12 психологических законов, которые помогут тебе узнать много нового о себе

Что означает понятие саморефлексии

Саморефлексия и рефлексия в общем – понятия совершенно разные. Но их путают, однако это убеждение верно лишь отчасти. Это отличие заключается в приставке «само», ведь человек, занимающийся саморефлексией, раскручивает только собственные мысли, образы. Он не пропускает сквозь собственные мысли мир внешних событий.

Саморефлексия даёт возможность познать своё «я», свои чувства и желания, проанализировать их.

Это очень полезно – не искать отклика в других людях, а при помощи нехитрых упражнений искать оценку и одобрение у себя в голове.

Постоянное прислушивание к чужим мнениям может привести к тому, что человек останется без самореализации.

Престиж технических профессий манит людей молодых, неопытных, в то время как руки требуют взяться за кисть, раскрыть творческий потенциал.

Часто это происходит, чтобы угодить родителям, забывая о собственных желаниях, потребностях.

Подавленные таланты делают жизнь вокруг скучной, тягостной, неинтересной.

Есть и другая сторона медали – гипертрофированное, постоянное прислушивание к себе, своим мыслям. Становясь невротиком, навязывая себе ненужные мыслительные процессы, человек забывает о красоте мира внешнего.

В итоге попросту становится невозможным наслаждаться жизнью, ведь все силы, вся энергия уходит на бессмысленный самоанализ. Это – ловушка.

Такие случаи нередки, но и выход прост. Это вдох полной грудью. Это попытка прислушаться к вещам материальным – дыханию, сердцебиению, чувству голода или желанию вдоволь поспать. Можно размять руки, ноги. Почувствовать, что помимо разума существует плоть, нуждающаяся во внимании.

Тем не менее, может развиться ипохондрия. Человек ищет у себя все возможные болезни, хотя, к примеру, имеет прекрасный иммунитет и никогда не страдал хроническими заболеваниями.

Есть даже такой термин, как «ложная беременность». Женщина внушает себе беременность, тем самым вызывая гормональный всплеск, тесты показывают две полоски, живот растёт, а выявить отсутствие беременности становится возможным только в лабораторных условиях, на УЗИ.

Пример HTML-страницы

Типы обусловливания поведения

В рамках изучения поведения стоит различать респондентное и оперантное обусловливание поведения. Два вышеуказанных ученых склонялись именно к изучению респондентного мотивирования, как раз-таки работающего по формуле «стимул-реакция», то есть за каждым мотивом следует определенный ответ в виде того или иного поведения.

Оперантное же обусловливание склоняется к формуле «стимул-подкрепление-реакция». То есть в данном случае мы руководствуемся не причиной нашего действия, а реакцией со стороны (поощрением или наказанием), и в зависимости от неё у нас складывается реакция.

Приведем пример. Ваш ребенок ходит зимой без шапки, вы за это переживаете, потому что он может заболеть. Джон Уотсон здесь предложил бы вам объяснить своему ребенку, что если он будет ходить с неприкрытой головой, он может заработать себе простуду. Либо в конце концов ваш ребенок заболеет, у него выработается реакция «хожу без шапки-болею», и он больше не будет выходить из дома в холод без головного убора.

Беррес Скиннер, как раз-таки разработавший идею оперантного обсуловливания, направил бы вас по другому пути и посоветовал бы ввести меру поощрения за то, что ребенок надевает шапку. Допустим, вы можете его похвалить, материально или идеально поощрить. Можно придумать что-то вроде этого: «Давай ты наденешь шапку, а я заберу тебя пораньше с занятий, и мы пойдем гулять». В такой ситуации ребенок наденет головной убор, потому что у него будет реакция на подкрепление – на то, что вы заберете его из школы пораньше.

При этом Скиннер указывал, что гораздо более твердо реакция закрепляется в случае поощрения, то есть позитивного подкрепления, а не наказания. Иными словами, если вы будете кричать, бить, оскорблять своих детей, вызывая страх и слезы, то реакция будет происходить, но при этом у личности будет развиваться низкая самооценка, излишнее переживание и тревога.

Обратите внимание, что таким образом мы можем влиять на поведение окружающих людей, то есть изменяя условия окружающей среды, мы вводим личность в то или иное психологическое состояния посредством мотивационного, стимулирующего механизма. Именно на этом основывается разработанная в США методика Прикладного анализа поведения (ПАП, с английского ABA – Applied behavior analysis), направленная в большей степени на терапию с людьми, страдающими расстройствами аутистического спектра (попросту говоря, с аутистами)

Давайте немного подробнее остановимся на данной методике

Именно на этом основывается разработанная в США методика Прикладного анализа поведения (ПАП, с английского ABA – Applied behavior analysis), направленная в большей степени на терапию с людьми, страдающими расстройствами аутистического спектра (попросту говоря, с аутистами). Давайте немного подробнее остановимся на данной методике.

5 принципов, которые помогут понять мотивы поступков

1. Со всеми людьми все хорошо

Любой человек является хорошим. Природа этого принципа в том, что в окружающем мире всё просто существует. Любой человек и любое явление являются нормальными.

С годами жизни у всех людей меняются точки зрения и видения ситуации. Каждый человек может меняться. И это нормально. С нами и с окружающими людьми все хорошо.

Постигая тот факт, что в каждую секунду жизни с нами все хорошо и мы совершенно нормальные, мы начинаем видеть гораздо больше, чем видели прежде.

2. У любого человека уже имеются все нужные ресурсы

Существует мнение, что все наши действия сознательные, поэтому происходящее воспринимается верно

Но на самом деле наш сознательный разум лишь фокусирует внимание на том, что мы можем объяснить или думаем что можем

Бессознательный разум, напротив, воспринимает абсолютно всю информацию, которая попадает в границы сознательного разума.

Он прекрасно справляется со всеми жизненными процессами и принимает верные решения для поддержания этих процессов.

Когда мы дадим себе разрешение довериться бессознательному разуму, перестанем нуждаться в советах и одобрениях других людей, так как наш бессознательный разум лучше знает, что нам действительно нужно.

3. Человек всегда делает лучший выбор из всех возможных в настоящее время

Милтон не принимал идею, что решения могут быть нехорошими. Он был убежден, что любое решение, принятое человеком в определенный момент времени, является оптимальным из всех вероятных.

Дело в том, что наш мозг состоит из трех слоев: ретикулярного, лимбического, неокортекса. Они отвечают за базовые потребности, социальное взаимодействие, интеллект, мышление.

Иногда эти три слоя имеют название «3 мозга». Выбор, сделанный на основе цельности, полагает, что человек поступает оптимальным образом, учитывая все возможности.

4. Причиной каждого действия являются положительные намерения


Photo by Cristian Newman on Unsplash

Порой многим людям кажется, что их действия противоположно направлены их желаниям. Либо они не могут объяснить причины тех или иных поступков.

Дело в том, что позитивные намерения каждого из нас находятся за пределами сознательного разума.

Но помните, что нами движут три слоя мозга, которые уже обработали информацию, хотя вы еще и не догадываетесь об этом, так как все произошло на бессознательном уровне. Главной их целью является выживание.

Под некоторыми действиями, которые вы не можете объяснить, всегда существуют положительные намерения, даже если вы их еще не поняли.

5. Изменения неминуемы

Внутренний мир каждого человека постоянно меняется. Из-за этого меняются убеждения и взгляды человека. У каждого из нас всегда есть реальный шанс двигаться в направлении намерений. А этот процесс и приводит к личностным изменениям.

После того как вы примете для себя эти принципы, они дадут вам доступ к вашим внутренним достоинствам и желаниям. Примите себя, ведь все, что вы делаете не напрасно. Обдумайте действия других людей, когда вы считали, что они поступают не по совести.

Сейчас вы можете понять, почему они поступали так, как вам не нравилось. Просто на тот момент времени они принимали то решение, которое было для них наилучшим. Их сознание принимало решение, руководствуясь позитивными намерениями для них.

  • Самые частые и работающие психологические уловки в общении, которые применяются против нас.
  • Зависимость от одобрения и способы её преодолеть.

Вербальное и невербальное общение

Коммуникация состоит из двух частей: вербальной и невербальной. Вербальное общение подразумевает использование осмысленной речи – одной из основных функций, отличающих человека от животных.

Выделяют три основные формы вербального общения:

  • устное речевое взаимодействие (монолог, диалог, полилог);
  • общение в письменном виде;
  • внутренняя речь (голос, сопровождающий человека на протяжении жизни и помогающий формировать мысли).

Невербальная коммуникация в психологии – это система знаков, используемых в процессе общения помимо слов. Большинство этих знаков собеседники используют бессознательно, именно поэтому невербальные сигналы могут стать отличным показателем истинных намерений человека.

В свою очередь, невербальное общение включает в себя ряд признаков:

  • жесты;
  • позы, положение тела в пространстве;
  • мимика;
  • визуальный контакт;
  • восприятие голоса (тембр, тональность, паузы в речи, характерные особенности произношения);
  • запахи;
  • тактильный контакт.

Обладая навыками «чтения» жестов собеседника, вы сможете лучше понять его, раскрыть истинные мотивы и цели общения. Для того, чтобы научиться этому, нужно постоянно наблюдать за людьми во время разговора.

Кроме того, значительную часть навыков можно приобрести в процессе самопознания: обращайте внимание на то, что вы чувствуете при деловых и личных контактах и какие позы при этом стремитесь занять. Это поможет не только лучше узнать других, но и научиться лучше контролировать себя

Задачи основных разделов психологии

  • РАЗДЕЛ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. Задача: изучить психику в обобщенном виде, то есть психику взрослого человека (средний возраст, любой пол) с нормальными данными (отсутствие серьезных заболеваний, адекватная социализация) в обычных условиях существования.

  • РАЗДЕЛ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Задача: исследовать поведение и психику человека, их развитие на разных жизненных этапах – от зачатия до смерти.

  • РАЗДЕЛ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Задача: рассмотреть взаимодействие людей в обществе (например, в группе, коллективе, национальной ячейке) и отличительные особенности их поведения вследствие этого взаимодействия.

  • РАЗДЕЛ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Объектом изучения является семья, а задачами – ее создание, укрепление и решение возникающих внутренних конфликтов.

  • РАЗДЕЛ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ занимается изучением эмоционального здоровья каждого спортсмена, получением и хранением информации по психологической диагностике, терапии и профилактике в работе со спортсменами, а также решает задачи по составлению и выполнению плана для индивидуального или командного развития спортсменов, как профессиональных, так и новичков.

  • РАЗДЕЛ РЕЛИГИОЗНОЙ ПСИХОЛОГИИ изучает религиозное сознание. Задачи: объяснить с точки зрения психологии индивидуальные эмоции, убеждения и поведение религиозных людей, а также выяснить, как эти факторы влияют на отдельного человека и общество в целом.

  • РАЗДЕЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ставит перед собой задачу изучить психические особенности ученика и педагога в условиях процессов образования, воспитания, обучения.

  • ПСИХОЛИНГВИСТИКА – раздел на стыке двух наук (психологии и языкознания). Задача: исследовать взаимоотношения речевой деятельности человека с его мышлением и сознанием.

  • РАЗДЕЛ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. Задачи: при помощи мер, укрепляющих и поддерживающих психологическое здоровье, предупреждать заболевания, приближать процесс выздоровления, обеспечивать легкость социально-трудовой реабилитации для здоровых и больных людей, а также изучать особенности психики профессиональных медиков и характер взаимоотношений пациента с медперсоналом.

  • РАЗДЕЛ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ имеет цели: исследовать различия психологических процессов людей, принадлежащих к разным типологическим группам (например, по социальному статусу, по классовой или этнической принадлежности, по возрастному параметру).

  • РАЗДЕЛ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА ставит перед собой задачу изучить психику сотрудника в условиях трудовой деятельности. Это большой раздел, который делится на составляющие подразделы, изучающие мышление людей конкретных специальностей (инженерная психология, психология торговли, военная, судебная, юридическая и так далее).

  • РАЗДЕЛ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ возник на стыке двух наук (психологии и физиологии). Задачи: установить, как взаимосвязаны физиология и психические процессы, определить роль отделов мозга и их влияние на поведение, разработать методы оценки статуса и реакций человека по его физическому состоянию.

  • РАЗДЕЛ ЗООЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ изучает психическую деятельность животных.

Конечно, это не все разделы обширной науки, а лишь малая их часть. За каждым из названых направлений стоят многолетние усилия огромного количества ученых, которые, не жалея сил и времени, проводили исследования, выпускали учебники, искали доказательства и факты, чтобы облегчить и улучшить жизнь человека.

4 этапа анализа потребительского поведения

Чтобы изучить потребности людей, их требования к продукту, мнения о других марках, требуется проводить анализ поведения потребителей. В результате аналитической работы выявляется уровень лояльности к бренду и удовлетворенности продуктом. Чтобы повысить эти показатели, возможно, придется пересмотреть ценовую политику, поменять каналы продвижения, нарастить объемы рекламы. От этого будет зависеть эффективность маркетинговой стратегии.

Анализ потребительского поведения ведется по нескольким направлениям, а также отображает основные факторы, влияющие на действия покупателей. Это:

Оценка потребностей. Она проводится, чтобы выявить, в чем клиент нуждается именно сейчас, какие проблемы у него есть.

Анализ ожиданий потребителей. Любой человек имеет свое представление об уровне обслуживания

Для маркетинга важно изучить эти ожидания и выработать стандарты предоставления услуг.
Изучение восприятия.

Качество сервиса. Оно должно отвечать нормам, в том числе и в плане технических и организационных аспектов.

Претензии

Это ценный источник обратной связи от клиентов. Несмотря на негативную окраску, жалобы помогают разобраться в проблемах и своевременно принять меры по их устранению.

Рассмотрим этапы изучения потребительского поведения.

Постановка задач. Здесь используются внутренние и внешние источники для сбора информации и для дальнейшего ее изучения и систематизации. Это могут быть как данные самой компании (например, маркетинговые отчеты), так и статистика извне

Во внимание принимаются результаты мониторинга потребителей, дилеров, посредников и конкурентов

  • Планирование исследования. Поведение потребителей изучается по четкому плану: определяется выборка (тип и количественный состав) и способ сбора данных (личное взаимодействие, наблюдение со стороны, почта).
  • Процесс сбора данных. Может осуществляться в виде интервью, анкетирования и дальнейшей обработки анкет, наблюдения, работы с отчетами.
  • Анализ полученной информации. Результатом исследований становятся данные, которые статистически обрабатываются. Затем делаются выводы и даются рекомендации.

Развитие самосознания

Разные ученые различно смотрят на проблему совершенствования этого качества. Например, В.М. Бехтерев считал, что самосознание у ребенка формируется еще раньше, чем сознание. С. Л. Рубинштейн был убежден, что самосознание развивается в процессе овладения речью и совершения первых попыток действовать самостоятельно. Проще говоря, начало наступает в возрасте 2-3 лет.

Самопознание начинается с того, что ребенок понимает границы своего тела. Этап наступает в один год. Можно считать, что с этого возраста начинает формироваться самосознание. Годовалый ребенок проявляет самостоятельность в манипуляциях с предметами. Чуть позже появляется самоузнавание – это способность понимать, что отражение в зеркале – это он сам.

Самопознание – изучение своих мыслей

Где-то в три года малыш учится употреблять местоимение «Я». Также он может давать себе простейшую характеристику – «хороший».

В дальнейшем активно формируется интеллект, благодаря чему происходит обретение умения оценивать (сначала – других людей, затем – самого себя). Самооценка пока зависит от мнения взрослых. Дошкольник учится осознавать себя во времени.

Для младшего школьного возраста характерны такие новообразования:

  1. Самоуважение, как правило, становится более уместным и дифференцированным. Мальчик или девочка различает свои физические и умственные черты, оценивает собственные способности на основе чужих результатов.
  2. В конце младшего школьного возраста ребенок все чаще описывает характерное поведение, может ссылаться на мысли и чувства, характерные для его внутреннего мира.
  3. Оценки обретают стабильность, объективность, начинают иметь не только аффективный, но и рациональный компонент.

В подростковом возрасте самосознание плавно становится таким же, как и у взрослых. Для этого периода характерно большое количество новообразований, в частности, таких:

  1. Постепенно образуются две новые формы самосознания: ощущение зрелости и я-концепция. Подросток начинает себя чувствовать взрослым.
  2. Заинтересованность собственным внутренним миром, что приводит к усложнению процессов самопознания. Проще говоря, в подростковом возрасте человек начинает изучать себя.
  3. Самооценка низка в целом и нестабильна, но может быть чрезмерно высокой (как компенсационный механизм). Одна из причин этого – отношение со стороны взрослых, как к ребенку, хотя человек себя уже не ощущает таковым.

Важно! Подростковым возрастом процесс формирования самосознания не ограничивается. Это бесконечный процесс, который продолжается вплоть до конца жизни

Изучение психологии поведения

По внешности и манерам малознакомого человека можно определить его принадлежность к социальному классу. А по поведению и жестам можно догадаться о роде его деятельности, должности, характере, сделать выводы о его искренности и открытости, уверенности в себе.

Поведение — это то, как человек проявляет себя по отношению к окружающему миру. Это движения, поступки, комплекс реакций организма в ответ на внешние импульсы, изменения. Иными словами, поведение — это проявление психической деятельности человека через физиологию, которое имеет общественное, социальное значение. Процессы поведения происходят во внешнем мире и регулируются сознанием, выражающим внутренний мир человека.

Специалисты поведенческого анализа используют в своей работе следующие методы:

  1. «Сцепление» — предполагает структуризацию решения проблемы, выделение небольших задач для решения глобальной цели. Таким образом, шаг за шагом решая простые задачи индивидуум приближается к достижению первоначальной цели;
  2. «Подсказка» — использование наводящих вопросов, сигналов или визуальных символов, стимулирующих желаемую реакцию;
  3. «Шейпинг» — представляет собой постепенное изменение поведения от имеющегося к желаемому;
  4. Перенос реакции с одной инструкции на другую — постепенное подведение индивидуума к аналогичной реакции на разные, но аналогичные стимулы;
  5. Метод мини-последствий — предполагает последовательное и повторяющееся использование подкреплений (каких-либо действий или иных последствий) в ответ на каждую реакцию индивидуума.

Несмотря на то, что в настоящее время бихевиоризм уже не является популярным направлением, поведенческий анализ (особенно прикладной) по-прежнему являются активно используемыми методами. В частности, их применяют для:

  • коррекционной работы с детьми и взрослыми, имеющими отклонения в развитии;
  • формирования корпоративного поведения в крупных компаниях и холдингах;
  • борьбы с фобиями, поведенческими расстройствами и зависимостями.

Однако, стоит отметить, что данный метод активнее используется в Америке. В современной отечественной психологии этот метод не так широко распространен так как:

1. Не подкреплен менталистическими объяснениями — поскольку поведенческий анализ является продолжением бихевиоризма, он базируется на восприятии поведения как цепочки последовательных стимулов и реакций. Данное убеждение идет в разрез с современными данными, что ставит под сомнение эффективность самого метода.

2. Сложные научно-технические формулировки — в настоящее время в России достаточно тяжело найти качественную литературу, дающую представление о поведенческом анализе. А та, что имеется — написана сложным научным языком, требующем особого внимания. Кроме того, сам поведенческий анализ предполагает учет огромного количества тонкостей.

3. Отсутствие быстрого результата — процесс поведенческого анализа на практике требует большого количества времени и терпения, то есть тех ресурсов, которых у современных ученых и практиков не так много. Кроме того, трата времени при отсутствии стопроцентной гарантии считается непозволительной расточительностью.

4. Упор на работу с детским аутизмом — основной сферой применения поведенческого анализа в России является коррекция детского аутизма. Таким образом многие наши соотечественники убеждены, что это практически единственный возможный способ прикладного применения поведенческого анализа.

5. Отсутствие возможности ознакомления с поведенческим анализом в образовательном учреждении — в настоящее время ознакомиться с основами поведенческого анализа и уж тем более стать сертифицированным специалистом в России можно только пройдя специальные платные образовательные курсы. В открытых источниках найти доступ к этой информации крайне тяжело. В образовательных учреждениях о поведенческом анализе в лучшем случае упоминают вскользь. Не углубляясь.

Таким образом мы видим, что поведенческий анализ, являющийся методом, вышедшим из неактуального в настоящий момент направления бихевиоризм, является одним из эффективных методов исследования личности. Однако, в силу ряда причин, активно не используется, а применяется узкими специалистами для решения определенных задач.

Список литературы:
  1. : АВА (AppliedBehaviorAnalisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.- 208с.
  2. http://www.behavioranalysiseducation.com
  3. http://aboutyourself.ru/behaviorism/chto-takoe-povedencheskij-analiz.html

Текст публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Формы самоанализа

Психологи выделяют несколько форм рефлексии. Каждая из них несет свою функцию и занимает определенное время. Существует три основных формы:

  1. Ситуативная. Человек анализирует одну определенную ситуацию. Она происходит в текущий момент. Такая форма анализа полезна для того, чтобы человек смог подстроиться под изменяющиеся события или присоединения новых факторов;
  2. Ретроспективная, при которой происходит оценка уже свершившегося события;
  3. Перспективная. Человек размышляет о предстоящей ситуации, планирует свои действия при том или ином развитии событий. Такой анализ помогает эффективно и рационально спланировать свои дальнейшие шаги.

Каждый из этих видов рефлексии может осуществляться как самой личностью индивидуально, так и группой людей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: