Как применять в повседневной жизни
В повседневной жизни интроспекцию используют для налаживания контакта с самим собой, обретения внутренней гармонии. Применять интроспекцию можно:
- Прислушиваться к своим внутренним ощущениям, фиксировать их изменения.
- Развивать эмоционально-волевую сферу.
- Учиться замечать важные мелочи (перемены в настроении собеседника, новые детали интерьера, считывание эмоций по мимике и жестам).
- Действовать более осознанно, задавать себе вопросы: «Для чего я это делаю?», «Я действительно хочу так поступить?», «Это мое настоящее желание?» и т.д.
Статья помогла4Не помогла2
Как выбрать терапию
Основные виды психологической помощи: групповая и индивидуальная; очная или онлайн; с использованием директивного или недирективного подхода.
Групповая или индивидуальная терапия
При групповой терапии психолог или психотерапевт работает сразу с несколькими людьми, обычно от четырёх до десяти.
Преимущества групповой терапии:
— меньше стоимость;
— меньше количество сеансов в неделю: при групповой терапии встречи обычно проходят не чаще раза в неделю, а иногда и раз в месяц.
Недостатки групповой терапии:
— подходит не всем: многие люди не могут эффективно прорабатывать свои состояния в таком формате;
— не показана при некоторых проблемах и состояниях; подходит для вашего состояния группа или нет — поможет определиться её ведущий;
— на групповых занятиях меньше уделяется внимание лично человеку, со многими состояниями ему приходится работать самому.
При индивидуальной терапии психолог и клиент встречаются один на один.
Преимущества индивидуальной терапии:
— воспринимается легче: как правило, работа протекает менее болезненно для пациента;
— можно работать с большим количеством проблем и состояний.
Недостатки индивидуальной терапии:
— высокая стоимость;
— требует больше времени: эффект лучше при сеансах два раза в неделю.
Очная или онлайн-терапия
Онлайн-консультации стали популярнее из-за пандемии. Они удобны, потому что помогают экономить время на дорогу и избегать контактов. Кроме того, онлайн-консультирование делает психологическую помощь хороших специалистов доступнее для клиентов из отдалённых регионов, где не хватает квалифицированных психологов и психотерапевтов.
Однако у онлайн-консультирования есть и ограничения:
— не подходит для игровых форматов, которые наиболее успешны в работе с малышами;
— не рекомендуется онлайн-работа при психосоматических заболеваниях, острых психологических травмах, например, потере близкого человека;
— необходимый в этих случаях невербальный контакт невозможно сымитировать онлайн;
— некоторые люди воспринимают онлайн-формат как вторжение в личное пространство: для них эта форма не будет эффективной.
Направления психотерапии
Формат и приёмы психологической помощи могут быть очень разными и зависят от направления, в котором работает психолог. В основном все направления и подходы делятся на директивные и недирективные.
К директивному подходу относятся, например, все виды когнитивно-поведенческой терапии, направленной на убирание конкретного симптома и формирование навыков поведения, привычек. В этом виде терапии психолог занимает более активную позицию: даёт упражнения и домашние задания, без которых терапия будет малоэффективна. Такой вид терапии может назначить психотерапевт в особенно непростых случаях. Преимущества этого метода — можно быстро убрать симптом. Недостаток — если не устранена причина, она может проявиться другим симптомом.
Недирективные направления психотерапии помогают выявить причину психологических проблем через исследование бессознательного. При этом активная роль отдана пациенту: он говорит о своих состояниях, анализирует их, отслеживает изменения.
Недирективных методов много. Среди них психоанализ и психоаналитическая терапия, юнгианская аналитическая терапия, песочная терапия, игровая терапия.
Недирективные методы психотерапии помогают убрать внутренний конфликт и дают более стойкие и глубокие изменения, которые с большей вероятностью сохраняются на протяжении всей жизни.
Если вас беспокоят какие-то симптомы и состояния из перечисленных выше, лучше начать с недирективных методов терапии. Если психолог поймёт, что ваше состояние выходит за пределы его компетенции, он сам перенаправит вас к когнитивно-поведенческому терапевту или другому специалисту.
Интервенция в повседневной жизни
Image by mohamed Hassan from Pixabay
В обычной жизни, ты постоянно сталкиваешься с различными видами интервенции:
- общение со старшими членами семьи, которые своими советами или требованиями пытаются повлиять на твое отношение или поведение,
- взаимоотношения на работе, между коллегами или управлением, тоже могут носить характер интервенции, особенно, если они выходят за рамки должностных обязанностей,
- общение с друзьями, когда они нарушают твои личные границы, пользуясь правом твоего расположения к ним,
- СМИ разного рода не брезгуют нарушить суверенитет личности, навязывая тебе взгляды на процессы и события,
- взаимоотношения с детьми могут носить признаки интервенции, когда ты вынуждена поступаться своими желаниями в пользу их требований или манипуляций.
Эти примеры можно приводить до бесконечности. Суть всех этих ситуаций заключается в том, что в каждой из них присутствует действие или действия, которые направлены на достижение изменений твоих эмоциональных проявлений или поведения в направлении, заданном интервентом.
Как строить крутую терапевтическую интервенцию?
Результат этих действий, на прямую, зависит от той степени дозволенности, которую ты сама считаешь, или принимаешь, как приемлемую в каждом случае интервенции. Во всяком случае, для получения любого изменения, необходимо твое внутреннее согласие. Это следует помнить, когда мы удивляемся почему нами манипулируют окружающие: просто они получили на это наше разрешение.
Техники магической манипуляции сознанием
Каким же образом «терапевтам» удается опутать разум «клиента» паутиной и добраться до «человека-переживателя»? Для этого используются особые техники, цель которых активизировать ММ. Достигается это тем, что «терапевты» имитируют людей, обладающих особыми способностями или возможностями: государственных служащих, представителей закона, служащих банков, крупных бизнесменов и т.п. (Условие 1 активации ММ — доверие к «терапевту».) Одновременно, они деактивируют рациональное мышление посредством возбуждения сильных эмоций, адресуясь к хорошо изученным склонностям человека (его увлечениям, пристрастиям и чувствам), например сообщив, что близкий родственник попал в аварию, и если ему сейчас не помочь, то он может погибнуть (Условие 2 активации ММ — высокая цена за применение рационального мышления и отказ или отсрочку действовать в соответствии с предложением «терапевта».) Имеются и другие техники. В результате разум человека временно деактивируется и человек впускает «терапевта» в мир своего «человека-переживателя». Вот несколько общеизвестных примеров «социальной инженерии».
Экономика
Так называемая «схема Понци» — финансовая организация платит проценты своим инвесторам из нового капитала, вложенного в организацию новыми инвесторами, а не из прибыли, заработанной организацией . Такая схема, или пирамида, со временем обрушивается, поскольку поддержание высоких процентных ставок требует постоянно растущего потока средств от новых инвесторов. Инвесторы заманиваются в пирамиду, поскольку (1) они верят в необычные способности руководителя пирамиды достичь быстрого обогащения и (2) цена за сомнение в такой вере высока (потеря уже вложенных средств и надежды на быстрое и легкое обогащение).
Психоанализ
В психоаналитической терапии ключевой чертой к успеху является так называемый «эффект переноса», когда пациент начинает рассматривать аналитика как обладающего необычными способностями и доверять ему. Как пишет один из авторов: «Восприятие пациентом терапевта и ожидания от терапевта становятся необычайно высокими и не адекватными реальности» . Это обеспечивает условие 1 для реактивации ММ — веру в необычные способности терапевта. Условие 2 — высокая цена за отсутствие безусловного доверия — обеспечивается требованием, согласно которому «пациенты должны быть сильно мотивированы преодолеть свои трудности» . В результате пациент может стать объектом магической манипуляции и принять на веру любые, даже самые произвольные интерпретации его высказываний терапевтом.
Нейролингвистическое программирование (НЛП)
В психотерапии, известной как НЛП, первым актом терапии является установление отношений доверия, или раппорта, между терапевтом и клиентом. Такого доверия клиента терапевт добивается при помощи подстройки к клиенту и зеркального отображения его вербальных и невербальных действий. Например, если клиент обладает кинестетической системой репрезентации мира в своем сознании, терапевт строит все коммуникации с клиентом на основе кинестетических предикатов и таким образом заставляет клиента почувствовать, что терапевт способен понимать его и помочь ему в его проблемах . Добившись доверия клиента, терапевт создает условие 1 для реактивации ММ: клиент верит, что терапевт обладает необычными способностями и может решить его проблемы. Цена за отказ от веры в необычные способности терапевта обеспечивается потерей надежды клиента на избавление от мучающих его проблем. Это создает условие 2 для высвобождения ММ у клиента. Основатели НЛП утверждают, что НЛП может лечить широкий круг физических и умственных заболеваний, таких как нарушения способности к обучению, фобии, шизофрения, синдром раздвоения личности, депрессия и посттравматический стресс . В то время как некоторые из этих состояний (например, фобии) действительно могут быть облегчены или излечены на основе эффекта плацебо, многочисленные проверочные исследования не подтвердили претензию НЛП на терапию более серьезных заболеваний (например, шизофрении) и характеризуют НЛП как псевдонауку или квазирелигию .
Что такое интервенция?
Практика распространена в большинстве стран. Она помогает больному и его родным принять помощь и не подвергать себя опасности и стрессам.
Зависимый человек не соглашается на терапию по разным причинам.
Отрицание заболевания
На ранних человек уверен, что не страдает от патологической тяги. Симптомы заболевания выражены слабо. А удовольствие от употребления этанола и других психоактивных веществ пока сохраняется. Он думает, что принимает очередную дозу, которая его расслабит. Алкоголь нужен для преодоления стрессов, наркотики – для получения заряда энергии или наоборот обретения спокойствия.
На запущенной стадии разобраться в происходящем ему мешает деградация личности: зависимый испытывает страх жить без веществ.
Страхи и мифы
Когда аддикт уже не может отрицать факт зависимости, он часто избегает терапии из-за страха. Его пугает информация о лечении: принуждении к труду, насилию, наказанию, введению больших доз психотропных препаратов.
Эти мифы поддерживаются из советской медицины, которой давно не существует.
Интервенция помогает мотивировать пациента на лечение:
- устраняет его отрицания;
- развеивает сомнения честным и подробным рассказом о терапии.
ММ в историческом экстерьере
Для ответа на этот вопрос заглянем в историю человечества. На заре человечества люди стали подчиняться своим лидерам не из покорности грубой силе, а потому, что отождествляли лидеров с божественными силами. В обществах животных доминантный самец должен постоянно бороться за свое превосходство и теряет это положение с возрастом. Напротив, короли имеют право на власть, санкционированное Богом, и передают это право своим наследникам. В отличие от повиновения грубой силе, повиновение Богу безоговорочно, так как слово Бога и реальность — одно и то же. С наступлением рационально-научной идеологии светские источники власти (врач, священник, политический деятель) отделились от богов и стали доступны критическому мышлению людей. Тем не менее, подсознательное отождествление светской власти с божественными силами все еще может вызывать повиновение. Это подсознательное отождествление авторитета с высшими силами и дает психологическое объяснение социальным феноменам, которые иначе выглядят загадочными. Одним из таких загадочных феноменов является приведенный выше феномен подчинения авторитету психолога-экспериментатора.
В принципе, любое сообщение, которое мы направляем другим людям, является интервенцией (вмешательством) в их жизнь и рассчитано на то, чтобы добраться до их человека-переживателя и воздействовать на их поведение так, чтобы оно соответствовало нашим целям. В этом смысле все осуществляющие интервенцию являются «терапевтами», а объекты интервенции — «клиентами». Так, «терапевтом» может быть:
- политик, обещающий улучшить нашу жизнь, если мы проголосуем за него;
- религиозный лидер, обещающий, что присоединение к его вере обеспечит нам рай после смерти;
- бизнесмен, желающий, чтобы мы купили его продукт;
- доктор, лечащий за деньги;
- психотерапевт, предлагающий решить наши психологические проблемы не бесплатно;
- и, конечно же, «терапевтом» может притвориться и преступник.
Но не все «терапевты» являются манипуляторами.
Пустой стул
Перед человеком ставится пустой стул. Терапевт дает клиенту указание представить кого-то сидящим на нем (в том числе и самого себя), а затем начать разговаривать со своим «собеседником» при помощи речи или жестов.
Клиент может выговориться, обсудить наболевшее, задать вопросы и получить ответы. Данная техника дает человеку настоящий и непосредственный опыт. Если в самом начале он может воспринимать интервенцию скептически, то через какое-то время верит в происходящее.
Почему данная техника работает: это одна из тех интервенций, которая помогает человеку переходить от пустых разговоров (что он ведет в своей голове бесконечно) к полноте непосредственного, настоящего опыта – ощущения, аффекта, познания, движения.
Как только мы начинаем задействовать свое тело при решении психологических проблем, появляется новый опыт, который может изменить ситуацию в лучшую сторону.
Литература
- Бочавер А.А. Метафора как инструмент анализа убеждений (в контексте представлений учителя о своей работе) // Современная зарубежная психология. 2012. — Т.1. — № 1. — URL: http:// psyjournals.ru/jmfp/2012/n1/50114.shtml (дата обращения: 20.06.2018).
- Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. — № 1. — URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Bochaver.phtml (дата обращения: 20.06.2018).
- Бочавер А.А. Школьная травля и позиция учителей / А.А. Бочавер, А.В. Жилинская, К.Д. Хломов // Социальная психология и общество. — 2015. — Том 6. — № 1. — С. 103–116.
- Думов С.Б. Роль педагога в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних / С.Б. Думов // Вестник ВГУ. Серия «Гуманитарные науки». — 2005. — № 2.
- Ениколопов С.Н. Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма) // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма). 2010. — URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36278_full.shtml
- Кутузова Д.А. Травля в школе. Мифы и реальность. URL:http://mediclabbor.ru/?p=294 (дата обращения: 07.05.2017).
- Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать / Д.А. Кутузова // Журнал практического психолога. — 2007. — № 1.
- Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга / Э. Руланн. — М.: Генезис, 2012.
- Собкин В.С. Влияние опыта переживаний «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» / В.С. Собкин, О.С. Маркина // Вестник практической психологии образования. — 2009. — № 1.
- Собкин В.С. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) / В.С. Собкин, М.М. Смыслова // Социальная психология и общество. — 2014. — № 2.
- Собкин В.С. Жертвы школьной травли: влияние социальных факторов / В.С. Собкин, М.М. Смыслова // Труды по социологии образования. — Т XVI. — Вып. XXVIII. — М., 2012.
- Boulton M. Teachers’ views on bullying: definitions, attitudes and abilitytocope // British Journal of Educational Psychology. 1997. Vol. 67(2). P. 223–233.
- Buaraphan K. Metaphorical Roots of Beliefs about Teaching and Learning Science and their Modifications in the Standard-Based Science Teacher Preparation Programme // International Journal of Science Education. — 2011. — Vol. 33 (11). — P. 1571–1595.
- Fahie D., Devine D. The impact of workplace bullying on primary school teachers and principals // Scandinavian Journal of Educational Research. — 2012. — Vol. 56. Issue 1. — P. 1–18.
- Hazler T. at al. Adult recognition of school bullying situations // Educational Research. — 2001. — Vol. 43 (2). — P. 133–146.
- Hazler T., Miller D., Carney J., Green S. Adult recognition of school bullying situations // Educational Research. — 2001. 43(2).
- Kochenderfer-Ladd B., Pelletier M.E. Teachers’ views and beliefs about bullying: Influences on classroom management strategies and students’ coping with peer victimization // Journal of School Psychology. 2008. — 46.
- Lee C. Exploring teachers’ definitions of bullying // Emotional and Behavioural Difficulties. 2006. — 11 (1).
- Maunder R.M., Harrop A., Tattersall A.J. Pupil and staff perceptions of bullying in secondary schools: comparing behavioural definitions and their perceived seriousness //Educational Research. 2010. — 52 (3).
- Mishna F., Pepler D., Wiener J. Factors associated with perceptions and responses to bullying situations by children, parents, teachers, and principals. Victims and offenders // An International Journal of Evidence based Research, Policy, and Practice. — 2006. — Vol. 1. — P. 255–288.
- Olweus D. Bullying at school: What we know what we can do. — N.Y., 1993.
- Olweus D. Sweden. In: The nature of school bullying: A crossnatural perspective / Eds. K.P. Smith, J.M. JungerTas, D. Olweus, R. Catalano, P. Slee. — London, 1999.
- Violence prevention works! Safer schools, safer communities. Home of the Olweus bullying prevention program. URL: http://www.violencepreventionworks.org/public/index.page (дата обращения: 27.06.2018).
- AMOK Antimobbekonsulenterne / Mobbeland. — URL: http://www.mobbeland.dk (дата обращения: 29.06.2018).
Десенсибилизация и переработка движением глаз
Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) — психотерапевтическая техника, разработанная для исцеления от посттравматических стрессов и связанных с ними проблемами. Принцип терапии построен на активации спонтанной переработки и нейтрализации любой травмирующей информации. Это возможно при выполнении упражнения синхронного и ритмичного движения глаз из стороны в сторону. Во время сеанса специалист производит движения рукой (или указкой) за которыми очень четко должен следить пациент. В это время он полностью погружается в мысли о стрессовом событии. Сеанс длится 15-30 минут, и обычно требуется не более 15 сеансов, чтобы проработать травмирующую ситуацию. Почему это работает? Считается, что наша психика в состоянии переработать любую поступающую информацию, так, чтобы она не «застревала» и не причиняла боль. Но стрессы, сильный испуг, и т.д., что-то в этой схеме ломают. Быстрые движения глаз (очень похожие на те, которые происходят в фазе быстрого сна), каким -то образом налаживают этот процесс и помогают психике обработать стрессовое воспоминание до конца. Результативность метода ДПДГ достаточно высока в отношении лечения посттравматических стрессовых расстройств, фобий, приступов паники и других реактивных состояний, хотя механизм ее до конца не изучен.
При выборе метода психотерапии необходимо учитывать, что если какой-либо вариант лечения подошел вашему другу или знакомому, это ещё не значит, что подойдет и вам. Выбор техники, а также конкретного специалиста зависит от ваших особенностей, сути проблемы и степени готовности её решать.
Определение понятия
Обесценивание – это защитный механизм психики, благодаря которому человеку легче справляться с негативными переживаниями.
Например, когда парня бросает девушка, ему легче подумать, что он не так уж ее и любил, да и отношения были плохими. Она ничего не значила. С такими мыслями у него наступает облегчение, он начинает двигаться дальше.
Или женщина, которую уволили с работы, начинает внушать себе, что давно пора было уйти, что платят мало, от коллег она устала, и вообще, она занималась какой-то ерундой.
В этих примерах и брошенный парень, и уволенная женщина перечеркивают важную часть своей жизни, чтобы пережить то, что они теряют.
Обесценивание можно рассматривать:
- как защитный механизм – благодаря этому легче преодолеть неприятности и собственные поражения;
- привычную модель поведения – человек просто не замечает, как уменьшает значимость себя или людей вокруг;
- способ манипуляции – это сознательное принижение другого человека с целью повлиять на самооценку.
Но, как правило, все три формы при обесценивании существуют одновременно и выполняют свои функции.
Причины обесценивания
Можно уменьшать значимость не только своих достижений, но и других людей. Чужой успех вызывает зависть, чувство неудовлетворения. Вместо того чтобы признать свои ошибки и недостатки, начать работать с ними, научиться ставить более амбициозные цели, человеку проще обесценить чужой успех, тем самым успокаивая себя и снимая тревогу.
Ему необходимо подчеркнуть, что чужой успех ничего не значит, он внушает себе: «Мне это не нужно, мне и так хорошо».
Обесценивание других людей позволяет повысить свою значимость, выглядеть лучше на их фоне
Так, домохозяйка, отказавшаяся от своей мечты сделать карьеру, может сказать своей одинокой подруге, у которой свой бизнес: «Разве это важно для женщины?», «Зачем тебе всё это, если дома никто не ждет»? Таким образом она снимает собственное чувство тревоги от мысли, что сделала неверный выбор, и снижает чувство неудовлетворенности своей жизнью
С одной стороны, такой защитный механизм позволяет справляться с негативными чувствами и мыслями, но с другой, он в конечном счете может привести к саморазрушению.
Сталкиваясь с постоянным обесцениванием своих мыслей, желаний, достижений, человек перестает их замечать. Они теряют значение, потому что за ними не приходят положительные эмоции. Происходит потеря контакта с самим собой, своими потребностями и чувствами.
В какой-то момент человеку начинает казаться, что он не знает, чего хочет. Тогда он, ориентируясь на социальное мнение и цели своего ближайшего окружения, начинает как бы копировать их жизни, делать то, что делают все. Но проблема в том, что такой подход не приносит ему радости, чувства удовлетворения.
Он ходит на нелюбимую работу бухгалтера, она живет с нелюбимым мужем, они воспитывают детей, которых не хотели. И только потому, что ему сказали: «Твоя музыка никому не нужна, лучше иди по стопам отца». Ей сказали: «Какой прок от твоей карьеры? Жена должна сидеть дома». И им обоим сказали: «Какая же вы семья, если у вас нет детей?» Всё это – яркие примеры обесценивания.
Виды супервизий: какими бывают супервизорские встречи
В зависимости от формата проведения, встречи бывают групповыми и индивидуальными, очными и заочными.
- Групповыесупервизии. Такая супервизия в психологическом консультировании позволяет получить мнение не только одного человека, а целой группы коллег относительно вопроса, который выносится на обсуждение.
Индивидуальные. В этом случае психолог выносит на сессию клиентский случай лично супервизору и описывает ему свои затруднения
Наставник в ответ задает уточняющие и наводящие вопросы, тактично комментирует сложившуюся ситуацию и предлагает обратить внимание на возможные решения. В отличие от групповых супервизий, индивидуальные консультации дают ощущение большей психологической безопасности и защищенности в процессе анализа работы
Это происходит за счет общения один на один.
Заочная супервизия. Психолог записывает аудио- или видеообращение с подробными вопросами и отправляет его опытному коллеге. Наставник изучает материал и дает обратную связь.
Очная. Может быть индивидуальной и групповой. Супервизор и супервизиант встречаются лично и работают.
В зависимости от запроса супервизианта модель супервизии может быть:
- поддерживающей – такая консультация помогает избавиться терапевту от эмоционального напряжения в работе, стресса и мобилизовать энергию для дальнейшей деятельности;
- дидактической – консультация направлена на соотнесение теоретических знаний с практикой;
- динамической – такая супервизия помогает практику сформировать о себе представление как о специалисте и обучиться новым навыкам. Как правило, динамическая супервизия подразумевает регулярное посещение супервизиантом сессий на протяжении года.
Психологическая помощь
Определение 1
Психологическая помощь — это определенная система психологических воздействий, профессиональной поддержки, которая оказывается отдельному человеку, супругам или семье для решения их психологической проблемы в сложной психологической ситуации.
Сложная психологическая ситуация — это такая ситуация, которая нарушает нормальную жизнедеятельность человека, с которой он не может справиться самостоятельно.
Таким образом, клиент психологических услуг (получатель психологической помощи) — это человек, пара или семья, которые находятся в сложной психологической ситуации и переживают неблагоприятное психологическое состояние.
Психологическая помощь может быть представлена на двух основных уровнях: житейском и профессиональном. На житейском уровне, психологическая помощь — это добрый совет от подруги, разговоры с соседкой на кухне и т. д. На профессиональном же уровне, психологическая помощь реализуется только специально обученным человеком (специалистом-психологом или психотерапевтом), который имеет высшее образованию по направлению «психология» или прошел переподготовку по данному направлению.
Конечно же, житейской психологической помощи в определенных случаях бывает вполне достаточно для человека, однако важно понимать, что такой уровень психологического воздействия является стихийным и неконтролируемым, а значит, небезопасным. Уровень профессиональной психологической помощи отличается именно системностью в своих воздействиях: психологическая помощь профессионального уровня строит на различных теоретических и методологических основаниях
Примеры проявления психологических защит
-
Человек не отдал долг вовремя, кредитор возмущён и предъявляет претензии в вежливой форме. Должник в ответ разражается гневной тирадой, хлопает дверью и перестаёт брать трубку. Какая защита работает в этом случае?
-
Выросший сын вспоминает в разговоре с матерью, как однажды она отшлёпала его кухонным полотенцем за то, что он разлил чай. Мать возмущена. «Не было такого, что ты выдумываешь!» Какой механизм ограждает мать от неприятных воспоминаний?
-
Студент проваливает важный экзамен и оказывается под угрозой отчисления. В разговоре с приятелями он небрежно говорит, что, вообще-то, и сам давно подумывал бросить вуз и поступить в другой или вообще замутить стартап, вон Цукерберг бросил Гарвард и ничего у него жизнь сложилась — удачно. Тут что работает?
-
Мать часто видит, что у её сына-подростка сужены зрачки, он странно себя ведёт, то добрый и ласковый, то раздражительный и злой, сильно похудел, из дома начали пропадать вещи, но она всё сама себе логично объясняет и для всего находит веское обоснование. От намёков родственников на то, что пора бы обратиться к наркологу, отмахивается. Как объяснить такое поведение?
-
У человека не ладится в личной жизни, от него ушла жена, он записывается в спортзал и на курсы испанского языка. Что он делает с негативными эмоциями? Как называется этот процесс?
Арт-терапия
Это направление в психотерапии основано на искусстве и творческой деятельности. С помощью арт-терапии можно выразить свои чувства и эмоции в виде образов (картин, фигурок из пластилина, фотографии и т. д.). Специалисты по арт-терапии уверены: каждый человек уникален, и если осознать свою уникальность, всегда будет возможность изменить жизнь к лучшему.
Занятия арт-терапией помогают найти внутренние ресурсы, чтобы решить психологические проблемы. Для этого необходимо установить контакт со своим подсознанием, услышать его голос и следовать его указаниям.
Специалист в начале работы с клиентом помогает сформулировать наиболее точный запрос (какую проблему необходимо решить, цель работы с психологом). Затем выбирает метод, с помощью которого будет прорабатываться запрос клиента. Это могут быть рисунок, лепка, сценическое мастерство, написание рассказов и др. Ничего страшного, если клиент не обладает умениями в этой области
Важно выражение своих чувств, а не качество конечного продукта. Далее уже следует расшифровка послания.
Плюсы арт-терапии в том, что она подходит практически всем и не имеет противопоказаний. С ее помощью человек начинает лучше понимать себя, свои истинные потребности, начинает получать удовольствие от жизни, избавляется от чувства тревожности, внутренней пустоты и многое другое.