Реабилитация психически больных

Формы трудотерапии в Клинике РОСА

Трудотерапия возможна как отдельный вид лечения. В этом случае процесс трудотерапии выглядит следующим образом:

  1. Под контролем врача и под наблюдением специалиста по трудотерапии пациент занимается трудовой деятельностью. Вид деятельности подбирается индивидуально, это может быть механический труд (готовка еды, уборка, ремонтные работы, курьерская деятельность, изготовление одежды, помощь мед.персоналу), интеллектуальные нагрузки (работа с ПК, обучение или чтение, подготовка документов) или их сочетание. Длительность от одного до нескольких часов (подбирается индивидуально).
  2. После занятия трудом перерыв на обед.
  3. После обеда психотерапевтическая работа: занятие в группе или проведение тренинга.
  4. Занятие ЛФК (лечебной физ.культурой).

Кроме того, трудотерапия входит в состав комплексных реабилитационных программ.

Как понять, что психотерапия помогает?

Иногда визиты к психотерапевту длятся годами, и пациенты не всегда осознают: а есть ли результат или все бесполезно? На что следует обратить внимание? Какие показатели подскажут, что положительная динамика уже появилась?

  1. Ваши желания реализуются. Конечно, тут речь не идет о том, что, благодаря психотерапевтическим сессиям, вы волшебным образом нашли клад или стали предметом восхищения у противоположного пола. Но то, насколько лучше вы сами справляетесь с реализацией своих потребностей, общаетесь с людьми, развиваетесь – даст знать о том, помогают ли вам терапевтические приемы.

  2. Вы любите себя. Именно положительное восприятие своей личности, поведения, внешности, характера, поддержка своих планов и желаний являются показателем того, что новые привычки и мышление формируются успешно.

  3. Ваша активность на высоте. Если вы намного желанней и энергичней вовлекаетесь в интеллектуальную и творческую деятельность, решаете жизненные проблемы, общаетесь с друзьями – это хороший знак и признак верного пути в работе над собой.

  4. Вы испытываете яркие эмоции. Проявление множества эмоций в отношениях, в делах, в самовосприятии говорит о том, что психика человека глубоко задействована и перестала «лениться». Мы тут говорим не обязательно о положительных эмоциях, ведь искреннее выражение злости, печали, разочарования также заставляет работать мозг.

Слайд 15 «Вундеркинды» (Wonderboys) 2000г. Психологические темы. Творческий кризис, поиск любви, секреты вдохновения,

интуиция, дружба, нестандартные решения, провокация как стиль общения, отношения учителя и ученика.   «Ходячий замок» , аниме, 2004г. режиссер Х.МиядзакиПсихологические темы. Путешествие в дальние страны становится путешествием к себе. Потеря привычной опоры в жизни, отделение от родительской семьи — часто именно это дорога ведет к настоящему пониманию себя в подростковом и юношеском возрасте. Взросление, подростковый кризис, отношения со старшими, приобретение нового жизненного опыта. » Психоаналитик» («Shrink») 2009г. режиссер Д.ПейтПсихологические темы. Потеря близкого человека, суицид в семье, депрессия и горе, сопереживание и эмпатия к другому, исцеление через горе, экзистенциальные вопросы жизни и смерти. «Сломанные цветы» (Broken flowers) 2005г., режиссер Джим ДжармушПсихологические темы. Как мужчина становится отцом? Отцы и дети. Психология мужчины и психология отцовства. Кризис среднего возраста, время подводить итоги. «Мужья и жены» 1992г. режиссер Вуди Аллен  Остроумная трагикомедия о двух супружеских парах. Психологические темы. Семейные и возрастные кризисы, поиск себя, развод и воссоединение, попытка найти новые отношения.

Слайд 6Цели кинотерапии: 1. Эмоциональное переживание (отреагирование) и проживание участниками актуальных на данный

момент жизни ситуаций и проблем.

2. Осознание и переосмысление себя и своих целей, действий, чувств, потребностей, психологических проблем.

3. Развитие способности самонаблюдений и умения быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках, чтобы управлять своей жизнью в позиции объективного наблюдения ситуации.

4. Развитие способности к самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей, способности к сопереживанию.

5. Духовный рост.

6. Формирование позитивного мышления и способности видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей.

Когда нужна помощь психотерапевта?

Сложно представить себе человека, у которого все идеально, нет проблем и конфликтов. Но бежать при малейшем недомогании к психотерапевту мы тоже не приучены. Как же понять: нужна ли помощь профессионала или возможно справиться с ситуацией самостоятельно?

Вам обязательно нужна помощь специалиста, если:

  • вы тяжело переживаете смерть близкого человека и не можете выбраться из этого состояния;
  • после рождения ребенка у вас пропало желание жить;
  • бессонница перешла в хроническую форму;
  • вы часто испытываете чувство агрессии, с трудом сдерживаете порывы кого-то ударить или что-то разбить;
  • вы ощущаете стойкую зависимость от кого-либо/чего-либо;
  • у вас регулярно случаются приступы паники.

О визите к психотерапевту следует всерьез задуматься, если:

  • вас систематически увольняют с работы;
  • вы все чаще думаете о разводе;
  • вас изнасиловали или избили;
  • вы перенесли серьезное заболевание или травму;
  • вас предал родной человек;
  • вы замечаете, что стали излишне эмоциональны и можете расплакаться из-за пустяка.

Менее опасными ситуациями, с которыми поможет разобраться психотерапевт, будут:

  • смутное ощущение беспричинной тревоги, появляющееся все чаще;
  • нередко возникающие незначительные заболевания;
  • неприятие собственной внешности;
  • серьезное заболевание кого-то из близких;
  • чувство, что за вами следят;
  • сильная влюбленность без взаимности;
  • постоянное чувство вины перед кем-то;
  • неумение отказывать в просьбе родным, друзьям, коллегам, начальству;
  • вам за 30, но вы живете с родителями;
  • боязнь летать на самолете, ездить в метро или в лифте;
  • ваша жизнь вас не устраивает.

Если у вас есть мысль, что специалист может вам помочь – можно сходить на одну консультацию, многие специалисты проводят первую ознакомительную беседу бесплатно.

Гештальт-терапия

В гештальт-терапии считается, что человек и все, что его окружает, – это единая система. События в его жизни – это гештальты. Каждый гештальт должен быть завершен. Если гештальт не завершен (не закрыт), это приносит дискомфорт, неудовлетворенность своей жизнью, тревогу, беспокойство и т. д. 

В процессе работы при поддержке специалиста клиент учится работать с тем, что он чувствует и переживает в настоящее время. Выполняя специальные упражнения, клиент проживает внутренние противоречия, анализируя эмоции и телесные ощущения. Успешно прорабатываются непрожитые чувства, незавершенные ситуации (гештальты), клиент учится ответственности за свою жизнь. 

Гештальт-терапия подходит для работы со страхами, тревогами, апатичным состоянием, помогает справиться с агрессией, разобраться в прошлом, наладить контакт с окружающими. Этот подход рекомендован для использования в работе с детьми и подростками. 

Ключевые преимущества кинокоучинга

Главным преимуществом кинотерапии является то, что человек гораздо быстрее и лучше поймет проблему и найдет решение, просматривая фильм, чем слушая теоретические рассуждения. В процессе сеанса он сможет проверить себя и при желании начать изменения в своей жизни. Метод кинотерапии помогает определить, насколько человек готов работать в команде, его поведенческие качества, которые требуются для данной вакансии.

Если определяются личностные характеристики и ценности, то ответы кандидата на должность не могут быть правильными или неправильными. Ведь если он начнет «подгонять» свои ответы под ценности фирмы, то появляется большая возможность попасть не в ту команду и не в ту компанию. Правильность и точность ответов требуется только при определении профессионального мастерства.

Кинокоучинг является одной из действенных методик в современной психологии, которая помогает работать человеку над собой и своим сознанием. Она разрушает не функциональные стереотипы и позволяет понять и осознать собственное психоэмоциональное состояние.

Этот метод дает возможность познать внутренний мир зрителя на основе тех эффектов, которые производят на него образы и персонажи, созданные кинематографами. Он также помогает рассмотреть собственные проблемы со стороны, понять их и найти правильное решение.

С любовью, Алла Янсонс

Групповая и коллективная психотерапия

Групповая и коллективная психотерапия является самостоятельной методикой. Она опирается, с одной стороны, на то, что в группе больных повышается внушаемость и возникают особые условия интерперсонального общения; с другой стороны, групповая и коллективная П. позволяет открыть новые возможности для тех психотерапевтических методик, которые применяются индивидуально. Врач, руководящий сеансами коллективной П., строит свою работу с группой больных (так наз. терапевтической средой, или терапевтическим сообществом) таким образом, чтобы достичь максимального леч. влияния больных друг на друга и коллектива в целом на каждого больного. Это так наз. принцип интеракции, или групповая психотерапия по Кратохвилу, или методика коллективной интендироваиной психотерапии по Хеку.

Зарубежные исследователи употребляют только понятие «групповая психотерапия». Теоретической основой большинства разработанных ими методик, напр, дидактической групповой П., воодушевляющей П., группового анализа, семейной П., психодрамы, служит психоанализ и его модификации. Советские исследователи называют коллективной такую форму П., при к-рой главный леч. эффект зависит от воздействия больных друг на друга, а групповой — такую П., при к-рой преобладает леч. влияние врача на группу больных. Исходя из принципиального положения о том, что формирующая человека социальная среда обладает большими потенциальными возможностями, отечественные психотерапевты для коррекции невротических состояний и для увеличения творческой активности личности широко применяют разнообразные варианты коллективной и групповой П. В коллективной П. групповая методика используется для леч. перевоспитания, для леч. тренировки и реабилитации, для изучения психогенеза (с помощью приемов «психотерапевтического зеркала» по Либиху, «библиотерапии» по Кутанину и др.), для проведения мотивированных внушений (в форме суггестии или рациональной психотерапевтической беседы с больными, находящимися в состоянии бодрствования). Среди более узконаправленных вариантов коллективной П. выделяют активирующую, отвлекающую, разъясняющую и седативную.

Особый вариант коллективной П.— семейная Психотерапия, к-рая направлена на коррекцию межличностных отношений для устранения эмоциональных расстройств в семье. Показанием к ее применению являются все виды нарушения поведения, связанные с эмоциональными факторами, аномалии характера и другие нервно-психические расстройства, вызванные различными формами семейной дезорганизации и неправильным воспитанием. Цель семейной П. достигается перестройкой характера взаимоотношений в семье больного. Семейная П. производит перестройку нарушенных семейных отношений по стадиям. В первой стадии (диагностической) осуществляется постановка так наз. семейного диагноза, во второй — ликвидация семейного конфликта. Третья стадия является реконструктивной, а четвертая — поддерживающей. Существуют модификации стадий. К видам коллективной П. относятся различные леч. клубы, которые ставят перед собой коррекционно-реабилитационные цели. Руководители этих клубов с помощью прямых и косвенных суггестивных, рациональных и других приемов (напр., «библиотерапия», музыкотерапия) достигают хорошего эффекта в работе с больными неврозами и алкоголизмом.

К групповой П. относится методика психопрофилактического обезболивания родов, предложенная К. И. Платоновым и И. 3. Вельвовским. Практика показала, что групповая и коллективная П. особенно эффективны при максимальном (подчеркнуто экспрессивном) эмоциональном воздействии на больных. На этом принципе построена методика коллективной эмоционально-стрессовой гипнотерапии, к-рая применяется в комплексном лечении больных алкоголизмом и неврозами, в первую очередь для устранения истеро-невротических реакций и истерических моносимптомов.

Проблемы, при которых используется фильмотерапия

Бывает так, что ты настолько запуталась, что не знаешь, как правильно поступить, какое принять решение. Это касается и карьеры, и личной жизни, и взаимоотношений с родителями или детьми. Возможно, тебе непросто определиться с точечной ситуацией, которая способна быть как судьбоносной, так и незначительной.

Выход из кризисной ситуации.

Возможно, ваш брак проходит проверку на прочность, а возможно твои отношения с ребенком-подростком «оставляют желать лучшего». Личностные возрастные кризисы также приводят в замешательство и привносят негативные краски в жизнь.

Взгляд со стороны.

Взгляд на похожие ситуации в рамках фильма позволит взглянуть на свою личную ситуацию свежим, не замыленным взглядом. А конкретно увидеть то, что под действием сильных эмоций, ты не способна разглядеть в событиях своей жизни.

Поиск корня проблемы.

Иногда мы сами не понимаем, что конкретно нам мешает двигаться, какая проблема гложет нас изнутри. При помощи кинотерапии есть возможность заглянуть в корень проблемы, отыскать глубинные причины, которые до этого не были доступны для осознания.

Помощь в самопознании.

Понять себя, принять все свои сильные и слабые стороны, ощутить индивидуальность порой непросто и доступно не каждому. Использование в терапии фильмов, способно помочь тебе лучше разобраться во внутреннем мире, поможет разложить все свои мысли и чувства по полочкам.

Отсутствие мотивации.

В ситуациях, когда тебе ничего не хочется, при отсутствии жизненных сил, человеку иногда сложно «взять себя в руки» самостоятельно. Некоторым людям нужен толчок, чтобы поднять их мотивацию. Кинотерапия способна помочь в этом вопросе и подтолкнет к действиям.

Коррекция поведенческих реакций.

Неадекватное реагирование на внешние проявления внешнего мира, чрезмерно импульсивная реакция, проявление агрессии, наличие тревожности, проявления асоциального поведения. Все это возможно корректировать посредством кинотерапии. Однако при расстройствах поведения нужен комплексный подход.

Потеря интереса к жизни.

Здесь возможно, как отсутствие двигаться вперед и потеря интереса ко всему, так и нежелание жить (склонность к суициду). Правда речь идет не о психических отклонениях, в случае которых нужна помощь психиатра, а о жизненных обстоятельствах, которые давят на человека.

Слайд 13Проблемы и их решение по доктору Вудеру 1. Недостаток силы волиРекомендуемые фильмы:

«Железная воля», «Роки», «Лоуренс Аравийский»Как говорит врач, фильм «Железная воля» основан на реальной истории и повествует о твердой решимости. Триумф этого мальчика не может не побудить к действиям. Таким же характеристикам отвечают «Роки» и «Лоуренс Аравийский».2. Горе, потеря близкого человека, разбитое сердце Рекомендуемые фильмы: «Верно, безумно, глубоко», «Привидение», «Большие надежды» Фильмы «Верно, безумно, глубоко» и «Привидение» рассказывают о чувствах человека, который остается жить. В фильме»Большие надежды» в образе мисс Хэвишем показано, что бывает, если с горем не справиться. 3. Долги Рекомендуемые фильмы: «Прорва» (The Money Pit) Доктор рекомендует посмеяться над этим фильмом, чтобы увидеть смешные стороны вашей ситуации. После этого вы найдете в себе больше сил, чтобы выйти из нее, обещает психотерапевт. 4. Неуверенность Рекомендуемые фильмы: «Ширли Валентайн», «Свадьба Мюриель».Как говорит Вудер, в первом фильме есть дивный момент, когда Ширли стесняется своих послеродовых растяжек, а ее греческий любовник Костас целует каждую из них и говорит, что это они делают ее настоящей женщиной..5. СкукаРекомендуемые фильмы: «Воспитание Риты»Посмотрев этот фильм, одна из клиенток даже подала заявление об уходе с опостылевшей работы. Он помогает расширить горизонты.6. Кризис в отношенияхРекомендуемые фильмы: «Перед рассветом», «Перед закатом« 7. Внебрачная связь Рекомендуемые фильмы: «Мосты округа Мэдисон» Человеку, обдумывающему, покинуть ли ему семью или бросить любовницу/любовника, поможет этот фильм, где поднимаются все эти вопросы любви и верности.

Техники магической манипуляции сознанием

Каким же образом «терапевтам» удается опутать разум «клиента» паутиной и добраться до «человека-переживателя»? Для этого используются особые техники, цель которых активизировать ММ. Достигается это тем, что «терапевты» имитируют людей, обладающих особыми способностями или возможностями: государственных служащих, представителей закона, служащих банков, крупных бизнесменов и т.п. (Условие 1 активации ММ — доверие к «терапевту».) Одновременно, они деактивируют рациональное мышление посредством возбуждения сильных эмоций, адресуясь к хорошо изученным склонностям человека (его увлечениям, пристрастиям и чувствам), например сообщив, что близкий родственник попал в аварию, и если ему сейчас не помочь, то он может погибнуть (Условие 2 активации ММ — высокая цена за применение рационального мышления и отказ или отсрочку действовать в соответствии с предложением «терапевта».) Имеются и другие техники. В результате разум человека временно деактивируется и человек впускает «терапевта» в мир своего «человека-переживателя». Вот несколько общеизвестных примеров «социальной инженерии».

Экономика

Так называемая «схема Понци» — финансовая организация платит проценты своим инвесторам из нового капитала, вложенного в организацию новыми инвесторами, а не из прибыли, заработанной организацией . Такая схема, или пирамида, со временем обрушивается, поскольку поддержание высоких процентных ставок требует постоянно растущего потока средств от новых инвесторов. Инвесторы заманиваются в пирамиду, поскольку (1) они верят в необычные способности руководителя пирамиды достичь быстрого обогащения и (2) цена за сомнение в такой вере высока (потеря уже вложенных средств и надежды на быстрое и легкое обогащение).

Психоанализ

В психоаналитической терапии ключевой чертой к успеху является так называемый «эффект переноса», когда пациент начинает рассматривать аналитика как обладающего необычными способностями и доверять ему. Как пишет один из авторов: «Восприятие пациентом терапевта и ожидания от терапевта становятся необычайно высокими и не адекватными реальности» . Это обеспечивает условие 1 для реактивации ММ — веру в необычные способности терапевта. Условие 2 — высокая цена за отсутствие безусловного доверия — обеспечивается требованием, согласно которому «пациенты должны быть сильно мотивированы преодолеть свои трудности» . В результате пациент может стать объектом магической манипуляции и принять на веру любые, даже самые произвольные интерпретации его высказываний терапевтом.

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

В психотерапии, известной как НЛП, первым актом терапии является установление отношений доверия, или раппорта, между терапевтом и клиентом. Такого доверия клиента терапевт добивается при помощи подстройки к клиенту и зеркального отображения его вербальных и невербальных действий. Например, если клиент обладает кинестетической системой репрезентации мира в своем сознании, терапевт строит все коммуникации с клиентом на основе кинестетических предикатов и таким образом заставляет клиента почувствовать, что терапевт способен понимать его и помочь ему в его проблемах . Добившись доверия клиента, терапевт создает условие 1 для реактивации ММ: клиент верит, что терапевт обладает необычными способностями и может решить его проблемы. Цена за отказ от веры в необычные способности терапевта обеспечивается потерей надежды клиента на избавление от мучающих его проблем. Это создает условие 2 для высвобождения ММ у клиента. Основатели НЛП утверждают, что НЛП может лечить широкий круг физических и умственных заболеваний, таких как нарушения способности к обучению, фобии, шизофрения, синдром раздвоения личности, депрессия и посттравматический стресс . В то время как некоторые из этих состояний (например, фобии) действительно могут быть облегчены или излечены на основе эффекта плацебо, многочисленные проверочные исследования не подтвердили претензию НЛП на терапию более серьезных заболеваний (например, шизофрении) и характеризуют НЛП как псевдонауку или квазирелигию .

Методы психотерапии

Перед психотерапевтом во время сеанса стоит несколько важных задач:

  • помочь клиенту понять свои проблемы
  • создать эмоционально комфортную среду
  • использовать психотерапевтические методы, чтобы человек «отреагировал», «отпустил» свои чувства и эмоции
  • дать пациенту идеи, где искать ответы на вопросы
  • помочь человеку адаптироваться вне терапевтического кабинета и опробовать новые способы поведения и мышления

Выбор методики психотерапии опирается на индивидуальный подход и клиническую картину заболевания. Необходимо учитывать:

  • особенности личности и степень критики к своему состоянию
  • причины расстройства
  • возможности специалиста и кабинета или клиники, где проводится терапия

Все методы психотерапевтического воздействия помогают в четырех основных направлениях:

  1. Разобраться в причинах — гипноз, психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия
  2. Выработать полезные привычки и избавиться от вредных — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), рациональная, реконструктивно-личностная психотерапия
  3. Решить проблему нестандартно, без классической беседы — арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гипноз
  4. Преодолеть проблемы при общении в коллективе или внутри семьи — групповая, семейная психотерапия, психодрама

Методы психологической реабилитации

При психических расстройствах реабилитация имеет ряд особенностей. Подобные заболевания разрушают личность больного, его социальные связи и отношения с родными. Поэтому основным направлением работы с такими пациентами считается их ресоциализация, осознание своей общественной ценности. 

Лучшим методом лечения считается психотерапия, которая проводится после стабилизации состояния больного. Существует 2 типа психотерапевтического воздействия: индивидуальные и групповые занятия. При индивидуальной работе главная задача специалиста – обнаружить характер внутренних и межличностных проблем

Не менее важно, чтобы врач подготовил и мотивировал пациента на групповые занятия.  

На таком этапе лечения как реабилитация больных с психическими расстройствами, разнообразные методики групповой психотерапии считаются лучшим вариантом терапии. Они благотворно воздействуют на поведенческие, эмоциональные и познавательные факторы. В лучшую сторону меняются такие черты личности, как самостоятельность и социальность. Групповая психотерапия восстанавливает потерянные полностью или частично отношения пациента с группой людей (например, членами семьи). Также приходят в норму ценностные ориентиры, что впоследствии способствует решению задач по социальному функционированию.

Групповые методы реабилитации психически больных имеют 2 направления:

  1. Группы, призванные воздействовать на социальное поведение больного, его способность к самореализации, умение разрешать конфликты и взаимодействовать с другими участниками. К ним относятся: арт-терапия, музыкотерапия, коммуникативные группы. Сюда же входит семейная терапия.
  2. «Средовые». Совместные экскурсии участников группы, организация клубов по интересам, функциональные объединения.

Также для восстановления здоровья психически больных применяют:

  1. Образовательные программы для пациента и членов его семьи. Они необходимы при лечении разных видов зависимости.
  2. Тренинги, направленные на выработку повседневных навыков. Такие занятия требуются лицам с дезадаптивными видами невроза и пограничными состояниями.
  3. Развитие социальных моделей поведения в социуме при неуверенности и фобиях.
  4. Когнитивно-поведенческая терапия требуется пациентам, имеющим проблемы с памятью и речи.
  5. Эстетотерапия. Данный тип реабилитация психических расстройств необходим лицам с умственными ограничениями.
  6. Кинезотерапия. Помогает восстановить потерянные двигательные функции пациентам, перенесшим инсульт. 

У пациентов с психопатией страдают разные способности, поэтому выбор метода психотерапии зависит от стадии патологии, ее типа и течения. Если при лечении не учитывать индивидуальные особенности больного, то можно легко спровоцировать обострение недуга. 

Слайд 10Каковы «попутные эффекты» кинотерапии? Возвращение «целостности» сознания (в противовес его раздробленности, характерного

для «клиповой» культуры). Это очень хорошая «профилактика» от манипуляций, защита критичности, адекватности ума, «здравого смысла» в хорошем смысле этого слова. Подробно эффект целостного просмотра «хорошего» кино рассмотрен Сергеем Кара Мурзой в книге «Манипуляция сознанием» (это лучшая и основная монография на русском языке, посвященная защите от манипуляции сознанием), там же приведены исследования на эту тему. Суть примерно следующая: когда сознание способно удержать (и пережить) целостную историю фильма (с его завязкой-кульминацией-пробуксовкой-развязкой и темпом, не всегда быстрым, как в блокбастерах), оно становится более целостным и ясным в удержании и построении моделей, описывающих собственную жизнь и окружающую действительность. Вторым очень приятным эффектом кинотерапии является развитие общего культурного уровня (и словарного запаса, и эрудиции). Третьим попутным эффектом кинотерапии является значительная устойчивость психики к «взлетам и падениям» в житейских ситуациях.

Клиент-центрированная терапия

В основе этого подхода лежит убеждение, что человек может сам найти причину и решение своих проблем, ему лишь нужна небольшая поддержка специалиста. Это подчеркивает и название подхода – именно человек (клиент) стоит у начала своих изменений. 

Работа специалиста с клиентом представлена в форме диалога

Психологу важно создать атмосферу доверия, понимания (без оценки происходящего) и уважения. Клиент понимает, что его принимают таким, какой он есть, что он может говорить без опаски, что его не осудят или негативно оценят

Специалист в ходе диалога направляет клиента, предлагает, на что обратить внимание. 

Этот метод подойдет тем людям, которым не хватает тепла и сочувствия в жизни, кому нужно разрешить семейные или социальные конфликты, имеющим неврозы, тревогу или депрессию. 

Вместо заключения. Принципиальное отличие кинотерапии от других методов психологического консультирования

Главное, чем отличается кинотерапия – свой деликатностью. Так или иначе, когда человек проходит терапию или находится на длительном коучинге, ему приходится пересматривать свою жизнь и взаимоотношения, некоторые результаты этого пересмотра болезненны и сложны, далеко не все он готов выносить во вне, даже проговаривать терапевту или консультанту, которому доверяет. Почти у каждого человека, даже уже находящегося на программе длительного коучинга, наступают моменты, когда он протестует против изменений, потому что затронуты слишком болезненные структуры личности. Кинотерапия – идеальный метод для таких периодов, он позволяет «прорабатывать» болезненные структуры через сопереживание и идентификацию и это деликатно, так как болезненный и травмирующий опыт «отпускает», даже если он не проговорен вслух. В результате жизнь (не скованная прежними рамками) обретает новые степени свободы и человек выходит на новые, ранее невозможные для себя уровни проживания.

Научно-исследовательская работа

Исследовательские работы и научные статьи Натальи Зенцовой посвящены вопросам психологии зависимости, этапу психологической реабилитации зависимых, его структурированию. На сегодняшний день в наркологии реабилитация является ведущим и самым прогрессивным направлением, тем не менее, здесь до сих пор нет стандартов психодиагностики, взаимодействий всех участников процесса

В своих статьях специалист уделяет внимание этим вопросам

В них затрагиваются темы современных технологий психологической науки, которые актуальны для работы с зависимыми. Наталья Зенцова считает, что очень важна достаточная и квалифицированная психодиагностика на начальном этапе лечения. Это позволит узнать реабилитационные возможности самого больного, подобрать верные методы и программы реабилитации. Как показывает опыт, наиболее действенным в реабилитации оказывается гуманистический подход, который учитывает не только индивидуальные качества самого зависимого, а так же среду его жизни.

Можно ли разработать программу кинотерапии для себя?

Мы не практикуем это по многим соображениям. Назовем главные. Первое, как и в любых других терапевтических практиках, кинотерапевт и его клиент вступают в сложную систему взаимоотношений по типу «перенос — контрперенос». Есть элементы личного отношения в разработке программы, например, в выборе ситуаций для анализа из общего событийного ряда, в первоначальном отборе 20-30 фильмов для рассмотрения из базы фильмов, да и при финальном «назначении» фильмов (можно поставить фильм более сильный или более комфортный для личности партнера). Это отношение является предметом пристального внимания кинотерапевта, его аналитической работы (любые аномалии этих отношений исследуются) и они составляют «энергетическую основу» исцеления. Существует так называемый резонанс, хорошо известный терапевтам в любой традиции: к нам приходят партнеры, резонирующие именно на нас (как терапевтов), в силу резонанса болезненных структур личности. Это не значит, что у меня должны быть проблемы с алкоголем, если ко мне приходит алкоголик, но как правило это значит, что проблема патологической зависимости так или иначе сейчас или в прошлом была для меня болезненной. В этой связи терапевтический эффект наступает у обоих, конечно, не несколько разных уровнях и он взаимно усиливается (одному человеку «прорваться» через блокировку сложнее). Из-за большой энергетической нагрузки на кинотерапевта в этих отношениях есть определенная «пропускная способность» для каждого (сколько он может вести человек на программах в параллели, программы какой продолжительности он способен поддерживать).

Второе, в силу затронутых «болезненных структур» мы были бы очень однобоки и подвергали бы жесткой цензуре назначение фильмов себе в программу (например, ставили себе то, что нравится или интересно, или то, что хотелось посмотреть по совету друзей). Терапевт в значительной степени свободен от этой цензуры, он может назначать фильмы «не удобные» для человека, но высоко-целительные для его ситуации.

Задачи и методы

Психологические факторы играют большую роль в реабилитации больных с
заболеванием (повреждением) нервной системы, они оказывают заметное влияние на
многие стороны восстановительного процесса. При этом
психологическая помощь должна осуществляться
в контексте решений следующих задач реабилитации::

  • Ускорять нормальный процесс
    психологической адаптации, который изменился в результате болезни или
    жизненной ситуации.

  • Осуществлять профилактику и
    лечение патологических психических изменений.

Данные задачи решаются с помощью методов психологической реабилитации,
к которым относятся:

  • психокоррекция;
  • психопрофилактика;
  • психотерапия.

В остром периоде заболевания или повреждения нервной системы в динамике
психологического состояния пациентов выделяют три этапа (рис. 1):

Рис. 1. Психологические
изменения на разных этапах заболевания:
I — первая неделя; II — первые три месяца и
III — отдаленный период заболевания

Первый этап длится примерно неделю. Его характеризуют психические
изменения преимущественно соматогенного характера и соматической природе с
преобладанием страха смерти, растерянности и тревоги, двигательных беспокойств и
нарушения сна. В ряде случаев развиваются преходящие психические состояния.

Второй этап длится два-три месяца. За этот период, как правило,
процесс формирования психологической реакции на болезнь завершается.

При этом можно выделить два основных типа психологической реакции на болезнь
— адекватный и невротический. Во втором случае отмечаются такие невротические
реакции на болезнь, как 

  • депрессивная
    (тревожно-депрессивная;

  • фобическая (обсессивно-фобическая;

  • ипохондрическая (депрессивно-ипохондрическая)
    — чаще наблюдается улиц пожилого возраста и при хронической церебральной
    патологии;

  • истерическая (чаще
    наблюдается у женщин);

  • анозогнозическая (реакция
    отрицания болезни), характерная для мужчин.

На третьем этапе у большинства пациентов происходит психологическая
реадаптация. Их психический статус в принципе  не отличается от
преморбитного. Однако у некоторых больных психические изменения закрепляются и
формируются в более стойкие, чем на первом и втором этапах психологического
состояния, психические нарушения, проявляющиеся в неврозах и патологическом
развитии личности, что в значительной мере препятствует нормальному протеканию
реабилитационного процесса.

Больные как будто хотят вернуться к работе, обещают выполнять рекомендации
врача по расширению двигательного режима после выписки из стационара. Однако
поведение их доказывает обратное — они не верят в то, что можно улучшить их
состояние, что они смогут когда-либо вернуться на работу.

Таким образом, на всех этапах динамика психологического состояния пациентов
зависит от изменений ситуации.

На динамику психологического состояния больных оказывают воздействие три
группы факторов: а) личностные; б) соматогенные и в) окружающей среды (рис. 2.).
Хотя при многих заболеваниях в остром периоде преобладает влияние соматогенных
факторов, в последующие недели — личностных, а затем ( обычно после выписки из
лечебного учреждения и возвращения домой) — факторов окружающей социальной
микросреды; все эти группы факторов действуют на всех этапах психологической
реадаптации.

Рис. 2. Основные факторы,
влияющие на процесс психологической реадаптации при тяжелых соматических
заболеваниях (цит. по Зайцеву В.П.)

Суггестивная психотерапия

Суггестия (внушение) наиболее полно проявляется в гипнотическом состоянии (см. Гипноз), поэтому сама методика внушения нередко именуется гипносуггестивной. Однако это неверно, т. к. внушение в состоянии бодрствования — одна из самостоятельных методик П. Для разработки теории п практики внушения много сделал В. М. Бехтерев, предложивший методику отвлекающего от болезненных переживаний внушения, и его ученик Б. Н. Синани, разработавший систему мотивированных внушений, тесно связанных с доверием и положительным эмоциональным отношением больного к врачу. Для проверки и усиления внушаемости в состоянии бодрствования, и особенно в гипнозе, большую роль сыграл предложенный О. Фогтом фракционный метод, сущность к-рого заключается в чередовании кратковременных погружений больного в гипнотическое состояние и пробуждений, чтобы усилить в последующих гипнотических состояниях ощущения, возникающие в ответ на проводимые внушения. К методикам суггестивной П. следует отнести также состояние гипноза-отдыха по Платонову и удлиненную гипнотерапию по Рожнову — погружение больного в гипнотическое состояние в первом случае на многие часы, во втором — на 1,5 — 2 часа. Эти методики используют как для проведения леч. внушения, так и с целью охранительно-восстановительной терапии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: