9 истин, которые полностью перевернут ваше мировоззрение

Составляющие мировоззрения

Мировоззрение принято подразделять на три составляющих:

  • Мироощущение. Это эмоциональная составляющая мировоззрения. При взаимодействии с окружающим миром, человек оценивает происходящие события, и у него формируется понимание того, насколько мир справедлив по отношению к нему и вообще. Кто-то радуется удачам и предчувствует успех, а кто-то испытывает обратные чувства. Таким образом, по мироощущению люди делятся на пессимистов, считающих мир несправедливым, и оптимистов, верящих, что мир к ним благосклонен.
  • Мировосприятие. Эта составляющая похожа на предыдущую. Человек может считать мир дружественным или враждебным, и на основании этого строить свою картину мира. Мировосприятие определяет, как человек видит окружающих и как позиционирует себя. Он может считать себя победителем или неудачником, а окружающих – друзьями или врагами.
  • Миропонимание. Эта составляющая характеризует уровень познания окружающего мира и определяется сложностью образов, которыми может оперировать человек. По мере взросления миропонимание расширяется. Сразу после рождения ребёнок воспринимает лишь образ матери, но позже учится воспринимать и других людей. Со временем миропонимание расширяется до города, страны, планеты, Вселенной.

Периоды становления

В какой период жизни человека происходит становление его мировоззрения?

Формирование мировоззрения , это динамичный процесс.

В течение всей жизни взгляды человека меняются в зависимости от приобретенного опыта и знаний, внешнего влияния и внутренних поисков.

Однако мировоззрение формируется не стихийно и привязано к возрастным ступеням, связанным с получением образования, интеграцией в общество по мере взросления, растущим уровнем самостоятельности и возможностью анализировать мир на почве собственного опыта и его дальнейшего анализа.

Дошкольный возраст

Точкой отсчета можно считать дошкольный возраст. В этот период у малыша формируются прочные ментальные базовые конструкции, складываются первичные черты характера.

В первую очередь происходит становление простых и узких понятий, направленных в основном на способы существования в мире. Малых учится выделять категории и подкатегории, как бы отрывая по кусочку от целостной действительности.

Он начинает мыслить и делать выводы, находить и анализировать варианты поведенческих стратегий (своих и чужих).

Посредством общения с родителями, родственниками, воспитателями и ровесниками ребенок познает социальную среду и многообразие социальных ролей.

Младший школьный возраст

В этот период школьник формирует представление о мире по большей части за счет учителей и школьной программы.

Но теперь ребенок уже может самостоятельно удовлетворить стремление к познанию с помощью интернета, книг или неформального общения с взрослыми.

Школьные предметы знакомят детей с явлениями природы и общественной жизни, закладывая фундамент для дальнейшего формирования принципов и идеалов, ценностей и целостной картины мира.

Подростковый период

Именно в подростковом возрасте можно говорить о мировоззрении как о полноценном элементе личности.

Человек, достигая данного периода, уже имеет некую базу знаний, опыта, способности к абстрактному мышлению и анализу.

И именно в подростковом возрасте парни и девушки задаются вопросом о жизни и своей роли в ней, о причинах того или иного поведения окружающих.

Подростки уже имеют персональные нравственные ориентиры и действуют не по указке взрослых, а исходя из собственных представлений о &laquo,плохом&raquo, и &laquo,хорошем&raquo,. Имеет место активный поиск себя.

Период юношества

На этом этапе мировоззрение опирается на научную базу и систематизированных знаниях/убеждениях о мире. Человек активно выбирает свой жизненный путь, руководствуясь личными ориентирами.

Он уже может осознать себя и свою жизнь как нечто логичное, цельный процесс имеющий направление, перспективу и смысл.

Именно в юношестве человек впервые сознательно выбирает жизненный путь, который требует от парня или девушки формирования социальной ориентации (установление планки своего социального положение и методов достижения этой планки).

С чего начать

У человека есть огромное преимущество перед животными – свобода воли. Нельзя не пользоваться этим преимуществом или, хотя бы, не попытаться. И если ты чувствуешь, что тебя сковали внешние цепи общественного мировоззрения и тебе это не нравится, то срочно начинай работать со своей «внутренней цепью». Есть популярное выражение «хочешь изменить мир – измени себя».

Измени свою жизнь на 180°

В глобальном смысле есть мало людей, которые изменили мир в одиночку. Но ведь твоя задача – изменить СВОЙ мир. А начать можно с того, чтобы попытаться изменить отношение к нему. Да, это сложно, но возможно, если всегда помнить, что жизнь твоя и она у тебя одна.

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. — 4-е изд., Перераб. И доп. — М.: Проспект, 2011
  2. Липский Б. И. Философия: учебник для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — М.: Издательство Юрайт, 2011
  3. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. — М.: Высшая школа, 2002
  4. Гриненко, Г. В. История философии: учебник / Г. В. Гриненко. — 3-е изд., Перераб. И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012  
  5. Вольф Р. О философии. Учебник / Пер. с англ. ред. В.А. Лекторский, Г.А. Алексеева. — М.: АспексПресс, 1995     
  6. Введение в философию: учебник для вузов / Под ред. звоните.: Фролов И.Т. и др. 4-е изд., Пер. и добавить. — М.: Культурная революция, Республика, 2006 
  • Реферат на тему: Понятие науки. Научное и вненаучное познание
  • Реферат на тему: Основные черты теории познания Р. Декарта
  • Реферат на тему: Аристотель: первая система знания
  • Реферат на тему: Теория государства в философии Платона
  • Реферат на тему: Человек и его время
  • Реферат на тему: Теория общественного договора Руссо
  • Реферат на тему: Философия Демокрита
  • Реферат на тему: Психоаналитическая философия. З. Фрейд о структуре личности (Оно), (Я) ,(сверх-Я)
  • Реферат на тему: Философия свободы в произведении Н.А. Бердяева Самопознание
  • Реферат на тему: Сознание как феномен
  • Реферат на тему: Познание, его основные формы и уровни. Формы и методы научного познания
  • Реферат на тему: Н. Кузанский — философ, теолог, математик, гуманист

Функции мировоззрения

Все решения, принимаемые человеком в процессе жизни, зависят от его взглядов на окружающий мир. Познакомимся с основными функциями мировоззрения в жизни человека.

Определение целей и ориентиров

Жизненные ориентиры закладываются в раннем детстве, опираются на семейные ценности. Взгляды ребёнка на мир зависят от того, как воспринимают окружающую действительность его родители. В дальнейшем ориентиры могут меняться.


Рис. 2. Семейные ценности.

В зависимости от того, какими ценностями руководствуется человек, определяются его жизненные цели. Например, для одного человека главным становится карьерный рост, для другого — обретение семейного счастья. Бесцельное существование ведёт к постепенной деградации личности, её саморазрушению. Таким образом, мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности.

Определение способов деятельности

Когда человек ставит перед собой цель, он решает, каким образом её достичь. Действия будут определяться взглядами на окружающий мир. Например, когда кто-то желает получить много денег, он может заняться развитием собственного дела, совершенствуя свои профессиональные навыки. Есть и другой путь — получить лёгкую наживу, ограбив банк. Выбор способа достижения цели при этом будет зависеть от ценностей и принципов человека.


Рис. 3. Руководитель компании.

Роль мировоззрения в деятельности людей состоит и в том, что оно помогает нам вырабатывать собственные методы получения новых знаний, необходимых для достижения целей.

Определение истинных ценностей

Когда человек определяет цели в жизни, совершает какие-либо действия, он руководствуется собственными ценностями и принципами. В процессе жизни к нему приходит понимание, какие из этих ценностей являются навязанными извне, то есть ложными.

Бывает так, что родители, руководствуясь собственными представлениями, заставляют ребёнка получить не ту профессию, которую он хочет, а ту, которая им кажется престижной или более перспективной. Это может привести к разочарованию, выгоранию и даже депрессии. В таком случае следует задуматься о смене рода деятельности.

Роль мировоззрения в деятельности человека состоит в определении истинных ценностей жизни, которые важны именно для его внутреннего мира.

4 этапа изменения мировоззрения

Здесь речь идёт о твоём отношении к жизни. Самокопание – не всегда плохо. Если в меру, то это очень полезный и мощный инструмент воздействия на «внутреннюю цепь». Определи те взгляды на жизнь, которые тебе не нравятся и ты хотела бы их изменить. Запомни, а лучше запиши, ведь то, что записано, всегда имеет бОльшую силу и значение.

«За» и «против».

На этом этапе придётся проработать каждое своё убеждение. Разобрать его плюсы и минусы. Разумеется, плюсов должно быть гораздо меньше, ведь эти убеждения не зря попали под твой детальный анализ. Но, если плюсы каким-то образом начали догонять минусы, остановись и задай себе вопрос: «я сама вижу эти плюсы или мне их навязали?». Если сможешь сама себе честно ответить, то продолжай анализировать.

Отпусти прошлое.

По-другому это можно назвать выходом из зоны комфорта. Приятного в этом мало. Перемены – это всегда стресс и достаточно изнуряющий процесс, особенно в самом начале пути. Будь готова к тому, что твои звенья будут недовольно бренчать, не желать смягчаться и цепляться за старые привычки, убеждения и ценности. Новому звену будет очень тяжело прижиться, но мировоззрение состоит из довольно податливого «металла», а значит, всё получится.

Мотивируй себя.

Помни, ради чего ты всё начала. Постоянно прокручивай в голове те мысли, которые привели тебя на этот путь. Подогревай в себе интерес к созданию новой цепи, изучая подходящую литературу, просматривая нужные фильмы, знакомясь с единомышленниками. Терпение, самоконтроль и дисциплина – твои лучшие друзья на этом этапе.

Итак, это те этапы, которые придётся пройти каждому, кто решил изменить свою жизнь.

Как поменять свои убеждения.

Для начала я разложу эту форму мышления на два уровня:

  • чувственный (эмпирический) – включает в себя мироощущение, мировосприятие, миропереживание;
  • понятийный (теоретический) – миропонимание.

Проще всего повернуть образ мысли в другую сторону, работая со второй ступенью, так как она связана с интеллектуальным, логическим восприятием. Для этого нужно влиять непосредственно на интеллект, формируя новые установки. Я рекомендую пошаговую инструкцию к изменению своих убеждений:

Выделите для себя немного времени и хорошо все обдумайте, признайтесь себе в своей убежденности, в той области, которая вас не устраивает, и запишите ее в блокнот

Из созданного списка постарайтесь выбрать те, которые мешают вам и приводят к конфликту между вашими целями и желаниями («Постоянно все заболевают»; «Я часто подхватываю вирус»; «У меня очень слабый иммунитет»; «Когда я болею, меня все любят»; «При болезни я отдыхаю и набираюсь сил»; «Повышенное внимание и заботу получают больные люди»).
Вы сами должны решить вашу жизненную трудность, так как она находится не снаружи, а глубоко внутри. Если вы поменяете свои негативные убеждения на позитивные на подсознании – вы измените свою действительность.
Почувствуйте свою силу и то, на что вы способны

Вспомните какую-нибудь отрицательную мысль и замените её на противоположную, попробуйте 3 недели каждое утро повторять её буквально 2-3 минуты.
Не старайтесь сразу же поменять всю свою убедительность, не перегружая себя, делайте это постепенно. Как только вы изменили 2-4 мысли – подождите некоторое время, пусть они приживутся и зафиксируются в сознании.

Правильный выбор цели, согласно типу мировоззрения

Выявите, какой вид мировидения у вас преобладает. На что вы в первую очередь опираетесь, говоря о добре и зле, сотворении мира, роли в нем человека?

  1. Аргументируйте свою позицию.
  2. Наблюдайте. Изучайте действительность, анализируйте, размышляйте, учитесь составлять грамотные умозаключения. Экспериментируйте. Систематизируйте информацию, фиксируя ее. Таким образом, вы поймете, какой путь вам наиболее близок.
  3. Займитесь самоанализом. Поймите, какую роль вы играете в обществе, определитесь со своими желаниями.
  4. Рефлексируйте. Задавайте себе глубокие вопросы и ищите на них объективные, логически доказуемые ответы.
  5. Отодвиньте личный опыт на второй план. Не следуйте сформировавшимся в психике стереотипам, парадигмам. Не проецируйте частный случай на общие представления о мире.
  6. Следуйте правилу присутствия. Осознайте, что прошлого и будущего нет. Существует только настоящий момент. Живите и чувствуйте «здесь и сейчас», только так понимание реальности не будет искажаться.
  7. Откажитесь от привязанностей. Базисной и фундаментальной воспринимайте собственную личность. Вы не должны соответствовать чужим представлениям и ожиданиям.
  8. Исследуйте различные подходы: науку, философию, искусство, работу обыденного мышления. Ищите ответы не только внутри себя, но и в разных источниках.
  9. Развивайте аналитические способности. Логика поможет отделить истинное от ложного.

Правильный выбор цели, согласно типа мировоззрения

Многие понятия из перечисленных типов крепко вплелись в наше сознание.

Некоторые примеры — раньше и сейчас.

Архаичный тип: раньше — откровенное поклонение идолам (все живое), сейчас — фенички, бусики, талисманчики…. приносящие удачу, концепция многих нью — «вселенная живая»…

Мифологический тип мировоззрения: раньше — поклонение пантеону богов: Зевесу, Велесу, Ирису…, сейчас — от челлинга (получение сакральных знаний от неземных форм бытия) до влияние звезд, понятий судьбы и кармы, неявных и тонких миров.

Если у человека ничего не получается — не получается достичь успеха, вот ответ, почему так происходит: выбор цели не из своего типа мировоззрения.

Дело в том, что изменить свое зрение на мир довольно сложно, а вот выбрать правильную соответствующую типу мировоззрению, цель довольно просто. Только своя цель принесет Успех! От чужих, не своих, целей вы будете — только несчастны…

Успехов вам, и правильно выбранных целей!

Путь к человеческому мировоззрению через исторические факты


Усредненное мировоззрение большинства людей, независимо от религиозных или идеологических систем, научных или житейских знаний основано на древней системе понятий.

Преподаватель В.И. Водовозов еще в конце XIX века писал о мировоззрении древних египтян, где он доступно объяснял связь четырех систем: вещества (материи), действующей на него силой (духа или силовыми полями), отведенным для него пространством и постоянно изменяющемся во времени. Это говорит о том, что обобщающие понятия со времен древних египтян не подвергались изменению.

Теория Эйнштейна тоже подтверждает факт взаимосвязи, но трех понятий, исключая дух. Такого понятия как дух в науке не существует, это тонкие материи, которые воспринимаются органами чувств. Теперь они называются физическими полями. Но аспект смысла и идеи, по-другому информации, наукой был утерян.

Мы стремимся к мозаичному виду мировоззрения, а приходим к абстрактной духовности, забывая о предельном обобщении образов, которые отображают мир. Без меры и материи не могут существовать пространство и время, и наоборот.

В итоге можно прийти к пониманию о существовании трех обобщающих понятий:

  • материи во всех существующих состояниях (от жидкого состояния до вакуума);
  • информации, представляющей собой образ материального явления, которое и составляет мировоззрение;
  • мера, как упорядочивание материй и образов в численном эквиваленте в сознании личности.

Напрашиваются вопросы: «Так почему же люди до сих пор не дошли до понимания обобщенной системы мировоззрения? Почему большинство людей воспринимают стереотипы, заложенные с древности»? Судя по многим фактам, такое мировоззрение умышленно поддерживается в обществе.

Типы и формы мировоззрения

Формы мировоззрения зависят от критериев, положенных в основу типологии.

Типы мировоззрения принято разделять на прогрессивные и реакционные, если в основу классификации положить соотношение с общественным прогрессом.

Формы мировоззрения могут зависеть от главенствующего явления, которому отдается предпочтение.

Например, теоцентризм основывается на мировоззрении, отдающем предпочтение Богу. Антропоцентризм базируется на приоритете человека.

Природоцентризм (предпочтение природе) и социоцентризм (предпочтение обществу) также являются разновидностями мировоззрения.

В этой типологии выделяют еще наукоцентризм. Он основывается на научном знании.

Типологии мировоззрения могут основываться на отношении к преобразованиям. Тогда выделяют такие типы мировоззрения, как революционное и консервативное.

Революционное мировоззрение в своей основе имеет представление о необходимости преобразования окружающей действительности.

В нем отдается приоритет новому и рискованному. Революционным мировоззрением обладали знаменитые ученые, совершавшие научные открытия.

Консервативное мировоззрение, наоборот, во главу угла ставит сохранение существующего положения.

Например, сторонники партии тори в Англии 17 века выступали за сохранение королевской власти и существовавших на тот момент привилегий.

Мировоззрение может основываться на оценке общего хода исторических изменений. В таком случае формами мировоззрения являются оптимистическое и пессимистическое.

Оптимисты верят, что мир возможно приблизить к идеалам добра, он движется в лучшую сторону. Человек, с точки зрения оптимиста, способен к безграничному развитию и самосовершенствованию.

Пессимисты, напротив, верят в преобладание зла над добром. Для них будущее не обещает ничего хорошего, а все прогнозы говорят о том, что дальше будет только хуже. Человек обречен на страдания, и пути в светлое будущее не существует.

Наконец, формы мировоззрения могут зависеть от способов отражения действительности. В данном случае отмечаем следующие типы:

  • Обыденное (житейское) — порождение повседневной жизни людей.
  • Религиозное — связано с признанием сверхъестественного начала на основе религиозных учений.
  • Философское — исходит из со­держания и способов достиже­ния обобщенных знаний о действительности. Содержит в себе нормы, ценности и идеалы, которые определяют цели, средства и характер деятельности людей.
  • Научное — основано на теоретическом осмыслении результатов научной деятельности людей.
{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}

В следующей части урока мы рассмотрим духовный мир личности.

Наши истории решают судьбу

Фотография: Depositphotos

«…У меня было запланировано свидание с парнем с сайта знакомств: мы договорились поужинать в кафе. Я прождала у входа больше 30 минут, но он так и не появился. Меня затягивало в пучину негативных мыслей: наверное, он увидел меня издалека, я ему не понравилась, и он сбежал…

Неожиданно ко мне подошел старый друг из колледжа, с которым мы не виделись почти десять лет. Он улыбался и пытался завязать разговор, но у меня на душе скребли кошки. Я с трудом взяла себя в руки.

Уже через несколько минут мы вошли в то самое кафе. Вечер пролетел незаметно: мы разговаривали, шутили, смеялись. А после ужина обменялись номерами и в пятницу у нас будет настоящее свидание…»

Если бы девушка поддалась плохому настроению, она не встретила бы друга, с которым ей по-настоящему интересно и комфортно.

Мировоззрение в психологии

На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:

— мир материален;

— всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;

— в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;

— человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.

В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.

В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.

В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.

Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.

На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.

Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.

В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.

Мифологический тип

Мифология по своей сути является фантастическим отражением действительности, которое вместе с тем претендует на статус реальности. Это не просто сказки, легенды, притчи. Это возможность человека описать этот мир.

Но зачем объяснять пространство, окружающее нас? Чтобы перестать его бояться. Потому мифология и имеет антропоморфный характер, ведь все божества, представляющие стихии, наделены человеческим обликом. До сих пор, как и раньше, мифология играет ведущую роль в современном мире. Она сохраняется благодаря той же смысловой нагрузке и заряду, что были рождены в первобытном обществе.

Дело в том, что люди привыкли достраивать целостную картину мира в своем воображении, иначе они чувствуют себя некомфортно в подвешенном состоянии. Крохи имеющегося знания вызывают ужас перед всеобъемлющим неведением, поэтому человек научился самостоятельно преобразовывать пространство вокруг себя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: