Методический материал по теме «механизмы воздействия в процессе общения»

Виды подражания. Подражание Страница 1

Согласно психологической трактовки, подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с явлением заражения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Выделяются подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Сформулированы следующие законы массового подражания:

— внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние. Например, духу религии начинают подражать раньше, чем обрядам;

— низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевскому двору и т.д.).

Все упомянутые механизмы воздействия на членов стихийной группы, конечно, не являются односторонними. Всегда существует и обратное движение — от личности к оказываемому на нее воздействию, причем его интенсивность зависит от степени критичности личностей, составляющих стихийную группу.

В истории социальной психологии подражанию уделено большое место. Как уже отмечалось, разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит так называемая теория подражания. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания. Оно непроизвольно, и может быть рассмотрено как «род гипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга» (Тард, 1892).

Значение слова Подражание по словарю Брокгауза и Ефрона:

Подражание — это литературное произведение (почти всегда стихотворение), написанное в чужом стиле и характерное для одного автора (Пушкин: «Подражание А. Шенье») или для целой литературы (Байрон: «П. Португальский»). Она характерна и для других литературных жанров, таких как пастиш и пародия, но П. отличается от последних своей целью, поскольку не предполагает насмешки над оригиналом. Она стремится передать знакомые творческие мотивы в той форме, которую им придал отдельный автор или целый народ. П. иногда дают такое название лишь случайно, потому что работа закончена и кажется похожей на чужой путь. Сознательно и преднамеренно созданная П. — очень сложный жанр литературы. Легко преувеличивать чужой стиль, но писать в этом стиле, сохраняя умеренность, — это, по сути, попытка перевоплотиться и ассимилировать личность другого писателя. Психологическая привлекательность жанра заключается именно в сложности писать за кого-то другого. Иногда подражание ошибочно называют пародией (Некрасов, «Подражание Лермонтову: «Спит, пока безвреден») и переводом (Козлов, «К Байрону: к Тирсу»), и наоборот — переводом П. (см. Псевдопереводы). В русской литературе известны подражания Пушкину (Коран, Песнь Песней, Анахреон, Данте, Фауст, античность, арабский язык и т.д.), Лермонтову (Байрон: «Не смейся, друг»), Некрасову (Шиллер: «Сущность» и «Форма») и т.д. В более широком смысле П. называют также следы влияния одного поэта на другого и литературы одного народа на литературную продукцию другой, обычно более молодой, культурной сферы. Такие события являются неотъемлемой частью истории всей литературы. Показания. Г.

По мнению г тарда предметом социальной психологии является. Теория подражания. Г. Тард.

Тремя
основными типами социальных процессов
Тард считал повторение (подражание),
противоположение (оппозицию), приспособление
(адаптацию). Соответственно основными
социальными законами он называл законы
подражания, приспособления, оппозиции.
Но все же, в качестве самого главного
социального процесса (и соответствующих
ему законов) Тард рассматривал подражание
(законы подражания), которое он
характеризовал как своего рода гипнотизм.
Теорию подражания он распространял на
все сферы межличностных и групповых
взаимодействий. Наиболее типичным видом
социального подражания он считал
подражание низших слоев высшим.Подражание
рассматривалось ученым в качестве
основного объяснительного принципа
всей жизни — как индивидуальной, так и
общественной. Он характеризовал его
как «постоянное, всемирное социальное
явление» . Продуктом
подражания являются рост государства,
экономическое развитие, язык, религия,
другие феномены и процессы социального
мира . Социальное познание
— это, прежде всего познание того, как
происходит подражание. Оно имеет
внутренние (логические) и внешние
(внелогические) причины. Среди последних
он особо выделял социальные причины, к
которым относил религиозные, экономические,
политические, эстетические, лингвистические
и другие влияния. Французский социолог
настаивал на том, что все главнейшие
акты человеческой и общественной жизни
совершаются как следствие примера
(подражания). В этом смысле все многообразие
социальных взаимодействий имеет в своей
основе отношение «учитель — ученик».
Под влиянием психологии подражания
Тарда его последователи-социологи стали
утверждать, что в обществе реализуются
три основных типа подражания: взаимное
подражание, подражание обычаям образцам,
подражание идеалу. Тард рассматривал
подражание в тесной связи с взаимовлиянием
людей друг на друга. Теория подражания
выходит за рамки отдельно взятого
индивида и обращается к анализу процесса
межличностного взаимодействия. Общество,
по мнению исследователя, это продукт
взаимодействия индивидуальных сознаний
через передачу людьми друг другу и
усвоение ими верований, убеждений,
желаний, намерений и т.д.

Врожденные и приобретенные паттерны

Наследственные паттерны – это те особенности поведения, которые человек получает в первые минуты своей жизни. Это генетическая программа, работающая на уровне инстинктов и рефлексов. Врожденный паттерн дается человеку природой. Эта модель имеет множество форм. Например, пищевая форма проявляется в процессе сосания у младенца. Приобретенные паттерны поведения – это уже последующее развитие человека, его обучение, формирование мировосприятия, привычек, образа мыслей и т. п.

Иногда происходит путаница между врожденными и приобретенными паттернами. Так, когда ребенок так же, как один из родителей, проделывает какую-нибудь операцию определенным образом, говорят о генетической схожести. На самом деле это лишь результат подражания.

Возрастные категории

В зависимости от возраста человека существуют разные периоды подражания. К примеру, в младенчестве ребенок попросту копирует внешние действия, звуковые реакции родителей и взрослых, а вот в более позднем детстве осуществляется уже более полная обработка получаемых извне образов.

В начальных классах школы начинается подражание личностным характеристикам взрослых; в средней школе субъектом копирования поведенческих факторов становятся сверстники. По мере взросления возникает такой феномен, как взаимное подражание, – когда группа людей берет необходимые признаки друг у друга, так сказать, групповое подражание. В юношеском возрасте главную роль в поведенческом подражании играют личные качества субъекта подражания, его жизненные ценности, характер.

Рекомендуем: Коллективизм и индивидуализм

Исходя из этого можно проследить, как меняется содержание, и сделать вывод, что в младшем возрасте человек берет пример со взрослых и приспосабливается к существованию в материальном мире, наполненном физически доступными вещами, а в более взрослом – перенимает социальные модели и поведенческие клише. Главную роль здесь начинает играть не внешнее копирование действий, движений и так далее, а социально значимые факторы, привычки человека, которого молодой человек избрал себе в качестве примера для подражания.

Подражание и его социальную значимость трудно переоценить в свете усвоения индивидуумом конкретного общинного опыта, который мы можем разделить на несколько этапов личностного развития человека. Как ни посмотри, влияние копирования как фактора общественного развития находит множество подтверждений. К примеру, когда на индивидуума воздействуют некие общественные каноны и границы, которые соблюдаются всеми другими членами социального окружения, человеку будет трудно не соблюдать их или действовать наперекор.

Такое поведение можно охарактеризовать как некий вид группового человеческого сознания. Человеку необходимо чувствовать и понимать, что он делает все правильно, в пределах социальной нормы. Копируя поведение большинства, их мышление, действия, даже кулинарные вкусы, человек начинает соответствовать своему окружению, чувствовать себя «своим среди своих». Ведь большинство делает именно так, значит, это правильно, – думает человек.

В психологии выделяют тот факт, что подражание вызывает страх быть изолированным от всех остальных. Каждый человек хочет быть как все, не выделяться разительно чем-то особенным, не принятым в данном конкретном социальном круге.

Вспомните, хотели вы быть в роли «белой вороны» в детском саду, в школе, в университете? Именно из-за страха оказаться «за бортом» человек перенимает все основные социально значимые поведенческие факторы – чтобы быть «как все» в своей социальной группе.

Почему именно они?

Иногда смотришь на кумира миллионов и задумываешься: что в этом человеке так привлекает? Небольшой рост, невзрачная внешность или негромкий голос – образцы для подражания иногда обладают непрезентабельной внешностью. Покоряет их харизма, восхищает сила воли, а за собой ведет вера в собственные силы.

Что еще нас привлекает в образце для подражания?

  • Они не вписываются в общие рамки. Вспомните ситуацию, когда вещь в магазине не подходит никому: то рукава коротки, то вырез не на месте. Одежду шьют на стандартных людей, но большинство просто не подходит под усредненные параметры. Норма – это фикция. Кумиры живут по принципу «нужно подстраивать не человека под систему, а систему под человека».
  • Они гордятся своей непохожестью. Люди любят читать о смелых и отважных. В юности мы зачитывали до дыр книги о путешественниках. Сегодня читаем о смелых женщинах.  Движение бодипозитив началось еще в 1996 году. Почему оно так популярно? Потому что впервые примером для подражания стали не глянцевые красотки, а обыкновенные женщины. Они сумели переступить через свои недостатки и стать примером для подражания. Теперь тысячи людей с далекой от идеала  внешностью смогут почувствовать себя уверенно.  «Человек красив, какой он есть» — девиз движения бодипозитив применим к любой сфере жизни.
  • Они рассказывают свою историю неуспеха. Ученый Томас Эдиссон потерпел неудачу 10 тысяч экспериментов, закончившихся провалом. И только после этого изобрел лампочку накаливания. Писательница Джоан Роулинг опубликовала письма с отказами издательств. Она показала, что неудача делает свободной, ведь самые большие страхи уже сбылись. Истории краха сегодня более популярны, чем рассказы о победах. «гениальность – это 99% пота и 1% таланта» — высказывание Томаса Эдиссона вдохновляет людей и сегодня.

Ваш личный успех  — ваше личное дело. Ни один человек в мире не скажет вам, как достичь вершины. Знаете почему? Успех нужно открыть в самом себе. Поставить цель и идти к ней. А равняться в пути стоит на того, кто этой цели уже добился.

«Учитесь у всех, не подражайте никому», — писал Максим Горький и был прав. Постоянное восхищение примером для подражания дает лишь иллюзию успеха. Близкие люди любят нас просто так. В зону комфорта время от времени стоит возвращаться. Мир не нужно покорять, его просто нужно сделать лучше.

Дополнительная информация:

  • Кто такой ментор и для чего он нужен?
  • Что такое тренинг личностного роста и зачем они нужны?
  • Что такое семинар и зачем он нужен?
  • Кто такой наставник и как с его помощью добиться успеха?
  • Что такое тренинг и какие бывают?
  • Что такое психологические тренинги и как их выбирать?
  • Что такое способы обучения и их виды?
  • Что такое тренинг уверенности в себе и какие бывают?
  • Что такое онлайн-тренинг и для чего он нужен?

Виды подражания

  • осознанное или бессознательное;
  • полное или частичное;
  • добровольное или принудительное;
  • творческое или буквальное.

Подражание бывает осознанным, когда мы сознательно копируем поведение или внешность другого человека. А бывает неосознанным, когда на нас оказывает влияние группа. Тогда подражание выступает как часть мышления толпы. Мы невольно начинаем подчиняться правилам той или иной группы, начинаем разделять их мировоззрение, их образ жизни.


Фото автора Ivan Samkov: Pexels

Даже если у тебя нет определенного кумира, в той или иной степени ты постоянно подражаешь кому-то. Людям своей профессии. Авторитетным деятелями. Близким, которых ты ценишь и уважаешь. Друзьям и знакомым, чьи идеи и взгляды ты разделяешь. Полное или абсолютное подражание, как правило, зацикливается на определенном человеке, кумире.

Чем ниже индивидуальное сознание, тем сильнее выражается процесс подражания. Потребность находиться в группе, среди своих, снижает рациональное критическое мышление, зато повышает наше эмоциональное состояние, которое мы желаем разделить с единомышленниками.

В такой момент процесс подражания проявляется как никогда ярко. Мы начинаем неосознанно копировать паттерны поведения окружающих, которые находятся в похожем эмоциональном состоянии. Такое явление можно наблюдать, например, на концертах известных музыкантов или на спортивных соревнованиях.

В такие моменты происходит эмоциональное заражение, что усиливает эффект подражания, который доходит до пика. Затем следует спад. Подражание не может продолжаться бесконечно, энергия исчерпывается, а потребность признания и принадлежности удовлетворяется на какое-то время. Человек восстанавливает контроль над своим поведением.


Фото автора Galvão Menacho: Pexels

Различия между конформизмом и нонконформизмом

Нонконформист не боится выделиться из толпы. Пойти против системы

Нонконформизмом принято называть неконформность. Такая философия жизни заключается в том, что человек отстаивает свою точку зрения, даже если большая часть членов коллектива не разделяет его позицию.

Описанные в таблице характеристики помогут понять разницу между этими двумя моделями поведения:

Параметры сравнения Конформистская позиция Нонконформистская позиция Поведение человека в ситуациях, когда его убеждения не совпадают с ценностными ориентациями большей части коллектива Индивид меняет свою позицию или же выражает внешнее согласие с мнением большинства, подчиняется авторитетам. Аргументировано излагает свою точку зрения, упорствует, проявляет упрямство. Система ценностей Человек обладает традиционной системой ценностей. Главными для него являются семья, дети, работа. Человек отличается нестандартными взглядами, может все свободное время посвящать любимому делу. Не спешит обзаводиться семьей, считая, что нужно жить для себя. Отношение к моде Если человек конформист, это проявляется в его стремлении носить модную одежду, делать современные прически. При выборе одежды и прически модные тенденции не имеют решающего значения для человека

Он может специально носить ретро-брюки или не стричь волосы, чтобы обратить на себя внимание. Отношение к нормам и законам жизни в социуме Человек соблюдает нормы и законы, даже если они ему не нравятся Человек открыто выражает свой протест против тех положений законодательства, с которыми он не согласен

Подражание в психологии

Механизм подражания в разных возрастных категориях имеет индивидуальные мотивы. В возрасте до года ребёнок слышит голос взрослого, видит его движения и пытается подражать. Однако здесь пока нет конкретной смысловой нагрузки, это биологически обусловленное стремление ребёнка установить контакт с родителями.

В дошкольный период смысл постепенно оформляется. Всё начинается с игры, в которой малыш копирует открытые особенности взаимодействия со взрослыми. После он начинает осознавать и более имплицитную манеру поведения, отражающую семантику конкретной ситуации.

Подражание подростков характеризуется стремлением к внешней самоидентификации. Тинэйджеры подражают авторитетам, личным или общепризнанным, заданным в обществе поведенческим стереотипам.

Во взрослом возрасте подражание — одна из составляющих обучения. Речь идёт о различных типах деятельности — личностной, профессиональной, спортивной, творческой.

Примеры конформизма и конформности

В обществе можно найти множество примеров конформизма и конформности:

Примеры конформизма

  1. На протяжении многих лет люди выносили мусор в ведре, а потом шли домой с пустым ведром. Но однажды кто-то пошел выносить мусор в пакете. Люди увидели в этом ряд преимуществ, и сейчас уже никто не ходит к контейнеру с мусорным ведром, все выбрасывают мусор пакетах.
  2. Желая сохранить себе и другим людям жизнь, водители авто соблюдают правила дорожного движения.
  3. Люди стоят возле пешеходного перехода, ожидая нужного сигнала светофора. Все знают, что переходить улицу безопасно только на зеленый свет. Но стоит кому-то начать переход на желтый свет, как несколько человек последуют его примеру.

Примеры социальной конформности

  1. Стремление многих детей иметь новомодные бесполезные игрушки – спиннер, поп-ит.
  2. Подростки подражают знаменитостям в жестах, походке, стиле одежды.
  3. Желая выглядеть взрослым и независимым, подросток начинает курить и употреблять психоактивные вещества, алкоголь.

Таким образом, нельзя однозначно говорить, что конформизм – это негативное явление. Во всем нужна мера. Если человек всегда будет стремиться к нонконформизму без учета обстоятельств конкретной ситуации, то эта тактика также окажется провальной, как и стремление угодить большинству.

Мне нравится2Не нравится3

Читайте далее:

Синдром самозванца: что это

Подражание – это один из механизмов интеграции группы

В процессе взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения и эталоны. Подражание определяет принадлежность к этой группе, укрепляет человека в его статусе в этой группе.

На внешнем уровне это проявляется крайне ярко, особенно в одежде. Униформа военных, белый халат врача, деловой костюм бизнесмена – это внешние проявления принадлежности к группе. С помощью одежды мы показываем к какой группе принадлежим, какой доход имеем, какие разделяем установки и убеждения.

Подражание в одежде помогает нам определить кто «свой», а кто «чужой». Мы больше склонны доверять «своим» людям, считаем их мнение более авторитетным и правильным.

В свое время был проведен интересный социальный эксперимент. К людям, которые шли с работы и были одеты в деловые костюмы, подходил человек, одетый как байкер и просил у них помощи. Большинство из них отказались ему помогать. Когда к ним подошел человек, одетый в деловой костюм, почти 100% испытуемых ему помогли.

Тогда провели обратный эксперимент. К байкерам подошел человек, одетый в деловой костюм и просил помощи. Ему почти никто не помог. А когда к ним подошел человек, одетый как байкер – почти все откликнулись на призыв.

Мы охотнее вступаем в контакт с людьми, которые ближе к нашему социальному статусу.


Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Подражание – это во многом бегство от одиночества. Желание быть частью определенной группы. Это не хорошо, и не плохо. Это нормально. Все мы боимся чувства изоляции. Мы хотим быть понятыми и принятыми, у каждого из нас есть потребность в признании.

Факторы, влияющие на эффект аудитории

Важно понимать, что особенности участников также могут влиять на их реакцию на наблюдение. Необходимо учитывать черты личности, различия между западными и восточными культурами и клинические различия в социальном тревожном расстройстве

Именно эти данные могут показать, как люди в разных контекстах могут демонстрировать различные реакции на наблюдение, и таким образом помогают исследователям понять когнитивные механизмы, лежащие в основе эффекта аудитории.

В многочисленных исследованиях изучались такие личностные характеристики, как тревожность, чувство собственного достоинства, интроверсия и экстраверсия по отношению к эффекту аудитории .

Культуры по всему миру различаются тем, насколько люди считают себя независимыми от мнения других. Данная склонность проявляется больше у представителей западной культуры. Представители же восточных традиций проявляли большую взаимозависимость. Есть некоторые основания полагать, что это может привести к различиям в том, как люди относятся к эффекту аудитории .

Исследователи предполагают, что изображения другого человека могут вызвать беспокойство у людей из восточноазиатских культур и чувство безопасности у американских участников. Данные, подтверждающие эту гипотезу, взяты из исследования, в котором европейские, американские и азиатские участники выполняли ряд заданий, находясь под наблюдением, и без него.

Полученные результаты показали, что азиаты показали больший негатив, связанный с собственными ошибками по сравнению с европейскими и американскими членами группы. Это можно объяснить тем, что они чувствуют большую угрозу, когда за ними наблюдают, и, соответственно, становятся более чувствительными к собственным ошибкам .

Эффект аудитории также больше проявляется у людей с низкой экстраверсией и высокой взаимозависимостью.

Подавляющее большинство исследований эффекта аудитории проводилось со взрослыми людьми

Однако при рассмотрении данного явления большое внимание следует уделять развитию умственных способностей в младенчестве, детстве и подростковом возрасте

Очень немногие исследователи изучали влияние аудитории в младенчестве. Изучение поведения детей старшего возраста показывает, что влияние эффектов аудитории на человека развивается постепенно. Эффект аудитории больше проявляется у подростков в возрасте 9-11 лет, выполняющих двигательную задачу, чем у ребят возраста 7-8 лет. Эти исследования подразумевают увеличение влияния эффекта аудитории с возрастом .

Развитие эффекта аудитории продолжается в подростковом возрасте, когда происходят изменения в самооценке, репутации и отношениях со сверстниками.

Кто такой конформист

Конформистом

называют человека, который сознательно занимает подчинённое положение в социуме и соглашается с его установками. Также конформистом называют и такого человека, который решил изменить своё поведение и образ мыслей под влиянием другого человека, в том числе своего кумира. Чаще всего, впрочем, слово употребляется именно в социально-политическом контексте.

На самом деле большинство людей в той или иной степени являются конформистами. Даже откровенно не признавая существующий политический режим, большинство людей предпочитает оставаться в стороне, пользуясь предоставленной властями свободой. Даже тот, кто пытается активно бороться со сложившейся системой – как правило, ненасильственными методами – внешне показывает вполне лояльное отношение к ней; ведь в противном случае он будет разоблачён, схвачен, арестован, казнён – и дело его погибнет.

Сознательный конформист характеризуется не столько интеллектом (конформизма могут придерживаться и люди с достаточно развитым интеллектом), сколько определёнными жизненными ценностями. Они чаще всего невысоки. Конформист обычно больше всего ценит физиологическое выживание, а его готов обеспечить почти любой политический режим, включая диктаторский. Конформист либо не имеет каких-либо высших склонностей и талантов, либо имеет их лишь в тех областях, которые поддерживаются правительством. Например, в России большинство специалистов в нефтегазовой отрасли – конформисты, поскольку правительство сделало их элитой и обеспечивает куда лучше, чем всех остальных граждан.

Сторонник конформизма чаще всего придерживается «традиционных ценностей»: он желает создать семью и завести детей, он религиозен, он считает себя патриотом.

Однако определённый конформизм – это не хорошо и не плохо, а иногда даже хорошо. Ведь среди общественных норм есть не только разрушительные, но и созидательные. Кто спорит, что воровать, убивать или ходить по городу голышом – это хорошо? Конформизм в ряде случаев демонстрирует свои положительные стороны. Так, работник принимает правила поведения на предприятии, а в обмен на это получает зарплату, продвигается по службе, заслуживает уважение сотрудников и начальства. Ещё более наглядный пример: мы переходим проезжую часть в соответствии с правилами дорожного движения, тем самым сохраняя себе жизнь.

Парадоксально, но в некоторых случаях конформизм одновременно является бунтом. Всецело подчиняясь заповедям «Не убий» и «Не укради», человек тем самым протестует против нынешних российских социальных установок, которые предписывают возвеличивать воров и убийц. Бывает, что в школьном классе внутренние установки противоречат принятому поведению в школе; в этом случае ученик, принимающий условия данного коллектива, тем самым бунтует против школьных порядков – и наоборот, продолжая исполнять школьные правила, он становится изгоем в своём классе.

Проблемы начинаются тогда, когда конформизм превращается в стиль жизни. Подчинённое состояние человек делает конечной целью существования. Он становится «правильным» даже там, где это особо не требуется. Кроме того, он начинает указывать другим, как им себя вести. В политическом плане сторонник конформизма становится доносчиком.

Строго говоря, всякое проявление инициативы – это изменение действительности, а значит – попытка задать ей новые, собственные правила. Поэтому сторонник конформизма, сделавший его своим стилем жизни, — это патологически неуверенный в себе человек. Зачастую он не желает что-то менять даже в своей частной жизни, не говоря уже про какие-то поступки, направленные вовне. Он не решается уволиться со старой работы и перейти на новую, даже если там коллектив лучше и зарплата выше. Он не решается смотреть новые фильмы и слушать новую музыку, особенно если они кажутся слишком вызывающими.

Значение слова Подражание по словарю Брокгауза и Ефрона:

Подражание — литературное произведение (почти всегда — стихотворение), написанное в чужом стиле, свойственном отдельному писателю (у Пушкина: «Подражание А. Шенье») или целой литературе (у Байрона: «П. португальскому»). Стремление сохранить какие-либо характерные особенности чужого пошиба свойственно и иным литературным жанрам — напр. пастиччио, пародии. но от последней П. отличается по цели, так как не заключает насмешки над оригиналом. оно стремится передать известные творческие мотивы в той форме, в какую, вероятно, облек бы их тот или иной автор — индивидуальный творец или целый народ. П. иногда получает такое название лишь случайно, уже после того, как произведение готово и кажется автору напоминающим чью-либо манеру. Созданное сознательно и преднамеренно П. есть очень трудный литературный жанр. легко утрировать чужой стиль, но создавать в нем с сохранением чувства меры есть, в сущности, попытка перевоплотиться, усвоить себе чужую писательскую личность. Психологическая заманчивость этого жанра заключается именно в трудности писать от имени другого. Иногда подражанием ошибочно назыв. пародию (Некрасов, «Подражание Лермонтову»: «Спи пострел, пока безвредный») и перевод (Козлова «П. Байрону: К Тирсе») и, наоборот, называют переводом П. (см. Псевдопереводы). В русской литературе известны подражания Пушкина (Корану, Песни Песней, Анакреону, Данту, Фаусту, Древним, Арабскому и др.), Лермонтова (Байрону: «Не смейся, друг»), Некрасова (Шиллеру: «Сущность» и «Форма») и др. В обширном смысле говорят также о П. как о следах влияния, оказанного одним поэтом на другого и литературою одного народа на литературную производительность другого, обыкновенно более молодого в культурном отношении. Факты этого рода составляют существенную часть истории каждой литературы. Ад. Г.

Устойчивость имитирования

Как ни странно, подражание кому-либо – относительно неустойчивое явление. Человек с легкостью может изменить свое поведение так же быстро, как и принял предыдущую информацию.

Так, к примеру, при смене работы, переезде, при любой резкой смене окружения человеку свойственно приспосабливаться, и в итоге, исходя из окружающих факторов, он снова начинает подражать уже новым людям, пришедшим в его жизнь на смену прежним. А все для того, чтобы влиться в общество. И это происходит как осознанно, так и на подсознательном уровне.

По механизму осуществления подражание разделяют на:

  • Разумное.
  • Машинальное.
  • Неполное.
  • Абсолютное.
  • Всецелое.
  • Созидательное.
  • Произвольное.
  • Невольное подражание.

Отдельно стоит упомянуть, что особенностью подражания является снижение персонального осознания человеком себя самого. Необходимость быть «как все» не добавляет рациональности в действиях конкретно взятого человека, повышает уровень его эмоций и так далее. И именно это увеличение эмоциональной составляющей вызывает непреодолимое желание поделиться этими эмоциями с окружающими людьми.

При появлении благоприятных ситуативных предпосылок возможности для подражания становятся более актуальными. Одним из таких положительных факторов, которые могут актуализировать способность индивидуума к подражанию, может выступать наличие у него некоего ощущения близости с окружающими, которые готовы разделить с ним его радости и беды. Таким образом, подражание может стать главным механизмом поведения человека, ведь теперь оно становится конкретной способностью.

Рекомендуем: Конформность: что значит явление?

Копируя социальное поведение окружения, близкого к нему по эмоциональному состоянию, человек стремится к соблюдению предлагаемых ему образцов для регулирования своего собственного эмоционального состояния. В результате появляется огромная масса людей, которые подражают друг другу, создавая общество подражания.

Психология человека такова, что при длительном взаимодействии такой массы людей испытываемое ими состояние постепенно усиливается, закономерным является то, что такие ситуации достигают своего пика и на следующих этапах постепенно сходят на нет. Такие циклы повторяются регулярно.

Возможность подражать другому человеку или категории людей не бесконечна. Постепенно она исчерпывает себя, истощая эмоциональные ресурсы индивидуума, а затем его психика, перенасытившись, возвращается к способности регулировать подражание.

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

подража́ть, подража́ю, подража́ем, подража́ешь, подража́ете, подража́ет, подража́ют, подража́я, подража́л, подража́ла, подража́ло, подража́ли, подража́й, подража́йте, подража́ющий, подража́ющая, подража́ющее, подража́ющие, подража́ющего, подража́ющей, подража́ющего, подража́ющих, подража́ющему, подража́ющей, подража́ющему, подража́ющим, подража́ющий, подража́ющую, подража́ющее, подража́ющие, подража́ющего, подража́ющую, подража́ющее, подража́ющих, подража́ющим, подража́ющей, подража́ющею, подража́ющим, подража́ющими, подража́ющем, подража́ющей, подража́ющем, подража́ющих, подража́вший, подража́вшая, подража́вшее, подража́вшие, подража́вшего, подража́вшей, подража́вшего, подража́вших, подража́вшему, подража́вшей, подража́вшему, подража́вшим, подража́вший, подража́вшую, подража́вшее, подража́вшие, подража́вшего, подража́вшую, подража́вшее, подража́вших, подража́вшим, подража́вшей, подража́вшею, подража́вшим, подража́вшими, подража́вшем, подража́вшей, подража́вшем, подража́вших

Поделиться значением слова:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: