Тревожный тип личности

Играем и поем

В качестве помощи таким людям идеально подходит овладение техникой актерского мастерства хотя бы на любительском уровне. Исполняя роль, можно потренироваться справляться со своими страхами.

Часто тревожность идет рука об руку с логоневрозом – попросту говоря, заиканием. Неверие в себя порой достигает такой критической отметки, что простое выговаривание слов становится проблемой. Чем больше человек заикается, тем меньше верит в собственные возможности победить недуг.

Помочь может вокалотерапия, так как в пении процесс произнесения слов положен на музыкальную основу. Особенно тревожным людям нравятся песни, запомнившиеся в детстве. В моей практике был случай, когда полугодичные занятия вокалотерапией привели к тому, что пациент избавился от заикания даже в речи, а не только в исполнении колыбельных. козел отпущенияпсихотипысоциофобиятипы личноститревогатревожность

Описание

Многие люди, включая пациентов, имеющих различные клинические синдромы, иногда используют избегание, чтобы ослабить тревогу или избежать трудных ситуаций. Избегающее расстройство личности (ИРЛ) характеризуется тотальным избеганием в поведении, эмоциях и когнитивной сфере. Это избегание поддерживают такие когнитивные темы, как самоосуждение, ожидание отвержения в межличностных отношениях и убежденность в том, что неприятные эмоции и мысли невыносимы.

В ходе психотерапии пациенты с ИРЛ сообщают о своем желании любви, принятия и дружбы, но на деле у них обычно мало друзей и они ни с кем не вступают в близкие отношения. Им трудно общаться даже с психотерапевтом. Их частое одиночество и печаль поддерживаются страхом отвержения, который препятствует началу или углублению дружеских отношений.

Типичный пациент с ИРЛ будет иметь убеждения: «Я социально неприспособлен и нежелателен» и «Другие люди выше меня и отвергнут или будут критиковать меня, узнав поближе».

Чаще всего на тревожное расстройство личности впервые обращают внимание в период 18—24 лет, связывая его с кажущимся или реальным отвержением от родителей или сверстников в период детства. На сегодняшний день остаётся спорным, является ли чувство отверженности следствием повышенного внимания к межличностному взаимодействию, свойственного людям с расстройством

В советской традиции наиболее близким диагнозом является психастения.

Диагностика тревожного расстройства

Для постановки диагноза используются следующие критерии:

  • постоянное ощущение внутреннего напряжения, тревоги;
  • чрезмерное опасение получить критику;
  • низкий уровень самооценки;
  • опасение вступать в отношения с другим человеком, если отсутствует полная уверенность в симпатии с его стороны;
  • сложности в социальной жизни и наличие профессиональных ограничений.

Для постановки диагноза необходимо, чтобы у человека отмечалось не менее четырех из пяти перечисленных выше критериев.

Большая роль в диагностике психических расстройств, составлении плана терапии и коррекции нарушений отводится психологическому тестированию. Многие тесты проводят в условиях клиники психотерапевт или психолог, но некоторые из них могут применяться самостоятельно.

Шкала Занга

Оценить уровень тревожности можно с помощью шкалы самооценки тревоги Занга. Этот опросник позволяет каждому человеку самостоятельно определить свое психологическое состояние. Он может использоваться как скрининговый метод выявления тревожных расстройств. Пациенту предстоит ответить на 20 вопросов, касающихся его психологического и физического состояния. Каждый ответ оценивают от 1 до 4 баллов. По сумме набранных баллов выделяют степень тревожного расстройства: легкую, среднюю, тяжелую

Важно понимать, что результаты теста — не медицинский диагноз, они только указывают на возможную проблему. Если сумма баллов оказалась высокой, то желательно обратиться к психотерапевту или психологу

Тревожные расстройства требуют тщательной дифференциальной диагностики со многими психическими заболеваниями: пограничным или зависимым расстройством личности, истерической или шизоидной психопатией, социофобией и др.

Как определить свой тип привязанности?

Постарайтесь вспомнить или спросите у родителей, как вы реагировали, когда приходилось расставаться с ними в детстве. Легко ли вам было оставаться в детском саду или вы долго плакали, когда за мамой закрывалась дверь? А каково вам было, когда вы съезжали от родителей?

Ещё можно проанализировать ваши текущие отношения. Попробуйте ответить на вопросы:

  • Насколько комфортна для вас близость с вашим партнёром? Пытаетесь ли вы её избегать?
  • Часто ли вы тревожитесь по поводу ваших отношений?

В зависимости от уровня избегания и тревожности можно отнести себя к одному из типов (смотрите инфографику ниже).

Как страшно жить

С детства у тревожных людей появляются симптомокомплексы, соответствующие картине социофобии. Это страх социального взаимодействия, опасение предстать перед окружающими в невыгодном свете, продемонстрировать глупость или скованность.

Одной из кардинальных черт тревожного характера является «тревога вперед» – стремление избегать тревожных ситуаций. Вырастая, тревожные личности, конечно, уже не боятся грозы и собак, но при вроде бы вполне благоприятном раскладе жизни в них фоном все равно живет тревога.

Она может проявляться в виде навязчивости повторного контроля, когда человек, уже добравшись до работы, вдруг возвращается домой проверить, выключил ли он утюг, запер ли дверь. Вернувшись и удостоверившись, что все в порядке, человек испытывает облегчение, но лишь до наступления следующей тревожной ситуации.

Совместимость по типу привязанности

Выяснив, какие есть типы привязанности, попробуем оценить на этой основе совместимость людей. Лучше всего уживаются друг с другом надежно привязанные, хотя их союз с тревожно-устойчивыми или тревожно-избегающими людьми также возможен. Лучше они ощущают себя в союзе равных, так как все остальные варианты предполагают их доминирующее положение в паре. Говоря об остальных сочетаниях, можно отметить следующее:

Тревожно-устойчивый и тревожно-избегающий

Данный союз нежелателен и неустойчив

Отношения в паре крайне сложные — устойчивый стремиться привлечь внимание избегающего, который этому противится.. Надежный и тревожно-избегающий

Надежный и тревожно-избегающий

Тревожно-избегающий заинтересован в таком союзе, так как это укрепляет его уверенность в том, что надежный останется ему верен.

Союз с такими типами привязанности крайне ненадежен, ведь в нем очень низкий уровень доверия друг к другу. Это тревожные отношения, где каждый боится быть оставленным.

Многие считают, что для стабильного сосуществования подходят только надежные типы привязанности. Но лучшим может оказаться любой союз, в котором люди будут чувствовать себя счастливыми, несмотря на споры, ревность и другие проявления непонимания. Главное научиться находить компромиссы и не доводить ситуацию до взрывоопасной.

Корректировать сложные модели поведения, заложенные в детстве, лучше в сотрудничестве с психотерапевтом. Это длительный процесс, результатом которого может стать изменение поведения взрослых, нашедших корни своих проблем в детских воспоминаниях.

Конечно, младенческий тип привязанности не всегда находит отражение во взрослой жизни, но он, несомненно, влияет на характер близких отношений человека. Поэтому ненадежные стили ведут к низкой самооценке и постоянной тревожности, а надежные позволяют жить полной жизнью и создавать крепкие и счастливые семьи.

Лечение тревожного расстройства

Терапию тревожных расстройств проводят клинические психологи или психотерапевты в амбулаторных условиях. Она включает в себя элементы психоаналитической и когнитивно-поведенческой терапии. 

При проведении психоаналитических сеансов врач помогает пациенту выявить внутренние конфликты, разрешить их, посмотреть иным взглядом на проблемы своего детства. 

Когнитивно-поведенческая терапия позволяет определить ожидания человека на то или иное событие. После этого пациента обучают методикам, которые помогают полностью устранить или значительно уменьшить проявления тревоги. В дальнейшем врач предлагает человеку представить ситуацию, способную вызвать страх и применить на практике полученные навыки. Подобные функциональные тренировки повторяются неоднократно, и степень нагрузки при их проведении постепенно повышают. 

Первоначально психотерапию проводят индивидуально. Затем рекомендуется переходить к групповым занятиям. Они дают возможность пациенту начать общаться с другими людьми в более приближенных к реальности условиях.

Заключительным этапом курса психотерапии становится применение человеком полученных знаний в повседневной жизни. Специалист оказывает ему постоянную поддержку — помогает разобраться в причине неудачи, поддерживает, формирует установку на успех в достижении цели. Только когда сформированное «новое» поведение станет устойчивым, психотерапевтические занятия могут быть окончены.

В комплексном лечении тревожных расстройств применяют и другие немедикаментозные методики — кинезиотерапию, гипнотерапию.

«Я спокоен, справлюсь с любой тревогой…»

Добиться расслабления и уменьшить ощущение тревоги помогает методика аутотренинга. В тихой комнате нужно сесть в кресло, приняв удобное положение. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов через нос и медленных выдохов через рот. Затем начните произносить следующие аффирмации — утвердительные предложения:

  • я спокоен и полностью расслаблен;
  • мои руки и ноги наполнились теплом;
  • мое дыхание ровное и свободное;
  • мое сердце бьется ритмично;
  • неприятные мысли покинули меня;
  • я справлюсь с тревогой, страхом;
  • я справлюсь с любой проблемой.  

Каждый человек может придумать свои аффирмации. Главное — соблюдать несколько правил:

  1. Предложения должны носить утвердительный характер.
  2. Быть короткими.
  3. Нести в себе только положительный посыл.

Медикаментозное лечение тревожного расстройства проводится не в каждом случае. Если симптомы расстройства выражены настолько сильно, что мешают нормальной жизни человека, врач может назначить лекарственные препараты:

  • бензодиазепины (уменьшают выраженность тревоги, улучшают сон, способствуют расслаблению мышц);
  • небендиазепиновые анксилолитики (уменьшают тревожность, улучшают настроение);
  • антидепрессанты (улучшают настроение, уменьшают раздражительность, тоску, тревогу);
  • бета-блокаторы (уменьшают частоту сердечных сокращений, снижают артериальное давление, уменьшают выраженность стресса).

Важно!

Лекарства — только по назначению врача

Лекарственная терапия должна проводиться только по назначению и под контролем врача. Самостоятельное прекращение приема медикаментов может усилить выраженность симптомов тревожного расстройства. Кроме того, терапия психотропными препаратами у пациентов с тревожными расстройствами часто осложняется формированием лекарственной зависимости. Поэтому препараты должны назначаться только при наличии строгих показаний и минимально коротким курсом.

Марш: как с этим жить

Считается, что более чем у 50% людей надежный стиль привязанности, около 20% — «тревожные», 25% — «избегающие», и оставшиеся 3-5% — «тревожно-избегающие». Есть данные, что женщины чуть более тревожные, а у мужчин несколько выше показатель избегания. Но в целом гендерные различия несущественны, и пол в преобладании стиля привязанности роли не играет.

Раньше считалось, что у 70-80% людей стиль привязанности стабилен в течение всей жизни. Но в исследовании 2010 года ученые пришли к выводу, что стиль привязанности может меняться в зависимости от отношений. Так, в отношениях с «избегающим» партнером могут обостряться «тревожные» тенденции. А с «надежным» партнером обычных триггеров может и не быть. И это касается не только романтических отношений. Крепкая, устойчивая дружба, где есть принятие и поддержка, может менять стиль привязанности на более надежный.

Кроме того, недостатки ненадежных стилей привязанности проявляются не всегда. Например, люди с избегающим стилем не всегда такие холодные. Активное избегание включается, когда они чувствуют давление, их вынуждают принять или оказать поддержку, требуют делиться глубокими чувствами. И точно так же люди с тревожным стилем не всегда навязчивы, требовательны и подозрительны. Тревожные паттерны поведения пробуждаются, когда что-то угрожает стабильности или качеству значимых отношений. Если же партнер заинтересован, внимателен и вовлечен, негативные эффекты значительно снижаются.

Важно помнить, что сама потребность в привязанности — здоровая и естественная. Мы нуждаемся в том, чтобы зависеть от других людей — именно тогда появляется возможность ярче и полнее проявлять себя

В психологии это называется «парадоксом зависимости». Если отношения — безопасное место, нам легче достигать независимых целей за их пределами, зная, что нас всегда примут и поддержат.

Лечение тревожного расстройства личности

Целью лечения является снижение уровня тревожности и повышение качества жизни больного. Врач, при помощи специальных психоаналитических приемов, помогает человеку осознать наличие у себя расстройства и понять причины, побудившие к нему. 

Среди эффективных методов лечения симптомов тревожного расстройства личности можно выделить следующие:

  1. Когнитивно-поведенческая терапия, которая направлена на изменение мышления и поведения пациента. Психотерапевт в ходе терапии помогает человеку не только обнаружить у себя данное расстройство и выявить его причины, но и сформировать новое мышление, научить общаться с людьми и сформировать адаптивные образцы поведения.
  2. Семейная терапия. Значительную роль в лечении любого психического заболевания играет семья, особенно, если речь идет о ребенке или подростке. Семейная терапия направлена на выявление проблем в семье и методы борьбы с ними, устранение негативных факторов, способствующих развитию тревожного расстройства.
  3. Медикаментозная терапия. Врач может назначить антидепрессанты и бензодиазепины – психоактивные препараты, обладающие снотворным и успокаивающим эффектом.

Употреблять препараты самостоятельно ни в коем случае нельзя. Они подбираются индивидуально и только по назначению врача, после тщательного обследования и выявления симптомов тревожного расстройства. 

Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

+7 (495)
121-48-31

Причины тревожного расстройства

Точные причины развития тревожных расстройств неизвестны. Специалисты придерживаются нескольких теорий²:

  • Психологическая. Большинство пациентов в детстве подвергались постоянной критике родителей. И их болезненный опыт во многом связан с неправильным стилем воспитания, с постоянными психотравмирующими ситуациями в семье. В детском возрасте у них нередко наблюдались различные виды неврозов, которые еще в большей степени способствовали закреплению чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности. 
  • Нейробиологическая. Она объясняет развитие тревожных расстройств неправильным функционированием определенных структур головного мозга (миндалин, гиппокампа). Отсутствие баланса между их взаимодействием приводит к нарушению способности регулирования эмоциональной реакции в ответ на предполагаемую угрозу. 
  • Генетическая. Тревожные расстройства нередко наблюдаются у членов одной семьи. Это позволило специалистам высказать предположение, что их развитие связано с генетическими причинами.

Повышенный уровень тревожности у человека могут вызывать и некоторые заболевания:

  • бронхиальная астма;
  • гипертиреоз — повышенная секреция гормонов щитовидной железой;
  • различные виды аритмии — нарушения сердечного ритма;
  • феохромоцитома — опухоль надпочечников;
  • сердечная недостаточность.

Любое из перечисленных заболеваний требует наблюдения у специалиста.

Профилактика невротических расстройств начинается с самого раннего детства. Leika_production / Depositphotos

Привязанность во взрослой жизни

Из-за серьезной психологической травмы тип привязанности может измениться. Например, после абьюзивных отношений человек может закрыться и не будет никому доверять. Но если с ребенком не произошло ничего страшного, он не пережил насилие и не переходил из детского дома в приемную семью, то этот ребенок переносит свою привязанность во взрослую жизнь. 

Получается, взрослые типы привязанности соответствуют детским моделям поведения из исследования Мэри Эйнсворт:

Надежный. Человек способен ценить себя и своего партнера, не попадает в зависимость от других людей и остается самодостаточным. Мужчины и женщины с надежным типом привязанности не склонны ревновать, если для этого нет причин, умеют договариваться и строят равноправные отношения.

Тревожный. Люди, которые склонны к созависимым отношениям, недооценивают свою значимость и превозносят значимость партнера. Чаще всего с этим типом привязанности человек жертвует собой ради любви.

Избегающе-отвергающий. Человек считает себя самодостаточным и независимым, но боится близости и старается избегать искренних отношений. С партнером старается держаться на дистанции, а в случае проблем старается первым сказать «мы расстаемся», чтобы не испытывать боль и разочарование.

Тревожно-избегающий. Встречается у людей, которые пережили травматичный опыт: сексуальное насилие, моральные истязания, побои. С одной стороны, им хочется найти близкого человека, которому можно доверять. С другой, они боятся быть отвергнутыми и считают, что недостойны хорошего отношения.

Психологическая теория о разных типах привязанности

Автором теории привязанностей является известный в мире психоаналитик Джон Боулби. Он высказал мнение о том, что отношения между матерью и ребенком поддерживаются не только потому, что она помогает ему удовлетворять жизненно важные потребности, но и сопровождает процесс его адаптации к окружающему миру.

Исследования Джона Боулби оказали влияние на взгляды европейского общества. В результате были пересмотрены правила ухода за детьми в стационарах, увеличена продолжительность отпуска по уходу за ребенком и внесены изменения в принципы работы круглосуточных детских садов.

В 70-80-х годах прошлого века, изучая различные типы привязанности ребенка к матери, ученый-психолог Мэри Эйнсворт провела ряд научных исследований и дополнила положения теории Джона Боулби. В ходе искусственно созданных ситуаций велось наблюдение за поведением малыша рядом с матерью и во время ее отсутствия.

Сегодня принято деление привязанностей по следующим уровням:

Возрастной период до 1 года. Это уровень восприятия, существующий благодаря органам чувств. Ребенку необходимо ощущать присутствие значимого взрослого рядом.

После года формируется следующий уровень — привязанность основывается на чувстве схожести. Ребенок начинает копировать поведение взрослых, рядом с которыми находится.

По достижении возраста трех лет его привязанность вновь видоизменяется — теперь эта привязанность основана на верности. Ребенок учится проявлять эмоции, требует к себе исключительного внимания, начинает предъявлять права на обладание взрослым и ревнует его к остальным.

Четвертый уровень — уровень осознания собственной значимости четырехлеткой

Теперь он понимает важность своего существования и требует бережного отношения к себе.

Следующий уровень — понимание того, что такое любовь. Пятилетний ребенок начинает активно проявлять нежные чувства, говорить о том, как он любит окружающих, ждать от них ответной реакции.

Последний уровень привязанности формируется в возрасте шести лет

Это время, когда ребенок стремится к тому, чтобы его понимали. Он делится своими взглядами на мир, доверяет окружающим свои секреты и хочет быть признанным.

Могут ли в одном человеке пересекаться сразу несколько типов

Тип привязанности в человеке один. Но человек может проявлять разные стратегии в отношениях с разными партнёрами.

Представим ситуацию, в которой человек с избегающим типом привязанности состоял в отношениях с тревожным партнёром. Потом по каким-то причинам эта пара рассталась. И партнёр с избегающим типом вступил в отношения с новым человеком, у которого ещё более избегающий тип (потому что существуют разные степени тревожности, избегания). И вот в этих отношениях он становится более тревожным. Поэтому начинает проявлять стратегию другого, несвойственного ему ранее типа. Например, он немного высказывает критику или предъявляет робкие претензии. Но несмотря на это, его тип не поменяется, а тревожные проявления всё равно будут мягче, чем у человека с тревожным типом привязанности.

Особенности

У таких индивидов много страхов и фобий. Даже, если с возрастом у них получается их контролировать или скрывать, они все равно остаются, а это серьезная проблема, требующая решения. Ведь такие внутренние переживания искажают и нарушают социализацию и адаптацию человека, из-за чего снижается уровень социальной активности. Люди, у которых тревожно-мнительный тип личности, не способны отказать. Они никогда не пытаются отстаивать свою точку зрения, не спорят, скромно говорят с людьми, если те старше или занимают более высокую ступень в социальной иерархии. Их личная и профессиональная сфера может пострадать из-за низкой устойчивости к стрессу и ранимости.

Тест на определение своего типа привязанности

Самыми распространенными методиками выявления типа привязанности в отношениях детей и взрослых являются тесты, проективные техники и методы неоконченных предложений. Также используется специальная шкала, помогающая определить степень привязанности ребенка к близким людям. Задача данных методик – не позволить ребенку зациклиться на детских переживаниях, научить их спокойно воспринимать разлуку с близкими. Они помогают оценить возможность влияния детского опыта на дальнейшую жизнь малыша, увидеть признаки обесценивания ранее существовавших привязанностей.

Тестирование взрослых предполагает наличие вопросов, касающихся интимных отношений.

  1. Рассказывают ли партнеры о своих проблемах?

  2. Насколько они понимают друг друга?

  3. Легко ли протекает процесс сближения?

  4. Боятся ли они, что их бросят?

  5. Насколько комфортно им в отношениях?

Анализ ответов помогает психологу определить степень тревожности респондента и понять ее основные мотивы. Высокая тревожность угнетает людей, заставляет жить в постоянном напряжении. Она не характерна для тех, кто обладает низким уровнем привязанности. Они не готовы жертвовать комфортом ради партнера и всегда готовы заменить его другим человеком.

Причины мнительности

«Мнить» в переводе с церковного значит «думать». То есть все беды мнительного человека от того, что он думает (за всех и обо всем, даже о том, чего быть не может). Из чего могут вытекать такие думы (нет, это не обязательно случай «горя от ума»)?

  1. Комплекс неполноценности (непринятие себя).
  2. Низкая самооценка.
  3. Неуверенность в себе.
  4. Невроз, психическое расстройство.
  5. Пережитая травма, болезнь (психологическая, физическая).
  6. Неопределенность в жизни (потеря смысла).
  7. Старые обиды.
  8. Высокая подверженность внушению и самовнушению.
  9. Впечатлительность, или на языке мнительных людей «я все принимаю близко к сердцу».
  10. Кризис (возрастной, духовный, личностный).

Все проблемы родом из детства

Мнительность – не исключение из правила. Разрушающий стиль родительского воспитания способен сформировать у ребенка мнительность как элемент личности. Что это за «вредные инструменты» в руках родителей?

  • Завышенные требования, которые в дальнейшем могут трансформироваться в самотребования.
  • Преобладание наказания над поощрением.
  • Акцентирование внимания на неудачах и недостатках ребенка.
  • Выставление ребенка виновным в любой ситуации («мы развелись из-за тебя», «из-за тебя я бросила учебу»).
  • Оскорбления, унижения, навешивание ярлыков, постановка диагнозов («ну, и дурака воспитала!»).

Мнительность как самозащита

Не всем удается достойно выйти из стрессовых ситуаций или жизненных потрясений и научиться жить с негативным опытом. Предшественниками мнительности являются:

  • предательства;
  • обманы;
  • сплетни;
  • смерть или уход близкого человека.

Чтобы снова не смогли использовать и предать, индивид становится никем. Он ничего не стоит, не значит и не представляет собой, а значит, ему ничего не угрожает. Правда, как и счастливая жизнь.

Я знаю свой тип привязанности. Что делать дальше?

Близкие и доверительные отношения можно построить, только если у обоих партнёров надёжный тип привязанности. Люди в такой паре не боятся близости, открыто говорят о своих чувствах, при этом каждый сохраняет свою автономию.

Остальные стили психологи называют дисфункциональными и рекомендуют работать над изменением модели поведения.

Если вы осознали, что у вас дисфункциональный тип привязанности, и у вас появилось желание его изменить, то вы уже большой молодец! Начать можно с саморефлексии: постарайтесь понять, почему у вас сформировался тот или иной паттерн поведения.

О том, как правильно рефлексировать над своим поведением и чувствами, мы писали в статье «Рефлексия в психологии: как она учит прислушиваться к себе».

Дисфункциональный тип привязанности заставляет человека чувствовать себя особенно некомфортно во время конфликтов. Люди с тревожным типом привязанности готовы на всё, лишь бы партнёр остался рядом. При ссоре они испытывают яркие негативные эмоции, могут угрожать, манипулировать. Людей с избегающим типом пугает близость и уязвимость. Во время конфликта они хотят уйти от разговора или даже выйти из отношений.

Задача человека, который хочет изменить тип привязанности, — научиться реагировать на кризисные ситуации по-новому. Если чувствуете, что эмоции на пределе, — возьмите паузу и предложите партнёру вернуться к разговору, когда успокоитесь.

Более эффективно разобраться с тем, почему сформировался тот или иной тип привязанности, поможет психотерапевт.

Тревожно мнительный психотип, что делать. Тревожно-мнительный тип личности в психологии

Тревожно-мнительная личность – это отдельный тип личности, существующий в психологии. Боль, страх, тревога и депрессия независимо от причин своего появления составляют тревожный ряд, который высоко тревожные люди переживают несколько иначе, чем все остальные. Главной особенностью является то, что мнительные люди испытывают эти переживания постоянно на протяжении всей своей жизни. Тревога у них всегда беспредметна, но из-за мнительности человек сам ищет этот предмет тревоги. Причем, если предмет тревоги так и не будет найден, то просто тревога сменяется страхом.

Сам феномен тревоги имеет несколько форм:

  1. Тревожность как общее настроение , или свободно плавающая тревога;
  2. Ипохондрическая настроенность – когда чувство физического дискомфорта перерастает в подозрение о наличии заболевания, о котором мы не знаем;
  3. Тревожная ажитация – проявляется в виде неспособности человека промолчать (ему надо высказаться прямо здесь и сейчас) или усидеть на месте;
  4. Паническая атака – беспричинная тревога, сопровождающаяся напряженностью, боязливостью и двигательной скованностью;
  5. Раптус –когда человек не может быть ответственен за свои поступки, нуждается в надзоре и лечении.

Для тревожно-мнительного типа личности характерны:

Поведение тревожных людей можно отследить с детства . На каждой стадии взросления проявляются разные признаки такого типа личности:

  • В детстве они проявляют робость и боязливость: боятся темноты, сказочных героев, незнакомцев. Часто встречается страх потери родителей, избегание новых компаний.
  • В подростковом периоде такие люди концентрируются на своих недостатках, находят их все в больших количествах. Из-за мнительности и низкой самооценки у них запаздывает начало половой жизни. Все это в дальнейшем не способствует формированию устойчивых партнерских отношений в будущем при построении семьи.
  • В качестве профессии люди такого типа выбирают то, что сказали родители или идут учиться «за компанию» с кем-то из знакомых. В зрелом возрасте они постоянно тревожатся за близких, имеют склонность к гиперопеке над собственными детьми.

Что делать, если рядом с вами есть такой человек и вы хотите ему помочь ? Вот несколько советов, которые помогут вам с ним общаться, а ему понять, как перестать быть мнительным :

  • Зарекомендуйте себя как надежного человека – часто для этого достаточно не опаздывать, отвечать на звонки и письма, выполнять обещания;
  • Показывайте ему, что сложившаяся ситуация не так уж страшна – например, опаздываем на поезд, значит, предупредим родных о том, что задерживаемся, и поедем на следующем поезде;
  • Шутите, но мягко и доброжелательно – не раздражайтесь и никогда не издевайтесь над высоко тревожным человеком;
  • Предложите ему сходить к специалисту – возможно, даже вы захотите его поддержать на первом приеме.

Чего делать не стоит? В общении с человеком тревожно-мнительного типа не следует:

  • Попадать к нему в рабство – вас могут «заразить» мнительностью;
  • Делать сюрпризы – неожиданные новости или действия могут вызвать панику;
  • Делиться своими тревогами –мнительный человек добавит ваши тревоги к своим;
  • Говорить на тяжелые темы – ваше желание просто поделиться не очень хорошими новостями может вызвать у человека новые тревоги.

Советы

Если Вы хотите помочь человеку, имеющему тревожный тип, необходимо делать следующее.

Покажите то, что Вы являетесь надежным другом, партнером, что он может Вам доверять

Для него это очень важно.
Постарайтесь помочь осознать тревожному индивиду то, что происходящее не несет такую угрозу, как ему кажется. Например, если он боится опоздать на поезд, необходимо поговорить о том, что даже в таком случае, не случится ничего страшного.
Ваши шутки должны быть доброжелательными и мягкими

Общаться с тревожной личностью для многих утомительное и нелегкое занятие. Главное, чтоб Вы удержались и не начали издеваться над этим человеком и не действовали ему назло.
Ваша задача не попасть под влияние такого индивида, не начать вести себя так же, как и он.
Ненужно, находясь рядом с тревожной личностью, рассказывать о своих проблемах. Помните о том, что такой индивид поглощен своими трудностями, в том числе и выдуманными. К тому же, вряд ли он сможет Вам помочь справиться с проблемами.
Не нужно с таким человеком говорить о каких-то трагичных происшествиях, рассказывать ему о плохих новостях, увиденных по телевизору. Помните о том, насколько остро он может отреагировать на подобные события.
Таких людей нужно хвалить, повышать их самооценку.

Теперь Вы знаете, что такое тревожно-мнительный тип. Как видите, жизнь такого человека в постоянном напряжении. Он всегда ищет проблемы, даже когда их нет, не способен нормально существовать и радоваться каждому дню. Если такой тип личности характерен для Вас, постарайтесь научиться себя контролировать, проще смотреть на жизнь, видеть что-то хорошее в каждом событии. Если в Вашем окружении имеется тревожный человек, то свое общение с ним нужно строить с учетом его особенностей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: