Концепция социометрического статуса в системе межличностных отношений
Понятие «социометрический статус» было введено Дж. Морено. Морено понимал это как «положение человека в социальной группе, а сама система межличностных отношений выделялась из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы».
Статус — положение лица в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах других членов группы.
В отличие от позиции, статус индивида в группе — это реальная социально-психологическая характеристика его позиции в системе внутренних отношений группы, степень фактических полномочий других участников.
Внутреннее отношение человека в системе внутригрупповых отношений — это «личностное, субъективное восприятие собственного статуса, того, как он оценивает свое фактическое положение, авторитет, степень влияния на остальных членов группы». Фактический статус и восприятие человека могут совпадать или не совпадать.
Каждый отдельный член группы судит других и судится по ним. Со временем появляются предпочтения и устанавливается закономерность желаний и отторжения. Различные комбинации межличностных ролей возникают в результате реакции индивидуумов друг на друга. Чем дольше время контакта, тем более выраженными становятся эти закономерности. В каждом случае существует уникальная паутина взаимоотношений».
Между членами группы может существовать взаимное притяжение или взаимный интерес:
- взаимное притяжение или взаимное отвращение;
- человек привлекателен для одних и неприятен для других;
- Человек привлекателен или неприятен одни и равнодушен к другим;
- Взаимное равнодушие возможно.
Социометрический статус характеризует индивидуальные характеристики человека как члена группы. Речь идет о ряде вариантов (предпочтений), предоставляемых каждому члену группы по результатам социометрического опроса.
Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Лидеры — это индивидуумы или социальные роли, которые способны оказывать большее влияние на группу, чем другие. Как правило, они «занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и их инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, т.е. они составляют план действий, направляют его и руководят членами группы, которые следуют их примеру и выполняют их рекомендации». Они играют важнейшую роль в выборе направления группового движения, в сохранении его традиций и обычаев, а также вселяют уверенность в других членов группы для достижения своих целей».
Отрицательный социометрический статус отмечает дезорганизующие тенденции в поведении члена группы. Самым простым методом определения социометрического статуса является тайное голосование за конкретного кандидата на конкурентных выборах.
Социометрия является специфическим методом измерения социометрического статуса. В процессе отбора могут быть обнаружены «внутригрупповые образования, такие как диады (происходят, когда есть взаимный отбор) и триады (могут происходить, когда все три человека нравятся друг другу, когда один привлекает двух других, которые не особо нравятся друг другу, или когда два человека зависят от третьего человека, который пользуется ими)».
Важность статуса для человека велика, важность изучения этого явления невозможно переоценить. Неофициальные кодексы, которые существуют во многих закрытых группах, эффективны, потому что «действия большинства людей направлены на сохранение или повышение их личного статуса в группе»
Люди очень чувствительны к мнению тех, кого они знают как личностей, и для сохранения доверия они идут на значительные жертвы, иногда рискуя возмутиться чиновниками или даже умереть (человек не имеет права делать что-либо, что не соответствует персонификации, которую другие создали о нем, так как любое нарушение изменило бы отношения)».
Самооценка каждого человека в первую очередь поддерживается реакцией людей, которых он знает лично. Опыт каждого человека каким-то образом связан с другими людьми, и его «самоощущение» явно вплетается в эту паутину отношений.
Социометрия — «один из самых эффективных способов изучения эмоциональных отношений в малой группе». Это особый способ количественной оценки межличностных отношений в группе, выявления «слабых», униженных и отвергнутых личностей и их психологической коррекции для повышения самооценки личности с целью достижения достойного положения в обществе».
Чем просоциальное поведение отличается от альтруизма
Вот так плавно мы с тобой подошли к любопытному вопросу: в чем выражаются различия между просоциальным поведением и альтруизмом, и есть ли они вообще?
Giphy
Однозначный ответ — есть!
Начнем с того, что просоциальное поведение и альтруизм, в психологии, считаются достаточно связанными понятиями.
Что означает просоциальное поведения, мы с тобой уже выяснили. И дабы ты могла понять разницу, нам стоит уделить пару строк тому, что такое — альтруизм.
Под альтруизмом подразумевается то, когда один человек, без какой-либо выгоды для себя, оказывает помощь другому. Говоря проще, синонимом альтруизма, однозначно можно считать — бескорыстие.
Хотя стоит отметить, что насчет альтруизма психологами ведутся споры относительно того, способны ли люди проявлять чистейший альтруизм. Но, как бы там ни было, есть примеры, которые являются наглядным показателем альтруизма.
Они связаны с ситуациями военных действий, или неожиданных несчастных случаев, когда одни, готовы были рисковать собственно жизнью ради других.
Но опять же, нам не стоит забывать о тонкой грани между альтруизмом и просоциальным поведением
Поэтому важно знать различия, чтобы понимать, где имеет место альтруизм, а в каких случаях транслируется просоциальное поведение
- Просоциальное поведение предполагает получение внутренней либо внешней награды.
- В просоциальном поведении предусмотрена выгода для обеих сторон.
- В альтруизме помогающий не ожидает получить выгоду.
Примерами просоциального поведения можно считать:
- дарение;
- сотрудничество;
- добровольную работу;
- помощь.
Выше уже их уже обозначили, но не акцентировали внимание на главном аспекте:
вышеперечисленные действия могут мотивироваться как сопереживанием и озабоченностью благополучием других, так и практическими и эгоистическими соображениями.
И если в первом случае есть место альтруизму, то во втором — просоциальное поведение.
Некоторые исследования показали, что люди с большей вероятностью просоциально будут действовать в обществе, а не в узко-частной обстановке. Это, в первую очередь, напрямую связано с признанием человека как просоциальной личности, что повышает его самооценку в глазах социальной группы.
Фото автора Kindel Media: Pexels
Другие исследования показали: когда люди видят, что за ними наблюдают, их просоциальные действия меняются: они начинают вести себя так, чтобы в глазах других, выглядеть более положительно и стараются соответствовать нормам поведения.
Вышеозначенное, еще одно доказательство в копилку различий между альтруизмом и просоциальным поведением.
Концепции
Научное обобщение и исследование такого феномена, как социальное поведение, рассматривается рядом наук. Российские и зарубежные исследователи на протяжении последних двух веков (точнее, с середины 19 века) рассматривают методологические возможности данного понятия, его принадлежность к социуму и способности, которыми пользуются индивиды для выработки и соблюдения норм социального поведения. На основании изучения понятия возникло несколько концепций, которые применяются рядом общественных, социальных, психологических, правовых, философских наук.
З. Фрейд считал, что поведение любого индивида в обществе формируется по присутствующим уровням личности.
К таким уровням он относил: низший (биологический), развивающийся на основе потребностей; второй – сознательный, возникающий на основе психики; высший – результат социализации. Фрейд считал, что нормы и ценности, а также социальное поведение могут развиваться последовательно, когда индивид пройдет все виды уровней.
К. Юнг немного расширил понятие о поведении в обществе. Он считал, что бессознательный уровень способен присутствовать на определенном этапе жизни индивида.
Уровень отсутствия сознания начинает формироваться на основе комплексов и влечений, может быть сугубо индивидуальным либо формироваться под действием коллективных устремлений. Развитое сознание позволяет разграничить человеку личное и общественное, определить для себя наиболее приемлемый тип поведения и собственное мироощущение. Индивиды способны определить для себя определенные образы (архетипические, сказочные, геройские), еще в раннем детстве. Поэтому во взрослой жизни неосознанно могут стараться соответствовать им. Социальное поведение людей отличается мышлением и осознанность поступков.
Э. Фромм считал, что понятие поведения субъектов в обществе основано на доминировании социальной среды над поведением и мировоззрением человека.
В зависимости от окружающего социума, психологической и социальной обстановки, человек формирует сознание и определяет свои поступки в коммуникациях, творчестве, работе, общественной жизни. Человек использует не только биологические способы приспособления к меняющимся социальным условиям, но и использует связь бессознательного с сознательным. Исследователь считал, что поведение человека обусловливается импульсами и комплексами, но под действием социальной среды индивид сам определяет мотивы своего взаимодействия с окружающим миром.
Каждая из представленных концепций имеет право занять достойное место в трудах исследователей. Главная проблема, на которую хотели указать ученые – это связь сознания с окружением, доминированием мнения психически более сильного индивида, возможность изменения мотивов поведения, если человек сам этого пожелает.
Социальное поведение может быть позитивным или негативным. Роль понятия определяется ценностями и внутренними убеждениями субъектов. Индивиды взаимодействуют друг с другом, и стремятся к построению длительных коммуникаций основанных на применении социальных норм.
Что такое просоциальное поведение
Просоциальное поведение известно как помощь человека; люди с просоциальным поведением помогают тем, кто ищет поддержки, с или без каких-либо затрат. Это очень позитивное и конструктивное действие, которое также называют противоположностью антисоциального поведения. Например, акт оказания помощи нищему на дороге путем предоставления ему еды и одежды считается способом просоциального поведения. Однако эти действия могут происходить либо из-за чистых и истинных ощущений самоотверженности, либо из-за других эгоистичных и внутренне требовательных мотивов.
Например, известно, что психологи, которые предоставляют консультативную терапию, богаты огромным сочувствием и врожденной заботой о своих пациентах, которые нуждаются в помощи. Несомненно, они используют свои полные теоретические знания, практические методы терапии и усилия, чтобы помочь этим пациентам. Но в конце этих сессий они берут некоторое количество денег за свое время и энергию. Именно это и есть просоциальное поведение, когда обе вовлеченные стороны получают выгоды в конце дня.
Род выбор является одной из теорий, которые были предложены эволюционными психологами для описания того, почему люди участвуют в просоциальных моделях поведения. Согласно этой теории, мы часто склонны помогать людям, которые имеют к нам отношение, чтобы поддерживать устойчивость генетического состава в будущем. Норма взаимностиДругая теория, которая была выдвинута, описывает, что люди практикуют эти меры, помогая другим, с единственной надеждой получить их обратно однажды, когда они также нуждаются в помощи. Тем не менее, существует несколько типов просоциального поведения, и альтруизм является одним из них.
Разница между альтруизмом и просоциальным поведением
Награждение
Просоциальное поведение: Просоциальное поведение — это действие, которое выполняется, чтобы помочь нуждающемуся человеку с целью получения внутренней или внешней награды..
Альтруизм: Люди, страдающие альтруизмом, никогда не будут требовать ничего взамен за то, что они делают для других, и отдают все свои силы на благо и благополучие человечества бесплатно.
Эгоизм против самоотверженности
Просоциальное поведение: Эгоизм может быть вовлечен в просоциальное поведение.
Альтруизм: Альтруизм всегда связан с самоотверженностью.
Изображение предоставлено:
«Помощь бездомным» Эд Эйдон из Нью-Йорка, США — Загружено Гари Ди
Влияние ситуационных переменных на просоциальное поведение
Характеристики ситуации также могут оказать мощное воздействие на склонность человека к просоциальному поведению. Эффект свидетеля — один из самых ярких примеров того, как ситуация может повлиять на поведение.
Например, если вы выроните свой кошелек, вероятность того, что кто-то остановится и поможет вам, будет тем меньше, чем больше людей стало эту свидетелями. То же самое может произойти и в случае, когда кто-то находится в серьёзной опасности, например, в автомобильной аварии. Каждый из свидетелей может считать, что, так как он не единственный, кто-то наверняка уже бросился на помощь.
Интерес к этому явлению привлекла история Китти Дженовезе. Ещё тогда ученые задумались о том, почему люди помогают в одних случаях и остаются безучастными в других. Китти, в конечном счете, вызвали скорую, но было слишком поздно — по дороге в больницу девушка скончалась. Эксперты обнаружили множество различных ситуационных переменных, которые способствуют и препятствуют просоциальному поведению.
Прежде всего, мешает так называемая диффузия ответственности; ответственность всегда распределяется между всеми участниками ситуации, чем их больше, тем меньше каждый ощущает себя ответственным за происходящее.
Люди также, как правило, смотрят на реакцию других на происходящее, особенно, если для события характерна некоторая неопределённость. Если никто вокруг не реагирует, то давление, оказываемое на конкретного наблюдателя кажется ничтожным. Его не хватает на то, чтобы заставить человека действовать.
Страх осуждения со стороны других членов группы также играет свою роль. Люди иногда боятся предлагать свою помощь, потому что могут обнаружить, что она нежелательна или необоснованна. Для того чтобы избежать осуждения других прохожих, люди просто не предпринимают никаких действий.
Психологи Лантан и Дарли предположили, что для того чтобы человек принял меры, он должен:
обратить внимание на происходящее;
интерпретировать событие как чрезвычайную ситуацию;
ощутить свою ответственность;
убедиться в том, что у него есть необходимые навыки;
сделать сознательный выбор и предложить свою помощь.
Есть несколько факторов, которые могут помочь человеку преодолеть эффект свидетеля — в том числе, личные отношения с человеком, который нуждается в помощи, обладание навыками и знаниями для оказания помощи, а также сочувствие к тому, кто нуждается.
Грани сочувствия
Эмпатический потенциал можно понять с трех разных точек зрения.. Рассматривая каждый из них, можно увидеть, что посредническая роль этого феномена различна в отношении просоциального поведения: эмпатия как аффект, как когнитивный процесс или как результат взаимодействия между первыми двумя.
Полученные данные показывают, что первый случай более тесно связан с поведением при оказании помощи другому, хотя был сделан вывод, что это не причинный фактор, а посредник. Таким образом, уровень диспозиционной эмпатии, связь, установленная с фигурой матери, тип конкретной ситуации, в которой возникает эмпатическое поведение, возраст детей (у дошкольников связь между эмпатией и поведением) также играет важную роль. слабее, чем у детей старшего возраста), интенсивность и характер вызываемой эмоции и т. д.
Даже в этом случае кажется очевидным, что реализация программ по развитию способности к сочувствию во время развития ребенка и подростка может стать защитным фактором личного и социального благополучия в будущем.
Коррекция девиантного поведения
Специалисты психологи лечат отклоняющееся поведения с помощью комплекса мер:
психокоррекции (коррекционные занятия, которые помогают в стабилизации эмоционального состояния, развивают внимание и мышление, дают пациенту уверенность в своих способностях, побуждают к учебе или работе);
психотерапии (с помощью индивидуальных сеансов, групповых занятий, тренингов, методов саморегуляции специалист корректирует отклонения в поведении);
фармакологии (седативные медикаменты назначает только врач пациентам с психическими расстройствами и неврологическими патологиями, которые могут быть причиной девиантного поведения);
других социально-реабилитационных мероприятий, которые организуют педагоги в условиях образовательного учреждения.
На нашем дистанционном курсе «Психолог-консультант. Методы и технологии оказания психологических услуг населению и организациям» можно получить востребованную профессию психолога-консультанта и изучить самые эффективные методы оказания психологической помощи населению. Вы познакомитесь с психологией и физиологией высшей нервной деятельности, научитесь диагностировать и корректировать эмоциональные расстройства и отклонения в поведении.
Процесс лечения отклоняющегося поведения можно дополнить простыми вспомогательными мерами:
-
физиотерапией;
-
лечебной гимнастикой;
-
закаливанием;
-
йогой;
-
гидрореабилитационными процедурами или плаванием;
-
ароматерапией;
-
сеансами массажа;
-
занятиями йогой.
Если речь идет о ребенке или подростке, то очень важно родителям выстроить с ним доверительное общение, увлечь полезными занятиями, помочь найти активное хобби (спорт, путешествия и так далее). Помните, что в большинстве случаев девиантное поведение поддается коррекции при своевременном обращении к специалистам, ведь юный организм достаточно гибкий и отзывчивый, чтобы положительно отреагировать на верно подобранное лечение.
В качестве заключения
На протяжении всего текста, преимущества, полученные в личном психологическом состоянии, были доказаны, когда изучение просоциального поведения улучшается на стадии развития.Эти навыки являются основополагающими, поскольку они помогают общаться с остальным обществом и извлекают выгоду из его активного участия в нем.
Таким образом, преимущества не только влияют на оптимизацию эмоционального состояния человека, но и на то, что кооперативное поведение связано с большей академической компетентностью, что облегчает принятие таких когнитивных способностей, как рассуждение и овладение инструментальными знаниями, которые рассматриваются в школьное время.
Поэтому можно сказать, что продвижение просоциального поведения становится большим психологическим защитным фактором для субъекта в будущем что делает его индивидуально и социально более компетентным по мере взросления. Хотя это может показаться парадоксальным, взросление, взросление и обретение самостоятельности зависят от знания того, как соответствовать остальным, и от того, как они пользуются защитой в некоторых аспектах.
Библиографические ссылки:
Бандура А. (1977). Самоэффективность в направлении объединяющей теории изменения поведения. Обзор психологии, 84, 191-215.
Calvo A.J., González R. и Martorell M.C. (2001). Переменные, связанные с просоциальным поведением в детстве и подростковом возрасте: личность, самооценка и пол. Детство и обучение, 24 (1), 95-111.
Ortega P., Minguez R. и Gil R. (1997). Совместное обучение и нравственное развитие. Испанский журнал педагогики, 206, 33-51.
Ortiz, M.J., Apodaka P., Etxeberrria I., et al. (1993). Некоторые предикторы просоциального поведения в детстве: эмпатия, перспектива, привязанность, родительские модели, семейная дисциплина и образ человека. Журнал социальной психологии, 8 (1), 83-98.
Робертс В. и Страйер Дж. (1996). Сочувствие, эмоциональная выразительность и просоциальное поведение. Развитие ребенка, 67 (2), 449-470.
Рош Р. и Сол Н. (1998). Просоциальное воспитание эмоций, ценностей и отношений. Барселона: Арт Блюм.
Исследования, проведенные на эту тему
Просоциальное поведение — абсолютно новая концепция в области психопедагогики. , Однако наибольший рост исследований в этой области знаний соответствует завершающей стадии прошлого века. С этой точки зрения, было более подробно изучено, как этот феномен влияет на эмоциональное благополучие человека (получая чрезвычайно позитивную взаимосвязь между обоими) и какую методологию следует использовать для реализации программ, способствующих такому типу полезного функционирования в детской популяции. ,
Таким образом, кажется, что во время социально-эмоционального развития человека, когда большая заболеваемость может способствовать продвижению просоциального поведения, то есть интернализации ряда ценностей, таких как диалог, терпимость, равенство или солидарность, которые отражаются поведенческие от действий, таких как помощь другому, уважение и принятие другого, сотрудничество, утешение или щедрость, чтобы разделить определенный объект.
Просоциальное поведение из теории обучения
Теории обучения предложили одно из основных объяснений концепции просоциального поведения, хотя существуют и другие теоретические модели, такие как этологическая и социобиологическая перспектива, когнитивно-эволюционный подход или психоаналитическая перспектива.
Теории обучения, с высокой эмпирической точки зрения, защищать, что просоциальное поведение происходит от влияния внешних или экологических факторов , Таким образом, этот тип поведения усваивается с помощью таких процедур, как классическая и оперантная обусловленность, из-за которых выполняемые действия связаны со стимулами и приятными последствиями для человека (положительное подкрепление) и, следовательно, имеют тенденцию повторяться в будущем. , Чаще всего тип подкрепления носит социальный характер (жест, улыбка, проявление привязанности), а не материал.
Согласно полученному исследованию, факт получения аффективного вознаграждения побуждает человека стремиться оказывать помощь другому. То есть существует внутренняя мотивация для выполнения такого поведения, в отличие от того, что происходит, когда вознаграждение является материальным, где поведение выполняется для получения этого конкретного вознаграждения.
С другой стороны, другие исследования предлагают актуальность наблюдательного обучения путем имитации просоциальных моделей. Некоторые авторы подчеркивают большее влияние внутренних факторов, таких как когнитивные стили, используемые в моральном мышлении, в то время как другие подчеркивают, что внешние факторы (социализирующие агенты — семья, школа — и окружающая среда) изменяются до тех пор, пока они не станут внутренним контролем посредством интернализация регуляции собственного поведения (Бандура, 1977 и 1987).
Эти вклады классифицируются с точки зрения интеракционизма, так как рассмотреть взаимодействие человека с ситуацией как детерминанта поведения .
Сотрудничество против Конкуренция в социально-эмоциональном развитии
Это также теории обучения, которые в прошлом веке сделали больший акцент на разграничении отношений между проявлением кооперативного поведения. конкурентоспособность по отношению к типу психологического и социального развития, испытываемого людьми, подверженными той или иной модели.
по совместное поведение понимается совокупность поведений, которые выражаются в данной ситуации, когда вовлеченные в нее лица стремятся в качестве приоритета достичь общих целей группы, действуя в этом пункте как требование для достижения индивидуальной цели. Напротив, в конкурентной ситуации каждый человек ориентирован на достижение своих собственных целей и лишает других возможности их достижения.
Исследование, проведенное Deutsch в MIT Они нашли большую коммуникативную эффективность, больше коммуникативных взаимодействий с точки зрения предложения своих собственных идей и принятия идей других людей. более высокий уровень усилий и координации в задачах, которые необходимо выполнить, более высокая производительность и большая уверенность во вкладах членов группы в кооперативные коллективы, чем в конкурирующие.
В других последующих работах, хотя без достаточно эмпирически подтвержденной валидации, которая позволяет обобщать результаты, индивиды ассоциировались с кооперативным поведением, характеризующимся как большая взаимозависимость для достижения целей, между разными субъектами существует более поддерживающее поведение более высокая частота удовлетворения взаимных потребностей и большая доля положительных оценок других и более активное продвижение поведения других.
Сотрудничество и социальная сплоченность
С другой стороны, Гроссак пришел к выводу, что сотрудничество положительно связано с большей сплоченностью группы больше единообразия и качества связи между членами, аналогично тому, на что указал Дойч.
Шериф подтвердил, что коммуникативные руководящие принципы являются более честными в кооперативных группах, что существует рост взаимного доверия и благоприятного настроя среди различных членов группы, а также большая вероятность нормативной организации. Наконец, наблюдалась большая сила совместных ситуаций для уменьшения ситуаций межгрупповых конфликтов. Впоследствии другие авторы связывали появление чувства контрэмпатии, более высокого уровня тревожности и более низкого уровня толерантного поведения в конкурентных группах школьников.
Сотрудничество в образовании
В области образования были продемонстрированы многочисленные положительные эффекты, возникающие в результате использования методологий, которые поощряют совместную работу, и в то же время способствуют более высокой успеваемости (в таких навыках, как усвоение понятий, решение проблем или разработка когнитивных продуктов, математика). и лингвистический), более высокая самооценка, лучшая предрасположенность к обучению, более высокая внутренняя мотивация и более эффективное выполнение определенных социальных навыков (понимание другого, помогающее поведение, обмен, уважение, терпимость и беспокойство среди сверстников или склонность к сотрудничеству вне учебных ситуаций).