Классический психоанализ зигмунда фрейда

Особенности теории

По теории Фрейда, психика человека делится на Эго, ИД, Суперэго. Ид считается главным источником влечения с желанием. Это инстинкт, заложенный природой. Эго является посредником, который делится социальные рамки с животными инстинктами. Суперэго — весь спектр социальных рамок, которые человек получает при родительском воспитании во время закладывания основ того, что можно делать и что нельзя. Во взрослом состоянии суперэго отражается на всех аспектах жизни. Оно связано с нравственностью, религией и законом.

Психика делится на бессознательное и сознательное. Бессознательное — психические силы, которые находятся за чертой сознания. Они определяют поведение человека. Сознательное — аспект психики, который индивид осознает. Сознательное влияет на позиционирования индивида себя в обществе. Психика корректируется удовольствием.

Глубинная психология и бихевиоризм

Несмотря на различие и противопоставление друг другу классического психоанализа и бихевиоризма, эти направления имеют много общего в рассмотрении личности, то есть человек действует как бездуховное существо, поскольку ни одно из этих направлений не интересует в полном смысле этого слова. ценности и смыслы жизни человека. Кроме того, в этих сферах постулируется зависимость человека от прошлого, поэтому психоаналитики преувеличивают зависимость существования человека и становления его личности от опыта раннего детства и отношений с родителями, а бихевиористы преувеличивают роль неправильно сформированных. поведенческие навыки в развитии личности. 

Представителей этих течений также объединяет представление о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от прошлого. Бихевиористы приписывают человеку роль пассивной жертвы плохого обучения, а психоаналитики представляют человека как жертву конфликта между социальными нормами и биологическими инстинктами. Следовательно, в обоих направлениях личность деструктивна, неадаптирована, зависима, устарела, больна, и поэтому ее нужно лечить в соответствии с заданной психоаналитической или поведенческой схемой.  

В любом случае психолог оказывается в положении наверху, а изучаемый человек становится объектом, вещью или жертвой обстоятельств, судьбы, других людей, которые, лучше самого человека зная, что ему нужно для счастья, относятся к и развивать его. В этом направленность и манипулятивный характер этих направлений. 

Роль культуры

Для Зигмунда Фрейда, философия была способом анализа влияния культуры на человека. По его мнению, культура — внешний цензор личности, определяющий нормы и границы допустимого. Процесс развития культуры напрямую связан с чувством удовлетворения. Эволюция культуры отдаляет человека от природы, удовлетворения первобытных влечений, и делает его несчастным.

Ограничение природных желаний вызывает чувство вины. Фрейд был убежден, что культура подавляет естественные желания человека к агрессии и разрушению. Его коллега и последователь Карл Юнг в начале своей деятельности был солидарен с Фрейдом, но позднее изменил свое мнение. Юнг более подробно рассмотрел влияние либидо на человека и его стремление к творчеству. На основе учения Фрейда Юнг создал собственную теорию об архетипах – образах, формирующихся в коллективном бессознательном, и влияющих на восприятие людей.

Сознание, подсознание и бессознательное

Фрейда выделяет две структуры психики. Каждая из структур имеет три слоя и они отличаются между собой.

Для начала разберем слои первой структуры:

  1. Это наши тайные желания, которые вытесняются нашими воспоминаниями, животными инстинктами и аморальными влечениями, то есть бессознательное.
  2. Подсознательное – это уровень психики, на котором человек помнит, что происходит с ним сейчас и может вспомнить, что происходило с ним в прошлом.
  3. Сознательное – это наши эмоции, чувства, планы и мысли здесь и сейчас.

Это первая структура психики по Зигмунду Фрейду.

Сознание, подсознание и бессознательное

Существует также другая структура психики или метод свободных ассоциаций. В ней также выделяют 3 элемента.

Психоанализ Зигмунда Фрейда — описание

Зигмунд Фрейд — известный всему миру австрийский психолог, психиатр, психоаналитик и невролог, знаковая фигура XX века.

Чаще всего фамилию ученого употребляют тогда, когда говорят о психоанализе. Это новаторская для своего времени теория оказала серьезное влияние не только на психологию и психиатрию, но и на литературу, социологию, искусство.

В XXI веке некоторые теории австрийского невролога по-прежнему интересны и актуальны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Наиболее значимые его разработки:

  • трехкомпонентная структура психики («Оно», «Я» и «Сверх-Я»);
  • теория психосексуального развития личности;
  • теория эдипова комплекса;
  • выявление защитных механизмов, функционирующих в психике;
  • внедрение новых терапевтических методик (толкование сновидений, метод свободных ассоциаций).

Влияние Фрейда на психологию и психотерапию бесспорно, однако его теории подвергались жесткой критике со стороны именитых персон: Карла Ясперса, Эриха Фромма, Карла Крауса и других. Фредерик Крюс и Адольф Грюнбаум назвали теорию Фрейда «неадекватной», Питер Медавар — «мошенничеством», Карл Поппер — «псевдонаучной».

Тем не менее его идеи нашли свое применение в психологии и психиатрии и были приняты научным сообществом. Зигмунд Фрейд обладал следующими регалиями:

  • доктор медицины;
  • профессор;
  • доктор философии и права Университета Кларка;
  • иностранный член Лондонского королевского общества;
  • обладатель премии Гёте;
  • почетный член Американской психоаналитической ассоциации;
  • почетный член Французского психоаналитического общества;
  • почетный член Британского психологического общества.

Собрание сочинений Зигмунда Фрейда составляет 26 томов. На сегодняшний день он самый известный теоретик психологии в мире.

Самым известным учением Фрейда считается психоанализ.

Определение

Психоанализом называют психологическую теорию Зигмунда Фрейда, сформулированную им в конце XIX — начале XX века, а также метод лечения психологических расстройств, который базируется на данной теории.

Сам термин «психоанализ» был впервые употреблен австрийским психологом в 1896 году в статье о неврозах.

Сущность теории психоанализа составляют следующие положения:

  1. Внутренние иррациональные влечения определяют познание, поведение, опыт индивида.
  2. Эти влечения чаще всего являются бессознательными, вытесненными из сознания.
  3. При попытке человека осознать эти влечения, у человека включается защитный механизм в виде психологического сопротивления.
  4. События раннего детства оказывают существенное влияние на индивидуальное развитие личности.
  5. Конфликт между сознательным и бессознательным восприятием реальности может привести к ментальным нарушениям: депрессии, неврозу, истерии, страху.
  6. Избавиться от влияния бессознательного можно путем его осознания. Однако сделать это самостоятельно практически невозможно. Нужна помощь профессионала.

Теория психоанализа не была статичной, она расширялась и развивалась усилиями Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга.

Кто является основателем психоанализа?

История психоанализа насчитывает уже более ста лет. Впервые психоанализ применили для лечения неврозов. Основатель классического психоанализа — австрийский невролог, психолог и психиатр Зигмунд Фрейд.

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд имел передовые для своего времени взгляды на природу человека. Психоанализ Фрейда строился на изучении бессознательных аспектов личности и анализе раннего детства пациентов.

Психоанализ не был однозначно принят современниками учёного. Консервативное общество того времени не сразу было готово принять факт, что поведением и мыслями людей управляет не разум, а некие бессознательные психические силы. Психоаналитику Фрейда не могли спокойно принять ни философы, ни медики. Сама теория психоанализа по сути находилась где-то посередине и была пропитана философскими идеями и медицинскими концепциями.

Что такое психоанализ

Психоанализ – это независимая дисциплина гуманитарных наук, основанная Зигмундом Фрейдом в Вене в конце 19 века и с тех пор непрерывно развивающаяся. Это уже заметно в работах самого Фрейда, который на протяжении всей своей жизни продвигал, расширял и, при необходимости, пересматривал свои концепции и теории.

Фото A O on Unsplash

Эта часть психологической науки имеет свой собственный специальный метод исследования: дифференцированную психологию личности и развития (метапсихология), исчерпывающую патологию, вытекающую из этого, и, наконец, метод лечения, который используется в различных формах психоаналитической психотерапии.

Глубинная психология интересуется личностью, социально сформированным, бессознательным в людях. По сути, она определяет восприятие, интерпретацию и взаимодействие человека с самим собой и его окружением.

Психоанализ изучает предпосылки и причины человеческого поведения. Это включает и детские переживания, и важные ссылки во всей истории жизни, а также текущий опыт и его влияние на будущее. Это делает людей чувствительными к «бесконечному анализу», чтобы исследовать смысл его действий и жизни.

В этом отношении психоанализ – это форма непрекращающегося поиска истины, как выразился Фрейд. Сегодня мы больше говорим о постоянном стремлении к знаниям и о значении опыта и поведения. В этом заключается освободительная функция психоанализа.

Зигмунд Фрейд и психоанализ

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Первоначально Фрейд проводил психоаналитические сеансы при помощи гипноза для подавления травмирующих ассоциаций. Однако впоследствии учёный отказался от этого и применял метод лишь в бодрствующем состоянии пациента.

Психоанализ сформировался на «технике свободных ассоциаций»: человек при общении со специалистом говорит всё, что приходит в голову в процессе «разбора» его состояния. Оказалось, что для эффективного психоанализа было достаточно того «материала», который психоаналитик получает от того, что говорит пациент.

Действительно, человек в обычной жизни практически лишён возможности говорить всё, что хочешь, и всегда, когда хочешь. Люди неискренне ведут себя сами с собой, скрывают от себя свои желания и мысли. От этого формируется неудовлетворённость, которая приводит к неврозам и депрессии.

Люди хотят говорить то, что думают и делиться сокровенным. Условности часто мешают это делать в привычной обстановке. Частично к психоанализу можно отнести хрестоматийный разговор — «излияние души» со случайным попутчиком в поезде, который, на счастье, оказался хорошим слушателем.

Но случайный попутчик в поезде — это максимум хороший слушатель. Легче станет, но проблему это не решит. Специалист-психоаналитик на основании связи осознаваемых мыслей и бессознательного содержания находит объяснительные гипотезы того, что и почему происходит в жизни человека и вместе с пациентом даёт ответ на вопрос — что делать?

Рассмотрим психоанализ Фрейда кратко и понятно.

До Фрейда была принята позиция, что психика (душа) человека целостна. Потом появилось понятие «бессознательное». Согласно теории Фрейда, психика человека условно делится на сознательное и бессознательное. Бессознательное — это установки, желания, влечение. Внутренний «цензор» человека — специальный механизм психики — не даёт бессознательному вырваться наружу прямым путём. Бессознательные симптомы накапливаются, находят выход и проявляют себя.

При психоанализе человек «вытаскивает» из себя бессознательное, вспоминает и рассказывает всё, что накопилось. После рассказанного для пациента наступает облегчение и даже излечивание от последствий тех или иных событий, желаний, влечений.

Фрейд считал, что природа бессознательного зависит от пережитых событий и от того, отчего человек мучается и не может это признать — зависть, чувство неполноценности или превосходства, агрессия и тому подобное. В теории классического психоанализа Фрейда переживания первых пяти лет жизни являются решающими для человека. Бессознательное берёт начало в эмоциях детства и влияет на всю жизнь.

Фрейд говорил о том, что при психоанализе человек переживает заново много событий, в том числе — из детства. Часто отношение клиента к психоаналитику во время сеанса становятся похожими на его отношение к собственному отцу или матери со всем комплексом чувств.

Психоанализ по Фрейду — это фактически «выливание» или перенос на терапевта чувств и влечений, которые составляют бессознательное.

Такие сеансы должны быть частыми и проходить до тех пор, пока человек полностью не избавится от невротических симптомов, комплексов и различных навязчивых мыслей. В среднем психоанализ проводят сессиями по несколько месяцев 2–4 раза в неделю.

Методы психоанализа З.Фрейда, использованные при лечении психологических проблем, привели к более детальному пониманию влияния бессознательных желаний на психологию человека. Психоанализ позволил лучше понять природу психосоматических болезней.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда не является «окаменелой» величиной, она развивается. Ещё при жизни учёный присуждал ежегодную премию за достижения своих учеников в развитии теории психоанализа.

Про Зигмунда Фрейда говорят, что он всё видел «через очки сексуальности». Фрейд видел основу всего бессознательного в теории либидо и детской сексуальности. Его последователи часто критиковали за такой подход. Известный психолог Карл Юнг видел природу бессознательного к коллективной памяти человечества.

Краткая история возникновения психоанализа

В 1880 году Фрейд услышал от своего друга и наставника, врача Йозефа Брейера историю о молодой женщине, которой удалось вылечиться от истерии с помощью гипноза. Во время сеанса она, будучи в трансе, поделилась с Брейером травмирующим событием, которое ей пришлось пережить. Впоследствии это привело к смягчению симптомов истерии, хотя пациентка после гипноза не помнила о своем рассказе.

Этот случай вдохновил Фрейда на собственное исследование, он применил метод Брейера в работе со своими пациентами. Гипотеза о том, что истерия может быть вызвана подавленными мыслями и воспоминаниями о некоей тяжелой ситуации, подтвердилась.

По личным причинам Брейер вскоре отошел от участия в этом эксперименте, а его последователь продолжил работать самостоятельно. Так Зигмунд Фрейд обнаружил, что положительный эффект от лечения можно получить не только при диагнозе истерия, но и при навязчивых мыслях, неврозах и фобиях.

Компоненты психики

Человеческая психика состоит из Сознательного и Бессознательного. Они не равнозначны: Бессознательное пытается подавить сознание и заставить индивида следовать своим первичным влечениям: Эросу и Танатосу. Эрос вызывает сексуальное желание, Танатос – потребность в смерти, собственной и чужой. Если первичные влечения сливаются, человек становится маньяком. Он не способен руководствоваться принципами реальности и видит мир искаженным, созданным для удовлетворения его желаний. Потребность достижения гармонии между компонентами психики заставляет его совершать убийства и преступления сексуального характера.

Теория и практика.

Взгляды Фрейда можно
разделить на три области — это метод лечения функциональных психических
заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы
является его взгляды на развитие и структуру личности человека.

Личность как триединство.

Фрейд считал, что психика
состоит из трех слоев — сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и
бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры
личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно
осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя
может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.
В бессознательном слое располагается одна из структур личности — «Оно», которая
фактически является энергетической основой личности. «Оно» — бессознательное
(глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения),
играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В «Оно»
содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему
удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта.
Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта
— инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических
отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического
внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем,
что борьба между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но
и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием
обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда
инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу
деятельность. Либидо (см. приложение), о котором так много писал и сам
Фрейди его ученики и является той
специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии,
связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но
постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание
бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания,
которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей
деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности —
«Я» по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в
сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем осознать
осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким делом. Если
содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как
ребенок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством я», включая в
себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между
собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая
таким образом объем «Я».

Третья структура личности —
«Сверх-Я» не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом
ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и
качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». В процессе идентификации
у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у
девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к
объекту идентификации.

На грани внутреннего взрыва.

Фрейд подчеркивал, что между
этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не
только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу.
Инстинкты, содержащиеся в «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя
человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе.
«Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы
человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит
на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом «Я» становится
как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и
«Сверх-Я». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится
человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно
подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и
испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками.
Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов
психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так
как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и
«Сверх-Я».

Профессиональное становление великого психиатра

После окончания школы Фрейд долго раздумывал, какой же профессиональный путь выбрать дальше. Для представителей его национальности тогда выбор был невелик. Ни юриспруденция, ни промышленность, ни медицина не вызывали у него интереса

Фрейд остановил внимание на последней, хотя врачом так и не стал

В 1885 году Фрейд начинает стажироваться у психиатра из Франции Жана Шарко, где впервые пользуется гипнозом для лечения психических заболеваний. Со своими пациентами Фрейд начинает также применять особый метод, который позволял им выговориться, и тем самым освободить сознание от негативного содержания. Позже его метод был преобразован, и теперь известен по всему миру как «метод свободных ассоциаций». Такие беседы, построенные на обрывках фраз, помогали психиатру строить более полную картину проблем своих пациентов. Со временем Фрейд полностью отказывается от гипноза в пользу бесед в сознании.

Теория развития личности Фрейда открыла также одну из основополагающих истин для научного сообщества. Она состоит в том, что психоз – это последствие тяжелых для человека воспоминаний, от которых он не имеет возможности освободиться. В это же время ученый выводит теорию о влиянии Эдипова комплекса на развитие личности. Это заявление вызвало немало скандалов, при этом самого Фрейда обвиняли в том, что он болен психозом.

Метод Фрейда

В первой пространственной, «тематической» концептуальной модели Фрейд проводил различие между сознательным, предсознательным и бессознательным. В то время как к предсознательному (незаметному, автоматическому и латентно сознательному) можно относительно легко получить доступ, актуальное или динамическое бессознательное препятствует тому, чтобы стать сознательным.

Режимы работы бессознательного называются первичными процессными. Это означает, что обычно действительные ориентации в пространстве и времени неприменимы, противоречия могут внезапно сосуществовать, части могут обозначать целое, могут происходить сдвиги или могут конденсироваться комплексы. Вся рациональная логика выключена. Сны, например, формируются посредством таких первичных мыслительных процессов.

Динамическая или экономическая модель фиксирует, что в душе действуют силы и импульсы (потребности, желания, аффекты, ощущения, энергии), которые подвержены определенным закономерностям. Прежде всего, она подчеркивает формирование опыта и поведения через влечения или мотивационные системы (например, сексуальность, агрессию, нарциссизм). Фрейд противопоставил принцип удовольствия (стремление к удовольствию и избегание дискомфорта) принципу реальности (способность откладывать удовлетворение).

Чем психоанализ отличается от гештальт-терапии и КПТ?

Основная задача психоанализа — погрузиться вглубь переживаний человека, в бессознательное. Психоаналитик работает с детскими воспоминаниями, выясняет, есть ли там травмы, переживания. В процессе терапии клиент может прожить эти эмоции снова.

В гештальт-терапии важно осознавать себя и свои чувства в моменте: вспоминая о прошлом, говорить о своих ощущениях сейчас. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает осознать, какие установки и когнитивные искажения стоят за поведением и мышлением человека

Не так важно, что происходило в прошлом: специалист делает акцент на текущем запросе

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает осознать, какие установки и когнитивные искажения стоят за поведением и мышлением человека

Не так важно, что происходило в прошлом: специалист делает акцент на текущем запросе

Главные открытия

Фрейд совершил несколько фундаментальных открытий в области психологии, введя новые течения и понятия. К ним относятся:

  1. Бессознательное. Под Бессознательным Фрейд понимал особую область психики, наличие которой человек не осознает. Бессознательное стремится подчинить волю и избавить человеческую особь от давления моральных норм.
  2. Либидо. Фрейд назвал его двигателем психической жизни индивида. Активность либидо влияет на амбиции и стремления. Фрейд проводит параллель между сексуальной и социальной активностью: либидо мужчины сильнее либидо женщины, поэтому у него сильнее развита потребность в сексе и стремление к конкуренции.
  3. Толкование сновидений. Бессознательное постоянно пытается пересилить волю индивида и посылает ему сигналы, напоминающие о подавляемых желаниях. Эти сигналы человек получает в виде сновидений. Чтобы избавиться от чувства тревоги, нужно анализировать сны и находить истинные причины дискомфорта.
  4. Невротизм. Психические расстройства, вызванные подавлением влечений, Фрейд собрал в одну группу и назвал нервными болезнями или невротизмом. Все люди, существующие в рамках европейской культуры, подвержены невротизму, поскольку они отдалены от природы и вынуждены постоянно контролировать свои естественные потребности.

Не все современники приветствовали идеи Фрейда, некоторые их критиковали. Карен Хорни, американский психоаналитик, в одной из своих работ подробно рассмотрела теорию Фрейда о зависти женщин к мужскому пенису и предположила, что на самом деле мужчина завидует наличию матки и способности воспроизводить потомство, а движущей силой человеческой личности является не либидо, а тревожность. Смелые взгляды Карен сделали ее одной из знаковых фигур неофрейдизма.

Структура личности по Фрейду, описание

Согласно теории Зигмунда Фрейда, личность человека представлена следующей структурой:

  1. Оно или Ид.
  2. Я или Эго.
  3. Сверх-Я или Супер-Эго.

Оно

Оно — это все то, что заложено в человеке с рождения (инстинкты, наследственность). Ид не поддается законам логики, оно хаотично и неорганизованно. При этом Оно может безгранично воздействовать на Я и Сверх-Я.

Я

Эго — это та часть личности, которая тесно контактирует с окружающим миром. Я происходит от Оно тогда, когда личность начинает себя осознавать. Эго питается от Ид и защищает его. Также Я способно сдерживать или перенаправлять Оно, являясь своеобразной системой безопасности для душевного и физического здоровья человека.

Сверх Я

Сверх-Я берет свое начало в Я и является хранилищем нравственных законов и ограничений, накладывающихся на личность. По Фрейду, Супер-Эго имеет три функции:

  • самонаблюдение;
  • совесть;
  • формирование идеалов.

Энергия, которая рождается в Оно, переходит в Я, а Я — в Сверх-Я. Требования Оно, Сверх-Я и окружающего мира часто противоречат друг другу, что приводит личность к неизбежным конфликтам.

Аффекты в психоанализе

Фрейд разработал метод лечения истерии. Согласно его теории истерический симптом возникает вследствие подавления человеком напряженного аффективного влечения и замещает собой действие, которое не было реализовано вследствие подавления поведенческого аффекта.

Излечение истерии возможно, если в процессе гипнотического сна удастся заставить пациента вспомнить и снова пережить подавленное влечение. Таким образом, чтобы устранить расстройство, которое вызвано вытесненным аффектом, следует заставить пациента данный аффект осознать. Эта концепция явилась одним из элементов фундамента психоанализа.

Основным видом вытесненных аффектов Зигмунд Фрейд считал эротические влечения, которые вытесняются еще в детстве, при формировании начальных представлений о границах дозволенного. Энергию, питающая сексуальность Фрейд назвал либидо, которое является двигателем психической жизни человека и, с одной стороны, определяет богатство переживаний, а с другой стороны пытается обойти запреты, которые налагаются моральными установками и социальной средой. При невозможности преодолеть запреты субъект впадает в невроз и истерию.

Функция «Я» в психоанализе Фрейда

В теории психоаналитического анализа Фрейда существует такое понятие, как структура личности. Ее цель – поддерживать душевное равновесие, повышать уровень удовлетворенности и снижать степень недовольства. Модель включает в себя 3 системы, они неотделимы друг от друга.

Структура личности

Функция Особенности
ИД (или ОНО) Заложена в человеке с рождения и трактуется, как инстинкты или наследственность. Данная функция неорганизованна и хаотична, не подвластна законам логики, но оказывает безграничное влияние на другие системы
ЭГО (Я) Появляется из ИД, когда ребенок начинает осознавать себя личностью. Обе структуры взаимосвязаны и дополняют друг друга – ЭГО защищает ИД, а та подпитывает Я. Понять механизм таких взаимоотношений можно на примере сексуальных потребностей. ОНО способно в любой момент удовлетворить желание посредством близости, но ЭГО решает, как и когда это произойдет. Иными словами, Я выступает сдерживающей (перенаправляющей) функцией для ИД.
Супер-ЭГО (Сверх-Я) Наиболее развитая система, отвечающая за соблюдение законов и моральных норм, выставляющая блокировки, ограничения и запреты. Фрейд выделяет 3 функции, свойственные Супер-ЭГО: • совесть; • самонаблюдение; • формирование идеалов.

Все составляющие структуры личности направляют усилия на достижение одной цели и немыслимы друг без друга. В этой тройке Я выступает той составляющей частью, что входит во взаимоотношения с окружающими людьми. Супер-ЭГО определяет границы поведения Я, на котором отражается энергия ИД.


Структура личности

Все составляющие личностной структуры должны приспосабливаться к внешней реальности. Такая притирка не всегда проходит гладко, это провоцирует конфликты внутри личности.

Понятие «комплекс» в психоанализе

Поведение человека напрямую связано с развитием психики. На ее формирование оказывают влияние установки, мотивы, представления. Совокупность этих составляющих, сформированных в бессознательной области, в психологии интерпретируется, как комплекс.

Сочетание факторов может формироваться вокруг любого эмоционального состояния (аффекта). Чаще комплекс интерпретируют, как нечто негативное. В психоанализе рассматривается несколько групп подобных образований, определяющих сознательную жизнь индивида.

Распространенные комплексы

Вид Определение
Эдип (Электра) Указывает на сексуальное влечение мальчика к своей матери, что провоцирует агрессию к отцу. В женской интерпретации это комплекс Электры, когда девочку влечет к папе
Неполноценности Чувства ограниченности возможностей, собственной недостаточности присущи многим людям. Заменяются компенсацией – стремлением к всевозможным успехам, позволяющим доказать свою значимость
Ионы Здесь на первое место выходят сомнения, что человек не в состоянии реализовать свои способности и чего-то добиться в жизни. На фоне страхов индивид сознательно занижает свои притязания

Существуют и другие комплексы специфического характера, с помощью которых можно интерпретировать поведенческие реакции человека и психические процессы.

Комплекс неполноценности

Основы психоанализа

В теории психоанализа предметом изучения является влияние неосознаваемых мотивов на поведение и мысли человека. Психоаналитический подход в психологии заключается в том, чтобы помочь пациенту найти и понять те мысли, установки и фантазии, которые управляют его жизнью. Метод психоанализа даёт возможность видеть, как человек воспринимает жизнь, как работает его мышление, как соотносятся бессознательные желания с реальными возможностями.

Фрейд называл психоанализ специфической терапией, в процессе которой клиент проговаривает всё, что приходит в голову: свои мысли, фантазии, рассказывает сны. В поле внимания психоаналитика нередко попадают сны пациента. Иногда во сне проявляются скрытые, бессознательные побуждения некоторых действий. Толкование снов в этом случае помогает решению психологических проблем человека. Зигмунд Фрейд называл сны «королевской дорогой к бессознательному». Когда человек бодрствует, его сознание ограничивает силы бессознательного, во время сна сдерживание этих сдерживающих сил ограничено.

Психотерапевт на основании полученной информации делает заключение о природе бессознательного, о причинах конфликтов и проблем у пациента и предлагает пути разрешения.

Основы психоанализа можно выделить следующими тезисами:

  • Поведение человека в значительной степени определено иррациональными бессознательными переживаниями.
  • Поведение человека определяется сознательными и бессознательными силами. Бессознательным в психологии называют явления и процессы, которые не контролирует сознание человека. В сфере бессознательного находятся фантазии и желания, которые несопоставимы с основами нормам поведения и морали. К бессознательным относят мысли, которые тревожат нас, но которые мы не осознаём. Бессознательные переживания усложняют жизнь и приводят к психическим, нервным расстройствам, депрессиям, страхам.
  • Если человек пытается осознать бессознательные мысли и переживания, то возникает защитное сопротивление.

Такое сопротивление Фрейд называл «силой, поддерживающей болезненное состояние». Чтобы избавиться от проблемы и выздороветь нужно уничтожить созданное сопротивление путём проработки.

Процедура психоанализа строится на том, что клиент находится в расслабленном состоянии и говорит всё, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным или даже непристойным это ни выглядело. Пациентам необходимо отказаться от всякой «фильтрации» мыслей, все нелепые неловкие или не относящиеся к теме мысли при процедуре следует озвучивать. Это является своеобразной проекцией неосознанного материала в особой, символической форме. Такая проработка позволяет понять внутренние конфликты, повысить энергию и адаптивность личности.

С профессиональной помощью, через осознание достигается освобождение от влияния бессознательного.

Основные направления психоанализа связаны с тем, чтобы не только устранить симптом, но понять природу и причины конфликта, которые приводят к психологическому дискомфорту. Результатом эффективной работы специалиста становится исчезновение беспокоящих симптомов и отсутствие рецидивов по ним.

Что входит в основу

Сознание — что это в психологии

Кратко психоанализ можно представить, как метод исследования психологических процессов, находящихся за гранью сознания. Теория учитывает взаимосвязь всех гипотез о функциях и строении психического аппарата и рассматривает их в целом.

В основе современного психоанализа лежат такие направления:

  • Теория, дающая определения поведению и развитию индивида;
  • Исследования мотивов через свободные ассоциации, толкование сновидений. Это позволяет извлечь наружу скрытые предпосылки, приведшие к расстройству психики;
  • Методика лечения, включающая:
  1. анализ переноса и сопротивления;
  2. толкование источника конфликтов (интерпретацию);
  3. проработку, как заключительный этап, приводящую к перестройке психики.

Основная цель аналитика – избавление психики исследуемого от скрытых механизмов, породивших конфликтные ситуации. Это позволяет перенаправить пациента на реализацию позитивных желаний и помочь ему адаптироваться в обществе.


Что скрыто за гранью сознания

Дополнительная информация. В ходе психодинамического подхода специалист старается добиться от пациента осознания существования бессознательных конфликтов, благодаря чему повлиять на поведение и персональные отношения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: