Где применяется психоанализ?
Согласно определению, психоанализ — это процесс, при котором понимание человеком себя и своего «я» проходит через осознание и проработку внутренних конфликтов. Психоанализ работает с «бессознательным» — желаниями, мотивами, конфликтами, влечениями, импульсами. Поступки, действия, реакции и вся жизнь человека в значительной степени связаны с бессознательными. Считается, что психоанализ затрагивает до девяноста процентов психических процессов.
Психоанализ и психотерапия тесно связаны. Методы психоанализа часто применяются при решении конфликтов в отношениях, при преодолении стрессов и кризисных ситуаций.
Психоанализ успешно работает с разными группами людей. Психоаналитики говорят, что часто пациенты на первом сеансе говорят одну и ту же фразу: «Я всё понимаю, но не знаю, что делать. Мне никто не может помочь».
Среди тех, кто проходит психоанализ, большинство — женщины. Это можно связать с их большей инфантильностью и ранимостью женской психики.
Например, психоанализ помогает найти причины и пути самореализации для жён состоятельных людей. Домохозяйки — частые посетители кабинета психоаналитика. Основная их жалоба — «жизнь проходит зря».
Другой типичный тип — это тоже женщина, но другая. Она активная «бизнес-вумен», в жизни ей приходится жёстко конкурировать с мужчиной. Зачастую психоэмоциональное состояние «мужика в юбке» может разрушить не только её собственную психику, но и существенно ухудшить комфорт окружающих. Специалисты говорят, что подобный тип женщины на ментальном уровне «кастрирует» мужчин рядом, а детей делает излишне инфантильными. Главная проблема женщины, тянущей всё на себе, — это утерянная женская идентичность.
Мужская психика устроена таким образом, что поход к психоаналитику многие мужчины считают слабостью. Мужчинам бывает сложно самостоятельно решиться записаться на приём. Статистика показывает, что большинство мужчин на приём приводят женщины. И всё же среди пациентов психоаналитиков лишь треть составляют представители сильной половины. Их возраст от 30 до 50 лет. Треть мужских проблем связаны с проблемами в семье и в отношениях. При этом среди детей на приёме преобладают мальчики, которых тоже приводят мамы.
Одновременно статистика говорит о том, что мужчины, которые не обращаются за помощью, часто становятся жертвами внутренних конфликтов, вовремя нескорректированные переживания перерастают в значительные проблемы в будущем.
Специалисты называют «психологическим мазохизмом» нахождение человека в состоянии постоянного кризисного напряжения и жизни на грани выживания и при этом нежелание обратиться за помощью и вместе со специалистом отыскать корень своих проблем.
В современном обществе сложно сохранять психическое здоровье. Чаще всего к психоаналитикам приходят с тревожными расстройствами, навязчивыми мыслями, депрессиями. Однако и в среде относительно здоровых и успешных людей сформировался определённый запрос. Далеко не все успешные люди могут наслаждаться своими достижениями и успехами. У человека «всё есть», он «всего добился», но счастья нет. И многим бывает сложно в этом признаться.
Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?
Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.
Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.
Супер-Эго
Разговор о Супер-Эго должно начать с того, что для эффективного функционирования в социуме человеку необходимо обладать системой ценностей, этики и норм, которые буду совместимы с системой, принятой в окружающем его обществе. И всё это может быть приобретено в процессе социализации – если выражаться в терминологии психоанализа, то это происходит благодаря формированию Супер-Эго, что также происходит от латинского языка, в котором «super» означает «сверх», а «ego», как и говорилось – «я».
Супер-Эго является последним компонентом развивающейся личности. По мнению Зигмунда Фрейда, в только что родившемся организме Супер-Эго ещё нет. Оно обретается ребёнком в процессе его взаимодействия с родителями, учителями и другими людьми, оказывающими на личность формирующее воздействие. В качестве морально-этической силы, Супер-Эго представляет собой следствие долговременной зависимости ребёнка от родителей и проявляется с того момента, когда ребёнок начинает отличать, что такое хорошо и что такое плохо.
Помимо всего прочего, Зигмунд Фрейд разделил Супер-Эго на две отдельные подсистемы – это Совесть и Эго-идеал. Совесть приобретается через родительские наказания и связана с тем, что считается «непослушным поведением», т.е. с тем, за что ребёнка ставят в угол и т.п. В совесть входит возникновение чувства вины, наличие моральных запретов и способность к критической самооценке. А поощрительным аспектом Супер-Эго является Эго-идеал, формирующееся из одобрений и высоких оценок значимых людей. Эго-идеал обуславливает наличие таких чувств как гордость или самоуважение.
Супер-Эго можно считать сформированным окончательно только тогда, когда контроль родителей уступает место самоконтролю. Супер-Эго стремится к тому, чтобы окончательно затормозить проявления всех социально осуждаемых импульсов, исходящих от Ид, и направляет человека к совершенству в мыслях, словах и действиях, убеждая Эго в том, что идеалистические цели преобладают над реалистичными.
Таковы роли и значение Ид, Эго и Супер-Эго в психоанализе Фрейда. Заключая, можно лишь сказать, что всю сознательную жизнь человека Эго ищет компромиссные решения, которые могут удовлетворить находящиеся в постоянной конфронтации друг с другом Ид и Супер-Эго.
Когда блокируются желания – блокируется энергия
Фрейд часто представлял разочарование в либидозных желаниях как блокировку энергий, которые накапливались или в конечном итоге будут нарастать и требовать высвобождения альтернативными способами. Это высвобождение может происходить, например, посредством регрессии и «повторного катектирования» прежних положений, то есть фиксации на оральной фазе или анальной фазе и наслаждения бывшими сексуальными объектами («объект–катексис»), включая аутоэротизм.
Когда эго блокирует такие попытки разрядить катексис посредством регрессии, то есть когда эго желает подавить такие желания, Фрейд использует термин «антикатексис» или противодействие. Подобно паровому двигателю, катексис либидо затем нарастает до тех пор, пока он не находит альтернативных выходов, что может привести к сублимации или формированию иногда выводящих из строя симптомов.
Ид
Само понятие «Ид» берёт своё начало в латинском языке («ид» означает «оно»). Согласно идеям Фрейда, Ид подразумевает исключительно врождённые, инстинктивные, примитивные аспекты личности человека. Областью его функционирования является бессознательное. Ид находится в тесной взаимосвязи с первичными потребностями, наполняющими поведение человека энергией, такими как сон, принятие пищи, секс и т.д. Ид в психоанализе является чем-то хаотичным, тёмным, не имеющим законов, чисто биологическим, не подчиняющимся никаким правилам. И свою центральную роль в жизни индивида Ид играет на протяжении всего времени, до самой его смерти.
Ид представляет собой исходную структуру человеческой психики и служит первичным принципом всей жизни человека – немедленным выплеском психической энергии, которая производится посредством биологически обусловленных побуждений, среди которых преобладают агрессивные и сексуальные. Этот немедленный выплеск называется принципом удовольствия. И Ид, исходя из этого принципа, выражается в импульсивной манере, где ставит во главу угла самое себя, невзирая ни на какие последствия своих действий для окружающих, и даже не задумываясь о самосохранении. Выражаясь образно, Ид – это слепой правитель, заставляющий подчиняться себе своим авторитетом и властью, но опирающийся для реализации своих замыслов на своих подчинённых.
Зигмундом Фрейдом были описаны два механизма, при помощи которых Ид избавляет личность человека от напряжения – речь идёт о рефлекторных действиях и первичных процессах. Говоря о рефлекторных действиях, можно сказать, что Ид автоматически отвечает на импульсы возбуждения, реагируя таким образом на вызываемое раздражителем напряжение. В качестве примера здесь отлично подойдёт слёзоотделение при попадании в глаз соринки или кашель как реакция на раздражение верхних дыхательных путей. Но здесь следует отметить, что снять уровень напряжения или раздражения рефлекторные действия могут далеко не всегда. Например, ни одно рефлекторное движение не способно накормить голодного ребёнка. И в том случае, если рефлекторное движение не способно эффективно выполнить свою функцию, в силу вступает второй механизм – первичный процесс представления, где Ид составляет психический образ объекта, который был первоначально связан с удовлетворением потребности. Если взять представленный выше пример с голодным ребёнком, то первичный процесс может воссоздать образ бутылочки с молоком или материнской груди. Многие другие примеры первичного процесса, следуя положениям психоанализа, могут быть обнаружены в психозах, галлюцинациях, сновидениях.
Здесь же необходимо сделать небольшую заметку о том, что вообще такое первичные процессы.
Первичными процессами называют иррациональный, нелогичный и даже фантазийный образ представлений человека, который характеризуется неспособностью к подавлению импульсов и различию реального от нереального, истинного себя от «не-себя». Сложности поведения в связи с первичными процессами заключаются в том, что человек не способен отличить актуальный объект, который может удовлетворить его потребность, от его образа. Сравните хотя бы воду и мираж этой воды, вызванный жаждой у человека, что идёт по пустыне. По этой причине родоначальник психоанализа утверждал, что младенец не способен отложить удовлетворение своей привычной потребности. Способность откладывать это удовлетворение впервые проявляется у человека, когда он начинает понимать, что кроме его собственных желаний и потребностей существует ещё и внешний мир. И это знание служит триггером для возникновения второй структуры личности, называемой Эго.
От сверхупрощения к более сложным конструкциям
Для удобного понимания организации опыта у человека в трансактном анализе используется модель структурного анализа второго порядка. Эго-состояние Родителя как усвоенного от родителей опыта в первую очередь разделяется на структуру второго порядка, то есть Р-3 В-3 и Д-3. Суть такого подхода в том, что мы, получая родительские предписания, помним наших реальных родителей, а они, выдавая предписания, также могли находиться в различных эго-состояниях. Эго Р-3, то есть Родитель в Родителе, означает, что в нашем опыте записано, как мама или папа выдавали предписание, сами находясь в эго Родителя, и передавали опыт, полученный от своих родителей. Так формируются и передаются аспекты культуры, так мы усваиваем опыт многих поколений. Эго-состояние В-3 — Взрослый в Родителе — это те мыслительные конструкции, которые нашими родителями применялись для описания реальности. Они могли быть ошибочными, но в текущей ситуации это было описание реальности, исходящее из имеющихся знаний. Парентальные фигуры и их поведение, усвоенное нами в наше эго Родителя, также могли находиться в состоянии Ребенка (в данном случае Р-3) во взаимодействии с нами, и могли также передавать часть предписаний в этом эго-состоянии, в этом случае предписания усваивались невербально, с учетом эмоциональных состояний. Если мама «дулась» на ребенка, когда хотела чего-либо добиться от него, то в его Д-3 была записана эта модель поведения. Или, к примеру, когда ребенок плакал, а мама раздражалась на него, ввиду каких-то своих причин, будучи сама в состоянии Ребенка, то на невербальном уровне могло быть усвоено предписание «не проявляй эмоций».
Что касается Эго-состояния Взрослого, то оно не делится, так как мы, находясь в состоянии Взрослого в данный момент, пребываем в состоянии «здесь и сейчас» и нацелены на разрешение текущих проблем и сбор информации. Поэтому эго Взрослого остается неделимым и в структурном анализе второго порядка именуется как В-2.
Так же, как и в эго-состояниях Родителя, в структурном анализе второго порядка опыт Ребенка делится на три составляющих. Эго Родителя в Ребенке (Р-1) в современном трансактном анализе часто называется Родитель-волшебник, так как, будучи детьми, мы также уже обладаем определенными эго-состояниями, и, находясь в состоянии Родителя, ребенок часто использует магическое описание с целью самомотивации. С такими волшебными толкованиями информации, полученной от родителей, дети хранят знания. Эго Родителя в Ребенке — это фантазии о том, что будет, если они не будут выполнять то, что говорят родители. Эго Ребенка в Ребенке, как своеобразная матрешка, когда терапевт работает с воспоминаниями, то может сталкиваться с шестилетним Ребенком, впавшим в эго Ребенка трехлетнего возраста, и так далее. Эго Ребенка в Ребенке — это те желания и страхи, которые присутствовали, когда мы были детьми, чаще всего в довербальном возрасте, поэтому это эго-состояние в современном трансактном анализе часто называется соматическим Ребенком.
В трансактном анализе также выделяется реальное Я и исполнительное. Люди могут быть в эмоциональном состоянии Ребенка, но при этом поведенчески быть в состоянии Взрослого. Когда власть над поведением находится в одном состоянии, то говориться об исполнительном Я, если человек испытывает другое эго-состояние, то тут мы можем говорить о реальном Я.
Использование структурного анализа второго порядка имеет только аналитический смысл изучения воспоминаний человека, однако наблюдая за людьми в их взаимодействии с другими, мы можем говорить лишь о функциональном эго-состоянии. Если рассматривать несколько глубже и говорить о структурах, то об этом мы можем узнать, лишь разбирая детально воспоминания человека.
Теория состояний эго как часть популярной психологии
Со времен выхода самой популярной книги Э.Берна трансактный анализ приобрел в глазах общественности статус популярной психологии, причиной этого стало желание автора трансактного анализа сделать его доступным всем. Отсюда и такая упрощенная терминология
Однако со времени основания концепции трансактный анализ коммерциализировался и стал одной из отраслей популяризированной психологии. Отчасти Э.Берн достиг своей цели, но, с другой стороны, в трансактном анализе многие стали уделять внимание только простым составляющим модели, не уделяя должного интереса другим элементам концепции, имеющим гораздо более глубокую основу. Стала популярна упрощенная модель Эго-состояний, где считалось, что Эго-Ребенка означает нахождение в эмоциональных состояниях, Эго-Взрослый значило быть мыслящим, Эго-Родитель означало оценивание
Ян Стюарт в своей книге «Современный трансактный анализ» выражает критическую позицию по поводу сложившейся ситуации, так как такой подход обесценивает трансактный анализ в глазах других терапевтических школ.
Эрик Берн выделил три состояния в структурном анализе, однако для лучшего понимания необходимо рассматривать функциональный анализ, который включает пять состояний. Так как исследование структурного состояния помогает нам узнать только лишь о содержании, а функциональный анализ применяется с целью узнать, понять, как состояния используются.
Функциональный анализ и его составляющие:
- Контролирующий Родитель
- Воспитывающий (заботящийся) Родитель
- Взрослый
- Бунтующий Ребенок
- Адаптивный Ребенок
- Свободный Ребенок
У каждого человека были ситуации в детстве, когда, например, вы вели себя так, как того от вас ждут взрослые, сдерживая естественные эмоциональные реакции. Например, вы, будучи ребенком, недолюбливали соседского сына, но родители требовали, чтобы вы были вежливым, и вы вынуждены были подчиниться, это то, что называется адаптивный Ребенок. Или, когда родители отворачивались, вы могли пнуть спящую кошку, несмотря на запреты родителей, и это поведение было названо бунтующий Ребенок, однако в современном трансактном анализе это эго-состояние встретить можно не так часто, и поэтому многие авторы относят его к адаптивному Ребенку. Также во всех источниках упоминается о Свободном Ребенке, это то состояние, когда мы поступаем, так как нам хочется, когда отсутствует какое-либо подавление эмоций, если нам хочется, мы плачем и т.д.
Кроме этого, каждое его состояние имеет свой негативный и позитивный формат. Ян Стюарт приводит пример, когда мы во взрослой жизни используем те предписания, которые дали нам родители. Используем вежливость в общении, смотрим по сторонам, когда переходим дорогу — эти элементы поведения можно расценивать как позитивное влияние эго-состояния Дитя, так как мы делаем все это автоматически, не затрачивая энергии. Однако иногда человек испытывает эмоциональные трудности перед выступлением на сцене из-за того, что в его Адаптивном Ребенке существует предписание, что он не должен «высовываться», и теперь каждый раз, когда он вынужден выступать, он теряется.
В целом, используя ярлыки «негативный» или «позитивный», обозначая функциональные эго-состояния, авторы имеют ввиду лишь их влияние на момент «здесь и сейчас», то есть то, насколько усвоенный паттерн поведения полезен в текущей ситуации.
Отрывок, характеризующий Оно (психология)
Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах. – Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали. – Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку. Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу. – Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке. В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки: – Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!.. Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
Психоанализ в психологии
Психоаналитическое направление по сей день является одним из ведущих в психологии. Концепция З. Фрейда была дополнена его последователями, одним из которых был его ближайший ученик – К. Г. Юнг (1875-1961 гг.). Он, отталкиваясь от понятия бессознательного З. Фрейда, ввёл своё понятие «коллективного бессознательного», дополняющего «индивидуальное бессознательное», а порой и прорывающегося в него, под которым понимал совокупность проблем, страхов и переживаний, которые движут людьми во все времена и передаются от поколения к поколению. Коллективное бессознательное состоит из архетипов.
Ключевые архетипы:
-
«Анима» и «Анимус»
Это женское и мужское начало, которое подобно китайскому «инь» и «ян». -
«Персона»
архетип, характеризующийся наличием различных масок. Истинные мотивы действий человека, в котором он доминирует, трудно разгадать, он всегда разный и принимают тот облик, который ему выгодно в зависимости от ситуации. -
«Тень»
тёмная сторона личности, привычки, желания, установки, которые он отвергает и подавляет. Образ «тени» — это Мефистофель из романа И.В. Гёте «Фауст». -
«Герой»
проявление силы, отваги, справедливости.
Если происходит надрыв того или иного архетипа, то человек начинает впадать в крайности и происходят перегибы в ту или иную сторону. Если надорван архетип «героя» — человек может быть либо до безрассудства смелым, либо, наоборот, трусливым.
К. Юнг не отверг основные постулаты основ психоанализа З. Фрейда, а дополнил их своими понятиями. Структура личности по теории К. Юнга выглядит следующим образом. В самом низу – «самость» — ядро личности, все самые глубинные её основы. Чуть выше расположено коллективное бессознательное (архетипы). Далее – индивидуальное бессознательное, вверху которого расположена «тень» — то, что мы в себе подавляем. Потом идёт «эго» — центральная часть сознания. И на самой вершине – «персона» — то, что мы показываем социуму, как мы себя позиционируем, какие маски представляем.
Цитата
Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.
Зигмунд Фрейд
Основы и задачи когнитивно-поведенческой психотерапии
Когнитивностью считается способность человека воспринимать и умственно перерабатывать внешние события в соответствии со своими убеждениями.
С самого детства человек приобретает ряд правил и привычек – как здоровых, так и вредоносных, мешающих жить. Когнитивно-поведенческая терапия – это направление в психологии, основанное на принципе, что мышление и поведение зависят от привычной реакции человека. Что это значит? Определенный человек подсознательно реагирует на внешние раздражители определенным образом, присущим только ему.
Как мы обычно реагируем на тревожное событие? Переживаем, боимся или ощущаем невозможность повлиять на ситуацию. Если долгое время находиться под властью таких негативных эмоций – это неизбежно приведет к расстройству психики. Но от такой «вредной привычки» можно отказаться, научившись воспринимать события по-другому, чтобы легче справляться с трудностями и избежать стресса.
Основной задачей психолога КПТ будет научить пациента верной работе со своими мыслями и новому отношению к возникающим непростым ситуациям. Такая терапия проводится в несколько этапов и постепенно формирует жизнеутверждающие стереотипы сознания. В конечном итоге пациент осваивает техники, направленные на снижение уровня тревог, и преодолевает пугающие его ситуации без привычных паник и страхов.
КПТ поможет:
- выявить тревожные мысли, которые способствуют возникновению страхов, депрессий, фобий, панических атак;
- пересмотреть образ жизни и трансформировать его в здоровую норму (к примеру, избегать перегрузок, поменять распорядок дня, избавиться от вредных привычек);
- закрепить новое мышление и в будущем верно противостоять возникающим негативным ситуациям;
- преодолеть стыд за свои слабости и тревоги, научиться делиться проблемами с близкими людьми и с благодарностью пользоваться их поддержкой.