Качества самодостаточного человека
Самодостаточность – это целый набор психологических качеств
Обратите внимание: многие часто путают его с самостоятельностью. Но это разные вещи
Самостоятельный человек может иметь стремления к финансовой независимости, но при этом оставаться слабым. Самодостаточная личность сильна еще и внутренне.
Самодостаточность женщины
Сегодня самодостаточность стала важным качеством для женщины. Многие воспринимают самодостаточную даму как строгую бизнесвумен, но такие характеристики не всегда в полной мере удовлетворяют самодостаточность. Здесь уже начинается подмена понятий, которую диктуют стереотипы современного общества. Мягкость и женственность – это совсем не признак отсутствия самодостаточности. Так все же какая она, самодостаточная женщина?
Как минимум – это взрослая и зрелая личность, которая адекватно оценивает себя и свои возможности, реально смотрит на жизнь, не строит иллюзий, уважительно относится к окружающим и к себе в первую очередь. Она полна сил и энергии, не останавливается на достигнутом, продолжая развивать в себе лучшие качества. Может иметь любимое дело, хобби, работу, которая приносит не только финансовую стабильность и уверенность в завтрашнем дне, но и моральное удовлетворение.
Обратите внимание: самореализация – это важное условие женской самодостаточности. Без самореализации не будет уверенности в себе, которая отличает самодостаточную личность. Не обязательно иметь головокружительную карьеру, чтобы быть самореализованной
Каждая женщина сама определяет свои потребности: кому-то важно зарабатывать большие деньги и иметь высокий статус, для кого-то достаточно просто заниматься любимым делом, чтобы реализовать свой потенциал. В любом из этих случаев, женщина будет социально самодостаточной, ведь она уже финансово независима
Не обязательно иметь головокружительную карьеру, чтобы быть самореализованной
Каждая женщина сама определяет свои потребности: кому-то важно зарабатывать большие деньги и иметь высокий статус, для кого-то достаточно просто заниматься любимым делом, чтобы реализовать свой потенциал. В любом из этих случаев, женщина будет социально самодостаточной, ведь она уже финансово независима
Самодостаточная женщина априори умна, имеет чувство собственного достоинства, а такой человек всегда следит за своим обликом. Как внутренним, так и внешним. Она не беспомощна в быту, всегда прекрасно выглядит и соблюдает порядок вокруг себя. Она интересная и гармоничная личность, которая не соревнуется с другими, а опережает только себя. В семье дарит близким людям атмосферу спокойствия.
Женщина, довольная собой – прекрасная мать и жена! Фото Pixabay
Самодостаточная женщина независима от мужчины. Не только финансово, но и эмоционально. Она уважает в себя и никогда не вступает в зависимые отношения. При этом, специально не выставляет на показ свою силу и возможности. Несмотря на то, что все может сделать сама, не впадает в крайности и не отказывается от разумной помощи, когда она требуется. Вот что значит самодостаточная женщина.
Самодостаточность мужчины
Самодостаточный мужчина – это скала: спокойный, уверенный в своих силах, надежный, честный с собой и с окружающими людьми. При этом он очень силен духом, знает, когда не стоит уступать, отстаивает свои права и жизненные принципы. В нем много качеств, составляющих основу настоящего мужского характера.
У него всегда есть четкий план действий, его сложно сбить с намеченного пути во время достижения цели. Он имеет любимую работу и хорошо зарабатывает. Он знает, что такое ответственность не только за себя, но и за своих близких. С легкостью решает проблемные ситуации. Практически, мужчина-мечта.
Самодостаточные мужчины всегда добиваются своих целей. Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels
Обратите внимание: не каждой женщине будет комфортно в отношениях с ним. Такие мужчины не скоро принимают решение о создании семьи, дорожат своей свободой
Они реализованы, живут полной жизнью и им сложно что-то изменить в ней.
Самодостаточный мужчина достаточно прямой и требовательный. Он всегда будет считать себя главным в отношениях. Его слово, скорее всего, будет решающим. Но при этом готов идти на компромиссы ради любимого человека, если чувствует искренность.
Фальшь он видит сразу, ведь сам честен по жизни и требует такого же отношения к себе. Не терпит, когда им пытаются манипулировать. Он выбирает достойных. Рядом с ним может быть только мудрая и сильная внутренне женщина.
Истиный путь.
Задайте себе вопрос, почему это действительно так Важно для Вас? Осознайте, что даст Вам она? Какая свобода Вам нужна в действительности? Многие путают материальное благополучие со свободой. Очень часто имея первое, Вы остаётесь в узниках кого либо или чего либо
Научитесь разделять эти вещи, подумайте над своей жизнью, её ценностями и идите дальше.
Знайте, Ваш собственный путь свободы заканчивается там, где начинается путь другого человека, помните об этом, но не переходите на личности и обиды. Предупреждён – значит вооружён. Имея волю выбора в отношениях, отсутствие давления с противоположной стороны – мы обретаем широту психологическую. Это может быть в любой ситуации: с начальником, мамой, друзьями. Будьте равноправны во всём, все Мы личности и заслуживаем подобающего к себе отношения.
Будьте вольны социально. Человек выбирает свой путь исходя из своих интересов в жизни. Вы независимы, выбирайте работу и образование исходя из своих внутренних побуждений.
Вы должны жить в удовольствие. У человека, идущего по истинному пути, всегда есть такая возможность.
Самостоятельность в продуктивной деятельности
Во время продуктивной деятельности ребенок формирует свою независимость от взрослых, он учится самостоятельно находить адекватные методы самовыражения.
Во время общения в дошкольный период начинает появляться развернутая форма общения с ровесниками. Основу общения составляет уважение друг к другу, которое может появиться только к равному человеку. В пять-семь лет ребенок начинает воспринимать своих товарищей, как индивидуальные личности. У него есть острая потребность в том, чтобы подражать своим ровесникам, либо соперничать с ними.
Старшие дошкольники имеют и другие особенности проявления своей индивидуальности. В шестилетнем возрасте ребенок начинает более тонко и разнообразно проявлять инициативу и самостоятельность ребенка.
Это проявляется в том, какой замысел строит ребенок, насколько широко разворачиваются сюжеты групповых игр.
Ребенок начинает стараться самостоятельно выполнять сложные и ответственные задачи. Дети гораздо лучше справляются с тем, чтобы давать оценку чужой работе и чужому поведению.
Воспитание самостоятельности ребенка
Недостаток обязанностей у малыша грозит:
- Внутренней неуверенностью (малыш решит, что родители не могут доверить ему дела);
- Требовательностью (ребёнок видит, как мама всё делает и просит делать ещё больше);
- Вероятностью развития депрессии, переживаний, повышенной тревожности;
- Нетерпимостью к неприятным, но необходимым усилиям.
Все его ошибки становятся большой движущей силой.
Самостоятельность помогает малышу в формировании характера. Чтобы впервые самому застегнуть пуговицы, собрать рюкзак в школу, необходимо собраться и приложить усилие. Это помогает воспитывать волевые качества характера. Ребёнок не станет самостоятельным, если вы просто скажете, заставите делать что-то. Это приходит постепенно, с определённым опытом
Важно понять, что как в большом спорте, тут важны постоянные тренировки, без постоянных упражнений точно не достичь больших побед
Самостоятельность: суть и главные составляющие
Что же такое самостоятельность? Если говорить о детях, то многие расценивают это качество как способность обслуживать себя самостоятельно, удовлетворять базовые естественные потребности, делать что-то без помощи со стороны взрослых, а также умение занимать себя. Но на самом деле понятие более обширное, и оно включает несколько составляющих:
- Инициативность. Это способность действовать не по чьим-то указаниям, а по собственной инициативе. Ребёнок должен осознавать необходимость участия в событиях или делах, не дожидаться просьб или принуждения.
- Уверенность в себе. Это не только самооценка, но и способность оценивать свои возможности и силы адекватно. Самостоятельный и осознанно мыслящий ребёнок не будет пытаться осуществить невозможное, например, передвинуть тяжёлый диван.
- Ответственность. Эта составляющая крайне важна, и она охватывает несколько аспектов: понимание последствий собственных действий, способность исправлять ошибки, готовность исполнять обязанности и выполнять данные обещания. Сюда же можно включить и понимание того, что результаты (достижение целей, успехи) зависят от самого ребёнка, а не от окружающих людей или обстоятельств.
- Способность принимать решения, причём не спонтанно, а обдуманно, анализируя ситуации и продумывая их возможные исходы.
- Умение ставить реальные цели и достигать их, пусть постепенно и поэтапно.
- Способность действовать сознательно при известных требованиях или определённых условиях. Пример: мама или папа дал задание и установил временные ограничения. Ребёнок должен не только выполнять просьбу, но и понимать, что медлить и лениться не стоит.
- Самоконтроль, самостоятельная оценка результатов деятельности. Ребёнок, делая дело, не должен отвлекаться или переключаться на что-то другое. Также он может проверить себя и исправить ошибки, которые были допущены.
- Способность использовать алгоритмы – переносить хорошо знакомые последовательности действий на новые обстоятельства.
Такие качества есть даже не у каждого взрослого. И главная проблема часто заключается именно в том, что мама или папа просто не понимает, как именно действовать, так как и сам не способен на то, что описано выше. Но если разобраться во всём, задача станет решаемой.
Что означает для ребенка самостоятельность?
Что подразумевает самостоятельность ребенка с точки зрения родителей? Давайте разберемся, какое поведение желают воспитать в малыше взрослые, чтобы говорить о нем, как о самостоятельном человеке. Ответы прозвучат такие:
- умение ребенка проводить какие-то действия без помощи других членов семьи и без подсказки родителей;
- решать вставшую перед ним задачу самому и понимать, что ответственность за принятое решение так же лежит на нем;
- свободно высказывать свои мысли и чувства, не оглядываясь на мнение других людей;
- строить свою жизнь так, как хочется ребенку, а не по указке и подчиняясь решениям других.
Таковы представления родителей о самостоятельности ребенка. Однако дети растут, и это понятие неизбежно сталкивается с нормами и правилами поведения, установленными в обществе. Существуют рамки, переход за которые может перерасти в неадекватные поступки, вплоть до преступления. Как развить в ребенке самостоятельность, каким сторонам характера дать развитие:
- инициативность, когда человек испытывает внутреннюю потребность в действии;
- планирование, направленное на выстраивание действий в определенном порядке, чтобы достичь необходимого результата;
- целеустремленность, проявляющаяся в достижении поставленной цели;
- ответственность – означает, что приняв решение, человек полностью отвечает за него и его результат;
- самооценка и самоконтроль, когда только тот, кто совершает какое-то действие, сам контролирует его правовую обоснованность и оценивает достигнутый результат;
- социальная приемлемость и осознание того, что действия индивидуума не приведут к нарушению общепринятых норм;
- творческий подход к делу, когда человек использует свои навыки и умения в предложенных ему условиях.
Можно ли приучить детей к самостоятельности
Не каждый ребёнок склонен сам проявлять инициативу в выборе досуга, садиться за уроки без родительского напоминания или предлагать помощь в домашних делах. Но привить детям самостоятельность вполне возможно, так как это не врождённая черта, а результат воспитания. Задача родителей — приучить ребёнка к ответственности за свои поступки, поддержать его в стремлении к автономии и освоению навыков, которые пригодятся ему в самостоятельной жизни.
Очень важно подойти к вопросу системно. Родитель должен сразу понимать, что взросление ребёнка — процесс из множества этапов
Формирование самостоятельности у детей начинается в два-три года, когда они учатся базовым навыкам вроде ходьбы, и продолжается до 15–16 лет. Этот путь требует длительной и постоянной работы со стороны родителей.
Родитель должен с самого начала хотя бы примерно представлять, в каком возрасте его ребёнок сможет самостоятельно совершать определённые действия, — так, чтобы на него можно было полностью положиться в конкретном деле. Например, оставить продукты в холодильнике, зная, что ребёнок сам сможет приготовить себе обед или разогреть готовую еду. После того, как цель обозначена в обозримом конкретном будущем, можно разбивать путь к ней на шаги.
Дети активнее всего осваивают новые навыки и учатся быть самостоятельными с 6 до 11 лет, но подготовиться к этому периоду стоит заранее — познакомить ребёнка со спектром дел, которыми занимаются взрослые, рассказать ему, что такое обязанности и ответственность, передать знания, которые позднее ребёнок сам испытает на практике.
Если вы хотите научить детей самостоятельности, ни в коем случае нельзя допускать резких переходов в своём поведении. Не стоит ограждать ребёнка от мира обязанностей и взрослых забот, ожидая, что он сам однажды освоится со всем, когда вырастет. Спонтанный отказ от помощи ребёнку ничуть не лучше чрезмерной опеки — и то, и другое оставляет ребёнка неподготовленным к взрослой жизни.
<<Форма демодоступа>>
С какого возраста следует развивать самостоятельность
Далеко не все родители спешат приучать своего ребенка к самостоятельности. У каждой мамы сразу же оказывается множество причин этого не делать:
- Страх потерять свой авторитет в глазах ребенка.
- Желание контролировать его и доминировать над ним.
- Недоверие к возможностям маленького человека.
- Самоутверждение за счет сверхопеки и чрезмерной заботы.
- Своеобразные представления о дисциплине и послушании.
- Нежелание прилагать усилия и создавать себе лишние проблемы.
Таких внутренних побуждений можно найти достаточное количество. И если в семье возникает проблема пассивности, чрезмерной пугливости ребенка, его неумения принимать решения, родителям необходимо искать причину, по которой они сами не пытались поддержать в своем малыше природное стремление к познанию мира и самостоятельным действиям. Безусловно, характер у детей разные. Но это делает процесс воспитания пытливости и независимости индивидуальным, подходящим для конкретного маленького человека. Но никак не оправдывает бездействия и потакания «капризам» не только малыша, но и его родителей.
Довольно часто, описывая лень, пассивность и несамостоятельность своего чада, мама говорит: «он у меня такой, ничего не сделаешь». Но так ли это? Вряд ли найдется ребенок, который не научился самостоятельно ходить, есть ложкой, надевать рубашку или обувь. Если внимательно наблюдать за малышом, то можно заметить тот момент, когда человечек начинает проявлять инициативу. Он учится совершать определенные действия, переворачивается на животик, ползет, хватает различные предметы. И делает это усердно и увлеченно. Все это проявления стремления к познанию окружающего мира и своих возможностей. И это заложено в каждом, независимо от характера. Проявляются эти врожденные качества уже на первом году жизни человека.
Если этот момент будет использован родителями для первых уроков самостоятельности, то дальнейшие проблемы могут и не возникнуть. Или они будут намного более простыми и «решаемыми».
Но довольно часто можно наблюдать такую картину: малыш тянется к игрушке, а заботливая мама или бабушка вкладывают желанный предмет ему в ручку. Это — своеобразный «антиурок»: можно все получить, не напрягаясь! В тот момент, когда ребенок пытается встать на ножки и сделать первые шаги, беспокойные родители создают различные способы подстраховки, чтобы дитя не упало и не ушиблось. И снова закладывается негативное ощущение: самостоятельные действия опасны!
Если не упустить этот естественный момент развития, поощрить малыша и создать условия для увлеченного, радостного освоения новых навыков и умений, помогая ему, но, не опекая, то процесс формирования самостоятельности будет успешно начат.
Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей
В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».
Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.
- Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
- Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
- Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
- Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
- Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.
Этапы развития самостоятельности у ребенка
Первый этап развития этого качества: дошкольник в привычных для себя условиях, когда у него уже сформированы многие привычки, действует самостоятельно и без напоминаний со стоны взрослого. Он сам прибирает после себя игрушки, сам решает помыть руки, когда наступает время покушать. Сам произносит слова вежливости, когда нужно кого-то о чем-то попросить или поблагодарить за что-либо.
Второй этап: дошкольник начинает использовать знакомые ему методы действия в необычных для него обстоятельствах, которые все же близки по своей сути с его повседневными обстоятельствами.
Третий этап: ребенок действует самостоятельно даже в тех ситуациях, в которых не сталкивался никогда ранее.
Усвоенное им действие начинает нести обобщенный характер и переносится на все обстоятельства, с которыми дошкольник сталкивается, даже если это происходит впервые.
Как развить в ребенке самостоятельность? Основные принципы
- у каждого человека есть проблемы в жизни — будь это взрослый, подросток или совсем малыш;
- решая его проблемы, мы не учим ребенка действовать самостоятельно — поэтому он будет зависим от нас;
- давая ребенку шанс самостоятельно решить свои проблемы, мы помогаем ему получить соответствующие навыки, чтобы в дальнейшем он смог решать проблемы подобного плана без участия взрослого;
- у многих детей есть скрытый потенциал, который может раскрыться только при решении определенных задач;
- давая достаточно поддержки и любви своему ребенку, мы учим их жить настоящем, взрослой жизнью, которая им необходима. Не нужно сразу давать ему толчок с трамплина — начните с малого. Позвольте ему делать выбор в малозначимых вещах, чтобы потом он мог принимать взрослые и взвешенные решения;
- детям нужна ваша помощь, однако не нужно решение проблемы. Дайте ему уверенность в своих силах, одобрение и поддержку, однако не забирайте ответственность за решение той или иной проблемы;
- верьте в силы ребенка. Он является вашим прямым отражением, поэтому ваши эмоции и ожидания от какого-либо действия автоматически переносятся на него.
Какие качества следует развивать в ребенке
Как подсказывает наш собственный жизненный опыт, самостоятельные решения и действия практически всегда связаны с такими последствиями:
- Необходимость совершать какие-либо усилия.
- Возможность неверных действий или ошибочных решений.
- Необходимость затрачивать время и силы на обучение.
- Потребность переделывать неудачные варианты.
- терпение;
- сила воли;
- ответственность;
- смелость;
- способность осознанно ставить цель.
В данном случае речь не идет о каких-то специальных тренировках, которые вначале должны развить соответствующие черты характера, а уж затем позволят перейти к воспитанию самостоятельности.
Осознанное поведение мамы, отца и других родственников, их поддержка начинаний маленького человека, своевременная, но разумная помощь и обучение – все это является ситуацией, в которой необходимые черты личности успешно развиваются. Но родители должны демонстрировать подобные качества и в себе. Если у мамы не хватает терпения, и она выхватывает у ребенка ботинок со словами: «Ну что ты возишься!» ни о какой самостоятельности говорить уже не приходится.
Самостоятельный ребенок
Тема детской самостоятельности — одна из лидирующих в запросах к детскому психологу. «Мой ребенок не хочет учиться», «Он совсем отказывается отпускать меня», «Мой сын не может ничего делать сам», «У дочери никакой ответственности, если я не стою над душой и не повторяю по 150 раз, она не делает ничего…»
Эти и многие другие фразы я слышу очень часто. Родители переживают, тревожатся и злятся, когда в какой-то момент обнаруживают, что их ребенок так и не становится самостоятельным.
И действительно, почему получается так, что у одних дети сами прекрасно спят и учатся, а у других — многочасовые укладывания и уроки со слезами? Как же помочь ребенку стать самостоятельным? И нужна ли ему в этом наша помощь?
1. Самостоятельность в детях не нужно воспитывать
Это основное правило, из которого вытекают уже все последующие. Самостоятельность — это качество, которое формируется в результате естественного процесса развития ребенка.
Просто в какой-то момент он начинает делать сам то, что раньше делал только с чужой помощью: держать голову, стоять, бегать, ходить по ступенькам, сам засыпать, оставаться с другим взрослым, оставаться один на один со сверстниками. И тут главное — увидеть его готовность переходить на новый уровень и не помешать, руководствуясь своими страхами или другими эмоциями.
2. Дети могут гораздо больше, чем нам кажется
В нашем обществе принято воспринимать детей более слабыми и инфантильными, чем они есть на самом деле. С рождения их предписывают кутать, оберегать от всевозможных микробов, защищать от малейших стрессов. Это путь к формированию тревожного и боязливого ребенка, к сожалению.
Детский организм имеет колоссальную способность к адаптации и восстановлению. Дети, на самом деле, могут пить холодное, бегать босиком и самостоятельно преодолевать многие болезни без дополнительного лечения. Главное — замечать эти возможности детского организма и не мешать. Самостоятельность ребенка начинается с самостоятельности его иммунитета, доверия и опоры на свое тело.
3. Ребенок формирует свое самоощущение, опираясь на то, как воспринимают его родители
Поэтому замечайте посыл, который вы транслируете своему ребенку о нем самом. Проведите эксперимент и записывайте те слова и выражения, которые вы чаще всего говорите: «Аккуратнее, там можно упасть» или «Не ходи туда, ты упадешь», «У тебя не получится, ты еще маленький» или «А давай ты попробуешь вот так, вместо …»
Можно записывать на диктофон свою прогулку или игру с ребенком, а потом проанализировать. Сам факт наличия включенного диктофона позволит вам сосредоточиться на том, что именно вы говорите.
4. Самостоятельность ребенка может пугать, и ей можно неосознанно сопротивляться, если материнство — это самая главная или даже единственная сфера реализации
В таком случае будут бороться два противоположных спектра чувств: радость за ребенка и гордость от его взросления, и страх потери контроля, потери смысла жизни и ощущения собственной значимости. Мама может радоваться сепарации и самостоятельности, если ей понятно, на что потратить освободившееся время так, чтобы чувствовать при этом глубокое удовлетворение.
Формирование человеческой личности
Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.
Факторы формирования личности:
Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости
Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.
В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.
Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.
Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.
Генетика
Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.
Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.
Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.
Опыт жизни
Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.
Менталитет и культура
На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.
Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.
Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.
Фазы становления личности:
Адаптация
Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.
Индивидуализация
На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.
Интеграция
Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.
Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.
Как развивать эмоционально-волевую сферу: основные направления
Развитие волевых качеств человека — задача вполне решаемая. Все зависит от делания и готовности поработать над собой.
Основной совет тем, кто хочет пройти тренировку волевых качеств — делайте то, что не хочется. Если дать более конкретные рекомендации:
Не отвлекайтесь
Учитесь концентрировать свое внимание на цели. Когда работаете — не проверяйте соцсети, забудьте про серфинг в интернете
И так далее.
Планируйте свой день. Дисциплинируйте себя. Строго и неукоснительно соблюдайте режим.
Какие еще приемы способствуют формированию волевых качеств?
- Анализируйте свои неудачи и успехи. Сильные и слабые стороны. Повышайте уверенность в себе.
- Запишитесь в спортивную секцию или кружок по интересам. Посещайте их.
- Постоянно учитесь. Учеба требует волевого усилия.
- Боритесь со своими недостатками.