Составляющие мировоззрения
Мировоззрение принято подразделять на три составляющих:
- Мироощущение. Это эмоциональная составляющая мировоззрения. При взаимодействии с окружающим миром, человек оценивает происходящие события, и у него формируется понимание того, насколько мир справедлив по отношению к нему и вообще. Кто-то радуется удачам и предчувствует успех, а кто-то испытывает обратные чувства. Таким образом, по мироощущению люди делятся на пессимистов, считающих мир несправедливым, и оптимистов, верящих, что мир к ним благосклонен.
- Мировосприятие. Эта составляющая похожа на предыдущую. Человек может считать мир дружественным или враждебным, и на основании этого строить свою картину мира. Мировосприятие определяет, как человек видит окружающих и как позиционирует себя. Он может считать себя победителем или неудачником, а окружающих – друзьями или врагами.
- Миропонимание. Эта составляющая характеризует уровень познания окружающего мира и определяется сложностью образов, которыми может оперировать человек. По мере взросления миропонимание расширяется. Сразу после рождения ребёнок воспринимает лишь образ матери, но позже учится воспринимать и других людей. Со временем миропонимание расширяется до города, страны, планеты, Вселенной.
Периоды становления
В какой период жизни человека происходит становление его мировоззрения?
Формирование мировоззрения , это динамичный процесс.
В течение всей жизни взгляды человека меняются в зависимости от приобретенного опыта и знаний, внешнего влияния и внутренних поисков.
Однако мировоззрение формируется не стихийно и привязано к возрастным ступеням, связанным с получением образования, интеграцией в общество по мере взросления, растущим уровнем самостоятельности и возможностью анализировать мир на почве собственного опыта и его дальнейшего анализа.
Дошкольный возраст
Точкой отсчета можно считать дошкольный возраст. В этот период у малыша формируются прочные ментальные базовые конструкции, складываются первичные черты характера.
В первую очередь происходит становление простых и узких понятий, направленных в основном на способы существования в мире. Малых учится выделять категории и подкатегории, как бы отрывая по кусочку от целостной действительности.
Он начинает мыслить и делать выводы, находить и анализировать варианты поведенческих стратегий (своих и чужих).
Посредством общения с родителями, родственниками, воспитателями и ровесниками ребенок познает социальную среду и многообразие социальных ролей.
Младший школьный возраст
В этот период школьник формирует представление о мире по большей части за счет учителей и школьной программы.
Но теперь ребенок уже может самостоятельно удовлетворить стремление к познанию с помощью интернета, книг или неформального общения с взрослыми.
Школьные предметы знакомят детей с явлениями природы и общественной жизни, закладывая фундамент для дальнейшего формирования принципов и идеалов, ценностей и целостной картины мира.
Подростковый период
Именно в подростковом возрасте можно говорить о мировоззрении как о полноценном элементе личности.
Человек, достигая данного периода, уже имеет некую базу знаний, опыта, способности к абстрактному мышлению и анализу.
И именно в подростковом возрасте парни и девушки задаются вопросом о жизни и своей роли в ней, о причинах того или иного поведения окружающих.
Подростки уже имеют персональные нравственные ориентиры и действуют не по указке взрослых, а исходя из собственных представлений о «,плохом», и «,хорошем»,. Имеет место активный поиск себя.
Период юношества
На этом этапе мировоззрение опирается на научную базу и систематизированных знаниях/убеждениях о мире. Человек активно выбирает свой жизненный путь, руководствуясь личными ориентирами.
Он уже может осознать себя и свою жизнь как нечто логичное, цельный процесс имеющий направление, перспективу и смысл.
Именно в юношестве человек впервые сознательно выбирает жизненный путь, который требует от парня или девушки формирования социальной ориентации (установление планки своего социального положение и методов достижения этой планки).
С чего начать
У человека есть огромное преимущество перед животными – свобода воли. Нельзя не пользоваться этим преимуществом или, хотя бы, не попытаться. И если ты чувствуешь, что тебя сковали внешние цепи общественного мировоззрения и тебе это не нравится, то срочно начинай работать со своей «внутренней цепью». Есть популярное выражение «хочешь изменить мир – измени себя».
Измени свою жизнь на 180°
В глобальном смысле есть мало людей, которые изменили мир в одиночку. Но ведь твоя задача – изменить СВОЙ мир. А начать можно с того, чтобы попытаться изменить отношение к нему. Да, это сложно, но возможно, если всегда помнить, что жизнь твоя и она у тебя одна.
Список литературы
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. — 4-е изд., Перераб. И доп. — М.: Проспект, 2011
- Липский Б. И. Философия: учебник для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — М.: Издательство Юрайт, 2011
- Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. — М.: Высшая школа, 2002
- Гриненко, Г. В. История философии: учебник / Г. В. Гриненко. — 3-е изд., Перераб. И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012
- Вольф Р. О философии. Учебник / Пер. с англ. ред. В.А. Лекторский, Г.А. Алексеева. — М.: АспексПресс, 1995
- Введение в философию: учебник для вузов / Под ред. звоните.: Фролов И.Т. и др. 4-е изд., Пер. и добавить. — М.: Культурная революция, Республика, 2006
- Реферат на тему: Понятие науки. Научное и вненаучное познание
- Реферат на тему: Основные черты теории познания Р. Декарта
- Реферат на тему: Аристотель: первая система знания
- Реферат на тему: Теория государства в философии Платона
- Реферат на тему: Человек и его время
- Реферат на тему: Теория общественного договора Руссо
- Реферат на тему: Философия Демокрита
- Реферат на тему: Психоаналитическая философия. З. Фрейд о структуре личности (Оно), (Я) ,(сверх-Я)
- Реферат на тему: Философия свободы в произведении Н.А. Бердяева Самопознание
- Реферат на тему: Сознание как феномен
- Реферат на тему: Познание, его основные формы и уровни. Формы и методы научного познания
- Реферат на тему: Н. Кузанский — философ, теолог, математик, гуманист
Функции мировоззрения
Все решения, принимаемые человеком в процессе жизни, зависят от его взглядов на окружающий мир. Познакомимся с основными функциями мировоззрения в жизни человека.
Определение целей и ориентиров
Жизненные ориентиры закладываются в раннем детстве, опираются на семейные ценности. Взгляды ребёнка на мир зависят от того, как воспринимают окружающую действительность его родители. В дальнейшем ориентиры могут меняться.
Рис. 2. Семейные ценности.
В зависимости от того, какими ценностями руководствуется человек, определяются его жизненные цели. Например, для одного человека главным становится карьерный рост, для другого — обретение семейного счастья. Бесцельное существование ведёт к постепенной деградации личности, её саморазрушению. Таким образом, мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности.
Определение способов деятельности
Когда человек ставит перед собой цель, он решает, каким образом её достичь. Действия будут определяться взглядами на окружающий мир. Например, когда кто-то желает получить много денег, он может заняться развитием собственного дела, совершенствуя свои профессиональные навыки. Есть и другой путь — получить лёгкую наживу, ограбив банк. Выбор способа достижения цели при этом будет зависеть от ценностей и принципов человека.
Рис. 3. Руководитель компании.
Роль мировоззрения в деятельности людей состоит и в том, что оно помогает нам вырабатывать собственные методы получения новых знаний, необходимых для достижения целей.
Определение истинных ценностей
Когда человек определяет цели в жизни, совершает какие-либо действия, он руководствуется собственными ценностями и принципами. В процессе жизни к нему приходит понимание, какие из этих ценностей являются навязанными извне, то есть ложными.
Бывает так, что родители, руководствуясь собственными представлениями, заставляют ребёнка получить не ту профессию, которую он хочет, а ту, которая им кажется престижной или более перспективной. Это может привести к разочарованию, выгоранию и даже депрессии. В таком случае следует задуматься о смене рода деятельности.
Роль мировоззрения в деятельности человека состоит в определении истинных ценностей жизни, которые важны именно для его внутреннего мира.
4 этапа изменения мировоззрения
Здесь речь идёт о твоём отношении к жизни. Самокопание – не всегда плохо. Если в меру, то это очень полезный и мощный инструмент воздействия на «внутреннюю цепь». Определи те взгляды на жизнь, которые тебе не нравятся и ты хотела бы их изменить. Запомни, а лучше запиши, ведь то, что записано, всегда имеет бОльшую силу и значение.
«За» и «против».
На этом этапе придётся проработать каждое своё убеждение. Разобрать его плюсы и минусы. Разумеется, плюсов должно быть гораздо меньше, ведь эти убеждения не зря попали под твой детальный анализ. Но, если плюсы каким-то образом начали догонять минусы, остановись и задай себе вопрос: «я сама вижу эти плюсы или мне их навязали?». Если сможешь сама себе честно ответить, то продолжай анализировать.
Отпусти прошлое.
По-другому это можно назвать выходом из зоны комфорта. Приятного в этом мало. Перемены – это всегда стресс и достаточно изнуряющий процесс, особенно в самом начале пути. Будь готова к тому, что твои звенья будут недовольно бренчать, не желать смягчаться и цепляться за старые привычки, убеждения и ценности. Новому звену будет очень тяжело прижиться, но мировоззрение состоит из довольно податливого «металла», а значит, всё получится.
Мотивируй себя.
Помни, ради чего ты всё начала. Постоянно прокручивай в голове те мысли, которые привели тебя на этот путь. Подогревай в себе интерес к созданию новой цепи, изучая подходящую литературу, просматривая нужные фильмы, знакомясь с единомышленниками. Терпение, самоконтроль и дисциплина – твои лучшие друзья на этом этапе.
Итак, это те этапы, которые придётся пройти каждому, кто решил изменить свою жизнь.
Как поменять свои убеждения.
Для начала я разложу эту форму мышления на два уровня:
- чувственный (эмпирический) – включает в себя мироощущение, мировосприятие, миропереживание;
- понятийный (теоретический) – миропонимание.
Проще всего повернуть образ мысли в другую сторону, работая со второй ступенью, так как она связана с интеллектуальным, логическим восприятием. Для этого нужно влиять непосредственно на интеллект, формируя новые установки. Я рекомендую пошаговую инструкцию к изменению своих убеждений:
Выделите для себя немного времени и хорошо все обдумайте, признайтесь себе в своей убежденности, в той области, которая вас не устраивает, и запишите ее в блокнот
Из созданного списка постарайтесь выбрать те, которые мешают вам и приводят к конфликту между вашими целями и желаниями («Постоянно все заболевают»; «Я часто подхватываю вирус»; «У меня очень слабый иммунитет»; «Когда я болею, меня все любят»; «При болезни я отдыхаю и набираюсь сил»; «Повышенное внимание и заботу получают больные люди»).
Вы сами должны решить вашу жизненную трудность, так как она находится не снаружи, а глубоко внутри. Если вы поменяете свои негативные убеждения на позитивные на подсознании – вы измените свою действительность.
Почувствуйте свою силу и то, на что вы способны
Вспомните какую-нибудь отрицательную мысль и замените её на противоположную, попробуйте 3 недели каждое утро повторять её буквально 2-3 минуты.
Не старайтесь сразу же поменять всю свою убедительность, не перегружая себя, делайте это постепенно. Как только вы изменили 2-4 мысли – подождите некоторое время, пусть они приживутся и зафиксируются в сознании.
Правильный выбор цели, согласно типу мировоззрения
Выявите, какой вид мировидения у вас преобладает. На что вы в первую очередь опираетесь, говоря о добре и зле, сотворении мира, роли в нем человека?
- Аргументируйте свою позицию.
- Наблюдайте. Изучайте действительность, анализируйте, размышляйте, учитесь составлять грамотные умозаключения. Экспериментируйте. Систематизируйте информацию, фиксируя ее. Таким образом, вы поймете, какой путь вам наиболее близок.
- Займитесь самоанализом. Поймите, какую роль вы играете в обществе, определитесь со своими желаниями.
- Рефлексируйте. Задавайте себе глубокие вопросы и ищите на них объективные, логически доказуемые ответы.
- Отодвиньте личный опыт на второй план. Не следуйте сформировавшимся в психике стереотипам, парадигмам. Не проецируйте частный случай на общие представления о мире.
- Следуйте правилу присутствия. Осознайте, что прошлого и будущего нет. Существует только настоящий момент. Живите и чувствуйте «здесь и сейчас», только так понимание реальности не будет искажаться.
- Откажитесь от привязанностей. Базисной и фундаментальной воспринимайте собственную личность. Вы не должны соответствовать чужим представлениям и ожиданиям.
- Исследуйте различные подходы: науку, философию, искусство, работу обыденного мышления. Ищите ответы не только внутри себя, но и в разных источниках.
- Развивайте аналитические способности. Логика поможет отделить истинное от ложного.
Правильный выбор цели, согласно типа мировоззрения
Многие понятия из перечисленных типов крепко вплелись в наше сознание.
Некоторые примеры — раньше и сейчас.
Архаичный тип: раньше — откровенное поклонение идолам (все живое), сейчас — фенички, бусики, талисманчики…. приносящие удачу, концепция многих нью — «вселенная живая»…
Мифологический тип мировоззрения: раньше — поклонение пантеону богов: Зевесу, Велесу, Ирису…, сейчас — от челлинга (получение сакральных знаний от неземных форм бытия) до влияние звезд, понятий судьбы и кармы, неявных и тонких миров.
Если у человека ничего не получается — не получается достичь успеха, вот ответ, почему так происходит: выбор цели не из своего типа мировоззрения.
Дело в том, что изменить свое зрение на мир довольно сложно, а вот выбрать правильную соответствующую типу мировоззрению, цель довольно просто. Только своя цель принесет Успех! От чужих, не своих, целей вы будете — только несчастны…
Успехов вам, и правильно выбранных целей!
Путь к человеческому мировоззрению через исторические факты
Усредненное мировоззрение большинства людей, независимо от религиозных или идеологических систем, научных или житейских знаний основано на древней системе понятий.
Преподаватель В.И. Водовозов еще в конце XIX века писал о мировоззрении древних египтян, где он доступно объяснял связь четырех систем: вещества (материи), действующей на него силой (духа или силовыми полями), отведенным для него пространством и постоянно изменяющемся во времени. Это говорит о том, что обобщающие понятия со времен древних египтян не подвергались изменению.
Теория Эйнштейна тоже подтверждает факт взаимосвязи, но трех понятий, исключая дух. Такого понятия как дух в науке не существует, это тонкие материи, которые воспринимаются органами чувств. Теперь они называются физическими полями. Но аспект смысла и идеи, по-другому информации, наукой был утерян.
Мы стремимся к мозаичному виду мировоззрения, а приходим к абстрактной духовности, забывая о предельном обобщении образов, которые отображают мир. Без меры и материи не могут существовать пространство и время, и наоборот.
В итоге можно прийти к пониманию о существовании трех обобщающих понятий:
- материи во всех существующих состояниях (от жидкого состояния до вакуума);
- информации, представляющей собой образ материального явления, которое и составляет мировоззрение;
- мера, как упорядочивание материй и образов в численном эквиваленте в сознании личности.
Напрашиваются вопросы: «Так почему же люди до сих пор не дошли до понимания обобщенной системы мировоззрения? Почему большинство людей воспринимают стереотипы, заложенные с древности»? Судя по многим фактам, такое мировоззрение умышленно поддерживается в обществе.
Типы и формы мировоззрения
Формы мировоззрения зависят от критериев, положенных в основу типологии.
Типы мировоззрения принято разделять на прогрессивные и реакционные, если в основу классификации положить соотношение с общественным прогрессом.
Формы мировоззрения могут зависеть от главенствующего явления, которому отдается предпочтение.
Например, теоцентризм основывается на мировоззрении, отдающем предпочтение Богу. Антропоцентризм базируется на приоритете человека.
Природоцентризм (предпочтение природе) и социоцентризм (предпочтение обществу) также являются разновидностями мировоззрения.
В этой типологии выделяют еще наукоцентризм. Он основывается на научном знании.
Типологии мировоззрения могут основываться на отношении к преобразованиям. Тогда выделяют такие типы мировоззрения, как революционное и консервативное.
Революционное мировоззрение в своей основе имеет представление о необходимости преобразования окружающей действительности.
В нем отдается приоритет новому и рискованному. Революционным мировоззрением обладали знаменитые ученые, совершавшие научные открытия.
Консервативное мировоззрение, наоборот, во главу угла ставит сохранение существующего положения.
Например, сторонники партии тори в Англии 17 века выступали за сохранение королевской власти и существовавших на тот момент привилегий.
Мировоззрение может основываться на оценке общего хода исторических изменений. В таком случае формами мировоззрения являются оптимистическое и пессимистическое.
Оптимисты верят, что мир возможно приблизить к идеалам добра, он движется в лучшую сторону. Человек, с точки зрения оптимиста, способен к безграничному развитию и самосовершенствованию.
Пессимисты, напротив, верят в преобладание зла над добром. Для них будущее не обещает ничего хорошего, а все прогнозы говорят о том, что дальше будет только хуже. Человек обречен на страдания, и пути в светлое будущее не существует.
Наконец, формы мировоззрения могут зависеть от способов отражения действительности. В данном случае отмечаем следующие типы:
- Обыденное (житейское) — порождение повседневной жизни людей.
- Религиозное — связано с признанием сверхъестественного начала на основе религиозных учений.
- Философское — исходит из содержания и способов достижения обобщенных знаний о действительности. Содержит в себе нормы, ценности и идеалы, которые определяют цели, средства и характер деятельности людей.
- Научное — основано на теоретическом осмыслении результатов научной деятельности людей.
{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}
В следующей части урока мы рассмотрим духовный мир личности.
Наши истории решают судьбу
Фотография: Depositphotos
«…У меня было запланировано свидание с парнем с сайта знакомств: мы договорились поужинать в кафе. Я прождала у входа больше 30 минут, но он так и не появился. Меня затягивало в пучину негативных мыслей: наверное, он увидел меня издалека, я ему не понравилась, и он сбежал…
Неожиданно ко мне подошел старый друг из колледжа, с которым мы не виделись почти десять лет. Он улыбался и пытался завязать разговор, но у меня на душе скребли кошки. Я с трудом взяла себя в руки.
Уже через несколько минут мы вошли в то самое кафе. Вечер пролетел незаметно: мы разговаривали, шутили, смеялись. А после ужина обменялись номерами и в пятницу у нас будет настоящее свидание…»
Если бы девушка поддалась плохому настроению, она не встретила бы друга, с которым ей по-настоящему интересно и комфортно.
Мировоззрение в психологии
На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:
— мир материален;
— всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;
— в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;
— человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.
В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.
В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.
В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.
Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.
На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.
Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.
В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.
Мифологический тип
Мифология по своей сути является фантастическим отражением действительности, которое вместе с тем претендует на статус реальности. Это не просто сказки, легенды, притчи. Это возможность человека описать этот мир.
Но зачем объяснять пространство, окружающее нас? Чтобы перестать его бояться. Потому мифология и имеет антропоморфный характер, ведь все божества, представляющие стихии, наделены человеческим обликом. До сих пор, как и раньше, мифология играет ведущую роль в современном мире. Она сохраняется благодаря той же смысловой нагрузке и заряду, что были рождены в первобытном обществе.
Дело в том, что люди привыкли достраивать целостную картину мира в своем воображении, иначе они чувствуют себя некомфортно в подвешенном состоянии. Крохи имеющегося знания вызывают ужас перед всеобъемлющим неведением, поэтому человек научился самостоятельно преобразовывать пространство вокруг себя.