Применение провокативной психотерапии
Провокативная психотерапия активно используется в современной психотерапевтической практике, в том числе и работая с наиболее серьезными случаями. Так, провокативная психотерапия применяется в терапии:
- разного рода неврозов;
- расстройств депрессивного качества;
- расстройств психосоматического спектра;
- нервно-психических перенапряжений.
Кроме этого, обширное использование провокативная психотерапевтическая методика нашла:
- в психотерапии семьи при нарушении семейных элементов интеграции;
- в психотерапевтической деятельности с детьми, которые показывают высокие характеристики негативизма;
- в области бизнеса при разрешении ситуаций конфликта, при принятии актуальных решений и в мозговом штурме;
- в психотерапии, которая обращена на самоактуализацию и самопознание личности.
Данный метод может привести к значительным положительным изменениям:
- ликвидация отрицательных психических симптомов;
- повышение самооценки пациента;
- коррекции отношения пациента к другим людям;
- активизации креативности и творческих способностей личности;
- решению ряда экзистенциальных трудностей и проблем пациента: «Человек начинает понимать, что действительно жизнь стоит того, чтобы ее прожить!»
Таким образом, провокативная психотерапия ‒ это методика, которая сориентирована на изменение эмоционального состояния пациента, разрушение сконцентрированной агрессии, получение абсолютно нового опыта поведения и умение осуществлять диалог с чувством защищенности.
Отличие от долгосрочных подходов
Краткосрочная терапия отличается от других школ терапии тем, что она подчеркивает:
- Сосредоточенность на конкретной проблеме
- Директивные интервенции (прямое вмешательство терапевта в процесс изменений клиента)
В краткосрочных методах психологической помощи терапевт берет на себя ответственность за более активную работу с клиентом, чтобы быстрее исцелять клинические и эмоционально-субъективные состояния.
Краткосрочный психотерапевт также настаивает на точном отслеживании изменений, использовании клиентом его внутренних ресурсов и временную приостановку недоверия к рассмотрению новых «карт реальности» и множественных точек зрения на клиентскую проблему.
Вместо формального анализа исторических причин дистресса основной подход краткосрочной терапии заключается в том, чтобы помочь клиенту увидеть настоящее в более широком контексте и использовать более функциональное понимание (не обязательно на сознательном уровне). Благодаря осознанию этих новых точек зрения клиенты де-факто претерпевают спонтанные и генеративные изменения.
Краткосрочная терапия часто носит в высшей степени стратегический, исследовательский и ориентированный на решение, а не на проблему характер. Она меньше озабочена тем, как возникла проблема, чем текущими факторами, поддерживающими её и препятствующими изменениям.
Краткосрочные психотерапевты не придерживаются одного «правильного» подхода, а скорее признают, что существует много путей, любой из которых может или не может в сочетании оказаться в конечном счете полезным. Всё это в совокупности подталкивает терапевта к мультимодальному подходу.
Таким образом не клиент запихивается в русло какой-то теоретической школы или направления, а терапевт, как «опытный взломщик», подбирает ключи к решению проблемы клиента (что не снимает с клиента ответственности за собственные изменения).
Метод CHILD’Spaice
Основой методики являются понятия пространства для гармоничного развития ребенка и темпа, с которым он осваивает новые навыки. Занятия по методике строятся вокруг того, что малыш уже знает и умеет. Ключевая задача – улучшить то движение, которое уже получается и довести его до автоматизма. Занятия Child’Space очень индивидуальны и никогда не повторяются. Здесь нет никаких стандартов и строгих протоколов упражнений.
Автором данного метода стала Хава Шелхав, которая была ученицей Моше Фельденкрайза и взяла за основу его авторскую методику. В практике Child’Space акцент делается на расширении функциональных возможностей тела. Метод применим для любого ребенка с неврологическими заболеваниями и особыми потребностями.
Терапия по методу Child’Space входит в программы реабилитации ДЦП в Центре Галилео. Занятия проходят индивидуально, 1-2 раза в неделю или в формате интенсивов.
Применение метода для пациентов с ДЦП
Основа метода – дать возможность ребенку с неврологическими нарушениями и патологиями моторного развития обучаться новому. Использование простых и плавных движений помогают восстанавливать осанку, силу, координацию и эластичность тела.
Если малыш спастически парализован, он не выказывает заметного интереса к миру, который его окружает. А ведь по своим умственным способностям он не особенно отличается от здоровых сверстников. Из-за физических патологий детки с ДЦП не могут выразить свои эмоции и проявить желания. Они помещены в строгие рамки своего тела, а общество воспринимает их как неспособных получать новые знания и практические навыки.
Методика Фельденкрайза – кардинально новый системный подход к реабилитации маленьких пациентов с ДЦП. С его помощью активизируются ресурсы организма и био-импульсы освобождают двигательную функцию от существующих неврологических ограничений. Главная цель – предотвращение и сдерживание негативных последствий церебрального паралича для последующего развития ребенка.
История возникновения
Краткосрочная терапия начала привлекать внимание в 1950-х годах, после роста популярности поведенческой и семейной терапии. Поведенческая терапия подчеркивает коррекцию непосредственных проблемных форм поведения и использует многочисленные поведенческие техники для облегчения изменений в личности
Поведенческая терапия подчеркивает коррекцию непосредственных проблемных форм поведения и использует многочисленные поведенческие техники для облегчения изменений в личности.
Семейная терапия подчеркивает индивидуальность в контексте семьи. В обоих случаях терапевт действует директивно и активно.
Эти два вида терапии отличаются от более ранних доминирующих терапий, основанных на психоаналитическом мышлении, которые фокусировались на инсайте и прошлом индивида, и в которых терапевт не является директивным и полностью пассивен.
Таким образом, поведенческая и семейная психотерапия заложили основу для принятия активных краткосрочных терапевтических подходов.
Популярность краткосрочной терапии возросла в 1980-х годах после эмпирических исследований процесса и результатов психотерапии.
Исследователи использовали мета-анализ, статистический метод, позволяющий сравнить результаты многих исследований, чтобы сделать следующие выводы о психотерапии:
- большинство клиентов оставались на терапии в течение шести-восьми сессий,
- 75% клиентов, сообщивших об улучшении, получили результаты в течение первых 6 месяцев терапии, и
- ограниченная по времени психотерапия давала результаты, аналогичные результатам долгосрочной длительной терапии.
В дополнение к этим результатам исследований социальные изменения в мире увеличили потребность и спрос на быстрые способы получения психологической помощи:
- Страховые компании и Организации медицинского обслуживания обычно устанавливают ограничения на количество сессий, которые может посещать человек в рамках медицинской страховки.
- Некоторые люди, не желая оплачивать страховку, предпочитают сразу платить за свою психотерапию.
- А у подавляющего большинства людей нет ни времени, ни соответствующего личного дохода на длительную психотерапию.
- Также, спрос на терапию увеличился, в то время как предложение терапевтов (в условиях снижения платы и увеличения рабочей нагрузки) уменьшилось.
- Поэтому во многих общественных и университетских консультационных центрах просто стало не хватать терапевтов, чтобы принимать клиентов на длительные курсы терапии!
Краткосрочная терапия стала привлекательным методом удовлетворения возросшего спроса на консультационные услуги своевременным и экономически эффективным способом. К тому же результаты мета-исследований показали, что разницы в эффективности между краткосрочной и долгосрочной терапией просто нет.
Лечение ОКР
Обсессивно-компульсивное расстройство – хроническое заболевание с перемежающимися светлыми и темными промежутками. Необходимо учитывать наличие периода ремиссии, чтобы не перестараться с лечением расстройства. К тому же стоит учитывать, что ОКР в большом количестве случаев сопровождается депрессией. Удачная терапия депрессивного состояния сама по себе смягчает симптомы болезни.
В лечении ОКР совмещают назначение лекарственных средств и психотерапию.
Из психотропных препаратов назначают анксиолитики, помогающие снимать тревожность. Прием их обычно кратковременный, не превышает 2 недель. Впоследствии подключают антидепрессанты, нейролептики. Хороший эффект дает сочетание атипичных нейролептиков с антидепрессантами класса ингибиторов обратного захвата серотонина.
В ходе психотерапии специалист в первую очередь знакомит пациента с его болезнью, помогает принять ее. Существует методика четырех шагов, с помощью которой психотерапевт разъясняет больному, какие из его опасений реальны, а какие являются плодом расстройства, показывает, как бы отреагировал на такие импульсы здоровый человек. Используется также методика остановки мысли.
Из поведенческой психотерапии применяют метод экспозиции. Пациента намеренно погружают в ситуацию, рождающую навязчивые импульсы, но запрещают использовать компульсивные акты. Вместо этого больному дают инструкцию, позволяющую рационально справиться с данной ситуацией. Методика считается довольно действенной.
Беседы с психотерапевтом являются эффективным способом искоренения ОКР. Но пациент посвящает встрече со специалистом пару часов. Что же делать оставшееся время, когда пациент остается в одиночестве со своими мыслями? Чтобы противостояние навязчивым импульсам поддерживалось постоянно, были разработаны правила самостоятельной работы над собой.
Главный совет: при появлении навязчивых мыслей или влечений наберитесь терпения, не обращайте на них внимание. Игнорируйте навязчивые позывы
Изначально будет сложно. Нужно пережить момент, принимая все как есть. Постарайтесь обходить возникающие неадекватные размышления, побуждения стороной. Относиться к ним спокойно. Представьте, что они чужие, не ваши.
Некоторым помогает другой способ: записывать возникающие навязчивости на бумаге. Написанные иррациональные мысли выглядят менее устрашающе, даже комедийно.
И последний совет. Заполните свой досуг полезными делами, которые будут отвлекать ваше сознание от мысленного мусора. Встречайтесь с друзьями, устройте шопинг, почитайте книгу, послушайте музыку. Займитесь спортом, применяйте релаксирующие тренировки для расслабления, снятия эмоционального напряжения.
Обсессивно-компульсивное расстройство слишком навязчивое, изматывает человека до полного истощения. Больной сохраняет способность критически оценивать ситуацию, понимая ее нелепость, что угнетает еще больше. С другой стороны, сохраненное сознание дает возможность посмотреть на вещи трезвым взглядом, рационально оценить обстановку, дает человеку шанс стать хозяином своих мыслей, смещая их с доминирующей позиции.
К чему приводят стрессы?
Беспокойство и постоянный стресс приводят к тому, что человек становится неспособным контролировать собственную жизнь на достаточном уровне. К этому добавляются и другие неприятные последствия.
-
Склонность к употреблению веществ, способных заставить временно забыть, что у вас есть проблема. Это может быть алкоголь, особые медицинские препараты, излишнее курение.
-
Потеря жизненных целей. Страх перед неудачами заставляет отказываться от своих планов, реализации идей.
-
Развитие хронической усталости провоцирует появление различных болезней, бороться с которыми у организма нет сил.
-
Мозг, перегруженный обработкой постоянных стрессов теряет тонус и работоспособность.
Эффективность и результаты психоанализа
Опыт многих людей, прошедших психоанализ, показывает, что результатом психоанализа как метода и как практики являются перемены в жизни, которые люди оценивают как положительные.
Психоанализ — это позитивный ресурс для изменений, и большинство людей, которые им воспользовались, уже в процессе психоанализа отмечают, что их взаимоотношения с другими становятся более стабильными и эмоционально наполненными. Они лучше находят выход из различных жизненных ситуаций и внутренних конфликтов. Становятся более успешными в материальном и в социальном плане.
Затраты времени и денег, а также непростые переживания, связанные с прохождением анализа, как правило, всегда окупаются.
День отдыха
Выходные дни у вас бывают в достаточном количестве, но вы все равно чувствуете себя усталым и разбитым? Значит вы не умеете полностью расслабляться и отпускать все проблемы. Устройте себе день отдыха, соблюдая несколько простых условий.
-
Измените привычный сценарий вашего выходного. На работе отпроситесь на весь день среди недели, детей отправьте к родственникам или наймите няню. Изменения должны коснуться и стилю отдыха. Если вы привыкли проводить выходные дома — отправляйтесь за город. Заядлым путешественникам наоборот будет полезно побыть дома.
-
Проснитесь не по будильнику, а тогда, когда сами захотите. После пробуждения примите расслабляющую ванну.
-
Найдите себе приятную компанию для утреннего кофе или чай. Помните, такие моменты помогаю хорошо бороться со стрессом.
-
Порадуйте себя вкусной едой, Ее вы можете как заказать, так и приготовить самостоятельно.
О чем эта статья?
«Факторы Фаррелли» представляют собой 39 поведенческих, стратегических и ментальных паттернов, которые Фрэнк Фаррелли (Frank Farrelly), основатель провокативной терапии, использует при работе с клиентами. Они были выявлены д-ром Яаапом Холландером (Jaap Hollander), при участии д-ра Грэхема Дейвиса (Graham Dawes) и Рене Дюба (Rene Duba)
Описываемые факторы отличаются по своему уровню абстрагирования и важности для терапии, но все они являются практическими. Это означает, что все они описывают реальные действия на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях, которые может выполнять человек, занимающийся провокативной терапией
Хотя данный список не является исчерпывающим, мы полагаем, что он дает детальное описание входной стадии процесса провокативной терапии. (Следующими шагами в нашем изучении провокативной терапии и провокативного консультирования должны стать аналогичные описания стадий обработки и результата в общем контексте провокативного стиля).
* Входом (Input) мы называем сами действия провокативного терапевта (то, что описано в этой статье).* Обработка (Processing) — это то, что происходит в разуме и теле клиента.* Результат (Output) — изменения в биопсихосоциальном состоянии клиента. Обращение к провокативным терапевтам. Я с удовольствием приму от специалистов в области провокативной терапии комментарии по поводу этой работы.* Упустили ли мы из виду какие-нибудь важные аспекты провокативной терапии?* Можете ли вы добавить какие-нибудь факторы к нашему списку?* Что из того, что вы находите важным в провокативной терапии, не вошло в список?* Что является наиболее важным? Существует ли иерархия от более важных к менее важным факторам?* Как бы вы рассортировали эти элементы — так же, как мы, или иначе?
Проявления обсессий
Обсессии выражаются в различных навязчивых формах.
Собственно, навязчивые мысли – это одиночные слова, фразы, предложения, песни, стихотворные выражения негативного характера, раздражающие, мешающие больному.
- Импульсы. Сильное желание совершить неблагопристойный поступок: сидя на совещании, загорается непреодолимая тяга накричать на сотрудников. Придя в ресторан, внезапно хочется ударить официанта. Распространенным считается побуждение нанести вред близким. Появляется страх того, что импульс осуществится. В реальности неотступные желания остаются нереализованными.
- Образы. Назойливо в яркой форме перед глазами человека всплывают нелицеприятные сцены без его желания. Пример: у мужчины перед глазами систематически всплывает картина, как его друга сбивает машина.
- Сомнения. Всплывают на фоне уже свершившегося события: запер ли дверь, выключил ли утюг. Мужчина, отработав последний рабочий день, отправляется прямо с работы на вокзал. Здесь он сядет на поезд и поедет в санаторий, где проведет свой отпуск. По дороге на вокзал его начинают мучить сомнения, поставил ли он офис на сигнализацию. Приехал на вокзал непосредственно к отходу поезда, не имел возможности вернуться, проверить офис. По дороге в санаторий у бедняги уже родилась цепь трагических событий: офис находится в презентабельном районе, в центре города. Имеет удобное расположение, балкон, с которого легко попасть внутрь. В кабинете стоит сейф. Наверняка грабители прознали, что он едет в отпуск, кабинет будет пустовать. Для профессионалов подобрать код к сейфу очень просто. В санатории думает только о работе. Ежедневно просматривает новости, нет ли в них сообщения о краже. Звонит коллеге, чтобы узнать, как обстоят рабочие дела. Измотанный сомнениями, возвращается из отпуска раньше положенного срока. В дороге, чем ближе больной подъезжает к дому, тем сильнее его охватывала тревога, страх.
- Агрессивные обсессии. Или контрастные мысли, касаются необоснованного чувства ненависти к родным, к любому другому человеку, объекту. Такая антипатия ничем не подкрепляется, возникает на ровном месте. Больные всеми силами отгоняют от себя подобные чувства, понимая их иррациональность. Пример: разгорание негативных чувств у священника по отношению к святым. Агрессивные навязчивости сопровождаются сильнейшим эмоциональным всплеском. Прослеживается неутомимая тяга испортить любую реплику неприятным дополнением, выкрикивать нецензурные, аморальные фразы.
В отдельную группу выделяют образные обсессии. К ним причисляются навязчивые размышления и воспоминания.
Назойливые размышления выражаются в длинном внутреннем монологе на бессмысленные темы. В голове рождается длинная цепочка умозаключений, не приводящая к продуктивным выводам.
Такие размышления настолько бестолковы, что получили название «умственная жвачка»!.
Бесплодные обсессивные рассуждения внутри себя сравнимы с резонерством. Главное отличие – критическое отношение больного к своим рассуждениям при обсессиях.
Женщина, идя по улице, размышляет: кого я встречу первого из прохожих, это будет мужчина или женщина? Если женщина, то с какой стрижкой или с длинными волосами? Возможно, первого я увижу мужчину. С какой стороны он будет идти? Подобная череда вопросов/ответов может продолжаться долго в голове пациента. Бесполезные рассуждения мешают сосредоточиться на значимых событиях.
Назойливые воспоминания заставляют человека систематически возвращаться мысленно к определенному, уже свершившемуся событию, имеющему незначительный или неприятный характер.
Сжато о методе
Краткосрочная психотерапия — это тип психологического консультирования, который ограничен во времени (количеству сессий) и ориентирован на настоящее.
Краткосрочная терапия фокусируется на текущих симптомах клиента и текущих жизненных обстоятельствах, а также акцентирует, подчеркивает и опирается на сильные стороны и ресурсы клиента.
Терапевт в краткосрочной терапии активен и директивен.
Конечное количество сессий консультирования является основным фокусом уже с первой сессии. Это заставляет клиента мобилизовать свои ресурсы и получить результат в кратчайшие сроки.
Особенности провокативной психотерапии
В границах провокативной психотерапии позиция психотерапевта определяется метафорой «помощник дьявола», так как в ходе сеанса терапевт, беря на себя функцию отрицательной стороны конфликта, доводит его до абсурда, тем самым давая возможность пациенту выработать комическое сознание и обучиться смеяться над своими слабостями. При этом искусственно рождающиеся проявления душевной болезни (амбивалентные чувства клиента) совмещаются с зарождающейся в нем радостью и интересом к тому, что происходит.
Замечание 2
Необходимо отметить, что психотерапевтическая провокация абсолютно не имеет отрицательного семантического оттенка.
Усилия практикующего психотерапевта, который работает в представленной области, должны быть обращены на провокацию пяти ключевых типов поведения у клиента, среди которых:
- способность общаться с людьми и качественно разрешать появляющиеся жизненные задачи;
- утверждение своего «я»;
- способность опознавать показатели дискриминации и соответственно на них реагировать;
- способность дифференцированно и правильно давать оценку действительности;
- умение по отношению к себе проявлять любовь, теплоту и заботу и признавать свою сексуальную притягательность.
Но самое главное, что должен сделать психотерапевт, который работает с провокативными методами, это сделать имеющуюся проблему абсурдной, и вместе с пациентом посмеяться над ней, тем самым сломав сложившиеся стереотипы в поведении клиента.
Кому подходит такая психотерапия?
Такой вид психотерапии подойдет людям с хорошим чувством юмора, тем, кто любит прямоту, динамичность и сильные ощущения. Есть пациенты, которых даже обижает, когда с ними работают недостаточно жестко. Считается, что этот метод хорош для лечения зависимостей, а также для людей, переживающих бессмысленность своего существования. И, напротив, слишком ранимым, сентиментальным людям, склонным к суицидальным попыткам, такой метод может быть противопоказан. Решение в таком случае принимает как психотерапевт, так и сам пациент.
Итак, техника психиатра и психолога Фрэнка Фарелли является вполне действенным и результативным методом, содержащим множество стратегий и тактических ходов, она выстроена на базе комичных и гротескных преувеличений и подойдет в первую очередь людям, ценящим исцеляющую силу смеха.
Процедура психоанализа
Традиционно при прохождении анализа анализанд лежит на кушетке, а аналитик сидит в кресле позади него. Отсутствие прямого контакта помогает расслабиться, речь становится более спонтанной и свободной. Это позволяет смотреть вглубь себя и соприкасаться со своими мыслями и чувствами. Но бывает и так, что анализанду комфортнее сидеть в кресле напротив аналитика.
Все, что происходит в кабинете, остается в строжайшей тайне. Безопасность анализанда гарантируется Этическим психоаналитическим кодексом. Аналитик никогда не будет наводить о вас справки, звонить вашим родным или каким-либо иным образом вторгаться в вашу жизнь. Он интересуется вами только как Личностью со своим уникальным и особенным внутренним миром.
ОКР
Клиническую картину обсессивно-компульсивного расстройства составляют навязчивые мысли и действия, возникающие независимо от воли человека. Они доставляют массу неудобств, порой полностью нарушая нормальное существование индивида. Надоедливые мысли больной пытается искоренить с помощью навязчивых действий, в итоге образуя замкнутый круг.
По течению выделяют 3 формы расстройства:
- эпизодическая – возникает однократно, но длится от нескольких недель до нескольких лет;
- хроническая – постоянное течение, с обострениями и ремиссиями;
- прогрессирующая – с нарастанием симптоматики.
Расстройство отличает постоянное присутствие упрямых мыслей, провоцирующих тревогу. За ними следуют овладевающие действия – ритуалы, призванные снизить тревожный коэффициент. Они на несколько минут приносят облегчение, и создается впечатление, что тревожность ушла. Такое ощущение обманчиво, поскольку навязчивости вскоре возвращаются. Больной вновь начинает ощущать непреодолимые терзания против своей воли.
Люди с ОКР очень страдают от своих неотступных мыслей, пытаются противостоять им, что является безуспешным. Классическим примером становится ситуация, когда человека постоянно окутывают размышления о возможности подхватить страшную инфекцию. Страшась этого, индивид ищет способы избежать такой участи: часто моет руки, ручки дверей протирает антибактериальными салфетками. В людных местах надевает маску. Овощи, фрукты моет водой с мылом, очень тщательно, зелень перемывает по каждому листу.
Расстройство проявляется в нескольких вариациях:
- присутствие исключительно навязчивых мыслей – обсессий;
- присутствие исключительно навязчивых действий – компульсий;
- смешанный вариант.
При ОКР у пациента должна присутствовать хотя бы одна обсессия. Он осознает, что волнующий импульс – его собственный, не навеянный со стороны. Надоедливые мысли, действия носят неприятный характер – это важный признак расстройства.
Компульсии истощают. После исполнения ритуала больной чувствует себя обессиленным. В случае когда повторяющиеся действия не становятся для своих носителей изматывающими, приносящими страдания, ОКР исключается.
Навязчивости забирают у человека не менее часа в день. В других случаях они настолько дезорганизуют, что индивид утрачивает возможность заниматься профессиональной деятельностью, забрасывает учебу, прекращает общаться с друзьями, превращается в социофоба.
Навязчивости носят устойчивый, повторяющийся характер. Больной понимает их нелепость, пытается игнорировать, заменять другими мыслями, провоцируя прогрессирование процесса.
Михаил, 26 лет. С детства в семье присутствовала неблагоприятная обстановка: родители часто ссорились, отец физически обижал мать. Мальчик постоянно боялся сделать что-то неправильно, из-за чего приходилось проверять сделанное по несколько раз.
Расстройство у него впервые проявилось в 3 классе. Возникала надоедливая, изматывающая тяга исполнять любое действие по четыре раза: мыть руки, дергать дверь при проверке запертой квартиры. Покидая жилище, возвращался несколько раз, проверяя, выключил ли он приборы, воду.
Парень осознавал болезненность ситуации. Болезнь тем временем прогрессировала. Ритуалы занимали все больше времени. Сложив портфель перед школой, Михаил несколько раз затем перепроверял, все ли положил. На столе, парте предметы расставлял в определенной последовательности. Необходимо было до каждого дотронуться несколько раз. По дороге шел по определенной траектории. Пройдя отдельный отрезок, оборачивался проверить, не обронил ли чего.
Дети в школе смеялись над ним за странное поведение, из-за чего вскоре мальчик стал избегать людей.
Привычный возраст заболевания – 10-30 лет. Больше ограничительных рамок для проявления болезни нет. Обсессивно-компульсивное расстройство возникает независимо от социального статуса, экономического уровня развития, пола и расы. Определенную проблему составляет тот факт, что больные обращаются за помощью в довольно запущенном состоянии. Проходит 5 и более лет с начала процветания заболевания, прежде чем пациент обратиться к специалисту.
Основные положения провокационной психологии:
- клиенты могут справиться с проблемами при наличии желания;
- у клиента гораздо больше потенциальных возможностей адаптироваться в жизни, чем он думает;
- психологическая нестабильность клиентов чересчур преувеличивается как самими клиентами, так и другими;
- клиент излечим независимо от сложности проблемы;
- опыт взрослой жизни так же, если не более важен, чем опыт детства, для формирования системы ценностей, установок и поведения;
- поведение клиента с терапевтом – точное отражение его привычной модели общественного и межличностного общения;
- люди обладают разумом, человек – крайне понимающее существо, активно использующее логику;
- сарказм и иронизирование над реальностью клиента заметно идет ему на пользу;
- наиболее важные сообщения между людьми передаются невербальным способом.
Провокативная терапия
На одном из тренингов Фарелли сказал что-то вроде: «Проблема — это когда человек застрял в проблемном состоянии. Чтобы его оттуда вывести нужно вызвать у него любую другую реакцию — злость, восторг, гнев, обиду.» «И задача — спровоцировать его на это» — продолжу я эту мысль. Вообще, всё это хорошо описывает одна история Милтона Эриксона: Милтон Эриксон был сыном фермера и в детстве жил на ферме. Однажды юный Милтон заметил картину: отец пытается затащить быка в загон. Тот упирается и остаётся на месте. Милтон подошёл и предложил загнать быка. Отец взглянул на пацана, посмеялся и предоставил возможность. Тот же подошёл к быку сзади и дёрнул за хвост — и бык влетел в загон. Как я понимаю, терапия Френка Фарелли сводится к мотивации человека на изменение. Но сам процесс мотивирования при этом выглядит весьма не стандартно.
Понижение важности проблемы
Клиенты обычно воспринимают собственные неудачи и промахи как нечто крайне важное — что, собственно, большей частью и превращает их в проблемы. И проблема заслоняет всё остальное, так что приходится организовывать жизнь вокруг неё
Понятно, что с такой важной штукой расставаться очень жалко. С другой стороны — мешает. Одна из стратегий Фрэнка — показать, что такое излишне важное отношение к собственным проблемам глупо и смешно. Сюда же относится и излишне важное отношение к себе. Если оценка события или себя перестали быть такими важными — это уже не проблема, а так, ситуация. И обычно человек может сам сделать переоценку. При этом нужно понимать, что это именно общая стратегия — одна из базовых рамок воздействия и она отрабатывается в процессе всей сессии. Кстати, со стороны это многими воспринимается как издевательство над клиентом: «Как можно смеяться над проблемой! Его (её) нужно жалеть (помочь, спасти)!». Как раз такая позиция окружающих зачастую и поддерживает проблемное состояние. Клиент: — У меня есть проблема. Фрэнк: — Это хорошо. Каждый мужчина должен иметь хотя бы одну проблему, чтобы сфокусировать свою энергию на ней. Чтобы у него, может быть, была цель. Фрэнк: — Если мужчина не является беззаботным по отношению к женщине в своей жизни, он лишает её данного ей богом права. Ты знаешь какое это право? Клиент: — Нет. Фрэнк: — Я только взглянул тебе в глаза и тут же понял, что у тебя ни малейшего представления об этом нет. Каждая женщина имеет право посмотреть на мужчину, присутствующего в её жизни, сделать глубокий вдох, закатить глаза к небу и сказать: «Мужчины».
Разделение ответственности
Один из важных паттернов — разделение ответственности. Клиенты регулярно пытаются возложить на Фрэнка всю ответственность за их изменение и он, столь же регулярно, в этом им отказывает. Это понятно — если взять на себя ответственность за результат, у клиента не будет мотивации что-либо делать. Зато появится возможность поиграть в игру «Посмотрим, настолько ли ты крут, что сможешь справиться со мной». Несколько примеров: Клиентка: — Да, я хочу с вами поговорить о своей проблеме. Потому что другие мне помочь не смогли. Я думаю ваш способ самый лучший. . Фрэнк: — Может быть. А может быть и нет. Знаешь, звёзды ведь на самом деле ничего не предопределяют. Клиент: — У меня есть проблема. Фрэнк: — Это хорошо. Каждый мужчина должен иметь хотя бы одну проблему, чтобы сфокусировать свою энергию на ней. Чтобы у него, может быть, была цель. Клиент: — Да, я потратил два года уже. Фрэнк: — Да года! Избегая этой проблемы? Или ты сражался с ней, но пока счёт у проблемы девяносто восемь. Клиент: — Нет, я думаю, я побеждаю. Фрэнк: — Ты побеждаешь? Клиент: — Да, осталось чуть чуть спровоцировать. Фрэнк: — Кто должен спровоцировать? Клиент: — Вы. Фрэнк: — Я!? Ты мне даёшь супервизию, как работать с мужчиной, который не смог решить проблему за два года!? Знаешь, это просто смешно. Ты бы стал слушать человека, который ничего не смог сделать в течении двух лет, решить проблему?
Провокативные фокусы языка
Один из довольно необычных паттернов — конструирование фокусов языка и рефреймингов, оправдывающих проблемное поведение или состояние. Конструируются они по всем правилам фокусов языка, но тут есть одно НО — они опираются на ценности, которые клиенту не важны. В таком варианте они заставляют клиента самому искать аргументы за изменение — то есть Фрэнк провоцирует клиента самому мотивировать себя, а не мотивирует напрямую.
Альфред Томатис и его метод
Французский отоларинголог Альфред Томатис родился в 1920 году в семье оперного певца. Детство, проведенное в оперном театре, во многом определило направление его научной деятельности.
Альфред Томатис доказал, что ухо, его способность слушать, играет огромную роль в формировании и функционировании организма как системы, включая мышление, внимание, фантазию, поведение, память. Ухо является своеобразным генератором энергии из звуковых сигналов, которая передается в мозговые центры слуха и далее – всему телу
Когда человек теряет возможность получать аудиоинформацию, не слышит звуки высокой частоты, его организм находится в тяжелом подавленном состоянии и не может функционировать нормально.
В ходе экспериментов Альфред Томатис понял, что внутреннее ухо, где размещаются основные элементы слухового анализатора, и слуховые центры головного мозга, где звуковая информация проходит обработку, способны к восстановлению своих функций. Кроме того, он сделал следующие выводы:
- Восстановить способность слушать возможно путем специальной гимнастики для внутреннего уха, построенной на звуках высокой частоты.
- Голос человека может воспроизвести только те звуки, которые слышит его ухо.
- Голос матери является определяющим фактором овладения ребенком родным языком.
На тренировках по методу Томатиса человек заново учится слышать и слушать. Занятия показаны не только детям и взрослым с нарушениями слуха, но и тем, кто слышит хорошо, но не использует свои уши на 100%. Слушание – это активный процесс, в ходе которого нужные материалы передаются в мозг, а весь «мусор» отфильтровывается
Если этого не происходит, то человеку сложно использовать по назначению полученную информацию, энергию, у него возникают проблемы с запоминанием, вниманием, поведением, учебой, настроением и т. д
Метод коррекции слуха, запатентованный Альфредом Томатисом, также известен как аудио-психо-фонология (АПФ).