Медиация в москве

Неоднозначные новшества

Чтобы идти в ногу со временем, в нашем крае создан Координационный центр по продви­жению медиации. По словам Тамары Машкиной, в него вошли представители четырех организаций: Юридического института СФУ, Торгово-промышленной палаты Красно­ярского края, Союза промышленников и предпринимателей и регионального отделения Ассоциации юристов России.

«Первая проблема состоит в том, что у нас нет ни обученных медиаторов, ни людей, способных их обучить, — говорит г-жа Машкина. — Мы провели переговоры с Уральской юридической академией, которая уже имеет опыт по обучению медиаторов, и они готовы принять на соответствующие курсы группу или две, чтобы потом эти люди смогли сами обучать других медиативной деятельности».

Представители вышеупомянутых четырех институтов выступят учредителями некоммерческой организации — Центра медиации и права.

«Я думаю, что реально центр будет создан в конце 2010 — начале 2011 года, — продолжает Тамара Машкина, — но поначалу как просто юридическое лицо, организация, в которой, пока не появились обученные медиаторы, некому будет работать».

Несмотря на это, представители судебной власти несказанно рады открывшейся перспективе облегчить работу судов. «С учетом того энтузиазма, который присутствует у создателей Центра медиации и права в Красноярском крае, а также при нашей поддержке, — говорит первый заместитель председателя Красноярского краевого суда Сергей Асташов, — есть надежда, что медиация будет достаточно популярной и в какойто степени разгрузит суды».

Как уже было сказано, среди пропагандистов медиации числится Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края (СППКК), при котором еще в июне 2009 года был создан Совет медиации.

По словам директора Центра антикризисного управления, заместителя председателя Совета медиации при СППКК Виктора Глухова, в роли медиаторов в нем выступают не специально обученные люди, а влиятельные в разных областях лица, которым бизнесмены могут доверять. С начала существования Совета медиации рассмотрено 28 споров, и, как говорит Виктор Глухов, «после наших медиаторов в суд эти люди не обращались».

Но чтобы говорить об эффективности медиаций, в которых посредниками выступают «влиятельные в разных областях лица», нужно определиться с пониманием роли медиатора. Александр Яценко считает, что медиатор изначально не может быть для кого-то «своим», это независимая сторона, которая не имеет ничего общего ни с одним из участников конфликта.

О странном толковании СППКК закона о медиации говорит и Сергей Мальтов, объясняя свое понимание роли посредника. «Может быть, здесь и нужны специальные знания, но прежде всего медиатор — это психолог, социолог, психоаналитик, специалист в области конфликтологии и немножко правовед, — говорит он.

— Это мастер компромисса, он не принимает решения и не несет никакой ответст­венности, а просто помогает сторонам найти ответ». Кроме того, Сергей Мальтов выражает свои опасения насчет целей СППКК: «Если бы инициативу в создании СРО медиаторов высказали специалисты в области конфликтологии, я был бы всеми руками „за“, но когда инициатором выступает коммерческая структура, то, скорее всего, она создает это для зарабатывания денег».

История развития медиации

Процедура медиации в гражданском процессе существует ровно столько, сколько существуют конфликты. С древних времён для разрешения споров приглашали посредника. Римляне его называли internuncius, medium, interpres, philantropus, interpolator, intercessor, conciliator, interlocutor и, наконец, mediator. «Посредничество», «предложение добрых услуг» или «ходатайство» необходимо было тогда, когда переговоры заходили в тупик, и сторонам нужно было прийти к совместному решению. О таких случаях разрешения споров с помощью медиатора подробно описывается в трудах вавилонян и финикийцев, древних греков и римлян времён Юстиниана. А некоторые культуры приравнивают посредника к статусу служителей божества или даже старейшины общины.

Нынешняя трактовка процедуры медиации получила широкое распространение с 1950-х годов, преимущественно в государствах англо-саксонской правовой системы. По большей части медиатор необходим был для разрешения семейных споров.

Развитие в России

В период с 2005 года по нынешнее время медиация активно развивается в России. Были открыты Лиги медиаторов в Сибирском и поволжском округах. В столице регулярно проводятся международные конференции с участием экспертов из разных стран, где рассматриваются проблемы и трудности медиации как в России, так и во всём мире. В 2009-2011 годах открыты центры, альянсы и национальные организации медиаторов, а с 2008 года для специалистов в этой сфере выходит соответствующее научно-популярное издание – журнал «Медиация и право».

Квалификационные требования

Юридическое образование не делает гражданина медиатором. Профессия соединяет в себе сразу несколько специальностей. Независимому посреднику необходимо хорошо разбираться в следующих вопросах:

  • законодательство, судебная практика, деловой обычай;
  • психология;
  • документооборот;
  • финансы и налогообложение;
  • цифровые технологии, пользовательские программы, интернет.

Требования к посреднику довольно жесткие. Заниматься урегулированием вправе лица с 25 лет, получившие высшее образование и 2-летний опыт работы по профессии. Специалист должен пройти дополнительную программу подготовки по направлению «медиация».

Статья 15 закона 193-ФЗ разрешает оказывать помощь в разрешении конфликтов на непрофессиональной основе. Требования к таким посредникам значительно мягче. Так, стать медиатором могут дееспособные граждане с 18 лет.

Приобретение статуса независимого специалиста не ограничивает свободу. Урегулирование споров можно совмещать с другой деятельностью. При этом необходимо соблюдать ряд ограничений. Не могут быть медиаторами, например, государственные служащие.

Посредникам запрещается совершать определенные действия. Им нельзя оказывать юридическую помощь одной конфликтующей стороне, представлять интересы отдельных участников или делать публичные заявления без разрешения клиентов. Если у медиатора появляется личный интерес, он должен взять самоотвод. Право выбора специалиста остается за сторонами конфликта. Они могут установить дополнительные критерии.

Развитие системы поддерживают российские суды. Так, руководством ведутся списки служителей Фемиды, вышедших в отставку и изъявивших желание заняться медиацией. Содействие оказывают и общественные институты. В России активно создаются саморегулируемые объединения. Здесь вырабатываются требования к этике, проводится аттестации и занятия по повышению квалификации.

В 2021 году прямой обязанности по приобретению членства в СРО у медиаторов нет. Однако обучение и сертификация проводятся именно такими ассоциациями. Фактически избежать интеграции в профессиональное сообщество не получится.

Особенности профессии

  • Skypro — онлайн-университет рентабельного образования
    Учим IT-профессиям с нуля и гарантируем новую работу!

  • Зима заморозила цены в Умскул ️
    Успей начать подготовку к ЕГЭ и ОГЭ в онлайн-школе Умскул со скидкой до 23 января!

По соглашению сторон к разрешению спора могут привлекаться несколько медиаторов.

Стоимость услуг медиатора должна быть предусмотрена в соглашении сторон.

Медиатор встречается с каждой из сторон, организовывая процесс переговоров и старается чтобы спор был урегулирован в шестидесятидневный срок.

Деятельность медиатора не может быть предпринимательской.

Скидка 65% на курсы Skillbox для стран СНГ (Беларусь, Казахстан, Узбекистан)! Скидка будет доступна по промокоду СНГ65, который нужно назвать менеджеру. Акция действует до 31 января 2023 года!

После передачи спора в суд для альтернативных процедур могут привлекаться только медиаторы профессионалы.

Основные требования к специалисту

Профессиональным медиатором может стать человек старше 25 лет с полной дееспособностью и отсутствием судимостей. Он должен выполнять свои профессиональные обязанности, обладать навыками и качествами, необходимыми для проведения медиации.

Задачи и должностные обязанности

К обязанностям медиатора относятся:

  • урегулирование споров между конфликтующими сторонами без привлечения судебных органов;
  • организация и проведение переговоров;
  • неразглашение информации, услышанной во время медиации;
  • обеспечение сторонам равных возможностей в переговорном процессе;
  • консультирование сторон по вопросам проведения медиации;
  • фиксация результатов переговоров.

Знания и навыки

Для проведения медиации специалисту необходимо:

  • разбираться в законодательной базе, регулирующей ситуацию, из-за которой возник конфликт;
  • применять на практике психологические приемы, помогающие оппонентам наладить коммуникацию и прийти к взаимопониманию;
  • уметь подняться над ситуацией, чтобы посмотреть на нее незаинтересованным взглядом;
  • сохранять самообладание;
  • уметь слушать и быть внимательным на протяжении всей процедуры;
  • разбираться в информационных технологиях (для проведения медиаций в режиме видеоконференций).

Важные профессиональные и личные качества

Для медиатора важны следующие качества:

  • независимость от третьих лиц, способных повлиять на результат медиации;
  • нейтральность, незаинтересованность в исходе спора;
  • непредвзятость по отношению ко всем участникам процесса;
  • уважение человеческого достоинства оппонентов, доброжелательное отношение к ним;
  • умение хранить чужие тайны (недопустимо передавать третьим лицам информацию, касающуюся каких-либо аспектов процедуры);
  • честность и искренность намерений.

Список использованной литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.;
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 28.04.2020)// «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994.;
  3. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010, N 31, ст. 4162.;
  4. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010, N 31, ст. 4162.;
  5. Федеральный закон от 27.07.2010 N 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010, N 31, ст. 4163.;
  6. Малько Е.А. Развитие альтернативных процедур урегулирования споров как один из способов формирования правовой культуры // Российская юстиция. 2018. N 8. С. 51 — 54.;
  7. Моторина И.С. Судебная медиация как способ обеспечения доступа к правосудию будущего и повышения справедливости при регулировании споров // Российская юстиция. 2019. N 11. С. 31 — 35.;
  8. Дьяконова О.Г. Перспективы использования альтернативных способов урегулирования споров (медиации) в исполнительном производстве // Российский судья. 2013. N 10. С. 18 — 21.;
  9. Барашев А.С. Медиация в системе альтернативных способов урегулирования споров // Закон. 2012. N 3. С. 76 — 81.;
  10. Иванова С.В. Медиация как альтернативный способ урегулирования споров // СПС КонсультантПлюс. 2020.
  1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010, N 31, ст. 4162.

  2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010, N 31, ст. 4163

  • Очередность удовлетворения требований кредиторов (по Правовому регулированию несостоятельности (банкротства))
  • Особенности банкротства градообразующих предприятий
  • Природа и сущность брачного договора (Правовая природа брачного договора)
  • Трудовой договор. Понятие и содержание (по Трудовому праву)
  • Семейное право и гражданское право: проблемы взаимодействия
  • Интернет и Авторские права.
  • Корыстная преступность (Понятие корыстной преступности)
  • Насильственная преступность (Современные факторы насильственной преступности)
  • Личность преступника ( Личность преступника)
  • Основания прекращения уголовного дела (по Уголовному процессу)
  • Криминология как наука (Преступность (сущность и ее закономерности))
  • Корпоративные споры в гражданском процессе (по Гражданскому процессу)

Этапы процедуры

Процедура медиации проходит в шесть этапов.

  1. На первом этапе медиатор разъясняет конфликтующим, что такое процедура переговоров, каковы ее принципы и правила, согласовывает готовность участия сторон в медиации, заключает соглашение, в котором указывает порядок и условия предстоящего процесса.

  2. Далее участники конфликта рассказывают о своих позициях в споре, собравшись всем вместе или в личной беседе с медиатором.

  3. Третий этап – это дискуссия сторон, которые обмениваются мнениями и формируют вопросы для рассмотрения.

  4. На четвертом этапе обсуждаются все спорные моменты и при участии медиатора разрабатываются предложения по их решению.

  5. На пятом этапе подписывается медиативное соглашение, в котором указывается результат договоренностей, устраивающий всех участников, а также оговариваются возможные последствия нарушения договора.

  6. Заключительный этап – это завершение медиации и получение специалистом обратной связи по результатам своей работы.

Медиация в школе

Школа – место взаимодействия детей, педагогов, родителей, поэтому возникновение конфликтов время от времени неизбежно. Это могут быть как небольшие споры, так и глобальные проблемы в виде травли или буллинга. Некоторые ситуации настолько заходят в тупик, что без привлечения медиатора не обойтись.

Как и в других делах, медиатор выступает в качестве буфера, своеобразного модератора обсуждения. Специалист не принимает ничью сторону, не навязывает свое мнение и какие-то решения, а только следит за соблюдением границ и течением беседы в конструктивном русле, не позволяет дойти до оскорблений и обвинений друг друга. Он следит, чтобы ничьи интересы не были ущемлены, но при этом стороны конфликта должны сами найти решение, которое их устроит, и договоренности, которые будут добровольно соблюдаться всеми участниками.

В этом и есть смысл — если стороны сами нашли решение, оно им понятно, то вероятность повторения конфликта значительно снижается. Цель школьной медиации – не найти и покарать виновных, а выйти из ситуации с наименьшими потерями для всех.

Служба медиации (или как ее еще называют, служба примирения) может быть создана на базе школы. Для этого потребуется:

  • внутренний регламент работы службы медиации;

  • отдельный кабинет;

  • руководитель службы.

И если с первыми двумя пунктами вопросов обычно не возникает, то с личностью руководителя нужно разобраться подробнее. В первую очередь, он должен пройти профпереподготовку по медиации. Часто школы назначают руководителем службы психолога без профпереподготовки, что не совсем верно. Цель психолога – сгладить острую фазу конфликта, что иногда приводит к ситуации, когда с виду все вроде бы гладко, но конфликт приобретает скрытое, «ползучее» течение. Медиатор разбирается глубже, его цель – осознанное примирение, понимание сторонами позиций друг друга и соблюдение договоренностей. 

Назначать руководителем службы медиации кого-то из педагогов тоже будет не вполне верным. Ведь один из основных принципов процедуры – беспристрастность, которую сложно сохранять преподавателю, работающему в школе, знающему учеников как облупленных и имеющему собственное отношение к каждому из них.

Кстати, медиатором в школе может выступать не только взрослый. Если конфликт произошел между учениками, то можно прибегнуть к «медиации ровесников». Естественно, юные медиаторы должны будут пройти подготовку, а поначалу работать под присмотром профессионального специалиста. В будущем тем, кто хорошо справляется с ролью медиатора, можно будет доверить работать самостоятельно. Но, если в конфликте задействован преподаватель или родители, с ними, разумеется, работает взрослый.

Как примерно происходит медиация в школе:

  • Прием заявки на медиацию лично или в письменной форме.

  • Встреча сторон и обсуждение конфликта, поиск выхода из него. Встреч может быть проведено несколько. Все зависит от сложности ситуации.

  • Достижение договоренностей.

  • Контрольная встреча через 2-3 недели после разрешения ситуации, чтобы проверить, насколько каждая из сторон соблюдает договоренности.

  • Анализ работы, которую провел медиатор.

Специфика работы

Основная задача в работе медиатора — оставаться беспристрастным. На случай, когда ему очень хочется поддержать интересы одной из сторон, ведущих переговоры, есть специальные техники. Например, банальный аутотренинг, надо просто спрашивать себя: я адвокат? Нет, я медиатор

Так что очень важно постоянно напоминать себе, что не поддерживаешь ничьи интересы

В классической процедуре медиации не предусматривается проведение расследования или сбор доказательств, потому что медиатор должен оставаться совершенно беспристрастным. Однако в каждом отдельном случае процесс регулируется соглашением, которое заключают обе стороны с медиатором и которое регламентирует их отношения.

Главная проблема, с которой сталкивается медиатор, — нежелание одной из сторон идти на переговоры.

Это происходит почти всегда. Как правило, этот вопрос решает сторона, склонная к мирному урегулированию, медиатор вмешивается реже. В конце концов я привожу аргумент, что встреча за чашкой кофе ни к чему не обязывает, а это уже первый шаг.

До принятия закона, конечно, и судебные работники, и клиенты относились к медиации скептически. Если раньше о медиации говорили как о технологии или процедуре, сейчас это уже «институт». Но, конечно, в первую очередь этот закон стал масштабной рекламной кампанией. В некоторых случаях, например, в арбитражных судах, правоохранительные органы обязаны предложить сторонам медиацию как альтернативное решение.

Почему медиация предпочтительнее, чем суд

У технологии есть много преимуществ перед судебным разбирательством, именно поэтому она набирает популярность. Самые очевидные плюсы – это:

  • Скромные расходы по сравнению с судебными издержками. Переговоры и совместное решение сэкономят немало средств. И не только средств — время часто не менее, а то и более ценный ресурс, особенно, если речь идет про медиацию в бизнесе.

  • Вариативность решений. Медиация дает гораздо больше вариантов решения конфликта, чем суд – она не ограничена рамками закона (если, конечно, итог спора его не нарушает), поэтому возможны неожиданные решения, реализовать которые в суде невозможно.

  • Эффективность. Чаще всего стороны в результате медиации приходят к общему знаменателю, даже если находятся в напряженных отношениях и конфликтуют. Здесь есть один нюанс – медиатор должен быть настоящим экспертом, который разбирается в психологии и конфликтологии, владеет их  практическими инструментами, которые помогут создать адекватную обстановку, позволяющую обсуждать проблему в любой ситуации. Именно таких профессионалов выпускает наша академия.

  • Сохранение отношений. Конечно, назвать их дружескими будет сложно, но в конфликтной ситуации, с которой стороны не справляются самостоятельно, достижением будут и ровные нормальные отношения. Это происходит потому что участники при помощи медиатора смогли провести диалог, войти в положение друг друга и найти устраивающее всех решение. В суде сохранить отношения намного сложнее.

О медиации

Как часто в жизни вы попадали в тупиковую ситуацию, выход из которой видели только в обращении в суд? Думаем, хотя бы один раз с этим сталкивался каждый человек. А многие постоянно находятся в конфликте с другими людьми, причем все они крайне запущены и глубоки. Даже опытный судья не всегда может вынести решение, удовлетворяющее все стороны одновременно. Поэтому мы привыкли к тому, что кто-то остается недовольным и конфликт вместо разрешения переходит в иную стадию.

Однако стоит только обратиться к услугам медиатора, профессия которого в последние годы вызывает все больший интерес, как все стороны конфликта находят наиболее приемлемое решение и умудряются сохранить приятельские отношения. Таким образом, становится понятно, что медиация – это сложный процесс переговоров, организованных в мирном ключе человеком, не имеющем заинтересованности в решении спора. А сам медиатор (профессия эта новая для россиян и очень увлекательная) является тем лицом, которое организует переговоры и дает возможность их участникам самим прийти к удовлетворяющему их решению на принципах добровольности и соблюдать его в дальнейшем.

Виды примирительных процедур

Наиболее распространенными в РФ являются примирительная процедура, переговоры, медиация. Допускается комбинация некоторых из них или их разновидность.

Переговоры

Переговоры проводятся без привлечения третьих лиц, только при поддержке правозащитников, привлеченных к процессу. Это наиболее распространенный и простой способ решения вопроса. Он не требует дополнительных трат, направлен на решение конкретных проблем и не нуждается в специальном разрешении.

Проводят переговоры письменно или устно, но их итогом будет решение относительно дальнейшего поведения сторон и возложения на каждого участника определенных обязательств.

В письменной форме переговоры проводятся в претензионной форме. Она может быть обязательной – на основании закона или нарушенных пунктов договора. Необязательной – по договоренности, без наличия в законе требований к исполнению обязательств.

Важно: если сторона, права которой нарушены, обратится в суд без попытки провести переговоры, орган обязан рассмотреть вопрос, невзирая на возможность его урегулирования мирно

Медиация

Что такое процесс медиации в суде

Процедура медиации в гражданском деле – это урегулирование судебного вопроса при помощи медиатора. Кто тогда такой медиатор в юриспруденции? Это физическое лицо, действующее на профессиональном или непрофессиональном уровне, для установления контакта между сторонами. Его основная цель – решение спорных моментов без финансовых и моральных потерь.

Данный процесс урегулирован законом, в ФЗ-193 от 2010 года четко прописано, что такое процесс медиации в суде и как ее проводить. Согласно нормам, юрист-медиатор может действовать в рамках гражданского права, для урегулирования предпринимательских, экономических, семейных или трудовых споров.

Используется медиация в судах по гражданским и арбитражным делам. Проводится процедура по правилам, установленным сторонами, переговорщик должен сохранять тайну полученной информации. Если стороны еще в начале сотрудничества заключили договор о применении медиации, но при возникновении проблемы обратились в суд – это не является нарушением нормы.

Решение по медиации имеет форму гражданско-правовой сделки, направленной на существенные изменения в отношениях или полное их прекращение.

Судебное примирение

Судебное примирение – новый вариант мировых переговоров

В ФЗ-197 в числе видов примирительных процедур имеется и судебное примирение. Его вправе проводить только судья в отставке (судья-медиатор). Перечень судебных примирителей будет утверждать Пленум Верховного Суда РФ, учитывая предложения арбитражных судов по своим бывшим судьям, вышедшим в отставку.

Судья-медиатор вправе:

  • вести переговоры с участниками процесса и заинтересованными в нем лицами;
  • изучать документы сторон;
  • знакомиться с материалами судебного дела;
  • совершать прочие действия, направленные на эффективное решение вопроса и достижения выгодных позиций.

Кто это такой?

Медиатор – это человек, который помогает противоборствующим сторонам разобраться в решении социальных конфликтов, к примеру, при разводе. Данный специалист имеет право осуществлять деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника». Основное его отличие от адвоката заключается в том, что медиатор не занимает ничьей стороны и не представляет ничьих интересов. Можно сказать, что конфликтолог – это судья, не имеющий судебной власти. Именно поэтому процедура медиации часто выбирается в качестве альтернативы судебному разбирательству, хотя может использоваться и как дополнение.Специалиста-медиатора спорящие стороны выбирают совместно. Как правило, за эту работу берутся либо юристы, либо лица, обладающие высшим юридическим образованием, которые в состоянии помочь клиентам найти взаимовыгодное решение, не нарушив закон. Однако экспертных познаний в предмете, являющимся причиной спора, от посредника не требуется. При необходимости, если обе стороны согласны, в решении одного конфликта могут принимать участие несколько медиаторов.

Медиатор, как и юрист, не имеет права разглашать сведения о своих клиентах и проводимых процедурах. Правила сохранения профессиональной тайны должны распространяться на следующие аспекты:

  • факт обращения к процедуре медиации;
  • все документы;
  • полученные сведения;
  • выяснившуюся информацию;
  • условия соглашения о самой медиации, включая денежные расчеты.

Медиация затрагивает различные социальные аспекты человеческой жизни. К примеру, такой сотрудник может работать в школе или здравоохранительной организации, ориентироваться на решение только жилищных вопросов или быть частью крупной корпорации, занимаясь урегулированием разногласий внутри трудового коллектива. Случается, что конфликтолог специализируется только на взаимоотношениях детей и внуков с пожилыми родственниками или решает вопросы смерти пациентов врачей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: