Транскультуральный аспект интегративного подхода к психотерапии
Проведение психотерапии в различных моноэтничных и полиэтничных сообществах, равно как и антропологические исследования целительства расширили современные представления о природе и механизмах психотерапии. В результате подобных транскультуральных исследований показано, что универсализм современных методов психотерапии относителен, поскольку они тесно взаимосвязаны с “картиной мира” и образом жизни, а потому возможности их переноса из одной культуры в другую ограничены .
Сформулирован эмпирически обоснованный взгляд на психотерапию как на целительство культурой , где культура определяется как система верований, смыслов и поведенческих паттернов. Утверждается, что культура играет важнейшую роль в психотерапии, что упускается психотерапевтическими теориями. Отмечается, что психотерапевтическими и антропологическими исследованиями последних десятилетий установлено, что общие верования о болезнях и их лечении, разделяемые терапевтом и пациентом являются центральными факторами в определении болезненного поведения и исходы терапии. Фактически такая система верований определяет до 60% эффективности терапии.
С культурологических позиций выделены две базовых системы организации Я, различающихся по автономности и взаимозависимости благополучной личности в зависимости от ее культуральной, социальной принадлежности . В коллективистских культурах, преимущественно не-Западных, для поддержания психического здоровья люди нуждается в высоком уровне взаимосвязей и ограниченном уровне автономии. В индивидуалистичных культурах, преимущественно Западных, для поддержания психического здоровья люди нуждается в высоком уровне автономии взаимосвязей и ограниченном уровне взаимосвязей. Эффективная психотерапия психотерапевта должна учитывать коллективистскую или индивидуальную направленность пациента .
Список литературы
1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1993.
2. Александров А. А. Проблемы интегративной психотерапии. В кн.: Психология и психотерапия. СПб., 2002.
3. Введение в психологию. Авторы — Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.
4. Карвасарский Б. Д. Интегративные аспекты психотерапии: основные понятия и перспективы развития. В кн.: Интегративные аспекты современной психотерапии. Л., 1992.
5. Козлов В.В. Интенсивные интегративные психотехнологии: Теория. Практика. Эксперимент. М., 1998.
6. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000.
7. Ташлыков В. А. Общие факторы психотерапии как одна из предпосылок интегративной психотерапии. В кн.: Интегративные аспекты современной психотерапии, СПб., 1992.
8. Уилбер К. Интегральная психология. М.: АСТ и др., 2004.
Психотерапевтические школы
Но … какие великие психотерапевтические модели обычно служат основой для интеграции других компонентов и техник? Есть много психотерапевтических школ и подшкол.Хотя мы могли бы в основном говорить о четырех основных ориентациях: когнитивно-поведенческой, психодинамической, системной и гуманистической.
Как можно интегрировать разные модели? Какие ключи исследования, анализа и вмешательства может позволить каждый из них? Мы собираемся сделать краткое описание руководящих принципов, которые каждая из этих моделей подчеркивает в основном, но сделаем оговорку, что почти никогда не бывает полностью «чистых» моделей, потому что, так или иначе, все они созерцают другую. факторы, накладывающиеся друг на друга, перемешиваясь и подпитывая друг друга.
Плюсы и минусы интегрированного обучения
Давайте подведём итоги и рассмотрим, какие преимущества и недостатки есть у интегрированного обучения.
Плюсы интегрированного обучения
- развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка;
- помощь детям с особенностями успешно интегрироваться в общество;
- возможность не замыкаться в проблемах;
- развитие эмпатии и умения помогать другим людям;
- формирование толерантной культуры.
Интегрированное обучение — шанс для особенных детей найти своё место в обществе
Минусы интегрированного обучения
- ребёнок с особенностями часто требует слишком много внимания и времени, которые учитель не всегда может дать;
- недостаток внимания к обычным детям может сказаться на их успеваемости;
- риск травли со стороны других учеников;
- сложно подготовить нужных специалистов;
- необходимо перестраивать всю систему образования.
Наш мир с каждым годом становится более инклюзивным: появляются пандусы в общественных местах, новые подходы к социализации и, в том числе, к образованию. Поэтому если вы уже учитесь или планируете поступать на факультеты по педагогике, психологии или социальной работе, присмотритесь к этой теме. Спрос на грамотных специалистов будет расти, а значит, это отличное направление для профессиональной реализации.
Модели интегрированного обучения
Помимо форм выделяют такие современные модели организации интегрированного инклюзивного обучения, как:
- постоянная полная интеграция;
- постоянная, но неполная интеграция;
- частичная интеграция;
- временная интеграция;
- эпизодическая интеграция;
- комбинированная интеграция.
Постоянная полная интеграция
При такой модели интегрированного обучения дети с инклюзией посещают общеобразовательную школу вместе с другими учениками и получают дополнительную коррекционную помощь при необходимости. Постоянная полная интеграция возможна в двух случаях:
- уровень развития ребёнка близок к нормальному, без сильных отклонений;
- в школе помимо преподавателя ещё есть отдельный специалист.
Постоянная, но неполная интеграция
Такая модель подходит детям, у которых есть отклонения от возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи и не могут посещать все уроки наравне с другими учениками. Учителя и родители определяют, какие предметы ребёнок будет посещать с классом, а что проще осваивать с помощью специалиста.
Частичная интеграция
В этой модели большее значение отдаётся индивидуальному обучению ребёнка с особенностями развития. А уроки в общеобразовательной школе он посещает лишь частично или проводит время с детьми после основной учёбы.
Чем раньше выявлены особенности развития, тем больше шансов для успешной адаптации
Временная интеграция
В данной модели интегрированного обучения ребёнок с инклюзией проводит время с обычными детьми в школе не реже двух раз в месяц. А занимается индивидуально по специально разработанной программе.
Эпизодическая интеграция
Такая модель применяется в школах, где нет возможности организовать полноценное интегрированное обучение: нет отдельного специалиста, нет возможностей для модернизации преподавания. В таком случае организовывают периодические мероприятия, которые помогают социализировать детей с особенностями развития.
Комбинированная интеграция
Модель обучения, которую применяют в маленьких населённых пунктах, если в них нет возможностей для какого-либо интегрированного образования. В этом случае используют лишь некоторые элементы инклюзивного обучения. Поэтому комбинированная модель подходит детям с минимальными отклонениями в развитии, иначе они просто не смогут усваивать образовательную программу наравне c другими учениками.
Исследования межличностного взаимодействия в паре клиент – терапевт
Изучение различных аспектов взаимодействия в паре клиент – терапевт существенно расширяют представления о межличностных механизмах психотерапии, полученные в исследованиях терапевтического альянса.
В исследованиях оценки действий терапевта клиентом и самим терапевтом с позиции их полезности и эмпатичности показано что: обоюдные оценки были положительно скоррелированы по параметрам полезности и эмпатичности; однако длительный психотерапевтический контакт снижал степень соответствия парных оценок. Возможность выбора пациентом психотерапевта в эксперименте не влияет на итоговый результат психотерапии . Экспериментально показано, что аффективная насыщенность взаимодействия терапевта с пациентом в психотерапии эффективно значима только при краткосрочной терапии . Эмпирически подтверждено, что исход терапии определяется интеракцией Я-концепций пациента и терапевта, а рассогласование между Я-концепцией терапевта и его восприятием поведения пациента ухудшает результат терапии . Изучение внешних факторов доверия клиента к психотерапевту показало, что предпочтение модальности применяемой психотерапии является значительно более весомым фактором, чем пол, возраст и психологический опыт терапевта .
Установлено, что суждения терапевтов о пациентах и их роли в консультировании в большей степени определяются характеристиками самих терапевтов . Оказалось, что длительность психотерапии определяется преимущественно образованием и опытом работы психотерапевта, а не тяжестью психопатологии клиента и стоимостью терапии . Вместе с тем, сопоставление оценок удовлетворенности терапевтической сессией пациента и терапевта выявило : 1) пациенты высказывали большее удовлетворение при восприятии терапевта “теплым ”и “чувствующим”, что однако, не влияло на редукцию симптомов; 2) оценка терапевтами пациентов как “помогающих” или “защищающихся” была негативно связана с симптоматическим улучшением. Уточнено, что прогностическая значимость инструментальной оценки эффективности КПТ внешним наблюдателем высоко достоверна, тогда как таковая оценка терапевта и пациента отличается слабой достоверностью . Возможными тому причинами являются различие оценочных позиций пациента и терапевта ; пациенты заинтересованы в разрешении проблем и улучшении самочувствия; терапевты концентрированы на этиологии проблем и пути их разрешения; обе позиции субъективны.
Факторы, способствующие развитию интегративной психотерапии
Поиск общего основания для разных теоретических моделей при помощи перевода их понятий на терминологию, считающуюся общепринятой, или описание психотерапевтического процесса с позиции разных направлений являют собой значительные возможности, служащие для развития интегративной психотерапии.
Факторы, способствующие развитию интегративной психотерапии:
- Распространение бесчисленных методов и форм психотерапии, которые затрудняют выбор, а также их исследование и применение на практике.
- Неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов.
- Поиск общих основных процессов, являющихся характерными для всех методов психотерапии, и постепенное признание особенности, что разные методы могут иметь больше сходств, чем различий.
- Приблизительно одинаковая действенность лечения независимо от методов психотерапии.
- Акцент на значительной роли взаимоотношений специалист—пациент в рамках любых методов психотерапии.
- Социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более сплачивающее, чем разъединяющее специалистов действие.
Учет специалистом индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни и особенностей человека, а не собственных теоретических знаний является самой важной характеристикой интегративной психотерапии
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Что представляет из себя интегративная психология
Человеческая психика – сложная многокомпонентная система. При работе с клиентом, для достижения желаемого результата, психотерапевт разрабатывает и решает индивидуальную, предназначенную только для этого конкретного случая задачу.
В этом и заключается интегративная психология – применение различных методик и способов помощи, создание уникальных комбинаций, которые покажут высокую эффективность с конкретным пациентом.
В свою очередь личность человека представляет из себя внешнее проявление глубинных психических процессов. А с точки зрения психологии психическое здоровье любой личности наиболее полно проявляется в умении получать и интегрировать опыт, осознавать и оценивать конфликтные ситуации.
Если человек не обладает достаточными навыками интеграции, у него формируются иррациональные реакции. В крайних проявлениях это может стать причиной появления девиантного поведения и других психических патологий.
Методика психосоциальной работы, которая опирается на интегративный подход, использует различные психотерапевтические техники. Но все они имеют общий знаменатель: задействование личностных ресурсов человека.
В историческом плане интегративный подход к психологии – старое явление. Но в западной и отечественной психологической практике оно появилось сравнительно недавно. Интегративная психология – относительно новое явление как для специалистов, так и для самих клиентов. И, надо сказать, что данный подход применяется довольно успешно.
Основные психологические теории личности
Психодинамический подход – это подход к исследованию личности человека, который был разработан З. Фрейдом.
В соответствии с данным подходом человек представляется в виде существа, которое имеет управляемую динамику и неосознанные влечения, в то время как личность рассматривается как устойчивое «Я» человека, имеющее определенную структуру.
Структура личности по З. Фрейду: «Оно» – «Я» (эго). При этом «Оно» представляет собой вместилище инстинктивных влечений, которые подчиняются принципу удовольствия. «Эго» – это центральная инстанция саморегуляции, которая основана на принципе реальности.
Психодинамический подход З. Фрейда занимает особое место в современной психологии, на основании данного подхода разработаны многие теории, последователями Фрейда.
Готовые работы на аналогичную тему
Поведенческий подход – это подход, основателями которого являются Дж. Уотсон, И. П. Павлов и Б. Скиннер, трактующие личность как совокупность внутренних переживаний и набора поведенческих стереотипов.
В соответствии с поведенческим подходом в природу личности входят такие составные элементы как творчество, воля, достоинства и свобода. Личность понимается как определенный поведенческий репертуар, который соответствует определенному набору жизненных обстоятельств. При этом человеческое поведение представляет собой лишь функцию, являющуюся производной от конкретных социальных условий, в которых живет и развивается человек. Качества самой личности представляют собой набор продуктов социального подкрепления в рамках определенных социальных обстоятельств.
Деятельностный подход – это подход, разработанный в 30-е годы рядом советских ученых (Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым), и отличающийся от поведенческого подхода некоторыми принципиальными моментами.
Основные отличия деятельностного подхода:
Таким образом, деятельностный подход рассматривает личность как совокупность биологических компонентов человека, его жизненного и практического опыта, а также направленности.
Когнитивный подход – это подход, который в психологии представлен теорией личностных конструкторов (автор Дж. Келли), факторной теорией черт личности (автор Р. Кэттел), факторной теорией личностных типов (автор Г. Айзенк) и некоторыми иными теориями.
В рамках когнитивного подхода личность рассматривается с точки зрения логического размышления о предназначении человека, особенностей картины миры каждого человека и процедуры измерения психических черт личности.
Когнитивная теория личности исходит из того, что личность каждого человека является динамичной сущностью, которая развивается на протяжении всей жизнедеятельности. Основными элементами личности, оказывающими непосредственное влияние на ее развитие, являются:
Таким образом, в рамках когнитивного подхода к пониманию личности, она рассматривается как поведение человека в определенных жизненных условиях, совокупности правил, которым подчиняются люди на протяжении всей своей жизни.
Экзистенционально-трансперсональный (гуманистический подход) – это подход, который представляет собой анализ и понимание личности исходя из того, что в каждом человеке заложена потребность в собственном личностном развитии, раскрытии своего потенциала и способностей, стремление к определенному идеалу.
Основателем гуманистического подхода является Абрахам Маслоу, которым впервые было введено понятие «самоактуализации» личности, используемое для всесторонней характеристики личности человека.
Согласно А. Маслоу, самоактуализировавшаяся личность отличается следующими чертами:
Все вышеуказанные подходы показывают, что личность человека – это сложное образование, включающее в себя комплексы устойчивых и изменчивых признаков, определяющиеся как генетическими, так и социокультурными факторами, среди которых ведущее место принадлежит процессам, позволяющим человеку воспроизводить человеческий тип жизни.
Цели и задачи интегрированного обучения
Интегрированный подход в обучении — это методика, которая позволяет успешно решать цели и задачи, связанные с социализацией и передачей знаний детям с инклюзией разной степени тяжести.
Цель интегрированного обучения
Цель интегрированного обучения — помочь ребёнку с особенностями в развитии научиться успешно коммуницировать с другими детьми и получить подготовку и навыки, чтобы реализоваться в жизни.
Обучение в Японии по интегрированным образовательным программам существует с 1990 года, а нормы и акты инклюзивного обучения стали разрабатывать уже с 70-х годов.
Задачи интегрированного обучения
Интегрированное обучение решает следующие задачи:
- создать специальные условия для детей с особенностями развития;
- помочь таким детям освоить учебную программу, не отклоняясь от стандартов школьного образования;
- уменьшить или снизить функциональные нарушения у детей;
- создать уважительную и принимающую атмосферу;
- наладить диалог с другими детьми, научить коммуникации;
- поддерживать в вопросах обучения и социализации;
- оказывать психологическую поддержку;
- формировать позитивное отношение к себе и жизни.
Лев Семёнович Выготский первым заговорил о важности развития концепции интегрированных методов обучения. Он считал, что коррекционные школы, которые создавались специально для детей с ограниченными возможностями не дают необходимых навыков, необходимых для взрослой жизни
Наоборот они усугубляют состояние детей, фиксируя внимание на проблемах
Расписание тренингов и семинаров10
1 октября |
Ретрит «Сила Рода» на Алтае
8 дней |
|
23 сентября |
Трансформационная игра «Тамболия»
3–4 часа |
|
24 сентября |
Холотропное дыхание. Глубокий терапевтический тренинг
2 дня по 10 часов |
|
25 сентября |
Полевая расстановочная диагностика для помогающих практиков Узнать подробности 3 часа |
|
21 октября |
Семинар-тренинг по работе с травмой в интегративном подходе «Бегом в безопасное место»
2,5 дня |
|
21 октября |
Трансперсональный телесно-голосовой психотерапевтический тренинг «Право голоса». Модуль 1
2,5 дня |
|
23 октября |
Полевая расстановочная диагностика для помогающих практиков Узнать подробности 3 часа |
|
29 октября |
Программа повышения квалификации «Перинатальная психология. Сознательное родительство» Узнать подробности 8 модулей программы по сб/вс |
|
20 ноября |
Полевая расстановочная диагностика для помогающих практиков. Онлайн Узнать подробности 3 часа |
|
Направление используют
Организаторы
Академия трансформационных психотехнологий (Москва), Европейский центр Трансперсональной Регрессионной Терапии (Москва), Институт интегративной детской психотерапии и практической психологии «Генезис» (Москва), Институт интегративной психологии и психотерапии (Москва), Курманова Валерия (Москва), Лина Хайм (Москва), Любовь Репина (Москва), Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва), НОЧУ ДПО «Высшая Школа психологического консультирования» (Москва), Проект «Наталья Игнатова & Ирина Борисова» (Москва), Проект «Осторожно, счастье!» (Москва), Психологический центр отношений «О!Да» (Москва), Содружество психологов Подольска (Москва), Центр реконструкции и реновации человека (Москва), Awakening Club (Москва), Психологический проект «Зеркала» (Москва), Психологический центр HypnoLife (Москва), Тренинговый центр Елены Гордеевой (Москва), Тренинговый центр Института Психотерапии (Москва), Центр живого творчества «Нескучный сад» (Москва).
Ещё организаторы 73
Тренеры
Александр Геннадьевич Князев (Москва), Александра Дионисиади (Москва), Алина Сергеевна Козлова (Москва), Анастасия Альбертовна Отажанова (Москва), Арина Сункаровна Искандирова (Москва), Бина Нерудова (Москва), Валерия Баранова (Москва), Виктория Вячеславовна Ивченко (Москва), Виктория Николаевна Никитина (Москва), Вита Березовская (Москва), Владмира Симуран (Москва), Галина Анатольевна Дубравина (Москва), Галина Борисовна Горина (Москва), Галина Романова (Москва), Екатерина Викторовна Макарова (Москва), Елена Владимировна Мартынова (Москва), Елена Евгеньевна Пахтусова (Москва), Елена Игнатьева (Москва), Елена Кисельникова (Москва), Злата Любимова (Москва).
Ещё тренеры 339
Консультанты
Алекс Клайм (Москва), Александра Вельматова (Москва), Александра Дионисиади (Москва), Анастасия Александровна Тимофеева (Москва), Анастасия Альбертовна Отажанова (Москва), Бина Нерудова (Москва), Валерия Баранова (Москва), Виктория Викторовна Конторина (Москва), Виктория Вячеславовна Ивченко (Москва), Виктория Николаевна Никитина (Москва), Вита Березовская (Москва), Владмира Симуран (Москва), Галина Анатольевна Дубравина (Москва), Галина Борисовна Горина (Москва), Данара Ниязбековна Бейсенбаева (Москва), Екатерина Викторовна Макарова (Москва), Екатерина Владимировна Решкович (Москва), Елена Владимировна Мартынова (Москва), Елена Игнатьева (Москва), Елена Кисельникова (Москва).
Ещё консультанты 336
Интегративный и мультимодальный подходы в практике и исследованиях западной клинической психотерапии
Следует отметить, что универсализация, интегративность являются неотъемлемыми чертами любой продуктивно развивающейся и ориентированной на практику модальности психотерапии. Интегративность определяется практической потребностью расширения диапазона пригодности модальности, обусловленной прямой или косвенной конкуренцией с другими модальностями на психотерапевтическом рынке. Расширение диапазона пригодности модальности осуществляется за счет экспансией в клиническую и психологическую области, адаптации сроков терапии к существующему общественному запросу в направлении к краткосрочности, баланса групповых и индивидуальных форм в интересах повышения экономической рентабельности терапии , и т.д.. Однако, в условиях жесткого традиционного разделения, используемые интегративные теоретические подходы и практические приемы трактуются в модальностях не как интегративные, а описываются как уникальные, присущие данной модальности. (Так, использование многими модальностями измененных состояний сознания ими не номинализуется, что позволяет отрицать связь с гипнологией .) Поэтому интегративность любой узко-традиционной модальности (а только на условиях интеграции и возможно ее длительное устойчивое развитие), можно определить как скрытую, маскированную интеграцию.
В современной психотерапии выделяются не только модальности, но и основные подходы психотерапии: психоаналитический, когнитивно-бихевиоральный, суггестивный . В их рамках понятие интеграции используется открыто, поскольку интегрируются родственные теоретические постулаты и методические приемы. Такую интеграцию следует определить как внутригрупповую интеграцию.
Работа в рамках психотерапевтических подходов характерна для клинической психотерапии. Современная западная клиническая психотерапия представлена двумя ведущими подходами: когнитивно-поведенческим и психоаналитическим; что неизбежно поляризует ее интегративное движение на интегративно-когнитивно-поведенческое и интегративно-психоаналитическое.
Кому подходит интегрированное обучение
Методика интегрированного обучения вышла из специального (коррекционного) подхода к обучению детей с ограниченными способностями. На первый взгляд, она может показаться панацеей, но это не совсем так. Есть у интегрированного обучения проблемы — оно подходит далеко не всем детям с инклюзией.
Прежде чем принять решение об интегрированном обучении для ребёнка, стоит показать его специалисту. Он учтёт есть ли внешние и внутренние условия, которые сигнализируют о готовности детей к такой форме учёбы.
Внешние условия | Внутренние условия |
функциональные нарушения удалось выявить на самых ранних этапах жизни | степень инклюзии не мешает ребёнку учиться с другими детьми |
родители серьёзно настроены помогать ребёнку в процессе обучения | способности ребёнка позволяют ему осваивать учебную программу в полном объёме |
есть возможность организовать квалифицированную коррекционную работу | ребёнок психологически готов к школе |
есть условия и среда для интегрированного обучения |
Если у ребёнка большие отклонения в психоэмоциональном и физическом состоянии, то каким бы сильным ни было желание родителей обучать его в обычной школе, в этом случае лучше выбрать специализированный (коррекционный) класс.
Что такое интегративная психотерапия?
Интегративные модели отличаются от эклектических тем, что первые не используют техники более или менее изолированно, в зависимости от характеристик и потребностей человека, а исходят из целостного видения человека, которое позволяет придавать смысл и последовательность. к различным элементам в целом.
Теперь это Нельзя сказать, что есть только один способ решения психологических проблем, как будто это «абсолютная правда», далеко не так.
Может случиться и, фактически, чаще всего, что каждый индивидуальный психотерапевт так или иначе интегрирует элементы, что придает больший вес одним факторам по сравнению с другими, например, эмоциям по сравнению с познаниями или поведением и т. Д. Это будет зависеть от общей основы или, иначе говоря, от интегрирующей модели, с которой начинает профессионал.
Хотя элементы и техники из других психотерапевтических моделей интегрированы, всегда есть более общий фон, который преобладает и позволяет им интегрироваться в качестве «эпистемологического зонтика».
Какие типы интеграции существуют?
Есть три больших типы психотерапевтической интеграции: теоретическая, методика и подход общих факторов , который фокусируется на аспектах, лежащих в основе эффективности терапии, независимо от ее ориентации. Это разделение носит весьма общий характер и не представляет сложности интегрирующего движения, но дает представление о его основных тенденциях.
1. Теоретическая интеграция
Теоретическая интеграция состоит из объединения подходов различных психологических ориентаций. В некоторых случаях такой же вес уделяется дополнительным подходам, таким как бихевиоризм и когнитивизм, в то время как в других в качестве основы используется теория, а в нее вводятся понятия других; Конструктивизм особенно полезен в этом отношении.
2. Техническая эклектика
Техническая интеграция типов широко известна как «техническая эклектика». Этот подход ориентирован на повысить эффективность психотерапии, сочетая наиболее полезный вклад различных направлений для конкретных проблем. Таким образом, его легче применять, чем теоретическую интеграцию, хотя существует риск отсутствия систематичности.
Статья по теме: «Эклектика в психологии: 6 преимуществ и недостатков этой формы вмешательства»
3. Сосредоточьтесь на общих факторах
Этот подход к интеграции, вероятно, является самым старым из трех; его происхождение восходит к десятилетиям между 1930 и 1960 годами, когда появились работы Розенцвейга, Александра и Френча или Карла Роджерса. В настоящее время известно, что 30% эффективности терапии обусловлено общими факторами и только 15% от выбранной техники.
Как работает интегративный подход?
Ядром интегративного подхода выступает принцип целостности, который подразумевает понимание психики, как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации.
То есть психика человека является многоуровневой системой, обнаруживающей в личностно-структурированных формах опыт индивидуальной биографии, рождения, а также безграничного поля сознания.
Интегративный подход в психологии принимает во внимание многие подходы к человеческому функционированию, разработанные психологической наукой: психодинамический, клиентцентрированный, поведенческий, семейной психотерапии, гештальт-психотерапии, телесно-ориентированной психотерапии, теории объектных отношений и психоаналитической психологии, транзактный анализ. Каждый подход предоставляет ценное объяснение психологической функции и поведения, и каждый усиливается в выборочной интеграции с другими. Каждый подход предоставляет ценное объяснение психологической функции и поведения, и каждый усиливается в выборочной интеграции с другими
Каждый подход предоставляет ценное объяснение психологической функции и поведения, и каждый усиливается в выборочной интеграции с другими.
Тебе наверное интересен алгоритм действий психолога с клиентом, использующего интегрированный подход. Он выглядит следующим образом:
Рефлексия актуального состояния, которая подразумевает осознание проблемной ситуации человека и факторов, определяющих это состояние;
- Присоединение и эмоционально-чувственное вживание в проблему, воспроизведение ее специалистом в собственном сознании и рефлексия собственных переживаний; бывает очень полезно дать клиенту обратную связь по поводу своих переживаний;
- Постановка общей цели психокоррекционной работы, сообщение клиенту своего понимания ситуации и возможности интерпретации состояния клиента с точки зрения этой концепции. Доведение до клиента информации о применяемых психологических технологиях и их эффектах;
- Помощь клиенту в осознании своих новых переживаний и возможностей и конструктивном использовании их в повседневной жизни (интеграция личностью нового опыта);
- Организация отслеживания пациента в социуме и гарантированная поддержка после окончания цикла психокоррекционного взаимодействия.
Как ты понимаешь, при использовании интегративного подхода психотерапия проходит более эффективно, а именно:
- Нормализуется психоэмоциональное состояние: снимается эмоциональное выгорание, тревога и напряжение уходят, появляются спокойствие на душе и расслабленность в теле;
- Решаются и психосоматические проблемы: уходят панические атаки, неврозы, вегетососудистая дистония, нормализуется давление (давление повышается, когда проблемы давят, проблемы решаются — давление нормализуется), снимаются головные боли и боли неврогенного характера, исчезают кожные проявления, исчезают сложности в интимной жизни, физическое здоровье восстанавливается и укрепляется;
- Восстанавливаются и гармонизируются детско-родительские и супружеские отношения, а также межличностные отношения в коллективе;
- Нормализуется и улучшается трудовая деятельность, карьера, финансовое состояние, то есть в целом меняется качество жизни.
Заключение
При обсуждении проблемы эклектики и интеграции методов оказания психологической помощи можно говорить о том, что в настоящее время это приобретает более широкий круг поклонников. Многие психологи обращаются к эклектической психотерапии для максимально эффективной работы с клиентом.
На ранних этапах возникновения эклектики в психотерапии, она вызывала подозрения. Часто так оправдывали непрофессионализм, некомпетентность и неосознанность, из за чего эклектический подход приобрел плохую репутацию. Однако с течением времени все изменилось, и сейчас данное направление достаточно популярно среди психологов и психотерапевтов. Многие профессионалы не найдя ответов в одной школе переходят в другую забирая с собой знания и наработанные техники и интегрируя их уже в новом направлении.
Однако стоит помнить о плюсах и минусах данных подходов.
Если говорить о плюсах, то можно выделить: индивидуальный подход, возможность следить за новыми тенденциями, богатство выбора.
Также можно столкнуться с такими недостатками: 1).Недостаток профессионализма; 2).
Внутренние противоречия; 3).
Риски при долгосрочной работе с одним запросом.