Что такое самооценка и как перестать упускать возможности

Вы можете запомнить только 3–4 элемента одновременно

Существует правило «магического числа 7 плюс минус 2», согласно которому человек не может хранить больше 5–9 блоков информации одновременно. Большая часть информации в кратковременной памяти хранится 20–30 секунд, после чего мы ее быстро забываем, если не повторяем снова и снова.

Хотя большинство людей может удержать в памяти около 7 цифр на короткий период, практически всем нам сложно удержать 10 цифр.

Последние исследования показывают, что мы способны хранить еще меньше: около 3–4 блоков информации одновременно. Пример — телефонный номер: он разбит на несколько цифровых блоков для облегчения запоминания.

Вы счастливее, когда чем-то заняты

Представьте, что находитесь в аэропорту, и вам нужно забрать багаж. При этом вам потребуется около 12 минут, чтобы добраться до зоны получения багажа. Когда вы подходите к ленте выдачи багажа, вы сразу забираете свой чемодан.

Теперь попробуйте представить аналогичную ситуацию, но только вы добираетесь до ленты выдачи за 2 минуты и ждете чемодан 10 минут. Хотя в обеих ситуациях получение багажа заняло у вас 12 минут, во втором случае вы наверняка были более нетерпеливы и несчастны.

Если у человека нет причин быть активным, он решает ничего не делать. И хотя это помогает нам сохранять энергию, безделье заставляет нас чувствовать себя нетерпеливыми и несчастными.

Как самооценка влияет на поведение человека

Основная функция самооценки — определять, какое количество энергии и куда направить мозгу, чтобы получить желаемый результат. Этот механизм описывает взаимосвязь самооценки личности и мотивации.

К примеру, человек захотел научиться рисовать. В один из дней у него получился хороший рисунок для его уровня. Он подумал: «Я молодец». Его самооценка повысилась. Буквально одна мысль, ощущение «я молодец» после удачно завершенного дела вызывала прилив энергии. А энергия — это удовольствие. Мозг связывает рисование с удовольствием. Человек хочет посвящать рисованию больше сил и времени.

Мы чувствуем себя хорошо, когда достаточно энергии. В этом смысле главная цель работы с психологом — выстроить такую структуру личности, чтобы она добывала достаточное количество энергии для стабильно хорошего самочувствия.

В другой день рисунок вышел неудачным, и человек подумал, что из него ничего не выйдет, что руки у него из одного места выросли, и он недостаточно требователен к себе. Его самовосприятие понизится. «Я — лох», подумает он и впадет в уныние, будет злиться, переживать, расстраиваться. Мозг поймет, что этот проект доставляет только страдания, и не будет давать энергию. Мотивация к рисованию упадет.

Так самооценка влияет на поведение человека.

Если ему это не нравится, и он вмешивается в механизм, то в его жизни начинается медленный спуск в ад. Вместо того, чтобы работать над ростом навыка, искать способы создавать более красивые и качественные картины, он может решить, что его произведения прекрасны сами по себе. А те, кому они не нравятся — завидуют и ничего не понимают. Отношения с окружающими портятся. Он начинает искусственно завышать самооценку, чтобы выжать из мозга хоть немного энергии и ломает механизм.

Из-за того, что самооценка так явственно влияет на настроение и самоощущение, большинство людей превращают ее из рабочего инструмента в предмет культа. Ставят термометр под жгучее солнце. Ломают ее сущность. Настоящие убийцы самооценки.

Это основная проблема самооценки — так она уже ничего не может нормально оценить, и человек, опираясь на показания неисправного термометра, выходит в трусах на мороз, вызывая смех и собственное обморожение. Получается конфликт неадекватной самооценки.

Правильная адекватная самооценка помогает самосовершенствованию. Играет важную роль в формировании и развитии сильной личности. Помогает ориентироваться в мире и знать свое место в нем. Более того, принимать это место, радоваться ему. Быть счастливым в процессе проживания собственной жизни. Там, где он есть. С тем, что имеет. Зная, что приложенные усилия со временем принесут заслуженные плоды.

Самооценка тесно связана с достижениями человека. Это миф, что высокая самооценка позволяет добиться большего. Зачастую, чем хуже обстоят реальные дела у человека, тем сильнее он стремится повысить свою самооценку. Тем чаще он выносит свой термометр на солнце.

Адекватная самооценка позволяет добиться многого. Потому что она обеспечивает стабильный поток энергии и мотивации.

Только способность трезво оценить текущее положение вещей, себя, своих возможностей и способностей позволит изменить ситуацию к лучшему. Реальные достижения будут растить самооценку и уверенность в себе естественным образом, что позволит достичь еще больших результатов. Главное, увидеть реальную ситуацию и потихоньку раскрутить этот маховик.

Единственные полезные манипуляции, которые можно совершать с самооценкой — приводить ее в адекватное состояние. Не искать фильмы, песни, книжки, медитации для ее повышения.

Что такое осознанность

В психологии осознанностью (англ. mindfulness) называют способность в данный момент замечать свои мысли, эмоции, ощущения в теле. При этом нельзя критиковать и оценивать себя и опыт, который переживаешь.

Термин mindfulness придумал и ввёл в оборот американский профессор медицины Джон Кабат-Зинн в 70-е годы XX века. Он учился в Массачусетском технологическом университете и увлекался буддизмом. Учёный разработал собственную систему развития осознанности, убрав из неё религиозную составляющую, и стал применять её в работе с пациентами, которые часто сталкивались со стрессом.

Практиковать осознанность рекомендуют тем, кто не может совладать с эмоциями в моменте и действует словно на автопилоте.

Например, вы замечаете, что стоит начальнику повысить на вас голос — и у вас из глаз катятся слёзы. Как бы вы ни старались сдержаться — успокоиться и начать отстаивать свою точку зрения довольно трудно.

Именно в такой ситуации пригодятся навыки осознанности, ведь она позволяет сделать небольшую паузу и подумать, как среагировать на стимул — ту ситуацию, которая требует нашей реакции.

Ваша улыбка

Все сталкивались с дурацкими снимками в паспорте и на водительских правах. Эти фотографии всегда выглядят плохо, потому как на них нет вашей улыбки и вы не ведёте себя естественно.

Когда вы смотрите на себя в зеркало, то вы ведёте себя естественно и можете по-настоящему улыбаться, но когда кто-то вдруг кричит «скажи сыыыр!», то это тут же вызывает у вас смущение, из-за чего вы напрягаетесь, и опять же получаетесь на фото не так, как вы видите себя в зеркале.

Старайтесь расслабляться во время съёмки, пытаясь сосредоточиться на чём-нибудь другом. Напряжённая неловкость — верный путь к плохой фотографии.

Формирование самооценки личности

Развитие самооценки личности происходит непосредственно под влиянием окружающего сообщества. Степень воздействия социума на её развитие сложно переоценить. Мнение окружающих людей играет одну из наиболее важных ролей в том, каким образом и насколько высоко человек оценивает себя и своё собственное положение в обществе.

Личностная самооценка крайне устойчивая характеристика человека. Её формирование приходится на ранние этапы развития. Напрямую на неё влияют и жизненные перипетии, и ряд врожденных особенностей. Будучи во многом социальным чувством, самооценка формируется под воздействием мнения окружающих людей и, посему, непосредственно зависит от постоянного сравнения себя с теми личностями, с которыми мы взаимодействуем с самого рождения. Для того чтобы повысить свою самооценку, прежде всего, необходимо её как следует проанализировать. Трезво и храбро взглянуть на реальное отношение к самому себе. Узнать свои черты характера и оценить свой темперамент. Без этого невозможно провести коррекцию отношения к самому себе.

перейти наверх

Почему так важно понять себя?

Понимание своей личности, мотивов и побуждений — ключ к решению многих проблем. Лишь зная себя, человек может учитывать свои потребности и желания, а это самый короткий путь к счастью. Достичь его случайно, не задумываясь о том, кто я, зачем я, куда я иду – наверное, возможно. Но мы таких примеров не встречали. Вместе с тем, понимание себя включает куда больше чем просто осознание того, чего хочешь от жизни.

Крайне желательно научиться:

  • слышать и понимать свои чувства, мотивы и мысли;
  • анализировать свой опыт и поступки, делать выводы;
  • намечать цели, которые будут способствовать личностному и духовному росту, достигать их.

Почему важно освоить три перечисленных выше навыка? Во-первых, это позволит объективно оценивать свои внутренние резервы и достигать желаемого наиболее оптимальным путём. Во-вторых, понимание себя поможет избежать ошибок в жизни, ситуаций, когда кажется, что наступаешь на одни и те же грабли

Анализ своих поступков — один из способов стать лучше, успешнее и счастливее.

В-третьих, все эти навыки помогут найти любимое дело или какие-либо другие возможности для самореализации. Это может быть семья, хобби, религия — что-то, что принесёт покой душе, привнесёт в жизнь особый смысл

Важно выстроить в голове определённый жизненный сценарий, который будет путеводной звездой, картой на пути к счастью.

Итак, главное условие всестороннего развития личности — самопознание. Одним оно даётся просто, они любят вести диалог с собой, размышлять и анализировать. Другим же всё это настолько непривычно, что они не могут разобраться в себе без помощи психолога. Зависит это от темперамента, типа личности и установок, полученных в детском возрасте. В конце концов, со стороны увидеть всю картину действительно проще, чем вблизи, вот почему помощь квалифицированного психолога всегда будет востребована.

А что если человек осознанно или неосознанно отказался от самоидентификации и познания себя, предпочитая руководствоваться по жизни какими-либо внешними стимулами и моделями?

Диагностика

Дембо-Рубинштейн

Одна из самых известных и адаптированных диагностических методик — Дембо-Рубинштейн. Она была разработана в 1962 году Т. В. Дембо (американским психологом), а затем дополнена в 1970 году С. Я. Рубинштейном (советским психологом).

Психолог последовательно чертит на листе бумаги вертикальные линии, объявляя, что это шкалы счастья, характера, ума и здоровья. Человеку даётся задание отметить на них себя. После этого его просят показать, где на этих столбиках, по его мнению, располагаются счастливые люди. Нетрудно догадаться, что под ними ставят себя те, у кого низкая самооценка; над ними — у кого завышенная; где-то рядом — у кого она адекватная.

Рубинштейн, используя модификацию пробы Де Греефе, дополнил данную диагностику детским вариантом. Школьникам при работе со шкалой ума предлагается сравнить себя с учителем и одноклассниками и т. д.

Шкала Занга

Цель методики — выявить уровень самооценки тревожности. Она была разработана психотерапевтом В. Зангом в Университете Дьюка (Северная Каролина, США). Шкала самооценки представляет собой 20 утверждений, на которые нужно дать односложные ответы:

  • редко;
  • иногда;
  • часто;
  • очень часто.

Перед заполнением бланка опросника предупреждают, что ответы надо давать, исходя из собственного состояния за последние 5-6 дней.

Далее психолог суммирует баллы и получает результат:

  • до 44 — норма / соответствует адекватной самооценке;
  • 45-59 — лёгкая или средней степени тревожность / самооценка требует корректировки, может быть как завышенной, так и заниженной;
  • 60-74 — ярко выраженная или тяжёлой степени тревожность / низкая самооценка;
  • 75-80 — крайне тяжёлое тревожное расстройство / критически заниженная самооценка, требующая серьёзного вмешательства специалиста.

Шкала Занга (сокращённо она называется ZARS — Zung Anxiety Rating Scale) позволяет определить самооценку человека, а не только степень его тревожности.

Листы самооценки

Активно используются учителями, совместно со школьными психологами, или руководителями. Позволяют выявить, как оценивают себя ученики / работники на уроке / на рабочем месте. Регулярное отслеживание результатов позволяет определить уровень самооценки человека.

Примерный лист самооценки для младшего школьника:

Для старшеклассников:

Работникам обычно предлагается оценить по десятибалльной шкале такие показатели, как:

  • объём выполненных рабочих заданий;
  • качество их выполнения;
  • компетентность;
  • самостоятельность;
  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации;
  • пунктуальность, дисциплинированность;
  • бережливость;
  • надёжность;
  • отношения с коллегами;
  • отношения с начальством;
  • инновационная активность, креативность, творческий потенциал;
  • общественная работа.

С результатами подобных диагностических листов работают штатные психологи. В клинических и запущенных случаях они оказывают посильную помощь или направляют к более опытному и профессиональному специалисту.

Диагностика не исчерпывается данными методиками, их гораздо больше. Но чаще всего используются именно тестовые опросники (Лири, Розенберга, Айзенка, Будасси, Кеттелла, Шур и других).

Интересное подтверждение

Дело в том, что идеи, которые мы рассматриваем, получили свое обоснование. Лучше всего проследить мысленную связь можно между супругами или парами, которые тесно общаются и любят друг друга. При этом между ними формируется сильный канал связи.

Такие люди могут даже на расстоянии друг от друга одновременно делать одни и те же вещи, испытывать похожие чувства, думать об одном и том же. Это очень интересный феномен, который показывает, насколько люди на самом деле близки друг другу и как сильно можно сближаться с другими. Также сильная связь присутствует между родителями и детьми, но только в том случае, если они в хороших отношениях.

Функции

Способности в процессе прохождения этапов развития и становления личности человека выполняют определённые функции.

  1. Побудительная – особенности личности порождают желание становиться лучшим в выбранной области, развивая необходимые качества характера.
  2. Познавательная – постоянное изучение новых областей знаний.
  3. Коммуникативная – становление навыков общения и становления в социуме.
  4. Диагностическая – анализ и оценка сил, возможностей для работы в выбранной области.
  5. Проявление способностей для человека является некоторой презентацией качества его работы – презентационная функция.
  6. Конструктивная — предполагает укрепление мышления, наличие плана развития и становления личности.

Самооценка

Самооценка функционирует как часть самосознания в двух основных формах – общая и частная. Частные самооценки отражают оценку субъектом своих качеств и проявлений. Такие самооценки носят как ситуационный, так и обобщенный характер. Среди них особое место занимают оперативные самооценки, которые отражают учет субъектов изменяющихся обстоятельств. Самооценка выступает необходимым внутренним условием организации и регуляции своего поведения. Регулятивные функции оценки подразделяются на:

  • оценочные;
  • контрольные;
  • стимулирующие;
  • блокирующие;
  • защитные.

Замечание 1 Функции самооценки не ограничены, она является важным фактором мобилизации человеком своих сил, творческого потенциала. Самооценка задействована во всех сферах жизнедеятельности человека – в общении, поведении, познании, деятельности.

Таким образом, самооценка – это наличие у личности критической позиции по отношению к чему-либо, она является не констатацией имеющегося потенциала, а именно оценкой с точки зрения определенной системы ценностей индивида. Она является очень важным элементом самосознания, который может детерминировать личностный комфорт и дискомфорт, который выражен в степени принятия субъектом самого себя.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Исследование самооценки и уровня притязаний современной молодежи 410 руб.
  • Реферат Исследование самооценки и уровня притязаний современной молодежи 230 руб.
  • Контрольная работа Исследование самооценки и уровня притязаний современной молодежи 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В возрастном аспекте становление самооценки связано с овладением ребенком способами самооценки, расширением знаний о себе. В подростковом возрасте наблюдаются ускоренные темпы развития эмоционального компонента самооценки, ведущим переживанием подростка выступает эмоционально-ценностное отношение к себе. В этом возрасте обостряется восприятие критики, самовосприятие. При переходе в следующий период (юношеский) наблюдается развитие эмоционального и когнитивного компонентов самооценки, знания начинают регулировать и вести за собой эмоции, складываются устойчивые представления о себе, как личности. В этом возрасте обостряется потребность в самоопределении и осознании себя как члена общества.

Самооценка и уровень притязаний личности

Уильямом Джеймсом была разработана формула, вычисляющая условный уровень самооценки. Её можно свести к следующему уравнению: Самооценка = успех/уровень притязаний. Исходя из этого, можно отметить, что самооценка и уровень притязаний личности находятся в обратно-пропорциональной зависимости. Иными словам, при равной степени успеха, чем выше притязания личности, тем ниже самооценка. Эта концепция достаточно логична. Ведь чем выше наши требования к реализации в жизни, тем сложнее достичь того уровня, когда степень личного успеха покроет уровень притязаний в достаточной степени, чтобы удовлетворить свою самооценку. Таким образом, для повышения собственной самооценки, необходимо либо «понижать планку», либо увеличивать результаты в деле достижения тех или иных успехов.

В случае, когда самооценка чрезмерно завышена, человек теряет «обратную связь». Он перестает адекватно оценивать уровень своих успехов, во всех неудачах обвиняя окружающих людей. Личные неудачи попросту игнорируются, для того чтобы поддерживать свои «высокие стандарты». Такой человек вместо того, чтобы одолеть свои слабые стороны преподносит их как сильные. И он уже не несдержанный и грубоватый человек с неконтролируемой агрессией, а «решительная личность». Такие люди прекращают прислушиваться к мнению окружающих людей, полагая, что любая критика имеет своей целью лишь только подорвать его уверенность в себе или является проявлением излишней придирчивости. А любого рода неудачи соотносятся с «происками недоброжелателей».

Завышенная самооценка способствует развитию нервозной натуры и даже истеричного поведения. Часто такой человек считает, что заслуживает гораздо большего, чем имеет на самом деле. Подобного рода индивидуума можно узнать по прямой осанке и «задранному носу». Обращаясь к другим людям, они используют командный тон голоса и смотрят прямо в глаза.

Структура понятий о себе

«Концепция себя» — самый важный аспект личности.
«Я» — это то, чем является человек. В то же время, это также
межличностное достижение, которое во многом зависит от отношений человека с
другими людьми.

Формирование «I-концепции» невозможно без
взаимодействия индивида с другими людьми, оно ориентировано на особенности,
характерные для определенного возрастного периода. Иногда другие похожи на
сопродюсеров самопознания и самопознания человека. В других случаях они
ограничиваются ролью партнеров во внутренних диалогах. Многие исследователи
концепций самосознания сходятся во мнении, что практически невозможно отделить
чистое «я» от межличностного «я» или другого.

Влияние «я или кто-то другой»:

1) Роль других в социальной структуре себя. В этом контексте
межличностное «я», мысли, чувства и поведение других людей
интегрированы в концепцию «я» в той мере, в какой человек
рассматривает их как свои собственные.

2) Роль других в развитии и формировании самосознания.
Восприятие других людей входит в понятие о себе и используется для мотивации,
развития, контроля и защиты себя. В частности, это может быть совет друга,
мнение ребенка.

3) Окружающая среда как часть «само-концепции». В
этом аспекте представление других людей, особенно прошлых, настоящих или
будущих партнеров по отношениям (друзей, супругов, коллег, родителей, детей),
рассматривается как часть «я».

Отношения с самим собой:

1) Отношения между родителями и семьей.

Тип отношений, которые развиваются в семье между ребенком и
родителями, является чрезвычайно важным фактором в развитии
«самосознания». Причины этого следующие:

  • Во-первых, основы «самопознания»
    закладываются в раннем детстве, когда наиболее важными для ребенка людьми
    являются родители, взаимодействие которых обеспечивает необходимую обратную
    связь для возникновения и развития самопознания;
  • Во-вторых, родители имеют уникальную возможность
    влиять на развитие «самосознания» ребенка, так как ребенок физически,
    эмоционально и социально зависит от них.

2) Значительные Другие — люди, которые важны или значимы для
человека, потому что чувствуют, что могут непосредственно влиять на его жизнь.

Значительные другие — это те, кто играет важную роль в жизни
человека. Они влиятельны, и их мнения имеют большой вес. Степень влияния
близких людей на человека зависит от степени их вовлеченности в его жизнь, от
близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от
силы и авторитета, которыми они пользуются у окружающих.

В раннем детстве самыми важными фигурами в окружении ребенка
являются родители. Позже, учителя и группа сверстников выходят на сцену. В
поисках образа «я» человек выбирает себе другого и ценит образ своего
«я», который он создал. Точность этого изображения зависит от
индивидуальных особенностей близкого человека. Одобрение близкого человека
создает у ребенка положительный образ «я», а постоянная цензура
способствует формированию отрицательного образа «я». В любом случае
созданный образ становится первичным источником психологического опыта,
необходимого для формирования «концепции эго».

Таким образом, можно утверждать, что другой человек играет
значительную роль в создании и структурировании своего «Я-концепта».
В результате оценки других и социальных сравнений человек через такие процессы,
как самоутверждение и самопроверка, использует других для продвижения,
утверждения и развития себя, а также для подтверждения или опровержения своих
собственных характеристик.

Эмоциональный знак событий и биографические психические состояния

Н.А. Логинова подчеркивает, что значение того или иного объективного события раскрывается в связи с позицией, которую занимает сам человек по отношению к нему . Другими словами, значение события определяется позицией наблюдателя, зависит от его интерпретации.

Здесь напрашивается мысль о том, что любое событие жизни человека, независимо от его происхождения, имманентно содержит в себе противоположно направленные потенциалы влияния на ход жизни, актуализация которого зависит от субъекта жизни, от его отношения к событию. Например, событие с содержанием неудачи в жизни, может стимулировать к тому, что человек в дальнейшем будет избегать такой активности, которая может привести к неудачам. Или же событие неудачи, может стимулировать человека к большим достижениям в жизни. Это зависит и от мотивационной ориентации человека (например, избегание неудачи или достижение успеха), от характеристик человека как субъекта жизни, от его аналитических способностей увидеть многообразие в одном и однообразие во многом — от гибкости биографического мышления. Под гибкостью здесь мы понимаем учет разновероятностной детерминации событий и многообразного содержания детерминации событий жизни друг с другом .

Таким образом: 1) события включают в себя одновременно противоположно направленные потенциалы влияния на ход жизни человека; 2) актуализация одного из потенциалов события зависит от отношения к нему человека; 3) детерминация субъектом своей жизни осуществляется через механизмы выбора им желаемых событий и отношения к ним, что и раскрывает для него один из потенциалов их содержания.

Итак, в событиях жизни отражается ход жизнеосуществления человека, его успехи, поражения, главная линия жизни и т.д. События выполняют функцию объективации содержания и направления жизнеосуществления человека.

Н.А. Логинова высказывает интересную мысль о том, что ближайшие психологические последствия событий возникают в виде психических состояний, которые отражают объективное содержание событий и соответствуют характеру данного человека. «Психические состояния кумулируются, становятся характерными» . «Переживания в форме психических состояний, в которых слиты эмоциональные, волевые и интеллектуальные компоненты, отражают события и обстоятельства жизни в их отношении к самому субъекту» .

Если учесть сказанное С.Л. Рубинштейном, что всякое психическое образование — это и переживание, и знание, то значимые события жизни, представленные в СКЖП, — это не только знание об их значимости, но и переживание их в разных эмоциях и чувствах. Можно сказать, что события имеют, как и многие другие психические феномены, когнитивный (знание о содержании), эмоциональный (переживание) и поведенческий (мотивация) аспекты проявления. Отношение к событию может переживаться в положительных, нейтральных, отрицательных и амбивалентных эмоциях, вызывать разные чувства и состояния. В зависимости от оценки и отношения к событию как позитивному или негативному, способствующему или препятствующему желаемому, необходимому в жизни человека и т.д. человек находится в определенном психическом состоянии в определенном биографическом периоде жизни.

Н.А. Логинова отмечает, что длительность состояний, вызванных событиями, может колебаться от нескольких минут до нескольких лет . Другими словами, можно говорить о «биографических психических состояниях» (далее БПС), т.е. о психических состояниях в биографическом масштабе. БПС человека в разных биографических периодах жизненного пути могут быть разной модальности в зависимости от продуктивности жизнеосуществления. Исходя из вышесказанного, БПС мы рассматриваем как состояние, определяемое отношением человека к ходу жизнепостроения и самоосуществления.

Можно предположить, что БПС вызываются в основном событиями доминирующей сферы жизнеосуществления. Переживания в биографическом масштабе вызывают лишь те события, которые связаны с удовлетворением доминирующих потребностей в биографическом масштабе и с доминирующими эвдемоническими (смысложизненными) установками, представленными в СКЖП.

Формы и уровни самосознания человека

Самосознание проявляется в четырех формах, рассмотрим каждую из них.

Самопознание

Это понятие означает идентификацию себя среди других людей и окружающего мира, распознавание личных качества, физического тела, потенциала.

Самосознание приходит путем:

  • Самонаблюдения за итогами своей деятельности, результатов общения с окружением и анализа соответствия результатов с принятыми нормами.
  • Понимания оценок окружающих людей своей личности и действий, их отношения.
  • Анализа своих чувств, эмоций и потребностей, и их трансформаций.

Итогом самопознания является формирование системы представлений о себе самом.

Самоконтроль

Человек имеет возможность после проведения анализа своей сущности и поведения, провести их корректировку. Любые действия и психологические состояния поддаются изменению, если по мнению самого человека они противоречат его установкам, не дают должных результатов или вступают в противодействие с внешним миром.

Самооценка

Самооценка выражает степень принятия человеком своих качеств, особенностей и характеристик. В самом восприятии проявляется уровень любви и уважения к себе.

Адекватная самооценка характеризует уверенного в себе человека, способного на принятие решения, целенаправленных действий. При низкой, мы наблюдаем человека, зависящего от мнения других, с выраженным чувством вины и массой комплексов. Завышенная оценка личностных качеств выдает человека самоуверенного, надменного, не принимающего никакой критики.

Для достижения жизненных целей самооценку следует развивать до нормального уровня, в психологии существует много упражнений для повышения степени любви к себе.

Самопринятие

Эта форма самосознания предполагает:

  • Принятие себя как уникальной личности, без неоправданной критики и самоуничижения.
  • Самоуважение.

Самоуважение происходит в результате достижения поставленных целей и удовлетворения притязаний. Человек ставит рекорды в спорте, бросает курить, заканчивает писать роман – его самоуважение повышается, что хорошо влияет на самооценку.

Помимо форм, в психологии рассматривается 4 уровня самовосприятия:

  • Чувственный . Это низшая ступень, на которой происходит понимание своих психологических особенностей, переживаний, физиологических процессов. Это этап самоидентификации.
  • Образно-личностный . Дает признание себя как субъекта активной деятельности. Происходит самоактуализация, поддержание идентичности «Я».
  • Аналитический (иначе-рефлексивный) . Человек проводит анализ и уточнение своих мыслей и поступков, наблюдает за проявлением эмоций в критических состояниях, анализирует совершенные промахи и неудачи, делает выводы.
  • Деятельный . На основе результатов и опыта первых трех стадий происходит саморегуляция, мотивация, коррекция поведенческих структур и самоконтроль. Это этап личностных изменений на основе самопознания.

Прохождение всех четырех уровней самосознания говорит о зрелости личности, застревание на одном их них требует дальнейшего развития.

Адекватное самоуважение

Самоуважение развивается в несколько уровней, которые показывают, насколько личность нуждается в самореализации.

Если он высокий, то человек не испытывает дискомфорта в обществе, четко ставит перед собой цели и достигает их. Он не оправдывается перед другими, не добивается одобрения, а живет по своим внутренним законам. Для такой личности большое значение имеет самореализация, она пытается достигать поставленных целей, воплощать свои стремления.

Но большинству людей присущ средний уровень самоуважения. В своих решениях они учитывают мнение окружающих, но не слепо доверяют ему. Такие люди имеют потребность в уважении остальных, позволяющем осознать собственную значимость, добиваются целей.

Диагностика самооценки

Определение уровня самооценки невозможно без понимания, что в разных сферах жизни и ситуациях самооценка отличается. И вот это различие означает основу ее адекватности.

Если обратиться к примеру с термометром, то зимой на улице он будет показывать одну температуру, в помещении — другую. В разных климатах, в разные дни, в разных помещениях — температура будет отличаться. С оценкой себя также. Поэтому оценить себя можно только относительно контекста, а не в общем.

Вот вы новичок на работе, опыта пока что немного, адекватная самооценка вам об этом и скажет. Вы не будете вести себя на равных с начальником. Будете знать свое место.

А вот у вас высокий разряд по плаванию, в бассейне вы куда круче новичков, сжимающих пенопластовую дощечку.

Методик диагностики самооценки — великое множество. Основные критерии в каждой из них — отношение уровня притязаний к результатам и сравнение своей личности с другими людьми.

Поэтому, чтобы понять, какая у тебя самооценка, насколько она адекватна — достаточно выбрать сферу или контекст и ответить на два вопроса:

  • Согласен ли я с тем, как меня оценивают знакомые люди?
  • Много ли у меня в запасе нереализованного потенциала?

Вот к примеру наш новичок на работе. Его все так и оценивают новичком, и это реальная самооценка. Если он пришел после универа на начальную должность, никто из коллег не видит в нем крутого профессионала. Если новичок согласен с такой оценкой, видит себя также и в то же время понимает, что текущее положение — далеко не предел, у него в запасе еще много нереализованного потенциала. Тогда с его самооценкой все в порядке. Можно делать успешный прогноз его продвижению по службе.

Потому что он знает свою точку А, не спорит с ней, а значит у него под ногами твердая почва, от которой он может оттолкнуться. Если он отчетливо видит текущую скромную позицию — значит, перед ним все возможности, и у него устойчивая самооценка. У него в запасе много нереализованного потенциала. И оба этих осознания дают ему мотивацию работать и развиваться дальше.

Можно зайти с противоположной стороны. Выберите сферу жизни, где у вас все получается, где вы довольны собой и своими результатами. И ответьте на те же два вопроса.

Скорей всего, ответы будут положительными. Более того, вы легко согласитесь с положительной оценкой других, и у вас будет в запасе достаточно сил и смелости, чтобы и дальше развиваться в этой сфере.

Если вы на оба вопроса отвечаете отрицательно — в выбранной области слишком много стресса для вас. Такие ответы указывают на внутриличностный конфликт. Прогноз удачного развития ситуации — отрицательный.

Если на оба вопроса положительный ответ — стресс приятный и выносимый, вы хорошо чувствуете себя в выбранной сфере. Вам нравится в ней развиваться. Ваша самооценка адекватна.

Если на один вопрос — положительный ответ, а на другой — отрицательный, нужно привести самооценку в адекватное положение. Где-то вы себя обманываете, находитесь в иллюзиях.

Как обрести женщине самоценность в отношениях с мужчиной?

Не буду углубляться в этот вопрос, потому что, если человек себя ценит, то эта ценность присутствует в любых отношениях, и с мужчинами в том числе.

Только бывает так, что во время семейной жизни, женщина, напрочь забывает про себя и отдает все свои силы на благо семьи

И бывает достаточно сложно восстановить свои границы и транслировать свою важность и ценность членам семьи. При этом, речь идет не только про мужа, но и про детей, или каких-то родственников

Помните про то, что окружающим не понравится, если вы вдруг начнете меняться, и выставлять свои границы по новому контуру. Будьте готовы, к тому, что вы ведете себя неправильно, стали эгоисткой и не заботитесь о них. Через некоторое время, они привыкнут к вам новой, или вы расстанетесь и будете меньше общаться.

Иначе, ваши слова, превратятся в пшик.

Вероятно, вы задаетесь вопросом – как почувствовать свою самоценность, вот как её ощутить?

Чувства и эмоции возникают из наших мыслей. Что вы думаете, то вы и чувствуете. А мысли возникают из ваших глубинных убеждений про себя.

Вот и вся связь.

Поступки совершаются на базе убеждений. Если вы научаетесь новым поступкам, то значит, меняются ваши убеждения и ценности, следом, меняются мысли, и соответственно – чувства и ощущения.

Такая вот цепочка.

И еще…

Осознанность, вот главный включатель вашей самоценность. Если вы осознанны, то вы знаете свои желания, свои ценности, имеете свою точку зрения по любому вопросу, имеете свое мнение, то вы наполнены знанием о себе. А если в вашей голове перетираются между собой сожаление и недовольство собой, то о какой наполненности можно говорить? Только претензии, и никаких желаний, и точек зрения.

Просто так ощущение самоценности не возникнет из ничего, только осознанность поможет вам понимать свою ценность и чувствовать. Можно сказать, принудительно. По-другому, никак.

Даже чувство собственного достоинства и то не возникает на пустом месте, оно, возникает из строгих правил отношения других людей к себе.

На этом я заканчиваю, и надеюсь, что смогла донести до вас, как обрести самоценность женщине?

Автор статьи — Наталия Гнездилова, семейный психолог стаж работы 15 лет. Основные направления в работе: семейные отношения, измены, повышенная тревожность, панические атаки, навязчивые мысли, ипохондрия, страхи и т.д.

Консультирую онлайн в любом из мессенджеров – скайп, ватсап, вайбер.

Подписывайтесь: канал Ютуб, группа в ВК   

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: