Факторы влияющие на восприятие

Словарь антонимов

ОБЪЕКТИВНО — СУБЪЕКТИВНО

Поднимающееся новое поколение не только объективно не могло открыть себе пути к какому-либо политическому творчеству, к борьбе за гражданскую свободу, но даже и субъективно редко доходило до представления о ней. Луначарский. Вольфганг Гете. Он был лишь наблюдателем, а не участником чужой жизни, не испытывал ее на своей шкуре, не знал своим горбом, и потому возможности его проникновения в нее были объективно — и субъективно — ограниченны. Чтобы проникнуть в другую жизнь, надо жить ею. С. Кондратов В чужой стихии…ОБЪЕКТИВНОСТЬ — СУБЪЕКТИВНОСТЬ Объективность взглядов — субъективность взглядов. Объективность в оценке — субъективность в оценке.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — НЕОБЪЕКТИВНОСТЬОбъективный — необъективныйобъективно — необъективно — Одним словом, — отмахнулся Рубин, — понятия объективность для вас и здесь, и нигде не существует. — Да! Я необъективен и горжусь этим! Горжусь необъективностью! Солженицын. В круге первом.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — СУБЪЕКТИВНОСТЬ Объективность взглядов — субъективность взглядов. Объективность в оценке — субъективность в оценке.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — НЕОБЪЕКТИВНОСТЬОбъективный — необъективныйобъективно — необъективно — Одним словом, — отмахнулся Рубин, — понятия объективность для вас и здесь, и нигде не существует. — Да! Я необъективен и горжусь этим! Горжусь необъективностью! Солженицын. В круге первом.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — СУБЪЕКТИВНОСТЬ Объективность взглядов — субъективность взглядов. Объективность в оценке — субъективность в оценке.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — НЕОБЪЕКТИВНОСТЬОбъективный — необъективныйобъективно — необъективно — Одним словом, — отмахнулся Рубин, — понятия объективность для вас и здесь, и нигде не существует. — Да! Я необъективен и горжусь этим! Горжусь необъективностью! Солженицын. В круге первом.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — СУБЪЕКТИВНОСТЬ Объективность взглядов — субъективность взглядов. Объективность в оценке — субъективность в оценке.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — НЕОБЪЕКТИВНОСТЬОбъективный — необъективныйобъективно — необъективно — Одним словом, — отмахнулся Рубин, — понятия объективность для вас и здесь, и нигде не существует. — Да! Я необъективен и горжусь этим! Горжусь необъективностью! Солженицын. В круге первом.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — СУБЪЕКТИВНОСТЬ Объективность взглядов — субъективность взглядов. Объективность в оценке — субъективность в оценке.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — НЕОБЪЕКТИВНОСТЬОбъективный — необъективныйобъективно — необъективно — Одним словом, — отмахнулся Рубин, — понятия объективность для вас и здесь, и нигде не существует. — Да! Я необъективен и горжусь этим! Горжусь необъективностью! Солженицын. В круге первом.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — СУБЪЕКТИВНОСТЬ Объективность взглядов — субъективность взглядов. Объективность в оценке — субъективность в оценке.ОБЪЕКТИВНОСТЬ — НЕОБЪЕКТИВНОСТЬОбъективный — необъективныйобъективно — необъективно — Одним словом, — отмахнулся Рубин, — понятия объективность для вас и здесь, и нигде не существует. — Да! Я необъективен и горжусь этим! Горжусь необъективностью! Солженицын. В круге первом.ОБЪЕКТИВНЫЙ — СУБЪЕКТИВНЫЙ Объективная оценка — субъективная оценка. Объективная позиция — субъективная позиция. Ο Поэтическая деятельность слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта. Фет. О стихотворениях Ф. Тютчева. Память зачастую оставляет нам субъективный облик времени, тогда как мы думаем, что он объективен и точен. Паустовский. Время больших ожиданий. Спор о данном произведении, поэзия ли это, или не поэзия, может быть решен на основании объективных признаков, а не субъективных суждений. Брюсов. Синтетика поэзии. Музыка есть еще дух субъективный, внутреннее состояние духа. Пластика есть уже дух воплощенный, объективный. Я. Бердяев. Судьба России.

Научная работа в области структуры мозга

Практически сразу после окончания академии Бехтерев приступил к работе в области восприятия активности мозга. Несомненно, неврологический подход был самым важным и доминирующим в разработке всех направлений и проблем человеческого восприятия. Он признал фундаментальную роль мозга и нервной системы в деятельности человека, в регулировании его взаимодействий с миром.

Центром неврологических исследований Бехтерева является проблема локализации, которую он рассматривал с двух точек зрения: с точки зрения изучения структурной локализации, выявления топографии мозга и изучения функциональной локализации. В конце 19 века вопросы структуры мозга до сих пор крайне плохо изучались. Поэтому расследования Бехтерева были революционными. Бехтерев тщательно изучил практически все участки мозга и спинного мозга, а также пути проведения, обнаружил и описал различные клеточные структуры.

Его исследования в области анатомии привели к созданию многочисленных схематических моделей структуры мозга, подготовке ряда оригинальных научных работ, а также классической двухтомной работы «Мозг и спинной мозговой контур», которая прошла через три издания и была переведена на другие языки. За эту работу Бехтерев был удостоен премии имени академика Баер Рая.

Глубокое изучение анатомических основ деятельности мозга, практическая направленность исследований Бехтерева побудили его к поиску механизмов, определяющих активность мозга в норме и патологии, что привело к тому, что ученый сформулировал проблему функциональной локализации.

Бехтерев представил и установил базовый принцип исследования мозга — принцип структурно-функционального подхода, то есть исследования структуры мозга в единстве с его функциями.

В цикле его физиологических работ функциональные свойства мозга убедительно представлены на основе обширного массива фактов. Используя метод развития, раздражения и разрушения нервной системы, Бехтерев устанавливает и тщательно изучает корковые центры зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых ощущений; изучает анатомические и физиологические основы болевой чувствительности, корковые регуляторы мимических движений. Изучение органов статистической координации открывает Бехтереву возможность научной формулировки проблемы пространственных ощущений.

После того, как Бехтерев прошел процедуру отбора для командировки за границу, он отправился в Лейпциг, чтобы увидеться с Флеккингом, директором психиатрической колонии, тогдашним известным исследователем нервной системы и автором нескольких новых методов исследования мозга. Железное правило Флека: не пускать врача в клинику, пока он не будет за микроскопом за двумя парами штанов.

После этого Флеккинг писал: «Вот где Бехтерев — поистине врожденный исследователь — начал свое славное путешествие. И он ошибался. Бехтерев начал в Петербурге и отправился в заграничное путешествие после того, как уже опубликовал более пятидесяти работ.

В принципе, единственным методом, который использовался исследователями мозга в то время, было: отдельные волокна выделялись и извлекались из мозга, конденсируясь в алкоголе, который отделялся друг от друга. Они также были испачканы. В своей книге «Мозг и спинной мозг» Бехтерев предлагает «метод сравнения последовательных разделов одного и того же направления». За этими словами стоят изнурительные часы работы. С помощью ножа-микротома разрезается тончайший кусочек замороженного мозга, и этот кусочек, закрепленный на маленьком стакане, попадает под микроскоп для осмотра и набросков. Второй кусок, пятый, трехсотый, и удается проследить наверняка и до конца путь нескольких нервных волокон и соединения нескольких клеток.

Новое направление, тысячи новых ломтиков — кропотливая и терпеливая муравьиная работа. Около двадцати лет рабочий стол Бехтерева был заполнен стеклянными ломтиками. Когда он уезжал на новое место, он всегда оставлял коллекцию из тысяч черенков на старом месте. Книга «Проводящие пути» была переведена на несколько языков и удостоена золотой медали Российской академии наук. Все современные атласы мозга основаны на нем. Немецкий профессор Копш, один из авторов этих атласов, посвятивший им всю свою жизнь, однажды сказал следующее предложение: «Только два человека прекрасно знают структуру мозга: Бог и Бехтерев».

1.4. Личность руководителя

Важнейшим фактором, влияющим на процесс принятия управленческих решений, является личность руководителя. Семейное происхождение менеджера, его образование и информация могут рассматриваться как основы, составляющие личностный фактор в процессе принятия решений.  Однако даже тогда, когда все эти подструктуры почти одинаковы или идентичны, наблюдается, что менеджеры различаются между собой. Это личность лица, принимающего решения, которое имеет значение. На процесс принятия решений влияют когнитивные, моральные и психологические качества людей. Согласно исследованиям, проведенными психологами мира:

-Решение определяется как включающее психические процессы на сознательном уровне, процессы, которые содержат важные логические аспекты, и они предполагают, что решения должны быть «рациональными». Однако существуют также эмоциональные и подсознательные факторы, которые не могут быть сознательно выражены и которые могут сделать решение нерациональным для наблюдателя.

— Психологические характеристики индивидов, такие как восприятие, мотивация, понимание, межличностные отношения и взаимодействия, влияют на процесс принятия решений.  Восприятие, такое как концептуализация и оценка, оказывает большее влияние на ментальные компоненты процесса принятия решений.  Эмоция – это волнение, которое играет определенную роль в оценке вариантов. 

— Результат процесса принятия решений зависит от мотивации. Мотивация является важным элементом в любом изменении организации и влиянии на весь процесс.

— Интеллект, когнитивный стиль, возраст, опыт, уровень знаний руководителя играют определенную роль в процессе принятия решений.  Например, видно, что менеджеры, которые остроумны, легко обучаемы, хорошо осведомлены и глубоки, могут принимать решения быстрее и качественнее, чем другие.

На основании результатов исследования выявлена значимая взаимосвязь между психологическими характеристиками менеджера и его компетентностью в принятии управленческих решений. В процессе принятия решений на менеджеров влияют их навыки принятия решений с личностными и психологическими характеристиками. Менеджер принимает решения на основе опыта, чувств и накопленных суждений. Согласно отчетам исследователей, почти половина опрошенных менеджеров использовали больше интуиции, чем официального анализа для управления своими компаниями. После чего выделили пять различных аспектов интуиции при изучении процесса принятия управленческих решений, который представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Интуитивное принятие решений

1. Решения, основанные на опыте-менеджеры принимают решение на основе прошлого опыта.

2. Решения, инициированные аффектом-менеджеры принимают решения, основанные на чувствах или эмоциях

3. Когнитивные решения-менеджеры принимают решение, основанное на навыках, знаниях и обучении.

4. Подсознательная ментальная обработка-менеджеры используют данные из подсознания, чтобы помочь им принимать решения.

5. Ценности или этические решения-менеджеры принимают решения, основанные на этических ценностях или культуре. 

Менеджер, который испытывал сильные чувства и эмоции при принятии решений, фактически достиг более высокой эффективности принятия решений, особенно когда они понимали свои чувства, когда они принимали решения. Во многих случаях обычное поведение скрывается под принятыми решениями. Отказ от такого поведения подразумевает, что менеджер хорошо понимает проблему и ищет новые варианты.

Бехтерев: рефлексология как наука

Для начала стоит очертить сферу научных интересов Владимира Бехтерева (1857-1927). Тем более что многие открытые им рефлексы, лекарства и болезни носят его имя. Например, «болезнью Бехтерева» называют анкилозирующий спондилоартрит, под которым понимается воспаление и последующее сращение межпозвонковых суставов.

«Микстура Бехтерева» на основе настойки травы горицвета весеннего, кодеина фосфата и натрия бромида долгое время была популярна как успокоительное и противосудорожное средство, которое к тому же оказывало стимулирующее действие на сердечно-сосудистую систему.

Так называемые «рефлексы Бехтерева» – это целый ряд открытых и описанных им физиологических реакций человеческого организма на внешние воздействия. Например, патологический стопный сгибательный рефлекс, нижнечелюстной рефлекс, запястно-пальцевой рефлекс, по которым можно распознать поражение пирамидных путей в нервной системе, отвечающих за сложную и тонкую координацию движений.

Достаточно долгое время в своей научной карьере Владимир Бехтерев был сосредоточен на исследованиях в области физиологии, которые подытожил в двухтомнике «Проводящие пути спинного и головного мозга» . Еще более масштабным является его труд «Основы учения о функциях мозга» в 7 томах .

Поэтому неудивительно, что, когда Бехтерев увлекся психологией, он попытался объяснить психологические процессы с точки зрения физиологии рефлексов. Более того, он считал единственно верным и достойным научного интереса лишь то, что имеет объективный характер и может быть зафиксировано в неких показателях.

Об этом он говорит в своей книге «Объективная психология», которая, кстати, уже несколько раз переиздавалась, и в наступившем третьем тысячелетии тоже . Автор пояснял, что все психические процессы в обязательном порядке сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями.

В свою очередь, двигательные и вегетативные реакции можно наблюдать и регистрировать. Соответственно, ученым осталось лишь найти все взаимосвязи между психическими процессами и нервными реакциями, чтобы разгадать все секреты человеческой психики.

Свои взгляды и идеи Бехтерев оформил в новое научное направление – рефлексологию. Все то, что нельзя наблюдать и фиксировать на уровне физиологических процессов, Бехтерев не считал предметом рефлексологии, да и психологии как науки тоже. Автор научной рефлексологии полагал, что наука должна иметь дело только с фиксируемыми показателями.

Насколько это применимо к такой сложной науке, как психология? Наличие многочисленных тестов в психологии говорит само за себя. Ученые и практикующие психологи пытаются представить психические процессы в неких исчисляемых единицах (очках, баллах), чтобы потом сделать объективные выводы и помочь человеку.

К примеру, продолжателями научных традиций Бехтерева, сотрудниками Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени Бехтерева разработана так называемая «Шкала депрессии» из 20 вопросов. Она позволяет по количеству ответов «всегда», «иногда», «никогда», «часто» определить наличие депрессии или склонной к таковой.

Те, кого не устраивает подход «нажми на кнопку и получишь результат» и кто желает вникнуть во все нюансы самостоятельно, могут ознакомиться с методикой подсчета ответов и интерпретации результатов для данной шкалы .

Возвращаясь к наследию Бехтерева, подытожим, что он рассматривал все многообразие психических процессов как рефлекторные реакции, которые можно наблюдать, изучать, фиксировать. Заниматься этим должна наука рефлексология, автор основополагающих принципов которой сам Бехтерев. Это что касается человека. Тогда что же такое коллективная рефлексология? Давайте разберемся и с этим.

Значимость теории поля Курта Левина

Теория Левина – одна из тех, что оживили представление об индивиде как сложном энергетическом поле, мотивируемом психологическими силами и ведущем себя избирательно и творчески. Человек-пустышка наполнился психологическими потребностями, намерениями, надеждами, притязаниями. Робот превратился в живого человека.

Грубый и скучный материализм бихевиоризма уступил место более гуманистическому взгляду на человека. В то время как «объективная» психология проверяла многие свои эмпирические положения на собаках, кошках и крысах, теория Левина вела к исследованию человеческого поведения в более или менее естественной обстановке.

Дети в игре, подростки в групповой активности, рабочие на фабриках, люди, планирующие расход пищи, вот некоторые из естественных жизненных ситуаций, в которых эмпирически проверялись гипотезы, выведенные из теории Левина. Жизненность исследований, убедительность теории поля – неудивительно, что точка зрения Левина стала широко популярной.

Эвристическая сила теории, независимо от ее формальной адекватности или претензии быть математической моделью, оправдывает высокую оценку теории Левина в современной психологии. «Основные представления Левина… изобилуют скрытыми неистощимыми смыслами, и это – гарантия дальнейшего развития» (Heider, 1959, с. 119). Оценка теории поля Хайдером остается валидной и теперь. Левиновская теория человека в среде все еще очень жизненна.

  1. Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это систематический подход к изучению поведения людей и других животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами.
  2. Эвристи́ческий — происходит от сущ. эвристика, далее из лат. heuristica из др.-греч. εὑρετικός «находчивый», далее из εὑρίσκω «находить, обнаруживать», далее из праиндоевр. *were- «найти». Cвязанный, соотносящийся по значению с существительным эвристика; такой, который помогает находить, обнаруживать что-либо/Эвристический алгоритм (эвристика) — алгоритм решения задачи, включающий практический метод, не являющийся гарантированно точным или оптимальным, но достаточный для решения поставленной задачи. Позволяет ускорить решение задачи в тех случаях, когда точное решение не может быть найдено.

Если у вас есть какие-либо интересные дополнения, либо ссылки на материалы по теме, вы можете поделиться в форме комментариев.

II. Практическая часть.

Прочитайте кейс, проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы, обосновывая свое мнение.

Руководитель отдела кредитования одного из российских банков Татьяна Михайловна после долгих размышлений приняла, наконец, окончательное решение о необходимости введения штатной должности заместителя начальника отдела. Это было связано с тем, что постоянно увеличивающийся объем работы отдела, где Татьяна Михайловна была единственным менеджером, стал отражаться на качестве работы. Татьяна Михайловна понимала, что за ежедневной «текучкой» начинает упускать из виду наиболее важные проблемы, которые следовало решать в отделе.

Круг потенциальных кандидатов быстро сузился до двух сотрудниц. Первой была ее давняя подруга Елена Николаевна; с ней они пятнадцать лет назад вместе учились в Финансовой академии. Годы совместной учебы в одной группе, жизнь в общежитии, радости и горе — все это очень сблизило их. Они доверяли друг другу, а после замужества продолжали дружить семьями. Как специалист, Елена Николаевна была исполнительным и вполне квалифицированным работником. Ей не хватало, по мнению Татьяны Михайловны, творческой «жилки», энергичности и настойчивости в достижении поставленных целей.

Именно эти качества и позволили в свое время Татьяне Михайловне стать руководителем отдела кредитования и соответственно начальником Елены Николаевны. Данное событие Елена Николаевна приняла внешне спокойно.

Вторая кандидатура, Надежда, сотрудница 30 лет. В этом банке работает 3 года. Имеет высшее экономическое образование. И в этом году получила второе высшее — юридическое. По ее предложению были внедрены новые условия кредитования, что способствовало привлечению новых клиентов.

Субъективные факторы развития общества

Факторы Примеры
1.Деятельность отдельных личностей. История знает немало примеров, когда личность меняет  её ход. Вспомним Наполеона, Гитлера, сумевших вовлечь в войну множество стран и народов, изменивших ход истории.
2.Деятельность групп людей, например, партии, военной хунты. В период великой Октябрьской социалистической революции большевики пришли к власти, изменив полностью существующий строй в России.
3.деятельность народных масс. Роль народа в истории  велика В России было множество бунтов, народных восстаний( например, Степана  Разина или Емельяна Пугачёва).Конечно, все они были подавлены – с царской армией народу было сложно воевать. Однако ни одно восстание не осталось бесследным. Царю и правительству приходилось считаться с возмущением народа, облегчать его участь.

Подводя итог, хочется отметить, что , конечно. существуют факторы, не зависящие от нас, людей. Но и люди, общество, человечество тоже способны влиять на ход развития. В наших руках наша планета, жизнь детей и всех будущих поколений. Так пусть же победит человеческий разум во всех его делах и начинаниях!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

В чем отличие внутренних направлений?

Историческая психология горизонтального направления – это своего рода плоскость, ровный срез от сегодняшних дней до глубины времен. Иными словами, в рамках горизонтального направления изучаются абсолютно все личностные аспекты, характеристики, типажи моделей поведения и мышления, свойственные людям в течение конкретных исторических эпох. Разумеется, затрагиваются и вопросы взаимосвязи особенностей психологии людей и времени, в котором они находятся.

Вертикальное же направление занято немного иными вопросами, безусловно, перекликающимися с теми, которые изучаются в рамках горизонтального. Эта научная область посвящена познанию особенностей и нюансов развития, трансформации определенных психологических функций в течение различных исторических эпох и их временных отрезков.

Субъективные внутренние факторы

Эта группа факторов определяется спецификой психических процессов, качеств и состояний лица, принимающего решения. Поэтому такие факторы представляют собой трехуровневую систему (традиционную психическую структуру личности):

  1. Психические процессы.
  2. Психические состояния.
  3. Психические свойства.

Психические процессы могут быть познавательными, волевыми и эмоциональными

Особая роль принадлежит познавательным, или когнитивным, процессам: ощущения, память, восприятие, мышление, представления, внимание и воображение. Отдельно существуют мотивационные процессы, предопределяющие направленность интересов, предпочтений и притязаний личности и влияющие на целевые установки человека

Психическое состояние – это целостная реакция человека на внутренние и внешние стимулы, которая направлена на достижение какого-либо полезного результата. Психические состояния характеризуют психическое содержание людей в разные моменты времени.

Психические свойства могут быть общими и индивидуальными. Общими свойствами являются присущие всем людям фундаментальные и типичные особенности психики, а также ограничения индивидуальной возможности в части хранения и переработке информации. Индивидуальными свойствами являются предпочтения и уровень личностных притязаний.

Терминология

Логический словарь дает очень строгое, хотя и не совсем понятное определение, которое отталкивается от понятия субъективности. Если сказать коротко, то объективность — это суждение, не зависящее от субъективных вкусов и предпочтений.

Но такая дефиниция неполная и требует более углубленных знаний в предмете исследования. Вот почему лучше обратиться к словарю Ушакова. В нем говорится, что объективность — это непредвзятое и беспристрастное отношение.

Кроме того, часто уточняется, что данный термин является отвлеченым существительным, образованным от слова «объективный». Ефремова, в свою очередь, утверждает, что последнее можно описать следующей дефиницией: связанный с внешними условиями.

Как давно и где появилось это направление?

Впервые понятие «историческая психология» в обиход ввел в середине прошедшего столетия Эмиль Мейерсон. Случилось это в 1948 году во Франции. Однако назвать данную науку западноевропейской нельзя.

В основе этого направления лежат работы советского ученого Льва Выготского. Большая часть его трудов, в которых рассматривается взаимосвязь исторических эпох и психологических аспектов личности, относятся к 20-м годам прошлого столетия. Однако терминология, сочетающая слова «культура», «история», «психология», в работах ученого не использовалась.

Название «культурно-историческая теория» возникло только в 30-е годы ушедшего столетия, причем не среди последователей Выготского и ученых, разделяющих его взгляды, а в разоблачительной критике. По какой причине психологическая теория, не несущая никакой антисоветской или антикоммунистической мысли, подверглась различным обвинениям и гонениям, не совсем ясно. Но как бы там ни было, критики работ Выготского и его последователей принесли пользу исторической психологии, практически введя в обиход термин, максимально точно определяющий стык областей, в котором находится круг ее интересов.

Начиная с 30-х годов это направление науки нашло своих последователей в западноевропейских странах и, конечно же, в США. К середине прошлого столетия это научное направление оформилось, определились сферы его интересов и предметы изучения.

Что такое объективное и субъективное мнение

Объективность и субъективность – это свойства, позволяющие воспринимать реальность беспристрастно или эмоционально (соответственно). Разберем подробнее, что значит объективное и субъективное мнение.

Очень часто, говоря «это мое субъективное мнение», мы подразумеваем «это мое личное мнение». На самом деле это не совсем так. Объективное мнение тоже может быть личным, каждое мнение человека личное.

Чем же отличается объективность от субъективности? Отличие в том, что объективное суждение не окрашено чувствами, эмоциями. Так что, это скорее то, что мы обычно называем «по факту» или «факт есть факт». А вот субъективное мнение – это оценочные суждения, наше отношение, наше чувственное восприятие. Отношение к ситуации с нашей «колокольни», исходя из тех знаний, опыта, что мы имеем.

Противоречие объективного и субъективного

Итак, мы выяснили, что у каждого человека свое, субъективное мнение. Очень часто субъективные мнения разных людей противоречат друг другу. Это приводит к конфликтам, полемике, дискуссиям. Но в тоже время противоречие мнений помогает развиваться каждому из людей, всему обществу, науке.

«Он сделал это специально, чтобы обидеть меня», – кричит один человек. «Нет, он просто пошутил», – говорит другой человек. Оба по-своему правы, но в чем истина? Истина в том, что один человек в присутствии тучного человека рассказал анекдот про толстых людей. Зачем оно это сделал: пошутил или хотел обидеть? Известно только ему. Однако и его мнение является субъективным. Объективен факт: он сказал то-то и то-то, там-то и там-то, в присутствии тех-то и тех-то.

Единство объективного и субъективного

Объективность и субъективность неразрывны так же, как неразрывны объект и субъект. Последние существуют только рядом друг с другом. Так и вокруг какого-то явления всегда возникает множество различных мнений.

Единство субъективного и объективного лучше всего заметно в объективности информации. Это истинность, правдивость каких-либо данных. Однако объективной информация становится в результате сочетания множества субъективных мнений.

Объективность суждений формируется под влиянием следующих источников:

  1. Формальное и неформальное образование. С первыми истинами, законами мира мы знакомимся в детском саду, школе. Потом мы продолжаем получать информацию в университете. К этому присоединяется самообразование.
  2. Наука. Научные знания, исследования, итоги экспериментов и т.д. доступны всем желающим.
  3. СМИ. Самый влиятельный источник. Доступность изложения, множество субъективных мнений, широкая тиражированность – все это делает СМИ таким влиятельным источником информации.
  4. Коммуникативное взаимодействие с другими людьми. Инстинкт подражания присущ нам как биологическому виду. Именно поэтому мы прислушиваемся к другим людям, хотим быть «как все». Поэтому очень часто все, что говорят наши друзья, коллеги мы воспринимаем как истину.

Психологи выявили интересную закономерность: чем больше людей поддерживает какое-либо мнение, тем выше вероятность, что и другие люди начнут воспринимать его как истинное. Поэтому можно утверждать, что любое объективное мнение в той или иной степени является навязанным общественным мнением.

Таким образом, объективность и субъективность – это две противоположные формы восприятия мира. Субъективность – личное мнение. Объективность – выводы на основе анализа нескольких мнений, источников информации, фактов.

Один концепт, два разных подхода

Несмотря на одновременное возникновение интереса к специфике влияния ситуации на поведение человека среди бихевиористов и социальных психологов, подходы и критерии этих направлений немного отличаются.

Фундаментальной предпосылкой всех экспериментальных исследований в сфере бихевиоризма является изучение влияния стимула на человеческую реакцию, без каких-либо акцентов на человеческое восприятие

Бихевиористы полностью сосредоточили свое внимание на стимулах в той или иной ситуации, поскольку они полностью отбрасывали ценность и особенности внутреннего мира человека, который считали «черной шкатулкой». С точки зрения экспериментальной психологии бихевиоризма, объектом научного исследования может быть только событие, доступное к наблюдению, а не человеческая интроверсия

Поэтому цели бихевиористов в ситуационизме состояли в определении объективных, на их взгляд, закономерностей между стимулом, вызванным ситуацией, и человеческой реакцией на него.

С другой стороны, ситуационизм в социальной психологии обосновал более комплексный подход к анализу изучаемой ситуации. Он апеллирует к двум аспектам, которые ученые исследуют

Для социальных психологов, кроме важности ситуации на поведение человека, также важна и субъективная интерпретация проблемы человеком. Более того, в поздних исследованиях социальных психологов произошел явный сдвиг внимания в сторону изучения внутреннего аспекта и поведения человека

Итог

Исследования экспериментальной психологии в области ситуационизма во многом повлияли на понимание природы черт человека и его взаимосвязей с обществом. Сегодня наработки социальных психологов и бихевиористов активно применяются в разных областях и помогают исследовать такие феномены и проблемы как:

  • особенности межкультурных взаимосвязей;
  • объяснение сложной динамики социальных систем;
  • причины межгрупповой конкуренции;
  • идеи управления;
  • решение конфликтов;
  • факторы влияния одного индивида на другого;
  • основы мотивации и самоконтроля;
  • групповое давление на искажение суждений.

В традиционной психологии (особенно в психоанализе) принято считать, что каждый человек обладает определенными чертами характера, которые выступают главными доминантами в прогнозировании его поведения. Однако в ситуативном подходе ученые пытались доказать обратное: диспозиции человеческого характера менее стойки и не всегда могут повториться в сложившиеся ситуации, особенно, если она новая и стрессовая.

Если вам интересно узнать больше об этом направлении, можете почитать книгу Ли Росса и Ричарда Нисбетта «Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии» или книгу Курта Левина «Решение социальных конфликтов». В них можно почерпнуть много интересной информации о разных экспериментах, которые изменили понимание природы человеческого поведения.

Поэтому только ваше четкое понимание собственного поведения в той или иной ситуации, какой бы сложной и волнующей она ни была, зависит, как быстро вы найдете способ на нее реагировать

Если вы хотите эффективно справляться со сложностями, контролировать уровень стресса и страха, а также понять, откуда берутся тревоги, обратите внимание на нашу программу «Психическая саморегуляция». В течении 6 недель вы поймете, как адаптироваться к любой среде, сохранять концентрацию, и усвоите лучшие техники для подготовки к публичным выступлениям, экзаменам и собеседованиям

Желаем удачи и до скорых встреч!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: