Нет никакого смысла оставаться честным с эмоциональным манипулятором
Любое ваше искреннее заявление обернётся против вас. Пример: «Я очень зол потому, что ты забыл про мой день рождения».
Ответ: «Мне грустно слышать будто ты думаешь, что я мог забыть про твой день рождения. Мне следовало рассказать тебе о сильнейшем стрессе, который я испытываю в данный момент, однако я не хотел беспокоить тебя. Ты прав — мне следовало забыть о своих проблемах (не удивляйтесь, если в этот момент манипулятор пустит слезу) и сосредоточиться на твоём дне рождения. Прости меня».
Когда вы слышите подобный ответ, то у вас может возникнуть чувство, что это совсем не искреннее сожаление, а скорее упрёк в вашу сторону, и тут вам больше нечего добавить. При любых обстоятельствах, даже если вы чувствуете, что вас загнали в угол — не капитулируйте! Не принимайте извинение, из-за которого вы будете чувствовать себя виноватым.
Правило номер один: если вы столкнулись с эмоциональным шантажом, доверяйте своей интуиции. Ведь как только эмоциональный манипулятор найдёт успешный манёвр, он непременно воспользуется им снова, выставив вас законченным эгоистом, не считающимся с чувствами других.
Особенности контакта со сверстниками
Первая особенность общения с ровесниками – яркие эмоции, различные способы выражения своих чувств. В разговоре с взрослыми ребёнок не может свободно покривляться, покричать, завизжать. Только с равными по возрасту малыш может вести себя естественно.
Вторая особенность — изменение сложившегося представления о нормах высказывания, принятого во взрослом мире. Общение с взрослыми предполагает употребление принятых определённых речевых оборотов и устоявшихся фраз. Разговаривая со сверстниками, ребёнок может придумать новое слово, по новому сочетает звуки, передразнивает ровесника и, просто дурачится. Со стороны, кажется, что всё вышеперечисленное не несёт в себе воспитательного смысла и не влияет на речевое развитие детей. Но на самом деле, эти занятия дают простор для творчества, помогая ребёнку формировать собственную речь, тогда как в разговоре со взрослыми этого не происходит.
Третья особенность общения со сверстниками – это возможность ребёнка проявить собственную инициативу. Общение с родителями сводится к тому, что малыш большей частью слушает старших или же даёт ответы на общие вопросы. Общаясь со сверстниками – стремится первым высказать то, что он думает. Впрочем, и его ровесники поступают точно также, получается, что дети говорят то, что хотят, наперебой, не стремясь, выслушать друг друга. Разговаривая с взрослыми малыш отдает инициативу в руки взрослых, а сам выступает в роли слушателя или же даёт ответы на вопросы, которые задает взрослый человек.
Функциональное богатство – четвёртая особенность такого общения. От взрослых ребенок получает новую информацию, решает поставленные перед ним задачи. Общаясь же со сверстниками, малыш решает совсем иные задачи. Ему предстоит выяснить с детьми, с чем или с кем играть, сравнить себя с другим ребёнком, проявить свою фантазию, высказать свое мнение по тому или иному вопросу, который возникнет в процессе игры. Всё это предполагает проявление чувств, настроения, желания, потребностей. Такое общение поможет малышу находить общий язык с партнёром, занять свое место в этом мире, находить выход из любой ситуации.
Организация общения воспитателя и детей
Общение детей со взрослыми происходит спонтанно во всех сферах жизни. Но, как и любые навыки, методику общения необходимо развивать для успешного применения в дальнейшем. И начинать это делать следует как можно раньше, конечно, с учётом возраста малыша.
Наиболее близкими взрослыми людьми для детей являются:
- родители и родственники (бабушки, дедушки, дяди, тёти);
- воспитатели дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);
- педагоги кружков дополнительного образования;
- тренеры детских спортивных клубов.
В ДОУ педагогическое общение в том или ином виде активно применялось во всё время их существования и, как любой правильно организованный процесс, он принесёт тем больше пользы, чем тщательнее будет спланирован и подготовлен (презентации, рефераты, введение и сравнение с иностранными языками).
Возраст ребёнка и характерная для него форма общения
Планируя занятия в форме педагогического диалога, следует учитывать возраст своих собеседников. Ведь каждому детскому возрасту характерна только определённая форма, и дошкольник способен воспринимать информацию только в рамках своих навыков (если младенцу в доброжелательной, деловой манере, с дружелюбной улыбкой рассказывать специальную теорию относительности Эйнштейна или целостный вклад Сластенина в развитие эвристики, то малыш будет реагировать с улыбкой, даже может кивнуть в ответ, но вряд ли поймёт хоть слово из того, о чём ему говорили).
Общение воспитателя с детьми в детском саду
Воспитатель для дошкольников часто бывает самым значимым (после родителей и близких родственников) человеком и также оказывает на них сильное влияние. Поэтому педагогу необходимо учитывать многие факторы, чтобы диалог с детьми протекал успешно. Общие из них для любого возраста:
Говорить стоит всегда правду
внимание к индивидуальным особенностям малыша;
уважение его как личности;
внимание к его мнению.
Планируя тему и способ подачи материала, воспитателю необходимо учитывать, что младшим дошкольникам интересна информация о сути предметов, их характеристики. Вопросы: «Почему, откуда, зачем, как» будут задаваться постоянно, и нужно быть готовым ответить увлекательно и доходчиво, а главное, достоверно.
К сведению! Лучше признаться, что не знаешь, чем дать заведомо неверный ответ. Малыши такой жест оценят и будут в дальнейшем только больше доверять.
В старшей группе детям, помимо знаний, также необходима от воспитателя оценка их участия в процессе, понимание со стороны педагога в случае неудачи или ошибки, или похвала, когда старания ребёнка оказались успешны.
Педагогический диалог в детском саду достаточно успешная форма преподавания познавательного материала детям. Воспитателю приходится «править балом», и получится это эффективнее, если учитывать возраст собеседников.
Как обнаружить эмоциональную связь?
Эмоциональные связи между людьми важны. Как их можно заметить? Присмотритесь, как ваш партнер реагирует на ваши эмоции. Если он понимает и правильно интерпретирует их, значит, у вас есть та самая связь.
Также таким людям всегда легко обсуждать самые острые темы, которые в других случаях могут вызывать ужасный дискомфорт. Если происходят спорные моменты, то каждый готов выслушать другого, а также спокойно высказать свою точку зрения.
Эмоциональная связь помогает восхищаться интеллектом партнера, увлекаться его личностью и легко общаться
Очень важно слушать и слышать друг друга, а также находить в глазах человека понимание ваших проблем
Вообще развивать эмоциональную связь очень полезно, особенно если речь идет об отношениях мужчины и женщины. Вряд ли подобное вам понадобится в общении с коллегами или конкурентами, там-то как раз нужен холодный расчет. Но иметь человека, с которым вы сможете проявлять эмоции, хочет каждый.
Если вы налаживаете эту связь, вы перестаете замечать внешность человека, оценивая его внутреннюю красоту. Легко говорите на важные темы и понимаете совершенно иное мышление. Проблемы решать становится в разы легче, а коммуникация только растет. В хорошо развитых эмоциональных отношениях вы чувствуете себя частью чего-то огромного, светлого и настоящего.
С 2-х лет
Общение детей активизируется просто потому, что малыш уже набрал нужный опыт. Он уже умеет играть в разные сюжетные игры, у него уже развилась речь, потребность в общении, да и умение общаться потихоньку набирается.
Но главное он отлично подражает другим. Это самое благоприятное время для выстраивания самостоятельных игр между детьми. Младший готов играть со старшим, повторять то, что ему показывают и т.п. Но, конечно, это не означает, что у них сразу все начнет получаться. Наоборот! Именно сейчас роль взрослого очень важна. Именно сейчас они особенно активно учатся взаимодействовать друг с другом. И этот процесс идет не один день, и даже не один год. Психологи выделяют период до 4 лет.
Что же самое сложное в это время, на что нам нужно обратить внимание, чему нужно научить
детей:
- обращаться друг к другу по имени или по роли, которую играет ребенок;
- разрешать конфликты, искать выход из сложных ситуаций;
- действовать по очереди;
- сочувствовать друг другу;
- относиться друг к другу доброжелательно;
- видеть достоинства партнера, его сильные стороны.
И еще один наиважнейший момент, про который мы не можем забывать Для детей до 5 лет в общении главная составляющая — это эмоции. Именно они важнее всего для ребенка. То есть, если общение вызывает сильные эмоциональные переживания, не обязательно положительные, ребенок будет стремиться к нему снова и снова. Если же общение безэмоционально, то оно малозначимо, малоинтересно для ребенка.
Но потребность в эмоциях не означает, что ребенок сам умеет управлять ими! Наоборот! До 5 лет дети преимущественно импульсивны, спонтанны, совершенно неустойчивы в эмоциях. И если это совместное веселье, то получится отличная игра. А вот если эмоции не совпали, если не удалось в игре соблюсти интересы всех игроков, расстройства и переживания могут быть очень бурными.
И вот тут без регулирующего взрослого хорошей игры не получится
Нам очень важно научиться вовремя вмешиваться в ситуацию, не допускать перехода в агрессию или драку, и учить детей справляться и с противоречиями в игре, и с собственными переживаниями
Особенности общения с взрослыми
В подростковый период с развитием мышления, с более широким познанием мира социальных ролей и появлением чувства взрослости, у подростков падает авторитет своих родителей. Родители становятся «просто людьми». Поэтому они больше не подчиняются родительскому влиянию настолько же легко, как это было в более младшем возрасте.
Самоутверждение подростка и требование им прав наравне с взрослыми, создают определенные трудности во взаимоотношениях с родителями. В 11–12 лет начинается борьба подростка за автономию, его освобождение от контроля и опеки. В этот период наблюдается своеобразное потребительское отношение к родителям и учителям, обусловленное стремлением подростков проверить равенство их прав с взрослыми. Он протестует против сохранения «детских» форм контроля, против требований послушания и выраженной опеки. Ребенок требует уважения и отношений такого же уровня, как взрослые относятся к другим взрослым. При этом подросток по-прежнему нуждается в их помощи, защите и поддержке.
Подросток не просто стремится, чтобы его считали взрослым, а чтобы признавали его как личность, у которой есть индивидуальность
Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (иногда это выливается в демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые). В первую очередь перенимаются более доступные стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (взрослые виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.)
Усвоение внешних признаков влияет на самосознание подростки и делает его взрослым в собственных глазах, и как ему кажется, в глазах окружающих.
Споры и расхождения во взглядах подростков с родителями, касаются не всех областей жизни, а преимущественно бытовых вопросов (одежды, прически, присутствия дома по вечерам т.п.), учебы и возможности распоряжаться свободным временем по своему усмотрению. К более старшему возрасту появляются прецеденты «ценностного» конфликта: активное отстаивание подростком собственного понимания справедливости в различных областях — от замечаний учителя и несправедливой отметки до политических и экономических вопросов.
Возникновение конфликтов сигнализирует родителям об изменении потребностей подростков. Частота и резкость проявлений проблем во взаимоотношениях с взрослыми, зависит во многом от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Стремление родителей навязывать подросткам свое мнение и общество, скептическое отношение к их интересам, тенденция «вещать» и критиковать, а не разговаривать и т.д. — вызывает у подростка острый протест. Родителям необходимо изменить модель отношений с ребенком, научиться сочетать близость и независимость, ослабить родительский контроль без разрушения теплых, поддерживающих детско-родительских отношений. В период старшей школы подростки ждут от родителей заинтересованности и поддержки, понимания и сопереживания, признания и одобрения, доверия и предоставления автономии. Становится важным доверительное общение «на равных» с родителями и другими взрослыми, умение договариваться и сотрудничать.
Теплота поддерживающих детско-родительских отношений, позволяет подростку исследовать различные социальные роли и представления, способствует развитию его автономии и формированию позитивной самооценки. Чувство защищенности и безопасности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни и сознания. Напротив, если родители склонны навязывать, принуждать или контролировать ребенка, то это мешает развитию автономии и приводит к формированию низкой самооценки, депрессии и асоциальному поведению.
В подростковый период родителям архиважно правильно относиться к своему ребенку
Как манипулировать людьми — советы по психологии
- здравомыслящие, с развитым логическим мышлением; внушить что-либо таким личностям нелегко. У них есть слабое место: любовь к удобствам, благополучию, комфорту и безопасности. Это манипуляция на уровне потребностей;
- любители развлечений — уязвимая мишень, рациональность и здравый смысл у них не в приоритете;
- чрезмерные материалисты быстро поддаются идеям, обещающим прибыль;
- излишне экономные: выбирают самое дешёвое и в больших количествах.
- самовлюбленные поддаются на манипуляцию с помощью комплиментов и лести;
- с ярко развитыми животными инстинктами — их подводит примитивность потребностей: любовь к еде, сну, половым отношениям;
- сознательные интеллектуалы принимают сторону манипулятора, чтобы понять его точку зрения;
- с развитым чувством справедливости — манипулятору достаточно надавить на жертву, сделав упор на совесть и чувство долга;
- повышенное чувство собственного достоинства — такому человеку легко внушить, что он достоин большего;
- жадные поддаются на заманчивые предложения и обещания;
- пожилые — такие люди часто доверчивы, потому что не приспособлены к рамкам нового времени и живут в обстоятельствах прежних, более открытых условий.
Отношения между мальчиками и девочками
Отдельно стоит выделить отношения между мальчиками и девочками. У подростков возникает интерес, вначале они наблюдают друг за другом, и практически не общаются между собой
Часто первые попытки у мальчика привлечь к себе внимание проявляются в форме поддразнивания девочки (дернуть за косичку, спрятать учебники). Реакции девочек вполне традиционны и предсказуемы: визги, жалобы и т.п
Однако мотивы таких действий, девочки часто понимают правильно и не обижаются всерьез.
У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: возникают разнополые компании, проявляются желания нравиться другому полу, возникают привязанности и симпатии, которые могут быть очень эмоциональными и занимать важное место в жизни подростка. Образование смешанных по полу компаний способствует тому, чтобы мальчики и девочки смогли лучше узнать друг друга, попробовали и усвоили модели взаимоотношений между собой
Некоторые юноши и девушки образуют пары, в которых отношения приобретают характер привязанности и влюбленности. На ранних этапах эти отношения могут быть скрытными или не взаимными: подростки так и не решаются сказать о своих чувствах тому, в кого влюблены, предпочитая переживать осуществление надежды в мечтах и фантазиях. Часто подросток любит больше придуманный образ «другого», свою мечту, нежели реального человека. В настоящее время средний возраст вступления в отношения с противоположным полом снижается. Такая тенденция объясняется более ранним наступлением половой зрелости, изменениями социальных традиций, воздействием моделей поведения, пропагандируемых медиа и социальными сетями, а также стремлением самих подростков поскорее стать взрослыми.
Общение по Берну: Взрослый-Взрослый
Общение по Берну предполагает, что выяснение отношений между людьми необходимо строить по линии Взрослый — Взрослый. Только в этом случае стороны спокойно выслушивают чужое мнение, уточняют позиции и принимают оптимальное решение. «Мирный конфликт» делает людей духовно ближе друг к другу.
Таким образом, для комфортного общения надо стараться вывести партнера на разговор по линии Взрослый — Взрослый. Если ваш собеседник находится в состоянии Родителя, вам стоит встать на позицию Взрослого и даже немного Ребенка, в начале согласиться с ним, а потом задать вопрос. Избегайте задевать его Ребенка, иначе конфликт неизбежен!
Например, начальник из позиции Родителя требует: «Немедленно сделайте мне отчет!», подчиненный из позиции Ребенка и Взрослого: «Хорошо, а как?», начальник: «Думайте сами! Вы для чего тут работаете?», подчиненный: «Если бы я мог думать так хорошо, как вы, то давно был бы начальником!» и т.д. После нескольких реплик Родитель начальника истощится, он вынужденно перейдет во Взрослую позицию и, наконец, вместе с вами будет решать проблему отчета уже по линии Взрослый — Взрослый
Здесь важно набраться терпения и довести дело до конца, не скатываясь в позицию Родителя, иначе ситуация может только ухудшиться
Формы общения детей со взрослыми
Общение со взрослыми – это, по сути, взаимодействия в «зоне ближайшего развития», поскольку дошкольник задействует свой потенциал, заполняет белые пятна в своих знаниях.
Начиная с 3-летнего возраста, малыш становится активным исследователем всего вокруг.
Потребность в познавательной деятельности и стремление получить ответы на озадачивающие вопросы направляет его к родителям или другим значимым взрослым. Взаимодействие принимает внеситуативный характер и реализуется в двух формах общения, которые идут друг за дружкой.
Внеситуативно-познавательная коммуникативная форма
Общение может иметь ситуативный характер, и ребенок может просить нарисовать такого зайчика, который у него в руках. Но все чаще интерес выходит за пределы ситуаций. Дошкольник спрашивает, где живет зайчик, есть ли у него домик, и тут же продолжает задавать вопросы обо всех известных ему животных.
Взрослый является для ребенка экспертом, который все знает и все умеет. Малыш принимает любой ответ. Зачастую эти ответы подаются в фантазийном или сказочном контексте. Да и как иначе ответить малышу на вопрос в стиле, поет ли Медведица песенки своему Медвежонку?.. Тем не менее, дошкольник удовлетворяет свой актуальный познавательный интерес.
Познавательное общение со взрослым дает ребенку реальные представления о мире и расширяет его понимание причинно-следственных связей между окружающими предметами и явлениями.
Внеситуативно-личностная форма общения
Чем старше становится дошкольник, тем больше он понимает, что социальное окружение гораздо шире и разнообразнее, чем привычная для него среда. Ребенок осознает, что ему нужно научиться, как правильно себя вести и поступать в разных ситуациях. Тем более что он видит различное поведение своих сверстников, которое подталкивает к выводу, что не все ведут себя так, как следовало бы.
Разговаривая со взрослыми, ребенок учится стандартам высказываний и поведенческим культурным нормам. У дошкольника появляются свои авторитеты. Для понимания определенной ситуации он все чаще обращается к тому взрослому, которого считает наиболее компетентным в данном вопросе.
Как узнать о психологическом воздействии
Есть несколько способов определить в процессе общения, подвергается ли особа психологическому воздействию.
В общей беседе собеседник ненавязчиво все время переводит разговор в интересующее его русло. Собеседник нет-нет да и норовит вернуться к недавно обсуждаемой теме, т.е
человеку важно не увести разговор в сторону от его цели. Если человек старается избегать взгляда собеседника, часто моргает и вообще выглядит напряженно, это тоже может свидетельствовать о скрытых мотивах
О психологическом воздействии может рассказать и неадекватная реакция на те или иные предложения, суетливость. Манипулятор в определенной степени рискует, и это может заставить его нервничать. Манипуляторы, чтобы добиться одной цели, могут использовать разные тактики, вплоть до того, что бурно делятся мыслями, не симпатичными их собеседникам, а после говорят совершенно противоположное или меняют тему. Людей с наличием скрытых мотивов можно распознать по их лицемерному поведению, неискренности, фальши. Фальшивая личность, как правило, оставляет после общения с ней неприятный осадок – на уровне подсознания.
Психологический портрет манипулятора
Для успеха в достижении своих целей манипулятору необходимы определенные свойства:
- способность хорошо адаптироваться в любой среде;
- аморальность;
- гибкость;
- эмоциональная независимость от «обрабатываемой» личности.
Психологический портрет индивида с манипулятивными наклонностями со скрытыми мотивами может выглядеть так:
- личность закрытая;
- обладая базой социально-психологических знаний, умеет хорошо приспосабливаться;
- недоверчив;
- не является натурой цельной;
- общается с людьми сугубо ритуально, т.е. согласно общепринятым нормам и правилам этикета;
- от окружающих эмоционально отстранен.
Как защититься от психологического воздействия
Если существует психологическое воздействие, то имеются и методы защиты от него. В первую очередь:
- Необходимо сохранять хладнокровие и анализировать, следует ли подчиняться словам другого человека.
- Рациональный подход к предлагаемым конкретным действиям; стоит в ответ предложить более удобный свой вариант.
- При навязывании мнения не следует слепо верить чужим словам.
- Помогает изменение манеры поведения, что способно завести манипулятора в тупик.
- В ранг привычки стоит ввести недоверие к незнакомцам, внезапно начинающими навязывать свое общение.
- Если в прошлом были ситуации с психологическим воздействием, стоит детально проанализировать тогдашние ошибки.
- В ответ на попытку склонить к каким-то действиям следует требовать объяснений, задавать как можно больше вопросов. Если манипулятор попытается уйти от ответа или обмануть, этим он выдаст себя.
- Поступки потенциальной «жертвы» манипуляций должны показать, что не будет человек делать что-то в ущерб себе и в угоду «чужому дяде».
Виды манипуляций в общении
Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.
Основные виды воздействия делятся на:
- осознанные – человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
- неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).
Второстепенные виды делятся на:
- лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
- поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).