Феномен зловещей долины

Теория шести рукопожатий

Часто ли вам приходилось удивляться тому, что «Россия — большая деревня», ведь нередко оказывается, что почти с любым человеком у вас найдутся общие знакомые. Так вот.

Считается, что каждый житель планеты знаком с абсолютно любым другим человеком через цепочку знакомых, а затем знакомых знакомых. Звеньев в этой цепи пять. Все об этом слышали, но есть способ это проверить. И это немного вынесет вам мозг.

Итак, убедиться в достоверности теории можно с помощью списка друзей в любой соцсети (лучше брать ту, где у вас самый большой список друзей и сделать скидку на то, что не все знакомые вашей жизни в этом списке числятся). Далее алгоритм такой: нажимаем на случайного человека из списка, выбираем уже в его списке друзей такого же случайного незнакомца и продолжаем переходить по случайным людям из списка других «знакомых знакомых». Тогда внезапно окажется, что как минимум раз в шесть таких переходов вы будете встречать человека, с которым у вас есть общие друзья.

Можно пойти и от обратного — выбрать любую популярную личность (любопытнее будет, если у него мало друзей) и повторить процедуру с переходами на случайные страницы «друзей друзей». Общие знакомые также будут встречаться не реже, чем раз в шесть переходов.

Бегите проверять, но лучше дочитайте сначала статью — нам есть чем вас удивить.

Разумеется, эта теория работает и в жизни. Так, например, автор этой статьи через одно рукопожатие знаком с Киану Ривзом и нашел наконец возможность этим похвастаться.

А на invme можно расширить круг знакомств, чтобы рукопожатия связывали вас со многими людьми через меньшие промежутки знакомых. Создавайте события и знакомьтесь с местными пользователями!

Актуальность и история понятия

Феномен «зловещей долины» до сих пор обладает скорее эмпирическим, чем научным обоснованием. По-английски он называется «Uncanny valley» и под «valley»понимается «яма» на графике, характеризующем степень воспринимаемой «жуткости» наблюдаемых антропоморфных объектов, в особенности масок, кукол и роботов.

В самой общей форме такой феномен «жуткости» отмечал еще в начале XX века немецкий психиатр Эрнст Йенч (1867-1919). В 1906 году он писал, что «жуткость» как психологическое явление может возникать из-за наблюдения чего-то очень знакомого в тревожно-непривычном контексте. Он связывал такие переживания с неуверенностью, «является ли некоторая фигура человеком или, допустим, автоматом», либо «является ли безжизненный объект одушевленным».   

Именно в контексте робототехники и искусственного интеллекта ведутся наиболее интересные исследования «зловещей долины» в наше время. Человеко-машинные взаимодействия развиваются уже не один век, машины освобождают человека от тяжелой, опасной или рутинной работы. В начале-середине XX века считалось, что для улучшения взаимодействий между человеком и роботом логично приближать внешний вид роботов к человеческому, получая андроидов. Предполагалось, что постепенно роботы станут практически неотличимы от людей, настолько, что даже будут вызывать у человека симпатию. В научной кинофантастике именно в таком духе выдержаны образы андроидов из фильмов о «Чужих» — таковы, в частности, Эш (1979), Бишоп (1986) и Дэвид (2012). В том же ряду можно поставить Калдера из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1978). Все эти образы соскальзывают в «зловещую долину» как по сути самих персонажей, так и по оказываемому ими художественному эффекту.  Использование зловещей долины в качестве художественного метода будет рассмотрено ниже в этой публикации.

Итак, Масахиро Мори обратил внимание, что в робототехнике робот-машина воспринимается пользователем настороженно и враждебно, но для снижения такой тревожности и отторжения достаточно повысить сходство робота с человеком. Подобная «гуманизация» робота плавно улучшает восприятие робота человеком, пока не приводит к резкому спаду на этапе чрезмерно реалистичной имитации человечности

Мори также впервые отметил, что данный эффект интенсифицируется, если «страшный» объект движется. Сам Мори следующим образом описывал, как пришел к этой идее:

Далее он упоминает, что в его детские годы как раз разрабатывались первые реалистичные протезы, которые во многом и навели его на такие мысли:

Впоследствии данный эффект был отмечен не только в робототехнике, но и в компьютерной графике, и в компьютерных играх, где разнообразно моделируется сходство персонажей с человеком. Вот этот знаменитый :

График демонстрирует, что, в сущности, роботы и андроиды не попадают в «зловещую долину». То есть, большинство роботов все-таки находятся левее нее, а андроиды (из фантастических произведений), отдельно на этом графике не указанные – вероятно, правее, ближе к здоровому человеку. К 2009 году робототехника, вероятно, прочно обосновалась на правом склоне долины.

Туда ее вывел Хироси Исигуро (род. 1968), профессор Осакского университета, сконструировавший целую серию гуманоидных роботов; первых из них он назвал «геминоидами». Геминоид, выполненный в мужском облике, является приблизительным двойником самого Исигуро:

Этот робот обладает 50 степенями свободы (каждая степень свободы – это независимая координата перемещения или вращения; совокупность степеней свободы определяет возможные положения механизма в пространстве). Он настолько похож на человека, что даже читает в аудитории лекции самого Исигуро

Обратите внимание: даже состарившийся примерно на 10 лет профессор все равно очень похож на робота, а в 2009 году был от него практически неотличим

Женская модификация геминоида движется как человек, сидя без движения она может вполне сойти за человека:

Вернемся, однако, к левому краю долины, чтобы конкретизировать, с чего она начинается. Вот, например, киновоплощение робота C-3PiO из «Звездных войн». Он подчеркнуто механистичен, и при этом вполне антропоморфный. C-3PiO в большей степени похож на игрушку, чем на человека. Очевидно, что с человеком его не перепутать, и страха он, как правило, не вызывает:

Феномен Баадера-Майнхоф — эффект, когда начинаешь замечать

Рассказываем по-простому: если вы услышали про феномен Баадера-Майнхофа, то в ближайшую неделю вам будет казаться, что вы слышите о нем везде.

Работает эффект, когда узнаешь какой-то факт или новое слово, после чего его упоминания встречаются вам, как кажется, практически везде. Не удивляйтесь, если после прочтения пойдете слушать подкаст или залипнете на комментарии под видео на ютубе, и обязательно встретите что-то про Баадера-Майнхофа.

Эффект, когда узнаешь о чем-то не связан ни с мистикой, ни с совпадениями. Дело в том, что не знав заранее о каком-то явлении или слове, мы склонны игнорировать его в потоке информации.

Не забудьте заучить фамилию, чтобы блеснуть эрудицией на первом свидании — эффект Баадера Майнхофа.

Эффект полного провала

Феномен, от которого не страшно быть человеком.

О чем речь: призываем вас не бояться быть неуклюжим, ошибаться. Ведь в том, чтобы откровенно лажать есть и плюсы.

Психологи говорят, что ошибки и неудачи делают нас привлекательнее в глазах других людей благодаря «эффекту полного провала». И напротив: отталкивают нас те, кто никогда не ошибаются и ведут идеальный образ жизни.

Ведь промахи делают нас человечнее, а «идеальность» — напротив, вызывает недоверие и раздражение.

Изучали явление так: в ходе экспериментов были проведены викторины, в которых некоторые из участников роняли чашки кофе со стола. Удивительно, но другим участникам больше всего импонировали как раз эти неуклюжие люди.

Используйте это в своих целях — если есть возможность, не фатально оступитесь, чтобы набрать пару очков привлекательности. Лишним не будет.

Известные исследования “Зловещей долины”

Вот краткий обзор исследований, связанных с феноменом Зловещей долины. Начиная с робототехника, давшего название этому эффекту.

Открытие

Японский робототехник Масахиро Мори впервые ввел термин “Зловещая долина” (“bukimi no tani genshō”). В 1970-х годах, для описания того, как люди относятся к человекоподобным роботам.

Этот профессор робототехники заметил, что людям тем больше нравятся его роботы, чем более человечными они выглядят. Но только до определенного момента.

В этой “долине” близость человека к роботу внезапно ослабевает. Вызывая чувство страха, беспокойства или беспокойства.

Исследования в области искусственного интеллекта

Исследования Кембриджского университета показали. Что участники, которые рассматривали различные типы ИИ, такие как роботы-андроиды, механические и гуманоидные роботы, испытывали повышенную активность мозга. В областях, связанных с оценкой привлекательности визуальных стимулов.

Эта мозговая активность соответствовала гипотезе Зловещей долины. Участникам было удобнее работать с роботами, которые больше “походили” на человека. Но не с теми, которые были слишком близки к границе между человеком и не человеком.

Эта активность происходила в основном в зрительной коре и зоне, которые отвечают за расшифровку визуальных образов и различий в восприятии. А также за обнаружение человеческого взаимодействия. Важные компоненты интерпретации социальных сигналов.

Тот самый катающийся шар этажом выше

Феномен наблюдали даже те, у кого соседний и вовсе нет — звук падения огромного металлического шара у соседей, который звонко подскочил и покатился по полу. Еще и спать помешал.

В интернете по этому поводу кипят обсуждения на тысячи комментариев, но внятного объяснения от ученых мир пока что не слышал. Основная версия: контраст дневной и ночной температуры на улице и в квартирах. Мол, арматура от тепла сначала расширяется, а потом с треском сжимается, заставляя людей недоумевать, что за странные ритуалы происходят у соседей почти каждую ночь. А ваши соседи думают то же самое о вас.

Кстати, еще больше физических явлений найдется здесь. В статье мы рассказали об интересных опытах для детей с пояснениями. Разумеется, взрослых там тоже есть чем удивить, иначе мы бы и не поделились!

И чем это объясняется?

Прочитав предыдущий раздел, читатели могут усомниться в наличии «зловещей долины». Как же так — ведь Электроник в фильме вызывает даже бОльшую симпатию, чем его двойник Сергей Сыроежкин.

кадр из х/ф «Приключения Электроника»

Но тут все дело в том, что в «Приключениях Электроника» главных героев играли братья-близнецы Торсуевы. А никаких роботов и в помине не было.

Здесь стоит вспомнить о такой вещи как коулрофобия — попросту говоря боязнь клоунов. Некоторые люди боятся клоунов именно из-за их схожести с человеком, но в то же время определенной неестественности вида. Итак, перейдем к возможным объяснениям эффекта «зловещей долины».

Теория восприятия угрозы

В 2009 году в своей работе Минсу кан указывал, что «андроид» по своему виду и характеристикам занимает нишу между объектами «робот» и «человек». Простым людям сложно понять, в какую из этих 2 категорий следует относить человекоподобных роботов (андроидов).

Это порождает в человеческом мозгу непонимание, чего можно ожидать от странного существа. Возникает невольный страх перед неизвестностью.

Теория невозможности эмпатии

Идея Катрина Миссельхорна заключается в том, что обычный человек невольно сопереживает людям, попавшим в неприятную ситуацию, получая такую же невольную эмпатию со стороны окружающих людей. Понимание подобной реакции автоматически заложено в психику людей, и воспринимается буквально на уровне инстинктов. Но может ли человек, оказавшись в беде, рассчитывать на искреннюю эмпатию человекоподобных роботов?

Они придут на помощь, поскольку это заложено в программе, но будет ли их помощь вызвана искренним сопереживанием и стремлением помочь попавшему в беду человеку? Уверенность в искренности чувств андроидов более чем сомнительно. Здесь снова проявляется неизвестность и невольный страх перед ней.

Теория психопатов

В 2011 году Анжела Тинвелл предложила свою теорию, во многом перекликающуюся с идеями Миссельхорна. Она полагает, что человек способен к эмпатии по отношению к человекоподобным роботам, но сам субъект понимает, что андроид не испытывает эмпатии по отношению к нему. Отсутствие эмпатии по отношению к окружающим в обществе людей автоматически воспринимается как психическое отклонение. А быть рядом с психопатом не хочется никому.

Симметрия лица андроида

У человека левая и правая стороны лица весьма схожи, но все же имеются различия. Например, родинка или шрам на одной из половин лица, неравномерность веснушек, небольшое различие в разрезе глаз, которое не воспринимается, но фиксируется мозгом собеседника. А вот у человекоподобных роботов внешность симметричная. Это неестественно и вызывает невольное отторжение.

Желающим больше узнать об отношениях людей и роботов (а также об эмпатии) рекомендуем прочесть весьма неплохой роман Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?».

Эффект Зейгарник — поможет в обучении

Этот психологический феномен заключается в том, что люди лучше запоминают прерванные занятия, нежели те, которые довели до конца.

И это точно, ведь эффект тщательно исследовался: группы студентов и школьников в ходе экспериментов занимались разными делами. Одни дела они завершали, а другая деятельность внезапно прерывались учеными. Результаты удивили — лучше запоминались те дела, которые испытуемые не довели до конца.

Не стесняйтесь пробовать на себе — доведите одно новое дело до готовности, второе забросьте на полпути. Сравните, что из сделанного вы помните лучше.

На практике такой прием пригодится в изучении языков или запоминании рецептов — не благодарите!

https://youtube.com/watch?v=CqSn0nr56yE

Почему срабатывает Эффект зловещей долины

В основе всего очевидно лежит восприятие нашим мозгом некого объекта, который выглядит как человек, но таковым не является. Возникает когнитивный диссонанс — сознание просто не понимает, как реагировать на этот объект.

Объект не воспринимается как техника (Масахиро Мори)

Сам автор гипотезы объяснял эффект тем, что при определённой схожести робота с человеком наш мозг перестаёт воспринимать его как технику, реагируя на него как на нездорового или мёртвого человека, ожившего мертвеца. В следствие возникают соответствующие чувства.

Теория восприятия угрозы (Минсу Кан)

Всё неизвестное подсознательно воспринимается нами как потенциальная угроза. Андроиды занимают промежуточную нишу между механизмом и человеком. Возникает непонимание, чего же ждать от такого объекта/существа, а затем приходит лёгкая боязнь перед неизвестностью и желание держаться подальше от наблюдаемого робота.

Теория неспособности к эмпатии (Катрин Миссельхорн)

Во время общения с другим человеком так или иначе происходит эмоциональный обмен, но машина только имитирует чувства и эмоции, поэтому на привычную эмпатию можно не рассчитывать. То есть перед нами вроде человек, но он не воспринимает ваши эмоции и не транслирует свои настоящие. Отсюда и дискомфорт.

Теория психопатов (Анжела Тинвелл)

Эта теория схожа с предыдущей. Неспособность робота к эмпатии может подсознательно восприниматься как психическое отклонение. А находиться в обществе психопата — не самая заманчивая перспектива.

Робот » Спецэффекты » Человекоподобный » Техника » Робототехника » GizMod.Ru

Категории: Техника » Робототехника

Робот-чемодан Gita

20% человеческого генома не используется

Сколько тратиться электроэнергии на добычу биткоина

Обновленный робот гепард

Случалось ли вам при рассматривании человекоподобных роботов или компьютерных персонажей, очень похожих на людей, испытывать чувство неприязни или страха?

И при этом чем больше, робот или герой видеоигры походил на человека, тем сильнее были эти отрицательные эмоции. Этому явлению нет точного объяснение, но название уже дали — синдром «зловещей долины».

Еще в 1978 один робототехник из Японии Масахиро Мори провел исследовании по изучению эмоционального восприятия человеком внешнего вида роботов. Оказалось, что чем больше робот был похож на человека, тем больше отрицательных эмоций он вызывал. Полученные данные были внесены в график, на котором четко можно проследить эту зависимость — линия в графике резко уходит вниз. И ученый Мори назвал свою статью, посвященную исследованию, называлась «Долина ужаса».

Очень долго никто, кроме, конечно, японцев, и не знал ничего ни о какой «долине ужаса» (просто себе боялись человекоподобных роботов и все). Но только в середине 2000-х Карл A.Ф Макдорман — профессор кафедры электроники и вычислительной техники в Университете Пердью (США) — во время работы в Японии изучил труд Масахиро Мори и перевел его на английский язык. И в результате появился термин «зловещая долина», который используется до сих пор.

С того времени регулярно проводилось (и проводится) множество исследований и экспериментов по изучению реакций человека на внешний вид роботов. Но точного ответа на вопрос — почему же мы, видя таких похожих на нас роботов, воспринимаем их негативно — так и нет. Теорий много. Одна гласит, что, мол, не нравятся людям роботы, потому как не воспринимаются (инстинктивно) как партнеры для продолжения рода. Другая версия — человекоподобный робот кажется нам больным, ведь соответствие неполное и что-то выглядит не так, а раз больной — значит, может заразить (и подальше надо от него, подальше). Третья — что мы ожидаем подсознательно определенных действий-движений при определенном внешнем виде, а несоответствие одного другому вызывает страх (а-а-а-а, оно живое!).

Этот синдром «зловещей долины» стал камнем преткновения для многих художников-аниматоров и специалистов по работе с спецэффектами. Как же нарисовать так, чтобы не вызывать столь резкого отрицания? Конечно, уровень мастерства и качество спецэффектов растет. Видео ниже — тому яркий пример. Все проработано до мелочей — морщинки вокруг глаз, ресницы, блеск кожи и другие тонкости. Но все равно бросается в глаза недостатки в сглаживании линий, что сразу вызывает чувство неприятия (здесь кроется какая-то подделка!).

Но возможно, уже скоро нам будут показывать фильмы и клипы, где актеры и певцы будут нарисованы при помощи компьютерной графики, а разницу мы не уловим (и потом обсуждать актерскую игру — ах, как сильно сыграл). Совсем в фильме «Симона», где главный герой в исполнении Аль Пачино с помощь специальной компьютерной программы долго всем морочил голову, что у него контракт с потрясающе талантливой актрисой.

Теги: Робот, Спецэффекты, Человекоподобный, Зловещая долина, Человек

Новое по теме: Робототехника

Новые возможности робота Atlas

Нейросеть Яндекса улучшает старые фильмы и мультфильмы

Новый андроид Ибуки

Нейросеть NVIDIA умет убирать шум и надписи с фото

Тематические новости:

Робот-чемодан Gita

20% человеческого генома не используется

Сколько тратиться электроэнергии на добычу биткоина

Обновленный робот гепард

Категория: Техника » Робототехника | 6-10-2014, 11:58 | Просмотров: 6 602 |

Зловещая долина и GAN

Генеративно-состязательные нейронные сети и лежащие в их основе алгоритмы глубокого обучения в последние 3-4 года пользуются огромной популярностью благодаря тому, как здорово с их помощью получаются реалистичные изображения, тексты и музыка. Обзор GAN выходит за рамки этой статьи, но желающим рекомендую посмотреть курс Александра Дьяконова, выложенный здесь, а также уже ставшую знаменитой книгу Сергея Николенко, Артура Кадурина и Екатерины Архангельской.

Я впервые познакомился с GAN, залипая на сайте «ThisPersonDoesNotExist». Обновляя страницу, мы видим лица, конструируемые нейронкой по результатам изучения реальных фотографий, изученных ею в результате анализа соцсетей. На мой взгляд, эта GAN – настоящее произведение искусства, но я сразу пытался подловить ее на фальшивости и ошибках, присматриваясь, в частности, не фонит ли зловещей долиной от каких-то сделанных ею фотографий. Отчасти эти поиски также были связаны с интересом к технологии deepfake, связанной с наложением синтетических лиц на движущегося агента с далеко идущими последствиями – в частности, для искусственного создания компромата.

Просматривая выборку, я находил минимум изъянов в предлагаемых фотографиях, но обращал внимание на:

  1. Слишком старую кожу у детей

  2. Неправильную форму улыбки, напоминающую легкие последствия инсульта

  3. Чрезмерно массивную нижнюю челюсть, а также слишком крупные зубы

Совсем недавно, в октябре 2021 года, вышла интересная статья американских ученых, демонстрирующая, что GAN по-прежнему регулярно ошибается в воспроизведении зрачков. На приведенных в этой статье фотографиях слева изображена реальная девочка, а справа – несуществующая:

Метод выявления синтетических изображений по форме зрачков тем более перспективен, поскольку хорошо изучен в рамках биометрических разработок. Тем не менее, в качестве одного из ограничений этого метода авторы указывают возможность ложноположительных результатов, так как некоторые инфекционные заболевания или катаракта вызывают деформацию зрачков:

Я попробовал поэкспериментировать с сайтом «ThisPersonDoesNotExist» и уже после восьмого кряду обновления страницы получил вот такое женское лицо:

Левый зрачок у нее нормальный, а правый одновременно слишком вытянут в ширину, а также имеет даже не овальную, а отчетливо неправильную форму. Таким образом, на настоящий момент этот баг в работе GAN либо не исправлен, либо не поддается исправлению.

Наконец, упомяну об эксперименте из области работы с GAN, проведенном лондонскими учеными в 2020 году. Как известно, в работе GAN и в машинном обучении в целом используется функция правдоподобия, помогающая достигать максимально реалистичного результата. Авторы описываемого эксперимента действовали от противного и при генерации синтетических лиц постепенно минимизировали правдоподобие, обратив для этого целевую функцию.

Состязательность GAN заключается в одновременном стремлении к обманчивости результата и обнаружению этой обманчивости, поэтому сеть максимизирует функцию правдоподобия, подгоняя генерируемые образцы под то множество данных, на котором училась. Можно обратить этот процесс: начать обучение с реалистичных образцов, но затем на каждой итерации корректировать работу сети, заставляя ее заострять те наиболее характерные черты, которые она классифицирует как фальшь. В таком случае эти черты постепенно выпячиваются, что приводит к выраженному соскальзыванию в зловещую долину:

Здесь показаны результаты работы сети после 0, 250, 500, 750, 1000 и 1500 итераций. Вот как выглядит один из откорректированных «портретов», полученных после 500 итераций:

Авторы расценивают это лицо как пик неправдоподобия, при котором лицо еще воспринимается как человеческое – и, соответственно, приближается к самой низкой точке зловещей долины. Мне представляется, что этот портрет ярко демонстрирует как неискренность, так и болезненность, которые кажутся ключевыми составляющими эффекта зловещей долины.

Не смыкая глаз

BackdoorConquistodor/reddit.com + pexels.com

Существует редкое наследственное неизлечимое заболевание под названием фатальная семейная бессонница, при котором больной неизбежно умирает от бессонницы. Известно всего 40 семей, поражённых этой болезнью. Состояние возникает из-за сбоя в коде ДНК, из-за чего в таламусе, отделе мозга, отвечающего за сон, начинают накапливаться болезнетворные белки. Болезнь начинается в возрасте от 30 до 60 лет, чаще всего в 50. Недуг продолжается от 7 до 36 месяцев. К сожалению, на данный момент вылечить фатальную семейную бессонницу невозможно.

Как избежать зловещей долины

Если есть цель, чтобы у зрителя пробежал холодок по спине, — зловещая долина точно поможет. Если этого хочется избежать, исследователи советуют: 

#1. Пропорции тела должны сочетаться с текстурами, естественными для него. Когда руки вдруг покрываются чешуей, а на спине появляются длинная шерсть — это уже жуть. 

#2. Элементы тела человека не должны соединяться с не-человеческими. Когда у персонажа вдруг появляется хвост или вместо ног вырастают копыта, аудитория точно испугается. 

#3. Поведение, внешность возможности персонажа не должны противоречить друг другу. Мы подсознательно понимаем, что и с какой скоростью должно двигаться. Если объект неожиданно быстро бежит или надвигается горой, пробивая стены, у нас сразу потеют ладони.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: