Основные направления развития психологии в 20 веке

Основные характеристики классификации Платонова

Для психологической науки Платонов сделал большой вклад, воссоздав образ личности с помощью своей структуры. В отечественной науке личность принято представлять как совокупность привитых социальных черт, не вмещающих в себя биологические характеристики. Этот ученый взял за основу создания своей теории динамическую составляющую личности. Что это такое?

Для понимания общей структуры личности существует два способа ее восприятия: статистический и динамический. Первый вмещает в себя все личностные характеристики, какие только могут быть у каждого человека. Здесь личность представляется только статистическими данными без учета индивидуально изменяющихся особенностей. Динамическая структура личности — это та же самая личность, но с учетом всех изменений, происходящих с ней на протяжении всей жизни. Структура личности по Платонову учитывает все изменения, происходящие с субъектом на протяжении длительного времени, связи предыдущих составляющих элементов с заново возникшими.

Используемые методики

Существует несколько методик в гуманистической психологии. Какие являются актуальными, каждый клиент решает самостоятельно. Это позволяет раскрыть индивидуальность человека и понять его самовосприятие. С момента появления новой школы психологии было разработано множество методик работы с клиентами:

  • тесты;
  • визуализация;
  • арт-терапия (наиболее популярный сегодня);
  • психодрама;
  • восточные техники — йога или медитация;
  • экзистенциональная терапия;
  • трансактный анализ.

К. Роджерс изобрел еще один метод — недирективный. Его характеристика заключается в проявлении доброты по отношению к клиенту. Так как доброта заложена в каждом на генетическом уровне, необходимо ее извлечь наружу. Для этого нужно создать на консультации определенные условия, в которых человек сможет раскрыться.

Сеанс должен проходить в виде диалога, чтобы индивидуум не оказался в положении ученика или подчиненного. Функция психолога на таких занятиях заключается в подталкивании к открытому разговору, самовыражению.

Хотя природу личности невозможно определить полностью, можно изучить поведение и эмоции человека. Психология позволяет раскрыть потенциал и показать индивидууму, что он может самостоятельно принимать решения и давать себе характеристику.

Сильные стороны

Гештальтпсихология — что это в психологии кратко

Не все психологи поддерживали новые взгляды. Многие относились к ним скептично из-за недостаточной доказательной базы. Со временем удалось выделить ряд преимуществ новой школы.


Гуманистическое направление влияет на все сферы жизни

Основное преимущество – это признание за человеком возможности управлять своей психикой. Приверженцы этого направления также уверены, что на индивида влияет окружающая среда. Представители школы смогли побороть множество стереотипов о психотерапии.

Например, миф о том, что у психолога ограниченный набор методов воздействия. С помощью гуманистического подхода человек может снять нервозность, улучшить свою жизнь.

Ребефинг

Ребефинг — дыхательная методика психологической коррекции, духовной трансформации и самоисследования, разработанная Л. Орром и С. Рэй.
Основной элемент ребефинга — это частое, глубокое дыхание без пауз между вдохом и выдохом (связное дыхание). Вдох должен быть активным, произведенным с мышечным усилием, а выдох, напротив, пассивным, расслабленным. На сессии ребефинга вам будет предложено так дышать от получаса до нескольких часов. Что это дает?

  1. Всплытие обычно не замечаемых мышечных зажимов. Тело (лицо, руки, кисти) начинает корежить, возникает напряжение до боли, в итоге все заканчивается очень глубоким мышечным расслаблением с соответствующими позитивными эффектами. Глаза радостные, небо особенно голубое. Эффект напоминает результат расслабления после хорошей бани.
  2. Длительное связное дыхание приводит участников к тому, что возникают измененные состояния сознания. На этом фоне можно исследовать свои всплывающие видения галлюцинации (это очень полезный опыт) и производить эффективные самовнушения.

Потребность личности в позитивном внимании

Наиболее важным фактором считалось, насколько позитивно личность оценивает сама себя. Но что формирует эту оценку в процессе роста? Роджерс говорил, что основным для личности в процессе роста является то, насколько ее любят и принимают другие люди

Обобщенно это и есть то, что он называл позитивным вниманием. Одобрение приводит к позитивному внутреннему состоянию, а недовольство к фрустрации

Роджерс считал, что одобрение или неодобрение действий ребенка оказывает огромное влияние на формирование личности, ее будущих поведенческих стратегий и понимания идеального Я.

Это очень важный для понимания момент, на котором следует остановится подробнее. Например, почти любой ребенок гиперактивен и порой его активность, эмоциональные проявления и последующее поведение является раздражающим фактором для родителей. Такое поведение почти всегда не одобряется и подавляется. Это означает, что для того, чтобы получить одобрение значимого окружения ребенку необходимо подавить свои естественные порывы, что приводит к тому, что переживаемый им опыт идет в разрез с естественным состоянием Я. С точки зрения Роджерса, такие события в жизни ребенка представляли из себя самое существенное препятствие для формирования личности, оценивающей себя с позитивной стороны, а значит, никак не способствовали появлению психологически зрелого взрослого.

Коучинг

Коучинг(тренерство) — профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Основоположник коучинга — Джон Уитмор.
Согласно Международной Федерации Коучинга профессиональный коучинг — это процесс профессиональных отношений партнеров, способствующий достижению наивысших результатов в жизни, в карьере, в бизнесе. Коуч не выступает в качестве консультанта, дающего советы, он профессиональный вдохновитель в поиске решений задач. Коуч поддерживает, раскрывает творческий потенциал каждого клиента и способствует достижению положительных результатов, которые предполагают значительные изменения в жизни клиента. Посредством коучинга клиенты углубляют свои знания, повышают свою эффективность и качество жизни.

Олпорт, Кеттел, Айзенк: диспозиционная линия

Диспозиционное направление психологии личности основано на двух общих идеях. Первый заключается в том, что люди имеют широкий спектр предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определенную последовательность в своих действиях, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем, что нет двух абсолютно одинаковых людей.

Личность, согласно Олпорту, — это динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его характерное поведение и мышление и обуславливают его уникальную адаптацию к окружающей среде.

С точки зрения теории Олпорта, черта личности может быть определена как предрасположенность к одинаковому поведению в различных ситуациях.

Олпорт различал индивидуальные и общие черты. В то же время Олпорт называл только общие черты «собственно чертами», а индивидуальные черты — «личностными диспозициями» или «морфогенными чертами». Реальная разница между ними заключается в том, что личностные диспозиции, в отличие от черт, определяются как принадлежащие индивиду. С помощью концепции общих признаков можно провести сравнительное исследование одного и того же признака, который выражен у разных индивидов или групп индивидов. Он считал, что черты характера и личные склонности существуют у людей, но не поддаются непосредственному наблюдению и должны быть выведены из поведения.

Олпорт предположил, что существует принцип, который организует установки, мотивы, оценки и диспозиции в единое целое. Для этого он придумал термин «проприум». Проприум — это позитивное, творческое, стремящееся к росту качество человеческой природы, которое включает в себя все аспекты личности, способствующие ощущению внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума:

Ощущение собственного тела;

  • чувство самоидентичности;
  • чувство собственного достоинства;
  • расширение самости;
  • самовосприятие;
  • рациональное самоуправление;
  • наконец, проприативный привод.

Олпорт никогда не занимался психотерапией и поэтому отказывался верить, что у зрелых и незрелых людей много общего. Олпорт долго работал над созданием адекватного описания «зрелой личности» и в итоге пришел к выводу, что психологически зрелая личность руководствуется шестью характеристиками:

1) Зрелый человек имеет широкие границы собственного достоинства;2) Зрелый человек способен на теплые, сердечные социальные отношения;3) Зрелый человек проявляет эмоциональную беззаботность и самопринятие;4) Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и стремления;5) Зрелый человек проявляет самоанализ и чувство юмора;6) Зрелый человек имеет целостную философию жизни.

Следующий представитель диспозитивного направления — Раймонд Кеттел. Подход Кеттелла основан на использовании точных эмпирических методов исследования. По мнению Кеттела, личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в той или иной ситуации. Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, в которой мотивация зависит преимущественно от подмножества того, что он называет динамическими чертами

Черта — самое важное понятие в мышлении Кеттела. Центральное место в концепции Кеттела занимает различие между поверхностными и базовыми чертами

Для него оригинальные черты важнее, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на три группы: Отношение, Эрг и Чувства.

Теория типов личности Айзенка основана на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы — это наборы, в которых отдельные черты попадают между двумя крайностями. Айзенк подчеркивает, что большинство людей не попадают в крайние категории. Согласно Айзенку, в основе структуры личности лежат два основных типа (супертипа): Интроверсия — Экстраверсия и Стабильность — Нейротизм, что представлено в виде «круга» Айзенка.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология изучает человека в его целостности в едином процессе становления и бытия учитывая его непрерывное развитие и самореализацию, которые являются частью его природы. Считается, что каждый человек уникален и обладает определённой степенью свободы от внешней обусловленности благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе, а так же есть активное, творческое существо, поэтому анализ отдельных случаев более оправдан, чем статистические обобщения. Позже взгляды гуманистического подхода в целом распространились на психотерапевтическую область.

Психологическая структура личности

Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.

Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.

Первый компонент структуры — это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.

Второй компонент структуры — это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры

Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества. Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки

Еще одним компонентом есть система саморегуляции. Самоконтроль человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.

Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.

Эриксоновский гипноз

Эриксоновский гипноз — недирективный гипноз, разработанный Милтоном Эриксоном. В этой разновидности гипноза человек концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время не воспринимает окружающую реальность, незаметно для себя входит в транс.
Милтон Эриксон считал транс естественным состоянием человека, и необходимым ему для обработки внутреннего опыта. Гипнотический транс терапевтичен и сам факт пребывания в трансе оказывает полезное воздействие на разрешение множества проблем.
Эриксоновская гипнотерапия — это одна из самых эффективных и экономичных терапевтических практик. Владение техниками эриксоновского гипноза дает возможность успешно работать с широким спектром психологических, соматических и психосоматических проблем.

Уровни самооценки

Классификация выделяет три уровня.

Они демонстрируют степень любви к себе, способность сбалансировать положительные и отрицательные черты характера:

  1. Низкая. Эта проблема возникает при неправильном, властном или чрезмерно опекающем воспитании. У человека ярко выражена самокритичность, неуверенность, стеснительность. Такие люди легко обижаются, безынициативны, им трудно общаться с другими. Это приводит к формированию комплексов, развитию депрессии. Из-за внутреннего дисбаланса человек отрывается на окружающих,становится причиной скандалов среди членов семьи и коллег на работе. Походка нерешительна, голова втянута в плечи, а при разговоре он отводит глаза в сторону. Избавляться от этого пытаются тренингами, соблюдением рекомендаций психологов.
  2. Нормальная самооценка говорит об отсутствии проблем с психикой. Человек прислушивается к внутреннему голосу, адекватно анализирует поступки, шутит о себе. Но он защищает свои права, не допустит оскорблений. Это оптимальный уровень, к нему следует стремиться. Такие личности правильно соотносят собственные силы с поставленными целями. На выработку такой самооценки влияют мысли, структура восприятия, оценка окружающих, успехи на работе или в школе.
  3. Высокая самооценка. Главный признак этого состояния – личность идеализирует себя и преувеличивает значимость для окружающих. Такое самомнение выражается в высокомерности, чрезмерной активности. Если уверенность зашкаливает, то нужно исправлять ситуацию. Неадекватная самооценка требует признания превосходства. Человек отрицает неудачи, не обращает внимания на чужое мнение. Если у него не получается достичь успеха, то он относит это к влиянию внешних обстоятельств, но не к своим ошибкам. Критику не воспринимает, считает ее завистью других, ставит перед собой недостижимые цели. Такая личность имеет характерную внешность: держит прямую осанку, высоко ставит голову. При общении смотрит прямо в глаза, надолго задерживая взгляд, привык командовать, поэтому прослушиваются командные нотки в голосе.

Причина неадекватной самооценки в неблагоприятных условиях проживания, воспитании и окружении. Но если есть желание, с недочетами можно бороться. Есть много примеров того, как низкая самооценка женщины и мужчины менялась, и человек превращался в раскрепощенную и сильную личность.

Неправильное оценивание себя нарушает самоуправление и приводит к потере контроля. Это просматривается во время общения, когда личность с высоким или недостаточным самомнением провоцирует конфликты. Если человек считает себя лучше других, то он пренебрегает другими и не проявляет уважения, позволяет себе грубо и необоснованно критиковать, нетерпим к мнениям, высокомерен и проявляет зазнайство. Низкий уровень критичности приводит к тому, что человек даже не замечает, как оскорбляет других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженном мнении о себе личность становится чрезмерно критичной

Она проявляет требовательность, не прощает ошибок и промахов, обращает внимание на недостатки других людей. Хоть делает он это из лучших побуждений, это вызывает конфликты, так как не все могут терпеть систематические указания и критику

Постепенно он вызывает в других только негативные эмоции.

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия, гештальт-подход в психотерапии — изобретение Фрица Перлза, синтез психоанализа, психодрамы, биоэнергетики и некоторых идей гештальт-психологии.
Основная роль гештальт-терапевта заключена в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», внимании к чувствам-индикаторам потребностей, ограничении попыток интерпретировать события, собственной ответственности клиента за реализацию и за запреты на реализацию потребностей.
Основными приемами работы и техники гештальт-терапии являются: принятие ответственности, осознавание, фокусировка энергии, работа с полярностями

Четырехкомпонентная модель личности в деятельностном подходе

В качестве основных структурных блоков включает в себя:

Направленность – система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающие главные тенденции поведения личности.

Способности – индивидуально – психологические свойства личности, которые обеспечивают успешность деятельности. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных.

Н-р: хороший музыкант может быть плохим математиком.

Характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. Моральные: чуткость или черствость. Морально-нравственные свойства отражают представление человека об основных нормативных действиях человека. Волевые: решительность, самообладание, которые обеспечивают стиль поведения и способ решения практических задач.

Самоконтроль – совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Этот блок надстраивается над всеми остальными и осуществляет: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности.

Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные целостные свойства. Н-р: личность с выраженными экзистенциально-бытийными свойствами является духовно богатой, мудрой.

В рамках этого подхода личность – сознательный субъект, занимающий определенное место в обществе и выполняющий социально-полезную роль.

Структура личности – сложно организованная иерархия отдельных блоков (4) и системы экзистенциально-бытийных целостных свойств личности.

Одни люди более агрессивны, чем другие потому, что у этих людей в процессе их деятельности в определенной социальной среде сформировались целесообразно-осознанные намерения наносить другим людям физический или психический вред, а механизмы самоконтроля оказались не развитыми.

Развитие личности в течение жизни

Будучи совсем маленьким, ребенок невольно копирует поведение родителей. Причем того члена семьи, кто имеет большее влияние на остальных, авторитетного. Вскоре у детей появляется потребность в самостоятельности, психология иногда выделяет этот период как кризис детского возраста. В пример приводят капризы малыша, хотя на деле он попросту еще не научился справляться с эмоциями, его природа требует изменений, развития.

Дети, как о них говорят, словно губка, жадно впитывают все новое. В процессе становления личности они копируют даже рекламу, увиденную по телевидению. В ходе взросления они способны адаптироваться к изменениям. Например, начав ходить в школу, ребенок (часто нехотя) привыкает к дисциплине, когда нужно сидеть на месте 45 минут. Школьные воспитательные методы оценками и незначительными наказаниями направляют развитие личности растущего организма в ту или иную сторону, в зависимости от его восприятия.

Обратите внимание! Чтобы ребенок успешно социализировался, не нужно на него давить, заставлять. Каждому человеку необходимо чувствовать сопереживание, понимание, иначе вместо адаптации он будет сопротивляться, отдаляться от социальных групп

Становление личности ребенка во многом зависит от поведения родителей

Постепенно ребенок переходит к социализации, когда проявляется интерес к более тесному общению со сверстниками. Данный период становления личности обусловлен тем, что прежде индивид не нуждался в понимании социума. Теперь он наблюдает за группой, примеряет на себя роли ведущих и ведомых, нередко желает занять место авторитета.

Пограничное состояние между детством и взрослой жизнью все также нуждается в педагогике, наставлениях индивида. В подростковом возрасте, испытывая взлеты и потрясения, индивид занимается поиском себя. Только потом он вникает в обществознание, где тренирует свои способности в том, чтобы направить накопленный опыт на пользу окружающему миру.

Стадии становления личности

Становление каждого человека как личности имеет ряд стадий, положительных и отрицательных. Если описать их наиболее кратко, то выглядят они следующим образом:

  1. Адаптация. Умение индивида психологически приспособиться к социальной группе, ее деятельности;
  2. Индивидуализация. Необходимость выделиться из группы, показать себя самостоятельным субъектом;
  3. Интеграция. Слияние с обществом, его деятельностью, поиск и упрочнение связей, которые поспособствуют положительному результату данного стремления;
  4. Дезинтеграция. Непринятие обществом или самоизоляция, попытка минимизировать контакты с окружением, что приводит к остановке формирования личности;
  5. Деградация. Обратное развитие, в ходе которого индивид утрачивает работоспособность, страдают его активность, а также адекватность.

Факторы становления личности

Личность человека формируется в процессе всей жизни под влиянием ряда факторов. Известно, что они не существуют по отдельности, т. е. без одного не может быть другого. Среди факторов развития личности выделяют:

  • Внутренние – характеризуются темпераментом индивида, его стремлениями, силой воли и мотивацией.
  • Внешние – природная и психологическая среда, педагогическое и социальное воспитание.
  • Социальные – приобретенные способности, знания, методы поведения индивида;
  • Биологические – наследственность, врожденные способности.

Биологические факторы могут предопределить становление личности

Становление личности ребенка

Формирование личности проходит с помощью, так называемых, агентов социализации. Это отдельные лица либо группы или целая организация, которые имеют внушающее влияние на чередование индивидом социальных ролей.

К ним относятся:

  • Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники и друзья, возможно, наставники;
  • Агенты вторичной социализации – учебная или трудовая администрация, церковь, армия и т. д.

Примечательно, что на разных этапах становления «агенты» могут сменяться в важности

Что это за подход

В XX веке господствовали идеи бихевиоризма. Они рассматривали индивида с точки зрения зависимости от внешних стимулов. Специалисты направления полагали, что поведение человека мало чем отличается от поведения животных.

Гуманистический подход в психологии противопоставляется естественно-научному. В нем нет четких формулировок, он основывается на философских рассуждениях. Труды ученых эпохи Просвещения, восточные и религиозные системы, экзистенциальные работы философов позволили подойти к рассмотрению психики человека с иной стороны.

У направления нет единого основателя. К данному течению примкнул Маслоу, Роджерс и другие специалисты. В основе нового направления лежат убеждения, что человек обладает определенной степенью свободы от внешнего мира.

В отличие от психоанализа, взгляды гуманистических психологов более оптимистичны. Специалисты считали, что человек обладает способностью к развитию, творческим началом, активностью.

Экзистенциализм определяет постулат, что жизнь – это единый процесс становления и существования человека. Переживания на тему места в мире являются психологической реальностью.

Гуманистическое направление в психологии позволило сформировать новое течение в психотерапии. Появились человеко-центрированный подход, логотерапия. Многие техники остаются актуальными по сей день.


В педагогике гуманистический подход позволил изменить отношение к ученикам с авторитарного на партнерский

Новые взгляды позволили изменить психологию. Направление приобрело особую популярность в 80-х годах прошлого века. Оно востребовано в западных странах.

Когнитивизм, 1955

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. происходит когнитивный переворот в психологии, поставивший на первое место значение внутренних когнитивных процессов, определяющих поведение человека. По данному принципу человек не просто реагирует на внешние стимулы, а перерабатывает информацию извне и создаёт собственные модели реальности.

Одним из основателей когнитивного подхода принято считать американского психолога Альберта Эллиса. По его мнению, человек обладает выраженной саморефлексией и имеет врождённые разнонаправленные группы установок: рациональные и иррациональные, конструктивные и деструктивные, стремящиеся к любви, росту и стремящиеся к разрушению, самообвинению. Их сочетание в конечном счёте определяет модели поведения. Дополняет концепцию когнитивного направления концептуальная схема ABC А. Эллиса, где A – активирующее событие, B – мнение о событии, C – последствие события (эмоциональные и поведенческие).

Иерархическая структура личности по к.К.Платонову

К.К.Платонов (1986) включает в структуру четыре аспекта:

Подструктура

Соотношение биологического и социального

1

Направленности

Убеждение, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень.

(Биологического почти нет)

2

Опыта

Знания, умения, навыки, привычки

Социально — биологический уровень. (Больше социального, чем биологического)

3

Форм отражения

Особенности познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, ощущений, восприятия)

Биосоциальный уровень. (Биологического больше, чем социального)

4

Конституциональных, биологических свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения/торможения; половые, возрастные свойства

Биологический уровень.

(Социальное практически отсутствует).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: