Теория объектных отношений маргарет малер (1897-1985).cепарация и индивидуация ребенка

Принципы отношений взрослых и детей

Принципы семейных отношений складываются из условий жизни. Полные и неполные семьи отличаются укладом, подходом к воспитанию, разным эмоциональным фоном.

Роль ребенка определяется несколькими шаблонными наборами, относящимися к ребенку. Выделяют 4 основные роли, которые он выполняет:

  • любимчик, при этом чувства родителей друг к другу отсутствуют, все эмоции направлены на ребенка;
  • козел отпущения, который притягивает негативные чувства родителей по отношению друг к другу;
  • примиритель, занимающийся решением родительских проблем, сглаживающий острые углы;
  • бэйби — роль, навязанная воспитаннику в том случае, если супруги слишком близки один другому, он всегда остается маленьким мальчиком или девочкой.

Другие авторы выделяют следующие роли:

  1. Ребенок-обуза. Формирование личности происходит в атмосфере ненужности, отчуждения.
  2. Раб. Прививаются качества подчинения родителям, необходимости выполнения всех задач, независимо от желаний ребенка.
  3. Оружие. Часто матери или отцы используют ребенка для шантажа, чтобы получить желаемое, подчинить своей воле другого человека.
  4. Любовник, заместитель мужа. Мать настаивает на полной откровенности, требует отречения от личной жизни, связывает ребенка узами любви.

Существует два противоположных принципа, определяющих внутрисемейные отношения:

  1. Эмоциональные отношения любви, принятия. Малышу достается много внимания, уделяется время.
  2. Неприятие, отчуждение. Присутствуют жестокость, нежелание проводить время, игнорирование элементарных потребностей, ненависть.

Соответственно, выделяются несколько типов общения, которые формируют свойства личности. Специфика отношений учитывает, с одной стороны, глубокую внутреннюю связь, с другой — оценку поведения, деятельности, суждений, поэтому периодически возникающие конфликтные ситуации — обычное явление даже в нормальных семьях.

Родительский контроль обостряется под влиянием беспокойства о будущем воспитанника, заботе о здоровье. Данные факторы вызывают внутреннее напряжение обоих сторон, превращая детей в объекты воспитания.

От стратегии констатации хода развития к социальному конструированию детства

Современная психология развития и возрастная психология давно преодолели барьер внедрения научных достижений в практику обучения и социализации ребенка. Ярким примером могут стать образовательные и социальные проекты, реализация которых существенна для определения содержания и динамики психического развития ребенка различного масштаба: от модернизации институтов социализации, проектирования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – до практики возрастно-психологического консультирования. Социальное конструирование детства, все более отчетливо осознаваемое обществом как цель, результат и течение социальных процессов и явлений различных уровней, порождает новый образ будущего детства в нашем обществе, в его преемственности и инновациях.

Методологической основой перехода к стратегии социального конструирования детства является культурно-деятельностная теория развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин), обеспечивающая переход от констатации стихийного характера психического развития ребенка к целенаправленному конструированию детства и компенсации рисков его развития. Для реализации новой стратегии необходимо последовательное решение взаимосвязанных задач:

  1. Определение ценностно-целевых социальных установок в отношении детства, другими словами, определение того, каким общество хочет видеть детство и ребенка.
  2. Составление прогноза развития детства как необходимого условия его конструирования с учетом социальных требований и внутренней логики онтогенетического развития ребенка. Прогноз развития детства должен быть условно-вариантным, учитывающим связь ресурсного обеспечения условий развития и его вариантов.
  3. Создание условий, обеспечивающих структуру и содержание детства, отвечающего целевым и ценностным установкам общества. Такими условиями становится создание оптимальной социальной ситуации развития как источника развития с учетом специфической роли каждого из ее контекстов (семьи, школы, группы сверстников) и возрастной стадии; новых форм сообществ и социальных практик для выстраивания связи и преемственности между миром взрослых и миром детей; проектирование и организация различных видов деятельности ребенка, форм посредничества, сотрудничества и совместности, в которых автономия / самостоятельность и свобода выбора согласуются с руководством, направленным на инициирование и реализацию общения и сотрудничества ребенка со сверстниками.

Развитие раннего Супер-эго

Процесс формирования Супер-эго проходит параллельно с развитием Эго. Наделенные собственной агрессией ребенка, плохие интроекты (сначала плохая грудь, а потом и плохие мать, отец и объединенная родительская фигура) становятся источником развития Супер-эго. Этим объясняется его жесткость, архаичность и грубость. Впоследствии происходит коррекция этого внутреннего образа за счет взаимодействия с реальными любящими родителями. Экстернализованные суперэгальные интроекты — это мифологические и сказочные чудовища, и персонажи ночных кошмаров. Но они же, постепенно смягчаясь, становятся помощниками ребенка в борьбе с тревогами, устанавливающими границы его бушующим инстинктам. Эта функция закрепляется за Супер-эго и приобретает положительный характер запретов, моральных установок, идеалов.

Сначала Супер-эго резко разграничено, отделено от основной части Эго, но эта граница постепенно стирается и оно начинает ассимилироваться в Эго. Этот процесс укрепляет Эго и делает его толерантным к запретам. Это позволяет в дальнейшем использовать механизм вытеснения, который происходит из расщепления, но не приводит к дезинтеграции.

Кляйнеансий анализ сегодня претерпел существенное развитие. Его основные идеи изложены в нескольких томах под названием «Мелани Кляйн сегодня». Продолжает сохраняться акцент на бессознательных фантазиях, но происходит смещение с  фантазий об анатомических органах на интерес к функциям, которыми наделена примитивная фантазия

Стал менее категоричным интерпретационный стиль аналитика, внимание которого  меньше учитывает проявления агрессии, деструктивности и зависти, адресуясь не столько к наиболее глубоким уровням страха, сколько к его проявлениям, господствующим в ситуации «здесь и сейчас»

Основное внимание продолжает уделяться проективной идентификации, так как перенос и контрперенос испытывают на себе её влияние; большой интерес проявляется к имплицитным ожиданиям пациента, отражающихся в том, что психоаналитик провоцируется на определённые психотерапевтические интервенции. Много внимания стало уделяться невербальному поведению и интеракциям в ситуации «здесь и сейчас»

Все эти нововведения сближают кляйнианскийанализ с эго-психологией. Интерпретации в духе кляйнианской школы перестали столь сильно, как раньше, обращаться к фантазиям на тему тела, а скорее стали учитывать актуальный психический уровень функционирования пациента и его способность к символизации.

Фаза дифференциации (5-8 месяцев)

В этой фазе развития младенец осознает существование мира, не связанного с его матерью. Появляется «социальная улыбка» — реакция на окружающую среду, но направленная по большей части на мать. К концу этой фазы ребенок проявляет обратную сторону той же реакции — «тревогу при встрече с незнакомым», то есть распознает незнакомых людей в своей окружающей среде.

Если отношения с матерью благоприятные и спокойные, реакция на незнакомцев преимущественно характеризуется любопытством. Если же отношения неблагоприятные, тревога становится более заметна; ребенок начинает разделять позитивные и негативные эмоции по отношению к другим людям, полагаясь на такое расщепление, чтобы справиться с противоречивыми чувствами.

Начало развития Эго

Эго в представлении Кляйн существует с момента рождения и сразу начинает работу по снижению тревоги, возникающей вследствие действия инстинкта смерти. На протяжении параноидно-шизоидной позиции младенец испытывает страх аннигиляции, спасаясь от которого он проецирует его наружу, на внешний объект. Этот механизм проекции является первым актом защиты от тревоги. Взаимодействие с первичным объектом происходит также посредством его интроекций. Помещенный внутрь в состоянии комфорта такой интроект становится хорошим внутренним объектом, который способствует снижению тревоги. Таким образом интроекция является следующим за проекцией средством борьбы с тревогой, а также способом развития и обогащения Эго. В этот период Эго подвергается воздействию деструктивных импульсов и в поисках путей снижения тревоги оно в значительной степени дезинтегрируется. Однако в определенные периоды комфорта преобладают процессы интеграции и за счет положительных объектов, с которыми он идентифицирует себя, происходит усиление Эго. В основе возможности интеграции лежит материнская телесность.

По мере наступления депрессивной позиции эти положительные объекты играют все большую роль в защите от тревог

Младенцу теперь важно сохранить этот объект, помогающий ему. Самое важное — защитить его от своей агрессии, возникающей в ответ на фрустрации

Т.е. тревога теперь возникает при угрозе собственного нападения на хороший объект. Эго принимает на себя работу по снижению этой тревоги. Возникают депрессивные защиты, которые уже не требуют такой степени дезинтеграции. И объекты, и Эго становятся более целостными, что способствует развитию отношений с реальными родителями, которые больше не наделяются его собственными спроецированными свойствами. Способности Эго к восприятию реальности усиливаются также за счет развивающихся эмоциональных и когнитивных возможностей.    Целостность объекта дает младенцу возможность воспринимать ситуацию более адекватно. Таким образом, младенец приходит к тому, что оценка происходящего в основном зависит от окружающего мира и восприятия себя в этом мире (тестированию реальности) и созданию адекватных защит.

Возникновение депрессивной тревоги диктует Эго необходимость перенаправления желаний, эмоций, вины и репарационных устремлений в пользу новых объектов. Интерес к телу матери, основанный на его инстинктивных импульсах, сопряжен с тревогой, вызываемой его фантазиями о ее отношении к этому исследованию. Одним из способов снизить тревогу является смещение интереса на другие объекты, символизирующие тело матери. Так происходит при нормальном развитии, но если тревога чрезмерно сильна, ребенок может затормозить свой интерес и отвернуться как от тела матери, так и от окружающего мира .

Биография М. Кляйн (1882 -1960)

Мелани Кляйн является одной из самых ярких представителей психоаналитического движения. Это касается  как революционности ее идей, так и того влияния, которое они оказали на развитие психоанализа и других гуманитарных областей знаний. М. Кляйн считала себя последовательницей З.Фрейда и развивала его теорию. «Фрейд открыл бессознательную душу человека, Кляйн же исследовала наиболее отдаленные ее уголки», забираясь так далеко, что это вызывало наряду с  восторженными откликами и яростное сопротивление, сравнимое разве что с тем, что встречали новаторства самого Фрейд

Она начала свою психоаналитическую деятельность в Будапеште, где под руководством Ференци начала работу с детьми. У него же она прошла свой первый анализ. В 1920 году на конгрессе в Гааге Кляйн впервые встретилась с Карлом Абрахамом. Он заинтересовался ее работой и пригласил в Берлин, куда она и переехала  в 1921 году. В Берлине она начала работать как психоаналитик с детьми  и взрослыми. Не будучи удовлетворенной результатами работы с Ференци, в 1924 году она приступила к своему второму анализу у Абрахама, который прервался через 14 месяцев из-за его внезапной смерти. В 1925 году Кляйн встретилась с Эрнстом Джонсом на конференции в Зальцбурге, где она представляла свою первую работу по технике детского анализа. Под впечатлением этого доклада Джонс пригласил ее прочитать несколько лекций по детскому анализу, а в  1927 году она переехала в Англию и прожила там до самой смерти. Здесь были написаны основные работы, в которых отразились этапы формирования ее теории: «Значение формирования символа в развитии эго»; «Психоанализ детей»; «Скорбь и маниакально-депрессивные состояния»; «Некоторые заметки о шизоидных механизмах»; «Зависть и благодарность» и многие другие. Она была первым аналитиком с Континента, ставшим членом Британского психоаналитического общества. Познакомиться с более подробной биографией Мелани Кляйн, а также с библиографическим списком ее работ, можно здесь.

Критическая оценка

Мелани Кляйн (1932) — одна из ключевых фигур в психоанализе

Ее откровенное несогласие с теорией Фрейда и революционным образом мышления было особенно важно для развития детского анализа

Ее теории шизоидных защит расщепления и проективной идентификации остаются влиятельными в психоаналитической теории сегодня.

Для кляйнианцев цель психоанализа — дать взрослому клиенту возможность более безопасно переносить депрессивную позицию, даже если она никогда не фиксируется и мы все впадаем в параноидальные фантазии и поляризующие точки зрения. Это перекликается с целью Фрейда помочь пациентам достичь состояния «обычного несчастья».

Психоаналитик Жаклин Роуз (1993) отметила, что, особенно в США, работа Кляйн была отвергнута из-за ее насилия и негатива. Сама Кляйн писала: «Мой метод предполагает, что я с самого начала был готов привлечь к себе как отрицательный, так и положительный перенос».

Кляйн сидит со сложными эмоциями, которые ее пациенты тяжело переносят, и помогает им принять сложные, мрачные реалии отношений, потерю, присущую любви, и аннигиляцию, присущую жизни. Когда терапевт может терпеть это для клиента, он рассеивает их невыносимую силу.

Возможно, из-за шокирующего насилия и негативной предвзятости мира детских фантазий Кляйн критики Кляйн продолжают задавать следующий вопрос: чью реальность интерпретировал Кляйн — ее клиентов или ее собственную?

История

Первоначальное направление мысли возникло в 1917 г. Ференци а в начале 1930-х гг. Салливан, создатель термина «межличностный». Британские психологи Мелани Кляйн, Дональд Винникотт, Гарри Гантрип, Скотт Стюарт и другие расширили теорию объектных отношений в 1940-х и 1950-х годах. Рональд Фэйрбэрн в 1952 г. независимо сформулировал свою теорию объектных отношений.

Этот термин использовался во многих различных контекстах, что привело к различным коннотациям и значениям. В то время как Фэйрберн популяризировал термин «объектные отношения», работу Мелани Кляйн чаще всего отождествляют с терминами «теория объектных отношений» и «британские объектные отношения», по крайней мере, в современной Северной Америке, хотя влияние того, что известно как в Британская независимая перспектива, который утверждал, что основной мотивацией ребенка является поиск объекта, а не удовлетворение влечения », получает все большее признание. Кляйн считал, что поле психодинамической битвы, предложенное Фрейдом, происходит в очень раннем возрасте, в младенчестве. Более того, его происхождение отличается от того, что предлагал Фрейд. Взаимодействие между младенцем и матерью настолько глубокое и интенсивное, что составляет основу структуры его влечений. Некоторые из этих взаимодействий вызывают гнев и разочарование; другие вызывают сильные эмоции зависимости, когда ребенок начинает осознавать, что мать — это больше, чем грудь, из которой можно кормить. Эти реакции угрожают подавить индивидуальность младенца. Кляйн полагал, что то, как младенец разрешает конфликт, отражается на личности взрослого.

Фрейд первоначально идентифицировал людей в окружающей среде субъекта с помощью термина «объект», чтобы идентифицировать людей как объект влечений. Фэйрберн радикально отошел от Фрейда, заявив, что люди не ищут удовлетворения влечения, а на самом деле ищут удовлетворения, которое приходит в связи с реальными другими. Кляйн и Фэйрберн работали в том же направлении, но, в отличие от Фейрберна, Кляйн всегда считала, что она не отходила от теории Фрейда, а просто разрабатывала феномены раннего развития в соответствии с теорией Фрейда.

В лондонском психоаналитическом сообществе произошел конфликт лояльности между Кляйном и теорией объектных отношений (иногда называемой «психологией ид»),и Анна Фрейд и эго психология. В Америке Анна Фрейд оказала сильное влияние на американский психоанализ 1940-х, 1950-х и 1960-х годов. Развитие американской эго-психологии получили работы Хартманна, Криса, Левенштейна, Рапапорта, Эриксона, Якобсона и Малер. В Лондоне тех, кто отказывался выбирать сторону, называли «средней школой», в которую входили Майкл Балинт и Д.В. Винникотт. В Англии возникло определенное разделение между школами Анны Фрейд и Мелани Кляйн. который позже повлиял на психоаналитическую политику во всем мире. Кляйн был популяризирован в Южной Америке, в то время как А. Фрейд получил американскую поддержку.

Фэйрберн пересмотрел большую часть модели психики Фрейда. Он определил, как люди, подвергшиеся насилию в детстве, усваивают этот опыт. «Моральная защита» Фэйрберна — это тенденция выживших после жестокого обращения брать на себя все плохое, каждый из которых считает, что он морально плохой, поэтому объект его заботы можно считать хорошим. Это использование расщепление как защита для поддержания отношений привязанности в небезопасном мире. Фэйрбэрн познакомил четырехлетнюю девочку со сломанной рукой своему другу-доктору. Он сказал маленькой девочке, что они собираются найти ей новую мамочку. «О нет!» плакала девушка. «Я хочу свою настоящую мамочку». «Вы имеете в виду маму, которая сломала вам руку?» — спросил Фэйрберн. «Я была плохой», — ответила девушка. Ей нужно было верить, что ее объект любви (мать) был хорош, чтобы она могла поверить, что однажды получит любовь и заботу, в которых она нуждалась. Если бы она признала, что ее мать была плохой, тогда она была бы одинокой и лишенной на свете, невыносимое состояние. Она использовала моральную защиту, чтобы испортить себя, но сохранить добро своей матери.

Развитие теории бессознательной фантазии

Теория бессознательного Кляйна (1923) основана на фантазийной жизни младенца от рождения. Ее идеи прояснили, как младенцы обрабатывают свои тревоги, связанные с кормлением и отношением к другим как к объектам и частичным объектам. Эти фантазии — психические репрезентации бессознательных инстинктов Ид; их не следует путать с сознательными фантазиями детей старшего возраста и взрослых.

Она считала, что дети проецируют свою тревогу по поводу частичных объектов своих родителей — груди, пениса, будущих младенцев в животе матери — на свои игрушки и рисунки. Они будут разыгрывать свои собственные агрессивные фантазии, но также и свое желание возмещения ущерба через игру.

Когда она писала о динамичной фантазийной жизни младенцев, она не предполагала, что новорожденные могут выражать мысли словами. Она просто имела в виду, что они обладают бессознательными образами «хорошего» и «плохого». например, полный желудок — это хорошо, пустой — плохо. Таким образом, Кляйн сказал бы, что младенцы, которые засыпают во время сосания пальцев, фантазируют о хорошей груди их матери внутри себя.

В отличие от Анны Фрейд, которая также работала с детьми, Кляйн чувствовала, что маленькие дети могут нести всю тяжесть ее аналитических интерпретаций, и поэтому она не сдерживала их и не приукрашивала их (см. Ее знаменитый пример из практики «Рассказ о детском анализе», 1961). . Она также заметила, что когда ребенку была предоставлена ​​свобода выражать свои фантазии, которые затем интерпретировались, его тревога уменьшалась.

Анализируя маленьких детей, Кляйн почувствовала, что смогла обнаружить жизненно важные этапы развития, пропущенные ее сверстниками, которые анализировали только взрослых.

История

Теория привязанности была первоначально разработана британским психоаналитиком Джоном Боулби. Он стремился понять, почему младенцы испытывают сильные переживания, когда их отделяют от родителей. И заметил, что разлученные младенцы, чтобы восстановить контакт с отсутствующим взрослым идут на различные действия, такие как плач, лихорадочный поиск, цепляние руками за различные предметы. В то время как остальные психоаналитики утверждали, что такое поведение было выражением незрелых механизмов защиты, действующих для подавления эмоциональной боли, Боулби отмечал, что подобные проявления – эволюционная функция.

Основываясь на эволюционной теории, Боулби предположил, что такие реакции являются адаптивным ответом на отделение от первичной фигуры привязанности – человека, оказывающего поддержку, защиту и заботу. Он утверждал, что в ходе эволюции младенцы, поддерживающие близкий контакт с родителем, с большей вероятностью доживали до репродуктивного возраста.

Исследования

Было проведено несколько новаторских исследований, которые внесли вклад в развитие теории привязанности и предоставили доказательства ее обоснованности, в том числе исследование, описанное ранее, в котором младенцы были отделены от своих основных опекунов, и было отмечено, что их поведение попадает в «стиль» привязанности.

На фото Гарри Харлоу

Эксперименты Харлоу

В 1950-х годах Гарри Харлоу проводил эксперименты на тему любви и взаимоотношений между родителями и детьми. Его работа показала, что материнская любовь была скорее эмоциональной, чем физиологической, что способность к привязанности сильно зависит от переживаний в раннем детстве, и что эта способность вряд ли сильно изменится после того, как она будет «установлена».

Харлоу обнаружил эти интересные результаты, проведя два новаторских эксперимента.

В первом эксперименте Харлоу отделил маленьких обезьян от своих матерей через несколько часов после рождения. Вместо этого каждую обезьяну выращивали две суррогатные «матери». Обе обеспечивали обезьян молоком, в котором они нуждались, чтобы выжить, но одна была сделана из проволочной сетки, а другая — из проволочной сетки, покрытой мягкой махровой тканью.

Обезьяны, которым была предоставлена ​​свобода выбора, с какой матерью общаться, почти всегда предпочитали брать молоко у махровой ткани.

Для второго эксперимента Харлоу изменил свою первоначальную настройку. Обезьянам давали либо суррогатную мать с голой проволочной сеткой, либо мать с махровой тканью, обе из которых давали молоко, необходимое для выращивания обезьян.

Обе группы обезьян выжили и процветали физически, но у них были совершенно разные поведенческие тенденции. Те, у кого мать из махровой ткани, возвращались к суррогату, когда им давали странные, громкие предметы, в то время как те, у кого мать из проволочной сетки, бросались на пол, хватались, качались взад-вперед или даже «кричали от ужаса».

Это дало четкое указание на то, что эмоциональная привязанность в младенчестве, полученная в результате объятий, повлияла на последующие реакции обезьяны на стресс и регуляцию эмоций.

На фото Эрика Эриксон

Особенности воспитания в нынешнее время

Современная система домашнего воспитания заключается в том, чтобы дать малышу все блага, доступные материальные вещи. Финансовый ориентир воспитывает алчность, лицемерие, желание угодить там, где это сулит выгоду. Чаще всего, девочки наследуют такое воспитание от матери, мальчики — от отца. Нежелание следовать родительским установкам должно искореняться на уровне подсознания, сторонней помощью. Желание изменить семейные отношения — обоюдное решение двух сторон.

Наличие большого количества воспитательных заведений внушает родителям мысль, что другие люди способны заменить ребенку дом, внимание родителей, их авторитет. Такая же ситуация складывается, когда малыша надолго оставляют няне, бабушке

Важно понимать, что последствия воспитания лягут на плечи родителей

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: