Профессиональная идентичность
Смотреть галерею
Еще одна важнейшая задача, встающая перед индивидом на определенном этапе, — это формирование идентичности профессиональной. Часто ученые говорят о профессиональном самоопределении. Этот процесс не завершается в юности после выбора профессии или получения образования. Человек очень часто вынужден самоопределяться в своей деятельности в течение всей жизни. Это зависит не только от самого индивида, но и от внешних обстоятельств. В качестве примера можно привести экономические кризисы. Одни профессии в результате этих кризисов оказываются ненужными, а другие становятся более востребованными. Человек вынужден адаптироваться к изменившемуся рынку труда.
Структура и функции
Идентификация происходит постепенно. В структуре формирования этого механизма психологической защиты выделяют такие этапы:
возникает связь с важным объектом на эмоциональном уровне, происходит “примерка” ощущений другого человека на себя;
восприятие важного объекта, как себя самого — в личность интегрируются самые яркие черты другого (объекта для подражания), его стиль поведения, манера говорить, духовные ценности, убеждения, жизненные ориентиры, интересы;
собственные личностные характеристики присваиваются значимому объекту. Дорогому человеку приписываются свои желания, чувства. . Идентификация выполняет адаптационную функцию — индивид “забирает” себе черты другого человека (или группы) чтобы быть похожим на него, почувствовать свою принадлежность к клану.
Идентификация выполняет адаптационную функцию — индивид “забирает” себе черты другого человека (или группы) чтобы быть похожим на него, почувствовать свою принадлежность к клану.
Идентификация — средство, помогающее погрузиться в мир другого человека, понять его мысли и чувства.
Список литературы
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 432 стр.
- Антонова Н.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. // Вопросы психологии. 1996. N1. С. 131-143.
- Большой психологический словарь. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб. ; М.: Прайм-Еврознак: ОЛМА-Пресс, 2003. — 672 стр.
- Демченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности, // Социологические исследования. — 1995. — №6. — 110-119 стр.
- Заковоротная М.В, — Идентичность человека. Социально-философские аспекты. — Ростов – на – Дону: СКНЦВШ. – 1999. – 261 стр.
- Иванова В.В. Общие вопросы самосознания личности. М., 1999. – 312 стр.
- Кон И.О. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. — 335 стр.
- Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. – С. 178-186стр.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 866 стр.
- Сарджевеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси: Мецниереба, 1989. — 204 стр.
Институт социализации – это учреждения и инструменты социальной жизни, влияющие на …
… общению. Они обуславливают историческое становление и развитие человека современного физического типа, обладающего разумом. Указанные социальные качества играют ведущую роль в развитии человека и его социальной жизни, но весьма существенна и роль …
Структура и механизмы социальной перцепции 2
… психологических свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения и относится к социальной перцепции . Традиция исследования социального восприятия, или социальной перцепции, — одна …
Аттракция как механизм социальной перцепции
… человека. Наиболеераспространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция,каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия. 2.Межличностнаяаттракция в социальной … всевиды эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и …
Структура и механизмы социальной перцепции
… механизм социального познания. Подробное изучение структуры и механизмов социальной перцепции позволяют лучше понимать закономерности, которые работают в социальной среде в процессе взаимодействия людей … развития … личности, о которых человек может …
Компоненты общения и механизмы социальной перцепции
… основе его поступков. Механизмы социальной перцепции Основными механизмами социальной перцепции являются: идентификация, эмпатия и рефлексия. Идентификация обозначает уподобление себя другому человеку. Этим способом люди пользуются в реальных …
Виды идентификации личности
Терминология «идентичность» и «идентификация» в психологии, лежит в основе социально – групповой адаптации индивида как личности к внешнему окружению. Идентификация – характеризуется процессами психологического сопоставления индивида к другому или группе. Идентичность – является исходом данного механизма, позволяет адекватно оценить себя, свои слова и поступки, возможность дальнейшего саморазвития.
Согласно концепции психоанализа, известного психолога Зигмунда Фрейда, термин «идентификация» (происхождение от латинского «identificare») обозначает отождествлять, опознавать, устанавливать соответствие. Выделяют два наиболее важных направления психологической идентификации личности: первичный и вторичный.
На ряду с базовыми механизмами подражания, существуют другие методы и виды социализации человека от рождения до полного психологического формирования:
- Личностный. Стремление индивида, сохранение и самоотождествление личной исключительности и индивидуальности, с целью акцентироваться из общей массы. Идентификация человека в любой социальной группе, выражается в желании обладать собственными взглядами, принципами, аспектами поведения;
- Межличностный. Система межличностного социального взаимодействия двух разных личностей, вступивших в первый непосредственный контакт. Характеризуется проявлением эмпатии (эмоциональное сопереживание), в результате непосредственного обмена информацией между друг другом, объединенной общей тематикой общения и взаимопонимания;
- Родительский (эдипальный, полоролевой). Ребенок с детства на бессознательном уровне стремится идентифицировать себя с образцом родителей. Мать и отец являются авторитетным примером, поведенческого, эмоционального, ролевого отождествления;
- Социальный. Субъект стремится представить себя важным объектом в группе сообщества, цель которого является социализация и понимание собственной ценности в данном обществе. Способен один публично выступать в групповых интересах, вести разговор от членов социальной организации, активно участвовать в профессиональной жизни сообщества;
- Проективный. Бессознательные механизмы психической защиты, заключающиеся в попытке влияния одного человека на другого, с целью искаженного восприятия окружающей обстановки. Партнер, с целью манипуляции, пытается проецировать на себя роль лидера, стремясь заставить оппонента в личной беседе, принять собственные фантазии и образ, черты характера, мысли;
- Групповой. Личность пытается активно придерживаться совпадений понятий и правил определенной социальной группы, параллельно собственные убеждения являются доминирующими. Покидая группу, лицо меняет поведение. Данная идентификация характерна в криминалистике, правовой, инженерной сферах деятельности;
- Ситуативный. Вид психологической идентификации носит временный характер, общность индивидов проявляется в процессе установления социально важных контактов. Примером являются: знакомство ребенка со сверстниками и хотеть играть по правилам команды, встреча коллег на совещании, участие в общественных мероприятиях;
- Половой (сексуальный). Половая идентичность протекает естественны путем, проявляется эмоциональным интересом к противоположному полу;
- Гендерный. Поведение личности в социуме, при котором распределяются гендерные роли. Принято идентифицировать гендерную принадлежность с биологическим полом, то есть мужчина и женщина. Поведение личности, когда принадлежность к определенному биологическому полу от рождения и внутреннего самовыражения отличаются, этих людей принято считать трансгендерами;
- Политический. Современное сообщество стремится установить социально-политический порядок, при этом член этой группы отождествляет себя с определенной идеологией. Занимает установленную политическую позицию в социуме (принадлежность к избранной партии, союзу), признает государственную власть (президент, государственная дума, законодательные органы), подчиняется законам (конституция).
Самоидентификация и её место в психотерапии
В психологии проблему самоидентификации поднимали многие учёные, и она продолжает занимать важное место во всех исследованиях. Почему? Когда человек понимает, кто он и какой, ему становится понятнее и окружающий мир
Ему проще использовать дары этого мира себе во благо, маневрировать между проблемами и не впадать в уныние от осознания своей мнимой незначительности.
Именно сильная самоидентификация спасает от многих проблем, перечисленных выше
Человеку так важно понимать и ценить себя! Любить себя, несмотря ни на что! И тогда у него есть внутренние ресурсы, чтобы доброжелательно относиться к окружающим, понимать, каких людей (друзей, спутника жизни, коллег) он хочет видеть рядом с собой. Понимание себя — основа выстраивания хороших отношений с окружающими.
Так важно чувствовать общность, сопричастность к тем или иным идеям и группам. Когда у него есть близкие, друзья, коллеги и единомышленники, он не чувствует себя одиноким
Более того — он определяет своё место в системе вещей, видит, куда ему расти, и чего он может достичь.
Итак, самоидентификация — едва ли не самое основное в психотерапии, то, без чего не решается ни одна психологическая проблема. Однако бывает так, что то, каким человек себя видит, не совпадает с тем, каким он является на самом деле. В этом случае психотерапия может иметь две цели: помочь клиенту понять, принять и полюбить себя настоящего, либо определить зону развития и помочь стать таким, каким он мечтает. Чаще всего этот непростой процесс включает в себя самопознание, работу с целями и ценностями, обращение к опыту уже пережитых событий и многое другое. Обретение внутренней гармонии напрямую связано с вопросом «Кто я?» и является одним из основополагающих условий счастливой и наполненной смыслом жизни.
Идентификация в философии фрейдизма?
Известный австрийский знаток психоанализа Зигмунд Фрейд создал собственную концепцию этого явления. Он был первым, кто выделил следующие категории идентификации:
1. Анаклитическая
Этот вид психической реакции характерен для детей, которые отождествляют себя с поддерживающими и помогающими им родителем. К примеру, если мать проявляет по отношению к своему ребенку максимум внимания и нежности, то чадо захочет в конечном итоге быть таким же, как она.
2. Идентификация с агрессором
Австрийский психолог рассматривал эту категорию как автоматическую реакцию, обусловленную потребностью в защите от воздействия человека, обладающего большей властью. Так, если чадо боится наказания отца, оно подсознательно стремится к тому, чтобы стать таким, как родитель. В таком случае, как думает ребенок, он будет обладать тем же влиянием и той же силой.
В психологической практике нередки случаи, когда пациент идентифицирует себя с лечащим его специалистом. Фрейд предостерегал своих коллег от нарциссического искушения представлять себя в роли всемогущих «спасителей» своих клиентов. Несмотря на это, данное табу продолжает нарушаться чаще, чем остальные терапевтические запреты.
Заключение
Отождествление дает нам возможность лучше понимать других людей, ставя себя на их место. Многие явления окружающего мира с трудом поддаются индивидуальному восприятию. Человек нуждается в сопоставлении себя с конкретным образом, что и достигается посредством идентификации.
LiveJournal
« Предыдущая запись
История открытия и изучения
Понятие “защитные механизмы” и “идентификация” ввел в психологическую науку Зигмунд Фрейд. Согласно его трактовке, идентификация является:
- защитной реакцией, возникающей на фоне страха наказания за агрессивное поведение или сексуальное влечение;
- бессознательным отождествлением субъкта с другим на фоне страха потери любви.
В психоаналитическом учении идентификация рассматривается как единственный механизм, способствующий формированию личности. Через бессознательную идентификацию ребенок воспроизводит родительский образ.
В бихевиоризме идентификацию рассматривают, как механизм формирования социальных ролей. Его связывают с необходимостью подкреплять вторичные потребности.
Стадии идентификационного процесса
В каждом идентификационном процессе, связанном с решением вопроса о тождестве, независимо от вида экспертизы можно выделить три стадии:
1) раздельное исследование;
2) сравнительное исследование;
3) оценка результатов сравнительного исследования.
В ряде случаев в процессе идентификации выделяется стадия предварительного исследования
(экспертного осмотра), включающая подготовительные работы: наличие необходимого для идентификационного исследования материала; правильность процессуального оформления; оценка количества представленных материалов и пригодности их для проведения исследования.
Задача раздельного исследования
— выделить наибольшее количество идентификационных признаков каждого из сравниваемых объектов, изучить его идентификационное поле. Идентификационные признаки искомого и проверяемого объекта изучаются по его отображениям, проверяемого объекта — непосредственно или по специально изготовленным отображениям (образцам), полученным в условиях, максимально приближенных к условиям образования следов искомого объекта.
Задача сравнительного исследования
состоит в сопоставлении выявленных идентификационных признаков, присущих каждому объекту, и установлении совпадающих и различающихся из них. Как при наличии, так и при отсутствии тождества в любом сравнительном исследовании обнаруживаются как совпадающие, так и различающиеся признаки, так как тождество реальных объектов содержит некоторые несущественные отличия, а разные объекты могут быть в чем-то и сходными.
Сравнение идентификационных признаков в обоих объектах должно вестись в направлении от общих признаков (в том числе групповых, классификационных) к частным. Это необходимо для того, чтобы при обнаружении существенных различий сразу исключить данный объект из проверяемых. Сравнительное исследование должно быть выполнено в полном объеме и с учетом всех выявленных признаков, так как именно их сопоставление позволяет сделать вывод о тождестве.
Завершающей и наиболее ответственной стадией идентификационной экспертизы является оценка результатов
сравнительного исследования. Выявленные комплексы совпадающих и различающихся идентификационных признаков оцениваются с точки зрения их закономерности, значимости. Если закономерным, значимым является комплекс совпадающих признаков, есть основания сделать вывод о тождестве сопоставляемых объектов; если значителен и закономерен комплекс различающихся признаков, результат сопоставления будет отрицательным
Особое внимание уделяется различающимся признакам. Необходимо установить идентификационную значимость, устойчивость, независимость каждого признака в отдельности и определить, не обусловлено ли его происхождение изменениями самого идентифицируемого объекта, его состояния или результатом специально принятых преступником маскировочных мер
Если различающиеся признаки незначительны, то переходят к рассмотрению совпадающих признаков. Если комплекс совпадающих признаков не исключает их повторяемости, делается вывод о сходстве или однородности сопоставляемых объектов.
Вывод о тождестве объектов может быть сделан только на основании индивидуального (неповторяющегося) комплекса идентификационных признаков. Так, например, в процессе исследования следов качения пневматической шины и рисунка беговой дорожки протектора проверяемого колеса выявляются не только совпадения элементов следов качения по ширине беговой дорожки, типу и виду рисунка, размерам и форме, но и по размерам отдельных элементов рисунка (длине и ширине выступов, длине краев и величине углов, по радиусам закруглений) и другим признакам.
Результат экспертного идентификационного исследования может быть категоричным
(устанавливающим тождество или различие объекта) ивероятностным . Последний делается экспертом в том случае, если комплекс идентификационных признаков недостаточен для категоричного вывода. Вероятностный вывод экспертизы сам по себе, взятый изолированно, не имеет доказательственного значения, однако может широко использоваться в тактическом и оперативно-разыскном отношениях. Вероятностный характер заключений экспертов часто обусловлен несовершенством существующих методов исследования. В то же время вероятностное заключение эксперта будет иметь значение в совокупности с другими доказательствами (например, вероятностный вывод о причинении повреждений одежды представленным на экспертизу ножом будет иметь доказательственное значение в совокупности с результатами исследования крови или волокон на его поверхности).
Идентификация в психологии
Это уподобление индивида какому-то человеку, группе, образу. Без этого невозможно развитие и формирование личности. Очень часто идентификацию путают с имитацией и идентичностью. Рассмотрим эти связи подробнее.
Идентификация и имитация
Имитация – сознательное подражание. Идентификация – бессознательный процесс. Отождествление помогает человеку развиваться, строить свой жизненный путь. Однако при неблагоприятных условиях бессознательное подражание приводит к застою в развитии и диссоциации.
Идентификация и идентичность: в чем разница
Что это такое? Идентичность – результат. Идентификация – процесс. В первом случае человек осознает и признает свою тождественность с кем-то. Во втором случае он ищет и обретает тождественность.
Идентификация как механизм накопления и сохранения информации о личности
Идентификация личности происходит путём определения тождественности человека по группе особенностей при их сравнении.
Для идентификации человека необходимо установить полные паспортные данные. Сюда относятся фамилия, имя и отчество, дата и место его рождения. Также используются идентификационный код и другие данные, в зависимости от требований идентифицирующей стороны.
Существуют различные способы идентификации. Это может быть номер, который выдаётся на всю жизнь (ИНН). Номер, который может быть изменён в связи с изменениями фамилии или других данных. А может быть несколько номеров, их совместное наличие будет способствовать идентификации.
Идентификация может быть централизованной, когда все данные хранятся на высшем уровне. Может быть распределённой, когда информация сохраняется там, где субъект зарегистрирован. В этом случае может происходить обмен информацией. При иерархическом типе идентификации, информация есть во всех инстанциях от нижестоящих до высших.
Символический интеракционизм
Приверженцы этой парадигмы в социологии считают, что человек реагирует не на непосредственные раздражители, а на их образы. Главной символической системой считается язык. «Понимание» членами группы друг друга без слов объясняется тем, что первичной интеракцией является жест и мимика.
Так как человек не может формироваться и развиваться вне социума, он самореализуется в процессе взаимодействий, «интеракций». Личность проявляется только как результат коммуникаций. Обмен представлениями людей о себе и окружающих формирует «первичную группу» с самыми тесными и результативными связями.
Личность находится в постоянной динамике: оценке ситуации, её соотнесения со знакомыми символами и во взаимодействии, или обмене символами.
Индивид и индивидуальность
Индивид – отдельный представитель человеческого рода по факту своего рождения. Качества индивида проявляются в его внешнем облике: разрезе глаз, размере ноги, цвете волос и прочим. Индивид обладает врожденными наклонностями и способностями, но станет личностью только в процессе общественного развития.
Понятие индивидуальность отличается от понятия индивид. Индивидуальность – это особенности отдельной личности, ее уникальность, неповторимость. Она включает в себя интеллектуальные, духовные качества и физические данные. Индивидуальность проявляется во время совершения человеком выбора, принятия самостоятельных решений, занятия какой-либо деятельностью.
Понятие индивидуальность неразрывно связано с личностью. Соотношение понятий индивидуальность и личность проявляется в том, что человек являющийся личностью обязательно проявит свою индивидуальность во взаимодействии с обществом.
Характер
Характер – это устойчивые психологические особенности личности, которые определяют стиль поведения, привычки и образ жизни. От характера зависит, как будет реагировать человек на те или иные ситуации. С определенным характером не рождаются, он формируется на протяжении всей жизни. Этот процесс зависит от определенных биологических особенностей личности: пола, темперамента, генетического состава.
От свойств характера зависит вся жизнь, он обусловливает наши мысли, дела, поступки, эмоции. Благодаря наличию в психике комплекса паттернов наша жизнь становится легче. Например, оказываясь постоянно в одних и тех же обстоятельствах, человек может совершенно по-разному на них смотреть, оценивать, выстраивать свою линию поведения, проводить анализ возможных последствий. Благодаря характеру данный процесс легче оптимизировать. Если знать, каким характером обладает человек, можно точно определить его дальнейшие действия.
Как формируется характер
Основные его черты закладываются еще в младенчестве, когда ребенок начинает ощущать доверие или недоверие к окружающему миру. В связи с чем именно в этот период малышу важны любовь, забота, развитие, удовлетворение всех его жизненно необходимых потребностей.
По мере взросления дети все активнее познают окружающий мир через проводников – своих родителей, которые пользуются у них безоговорочным и непререкаемым авторитетом. Именно от родителей зависит то, какой характер будет у ребенка в будущем. Некоторые черты формируются у детей благодаря подражанию, другие – в результате развития и планомерного обучения.
Начиная примерно с 3 лет, дети попадают в социум, в котором присутствуют сверстники и другие взрослые. С новыми людьми необходимо взаимодействовать, налаживать контакт. Под влиянием социума формируются дополнительные черты характера, такие как коммуникабельность, сострадание, забота, доброта, щедрость и т. п.
В школьный период жизни для ребенка важно то, как оценивают его взрослые. Он начинает понимать, как нужно поступать, а какое его поведение недопустимо
В это время родители уже не оказывают большого влияния на характер ребенка, который все активнее социализируется. Он вовлечен в разные виды деятельности, в процессе которой у него развиваются такие качества, как инициативность, ответственность, пунктуальность, трудолюбие.
Кроме того, в подростковом возрасте формируется морально-этическая позиция, волевые качества личности. Ребенок, достигший совершеннолетия, имеет уже индивидуальный характер, который в последствии корректируется.
К основным факторам, оказывающим влияние на формирование и развитие характера, относятся:
-
воспитание в семье;
-
общепринятые культурные ценности, правила и устои в обществе;
-
личный пример людей, которых ребенок особенно любит, ценит и уважает;
-
общественное мнение;
-
саморазвитие.
Черты характера
Определенные психологические особенности личности, проявляемые при возникновении похожих обстоятельств, называются чертами характера.
К примеру, грубость и агрессия, выраженные единожды, не являются чертами характера всегда дружелюбного, приветливого и вежливого человека. Такое поведение скорее окажется следствием ситуативного фактора. В данный момент на человека повлияли усталость, а возможно, он был чем-то расстроен. Устойчивой чертой характера, вероятнее всего, является дружелюбие.
В зависимости от направленности черты характера подразделяются на 3 категории, которые имеют положительные и отрицательные стороны:
-
По отношению к себе. Эти черты характера в комплексе отражают позицию, на которую человек себя ставит по отношению к другим людям, его восприятие внутреннего я. От степени самоуважения, самокритичности, тщеславия, высокомерия, скромности, гордости зависит оценка своих поступков и неудач, постановка целей и задач.
-
По отношению к другим людям. На формирование данных психологических особенностей личности человека оказывает влияние взаимодействие в социуме. Эффективность общения зависит от положительных (отзывчивость, общительность, альтруизм, уважение, чувствительность, сострадание и т. д.) и отрицательных (замкнутость, черствость, циничность, снобизм) черт характера.
-
По отношению личности к деятельности. Эти свойства характера проявляются в работе. Человек в профессиональной деятельности может вести себя по-разному. Он может быть трудолюбивым, аккуратным, ответственным и исполнительным, креативным, инициативным и деятельным. Есть ленивые люди, которые к работе относятся поверхностно, безответственно, равнодушно.
Определение понятия
Обесценивание – это защитный механизм психики, благодаря которому человеку легче справляться с негативными переживаниями.
Например, когда парня бросает девушка, ему легче подумать, что он не так уж ее и любил, да и отношения были плохими. Она ничего не значила. С такими мыслями у него наступает облегчение, он начинает двигаться дальше.
Или женщина, которую уволили с работы, начинает внушать себе, что давно пора было уйти, что платят мало, от коллег она устала, и вообще, она занималась какой-то ерундой.
В этих примерах и брошенный парень, и уволенная женщина перечеркивают важную часть своей жизни, чтобы пережить то, что они теряют.
Обесценивание можно рассматривать:
- как защитный механизм – благодаря этому легче преодолеть неприятности и собственные поражения;
- привычную модель поведения – человек просто не замечает, как уменьшает значимость себя или людей вокруг;
- способ манипуляции – это сознательное принижение другого человека с целью повлиять на самооценку.
Но, как правило, все три формы при обесценивании существуют одновременно и выполняют свои функции.
Причины обесценивания
Можно уменьшать значимость не только своих достижений, но и других людей. Чужой успех вызывает зависть, чувство неудовлетворения. Вместо того чтобы признать свои ошибки и недостатки, начать работать с ними, научиться ставить более амбициозные цели, человеку проще обесценить чужой успех, тем самым успокаивая себя и снимая тревогу.
Ему необходимо подчеркнуть, что чужой успех ничего не значит, он внушает себе: «Мне это не нужно, мне и так хорошо».
Обесценивание других людей позволяет повысить свою значимость, выглядеть лучше на их фоне
Так, домохозяйка, отказавшаяся от своей мечты сделать карьеру, может сказать своей одинокой подруге, у которой свой бизнес: «Разве это важно для женщины?», «Зачем тебе всё это, если дома никто не ждет»? Таким образом она снимает собственное чувство тревоги от мысли, что сделала неверный выбор, и снижает чувство неудовлетворенности своей жизнью
С одной стороны, такой защитный механизм позволяет справляться с негативными чувствами и мыслями, но с другой, он в конечном счете может привести к саморазрушению.
Сталкиваясь с постоянным обесцениванием своих мыслей, желаний, достижений, человек перестает их замечать. Они теряют значение, потому что за ними не приходят положительные эмоции. Происходит потеря контакта с самим собой, своими потребностями и чувствами.
В какой-то момент человеку начинает казаться, что он не знает, чего хочет. Тогда он, ориентируясь на социальное мнение и цели своего ближайшего окружения, начинает как бы копировать их жизни, делать то, что делают все. Но проблема в том, что такой подход не приносит ему радости, чувства удовлетворения.
Он ходит на нелюбимую работу бухгалтера, она живет с нелюбимым мужем, они воспитывают детей, которых не хотели. И только потому, что ему сказали: «Твоя музыка никому не нужна, лучше иди по стопам отца». Ей сказали: «Какой прок от твоей карьеры? Жена должна сидеть дома». И им обоим сказали: «Какая же вы семья, если у вас нет детей?» Всё это – яркие примеры обесценивания.
Влияние социума на личность
Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.
Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.
Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.
Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.
- Родители и близкие родственники оказывают самое сильное воздействие, воспитывая ребенка с младенчества.
- Вторыми по степени влияния являются школьные учителя.
- За ними следуют друзья, знакомые, коллеги.
- Не малую роль играют СМИ (средства массовой информации: интернет, телевидение, печатные издания).
Кроме того, на личность воздействует социально-культурная среда, характерная для государства, местности в которой она проживает. Так в России, США, Индии, Израиле — условия для становления личности существенно отличаются. Благодаря этому, отдельным народам, населению разных стран присущи свои отличительные черты характера, индивидуальные особенности.