Основные методы психоанализа
Психоанализ — это направление глубинной психологии и психотерапии.
Методы психоанализа связаны с выявлением бессознательных желаний и мотивов человека, которые управляют им помимо его воли. Будучи неосознаваемыми, эти мотивы и желания «мешают человеку свободно любить и работать» (З.Фрейд). Это может быть выражено в виде телесных симптомов, не поддающихся лечению. Или в виде повторяющихся отношений, которые не получается изменить. Или в череде жизненных событий, из которых как будто бы нет выхода.
Цели психоанализа:
- устранение или облегчение психологических и телесных страданий
- повышение удовлетворенности в любви, работе, творчестве, и в целом — в жизни
- помощь в саморазвитии и самопознании
Метод свободных ассоциаций
Свободные ассоциации — это высказывание по возможности всех мыслей и образов, которые приходят вам в голову, без критики и цензуры, даже если это кажется нелогичным или в чем-то недостойным. На сессии можно и нужно говорить обо всем: о том как прошел день, о работе, о ваших заботах, о детях и родителях, о детстве, о чувствах, мечтах, фантазиях, сновидениях. Говорите то, что выговаривается… Цель метода свободных ассоциаций — смягчение границы между сознательными и бессознательными процессами, а значит обретение свободы в проявлении себя. Аналитик имеет опыт слышания «между строк», и во время беседы с ним вы тоже научитесь не только слышать, но и понимать себя, а также поймете, как изменить свою жизнь к лучшему.
Метод толкования сновидений
Сновидение имеет очень важный психологический смысл, постичь который можно с помощью все тех же свободных ассоциаций. Сновидения представляют собой возвращение «забытых» впечатлений, связанных с неосознаваемыми желаниями и мотивами. Сновидение имеет явное содержание — то, как вы его переживаете, рассказываете или помните. А также скрытое содержание — в виде ребуса, который может быть разгадан путем ваших свободных ассоциаций и интерпретаций аналитика. Аналитик поможет вам разгадать бессознательное послание и использовать это знание для лучшего понимания себя и изменения своей жизни.
Метод интерпретации
Интерпретация — это сообщение, в котором аналитик придает сказанному анализандом какой-либо смысл, расширяющий и углубляющий тот смысл, который имеет в виду сам анализанд. Анализанд может подтвердить правильность интерпретации своей реакцией на нее, например, — вспомнить какое-либо событие вслед тому, что сказал аналитик. А может и не подтвердить. Последнее не позволяет превратить интерпретацию в догматическую процедуру и поиск смысла продолжится дальше. Цель интерпретации — сделать психические события сознательными, а значит вы сможете лучше понимать себя и быть автором своей жизни.
Метод анализа переноса и контрпереноса
Наиболее традиционное психоаналитическое понимание переноса заключается в том, что данное явление или процесс включает в себя:
- перемещение пациентом на аналитика чувств, представлений, фантазий, желаний и пр., связанных со значимыми лицами из прошлого опыта пациента;
- отношение к аналитику как к объекту из собственного прошлого;
- в более широком значении перенос понимается как эмоциональное отношение субъекта к другому субъекту, детерминированное его личностным опытом.
Развитие переноса в психоаналитической терапии не является помехой. Наоборот это обязательный этап, а интерпретации переноса являются эффективным средством в аналитическом лечении.
Фрейд указывает, что в результате влияния пациента на бессознательное психоаналитика возникает явление «встречного перенесения» — контрпереноса, которое необходимо распознать. Контрперенос – это совокупность бессознательных реакций аналитика на личность анализируемого и особенно на его перенос.
Метод анализа сопротивления
Сопротивление — это все, что препятствует анализу, а также разумному Эго пациента. Сопротивление защищает страдание человека как старый адаптивный механизм.
- Сопротивление относится к изменению, которое сознательно желаемо, но бессознательно страшит.
- Сопротивление является частью терапевтического процесса.
- Не существует форм поведения, которые не могли бы быть использованы в качестве сопротивления, если они достигают определенной силы (безрассудная страсть может точно также стать сопротивлением, как и излишнее количество сообщаемых сновидений или слишком рациональные размышления над ними).
Техника анализа сопротивления складывается из процесса осознавания сопротивления, его выявления, прояснения мотивов и интерпретации. Преодоление сопротивления открывает путь к проработке аффектов и желаний, стоящих за сопротивлением.
Классический взгляд на контрперенос
Теоретические положения Фрейда отвечали научным представлениям того времени об аналитике как объективном и нейтральном наблюдателе, интерпретаторе внутренней драмы пациента. Такие представления отражаются в ранних метафорах Фрейда, сравнивающих аналитика с зеркалом или с хирургом (Freud, 1912). Эти метафоры акцентируют объективность и нейтральность. Зеркало отражает только то, что в него попадает. Аналитик отражает то, что приносит пациент, и воздерживается от привнесения в психотерапию собственного материала. Хирург соблюдает определенную эмоциональную дистанцию, чтобы иметь возможность отстраниться от боли пациента и благодаря этому лучше провести операцию. Аналитик держится от пациента на необходимой дистанции, чтобы сохранить свою целостность и быть в оптимальной позиции для наблюдения и интерпретирования конфликтов пациента. В то же время такое представление об аналитике позволяло сфокусироваться на столь важных вещах, как внутренняя жизнь пациента, чувства и фантазии, потребности и конфликты, симптомы, зажимы и черты характера.
Вместе с этим, появление концепции о переносе пациента как центральной части аналитического процесса привлекло внимание к отношениям: отношениям между пациентом и аналитиком «здесь и сейчас». И следующим шагом стало введение понятия контрперенос, которое в своей изначальной форме относилось к бессознательным, иррациональным и инфантильным реакциям аналитика на переносы пациента
Перенос и проекция в психологии
Проекция – более широкое понятие. Это общепсихологический механизм переноса чего-либо из внутреннего мира человека во внешний мир. Все, что нас окружает, все, что мы видим и слышим, является проекцией. Мы настолько привыкли к этому, что не замечаем. Задумывались ли вы, почему два человека видят одно и то же явление по-разному? Например, по-разному описывают чье-то выражение лица или мысли. Все дело в проекции. Мы видим мир таким, каким сами его представляем, то есть у каждого человека свое, субъективное видение мира. Вспомните, как мы примеряем на себя реакции других людей, пытаемся поставить себя на место другого человека, угадываем, что он чувствует и думает, в общем, судим по себе. Это и есть проекция.
Перенос – это частный случай проекции между двумя людьми. Проекция подразумевает взаимодействие человека с предметами, ситуациями, условиями. Перенос – взаимодействие с конкретным индивидом. Это более субъективное и эмоциональное явление. Под переносом подразумевается проекция чувств, эмоций, установок, влечений по отношению к одному человеку на другого. Психолог оценивает проекции клиента, чтобы помочь ему установить причинно-следственные связи и избавиться от травм прошлого.
Причины контрпереноса
Контрперенос – интересный феномен, который однозначно нуждается в подробном рассмотрении. С точки зрения психоанализа у него могут быть такие причины:
- Тревожность консультанта, которая может быть активизирована в результате предъявленной клиентом проблемы. Примечательно, что тревожность также может быть вызвана разными причинами – непроработанными личностными проблемами, ситуационным напряжением, эмпатический реакцией на чувства пациента.
- Реакция защиты, вызванная тематикой консультирования или личными страхами психолога.
- Стремление консультанта к формированию у клиента «правильной» жизненной позиции и навязывание собственной системы ценностей. В таком случае стоит серьезно задуматься о квалификации специалиста, ведь он должен уметь абстрагироваться от эмоций пациента и смотреть на ситуацию объективно.
- Стремление психолога понравиться клиенту, быть принятым им и хорошо оцененным.
- Боязнь психотерапевта, что клиенты могут плохо о нем подумать, не прийти на встречу.
- Романтические и эротические чувства психотерапевта по отношению к пациенту. Да, такое тоже встречается гораздо чаще, чем можно себе представить.
- Ситуация клиента или его поведение провоцируют у консультанта негативные чувства, обусловленные внутренними конфликтами.
Что такое перенос?
Термин перенос не является исключительным для психоанализа. Это намекает на идею смещения или замены одного места на другое. Вы можете видеть это в отношениях врач-пациент или студент-преподаватель.
Что касается психоанализа, он понимается как воссоздание детских фантазий, которые помогут аналитику диагностировать потенциальные проблемы. Перенос означает, что человек накладывает что-то предыдущее на что-то текущее с целью исцеления.
Сначала Фрейд рассматривал перенос как огромное препятствие в терапевтическом процессе. Он считал, что пациент, сопротивляется к своим бессознательным мыслям и чувствам. Однако ему не потребовалось много времени, чтобы понять, что его роль превзошла это сопротивление.
Именно так Фрейд описывает перенос как парадоксальный феномен в своей статье «Динамика переноса» 1912 года. Несмотря на то, что это может быть источником сопротивления, это фундаментально для аналитика. Он отличает позитивный тип переноса — нежность и любовь — от негативного переноса, который полон враждебных и агрессивных чувств.
Контрперенос
Говоря о переносе в психотерапии, нельзя обойти вниманием противоположный ему термин – контрперенос, хотя это понятие на сегодняшний день исследовано еще не вполне исчерпывающе. Под контрпереносом принято понимать чувство терапевта, когда он испытывает тревогу и сильное переживание за своего клиента
Порой это может доходить до того, что у психолога будет возникать страх и нежелание избавляться от этой тревоги, тогда у него будет отсутствовать возможность подключить необходимые защитные барьеры
Под контрпереносом принято понимать чувство терапевта, когда он испытывает тревогу и сильное переживание за своего клиента. Порой это может доходить до того, что у психолога будет возникать страх и нежелание избавляться от этой тревоги, тогда у него будет отсутствовать возможность подключить необходимые защитные барьеры.
С другой стороны, контрперенос можно рассматривать как нежелание психолога смотреть на себя со стороны и открывать в себе какие-то новые грани в процессе сеанса психотерапии со своим клиентом. Получается порой так, что в результате этого психотерапевт начинает испытывать к пациенту необоснованную враждебность, которая зарождается на подсознательном уровне.
Перенос и контрперенос
С психоаналитической точки зрения, перенос является общим, повседневным явлением, накладывающим отпечаток на все или почти все наши отношения. При встрече с другими людьми, особенно когда речь идет о сильных чувствах, мы используем ранние, эмоционально важные отношения в качестве шаблона для отношений и ожиданий. В этом смысле можно сказать, что перенос является способом вспомнить прошлое и извлечь уроки из опыта. Специфика аналитической ситуации заключается в попытке создать тепличные условия для развертывания переносов на аналитика, путем поддержания аналитического сеттинга, строгой аналитической позиции аналитика, и поощрением регрессии, являющейся частью аналитического метода. За счет этого переносы становятся более сильными, четкими и мощными, чем в повседневной жизни.
Естественно, это оказывает влияние на аналитика. Более сильные переносные чувства провоцируют более сильные контрпереносные реакции. Для аналитика это может стать проблемой, если он/она не способен выдерживать интенсивные чувства и вынужден защищаться от них, таким образом выходя из аналитической позиции. Важнейший аспект аналитических отношений состоит именно в том, чтобы разрешить пациенту выразить все, что приходит ему в голову, какими бы ни были его чувства или мысли, и какие бы чувства или мысли ни вызывали они в психоаналитике.
Распознавание контрпереноса
Мани-Кёрл описывал неудачи в контейнировании — хотя и без использования этого термина. Дело, однако, заключается в том, что хотя аналитик может совершить ошибку, его способ совершения ошибки очень информативен. То, что мышление аналитика было выведено из строя, указывает на состояние души присутствующего пациента, который нуждается в помощи. Конечно, понимать это во время сессии очень трудно. Трудно именно потому, что это переживание невыносимое и, следовательно, бессознательное. Как аналитик может осознавать то, что он не осознает?
По этой причине аналитик зависим от пациента, который дает указания, преимущественно бессознательные указания, на то, что идет неправильно. Вот краткий пример, который приводили Бриттон и Стайнер (Britton and Steiner, 1994). В начале сессии, после материала о том, что девушка пациента рассердилась из-за его импульсивного поступка, аналитик дал интерпретацию несколько теоретического характера о том, что пациент чувствует, что он вынужден ждать, и затем избегает этого переживания.
В ответ пациент описал случай, произошедший с ним несколько дней назад, когда он ждал свою девушку в театре. Он был уверен, что она придет позже, и думал, что она может вообще не прийти, после того как она рассердилась на него, … но оказалось, что на самом деле она ждала его внизу в баре.
«… Тогда сказал: “Я думаю, что вы даете комментарий к моей интерпретации. По-видимому, вы чувствуете, что мы находимся в разных местах. Моя интерпретация не достигает вас там, где вы сейчас находитесь…”» (Britton and Steiner 1994, p. 1074-75).
Здесь неточность аналитика нашла отражение в материале. Аналитику предоставляется возможность, — если он способен ею воспользоваться, — критически оценить собственное состояние души. В данном случае он мог лучше прочувствовать свою несколько теоретическую интерпретацию и сопоставить ее с содержанием ассоциации пациента о его ожидании встречи. Этим сопоставлением пациент говорит аналитику о двух людях, находящихся вне контакта. Но аналитик должен быть способен почувствовать контрперенос, даже если он не понимает его значения до тех пор, пока пациент не даст ему «подсказку».
Аналитик может тогда воспринять ассоциацию пациента как своего рода интерпретацию их отношений. Конечно, пациент может ошибаться относительно реального состояния ума аналитика, но подобное согласование между контрпереносом и ассоциациями пациента дает ключ к пониманию того, как пациент видит происходящее. Очень часто, конечно, интерпретация пациента содержит в себе долю правды. Это наблюдение относительно контрпереноса стало одной из важнейших составляющих развития кляйнианской техники.
Негативный перенос
Термин, обозначающий эффект переноса отрицательных чувств, основанных на любой форме ненависти, ее дериватов и предшественников. Негативный перенос чаще всего выражается гневом, ненавистью, враждебностью, отвращением, негодованием, горечью, неприязнью, раздражением и прочими эмоциями. В психоанализе подобные чувства всегда фигурируют, хотя раскрыть их более сложно, чем проявления положительного переноса. Психотерапевт, как правило, бессознательно «подыгрывает» попыткам пациента защитить самого себя от осознания негативного переноса. Частой причиной того, что психотерапия оказывается неэффективной, является неправильный анализ негативного проецирования.
Связь между переносом и контрпереносом
С одной стороны, мы можем определить контрперенос по его направлению: чувства аналитика к пациенту. С другой стороны, мы можем определить его как баланс, который служит доказательством того, что реакция человека не зависит от того, что он получает от другого человека. Таким образом, контрперенос связан с тем, что происходит в переносе, и один влияет на другой.
Следовательно, контрперенос может стать препятствием, если на него действует аналитик. Он может позволить своим чувствам по отношению к пациенту — любовь, ненависть, отвержение, гнев и т. д. В этом случае он нарушил бы закон воздержания и нейтралитета, который он должен соблюдать. Вместо того, чтобы помочь, он будет вредить.
Пациент пытается поделиться своим опытом. Аналитик должен реагировать только на то, что говорит пациент, не позволяя своим собственным эмоциям влиять на то, что он говорит. Пациент переживает фантазии и разыгрывает их. Хотя он не делает этого сознательно, и поэтому интерпретация играет фундаментальную роль в исцелении.
Что такое перенос в психоанализе?
Согласно теории Фрейда, каждый раз, когда мы испытываем новые ощущения, мы вспоминаем часть прошлого опыта это оставило след в нашем бессознательном состоянии. Это именно то, как идеи и чувства о связях с людьми, с которыми мы общались ранее, проецируются на другого человека, хотя мы видим это впервые.
Следовательно, согласно Фрейду, перенос — это способ, которым человеческий разум переживает определенные переживания, связанные со связями (которые были зафиксированы в нашем бессознательном состоянии) при взаимодействии с кем-то в настоящем, согласно Фрейду.
Основываясь на идеях Зигмунда Фрейда, переводы тесно связаны с самыми ранними и наиболее эмоционально релевантными ссылками для людей , что в большинстве случаев это отношения с родительскими и материнскими фигурами. Взаимодействие с родителями (или их заместителями, по мнению Зигмунда Фрейда) оставит очень важные следы в бессознательном, и они могут проявиться в будущих передачах.
Трансфер во время психотерапии
Хотя теоретически передача является обобщенным явлением, которое происходит в наши дни, Зигмунд Фрейд особо подчеркнул необходимость учитывать эффект, который перенос оказывает во время сеансов психоанализа , В конце концов, полагал Фрейд, контекст, в котором проводится терапия, не отменяет автоматически функционирование бессознательного, и это по-прежнему регулируется его правилами.
Поэтому во время сеансов может происходить передача, это будет означать, что пациент проецирует в аналитике содержимое своего бессознательного и переживает аффективные узы прошлого , Таким образом, согласно Фрейду, пациент увидит, как его отношения с психоаналитиком будут напоминать уже существующие отношения, какими бы нелогичными это ни казалось. Вы можете влюбиться и разлюбить аналитика, испытывать отвращение к нему, ненавидеть его, как вы ненавидели важную фигуру в прошлом и т. Д.
Но для Фрейда было не плохо, что был начат переход от пациента к аналитику. Фактически, это была часть терапии, поскольку она создала эмоциональную связь, от которой терапевт мог направлять пациента в разрешении психологических конфликтов и блокировок, основанных на травме. Другими словами, перевод был бы необходимым компонентом для терапевтических отношений, ориентированных на решение проблем пациентов.
Типы переводов
Два типа передачи были предположены: положительный перевод и отрицательный перевод.
положительный перевод это тот, в котором аффекты, проецируемые на аналитика, дружелюбны или связаны с любовью. Этот тип передачи желателен, если он не очень интенсивный, но если он становится слишком интенсивным, он очень вреден, поскольку приводит к романтическому увлечению, одержимости и крайней эротизации терапевтических отношений, что предполагает конец этого.
отрицательный перевод это основано на чувствах ненависти и отвращения к психоаналитику. Конечно, если это происходит с большой интенсивностью, это может испортить сеансы.
Что такое перенос и контрперенос в психологии
В психологии перенос рассматривают с еще одной точки зрения: как феномен в отношениях клиента и психолога. Придя на сеанс психотерапии, клиент пытается и с психологом выстроить взаимодействие по шаблону из прошлого. И это неплохо, так как специалист может противостоять этому и помочь клиенту осознать скрытые проблемы, разобраться в подсознании и прошлом.
Особенности переноса чувств в психологии на консультациях:
- Ошибочность суждений клиента. Он приписывает психологу те качества, которыми он на самом деле не обладает. Он приписывает качества других людей, из другой ситуации, времени и условий. Однако среди них встречается и реальное отношение клиента к психологу. Задача специалиста – отделить ложные суждения в рамках переноса от реального отношения.
- Амбивалентность. Перенос бывает положительным и отрицательным. Например, если клиент идеализирует образ матери, вспоминает ее как любящую, понимающую, ласковую, умную и т.д., то и психолога он воспринимает как сильного, доброго человека, которому можно довериться. Если клиент помнит свою мать как авторитарную и грубую женщину, ему всю жизнь приходилось обороняться, то и в отношении психолога он будет настроен враждебно. В некоторых случаях психотерапия становится невозможной. Нередко клиенты влюбляются в своих психологов, это пример положительного переноса. А иногда они ненавидят их и готовы убить, это пример отрицательного переноса. Так или иначе, все чувства клиента заслуживают проработки и обсуждения, но глубину обсуждения выбирает психолог в зависимости от ситуации.
- Подходящие условия. Психолог должен придерживаться нейтральной, беспристрастной позиции. Он не должен выдвигать оценочных суждений, прививать клиенту свою систему ценностей, делиться своими эмоциями и переживаниями. Чем нейтральнее атмосфера, тем быстрее и сильнее проявится перенос.
- Бессознательность. Перенос никогда не осознается клиентом. Он осознает, какие чувства испытывает, но он не понимает, что это реакции на кого-то из прошлого. Задача психолога – помочь осознать перенос.
- Все проблемы родом из детства. Чаще всего и проще всего перенос возникает там, где есть нерешенный конфликт из детства.
Без переноса нельзя докопаться до истины, помочь клиенту справиться с проблемами. Однако успех мероприятия зависит от профессионализма психолога
Важно, чтобы он не поддался феномену контрпереноса. Перенос и контрперенос в психологии часто идут рука об руку
Контрперенос – это перенос психологом своих жизненных трудностей, конфликтов, травм в отношения с клиентом, если тот затрагивает болезненные темы. Контрперенос возникает в ответ на перенос клиента или сам по себе. Некоторые психологи считают, что консультирование невозможно без контрпереноса. Другие психологи уверены, что это результат непрофессионализма консультанта и показатель того, что ему самому нужно сначала разобраться в себе.
Причины контрпереноса как феномена в психологическом консультировании:
- Желание консультанта понравиться клиенту, быть принятым, получить хорошую оценку.
- Страх, что клиент не придет на консультацию, оставит плохой отзыв, подумает о консультанте что-то плохое.
- Сексуальное влечение к клиенту, эротические фантазии с его участием.
- Внутренние конфликты, нерешенные проблемы, которые заставляют бурно реагировать на клиентов, которые пробуждают в консультанте чувства, связанные с конфликтами.
- Желание быть «пророком», наставлять клиентов, учить жизни, давать советы.
Анализ причин подтверждает, что контрпереносу подвержены начинающие, неопытные психологи. Однако вместе с ними в группу риска попадают люди в состоянии профессионального выгорания, истощения.
Таким образом, при контрпереносе психолог проецирует свои проблемы на информацию, полученную от клиента. Например, клиент рассказывает, что недавно у него погиб домашний питомец, и теперь человек не хочет жить. А консультант в ответ выдает: «А у меня сын умер пять лет назад, я же как-то живу».
Вопрос о том, приемлем ли контрперенос, до сих пор остается открытым. Пока исследователи сошлись на том, что если специалист может контролировать свои реакции, внутренние конфликты не влияют на его слова и действия, не мешают объективной оценке, то можно не придавать особого значения контрпереносу. Если же внутренние переживания психолога вырываются наружу, то специалист должен отойти от работы и обратиться к коллегам со своими проблемами. То есть в нашем примере консультанту нужно обратиться за помощью.
Идеализация
Другой вид переноса проблемы в психологии — идеализация, являющаяся разновидностью позитивного проецирования и характерная для пациентов обоих полов. В некоторых случаях это может перерасти в поклонение герою. Идеализация чаще всего встречается при работе с клиентами, потерявшими родителей в результате смерти или развода. По мнению психолога Гринсона, отношения поклонения скрывают под собой репрессированное отвращение, которое, в свою очередь, маскирует примитивную ненависть. Поверхностная зависть скрывает презрение, за которым, в свою очередь, прячется репрессированная ненависть.
Типы переноса и контрпереноса
Современная психология включает несколько направлений для дифференцирования явления переноса и контрпереноса:
- субъект переноса: материнский, братский, отцовский и т.д.;
- стадия психосексуального развития: эдиповый, зависимый и др.;
- в зависимости от того, как пациент воспринимает своего врача: нарциссический или объектный, позитивный или негативный;
- эротический перенос – особый вид, предполагающий сексуальное влечение между психоаналитиком и пациентом.
Виды контрпереноса также описаны в работах Джиовачини. Так, исследователь выделяет два ключевых типа контрпереноса:
- гомогенный – адекватная реакция психотерапевта на психологические патологии пациента;
- идиосинкратический – реакция психоаналитика, обусловленная собственным жизненным опытом и индивидуальностью.
Перенос и контрперенос в психотерапии обусловливаются определенными факторами, которые могут быть связаны с личностью психоаналитика, отношениями в семье пациента, возрастом больного, пережитыми психотравмами и др. Теория психоанализа определяет механизм переноса как защитную реакцию человека на пережитые негативные эмоции, жестокое отношение, сексуальное и психологическое насилие и т.д.