Основные проблемы
Первая проблема – трудности при выборе будущей профессии. Возникает у старшеклассников. Основное проявление – полная растерянность. Подростки проходят множество специальных тестов на определение наиболее подходящей специальности, могут воспользоваться услугами школьного или другого детского психолога.
Детей мучают такие мысли:
- «Где я смогу реализоваться»,
- «В какой области мои умения могут понадобиться»,
- «Что будет, если я сделаю неправильный выбор»,
- «Какие виды деятельности приносят мне удовольствие»,
- «Какие способности вижу я, и на какие указывают окружающие» и т. д.
Происходит процесс самоанализа. Усложняют выбор резкие и стремительные изменения во внешнем мире. Профессия актуальная может стать ненужной через 5-7 лет, когда ребенок закончит обучение. Поэтому ему нужно этот фактор также учитывать.
Проблема самоопределения у взрослых людей – разочарование в своей работе. Это связано с наличием неких стереотипов о будущей профессии, положения которых значительно отличаются от реальности. Поэтому у человека появляется несколько вариантов выхода из ситуации:
- сменить место работы,
- поменять специальность на другую, но в смежной области,
- изменить профессию на кардинально новую в полностью другой сфере,
- остаться на нынешнем месте работы, но заняться переквалификацией и личностным ростом.
Особенно тяжело переживают окончание трудовой деятельности пенсионеры. У некоторых из них теряется смысл жизни. Но есть те, кто рад окончанию карьеры и решает заняться реализацией давно задуманного. Такие пенсионеры путешествуют, пытаются овладеть новыми навыками. У них с выходом на пенсию жизнь обретает новый смысл.
Книги по профессиональной самоориентации
Для людей, стремящихся выбрать будущую сферу деятельности, выпущено множество книг о самоопределении. Если студент (школьник или взрослый) сомневается в объективности самостоятельных изысканий, стоит обратиться в центры профориентации, где можно пройти несколько тестирований на выявление подходящего поприща.
Для желающих освоить материал и прийти в своему призванию без посторонней помощи в профессиональном самоопределении, выпускаются различные книги о профориентации.
Ниже представлены краткие обзоры литературы о самоориентации:
Соломин И.Л., Бендюков М.А. «Ступени карьеры. Азбука профориентации». Небольшой справочник в легкой и доступной форме рассказывает о выборе профессии, ориентирован на выпускников школ и ВУЗов. В книге представлена классификация типов личности, тест Холланда и несколько других алгоритмов, помогающих в выборе поприща.
Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения». Подходит для любителей основательного изучения материала. Учебник психолога раскрывает проблемы профессионального самоопределения среди выпускников высших школ
Внимание уделено развитию психики человека в работе. Издание подходит для выпускников и студентов ВУЗов, учителей по профориентации
Книга не подходит для старшеклассников, из-за объема теоретических знаний.
Шевченко М.Ф. «Тренинг «Профориентация для старшеклассников». Основная задача пособия – помощь в выборе профессии для выпускников школ. В книге раскрываются основные требования работодателей в каждой сфере. Учебник разработан для школьников, не подходит для студентов и старших читателей.
Выбор литературы о самоопределении проводится согласно потребностям человека, возрасту и опыту работы.
Каждый человек стремится найти работу, которая приносит материальное и моральное удовлетворение. Профессиональное самоориентирование позволяет выявить тип личности и на основании анализа черт характера выбрать нужную конкретному человеку работу, которая станет призванием, а не пустой обязанностью.
Похожие термины:
-
это сопоставление образов себя в рамках системы требований деятельности, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений (без относительно к фиксированным требованиям), с другой стороны, заверш
-
специфический процесс его личностно-профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязани
-
это самоопределение игротехника в игропроцессе исходя из сущности и ценности игротехнической функции в системе деятельности. Для вхождения в игропроцесс игротехник должен на абстрактном и боле
-
психический механизм обретения личностями свободы в коллективе, когда различные индивидуальные мнения и точки зрения не подавляются механизмами подражания и внушения, как в простой группе, а пол
-
осознание человеком своего места в жизни, в обществе.
-
определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев.
-
процесс формирования личностью своего отношения к проф.-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-проф. потребностей. П. с. может рассматриваться
-
это сопоставление образов себя в рамках системы требований мыслекоммуникации, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений участника коммуникации или предполагающего вхождения в мыслекомм
-
это сопоставление образов себя в рамках требований общения, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений участника общения или предлагающего вхождение в цикл общения, с другой стороны, завер
-
реализация педагогического самоопределения игротехника или игрока в ОДИ, предполагающая выделение слоя коррекции способностей в целостности слоев бытия игроков и согласование этого слоя с оста
-
выработка отношения к характерным для ОДИ требованиям на стадии подготовки и в ходе проведения игры. Специфичность самоопределения в ОДИ состоит в преобладающей значимости деятельностных и, осо
-
самоопределение относительно типодеятельностных и ситуационно значимых (конкретизированных) требований к организации самоизменения и саморазвития учеников.
-
степень самооценки себя как специалиста определенной профессии.
-
самоопределение учащихся в отношении продолжения образования на этапе перехода от унифицированного к вариативному (профильному) образованию.
-
сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях; деятельное отношение к ситуации, иногда даже связанное с риском, поскольку оно направлено на защиту этически
-
соотнесение образов актуального «Я» и «Я», вытекающего из особенностей стратегической конкретизации требований управленческой типодеятельностной функции. СУС. конкретизируется при учете специфи
-
самоопределение относительно функциональных и конкретно-ситуационных требований к организованному самоизменению и саморазвитию человека, к выраженности этих требований со стороны учителя.
-
суть соотнесение образов «Я», один из которых отражает реальные, сложившиеся устремления управленца как человека во всем его разнообразии, а другой — выражает требования управленческой типодеятел
-
сознательный акт утверждения высшей нравственной позиции и стремления к подлинной свободе. С.д. выражается и в индивидуальной форме и как проявление духа народа. Исторический контекст С.д. (примен
-
готовность школьников к выбору своего трудового, профессионального пути, осознанию собственных интересов, индивидуальных психол. особенностей своей личности.
В психологии выделяют личностное и социальное самоопределение
Личностное самоопределение – поиск своего места в жизни, своей жизненной стратегии и определение критериев успеха в личной жизни и профессиональной деятельности. Если смотреть глубже, то это поиск своего истинного « Я» и своего предназначения.
Социальное самоопределение — это определение своего места в обществе, принадлежность к определенному социальному кругу или группе людей. Это формирование социальной осознанности, определение собственных взглядов на религию, политику, философию жизни и мораль.
Необходимость в личностном, социальном и профессиональном самоопределении возникает в 15-17 лет. Это ранний юношеский возраст, когда старшеклассники готовятся к поступлению в ВУЗы, выбору будущей профессии и самостоятельной жизни. В таком возрасте рано говорить об осознанном самоопределении. Более правильно говорить о психологической готовности молодого человека к самоопределению.
- Готовность к личностному самоопределению. Готовность к личностному самоопределению подразумевает формирование у подростков осознанности, представления о своих обязанностях и правах в обществе. А также формирование устойчивых моральных принципов, взглядов и убеждений. В этом возрасте человек должен уметь нести ответственность за свои действия, уметь анализировать жизненный опыт и давать адекватную оценку событиям. Это обеспечит в будущем сознательную, творческую и активную жизнь. Конечно, главную роль в готовности к самоопределению играет самосознание, т.е. понимание себя, своих качеств и их адекватная оценка.
- Личностное самоопределение подростков. В подростковый период происходят глубокие изменения в человеке. Они касаются и физиологии, отношений со взрослыми и сверстниками, изменения в развитии интеллекта и способностей. Это переход с детства во взрослую жизнь. Личностное самоопределение в юности начинает формироваться с понятия о мотивации, определения личных и деловых интересов. В этот период проявляются профессиональные склонности. Несомненно, это переломный и самый трудный период становления личности. Но он самый ответственный в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется стремление к самосовершенствованию. Хочется познать себя, выразить и утвердиться.
Главная особенность этого возраста – это стремлением быть похожим на взрослых. Подросток копирует манеру поведения, стиль одежды, лексикон. В этот период взрослые сами начинают относиться к ребенку как ко взрослому, больше ему разрешают и доверяют, возлагают новые обязанности. Отношения становятся более равноправными и независимыми. В итоге, у подростка укрепляется стремление быть взрослым, поэтому новые жизненные обстоятельства выводят личность на новую ступень личностного психологического развития.
Начинает формироваться самосознание, оценка личных способностей. Все подростки недовольны собой, потому что оценивают достоинства других людей и желают иметь такие же. Они создают себе идеал и переживают, что не соответствуют ему.
Основной проблемой личностного самоопределения является то, что большую часть времени подросток проводит в школе. Наша система образования не только не способна помочь ребенку определиться, познать себя, испытать свои возможности, а в принципе педагоги не воспринимают подростка за человека. В школе не учат мыслить, думать, развиваться, творить и ставить цели.
По мнению Н.С. Пряжникова, личностное самоопределение «обладает такими характерными чертами как глобальность, зависимость от стереотипов общественного сознания и зависимость от влияния объективных факторов, определяющих жизнь группы».
Что такое самоопределение личности
Самоопределение личности
— это сознательный самостоятельный выбор человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Выбор ценностей, нравственных норм, профессии, религии, условий жизни. В процессе мы отвечаем себе на два вопроса:«Кем быть?» и«Каким быть?» .
О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора
. Еще лет 150 назад у наших прапра…прабабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения. Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно. Как считал знаменитый психолог Сергей Рубинштейн,внешние причины действуют только через внутренние условия . А Уолт Дисней говорил на это:«Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца».
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.
В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны.
Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует развитие рефлексии — осознания личного «Я». Старшеклассник «определяется»: кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы.
Более комфортно чувствуют себя те старшеклассники, которые получают полное среднее общее образование. На момент окончания школы старшеклассники из фантастических, воображаемых профессий выбирают наиболее приемлемые и реальные варианты. Дети понимают, что успех и благополучие в жизни, прежде всего, зависит от правильного выбора профессии.
Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.
Таким образом, для старшеклассников учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.
Этапы подбора профессии
Самоопределение — изменчивое состояние, процесс не прекращается на определенном возрастном рубеже. Человек выбирает профессию, которая может перестать радовать через несколько лет. Тогда личности необходим поиск нового призвания.
Различают следующие этапы самоопределения:
- дошкольный (детский);
- подростковый (или школьный);
- юношеский;
- этап взросления (или зрелости)
- пенсионный или старший период.
Для каждого периода жизни человека характерны возрастные особенности и потребности.
Младший возраст
На поведение, выбор ребенка влияют внешние факторы, так как на данном этапе (до 10 лет) не сформировано личное суждение и системы жизненных принципов. Малыши подражают родителям, старшим товарищам. В младшем возрасте ребенок ориентируется на профессии родных, создавая для себя понимание о будущей профдеятельности.
Дополнительным критерием становится получение хороших отметок или похвала педагогов.
Подростковый этап
Период (10-15 лет) — один из ключевых жизненных рубежей. Ребенок понимает и признает собственные преимущества, слабые стороны.
Происходит разделение профессий по гендерному признаку:
- для мальчиков характерно желание самовыражения, самоутверждения;
- девочки выбирают занятия, связанные с модой, эстрадой.
Половое разделение исчезает в следующий период самоопределения (от 16 до 23 лет).
Юношеский этап
Возраст переломный, это период ухода из средней школы, когда появляется вопрос профессионального самоопределения. Подросток выбирает между работой и получением профильного образования в ВУЗе.
Выбор в пользу обучения делается теми молодыми людьми, кто не определил для себя будущую профессию. Период характерен уничтожением романтизированного представления о взрослой жизни, работе. Человек вынужден принимать решения, которые влияют на дальнейшее существование. Часто подросток испытывает разочарование в выборе и меняет область, в которой хочет развиваться.
Этап зрелости
К этой категории относятся люди, которые завершили процесс образования и занимаются только карьерой. Взрослый человек обладает стажем, местом работы.
В данном этапе наиболее важен возраст 30 лет, так как проблема самоопределения становится крайне актуальной. Человек окончательно выбирает профессию, меняет предыдущую, что может сопровождаться длительными поисками себя, эмоциональным выгоранием.
Несмотря на трудности самоориентации, «взрослый» этап — наиболее продуктивный в жизни и завершается в 65-70 лет. Усталость от выбранной работы может появиться через 30 лет деятельности.
Пенсионный этап
Период начинается после 70 лет. Человек часто неполностью реализует профессиональный и личностный потенциал, из-за чего появляются депрессии, тревожность, разочарование. Пенсионер сталкивается с оценкой собственного жизненного пути, стремится реализовать себя в личностной и жизненной сфере. Очередной этап профессионального самоопределения позволяет найти новое поле для деятельности, хобби.
Психология профессионального самоопределения
В наше время психология профессионального самоопределения утвердилась в качестве комплекса процессов, которые входят в состав общей жизненной самоориентации, поскольку профессиональная деятельность является одной из ведущих сфер жизни каждого индивида. При этом стоит отметить тот факт, что, выбирая свою будущую профессию, человек пересматривает также последующий образ жизни и соотносит его со своими собственными предпочтениями и убеждениями. Над этим вопросом активно работал отечественный специалист в области психологии А. Климов, который отнес профессиональное самоопределение к показателям качества психологического развития человека. С его точки зрения у каждого индивида в течение жизни формируется личный взгляд на те или иные области профессиональной деятельности. Также А. Климов предложил следующую структуру этих процессов: • Понимание индивидом собственной принадлежности к некоторой профобщности, например, строителей или же врачей. • Оценка индивидом своего собственного места в данной сфере деятельности и своего статуса в ней. • Понимание человеком его признания окружающими относительно его профессионализма. • Знание сильных и слабых личностных сторон, индивидуальных и эффективных подходов к решениям возникающих проблем, умение их реализации, а также знание путей самосовершенствования. • Самооценка, личное представление о себе как о работнике и о работе в будущем.
перейти наверх
Основа понятия личностное самоопределение
Самоопределение представляет собой процесс и результат выбора позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах. Оно становится основным механизмом обретения и проявления свободы. В качестве результата самоопределения выступает осознание и сопоставление собственных целей, планов на жизнь, общественных требований.
Психология личностного самоопределения очень подробно была исследована великим российским ученым С. Л. Рубинштейном. Этот автор раскрыл идею активности субъекта самоопределения, рассматривая самоопределение в качестве самодетерминации (собственная активность субъекта). Это было связано с тем, что человек сам сознательно предопределяет свое отношение к миру, в котором существует. Личностное самоопределение выглядит как нахождение уникального «Я» образа, предполагая постоянное развитие этого образа и его утверждение среди окружающих.
Многообразный и сложный характер процесса самоопределения привел к тому, что в психологии стали выделяться разные виды самоопределения:
- Жизненное,
- Личностное,
- Профессиональное.
Жизненное самоопределение предполагает выбор и реализацию социальных ролей, жизненного стиля и образа жизни. Для личностного самоопределения характерно нахождение индивидуальности собственного «Я» и его утверждение среди окружающих людей. Профессиональное самоопределение является самостоятельным, осознанным и добровольным построением, корректировкой и реализацией профессиональных перспектив.
Подростковый возраст
Давайте вспомним себя в этом возрасте. Сколько пришлось пережить открытий, которые, казалось бы, все время были у нас перед глазами? Сколько раз мы вдруг, неожиданно для самих себя, начинали смотреть иначе на все привычные и обыденные вещи?
Все усугублялось, когда этим объектом созерцания становился ты сам. Анализировать свои поступки нас учат с детства. Эталоном были взрослые наставления, объяснение того, что такое хорошо, а что плохо. Дети до 10-11 лет в силу возраста не склонны к рефлексии, они не могут оценить свое психическое состояние и еще не умеют анализировать свои переживания. Следовательно, проблема самоопределения перед ними тоже пока не стоит, так как это результат процесса интроспекции.
Идентичность и личностное самоопределение
Идентичность состоит в осознании личностью своей принадлежности к соответствующей социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и состояний «Эго». На основе этого определения видно, что категории «идентичность» и «самоопределение» схожи в некотором плане.
Ключевым является то, что самоопределение характеризуют в качестве процесса, а идентичность как свойство (состояние) личности. В такой ситуации можно наблюдать между ними генетическую связь.
В различных теориях идентичность рассматривается как динамический процесс. Но процессуальность самоопределения отличается тем, что она предполагает выбор ценностей и социальных ролей из возможных альтернатив. Процессуальность идентичности же состоит в том, что она не является статичной. Статусы здесь меняются под влиянием новых факторов и событий.
Н. В. Антонова и В. В. Белоусова предполагали, что самоопределение — это один из механизмов формирования и развития идентичности. Взяв за основу труды Дж. Марша и советских психологов, эти ученые предлагают собственную модель идентичности, определяя ее как динамический процесс.
Модель включает идентификацию со значимыми другими, в процессе которой происходит принятие ценностей значимых других (например, родители), интериоризицию мнений, высказываемых другими людьми о себе. Таким образом, производится принятие их мнений и отражение на себя. Третьей составляющей является самоопределение, которое выглядит как процесс принятия решений в отношении самого себя, собственных целей, качеств и ценностей.
Рассматриваемый процесс начинается тогда, когда начинается кризис идентичности. Таким образом, идентичность становится результатом процесса самоопределения.
Особенности нравственного самоопределения
Нравственное самоопределение проходит длительный процесс формирования. В его основу ложатся ценностно-смысловые ориентиры, которые ребенок уже имеет. Основа нравственности и духовной ценности закладывается в детской Душе её родителями.
Giphy
Личный пример родителей, доброжелательные беседы с ребенком на тему нравственности, морали и порядочности оказывают глубокое влияние на его ценностные ориентиры. Сензитивным возрастом для формирования нравственности у человека является, опять-таки, пубертатный период.
Исследования на данную тему особенно важны, так как нравственная направленность молодежи является будущим общества, а значит уже сейчас стоит обращать внимание, кто служит им идеалами и эталоном для подражания, какие ценности и ориентиры они выбирают. Нравственность стоит рассматривать, как совокупность убеждений, эталонов, идеалов и смыслов, которые вырабатывают в личности потребность жить духовно-нравственно
В психологии этот процесс определяют, как нравственная ориентация человека на собственную систему ценностей и индивидуальный поиск самореализации в жизни, согласно с этой системой
Нравственность стоит рассматривать, как совокупность убеждений, эталонов, идеалов и смыслов, которые вырабатывают в личности потребность жить духовно-нравственно. В психологии этот процесс определяют, как нравственная ориентация человека на собственную систему ценностей и индивидуальный поиск самореализации в жизни, согласно с этой системой.
Особенностями нравственного самоопределения являются следующие факторы:
Самоопределения себя как образа «Я – идеальный».
Поиски путей достижения этого образа.
- Определение смыслов и норм морали в общении с другими людьми.
- Определение смыслов в системе мироздания.
Каждый фактор оказывает в совокупности влияние на конечный результат и даст свой «оттенок» на становление.
Профессиональное самоопределение
Выбор профессии и поиски себя в этом мире настегают подростка по окончанию школы. Несмотря на то, что уже в старших классах активно ведется работа по профессиональному самоопределению, многие дети все равно словно плывут по течению и делают свой выбор под давлением родителей или общества.
Фото автора Marcelo Chagas: Pexels
В психологии существуют разные тесты и методики, которые позволяют подростку лучше узнать себя и свою направленность. Профориентационные методики способны очертить определенные направления в деятельности, которые подходят человеку.
Свобода выбора должна быть всегда, но так как многие подростки не относятся серьезно к выбору профессии и пока еще не осознают, что пора делать свой выбор деятельности, который может повлиять на всю их жизнь, случаются проблемы.
Характеризует профессиональное самоопределение человека следующие аспекты:
- Подросток готов к самостоятельному и осознанному освоению новой трудовой деятельности, в которой ему предстоит самореализовываться.
- Личность испытывает необходимость в поиске собственного смысла в том или ином профессиональном направлении.
- Адекватная оценка собственных возможностей и способностей для самореализации в той или иной деятельности.
Фото автора RODNAE Productions: Pexels Здесь наглядно показано, что в основе профессионального самоопределения лежит внутренняя потребность в самореализации, а она формируется исключительно на личностном самоопределении. Пока ребенок не осознает свои внутренние мотивы и побуждения. Пока он не будет действовать согласно своим ценностям. На его пути будут встречаться сложности с выбором профессии.
Последствия неправильного решения
Если человек отнесся к выбору профессии легкомысленно, не осознавая высокую степень важности этого решения, его могут ожидать следующие проблемы:
- Стресс. Плохое эмоциональное состояние, приходящее от осознания ненужности ремесла, от понимания, что находишься «не на своем месте». Ежедневные расстройства, раздраженность выливаются в апатию, постепенно вгоняя человека в затяжную депрессию.
- Ошибки на рабочем месте. Могут появиться как вследствие предыдущего пункта (стресс способствует рассеянности, недосыпу, невнимательности), так и в случае несоответствия природных способностей реалиям профессии.
- Конфликты с коллегами и начальством. Возникают не только от напряженности, но и вследствие некомпетентности человека в выбранном деле.
- Потерянные годы. Для начала — минимум три года колледжа и четыре годы ВУЗа. Сюда же относятся отчисления, прогулы — из-за понимания, что пошел не туда. В результате: падает самооценка, репутация среди сверстников и знакомых портится.
- Потеря денег и карьерного роста. Если бы человек изначально выбирал сферу по предрасположенности и талантам, то не только бы быстрее освоился на рабочем месте, но и успешнее зарабатывал деньги.
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Выбор будущей работы старшеклассником – это один из основных факторов общего жизненного самоопределения. Он характеризуется рядом механизмов, в частности, оценки личностных навыков и качеств в соответствии с предъявляемыми профессией требованиями, собственно поиск и профессии и возможность реализации сделанного выбора. Как правило, в возрасте 15-ти лет весьма проблематично сделать разумный выбор в плане профессии без посторонней помощи. Сам старшеклассник осуществляет его весьма инертно, а реальные романтические мечты о той или иной деятельности в жизни, как правило, не удается реализовать вообще.
Будущее, которое в дальнейшем ощущается как что-то неудовлетворительное, может простимулировать своеобразное явление рефлексии – осознания своего личного «Я». Старшеклассник, спустя некоторое время, начинает осознавать себя, свое место в жизни, реальные желания заниматься определенными вещами, реализовать себя в конкретной сфере. Такой «запоздалый» самоанализ является практически основой, двигающей адекватный профессиональный выбор.
Разумеется, старшеклассники, получившие полное среднее образование, чувствуют себя куда более уверенными. К моменту окончания школы они уже покидают привычные фантазии и осознают свои реальные способности и возможности, оценивают те или иные варианты выбора профессии. Для них, на данном этапе, такой выбор обуславливает не столько сам поиск профессии, сколько выбор того или иного варианта узкой подготовки по специальности приобретения необходимых для данной деятельности знаний и навыков.
Основные факторы
В психологии профессиональное самоопределение характеризуют как избирательное отношение человека к выбору конкретной профессии и карьерной цели. Основа – осознанное решение в пользу определенного вида деятельности с учетом собственных особенностей, возможностей, предпочтений.
Существуют 2 типа факторов – внешние и внутренние. К внешним мотивационным факторам относятся нижеописанные.
- Чужие рекомендации. Это советы от родственников, родителей, старшеклассников, взрослых друзей.
- Примеры из окружения. При выборе человек учитывает опыт других людей. Возможно подражание авторитетным личностям. Важную роль играет престиж профессии.
- Стереотипное мышление. Это утверждения и нормы, обычно навязанные обществом. Указывают человеку, как себя правильно вести, по каким критериям выбирать профессию. Из-за наличия стереотипов, в будущем человек может разочароваться в своем решении, т. к. реальность может не соответствовать навязанному образу.
- Ещё какие факторы влияют на выбор профессии.
Главным внутренним фактором является личная оценка процесса труда. Человек обдумывает, будет ли в рассматриваемой деятельности возможность карьерного роста или другие перспективы. Анализирует привлекательность, престижность, трудоемкость рабочего процесса. Изучает информацию о том, какую деятельность подразумевает выбранная специальность: разнообразную или рутинную.
Вторая внутренняя причина – условия труда. Рассматривается необходимость в частых командировках, месторасположение потенциальных рабочих зданий
Отдельное внимание уделяется возможному графику работы
Некоторым индивидам особенно важно знать, будут ли они сидеть в офисе с 9 утра до 6 часов вечера или будут иметь свободный или гибкий график
Последний внутренний фактор – анализ возможности участия в общественной деятельности
Человеку важно понимать, придется ли ему постоянно работать или совмещать отдых и работу будет легко. Обдумывает, как быстро сможет достичь материального благополучия и финансовой независимости
Профессиональное самоопределение