Основные виды и методы психотерапии

Философия Сократа

Центральное место в философии Сократа занимает человек. Мысли философа блуждали в поисках ответов на несколько главных вопросов. Как человеку жить? В чем смысл жизни человека? Как и для чего необходимо познать истину? 

Каким образом прийти к достижению поставленной цели — познанию себя? Для этого философ вводит понятие «внутренний голос». По учению Сократа это понятие тождественно совести. В свою очередь совесть является проводником души человека в мир богов, соединительной нитью к основам бытия. Для того, чтобы жить в мире со своей совестью человеку необходимо необходимо придерживаться нравственности и добродетели.

В основу добродетели Сократ ставил:

  • Сдержанность. То есть умение держать свои страсти под контролем, придерживаться чувства меры во всем.
  • Мужество. Означает смело смотреть в лицо опасности, преодолевать возникающие трудности.
  • Справедливость. Понимается как умение жить согласно божественным и людским законам.

Теоретические знания и практическая деятельность являются неделимыми для Сократа. Сократ активно пропагандировал добродетель и подкреплял слова поступками. Задачей мудрецов он считал не только культивирование благих поступков, но и побуждение на их свершения.

Сознательное и бессознательное применение сигналов тела

Невербальные средства общения можно разделить по признаку сознательности использования на два типа:

  • невербальное общение, которое применяется нами осознанно — это те мимические и жестовые средства, которые мы применяем обдуманно, то есть инструментарий, используемый нами для явного донесения конкретной информации до адресата;
  • непроизвольное невербальное поведение — это те позы, жесты и смены положения тела, а также микрожесты, которые мы используем неосознанно, неконтролируемо. Специалисту, умеющему читать признаки непроизвольного невербального поведения, могут сказать больше, чем те слова, которые мы при этом говорим.

Сознательно применяемые такие средства коммуникации дают большой пласт жестовых, пластических и мимических возможностей. Наиболее ярко демонстрируют этот тип невербальных инструментов общения актеры: играя роль, они используют для доведения образа до совершенства и придания достоверности игре подкрепление текста роли жестами и мимикой. Инструментарий хороших актеров очень богат, они способны запоминать и применять сотни различных мелких позировок, взглядов, поворотов головы, придающих вариабельность используемым ими словами роли.

Сторонники-основатели

Милтон Эриксон практиковал краткосрочную терапию, используя клинический гипноз в качестве своего основного инструмента. В значительной степени он и породил это направление психологической помощи.

Его подход был популяризирован Джеем Хейли в книге «Uncommon therapy: The psychiatric techniques of Milton Erickson M.D.» (в России издана как «Необыкновенная терапия Милтона Эриксона»).

Эриксон использует аналогию с человеком, который хочет изменить течение реки. Если он будет сопротивляться реке, пытаясь блокировать ее, то река просто обойдет его. Но если он примет силу реки и направит ее в новом направлении, сила реки прорежет новое русло.

Ричард Бэндлер, один из основателей нейролингвистического программирования, является еще одним твердым сторонником краткосрочной терапии. После многих лет изучения терапевтической работы Эриксона он писал:

Признание

Он мог быть порой излишне прямолинеен и резок в своих высказываниях. Публично осуждал сограждан за их пороки. Разумеется такое поведение способствовало появлению врагов. 

Одним из оскорбленных оказался богатый и влиятельный демократ Анит. Уязвленное самолюбие сподвигло его на месть. Он обратился в суд с жалобой. Сократу предъявили обвинение в “развращении юношества и отрицании государственной религии”.

Сократ мужественно предстал перед судом. Великолепная речь философа воспроизведена в первом философском труде Платона “Апология Сократа” (“Защита Сократа”). Однако судьи были непоколебимы. Лишь добавил он масла в огонь, горько пошутив: “По заслугам моим я бы себе назначил вместо всякого наказания обед в Пританее” (Там устраивались роскошные застолья в честь особо значимых граждан). 

Вскоре жители Афин осознали свою ошибку и раскаялись в содеянном. Был объявлен траур, оклеветавших Сократа казнили. Афиняне хотели искупить вину, они воздвигли бронзовую статую в честь погибшего философа. 

Воздействие любовью

В этом приеме любовь – не безусловное чувство. Человека воспринимают только в том случае, ели он выполняет определенные требования или условия. Например: «Если ты сделаешь так-то и так-то, я буду любить тебя», «В нашем коллективе остаются только достойные сотрудники, остальные уходят по своей воле». В манипуляции предлагаются условия, выполнив которые, человек получит к себе как минимум хорошее отношение, как максимум – любовь. Жестокость этого психологического воздействия заключается в том, что личность не воспринимают целиком (с достоинствами и недостатками), а только одобряют ее хорошее поведение.

Основные характеристики невербальных сигналов

В качестве инструментов, позволяющих применять и читать такие сигналы, используются различные части тела, но также важна и осанка, походка, пластика.

Невербальное поведение субъекта открытого, уверенного в себе характеризуется следующими особенностями:

  • прямая спина, развернутые плечи, хорошая осанка, свободная походка;
  • приподнятая голова, уверенный взгляд прямо на собеседника;
  • «открытые» жесты — расслабленные руки, не сомкнутые на груди или в «замок», ноги не перекрещены;
  • отсутствие суетливых мелких жестов, попыток прикрыть ладонью рот или нос.

Невербальные средства общения, демонстрирующие, что человек пытается что-то скрыть:

  • опущенный подбородок, напряженные плечи, легкая сгорбленность;
  • взгляд, постоянно перемещающийся с лица собеседника на пол или бегающий по предметам за его спиной;
  • «закрытые» жесты — руки, скрещенные на груди, поза «нога на ногу», непроизвольные касания пальцами носа и губ, руки «домиком» на уровне подбородка.

Такие признаки невербального общения позволяют оценить степень откровенности собеседника, помогают трезво подойти к тому, что он говорит, и принять решение, стоит ли доверять человеку.

Научные исследования

Изучением языка тела и стремлением дать характеристику жестам обладали еще представители Древнего Рима. Наука, образованная на основании наблюдений исследователей, назвали кенесикой. Наибольший вклад в ее развитие внесли:

  1. Дж. Балвер. Создал фундаментальный труд, посвященный жестикуляции, в частности, движениям рук.
  2. И. Ф. Лафатер. Изучал физиогномику, проводил сравнительный анализ эмоций и жестов.
  3. Г. К. Лихтенберг. Издал несколько трудов, в которых подробно разбирал идеи Лафатера, называя их поверхностными и далекими от реальности.
  4. Ч. Белл. Исследовал нервную систему, изучал соответствие черт лица испытываемым эмоциям. Вывел закономерность между эмоциональной реакцией и мускульной активностью.
  5. Ч. Дарвин. Изучал соответствие выражения лица эмоциональной реакции.
  6. Ф. Бэкон. Пришел к выводу, что существует особый язык тела, понимаемый всеми народами мира.
  7. Ф. Лоуэн. В своей книге о психологии тела изложил основы психосоматических проблем

Психологи и социологи верят, что язык тела может стать универсальным средством общения между людьми разных социальных групп.

Комплимент

Фото Pexels

Этот знак внимания уместен всегда, если сделан искренне и вовремя. Он всегда доходит до цели и действует безотказно. Даже если на лице собеседника не дрогнет ни один мускул, его сердце обязательно смягчится.

Дейл Карнеги о том, как правильно делать комплименты:

«Комплименты лучше всего делать конкретным вещам, таким как хорошо подобранная одежда, достижения человека (в чём угодно), поведение, мышление».

Приведу примеры:

  • «Ты стал мастером спорта – это очень достойно и престижно, я считаю, это заслуживает уважения».
  • «Ты очень красиво говоришь! Я бы поучился у тебя».
  • «Какого хорошего сына ты воспитал. В чем секрет?»

«Познай самого себя»

Данное изречение, являющееся формулой мудрости, было известно ещё до Сократа, но закреплено было именно за ним. И этому есть объяснение: до Сократа ещё не один мыслитель мира античности не делал направление самопознания сутью своего учения и основополагающим принципом своей деятельности.

Смысл этой позиции заключается в том, что никакие навыки и знания не являются гарантией благополучия и счастья, т.к. всё это имеет значение и смысл только в зависимости от того, насколько познано добро и зло. Причём, даже их познание не станет благом, если не приводит к успокоению души. Изречение «Познай самого себя» олицетворяло для Сократа признание души человека как руководящего начала в нём и призыв к осознанной и духовной жизни.

Если же говорить о нравственности, то, согласно Сократу, она является индивидуальной и автономной. Истинно нравственный поступок может быть совершён только осознанно и по собственному желанию. Если же человек поступает хорошо лишь по причине общественных норм, то этот поступок не может быть нравственным, т.к. вызван он не собственным порывом, а желанием сделать так, как принято. Исходя из этого, за норму нравственности Сократ берёт индивидуальность в добром деянии и его независимость от мнения социума. Древнегреческий философ был глубоко убеждён, что благая жизнь, добродетель и самосовершенствование возможны только на пути морального и интеллектуального проникновения внутрь своего существа.

Диалог

Фото автора Dominika Roseclay: Pexels

Сократ строил диалог не просто так. Его вопросы имели особый порядок. Отвечая на них, оппонент как бы рисовал в своей голове смысловую картину. Медленно рассуждая и анализируя ситуацию, он доходил до истины.

Как построить диалог? Для этого нужно:

Найти важное, центральное определение, с которым согласится клиент.
Найти противоречия, используя иронию.
Поставить под сомнение первоначальное определение.

  • Наводящими вопросами поставить клиента в замешательство.
  • Создать «вопрос-ловушку», в которую попадёт собеседник, но не догадается об этом.
  • Найти выход из ситуации, сформировать новое определение или удостовериться в первоначальном.

Знания истины не присутствуют в каждом из нас. Она рождается в ходе диалога.

В чем смысл майевтики?

Самое главное в этом методе то, что вы помогаете собеседнику найти ответы на его вопросы

Это очень важно:

  • Не направлять в правильную сторону.
  • Не склонять к своему мнению.
  • Помогать. Идти рядом как наставник.

Фото: Tima Miroshnichenko: Pexels

  • Задавать правильные вопросы, конкретные. Не все виды вопросов подходят для диалога.
  • Ориентироваться на ответы собеседника. Быть гибким. Строить новые вопросы в зависимости от ответов и пути собеседника.

Этот метод подходит для людей, которые хотят познать истину, найти ответы на вопросы и разрешить внутренние конфликты. Бессмысленно вести этот диалог у себя дома. Скорее всего, это перерастет в спор, который не принесет пользы ни одному из собеседников.

Невозможно вести за собой того, кто не хочет никуда идти. Вы можете тянуть его за руку, вы можете подталкивать его, вы можете убеждать его. Но когда человек стоит, сдвинуть его с места практически невозможно. В крайнем случае, он может сделать несколько шагов вперед, а затем повернуть назад.

Как распознавать жесты?

Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.

На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?

  • слишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;
  • ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;
  • «застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;
  • запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;
  • «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;
  • визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;
  • подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;
  • скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;
  • высокий тон голоса, тяжелое дыхание;
  • согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;
  • скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;
  • быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;
  • быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;
  • более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;
  • любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;
  • частое моргание глазами

Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете  научиться управлять людьми

Главное, к чему стремиться любой изучающий язык тела — умение определять ложь в речи собеседника. О нечестности говорят:

  1. Частые прикосновения к лицу, почесывания лба и носа, прикрывание рта рукой. Человек буквально пытается помешать себе говорить ложь, закрыть лицо, избегая прямого осуждающего взгляда.
  2. Поглаживание, почесывание шеи. Говорит о лжи, вызванной страхом или непониманием. Такие жесты часто демонстрируют подчиненные при разговоре с начальником.
  3. Прикосновение к мочке уха. Во время коммуникации прикосновение к ушам означает, что человек не верит в услышанную информацию, но старается не подавать виду.
  4. Быстрые частые улыбки, облизывание губ. Означает волнение, желание скрыть обман.

Чтобы получить полную картину о соответствии жестов и мимики словам человека, нужно оценивать значение всех движений:

  1. Походку. По тому, как собеседник входит в помещение, можно оценить степень уверенности и самооценку: широкий шаг, уверенная походка — целеустремленность и амбициозность, шаркающая походка — отсутствие воли и стремлений, медленная вальяжная походка — самовлюбленность и демонстративность.
  2. Положение рук во время движения и сидения. Прижатые к телу локти говорят о замкнутости, необщительности, широкие жесты, размахивание руками при разговоре — открытость, коммуникабельность. Прикосновение к собеседнику — желание войти в зону ближайшего доверия, стремление подчинить.
  3. Направление взгляда. Положение глаз показывает, насколько собеседник заинтересован в разговоре и стремлении отстоять свою точку зрения. Направленный вниз взгляд — человек говорит правду, направленный вверх — придумывает на ходу.
  4. Осанку. Выпрямленная шея и поднятый вверх подбородок говорят об общей уверенности человека, склоненная голова — знак покорности, робости.
  5. Направление корпуса. Наклоненный вперед корпус означает заинтересованность в разговоре, симпатию к собеседнику, стремление сократить эмоциональную дистанцию, войти в доверие.

Если во время разговора человек часто меняет положение, его мнение неустойчиво. Он готов принять чужую точку зрения, подчиниться собеседнику.

Немного о Сократе

Сократ был первым афинским философом и происходил из района Алопеки, который относился к городу Афины и находился недалеко от столицы Аттики. Отец Сократа был каменщиком по имени Софроний, а мать — повитухой по имени Финаретта.

Когда Афины воевали со Спартой, Сократ был храбрым воином и участвовал во многих сражениях, последнее из которых произошло в 422 году до н.э. при Амфиподе. Это был первый период войны, который закончился поражением афинян. Во втором периоде Сократ уже не принимал участия, но он все еще влиял на Сократа, когда Афины сумели победить спартанцев в 406 году до н.э., но не смогли похоронить убитых в бою из-за сильнейшей бури. Победители были преданы суду Пятисот, но Сократ как тогдашний заседатель совета (пратанская булла) выступил против суда. Другие члены совета проигнорировали Сократа и казнили восьмерых генералов.

Тирания Тридцати тиранов, последовавшая за поражением Афин в Пелопоннесской войне, не тронула Сократа. Но, вновь став членом Совета, Сократ не принял участия в расправе над правителями ради благочестивого афинянина, ибо он уже начал злорадствовать. И таких фактов было множество.

Сократ честно выполнял свои обязанности, как и все свободные люди Афин, хотя и не пытался принимать активное участие в общественной жизни. Его жизнь была жизнью философа — он был скромен. Сократ почти не участвовал в жизни своей семьи, а его жена и трое сыновей не знали, что такое супружеская и отцовская забота. В свободное время Сократ только и делал, что беседовал и дискутировал на различные темы, а своих учеников он обучал бесплатно.

Примечание редактора: Сократ при жизни не написал ни одной книги. Мы знаем его философские позиции из трудов Ксенофонта, Платона, Аристофана, Аристотеля и других мыслителей, поэтому возможно, что некоторые утверждения могут быть сомнительными из-за особого изложения данного «пересказчика».

Сократ, знаменитый древнегреческий философ, считал, что истина рождается в споре. Это моменты, когда обе стороны пытаются доказать свои аргументы и опровергнуть аргументы оппонента. Но ему было недостаточно «победить» своего оппонента; целью было изменить восприятие так, чтобы оппонент понял, что он противоречит сам себе. Только так он мог отказаться от своих стереотипов, идей и даже привычек.

Сократовский метод состоит из двух фаз — иронии и хаоса. Ирония судьбы, я думаю, вам понятна, но акушерство называют «рождением души». Его мать, Фенарета, была акушеркой и помогала принимать роды. Сын далеко не ушел, она также только помогала «рожать» людям, у которых была идея, но они не могли ее сформулировать.

Поскольку душа знает и помнит все, необходимо использовать вопросы, чтобы помочь ввести информацию в сознание. Поэтому, задавая множество простых вопросов, так называемых «что-вопросов», наш философ помог (метафорически) произвести на свет разумное существо, способное думать и размышлять.

Кстати, знаете ли вы, кто применил этот метод на практике? Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, использовал именно этот стиль, чтобы помочь человеку проникнуть в глубины своего бессознательного, вспомнить давно забытые и «спрятанные» вещи, чтобы защитить психику от травм.

Интересно, что философ не считал себя умным человеком, так как всегда утверждал, что на самом деле ничего не знает; более того, он не создавал интересные мысли и высказывания, а помогал другим выразить себя и явить миру свои идеи.

Диалектика Сократа

Наиболее важное значение Сократ придавал разработке метода познания истины. Основным инструментом для философствования он считал беседу

Беседы превращались в бурные дискуссии. 

Его убеждение состоит в том, что если человек осознает, что такое добро и что есть зло, то он не будет совершать плохих поступков. Корень зла заключается  в незнании. Что делает знание источником добродетели.

Получение истинного знания возможно только при комплексном и всестороннем рассмотрении предмета дискуссии. Для столь многогранного изучения вопроса необходимо прибегать к диалогу с аргументами и контраргументами. Оппоненты должны основательно отстаивать свои точки зрения. Такой подход познания истины получил название диалектика Сократа. 

Диалектика Сократа базируется на трех достаточно простых принципах:

  1. “Познай самого себя”. Поиск любой истины следует начинать с познания себя. Познание мироздания он относил к божественным знаниям, недоступным для полного понимания человеком. Считал, что уровень нравственной культуры всей нации зависит от степени самопознания каждого человека.
  2. “Я знаю, что ничего не знаю”. Познание абсолютной истины недостижимо. Каждая дискуссия лишь приближает к знанию. Такой подход был противопоставлен против всех мудрецов. Ведь каждый из них считал, что достиг абсолютного знания. Главная цель учения Сократа недостижима априори.
  3. “Добродетель — это знание”. Познание неизбежно приведет к добродетели.

Признание

Иногда он мог быть излишне прямым и резким в своих высказываниях. Он публично осуждал своих сограждан за их ошибки. Конечно, такое поведение способствовало созданию врагов.

Одним из обиженных был богатый и влиятельный демократ Анит. Его уязвленное самолюбие побудило его отомстить. Он обратился в суд. Сократ был обвинен в «развращении молодежи и отрицании государственной религии».

Сократ прошел испытание мужеством. Блестящая речь философа воспроизведена в первом философском произведении Платона — «Апологии Сократа» («Защита Сократа»). Судьи, однако, не растерялись. Он только подлил масла в огонь горькой шуткой: «Из-за моих заслуг вместо любого наказания я бы назначил обед в Пританейоне» (это было место, где устраивались роскошные пиры в честь выдающихся граждан).

Вскоре афиняне поняли свою ошибку и пожалели о содеянном. Был объявлен траур, а те, кто оклеветал Сократа, были казнены. Чтобы загладить свою вину, афиняне воздвигли бронзовую статую в честь умершего философа.

Суть краткосрочной психотерапии

Когда терапевт и клиент пытаются добраться из точки А (проблема, которая привела человека в терапию) в точку Б (решение, которое завершает терапию) прямым, экономным и эффективным путем, мы говорим, что они сознательно участвуют в краткосрочной терапии.

С точки зрения настоящей, высшей этики психотерапии, выбранный терапевтом подход должен быть быстрым и полезным, ничего постороннего, никакого хождения вокруг да около. Это означает, что терапевт и клиент должны делать всё, что приближает к решению проблемы клиента. И не должны делать ничего, что к решению не приближает.

Таким образом очевидно, что долгие разговоры об истории проблемы клиента или «распивание чаев и отлеживание кушеток» не приближает к решению. Это как если бы вместо того, чтобы быстро вытащить занозу, врач бы часами и месяцами расспрашивал своего пациента, как он познакомился с занозой, что думал в момент попадания занозы в кожу и т.д.

С точки зрения здравого смысла это звучит абсурдно, однако в угоду своим сложным теоретическим построениям множество школ психотерапии занимается «заклинанием заноз».

Как писал Блум (Bloom, 1992, p. 3):

А вот как описывает это де Шазер (1991а) :

Схема диалектической терапии

В диалектической поведенческой психотерапии используется три модуля работы с пациентом:

  • Групповая терапия для развития навыков общения и эмоционального контроля. Обычно члены группы собираются один раз в неделю, каждая встреча длится около двух с половиной часов. Во время каждой встречи выполняются групповые упражнения проводятся ролевые игры, и предлагаются домашние задания).
  • Индивидуальная терапия, проводимая еженедельно (каждый сеанс длится 40-50 минут). Во время индивидуальных сеансов терапевт и пациент обсуждают трудности, которые могут возникнуть в ходе групповой терапии, или кризисные ситуации из повседневной жизни пациента. Терапевт помогает пациенту применить диалектический подход к проблеме и найти оптимальное решение.
  • Психологическая поддержка по телефону. В случае, если пациент попадает в стрессовую ситуацию, в которой он не может справиться со своими эмоциями, он может получить немедленную помощь от своего терапевта. Беседа по телефону обычно длится около 15 минут.

Бессознательное чтение невербальных сигналов

Так же как тело выдает нашу ложь, транслируя непроизвольные невербальные сигналы в виде мгновенных микровыражений и жестов, наше подсознание способно читать такие виды невербального общения.

К примеру, вы общаетесь с собеседником, который вроде бы говорит что-то приятное, положительное, дает обещания и убеждает в своей лояльности, но что-то внутри вас свербит: «Он лжет, лебезит, пытается скрыть информацию, ему нельзя доверять!».
Кто-то называет это интуицией, кто-то — предчувствием, но с точки зрения науки о невербальном общении это не что иное как бессознательное чтение микровыражений собеседника, их сравнение со словами и подсознательная оценка соответствия. При нахождении несоответствия между вербальными и невербальными сигналами мозг всеми доступными способами пытается вам сообщить: человек что-то скрывает, жесты не соответствуют словам, нужно быть настороже!

Бессознательное невербальное поведение невозможно контролировать, и специалисты, способные прочитать такие микровыражения, учатся превращать неосознанное распознавание жестов невербального общения в сознательное путем длительных тренировок.

Навыки, развиваемые в ходе терапии

Поскольку главной проблемой пациентов, страдающих пограничным расстройством личности, является эмоциональная неустойчивость и крайне интенсивные эмоциональные реакции на стресс, диалектическая терапия включает в себя развитие определенных навыков, помогающих контролировать негативные эмоции и вести себя оптимальным способом. К этим навыкам относятся:

Не-суждение. Этот навык помогает пациенту стать беспристрастным наблюдателем того, что происходит вокруг него, а также того, что чувствует он сам. События и эмоции воспринимаются как факт, при этом они не оцениваются с точки зрения «хорошо/плохо» или «правильно/неправильно». Такой подход позволяет уменьшить интенсивность эмоциональной реакции на ситуацию, а также не испытывать чувство вины или неполноценности по поводу собственной эмоциональной реакции на происходящее.
Умение описывать ситуацию в терминах не-суждения, для того, чтобы спокойно объяснить окружающим, в чем заключается проблема и что желательно сделать для её решения.
Вовлечение в действие

Этот навык помогает индивиду полностью посвящать себя задаче, которую он решает в конкретный момент.
Умение фокусировать внимание на одном объекте (One-mindfully). Это уменьшает опасность возникновения чрезмерно интенсивных эмоций и помогает конструктивному подходу к проблеме.
Оценка по критерию эффективности

Это подразумевает, что пациенту следует делать то, что помогает ему чувствовать себя лучше («This is simply doing what works»).
«Само-успокаивание» (Self-soothe). Этот навык подразумевает, что пациент обращается с самим собой заботливо и доброжелательно и старается не вести себя аутодеструктивно.

Этапы поведенческой терапии

Бихевиоральная психотерапия, как отдельное направление, было выделено примерно в середине прошлого века. Это учение стремительно набирало популярность, так как позволяло достигать положительных результатов за два или три сеанса психотерапии.

Бихевиоральная терапия построена на идее о том, что некоторые виды расстройств психики связаны с неправильно сформированными поведенческими навыками. К таким нарушениям относятся фобии, поведенческие расстройства и различные зависимости, нарушения сна и приема пищи, трудности речевого развития у детей и другие проблемы, при которых можно выделить конкретный симптом для коррекции.

Лечение проводится в несколько этапов:

  1. Анализ поведения. Этот этап наиболее длительный, иногда может продолжаться несколько недель. Психотерапевт всесторонне изучает особенности поведения пациента, чтобы составить наиболее оптимальную схему терапии.
  2. Составление плана лечения. После того, как будут выявлены проблемы пациента, можно переходить к их коррекции. В случае, если было найдено несколько проблем, то их решение осуществляется последовательно.
  3. Завершается терапия тогда, когда у пациента будут сформированы поведенческие навыки, позволяющие ему справляться с проблемой.

В процессе бихевиоральной терапии психотерапевт выступает в роли учителя, который помогает пациенту приобрести новые поведенческие навыки. При этом огромную роль играет мотивация человека. Пациент должен четко понимать смысл всех приемов и методов, используемых психотерапевтом. Это помогает правильно выполнять все задания и стимулирует на дальнейшие занятия.

Невербальное общение что это такое в психологии

Невербальное общение – вид коммуникации без использования слов (посредством образов, интонации, жестов, мимики). Инструментом для воздействия на человека выступают:

  • взгляд;
  • межличностное пространство;
  • оптико-кинестические сигналы (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика);
  • околоречевые факторы – голосовой диапазон, вокальные качества, тембр;
  • внеречевые (смех, речевой темп, паузы).

К сведению. Невербальные способы общения улучшают взаимопонимание людей, позволяют предугадать настрой, отношение собеседника к индивиду, спрогнозировать собственную модель общения.

Характерные особенности личности Сократа

  • Считал, что только в здоровом теле может быть по-настоящему сильный ум. Этим и обусловлено его стремление поддерживать хорошую физическую форму. Для этого он выполнял различные упражнения.
  • Сократ придерживался своего принципа умеренности в том числе и в еде. Он питался согласно определенной системы, исключающей излишества, но дающей все необходимые питательные микроэлементы. Существует мнение, что именно такой подход уберег его от эпидемии во времена Пелопоннесской войны.
  • Сократ ничего сам не записывал. Более того, он не одобрял письмена. Он считал, что они не развивают умственные способности, а скорее наоборот. Однако, его рассуждения были записаны учениками, в основном Платоном и Ксенофонтом.
  • В отличие от остальных греческих ученых, Сократ не интересовался вопросами мироздания, космоса, законов природы.
  • Тяга к знаниям была настолько сильна, что никакие расстояния не могли заставить его отказаться от дискуссий с мудрецами. Он проходил огромное количество километров одного лишь разговора ради.
  • Презрение к материальным благам находило выражение даже во внешнем виде философа. Сократ везде ходил босиком в ветхой одежде.
  • Несмотря на любовь к людям, Сократ прославился равнодушным отношением к собственной семье. Отцовская любовь и супружеская забота были не знакомы его домочадцам. Свободное время он предпочитал проводить со своими учениками или в прочих дискуссиях.
  • Сократ занимался со своими учениками на безвозмездной основе.

Этапы терапии

На первом этапе необходимо устранить паттерны поведения угрожающие жизни пациента (суицидальное или аутодеструктивное поведения), а также установки, препятствующие проведению психотерапии и снижающие качество жизни пациента. На этом этапе терапевт также стремится улучшить поведенческие навыки пациентов.
Вторая стадия предназначена для улучшения состояния пациента, после того, как он преодолел тяжелые нарушения поведения, но тем не менее, находится в состоянии «тихого отчаяния»

В этой стадии особое внимание уделяется проблемам, связанным с травматическими событиями, некогда пережитыми пациентами.
Третья стадия сводится к переходу «обычному счастью и несчастью», при этом пациент с помощью терапевта решает проблемы, возникающие в его повседневной жизни.
Целью четвертой стадии является преодоление чувства неполноценности и развитие «способности ощущать постоянную удовлетворенность жизнью».

Заключение

Некогда у одного известного дельфийского оракула поинтересовались, существует ли на свете человек мудрее Сократа. Оракул сказал, что такого человека нет. Когда Сократ об этом узнал, он был очень удивлён, а также ответил, что знает только то, что ничего не знает. Ещё он добавил, что из бесед с множеством людей, которых он считал умнейшими среди всех, он сделал вывод, согласно которому, «мудрым оказывается только бог», и что бог своим прорицанием, которое он дал посредством оракула, «указывает на то, что человеческая мудрость ничего не стоит». И в конце Сократ уточнил, что, скорее всего, бог говорил не о нём – Сократе, но лишь воспользовался его именем в качестве примера, в действительности, желая сказать, что наиболее мудрым является тот человек, который подобно Сократу, знает только то, что ничего не знает.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: