Исследование лонгитюдное

ограничения

Как в продольных исследованиях, так и в других исследованиях, основанных на повторяющихся измерениях, есть два фундаментальных значения. существует зависимость между количеством повторений явления и наблюдаемой единицей , То есть количество повторений является основным критерием для объяснения изучаемого явления.

Во-вторых, обстоятельства или переменная, при которой явление может повторяться, часто они оставляют контроль над человеком, который расследует , с которыми, данные часто могут быть неполными.

Библиографические ссылки:

  • Арнау Ж. и Боно Р. (2008). Продольные исследования повторных измерений. Дизайн и анализ моделей. Психология Писаний, 2 (1): 32-41.
  • Delgado, M. and Llorca, J. (2004). Лонгитюдные исследования: понятие и особенности. Испанский журнал общественного здравоохранения, 78: 141-148.

История и особенности лонгитюдного исследования

Метод лонгитюдного исследования был применен впервые его основоположниками Уильямом Штерн и А. Н. Гвоздевым, которые посвятили время изучению развития ребенка в обычной семье.

Изначально лонгитюд применялся как альтернатива методу поперечных срезов в детской и возрастной психологии. Позже его стали использовать в таких направлениях, как социология, инженерная психология, психология труда.

Лонгитюдные исследования активно проводятся как в России, так и в зарубежных странах. В России самым известным из них считается «Пути поколения», проводившееся с 1983 по 1999 год (руководитель М. Х. Титма). За рубежом лонгитюдом часто пользуется Национальное детское бюро Великобритании, изучающее развитие детей разных возрастных категорий.

Суть и особенности исследования

Лонгитюдное наблюдение может проводиться в исследовательских и в клинических целях.

В первом случае мы имеем дело с психологическим экспериментом, когда изучается реакция референта или референтной группы на определенные внешние изменения.

Во втором случае, лонгитюдное наблюдение представляет собой метод диагностики соматических и психических отклонений в психике ребенка. Методика широко применяется в педагогике, чтобы, например, выявить последствия от изменений в системе образования.

Объект может изучаться как в естественной, так и в искусственно созданной среде.

На протяжении выбранного промежутка времени, обычно длительного, объект наблюдается.

Исследователь регистрирует поведенческие изменения, интерпретирует данные и формулирует вывод о верности или неверности искомой гипотезы. Многократная фиксация показаний даёт насыщенную картину развития индивида в динамике.

Лонгитюдное исследование иногда противопоставляют методу сравнения и аналогии. Однако, это не совсем корректно. Сравнительный метод сопоставляет два разных объекта в определенной ситуации.

В лонгитюдном наблюдении сопоставляются два разных состояния одного объекта , до влияния внешнего фактора и после этого влияния.

Таким образом, если метод поперечного среза сравнивает объекты в пространстве, то &#171,метод продольного среза&#187, , второе название лонгитюдного наблюдения , сравнивает состояния объекта во времени.

При этом, исследование может быть как проспективным, так и ретроспективным. В первом случае сбор данных проводится во время исследования, в указанный отрезок времени, во втором случае исследователь интерпретирует данные, собранные в прошлом.

Обычно, результаты исследования изображаются в виде простых графиков с осями абсцисс и ординат.

Схемы развития бывают прямолинейными, нелинейными и прерывистыми.

Основная цель лонгитюдного наблюдения , исследовать влияние внешнего фактора на психологические процессы референта, проверить каузальные (предположительные) гипотезы на конкретном материале, выявить отклонения и сформулировать пути её решения.

Что такое лонгитюдное исследование

Если сказать простыми словами, лонгитюдное исследование в психологии — это систематическое изучение объекта или группы объектов на протяжении длительного периода времени и по заранее подготовленной системе. За указанный период времени объекты могут поменять какие-то признаки и характеристики.

Такое наблюдение относится к методам возрастной психологии, поскольку предполагает изучение особенностей индивидов, которые входят в разные возрастные категории. И это главный признак лонгитюдного исследования.

Для наглядности приведем пример. Представьте себе отдельную фотографию и фотоальбом. В каком случае вы получите полную информацию о человеке, его жизни или ее определенном этапе? Естественно, рассматривая фотоальбомы. Так и с лонгитюдным методом.

Лонгитюдные исследования в психологии

Долгосрочные исследования позволяют определить, как влияет на детей семья, выяснить роль школы в воспитании ребенка. Это помогает оценить эффективность некоторых образовательных мероприятий и разработать наиболее действенные.

Методом лонгитюдных исследований изучается влияние на будущую жизнь детей, последствия развода родителей и неполной семьи.

Анализ выводов, позволяет составить представление об определяющих характеристиках людей, которые время от времени оказываются без работы и без средств к существованию. Выявляются факторы, которые осложняют этим людям поиск работы.

Что такое лонгитюдное исследование

Если сказать простыми словами, лонгитюдное исследование в психологии — это систематическое изучение объекта или группы объектов на протяжении длительного периода времени и по заранее подготовленной системе. За указанный период времени объекты могут поменять какие-то признаки и характеристики.

Такое наблюдение относится к методам возрастной психологии, поскольку предполагает изучение особенностей индивидов, которые входят в разные возрастные категории. И это главный признак лонгитюдного исследования.

Для наглядности приведем пример. Представьте себе отдельную фотографию и фотоальбом. В каком случае вы получите полную информацию о человеке, его жизни или ее определенном этапе? Естественно, рассматривая фотоальбомы. Так и с лонгитюдным методом.

Способы и виды лонгитюдных исследований

Лонгитюдный метод исследования делится на виды в зависимости от его продолжительности, способа проведения и особенностей.

Итак, по длительности выделяют такие виды лонгитюда:

  1. Кратковременный. Используется для изучения личности в период времени, когда предполагается наличие сразу нескольких скачков развития.
  2. Долговременный. Это исследование, предполагающее изучение динамики в наиболее выдающиеся периоды развития. Пример — младенчество.
  3. Ускоренный. Это изучение объемных периодов развития за небольшой промежуток времени. Здесь проходит наблюдение за людьми из нескольких возрастных групп.

Способ проведения исследования делит лонгитюд на такие виды:

  1. Ретроспективный. Психолог или социолог рассматривает личность и ее отдельные характеристики в прошлом.
  2. Перспективный. Изучение индивида до тех пор, пока он не достигнет определенного возраста.
  3. Сочетаемый. Предполагает соединение элементов ретроспективного изучения с перспективным.

Существуют и другие виды лонгитюдного исследования:

  1. Истинное. Это классический вариант. Цель наблюдения за человеком — узнать перспективы психического и психологического здоровья.
  2. Смешанное. Пересекается со срезовым методом, благодаря которому можно получить данные об объектах, схожих с изучаемым. Чаще всего применяется для исследования тающих групп, количество участников которых уменьшается с каждым этапом.
  3. Псевдолонгитюд. Предполагает определение нормы для всех возрастных групп. Для ее вычисления берут средние показатели каждого отдельного члена группы.
  4. Индивидуальное панельное исследование. Специалисты изучают испытуемых на протяжении определенного времени. Участники дают интервью.
  5. Панельные исследования домохозяйств. Это наблюдение за человеком, который является частью семьи. Рассматривается информация, касающаяся семьи в целом.
  6. Когорное. Цель изучения — проследить развитие когорты или людей определенной возрастной группы.

Также существуют исследования, объединяющие данные. Наглядный пример — перепись населения.

Типы продольного исследования

В зависимости от конкретной области, в которой применяется продольное исследование, оно может быть разных типов. Чтобы проиллюстрировать это, мы кратко опишем его характеристики в эпидемиологии и статистике.

1. В эпидемиологии

Основой лонгитюдного исследования, используемого в эпидемиологии, является получение информации о заболеваемости населения с течением времени. Они позволяют знать переходы между состояниями здоровья и болезни и включить переменные, такие как возраст или пол.

2. В статистике

Это исследование, которое состоит из сделать более двух измерений с течением времени , То есть не в одиночку и пытается измерить явление в начале, а другое в конце, но проводить повторные измерения явления. В свою очередь, это может быть применено в разных областях, например в психологии развития.

Литература

Diekmann, Andreas (2006): Empirische Sozialforschung — Grundlagen, Methoden, Anwendungen. Rowohlt, Hamburg
Schneider, W.: Entwicklung von der Kindheit bis zum Erwachsenenalter: Befunde der Münchner Längsschnittstudie LOGIK . Beltz Psychologie Verlags Union 2008. ISBN 3-621-27605-X
Schnell, R., Hill, P. B., Esser, E. (2005): Methoden der empirischen Sozialforschung. Oldenbourg, München
Schumann, Karl F. (2004): Diskussion — Sind Arbeitsbiographie und Straffälligkeit miteinander verknüpft? — Aufklärungen durch die Lebenslaufforschung in: MschrKrim 87. Jahrgang — Heft 3/4 — 2004, 222—243.

О нюансах

В образовательных курсах в институтах организационную психологию представляют как науку молодую, еще только развивающуюся, поэтому специализирующиеся на ней люди вынуждены регулярно сталкиваться со сложными ситуациями. Отмечается, что руководящий персонал предприятия не всегда способен адекватно оценить происходящее в пределах вверенного ему предприятия. Многим руководителям сложно понять, что уже необходимы конкретные изменения. Психолог может предложить такие меры, но чаще встречает отпор со стороны ответственных лиц, нежели согласие на нововведения. Люди стремятся исключать возможные новшества так долго, как это только возможно. Во многом это обусловлено необходимостью вложения денег в реализацию экспериментов, результат которых иногда невозможно предсказать. Стремление начальства к экономии становится серьезной препоной в работе психолога.

Специалисты, получившие образование в сфере организационной психологии в институтах, хорошо знают, что на практике работа по этой специальности представляет собой довольно сложную задачу. В некоторой степени это обусловлено проблемой определения взаимных связей, характерных для психологического ответа персоны и ее поведения. Проявления, свойственные поведению, довольно специфичны, многогранны, не всегда очевидно обусловлены психологическим ответом. Когда нужно ограничить это пределами компании и внутри нее обнаружить первопричины того или иного явления и поступка, это превращается в еще более сложную задачу.

Впрочем, все имеющиеся в настоящий момент сложности не мешают психологам быть незаменимыми работниками предприятия, желающего достигнуть новых вершин. Привлечение опытного специалиста позволяет повысить производительность рабочего процесса, дает возможность вовремя определять сложные ситуации, проблемы, принимать меры по их исключению.

Основоположники

У истоков метода стоят двое ученых — Уильям Штерн (1871 — 1938) и Александр Николаевич Гвоздев (1892 — 1952).

Первый знаменит тем, что создал концепцию интеллектуального коэффициента. Современные тесты на IQ несут в себе разработки этого ученого.

Кроме того, неоценим его вклад в развитие дифференциальной психологии и психологии личности

Штерн изучал развитие личности ребенка, понимал важность исследования психологических процессов в динамике

А.Н. Гвоздев был лингвистом и ввел лонгитюдное наблюдение для исследования усвоения родного языка у детей.

Известны две его монографии: «Усвоение ребенком родного языка» (1927) и «Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка» (1948).

В России исследования онтогенеза имеют прочную основу, благодаря трудам Л.С. Выготского, который изучал в динамике высшие психологические функции.

Культурно-историческая теория Выготского уже в названии отражает направленность на изучение процесса развития человеческой психики. Влияние Выготского на мировую психологию сложно переоценить.

Что собой представляет лонгитюдное исследование?

Ананьев Борис Герасимович в своих научных трудах в сфере психологии классифицирует социологические исследования по организационным методам, которые делятся на комплексные, сравнительные и лонгитюдные.

Лонгитюдное исследование – это такой метод в науке, который широко применяется в психологии и социологии. Он изучает одни и те же группы людей в продолжении заданного количества времени. За это время объекты исследования существенно меняют присущие им определенные признаки. Лонгитюдное исследование – это своего рода синоним панельного исследования в самом широком смысле. А оно, в свою очередь, изучает причинные связи событий. Если рассматривать более конкретно, то лонгитюдное исследование – это выборочный панельный метод исследования людей любого возраста с момента получения ими среднего образования и до исполнения 30 лет. Этот метод является очень важным, поскольку выявляет тенденции развития человека. Люнгитюдное исследование – это известная модель анализа в форме эксперимента. Оно предоставляет возможность получения информации об отдельном человеке в разные моменты времени и пронаблюдать за его жизненным движением. Лонгитюдное исследование – это не только изучение отдельных людей, но и также наблюдение за переменами, которые происходят в социальных организациях и институтах.

Гипотезы

На примере &#171,Пути поколения&#187, мы видим работу над гипотезой К. Мангейма.

По его мнению, в периоды исторических катаклизмов появляется т.н. &#171,историческое поколение&#187,, которое отличается от предыдущих своей психологией, социальным опытом и является катализатором для существенного &#171,скачка&#187, в развитии общества.

Исследования Микка Титмы дали понять, что эта гипотеза если не является единственно верной.

В истории, может быть, случались прецеденты, когда политико-экономическая ситуация порождала радикально иное поколение, которое подрывало устои старого общества и строило новое. Однако, в данном конкретном случае, гипотезу доказать не удалось.

Исследователь проводит эксперимент на основании собственных догадок и умозрительных заключений. Подобные гипотезы называются каузальными.

Каузальная гипотеза , это предположение, о существовании причинно-следственной связи между явлениями.

Иначе говоря, исследователь выдвигает гипотезу о том, что фактор Х влияет на индивида Y и превращает его в индивида с измененной психикой Y1.

Соответственно, фиксируется изначальное состояние индивида Y и конечное состояние индивида Y1&hellip, Или все того же индивида Y, если фактор Х не произвел на него никакого значимого эффекта.

Лонгитюдное наблюдение ищет взаимосвязи между внешней и внутренней средой.

Каузальные гипотезы бывают разные. Вот некоторые их виды:

  • гипотеза о развитии,
  • гипотеза о длительных и отложенных влияниях эксперимента на индивида,

Проверка предположений на респондентах, при грамотной организации эксперимента, даёт понимание истинности или ложности гипотезы.

Эффекты, фиксируемые в методе

Подробнее о том, что именно фиксируется исследователем при анализе &#171,продольного среза&#187,. Эффекты можно поделить на следующие типы:

  1. Эффекты интраиндивидуального развития. Процессы и реакции конкретного индивида, связанные с экспериментальным событием.
  2. Эффекты меджиндивидуального развития. Сравнение интраиндивидуальных эффектов, изучение их взаимовлияния, сходств и различий.
  3. Выявление исторических трендов. Исследователь может провести как перспективное, так и ретроспективное изучение объекта. Анализ реакций индивида, имевших место быть в прошлом , важный элемент исследования. Так устанавливаются исторические тренды в отношении какого-либо свойства.

Специфику метода и его пользу проще объяснить на примере.

В 1966 году эстонский социолог Микк Титма запустил масштабный эксперимент, названный &#171,Путь поколения&#187,, с целью выяснить специфику жизненного и профессионального самоопределения советской молодежи.

В референтную группу попали учащиеся средних общеобразовательных учебных заведений в 14 регионах СССР , несколько союзных республик (Прибалтика, Таджикистан, Украина, Молдавия) и областей РСФСР.

Задачами исследования было выяснить изменения в социальном статусе, положении и местожительстве респондентов в период с 17 до 30 лет. Участники эксперимента раз в 4 года отвечали на вопросы анкеты, рассказывали о своем образовании, работе, семейном положении, мировоззрении и т.д.

Полученные данные дали, во-первых, масштабную картину взросления отдельно взятого поколения, во-вторых, понимание, как именно влияли исторические события на психологию индивидов.

Данные по референтной группе дали повод говорить о незначительном влиянии исторических событий на психологию конкретно этого поколения. Респонденты проявили завидную социальную устойчивость.

Что такое лонгитюдное исследование

Если сказать простыми словами, лонгитюдное исследование в психологии — это систематическое изучение объекта или группы объектов на протяжении длительного периода времени и по заранее подготовленной системе. За указанный период времени объекты могут поменять какие-то признаки и характеристики.

Такое наблюдение относится к методам возрастной психологии, поскольку предполагает изучение особенностей индивидов, которые входят в разные возрастные категории. И это главный признак лонгитюдного исследования.

Для наглядности приведем пример. Представьте себе отдельную фотографию и фотоальбом. В каком случае вы получите полную информацию о человеке, его жизни или ее определенном этапе? Естественно, рассматривая фотоальбомы. Так и с лонгитюдным методом.

Примечания

  1. 12345

    О. В. Терещенко [voluntary.ru/dictionary/568/word/%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%CE%C5+%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%C5 Лонгитюдное исследование] // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко., 2003 г.

  2. * [voluntary.ru/dictionary/570/word/%CB%EE%ED%E3%E8%F2%FE%E4%ED%EE%E5+%E8%F1%F1%EB%E5%E4%EE%E2%E0%ED%E8%E5 Лонгитюдное исследование (глоссарий к книге)] // Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. — М.: Гардарика, 1998. — 244 с.
  3. [vocabulary.ru/dictionary/16/word/%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%CE%C5+%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%C5 Лонгитюдное исследование] (Краткий словарь психологических терминов) // Морозов А. В. Управленческая психология. — М.:Академический проект, 2006. — 288 с. ISBN 5-8291-0670-1
  4. 12345 [voluntary.ru/dictionary/567/word/%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%CE%C5+%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%C5 Лонгитюдное исследование]//Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999.
  5. 12 В. И. Слободчиков [vocabulary.ru/dictionary/892/word/%CB%EE%ED%E3%E8%F2%FE%E4%ED%EE%E5+%E8%F1%F1%EB%E5%E4%EE%E2%E0%ED%E8%E5 Лонгитюдное исследование] // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 176 с. [slovari.yandex.ru/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D1%82%D1%8E%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D1%82%D1%8E%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ копия](недоступная ссылка с 14-06-2016 (1890 дней))
  6. 123 [vocabulary.ru/dictionary/25/word/%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%C5+%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%CE%C5 Лонгитюдное исследование] // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин., Минск, Харвест, 1998, ISBN 985-433-167-9
  7. 12 [vocabulary.ru/dictionary/896/word/%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%CE%C5+%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%C5 Лонгитюдное исследование] // Душков Б. А., Королёв А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 3-е изд. — М.:Академический проект, 2005. — 848 с. ISBN 5-8291-0297-8, ISBN 5-8291-0506-3, ISBN 5-902357-25-X.

Литература

Diekmann, Andreas (2006): Empirische Sozialforschung — Grundlagen, Methoden, Anwendungen. Rowohlt, Hamburg
Schneider, W.: Entwicklung von der Kindheit bis zum Erwachsenenalter: Befunde der Münchner Längsschnittstudie LOGIK . Beltz Psychologie Verlags Union 2008. ISBN 3-621-27605-X
Schnell, R., Hill, P. B., Esser, E. (2005): Methoden der empirischen Sozialforschung. Oldenbourg, München
Schumann, Karl F. (2004): Diskussion — Sind Arbeitsbiographie und Straffälligkeit miteinander verknüpft? — Aufklärungen durch die Lebenslaufforschung in: MschrKrim 87. Jahrgang — Heft 3/4 — 2004, 222—243.

Цель лонгитюдных исследований

Главная цель лонгитюдного метода исследования — проследить историю развития одного или нескольких объектов, а также оценить влияние на них определенных событий. Наблюдения проводятся в течение длительного промежутка времени. Психологи анализируют и оценивают, как наступление тех или иных событий влияет на состояние экспериментальной группы. Для этого достаточно рассмотреть поведение испытуемых до события и после него.

Стоит отметить, что одновременно с лонгитюдным исследованием применяются и другие методы изучения. Речь идет о тестировании, психографии, наблюдении и т.д.

Гипотезы

На примере «Пути поколения» мы видим работу над гипотезой К. Мангейма.

По его мнению, в периоды исторических катаклизмов появляется т.н. «историческое поколение», которое отличается от предыдущих своей психологией, социальным опытом и является катализатором для существенного «скачка» в развитии общества.

Исследования Микка Титмы дали понять, что эта гипотеза если не является единственно верной.

В истории, может быть, случались прецеденты, когда политико-экономическая ситуация порождала радикально иное поколение, которое подрывало устои старого общества и строило новое. Однако, в данном конкретном случае, гипотезу доказать не удалось.

Исследователь проводит эксперимент на основании собственных догадок и умозрительных заключений. Подобные гипотезы называются каузальными.

Каузальная гипотеза — это предположение, о существовании причинно-следственной связи между явлениями.

Иначе говоря, исследователь выдвигает гипотезу о том, что фактор Х влияет на индивида Y и превращает его в индивида с измененной психикой Y1.

Соответственно, фиксируется изначальное состояние индивида Y и конечное состояние индивида Y1… Или все того же индивида Y, если фактор Х не произвел на него никакого значимого эффекта.

Лонгитюдное наблюдение ищет взаимосвязи между внешней и внутренней средой.

Каузальные гипотезы бывают разные. Вот некоторые их виды:

  • гипотеза о развитии;
  • гипотеза о длительных и отложенных влияниях эксперимента на индивида;

Проверка предположений на респондентах, при грамотной организации эксперимента, даёт понимание истинности или ложности гипотезы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: