Определение и сущность
Возрастная периодизация по Эриксону — это этапы становления, которые личность проходит от момента рождения до смерти. Психоаналитик выделил 8 стадий, расширив классическую теорию психоанализа.
Процесс развития длиться непрерывно всю жизнь, каждый этап сменяет предыдущий при успешном или неудачном преодолении специфических кризисных моментов.
При благоприятном прохождении развиваются такие качества как воля, надежда, уверенность, целеустремленность, верность, забота, любовь, мудрость.
Эриксон делал акцент на «Эго-идентичности», целостность развития личности достигается несмотря на влияние внешних факторов, социума.
Периодизация помогает ответить на вопрос «Кто я?», найти баланс между психикой личности и ролями, навязанными обществом.
Теория развития личности интересна не только с точки зрения психоанализа. Познавательна для родителей, сталкивающихся с детскими кризисами, педагогов, формирующих будущее поколение, бизнесменов, создающих продуктивную команду, и самой личности, познающей свое Я. Концепция дает некоторые педагогические решения для успешного преодоления специфических кризисов.
Процесс развития может проходить пассивно или активно при участии авторских инициатив человека. Возрастная периодизация описывает пассивное, естественное развитие здоровой личности, отмечая вершины успешно прошедших кризисов.
Используется для психоанализа при возникновении сбоев психики вследствие внешних обстоятельств или при приобретении отрицательного опыта на определенной стадии. В концепции указывается связь между специфическими кризисами и возрастными этапами, отмечаются адаптивные, успешные пути развития.
Теория Эриксона, разработанная в прошлом столетии, стала основой для дальнейшего развития психоанализа. Исследования развития стадий личности продолжили последователи классического психоанализа. Так Джеймс Марсиа продолжил разработку статусов идентичности на стадии отрочества.
Американский психолог Джон Хилл рассматривал в своих работах глубинные процессы психического развития личности. Исследования Дж. Коте и Ч. Левина о психоаналитической социальной психологии базируются на возрастной периодизации.
Критиковали концепцию Эриксона преимущественно представители нативизма, считающие, что характеристики зрелой личности предопределены с момента зачатия. Главную движущей силой формирования психики называют наследственность, минимизируя роль влияния среды, культуры, социума.
Шизоиды
Принадлежат к самому беспроблемному типу стариков – шизоидные личности ждут пенсии как праздника, легко переносят возрастные осложнения и сужение социального круга. Изначально не склонны к эмоциональной вовлеченности в отношениях, им комфортно наедине с собой и своими мыслями, не нуждаются в друзьях, частых звонках и визитах родственников, их не волнует жизненная самореализация. На пенсии предпочитают безвылазно сидеть дома или в тихом уединенном месте, спокойно воспринимают потерю супруга, смерть старых знакомых: «Наконец-то меня все оставят в покое!» Единственный источник стресса для них – необходимость ходить в продуктовые магазины или больницу, переезжать на новое место, жить в зоне большого скопления народу (коммуналка, дом престарелых).
Список литературы
- Иконникова, Н. И. Концепции современного естествознания: Учебник. пособие для студентов вузов / Н. И. Иконников. — М.: UNITY-DANA, 2016.
- Караванова, Л.Ж. Психология: Учебник для бакалавров / Л.Ж. Караванов. — М.: Дашков и К, 2015.
- Мусийчук, М. В. Методологические основы психологии: учебное пособие / М. В. Мусийчук. — М.: КРЕМЕНЬ, 2018.
- Туман-Никифоров, А.А. Понимание природы и сущности человека: от философской антропологии к гуманистике: монография / А.А. Туман-Никифоров, И.О. Туман-Никифорова. — Красноярск: Сиб. Фидер. ун-т, 2017.
- Чумаков, А. Н. Философия: Учебник / Под ред. Чумаков. — М.: Учебник вуза: НИЦ ИНФРА-М, 2011.
- Реферат на тему: Методы философских исследований
- Реферат на тему: Индуктивный метод Ф. Бэкона
- Реферат на тему: Религиозно-философские мотивы в эпосе Древней Греции
- Реферат на тему: Верования и праздники древних славян
- Реферат на тему: Философия о самой себе, своей сущности, месте в жизни общества
- Реферат на тему: Поиски Бога в русской философии
- Реферат на тему: Диалектика и метафизика как методы познания
- Реферат на тему: Структура и функции общественного сознания
- Реферат на тему: Роль интернета в современном мире
- Реферат на тему: Наука в системе культуры
- Реферат на тему: Человек и природа
- Реферат на тему: Научная и промышленная революция 16-17 вв. Их влияние на формирование философской мысли
Определение своего социального возраста
Итак, с понятием социального возраста и его взаимосвязью с биологическим и психологическим мы разобрались. Теперь возникает вопрос, как же определить свой социальный возраст? Для этого оцени следующие показатели своей жизни:
- Оценка нравственно-правового уровня. К ней относится усвоение принятых в обществе правил и норм поведения, умение вести себя соответственно ситуации, знать свои права и обязанности.
- Оценка социального статуса. Здесь оценивается занимаемое в обществе положение, профессиональные достижения, включение в различные социальные группы.
- Социально-демографическая роль. Определяется состояние в браке, наличие детей, выход на пенсию.
- Степень профессионализма, карьерные успехи и достижения.
После того как ты оценила описанные выше пункты, сравни полученные результаты со среднестатистическими показателями. Так примерно ты сможешь оценить свой социальный возраст.
В интернете также можно найти множество специализированных тестов по определению своего возраста. В них предлагаются вопросы, по итогам которых можно получить результат. Но самостоятельное прохождение тестов без умения их интерпретировать может привести к некорректным результатам.
Тогда лучше обратиться к специалистам. Психолог подберет подходящий для тебя вид теста и сможет подробно расшифровать результат, указать на твои достижения и отметить возможные проблемы.
Престиж
Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех старших классов перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.
Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.
Депрессивные люди
Люди, склонные к депрессии, часто оказываются не готовыми к старению и снижению своих возможностей, из-за чего чувствуют себя неполноценными и недостойными любви. Могут сожалеть об утраченной юности, испытывать чувство вины за то, чего так и не сделали. Последнее приводит к двум реакциям: интроверты изолируются от окружающих, наказывая себя за прошлое; экстраверты защищаются от пустоты механизмом гиперкомпенсации – чрезмерной активностью в социальной жизни, уходом в религию, волонтерство. «Раз я не могу помочь себе, нужно помочь другим». Сложно переживают утрату близких – быстро заболевают и уходят следом.
4 Критические и кризисные периоды
Л.С.
Выготский ввел в психологию понятие
«критический период». Под ним он понимал
глобальные перестройки на уровне
индивида и личности, происходящие в
определенное время. Критический период
бывает спокойным по развитию (лизис) и
переломным (кризис). Л.С. Выготский
отмечал, что данные периоды выступают
как «поворотные пункты в детском
развитии, принимающие иногда форму
кризиса… развитие иногда приобретает
бурный, стремительный, иногда
катастрофический характер» и считал,
что «развитие здесь в отличие от
устойчивых периодов совершает скорее
разрушительную, чем созидательную
работу» (Выготский Л.С., 1991). Но он отмечал
и позитивные тенденции развития, которые
составляют главный и основной смысл
всякого критического периода. В конце
каждого переходного периода формируются
новые свойства и качества, которых не
было в предыдущем периоде, – их
называют новообразованиями.
На
протяжении всей жизни человека отмечается
не один критический период. Выготский
выделил несколько таких периодов: период
новорожденности, одного года, трех лет,
шести-семи лет, подростковый период.
Некоторые исследователи выделяют
критические периоды взрослости.
В
физиологии критические периоды получили
название возрастных кризисов. Возрастные
кризисы! – это реакции организма
человека на перестройку физиологических
процессов в различные возрастные
периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из
которых кладет начало новой фазе
жизненного цикла. Переходы из одного
возрастного периода в другой связаны
с изменением физических данных и
психологических характеристик ребенка,
с целостной перестройкой его организма
и поведения. Поведение детей во время
такого перехода обычно меняется не в
лучшую сторону, многие становятся
замкнутыми, раздражительными, что
вызывает беспокойство взрослых. Таким
образом, возрастной кризис свидетельствует
о том, что в организме и психологии
ребенка происходят существенные
перемены, что на пути физического и
психологического развития возникли
трудности, с которыми ребенок сам не
может справиться. А преодоление кризиса
является подтверждением тому, что
ребенок уже находится на более высоком
уровне и перешел в следующий психологический
возраст.
Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.
Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.
Рождение, взросление, развитие, старость — все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.
В чем проявляются общественные амплуа
Позиции, которые занимает человек, выражены в его обязанностях или в ожидании от него соответствующего поведения. Если условия существования в обществе гармонируют с системой ценностей и взглядом конкретной личности, соблюдать «законы» будет просто. Но несовместимость подобных установок может привести к конфликтам и даже трагедиям.
Яркий пример соц. роли – взаимодействие родителей и детей. Мама и папа должны воспитать своего ребенка, кормить, одевать, дать ему образование и поставить на ноги. Это заключено на формальном уровне и считается общепринятым фактом.
После лечения пациент приносит своему врачу цветы, конфеты или другие подарки. Он не обязан этого делать, но это является негласным правилом, сложившимся в группах.
Для стабильного и успешного существования каждому необходимо четко осознавать собственную позицию и следовать установкам. На моих консультациях я помогу определить, как необходимо вести себя в определенной ситуации, чтобы выйти из нее победителем.
У индивида
Индивидуумом считается конкретный человек, как отдельная частичка механизма. Он наделен собственными характеристиками, свойствами и качествами, определяющими его принадлежность к Homo Sapiens.
Это обезличенный термин. Он не включает в себя половые, возрастные или профессиональные категории. Но это не означает, что он не входит ни в какую общественную группу. Социум также накладывает на него ожидания. А именно, на то, как должна вести себя персона в соответствии с общепринятыми установками.
У личности
В процессе обучения и адаптации к жизни любой приобретает персональные свойства и качества, переходя в личностный статус. В тот момент, когда вы перестаете делать то, что и другие, а начинаете принимать решения сами и брать на себя ответственность за них – вы переходите на новый уровень психического развития.
Вместе с тем, делая выбор, лицо обозначает для себя определенные обязанности. Они всегда проходят оценку обществом, могут быть одобрены им или нет. Например, такое амплуа, как преступник, вряд ли найдет поддержку среди окружающих.
Но нужно понимать, что конкретное положение не определяет модель поведения детально. То, как ведет себя человек, зависит от усвоения данного места, интернализации. Все это, в свою очередь, связано с психологическими особенностями личности. Таким образом, занимаемая позиция имеет некую совокупность возможностей, представленную для индивида.
Социальная роль гражданина: примеры
Это персона, являющаяся частью государства. Она имеет все предоставляемые ей права. Но при этом от нее ожидается выполнение законов данной страны. Все правила и свободы прописаны в законодательных актах, в том числе и Конституции. Так, например, мы обязаны платить налоги, сохранять и заботится о природе и окружающей среде, бережно относиться к природным богатствам.
Понятие «времен года» по Пифагору
Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:
- Весна – время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
- Лето – период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
- Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
- Зима – период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.
Критерии и принципы
Эрик Эриксон стал последователем Зигмунда Фрейда, расширив его теорию психосексуального развития. По З. Фрейду человек является биологическим существом, руководствуется инстинктами жизни и смерти. Поведением управляет либидо, находящее разрядку в сексуальном поведении. Э. Эриксон расширил понятие развития личности, рассматривал через призму влияния социума.
Согласно его концепции, ценности и нормы общества передаются в процессе воспитания. Становление происходит под воздействием социума, навязывающего определенные роли, ценности, идеалы.
На каждом этапе личность проходит определенные стадии, зависящие от биологического возраста. Постепенно, шаг за шагом происходит процесс идентичности, удается определить себя как целостную личность в обществе.
Основные принципы:
- Социум является основной средой формирования личности.
- Развитие происходит непрерывно от рождения до смерти.
- Процесс становления проходит последовательные стадии.
- Этапы жизни идентичны для всех.
- Переход от стадии к стадии сопровождается личностным кризисом, человек может успешно пройти или не преодолеть этап.
- Кризис сопровождается потерей идентичности, задачей психоанализа является ее восстановление.
Эриксон считал, что первичной мотивацией является социальная, а не личностная.
Концепция базируется на следующих тезисах:
- Индивидуальные различия — у каждого человека своя сила Эго.
- В когнитивных процессах участвует бессознательное, проявляющееся через символы, игры.
- Общество определяет путь развития человека.
- Гендерные отличия обусловлены биологическими особенностями мужчин и женщин. Половая специфика развития зависит от силы либидо.
- Эпигенетика — рост и развитие человека соответствует определенному плану, в соответствии которому возникают части, главенствующие в определенный период. Основная задача каждой стадии — сформировать функциональное целое (здоровое эго).
Ролевой конфликт
Когда человек занимает высокое положение в одной группе и находится внизу иерархической лестницы в другой, конфликт неизбежен. Она может быть внутренней, когда человек испытывает дискомфорт в тишине, или может перерасти в конфронтацию с коллегами. Примеры ролевого конфликта встречаются часто, например, когда пожилой человек является мальчиком на побегушках у более молодого начальника. Или когда этот начальник отдыхает с друзьями, которые относятся к нему с определенным презрением, совсем не так, как его подчиненные.
Если социальный статус мужчины высок, он будет стараться всеми средствами сохранить его. Конечно, всегда найдутся люди, которые не удовлетворены своим положением и хотят подняться выше, обрести большую значимость в обществе. Это порождает конкуренцию внутри группы, что позволяет самым сильным и приспособленным членам общества пробиться наверх.
Особенности основных этапов существования личности
Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.
Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.
Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.
Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.
Влияние ценностей на поведение человека
Поведение — совокупность движений, поступков и действий человека, которые могут наблюдаться другими людьми, а именно теми, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность, в отличие от поведения, может быть внутренней и внешней. Поведение относится только к последнему. Поведение — это внешняя форма проявления деятельности, т.е. это только один из ее аспектов. Поэтому говорят, что поведение может быть только явным, видимым. Поведение — это непосредственно наблюдаемая деятельность.
Сравнивая деятельность и поведение, легко увидеть разницу. Деятельность включает в себя осознанные цели и запланированные действия. Она выполняется ради какого-либо вознаграждения, которое служит внешним стимулом, например, заработок, гонорар, продвижение по службе. Поведение не содержит цели как основного, определяющего элемента. Чаще всего оно вообще не имеет цели. Но у поведения есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним стимулам .
Как социальное существо, человек устроен таким образом, что все, что попадает в поле его зрения и вовлекается в круг его деятельности, наделяется смыслом
Смысл — это значение, придаваемое понятиям и объектам, составляющим социальное окружение человека, их важность и роль. Даже когда мы говорим, что та или иная вещь не имеет для нас значения, мы неявно помещаем ее на некоторую шкалу значимости, придаем ей минимальное или нулевое значение
Все понятия и объекты, составляющие социальное окружение человека, наделены различными значениями и занимают свое место на континууме.
Ценности располагаются вдоль континуума ближе к правому краю максимальной значимости. Ценности — это то, что нужно человеку и чего у него нет.
Социальные ценности — это то, что предназначено для удовлетворения индивидуальных, групповых или общественных потребностей. Очевидно, что ценности и потребности тесно связаны между собой; это две стороны одного целого. Если потребность — это движущая сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся снаружи.
Роль ценностей в человеческом обществе огромна. И неудивительно, что они выполняют самые разные функции. Они регулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом качестве их можно назвать ценностями-регуляторами. Ценности также проявляют себя как фундаментальные нормы, обеспечивающие целостность общества. Поэтому у них есть и вторая специальность — быть ценностными нормами. Одна из главных задач ценностей — служить мотивом поведения. Человек стремится получить то, что ему нужно, то, что он ценит, соответственно, он направляет свое поведение на конкретные ценности, причем направляет его осознанно. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Итак, ценности, потребности и мотивы взаимосвязаны в единое целое .
Шкала ценностей человека — это ядро его личности. Мы характеризуем человека как личность в зависимости от того, какими ценностями он руководствуется и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает одними из самых важных. Прежде всего, это этические и религиозные ценности. Они занимают верхнюю часть шкалы социальных ценностей. Никаких ценностей нет у животных и практически нет у младенца. То есть они не наследуются биологически. Они приобретаются в обществе в процессе социализации. По мере взросления человека формируется его система ценностей. Развитая система ценностей является результатом правильной социализации, а не предпосылкой.
Ценности отражают не только дефицит, потребность человека в чем-то, но и процесс социального сравнения. Люди не только ощущают свои потребности, но и осознают их, а осознав, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими, прежде всего с теми, кто находится на том же социальном уровне, выражает стремление к самореализации и самоутверждению.
Ценности — это не только механизм, но и результат социального сравнения, способ упорядочения элементов культуры.
Человеческая культура основана на том, что идеи, нормы, обычаи, правила и даже материальные памятники строго упорядочены. Другими словами, одни из них предпочтительнее других
Без определения не существует ранжирования, упорядочения ценностей по степени важности
Предпочтение — это субъективный процесс расстановки приоритетов социальных благ.
Параметры анализа
Социально-психологические параметры анализа личности следующие:
- Зрелость. Высшим уровнем зрелости является наличие определенных жизненных установок и взглядов. Зрелый человек в своих действиях руководствуется индивидуальной системой ценностей. Он занимает уважаемое положение в обществе и является объектом для подражания, не отказывается от своих взглядов даже под угрозой применения насилия. Такой человек может содействовать развитию других членов общества, которые берут с него пример. Незрелая личность отличается отсутствием четкой системы ценностей, низким уровнем социальной ответственности.
- Адаптация. Это степень приспособления человека к жизни общества. При конфликтной адаптации происходит непринятие общественных норм, что приводит к психологическому напряжению и сложностям с самореализацией. При средней адаптации человек вполне вживается в окружающую действительность и более или менее успешно функционирует в обществе. При высоком уровне адаптации индивид не только приспосабливается к окружающей действительности, но и успешно развивается в предложенных условиях.
- Адекватность. Это принятие и усвоение человеком существующих в обществе норм и принципов. Индивид не просто внешне подстраивает свое поведение под общепринятые модели, а внутренне преобразовывает себя в процессе социализации. Адекватных с социальной точки зрения людей отличает высокий уровень морали, нравственности.
- Идентичность. Это результат самоидентификации человека. Осознав свое «Я», индивид может сопоставлять выдвигаемые обществом требования и предоставляемые возможности со своими способностями и желаниями. В итоге вырабатывается механизм регулирования поведения в обществе с учетом представлений о себе.