Клиническая картина
Интенсивность клинической картины определяется тяжестью поражения и местом локализации патологического процесса в головном мозгу. В большинстве случаев наблюдаются сразу несколько типов когнитивных расстройств различной тяжести и интенсивности.
Неврологические заболевания проявляют себя в виде следующих явлений:
- снижение памяти;
- ухудшение умственных способностей;
- проблемы с восприятием сторонней информации;
- плохая концентрация внимания.
При деменции пациенты теряют способность критично оценивать собственное состояние, в связи с чем при опросе они не жалуются на указанные выше симптомы.
Первым признаком, указывающим на когнитивный дефицит, является снижение памяти. Этот симптом возникает даже при легких формах нарушений мозговых функций. На начальных этапах пациент теряет способностью к запоминанию информации, которая поступила ему относительно недавно. По мере развития патологического процесса он забывает события, произошедшие в отдаленном прошлом. В тяжелых случаях пациент не в состоянии назвать собственное имя и идентифицировать себя.
Симптомы расстройств при умеренном поражении головного мозга нередко остаются незамеченными. Подобные нарушения отличаются вялотекущим характером и не трансформируются в деменцию. Определить наличие умеренных расстройств можно по следующим симптомам:
- сложности при выполнении простых счетных операций;
- проблемы с повторением недавно полученной информации;
- нарушение ориентации в новой местности;
- сложности в подборе слов во время разговора.
На легкую форму когнитивных расстройств указывают:
- снижение памяти;
- проблемы с концентрацией внимания;
- высокая утомляемость при совершении умственной работы.
Осмысленность восприятия
Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно опознать его, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями и — возможно — даже назвать его, соотнеся с определенным понятием.
При виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. В толкование имеющихся данных входит не только поиск истины, но и поиск выхода из сложной ситуации, решения проблемы. Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным. Оглядываясь вокруг, мы ищем какой-нибудь предмет, находим подходящий и таким образом толкуем его как отвертку, особенно не разбираясь в истинном его предназначении, истинных особенностях.
Процесс осмысления воспринимаемой информации включает в себя несколько стадий:
1) выделение комплекса стимулов из потока информации,
2) принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту,
3) поиск в памяти наиболее релевантных шаблонов-категорий, аналогичных или близких по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект,
4) отнесение воспринимаемого объекта к конкретному шаблону-категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения (выработка временной гипотезы),
5) формирование окончательного вывода о соотнесенности с конкретным шаблоном-категорией,
6) дополнение шаблона индивидуальными особенностями воспринимаемого объекта (если, например, шаблон-категория это «человек-женщина», то могут быть добавлены индивидуальные особенности: «молодая», «красивая», «одетая в платье», «интеллигентного вида»).
Целостность восприятия
Целостный образ складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Мы не воспринимаем отдельно: глаза, уши, рот, нос человека, перчатки, пальто, галстук, шапку, брюки, ботинки, шнурки и т.д., а также голос человека и его запах. Для нас всё это объединяется в один целостный образ человека. При этом образ даже получается как бы многослойным: мы воспринимаем не голову, приставленную сверху к рубашке или платью, но рубашку или платье, надетые на человеческое тело, хотя самого этого тела не видим.
На целостное восприятие большое значение имеет опыт предыдущих наблюдений. Видя человека, стоящего к нам боком, в нашем восприятии мы имеем целостный объект: имеющий две руки, а не одну, имеющий две ноги, а не одну, имеющий два уха… И когда человек поворачивается к нам другим боком, мы видим то, к чему уже были готовы.
Восприятие конкретного человека поэтому сильно связано с его моделью мира и моделью отдельных объектов этого мира. Если, предположим, у ребенка отец весьма высокого роста и при этом носит очки, то в модели мира ребенка может быть отражена связь «высокий рост = наличие очков». Встречая затем на улице, незнакомцев в очках, ребенок будет их считать несколько выше, чем они на самом деле (особенно если рядом нет других людей, с которыми можно сравнить рост незнакомца).
Ощущение
Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.
Согласно концепции А. Н. Леонтьева, ощущение является исторически первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости нервной ткани. Эта точка зрения не является единственно возможной. Так, К. К. Платонов пытался доказать, что элементарной и исторически первой формой психического является эмоция.
Общий вывод исследований: ощущение как психическое явление при отсутствии или неадекватности ответной реакции невозможно.
Классификации (виды) ощущений:
1) по модальности ощущений (специфичности органов чувств):
-
- зрительные,
- слуховые,
- вестибулярные,
- осязательные,
- обонятельные,
- вкусовые,
- двигательные,
- висцеральные.
2) классификация Ч. Шеррингтона:
-
- экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);
- проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);
- интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.
В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.
Общие свойства анализаторов
- Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение.
- Наличие дифференциальной чувствительности (иначе: различительной, разностной, контрастной), то есть способности устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.
- Адаптация, то есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя.
- Тренируемость анализаторов, то есть повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.
- Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая «инерция» ощущений обозначается как последствие, или последовательные образы.
- Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования.
Чувствительность, по мнению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, выступает показателем типа высшей нервной деятельности человека. Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и различения) посвящен огромный раздел психологии – психофизика.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Когнитивные функции мозга — что это такое?
Когнитивные (познавательные) функции – это наиболее сложные процессы, протекающие в головном мозгу. Они обеспечивают рациональное восприятие окружающей действительности, понимание происходящих вокруг человека событий. Посредством когнитивных способностей головного мозга люди находят взаимосвязь между собой и тем, с чем они сталкиваются в повседневной жизни.
Позновательная деятельность заключается в следующих функциях:
- Память. Под этим термином понимается особая способность мозга усваивать поступающую информацию, сохранять ее и при необходимости воспроизводить.
- Гнозис. Эта функция отвечает за восприятие поступающей информации из окружающего мира. Под гнозисом понимаются способности мозга обрабатывать данные и синтезировать простейшие ощущения, поступающие ото всех органов чувств, в целостные структуры.
- Речь. Под этим понятием понимается способность человека обмениваться полученной ранее информацией посредством высказываний.
- Праксис. Этот термин обозначает способности человека по приобретению и сохранению новых двигательных навыков с последующим их использованием в повседневной жизни.
- Интеллект. Под ним понимается способность по сопоставлению поступающей информации, нахождению общего и различий. От уровня интеллекта зависят возможности человека в плане вынесения суждений и различных умозаключений по определенному вопросу.
Представление
Представление – это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса.
Характеристики представлений:
-
- Панорамность – выход за пределы перцептивного поля.
- Взаимообособление фигуры от фона.
- Выпадение абсолютных величин (несохранение числа однородных элементов; нарушение воспроизведения абсолютных размеров).
- Преобразование геометрической формы в топологическую схему; схематизация образа.
- Превращение последовательного образа в одновременную структуру.
- Сдвиги в воспроизведении длительности. Это свойство обобщено С. Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.
- Большая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью.
- В зрительных представлениях происходят сдвиги образа в сторону основных цветов спектра; отдельные конкретные оттенки выпадают.
- Вторичные образы являются менее яркими, более бледными по сравнению с первичными образами.
- Неустойчивость представлений, хорошо известная каждому по собственному опыту. Она выражается в колеблемости, текучести вторичных образов. Можно назвать это свойство дефицитом константности представлений.
- Фрагментарность представлений – непредставленность отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого дан в представлении (выражение дефицита целостности по сравнению с образами восприятия).
- Обобщенность представлений имеет свою специфику – это обобщенность не только единичного предмета, но и класса или категории аналогичных предметов.
Процесс притупления восприятия
Случается и так, что люди перестают воспринимать жизнь вокруг себя, она им кажется пустой или безвкусной. Не испытывая никаких желаний, в то же время пребывая в скверном настроении апатии, уныния и скуки, человек страдает от притупленного восприятия, которое является следствием истощения способности ума воспринимать окружающий мир. С нейробиологической точки зрения, это означает что постоянное восприятие рецепторами определенных нейромедиаторы, притупило процесс восприятия, сделав сами рецепторы более грубыми. По этой причине, человек не может находиться постоянно только в счастье или только в страдании. Потому что восприятия счастья или страдания притупляется со временем. В таком состоянии мозг не обработав большой объем информации, который поступил в прошлом, не может обработать входящий поток данных, что порождает неспособность воспринимать мир правильно, скоординированною.
В случае притупленного восприятия, человеку может помочь простой отдых для чувств, который заключается в отдыхе от воспринимаемых объектов, которые нагружают мозг. Это все внешние воспринимаемые объекты. Таким образом, человеку стоит провести отдых, для которого достаточно абстрагироваться от всей информации какое-то время полежать в полудреме. За это время, освободившись от процесса получения информации, мозг обработает необходимую информацию и будет способен дальше воспринимать окружающий мир. Такой полудрем может длиться от 15 минут до 2 часов, в зависимости от степени загруженности.
Подобно телу человека, уму также необходимо напряжение, которое проявляется во время волевого труда, когда человек дисциплинирует себя. Такое напряжение создает способность ума действовать целенаправленно и быть в тонусе. Отсутствие таких волевых усилий делает ум аморфным, слабым и неспособным к любому волевому напряжению, что делает не только невозможным контроль чувств и эмоций, но и не позволяет человеку действовать свободно, так как ум постоянно будет стремиться к отказу от любого вида деятельности либо находя оправдания, либо из-за умонастроения.
Что такое тип восприятия ❓
Все мы получаем информацию через 5 возможных каналов: слуховой (на слух), зрительный (на глаз), вкусовой (на вкус), тактильный (на ощупь) и обонятельный (по запаху). Воспринятая информация поступает в мозг и там перерабатывается. У каждого из нас есть все пять каналов, но один или два всегда преобладают. Если это слуховой канал, то человек хорошо воспринимает любую информацию на слух, хорошо схватывает на занятиях, лекциях, но перечитывая книгу “про себя”, может так и не вникнуть в ее содержание. Определение типа восприятия — это определение главного канала восприятия.
Понимание, к какому типу вы относитесь, поможет ускорить ваше обучение в любой сфере, увеличить его эффективность, научиться быстро разгонять мозг, а также помочь вам точно донести собеседнику/оппоненту свои мысли. Если вы разговариваете с аудиалом и пытаетесь донести до него свою точку зрения, вам нужно вести себя совершенно иначе, чем в споре с дискретом. Понимание своих сильных и слабых сторон, а также особенностей других людей, поможет вам грамотно выстроить общение и добиться своих целей, а еще это может помочь найти свое предназначение.
Развитие
Считается, что развить мышление у взрослого человека невозможно, поэтому остается только накапливать различные знания, чтобы быть умнее, но это ошибочное мнение. Развить мыслительные процессы можно в любом возрасте. Для этого применяются различные упражнения.
Методики развития логики:
- Поставить перед собой два разных предмета, сравнить их. Все отличия записать на лист бумаги. При сравнении учитывать различные факторы. Чем больше отличий будет описано, тем лучше.
- Придумать два события, не связанных между собой. Попытаться установить между ними связи, описав при этом как можно больше логических цепочек.
Дополнительно к этому нужно читать больше книг, осмысливать прочитанное. Выводы записывать в отдельную тетрадь. Необходимо стараться находить противоречия автора, чтобы попытаться их оспорить. Рекомендуется больше играть в шахматы, морской бой, шашки.
Упражнения для развития образного мышления:
- Воссоздание образов. Мысленно представить близкого. Описать его особенности. После этого представить, что этот человек радуется или плачет. Вспомнить любое запомнившееся растение, дерево. Описать его в мелочах. Представить, как будет меняться дерево или растение в разное время года. Дополнить практику воспоминаниями о звуках.
- Развитие творческого воображения. Представить математический символ. Он не должен являться предметом из реального времени. Мысленно придать ему жизнь. Для этого нужно придумать привычки, характер, цели, поведение. Написать небольшой рассказ о том, как живой математический символ проводит свой день. То же самое можно делать с различными изображениями, символиками, звуками. Это позволяет развить фантазию, открыть к ней доступ.
Упражнения помогают развивать психику. Практиковать их можно как в детском возрасте, так и взрослым людям.
Для изучения взаимосвязи человека с другими объектами, исследования внутренней стороны, запускаются мыслительные процессы. Мышление помогает людям оценивать окружающий мир опосредованно, что является основой для творческих начинаний.
Суть и понятие
Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.
Особенности мышления:
- этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
- отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
- способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.
Опосредованное познание возникает:
- Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
- Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
- Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
- При желании расширить границы познания.
- Активно проявляется при возникновении конфликтов.
Свойства восприятия информации
Выделяют несколько основных свойств восприятия:
- Предметность (объективация) – образы восприятия соотносятся к предметам и явлениям окружающей действительности. Чаще всего это происходит при помощи движения и осязания, которые выделяют объект как обособленное физическое тело. Лучше всего это происходит в процессе разделения предмета и фона.
- Целостность – процесс обобщения всей получаемой информации как об отдельных качествах объекта, так и целостной его картины. Все эти ощущения складываются в полный образ.
- Структурность (обобщенность) – обратный целостности процесс. В этом случае воспринимаемый объект раскладывается на отдельные детали. Например, музыка складывается из ряда нот в определенной структуре.
- Константность – это относительное постоянство воспринимаемых свойств и качеств объекта вопреки изменению окружающих условий процесса восприятия. Многократность восприятия одного объекта при разных условиях формируют константность его образа. Отсюда форма, размер и цвет предмета остаются постоянными, вне зависимости от угла обзора, освещения, положения и т.п. Все это подтверждает стабильность реального мира.
- Осмысленность – имеется в виду прямая связь мышления и процесса восприятия. То есть предмет подразделяется по каким-то характеристикам к той или иной группе предметов или классу. Сущность объекта четко закрепляется в мозге, складывая целое представление о нем, давая ему название и характерные признаки. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.
- Избирательность – необходимые объекты выделяются среди других.
Результатом восприятия является целостный образ, готовая картинка окружающего мира, которые человек формирует из ряда реакций от своих органов чувств.
Структурность восприятия
Если человек слушает какой-нибудь музыкальный опус, то он не осознает каждый услышанный звук, тем более он не в состоянии проанализировать ту гигантскую синусоиду, отражающую колебания воздуха. В сознании человека (по крайней мере обычного слушателя) отражается лишь обобщенная схема, которая отражает характерные особенности опуса. Эта схема и называется мелодией. Понимание мелодии не приходит сразу, с первых нот, иногда для понимания ее необходимо несколько прослушиваний.
При восприятии визуальных объектов тоже требуется некоторое время для формирования структурированного образа. В отличие от музыкальных опусов, сложность которых не сильно варьируется, визуальные объекты могут быть и очень простыми, и очень сложными. Это может быть и «Черный квадрат» Малевича, и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Это может быть и рисунок домика, сделанный ребенком, и чертеж электростанции, сделанный группой специалистов из конструкторского бюро. Соответственно может потребоваться или доля секунды, или много дней, чтобы образ-структура достиг совершенства.
Глава II. Мышление как психологический феномен
Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности — знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.
Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. В своем конкретном содержании психика человека, его сознание, образ его мыслей зависят от образа его жизни и деятельности, формируясь в процессе их развития. В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией («превращение во внутреннее»).
§1. Психологическая сущность мышления и его виды
Согласно известному положению И.П. Павлова, закономерности нервной деятельности одинаковы для первой и для второй сигнальных систем, причём связь этих систем носит двухсторонний характер: «словесный раздражитель — непосредственная реакция» или «непосредственный раздражитель — словесная реакция» . От анализа особенностей восприятия мы переходим к особенностям мышления.
Мышление — «психический процесс обобщённого и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений, существенных для решения познавательных проблем. В мышлении субъективные психические образы реорганизуются в соответствии с их смыслом и значением в данной проблемной ситуации» .
В.В. Петухов, разделяя мышление и восприятие, указал на основную единицу мышления — понятие: «Во-первых, в понятиях отражаются не конкретные свойства предметов (как в ощущениях) и даже не сами предметы в целом (как в образах восприятия), но определенные классы предметов, родственных по тому или иному признаку, обобщением которых и являются понятия. Во-вторых, этот признак не всегда доступен даже системному непосредственному наблюдению, он может быть выделен при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом, которое требует практических или теоретических средств. В-третьих, значение в данном взаимодействии человека открываются отношения между вещами и, тем самым, их существенные свойства, которые и являются содержанием понятий». В широком смысле мышление понимается как «активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его ориентации в окружающем природном и социальном мире». В узком смысле — как «процесс решения задач».
Существует множество типологий мышления. Мы остановимся на генетической классификации, поскольку она основывается на особенностях восприятия и имеет практическое приложение в обучении. Психологи выделяют три уровня человеческого мышления: наглядно-действенное, образно-художественное и словесно-понятийное (отвлечённое, логическое) . Основания для такого деления представим в виде таблицы.
Память
Память – это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.
По длительности сохранения информации выделяются следующие уровни (стадии) памяти:
Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира;
Кратковременная память
Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде – она обрабатывается и интерпретируется
Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7 единиц;
Промежуточная (буферная) память – промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна;
Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).
Процессы памяти
Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).
Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.
Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.
Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.
Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.
По происхождению различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. В прижизненную память входят двигательная, образная (зрительная, слуховая, кинестетическая и т. д.), эмоциональная, символическая (словесная и логическая) и волевая память.
Заключение
Если на низших уровнях процесс восприятия протекает как бы «стихийно», «самотеком», независимо от сознательного регулирования, то в высших своих формах, связанных с развитием мышления, восприятие превращается в сознательно регулируемую деятельность наблюдения. Восприятие, поднявшееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом. В своих наиболее совершенных формах наблюдение, исходя из четкой целевой установки и приобретая плановый систематический характер, превращается в метод научного познания. Восприятие в обыденной жизни относительно редко достигает той сознательной направленности, до которой оно поднимается в условиях научного познания, но оно никогда не спускается до уровня чисто пассивного, совершенно не направленного переживания. То спускаясь несколько ниже, то поднимаясь вверх, оно обычно находится где-то между этими двумя полюсами.
Таким образом, восприятие не является простой суммой ощущений, что оно — сложный целостный процесс, а то и целенаправленная деятельность. Это утверждение означает, во-первых, что ощущения и вызывающие их раздражения не остаются внешне рядоположными, а взаимодействуют в процессе восприятия, так что даже взятое лишь в своем чувственном составе восприятие представляет собой нечто большее и иное, чем простой агрегат ощущений. Во-вторых, из этого утверждения следует, что восприятие вообще не ограничивается одной лишь чувственной основой, образуемой ощущениями. Восприятие человека представляет собой в действительности единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мысли. Оно всегда не только сенсорная данность, но и осмысливание ее объективного значения.