Сочинение на тему смысл моей жизни

Смысл жизни как философская проблема

Смысл человеческой жизни — это философское размышление о назначении и цели такого человеческого дара, как жизнь. Смысл жизни — это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради которой он ставит цели и стремится реализовать поставленные цели в зависимости от событий и обстоятельств, влияющих на его существование. В то же время это регулятивная концепция, которая помогает человеку прожить свои годы достойно и осмысленно. Каждая развитая мировоззренческая система имеет свои представления о том, что такое жизнь и какой смысл она имеет 6, с. 3.

Смысл жизни — это философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, определению человечества как вида, одно из основных понятий мира, имеющее огромное значение для формирования духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни можно понимать и как субъективную оценку прожитой жизни и соответствие достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направления своей жизни, своего места в мире, как проблему влияния человека на окружающую действительность и постановку целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае возникает необходимость найти ответы на следующие вопросы:

«Каковы ценности жизни?»;

«В чем смысл жизни человека?». (или наиболее общая цель жизни человека как такового, человека вообще);

«Зачем (для чего) я живу?».

Рассматривая этот вопрос, следует четко разграничить понятия «смысл жизни» и «цель жизни». Если у человека есть цель, например, стать врачом, ученым, инженером, то ответа на волнующий вопрос о смысле жизни все равно нет (во всяком случае, ответ ощущается им только интуитивно, чисто эмоционально). В своих размышлениях человек продолжает: какова цель стать врачом, инженером или ученым? Если цель показывает, к чему стремится человек, то смысл жизни говорит о том, зачем он это делает.

Цель «определяет» целостность деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. Человек, не имеющий цели в жизни, не осознает жизнь как органическое целое в биосоциальном, то есть человеческом, смысле. «Человек без цели — это человек без головы», — гласит народная мудрость.

Не каждый человек ставит перед собой цель в жизни, но если он это делает, то тем самым предполагает целенаправленную деятельность.

В реальной жизни существует целое дерево целей. Цель жизни — это главная или общая цель жизни. Кроме них существуют подчиненные, промежуточные или вспомогательные цели.

Подчиненные и промежуточные цели — это цели, реализация которых открывает путь к главной цели жизни, приближает ее.

Вторичные или параллельные цели — это цели, которые формируют всю «кухню» жизни, обуславливают полноценное гармоничное развитие человека. В своей сумме они не менее важны, чем главная цель жизни (например, цель укрепления здоровья с помощью физической культуры, строительства дома, различных хобби, увлечений). В некоторых ситуациях возникает конфликт между главной целью жизни и второстепенными целями. Этот конфликт может закончиться либо победой главной цели в жизни, либо победой второстепенных целей.

Главная цель жизни — это цель, реализация которой оправдывает жизнь человека в целом, как субъекта, который находится где-то на одном уровне с обществом и осознает его цели как цели человека вообще или цели того или иного сообщества людей. В главной цели жизни, по логике вещей, сливаются стремления человека как личности и цели общества.

Проблема определения цели жизни очень похожа на проблему выбора профессии. Более того, первое обычно является продолжением второго. В формировании смысла жизни «сотрудничают» случай и необходимость, внешние обстоятельства, стимулы и внутренние мотивы.

То есть смысл жизни у каждого свой?

Да, исследования связи между ощущением осмысленности жизни и ментальным/физическим здоровьем и благополучием показывают: не важно, как вы представляете себе смысл жизни, главное — чтобы в вашей жизни он был. Как пишет философ Саймон Блэкберн в книге Being Good, чтобы ответить на вопрос, есть у ли у жизни смысл, надо прежде всего определиться — для кого: электрона в атоме, камня на берегу реки, черной дыры в центре Галактики или для вас

С психологической точки зрения важны именно вы. Поэтому и типовые формулировки в анкетах на эту тему звучат так: ​​«Я понимаю, в чем смысл моей жизни», «У меня есть ясное ощущение цели в жизни», «Я ищу то, что дает мне ощущение осмысленности жизни». 

Как пишет философ Саймон Блэкберн в книге Being Good, чтобы ответить на вопрос, есть у ли у жизни смысл, надо прежде всего определиться — для кого: электрона в атоме, камня на берегу реки, черной дыры в центре Галактики или для вас. С психологической точки зрения важны именно вы. Поэтому и типовые формулировки в анкетах на эту тему звучат так: ​​«Я понимаю, в чем смысл моей жизни», «У меня есть ясное ощущение цели в жизни», «Я ищу то, что дает мне ощущение осмысленности жизни». 

Каждый пункт оценивается по шкале от «абсолютно верно» до «абсолютно неверно». То есть смысл жизни — не только субъективное понятие, но и измеримая величина, по сути показатель значения, которое мы придаем разным сферам своей жизни и своему положению в мире. Ценность может колебаться и иногда падает до нуля или уходит в минус, тогда и возникает ощущение бессмысленности. Но курс акций вашей жизни на этой бирже зависит только от вас.

Смысл жизни человека

Смысл жизни – это осознанное и значимое свойство, ради которого человек устанавливает и реализует жизненные цели.

Дополнительная информация. Благодаря ему, личность способна определить свое место в мире и перейти на более высокий духовный уровень.

Кратко о смысле жизни сказать нельзя, так как эта тема затрагивает интересы каждого индивида. Каждый человек рано или поздно задается вопросом о цели пребывания на Земле. Чаще такие мысли возникают в юном возрасте, когда необходимо выбрать жизненный путь.

Важно! Нередко размышления о смысле жизни посещают человека в старости, в том числе в предсмертном состоянии. Главная ценность человека в отдельные эпохи воспринималась по-разному

Подходы к осмыслению существования

Существовали различные подходы к трактовке предназначения:

  • смысл кроется в духовной связи с самой жизнью;
  • предназначение выносится за пределы действительности;
  • человек сам устанавливает цель собственной жизни;
  • смысл жизни отсутствует.

Первый подход включает в себя религиозную версию, согласно которой Бог задал смысл жизни человеку при создании. Это означает, что каждую личность он создал по своему подобию, обеспечил свободной волей. Поэтому главный смысл человека заключается в усовершенствовании до божественного образа путем сохранения и очищения собственной бессмертной души.

Важно! Согласно философскому взгляду, смысл жизни человека кроется в процессе улучшения духовного развития. При этом не важно, как, к примеру, женщина жила до осознания предназначения

В отличие от религиозной концепции, смысл жизни кроется в ней самой.

Для второго подхода характерен вынос смысла жизни за пределы человеческого существования. Согласно этой концепции, развитие индивида должно проходить на благо грядущего поколения, а также во имя справедливости, культуры и идеалов. Такой подход делает человека средством достижения целей будущего населения Земли. Сторонники третьего подхода считают, что сознательная и волевая личность самостоятельно способна придумать для себя смысл жизни.

Важно! Воля, которая игнорирует человеческое бытие и навязывает собственные условия существования, может привести к опасности: крушению целей, пустоте и даже гибели. Для четвертого подхода характерно отсутствие какого-либо смысла человеческой жизни

Согласно этому взгляду, человек приходит в этот мир случайно и покидает его аналогичным образом. Если во вселенной цикличны все процессы, то события смерти и рождения повторяются без какой-либо миссии

Для четвертого подхода характерно отсутствие какого-либо смысла человеческой жизни. Согласно этому взгляду, человек приходит в этот мир случайно и покидает его аналогичным образом. Если во вселенной цикличны все процессы, то события смерти и рождения повторяются без какой-либо миссии.

Его цель и предназначение

О главном предназначении человека споры ведутся до сих пор.

Основные вопросы, которые волнуют людей

В философии существует множество точек зрения, которые пытаются «открыть глаза» на цели пребывания индивида на Земле:

  1. Согласно атеистическим взглядам, главное предназначение живых существ – воспроизводство себе подобных. Жизнь человека может стать ценностью только в том случае, если он сможет улучшить собственный труд и реализовать создание продуктов и товаров.
  2. Главной целью человека, согласно нигилистическим взглядам, выступают получение удовольствия от жизни, а также удовлетворение основных нужд.
  3. Гуманистический подход к предназначению индивида на первый план ставит науку биологию и биологическое воспроизведение, в совокупности с расширением повсеместного благополучия.
  4. Согласно трансгуманизму, предназначение каждого индивида кроется не только в улучшении человеческой расы, но и совершенствовании тела при помощи новых технологий.
  5. Прагматичный подход требует от людей ставить перед собой только те цели, которые позволяют ценить жизнь. Также прагматики утверждают, что собственное предназначение человек способен узнать только опытным путем. Вчерашние ошибки – это важный ключ к сегодняшней комфортной жизни, поэтому они занимают ключевое значение в существовании индивида.

При размышлении о том, что такое жизнь для каждого человека, каков ее состав, нельзя прийти к какому-то одному выводу. Множество подходов к познанию предназначения позволяет выбрать собственный путь. Относиться ли к жизни как к дару или не видеть в ней ценности, каждая личность решает самостоятельно.

СПАДИЛО.РУ

Вступление

Смысл жизни невозможно определить однозначно. В нем скрывается множество аспектов, сторон и вариантов. Жизнь оценивается полнотой, способностью заниматься тем, что тебе нравится, свободой выбора

Чтобы не утрачивать смысл своего существования, важно трудиться над развитием ума и физической формы

Проблема

Для чего же живет человек? Проблема смысла жизни всегда интересовала писателей и философов всего мира. Ей заинтересовался и автор предложенного для анализа текста Б.Л. Васильев, писатель и публицист. Его волнует вопрос, для чего человеку энергия, не соизмеримая с его реальными потребностями и длительностью жизни.

Комментарий

Иван Крамской. Христос в пустыне.

Ответы на свои вопросы автор ищет в анализе разницы между людьми и животным миром природы. Природа продумала все до мелочей, она одарила животных ровно тем количеством жизненных сил, сколько им нужно для благополучного существования. Братья наши меньшие настолько поглощены процессом жизни, что не знают о вероятности его прекращения. Человек же рожден для того, чтобы достигать все больших вершин, постоянно следовать новым непреодолимым целям, воплощать свои мечты в жизнь. Он словно по крупицам собирает разнообразные смыслы. Для многих людей смыслом становится их работа, так как именно деятельность придает каждому моменту особую значимость.

Авторская позиция

Отвечая на вопрос, в чем заключается смысл бытия, Б. Васильев вспоминает слова отца, которые были непонятны ему в детстве. Человек существует, чтобы достигать как можно большего, не останавливаться в собственном развитии. Следовательно, смысл жизни в «упорном, ежедневном, исступленном труде».

Своя позиция

Я полностью разделяю убежденность автора текста. Человек отличается от животных наличием разумной составляющей, которая заставляет представителей нашего вида не только беспокоиться о выживании, но и воплощать в жизнь смелые идеи при помощи целеполагания, настойчивости и способности трудиться.

Аргумент №1

Множество героев русской и зарубежной литературы посвятили себя поиску смысла человеческой жизни. Таков Пьер Безухов из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Произведение подробно рисует перед читателем изменения внутреннего мира героя, его убеждений и мыслей. В молодости Пьер славился разгульной жизнью, наполненной кутежом и развратом. Но постепенно он дорастает до мудрого взрослого мужчины, познавшего войну, плен, страдания. Его мировоззрение полностью изменилось, он понял, что единственный смысл жизни – продолжать двигаться, трудиться, строить будущее во имя своих детей. Только приняв истинные законы существования, он выстраивает гармонию в семейной жизни, начинает выстраивать новую реальность для своей семьи.

Аргумент №2

В романе А. Гончарова «Обломов» представлены два противоположных по складу характера и убеждениям героя – Илья Обломов и Андрей Штольц. Они знают друг друга с детских лет, вместе преодолели немало трудностей, при этом смыслом жизни для них являются абсолютно разные понятия. Для Ильи Ильича самое главное – удобно разместиться на диване в сальном халате и предаться размышлениям о родной деревне Обломовке, где никто ничего не делает, а главной ценностью является сон и дремота. Штольц же не способен представить жизни без труда и образования. Благодаря подобным устремлениям, он благополучно находит свое место в высшем обществе, хотя является выходцем из небогатой семьи.

Вопросы смысла жизни периодически появляются в сознании каждого человека. Все мы имеем право отвечать на них по-разному, однако невозможно представить, что кто-то способен снизить значимость труда, развития, движения вперед к собственным целям. Только такие действия способны наполнить наше существование смыслом.

Социальная психология

В конце XIX — начале XX века австрийский психолог, психиатр и мыслитель Альфред Адлер писал:

«С медицинской точки зрения, все органы развиваются в направлении конечной цели … Развитие души аналогично развитию органической жизни. У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации… Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла»

— Адлер, А. «Наука жить»

При этом он придерживался идеи, что истинные смыслы жизни — общие, те, которые другие люди могут разделять и принимать для себя. Смысл возможен лишь в коммуникации: слово, которое означает что-то лишь для одного человека, было бы лишено смысла. То же относится к целям и действиям; их единственный смысл — смысл для других.

Позже понимание смысла жизни в науке начало сдвигаться в сторону большей индивидуализации. Так, американский психолог Карл Роджерс, один из создателей и лидеров гуманистической психологии, в книге «Теория личности» говорит уже о сугубо индивидуальном характере смыслов жизни. По его утверждению, каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире переживаний, центром которого он является, и только небольшая часть личного мира индивида переживается сознательно.

«Важная истина относительно личного мира индивида состоит в том, что подлинный и полный смысл его может знать только сам индивид… только сам индивид может знать, как он воспринимает то или иное своё переживание. Я никогда не могу со всей очевидностью и полнотой знать, как вы воспринимаете булавочный укол или свой провал на экзамене. Для каждого человека мир его переживаний является в самом прямом смысле индивидуальным, личным миром».

— Роджерс, К. «Теория личности»

Наиболее полно тему смысла жизни исследовал австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл. Франкл утверждает понимание смысла жизни как категории не всеобщей, а индивидуальной, разительно различающейся не только от человека к человеку, но и в разные периоды жизни индивида. Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлён только этим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни в современном понимании — это врождённая мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. На проблеме потери смысла жизни, которую сам учёный называл экзистенциальным вакуумом, основана его психиатрическая школа логотерапии.

Ряд новейших исследований показал: люди, старающиеся жить со смыслом, чаще сохраняют живость ума в старости, здоровее психически и даже живут дольше, чем те, чья цель — получение удовольствий. Дэвид Беннет из Медицинского центра университета Раша (Чикаго) и его коллеги, изучив 950 человек, которым в среднем было по 80 лет, отмечают: «Те, кто считал свою жизнь более осмысленной, также реже испытывали трудности при самообслуживании в быту и передвижении. А смертность за пятилетний период была среди них намного ниже — примерно на 57 % — чем у тех, кто не имел особых целей в жизни».

Осмысленность и бессмысленность

Смысл — то, что человека вдохновляет на всю жизнь — может быть приобретено как в старости, так и в болезни, а также в ситуации, которая кажется тупиковой, и тем более люди, у которых есть молодость, материальные возможности и временная перспектива. не следует мириться с потерей смысла.    

Смысл — это не просто удержание в сознании определенной ценности или даже понимание значения некоторых факторов. Смысл — это всегда переживание, эмоциональное состояние и положительное состояние (мы сказали выше по той причине, что без него человек не может быть счастлив). Давайте кратко сравним состояние осмысленности и бессмысленности, чтобы лучше понять, в чем именно выражается наличие смысла жизни.  

Этапы жизни человека

Многие начинают отсчитывать человеческое существование с момента, когда новорожденный появляется на свет и возвещает об этом своим криком. Но, с точки зрения пренатальной психологии, начало жизни относится к зачатию.

Если тебе посчастливилось стать мамой, вспомни, как весь мир, будто замер, когда ты впервые услышала биение сердца своего малыша, почувствовала его шевеление или увидела отпечаток ножки на своем животе.

Примерно с 20-й недели от зачатия чудо, живущее внутри тебя, начинает воспринимать звуки. Оно не понимает слов, но улавливает интонации, реагирует на приятную музыку, сжимается от резких звуков. Жизнь его наполняется прикосновениями, ощущениями, вкусом.

Смысл жизни с точки зрения психологии

После рождения ребенок начинает воспринимать мир вокруг себя через взаимоотношения с родителями, близкими людьми. Наступает время, когда он их узнает, начинает им улыбаться. Он учится капризничать, требовать, получать удовольствие.

Постепенно приходит желание быть самостоятельным. Оно появляется с первыми шагами, когда малыш отрывается от мамы и сам пытается достать желаемое или просто бежать, перебирая ножками. Желание воплощается в «Я сам», попытках самостоятельно регулировать свой мир.

Уже после 3 лет ребенок учится думать, планировать, мечтать. Он впитывает в себя правила, начинает осознанно следовать им и в то же время готов задавать вопросы, спорить, выражать свое мнение. В школу он приходит осознанной личностью со своим характером и интересами.

Но в младших классах ребенок еще послушный, позитивный. Негативизм, готовность к протестам, к защите своих прав приходит в подростковом возрасте. Тогда он начинает чувствовать себя взрослым, в нем бурлит жизнь. Он спрашивает, зачем живет, какая в этом заключена цель.

Часто подростковый возраст рождает идеалы, желание следовать им и подражать. Идеалы остаются в юношестве, раннем взрослом возрасте, а потом исчезают. Человек вдруг оказывается наедине с собой, своими проблемами, неудачами, нереализованными попытками достичь целей.

Наступает время, когда понимаешь, что в мире ты одна, и в твоих руках сделать свою жизнь глубокой, счастливой, стоящей. Ты начинаешь искать ее смысл, пытаешься наполнить любовью, интересами, стремлениями.

Если этот период внутренней перестройки пропустить, не суметь обнаружить внутреннее понимание и значение жизни, тебя может ждать безликое существование и ожидание неуютной, жалкой старости. 

Собственно, старость это период угасания. Многим он видится серым, мрачным, наполненным болезнями. Но для тех, кто готов жить, реализовывать себя, помогать другим, радоваться, учиться, это время такое же богатое, как и любое другое.

Оно больше не ассоциируется со смертью, но дает понимание, что жизнь в тебе не останавливается. Благодаря тому, что ты отдаешь частичку себя другим людям, она будет продолжаться в них, их внуках, последователях.

Подобное понимание этапов жизни превращает ее в непрерывный процесс, когда рождение и умирание – отдельные стадии бесконечного человеческого развития, передачи опыта, добра и любви.

Смысл в получении удовольствий

Многим кажется, что мы живём и работаем для получения удовольствий: секс, еда, развлечения. Это мнение имеет право на существование. Ведь мы постоянно работаем, чтобы заработать денег на отдых, на еду, на развлечения. Но, с другой стороны, так можно вставить себе в мозг два электрода в центр удовольствия, подключить батарейку с кнопкой и балдеть ежедневно, не выходя из дома. Интуитивно понятно, что мы не для этого родились.
Но также понятно, жизнь должна быть насыщена чувствами и эмоциями: радость, удовольствие, эйфорию, энтузиазм, азарт, интерес, счастье и др. Без этих эмоций человек уже не совсем человек. А вот вопрос по поводу отрицательных эмоций, нужны ли они человеку — вопрос спорный, наверное некоторым экстремалам нужны и другие эмоции, к примеру чувство страха при прыжках с парашютом и пр., и наверное кто испытывает необходимость в таким чувствах и эмоциях, тот доложен их получать. Но эмоции должны быть настоящими, получаемыми не от электродов в мозгах, не только от книг и телевизора, а пережитыми реально, с друзьями, во время путешествий и пр.

Подмена счастья

По сути мы свою жизнь проживаем, ублажая свои чувства. И если у нас по какой-то причине это не получается, мы глубоко несчастны. Именно наши не сбывшиеся ожидания, желания, порождаемые чувствами, приносят нам боль и разочарования. Чувственные наслаждения — это ложное счастье. Если наслаждение, исходящее от нашего чувственного восприятия — это подмена, так что же такое истинное счастье?

Как не горько осознавать, но выходит, что:

                                    СЧАСТЬЯ В ЭТОМ  МИРЕ НЕТ!!!

Сначала с молодости было трудно согласиться с этим, ведь мир так прекрасен, а впереди ещё столько всего. Но потом, пройдя определённый жизненный путь, наоборот, стало трудно не согласиться с этим, оглядываясь на окружающую действительность.

Сейчас, наверное и вы категорически не согласны со мной и скажете: «Бред!» А кто постарше угловато кивнёт головой в знак согласия, они-то знают не по наслышке о счастье.

Ваше несогласие внутри вас вызвано всё теми же чувствами, жаждущими наслаждений: «Как это так – нет счастья? Есть! Мне было хорошо, когда… и может стать хорошо, если….». Хорошо было не вам. Наслаждение испытывали ваши чувства. А настоящее счастье не ограничивается какими-либо условиями, оно безусловно.

Вот это самое чувственное наслаждение, получаемое от соприкосновения наших 5 чувств с их объектами мы и считаем счастьем. Великое судьбоносное заблуждение считать состояние наших чувств счастьем. Настоящее счастье не ограничивается какими-либо условиями, оно безусловно, без всяких «если…» и «когда…» и имеет совсем другую природу.

А чувства и желания разрушают нашу жизнь, именно они приносят нам боль и разочарование, но причину мы видим не в себе, а обвиняем своих близких, коллег, друзей, детей, страну, врачей, кого угодно. Потому что мы считаем себя лучшими и всегда правыми.

Такая позиция тоже даёт нам определённую форму удовольствия — признание! Да, мы всегда жаждем признания. Нам хочется нравиться, быть не такими, как все. И если нам не дают этого удовольствия окружающие, мы отвоёвываем его себе сами. Разными способами, когда скандалами, когда обидами, требованиями, претензиями, критикой, унижением других, осуждением.

Как успокоиться

По словам создателя учения о стрессе, Г.Селье, стресс – это аромат и вкус жизни. Не следует его избегать, потому что полная свобода от стресса означает смерть.

Для того чтобы успокоиться, нужно научиться правильно организовывать свой отдых. Хорошо помогает смена деятельности. Если человек занимается интеллектуальным трудом, то на выходных ему следует заняться спортом или выехать на природу.

Также можно прибегнуть к аутотренингу: «Я полностью расслаблен, по телу разливается приятное тепло. Мой пульс замедляется, становится ровным. Я расслабляюсь, мой пульс медленный».

Также следует делать массаж. Он способствует улучшению кровообращения и повышению мышечного тонуса.

Медитация также помогает успокоиться

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: