человек излишне увлекается самопознанием, он может стать глубоким интровертом, потерять связь с социумом. Нередко люди, которые увлеклись познанием себя, начинают применять интроспекция и стихийно посещать различные семинары, тренинги личностного роста, превращая эти походы в самоцель.

3.8.3 Этапы проведения эксперимента

Предшествующий эксперименту
этап

включает в себя тщательный теоретический
анализ ранее опубликованных по этой теме
работ; выявление нерешенных проблем; вы­бор
темы данного исследования; постановку цели
и задач исследования; изучение реальной
практики по решению данной проблемы;
изучение существующих в теории и практике
мер, содействующих решению проблемы; форму­лирование
гипотезы исследования. Она
должна требовать эксперименталь­ного
доказательства ввиду новизны, необычности,
проти­воречия с существующими мнениями.

Подготовка к проведению
эксперимента

состоит из ря­да задач:

-выбор необходимого числа
экспериментальных объектов (числа
школьников, классов, школ и др.);

-опре­деление необходимой длительности
проведения экспери­мента. Слишком
короткий срок приводит к необоснованному
преувеличению роли того или иного средства
обучения, слишком длительный срок
отвлекает ученого от решения других задач
исследования, повышает трудоемкостьработы.

-выбор конкретных методик для изучения
начального состояния экспериментального
объекта, анкетного опроса, интервью, для
создания соответствующих ситуаций, эк­спертной
оценки и др.;

-опреде­ление признаков, по которым
можно судить об изменениях в
экспериментальном объекте под влиянием
соответствую­щих педагогических
воздействий.

Проведение эксперимента по
проверке эффективности определенной
системы мер включает

-изучение начально­го состояния системы,
в которой проводится анализ начального
уровня знаний и умений, воспитанности
определенных ка­честв личности или
коллектива и др.;

-изучение начального состояния условий,
в которых проводится эксперимент;

-формулирование критериев
эффективности пред­ложенной системы мер;

-инструктирование участников эк­сперимента
о порядке и условиях эффективного его про­ведения
(если эксперимент проводит не один педагог);

-фиксирование данных о ходе
эксперимента на основе промежуточных
срезов, ха­рактеризующих изменения
объектов под влиянием экспе­риментальной
системы мер;

-указание затруднений и воз­можных
типичных недостатков в ходе проведения
экспе­римента;

-оценка текущих затрат времени, средств
и уси­лий.

Подведение итогов
эксперимента

-описание конечного состояния системы;

-характеристика условий, при которых эк­сперимент
дал благоприятные результаты;

-описа­ние особенностей субъектов
экспериментального воздей­ствия (учителей,
воспитателей и др.);

-данные о затратах времени, усилий и
средств;

-указание границ применения проверенной
в ходе эксперимента системы мер.

Определение

Наблюдение – это совокупность действий объекта, которое участвует в самом процессе, не требуя вмешательства наблюдающего. Цель наблюдения – выявить те или иные факторы, расседающиеся в ходе эксперимента у испытуемых.

Наблюдение-это метод исследования.

В первую очередь, стоит рассмотреть достоинства и недостатки данного метода.

  • Достоинства: есть возможность выявить сохранения проведения эксперимента в естественных условиях, использование различных средств для выявления наиболее точных результатов.
  • А к недостаткам можно отнести субъективность, трату времени, а также периодическую невозможность самому исследователю принимать  участие в эксперименте и корректировать поведение испытуемых.

В пример  можно привести наблюдения, такие как «Таинственный покупатель» или же другие социальные эксперименты.

Наблюдение в психологии и социологии различают по классификациям и видам. Давайте же рассмотрим методику наблюдения и сам метод наблюдения в психологии.

Осуществление экологического мониторинга

В 1993 году Россия создала единую систему государственного экомониторинга, координирующую действия всех организаций и ведомств, контролирующую сбор данных об окружающей среде.

Сложность получения полной, достоверной информации заключается в том, что слишком много служб и агентств занимаются экомониторингом. Их действия сложно координировать.

Так, например, за состоянием земель наблюдают Федеральное агентство по сельскому хозяйству, Федеральная служба по гидрометеорологии, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Производственным экологическим мониторингом также занимается сразу несколько государственных органов. В то же время станций экомониторинга не достаточно для сбора необходимого количества проб воздуха, воды и почвы.

Сейчас эти проблемы успешно решаются. Создана специализированная наблюдательная сеть, включающая передвижные пункты, посты и стационарные обсерватории, станции экологического мониторинга. С их помощью оценивают степень загрязнения местности, изучают последствия техногенных аварий, разрабатывают меры по профилактике природных катастроф и дают рекомендации по снижению антропогенного прессинга на экосистемы.

Преимущества и недостатки метода наблюдения

Преимуществами метода наблюдения являются:

  • непосредственное восприятие и фиксация признаков в реальном времени;
  • оперативность получения информации;
  • объективность и конкретность данных;
  • более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения;
  • возможность проверки опосредованных способов получения информации (анкет и опросников);
  • снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты;
  • возможность целостной оценки социальной ситуации.

К числу недостатков метода наблюдения следует отнести:

  • ограниченные возможности наблюдения (не все ситуации можно найти в жизни и создать соответствующие условия);
  • сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя;
  • перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы;
  • возможность утомления исследователя вследствие монотонии;
  • влияние исследователя и наблюдаемых им лиц друг на друга;
  • трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений;
  • значительные затраты времени;
  • поведение наблюдаемых не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются;
  • ошибки личностного и психологического происхождения: а) «гало-эффект», основывающийся на обобщенном впечатление наблюдателя, тенденции к оценке ситуации в «черно-белых красках»;
  • б) «эффект снисхождения», который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты;
  • в) «ошибка центральной тенденции», которая заключается в стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов, т.к. крайние признаки поведения встречаются реже;
  • г) логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека («любезность»^ «добродушие»);
  • д) «ошибка контраста», т.е. подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;
  • е) стереотипы «первого впечатления» профессионального, этнического, возрастного планов (например, имеющиеся у наблюдателя стереотипы, ранее сложившиеся по отношению к подросткам вообще, милиционерам вообще и т.п., сказываются в отношении наблюдаемых лиц — представителей этих же категорий).

Отличия наблюдения от эксперимента:

  1. Контроль и управление независимой переменной выше в эксперименте;
  2. В наблюдении контроль побочных влияний очень слаб;
  3. Гипотезы наблюдений менее строги и четки;
  4. В наблюдении менее строгая процедура и менее точное измерение психологических явлений.

Понятие наблюдения как метода исследования

Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д. Определение 1

Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).

Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Наблюдение как метод исследования 480 руб.
  • Реферат Наблюдение как метод исследования 250 руб.
  • Контрольная работа Наблюдение как метод исследования 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования.

Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков

Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.

Замечание 1

Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события.

Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя.

Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.

Этапы проведения включенного наблюдения

На подготовительном этапе проведения наблюдения выделяются проблема, цели наблюдения, формулируются задачи. Далее разрабатывается схема наблюдения, включающая критерии и единицы наблюдения, предусматривается количественное оценивание результатов в виде психологического шкалирования или хронометража.

На основном этапе проводится наблюдение по разработанным параметрам. При проведении данного этапа проявляется субъективизм исследователя. В связи с этим важным является устранение субъективизма при наблюдении явлений и событий следующими способами:

  • упрощаются единицы наблюдения;
  • обеспечивается систематизированность наблюдения;
  • разделяются этапы наблюдения и интерпретация результатов наблюдения;
  • вводятся дополнительные наблюдатели;
  • разводятся наблюдатель и автор, проводящий исследовательскую работу.

На последнем этапе проведения наблюдения обрабатываются и интерпретируются результаты. Результаты наблюдения представляются в виде количественного и качественного анализа. Качественный анализ позволяет описать события, явления, нюансы эмоций, чувств, поведения человека, количественный анализ способствует представлению результатов наблюдения в виде таблиц, диаграмм по определённым критериям, показателям, параметрам.

Метод наблюдения универсален и применяется в любой науке, используется он и в социальной психологии.

Метод наблюдения в социальной психологии – это сбор информации о социально-психологических явлениях путем непосредственного восприятия и регистрации.

Целенаправленно и систематически изучаются факты поведения и деятельности человека. Наблюдение может быть использовано как ведущий метод, например, при исследовании конфликта. Может применяться как вспомогательный метод, например, для сбора или контроля данных. Классическим примером наблюдения является изучение жизни бродяг Н.Андерсона, работы У.Уайта по исследованию жизни эмигрантов, В.Б.Ольшанского, который изучал ценностные ориентации молодых рабочих.

Виды наблюдения

Классификация наблюдения как метода исследования.

По включенности исследователя в процесс наблюдения:

  1. Прямое наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, то есть действует вместе с испытуемыми. Степень вовлечения исследователя в процесс может быть разным:

    • исследователь находится в стороне, не входит в коллектив участников;
    • исследователь принимает активное участие в исследуемом процессе совместно с участниками.
  2. Опосредованное наблюдение (косвенное) – вид наблюдения, при котором исследователь не принимает непосредственного участия в процессе. Например, исследователь наблюдает за тем, как испытуемые выполняют самостоятельное задание (решают задачу, собирают пазл и т.д.).

  3. Самонаблюдение – процесс, заключающийся в созерцании собственных внутренних процессов и их внешнее проявление. Например, в качестве самонаблюдения может выступать задание педагога составить самофотографию собственной рабочей недели, то есть записать все дела, которыми испытуемый занимался в течение недели.

    Замечание 2

    Сложность, и в то же время, уникальность метода самонаблюдения заключается в том, что исследователь должен «проникнуть» внутрь собственных психических процессов и явлений. Сложность его заключается в том, что иногда исследователю трудно выразить свои чувства и переживания.

По длительности наблюдения:

  1. Систематические наблюдения – осуществляются регулярно в течение конкретного временного отрезка (периода).

    Систематические наблюдения могут быть:

    • длительными,
    • непрерывными,
    • циклическими.
  2. Несистематические наблюдения – проводятся при необходимости. Чаще всего не организуются заранее, наблюдение осуществляется за неожиданной ситуацией или явлением.

По форме наблюдения:

  1. Осознанное наблюдение. При данной форме наблюдение испытуемый знает о том, что за ним ведется наблюдения, ему известна цель и задачи наблюдения. Однако иногда может быть такая ситуация, при которой испытуемому сообщают другую цель и задачи наблюдения. Такая необходимость может быть обусловлена этическими нормами, либо некоторыми проблемами исследования.
  2. Неосознанное наблюдение. При данной форме наблюдения испытуемый не знает о проводимом исследовании. Наблюдатель находится внутри исследуемой системы, то есть он внедряется в нее с целью получения достоверной информации. Важным является то, что испытуемые не должны ни в коем случае знать о роли наблюдателя. Чаще всего неосознанное наблюдение используется в социальной педагогике для исследования социального поведения малых групп.

Замечание 3

Таким образом, наблюдение как метод исследования имеет несколько видов. Выбор вида наблюдения зависит от поставленной цели исследования и особенностей испытуемых объектов и явлений.

Пример описания методов в дипломной работе

Чтобы разобраться, как описать методологическую основу исследования в дипломной работе, изучите наш пример:

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояния разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологии выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приёмов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2.  Наблюдение.
  3.  Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализа и обобщения полученных данных.

Использование умных фраз при общении в особых случаях

В течение жизни человек вынужден общаться с разными людьми. Опыт дискуссии может быть как приятным, так и нет

Важно знать, как общаться в напряженной ситуации

Как интеллигентно ответить на хамство или оскорбление

Как правило, оскорбительные высказывания в адрес других — удел слабых, закомплексованных людей. Это следует понимать и не опускаться до подобного уровня общения. Лучше освоить техники, как ответить на хамство умными словами.

Получив неожиданный отпор, грубиян останется в проигрыше.

Существует несколько приемов, как культурно ответить человеку на оскорбление умными словами:

  1. Игнорирование. Человек может продемонстрировать обидчику свою эмоциональную стойкость и уравновешенность, проигнорировав, оставив без внимания его слова.
  2. Долгий проницательный взгляд. Нападчик будет сбит с толка, почувствует свою слабость и неумение вести конструктивный диалог без перехода на личности.
  3. Сильная успешная личность. Можно интерпретировать оскорбительные высказывания в свой адрес как лишний знак внимания.
  4. Самоирония. Согласиться с оскорблением и превратить негатив в позитив.
  5. Принцип бумеранга. Использовать обидные слова в адрес дебошира.
  6. Контрвопрос. Спокойно поинтересоваться, почему человек ведет себя подобным образом.

Опробовав вышеперечисленные способы на практике, узнав, как заткнуть рот человеку умными словами, можно комбинировать несколько методов сразу.

Как по-умному оскорбить человека без мата

Общение между людьми не всегда приносит положительные эмоции. Иногда приходится защищать собственные границы и отвечать на клевету и оскорбления.

Когда дело доходит до оскорблений, лучше ответить сильно, но без использования ненормативных слов и крика. Для этого нужно знать, как оскорбить человека без мата умными словами.

Интеллигентные умные слова для оскорбления:

  1. «У меня слишком мало времени, чтобы тратить его на ваши комплексы».
  2. «Удивите меня! Скажите уже что-нибудь умное».
  3. «Хочется надеяться, что вы не всегда настолько глупы, как сегодня».
  4. «Вы уже уходите? Почему же так неторопливо?»

Подобные умные слова для оскорбления могут работать гораздо мощнее, чем обычная брань.

Как обидеть или морально унизить мужчину

Для того чтобы защитить свою честь и доброе имя в ходе конфликтной ситуации, стоит освоить способы, как унизить мужчину морально умными словами.

Если унижения «удостоился» мужчина, стоит упомянуть его неприметную или неопрятную наружность, скромные физические данные, а еще лучше – невыдающиеся умственные способности и отсутствие такого качества, как самоирония. Мужчина наверняка проявит болезненную реакцию.

Поставить на место человека — значит преподать ему урок, обозначить границы, которые не стоит пересекать.

Как поставить на место женщину

В общении стоит использовать все богатство русского языка. Независимо от того, какая женщина продемонстрировала пример неприемлемого поведения: любимая девушка или властная коллега по работе — ей нужно сразу дать понять, что вы не станете это терпеть.

Есть действенные приемы:

  1. Сразу высказать в ответ свое несогласие с грубым поведением. Нужно попытаться сделать так, чтобы обидчица почувствовала свою вину.
  2. Если женщина осталась недовольна поведением собеседника, нужно отыскать в своем монологе положительные моменты и сказать о них вслух. Данный прием вызовет у нее растерянность.
  3. Если женщина высказывает недовольство по поводу недостаточно хорошо выполненной работы, следует попросить ее сделать дело лучше или хотя бы дать стоящий совет. Скорее всего, критика прекратится.
  4. Достойным ответом на колкое замечание может стать молчание с оттенком презрения, выразительный взгляд и решительный отказ от продолжения деструктивного диалога.
  5. Каждая женщина хочет быть красивой, нравиться окружающим. В момент всплеска негативных эмоций стоит сказать собеседнице, что злость не добавляет ей привлекательности.

Знание приемов того, как поставить на место женщину умными словами поможет избежать серьезной ссоры и выйти из конфликта победителем.

Как отшить человека, не обижая его

Иногда повышенное внимание со стороны другого человека может быть неприятным и неуместным

Для того, чтобы не обидеть и не унизить его, важно знать, как отшить человека умными словами

Нужно честно и открыто поговорить при личной встрече, заранее продумав свою речь. Сообщить собеседнику о своей неготовности к общению. Затем стоит отметить сильную черту человека – его старания. Реакция может быть различной, в зависимости от темперамента и степени его чувств. В любом случае, нужно терпеливо все выслушать. Если он продолжит «наседать» следует выдать решительное и бесповоротное «нет».

Все «за» и «против»

Метод самонаблюдения ценится за то, что он основан на миропонимании и ощущениях конкретного человека. Лучше самого человека его никто не узнает и не поймет. Человек может искренне рассказать о том, к каким выводам он пришел, специалист (или сам человек) получают информацию из первых рук.

Но у интроспекции довольно много существенных недостатков:

Высока степень субъективности (клиент может намерено что-то скрыть, не посчитать нужным рассказать, что-то понять или истолковать неправильно).
Специалист никогда не может быть уверен в том, что испытуемый с ним абсолютно честен.
Интроспекцию можно использовать только наедине с собой или в индивидуальной работе с психологом. Для групповой терапии метод не подойдет.
Психолог не может гарантировать, что испытуемый верно истолковал все инструкции.
Можно использовать только в искусственно созданных условиях, в реальной жизни применять не получится.
Полученную информацию не получится оценить качественно или количественно.
Если человек проводит самонаблюдение, то велика вероятность искажения результатов из-за личных установок и двойственности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: