Архетипы личности по к. юнгу

Структура личности по Юнгу

Как и Фрейд, Юнг считал, что личность (психика) состоит из 3 основных уровней: Эго (Я), личное бессознательное и коллективное бессознательное (Супер-Эго). 

Эго представляет собой наше сознание. Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций. Эго отвечает за самоотождествление, и фактически является центром личности.

Личное бессознательное включает в себя ощущения, страхи, комплексы, мысли, которые были вытесненные из сознания и якобы «забыты». Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем. Юнг считал, что содержание этого уровня личности доступно для осознания, но требует прикладывания определённых усилий со стороны человека. 

Коллективное бессознательное — самый спорный аспект юнгианской теории личности, который был одним из главных разногласий между Юнгом и Фрейдом. Этот уровень личности также называют надличностным бессознательным. Оно включает в себя воспоминания и образы, унаследованные от предыдущих поколений, и является общим для всех людей. Юнг считал, что коллективное бессознательное — наследие предков, сформировавшиеся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества. Прямое подтверждение существованию коллективного бессознательного Юнг находил в повторяющихся в культурах разных народов мира символах и образах. Например, во многих мифах встречаются одинаковые описания богини Плодородия, которая является прообразом архетипа Матери. 

Типология личности в аналитической психологии Карла Густава Юнга

Швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг стал основателем аналитической психологии. Ключевая задача этого ответвления глубинной психологии, по Юнгу, — это толкование архетипов, находящихся в бессознательной сфере человека.

В первой половине ХХ века в своей диссертации и в ряде работ ученый познакомил научный мир со своей теорией, где интегрировались взгляды на сущность индивидуума, на самопознание человеком своего внутреннего мира и методы, с помощью которых психотерапевт прорабатывает глубинные установки пациентов.

Что лежит в фундаменте аналитической психологии Карла Юнга:

  • теория об индивидуации — она содержит симбиоз бессознательного и осознаваемого; развитие индивидуума не заканчивается в детстве, оно продолжается всю жизнь;

  • разработка методов и подходов для анализа и коррекции личностных проблем в аналитической психотерапии (песочная терапия, арт-терапия, психодрама и другие);

  • введение понятий об экстраверсии и интроверсии (доказательства существования интровертов и экстравертов).

Карл Густав Юнг первый ввел в сферу психотерапии понятие коллективного бессознательного и определил его роль в человеческой психике. Здесь возникли его разногласия с Зигмундом Фрейдом, допускавшим лишь существование индивидуального бессознательного. Юнг развил понятие индивидуального бессознательного, считая, что на этот врожденный комплекс представлений и установок влияет весь опыт мировой цивилизации.

5 критических ошибок в отношениях, о которых должен знать каждый

Из-за этих ошибок распадается 90% отношений

5 критических ошибок в отношениях

7 вещей, которые нельзя требовать от мужчин

4 правила идеальных отношений

pdf 3,7mb
doc 1,7mb

Уже скачали

Человек, по мнению Юнга, впитывает архетипы коллективного бессознательного в процессе формирования личности, он часто не осознает глубинное содержимое своего подсознания. Он переживает эти представления как свои собственные и с этой позиции реализует их в своем сознании.

В результате чего формируется личное бессознательное:

  • забывание;

  • вытеснение;

  • неосознанное восприятие — закрепившиеся в подсознании полученные индивидуумом впечатления и ощущения, а также слабые представления;

  • неясные представления — смыслы и содержание индивидуального бессознательного, появившиеся непосредственно в нем.

Символика, применяемая для трактовки архетипов

Как связал Карл Юнг архетип и символ?

Важное наблюдение: вся культура (абсолютно любая ее часть) человечества построена на основе архетипов. Они проявляются в мифах, в архитектуре и литературе, обрядах и танцах, одежде и т.д

При этом важно понимать, что архетип хотя и заключает в себе какие-либо символы, не является ни одним из них на 100%, потому что отображает лишь какое-то конкретное качество.

Последнее утверждение лучше пояснить на примере: символ огня – зигзаг. Чтобы его передать, на костюмах, использующихся для выполнения танцев, передающих страсть и бурные эмоции (сгорание человека в переносном смысле, что явно подразумевает огонь), используют воланы характерных окрасов, которые передают движение языков пламени.

Чем ближе символ к первоначальному образу, заложенному в далеком прошлом, тем более сильные эмоции он вызывает у человека.

Индивидуация

Юнг часто использует образ спирали: мы движемся, вращаясь в пределах своего эго вокруг самости, постепенно приближаясь к центру, снова и снова встречаясь в разных контекстах и под разными углами, с сердцевиной своей самости. Мы часто сталкиваемся с этим в клинической практике: образ себя, с которым пациент приходит на первую сессию, может служить ключом ко всей нашей будущей работе.

Индивидуация – это путь всё более и более полного осознания самого себя. Юнг дал определение индивидуации в 1928 году:

«Пройти путь индивидуации – значит стать не-разделённым индивидуумом, и поскольку индивидуальность охватывает нашу сокровенную, самую глубокую, ни с чем не сопоставимую уникальность, индивидуация также подразумевает становление собственной самости, приход к самому себе. Мы можем, таким образом, перевести слово “индивидуация” как “становление личности” или “само-реализация”». (Jung, 1928a, 173).

Игнорируемые прежде или казавшиеся неприемлемыми аспекты личности достигают сознания; устанавливается контакт. Мы перестаём быть домом, перегороженным на отдельные изолированные друг от друга части; мы становимся индивидуальностью, нераздельным целым. Наше «Я» становится реальным, приобретает фактическое, а не только потенциальное существование. Оно существует в реальном мире, «реализуется» — как говорится об идее, воплощённой в жизнь. Юнг пишет: «Психика – это уравнение, которое не может быть «решено» без учёта фактора бессознательного; это совокупность, которая включает как эмпирическое эго, так и его транс-сознательную основу». (Jung, 1955-1956, 155).

Процесс индивидуации – работа по решению этого уравнения. Она не завершается никогда.

Дополнительные характеристики

Ученый выделял такой типаж как «Искатель». Это рискованный человек, и по натуре он является исследователем. Это самореализующаяся личность, которая ценит свободу.

Архетип «Мудрец», по версии Юнга, является мыслителем и философом. Это персонификация житейской мудрости и человеческой зрелости. Его отличительная черта — склонность давать окружающим людям советы.

«Герой» по характеру воитель. Он старается доказывать людям свою значимость за счет отваги и решения трудных ситуаций. Своими действиями он пытается улучшить окружающий мир.

Характер «Бунтаря» отличает склонность к мятежности и удивлению окружающих людей. По натуре он революционер и иконоборец.

У типажа «Волшебник» хорошо развита интуиция. Он способен отыскать что-то необычное в любых событиях, происходящих в жизни

Такой архетип привлекает внимание людей за счет обаяния и харизмы

Отличительные черты «Славного малого» — прямолинейный характер. Люди ценят его за надежность и практичность. Человек, относящийся к подобному типажу, больше всего боится, что его не примут в новый коллектив.

Анима

Анима – это фактически архетип женщин, то есть бессознательная область женской личности, тот образ, который передается девочке от ее корней и впитывается в ее подсознание. Этот образ имеет огромное влияние на судьбу женщины, он несет определение ее сценариев поведения, общественный типаж и модель характера.

Амазонка

Амазонка – это женщина, которая никогда не станет домохозяйкой. Активна, самостоятельна, воинственна и смела, она знает, чего хочет от жизни, и сама к этому идет. Ничего не просит, не прощает ошибок, не боится неудач.

Бывает груба, саркастична, язвительна, но всегда получает свое. Амазонка успевает все: следить за собой, развиваться как личность и строить карьеру, а также отдыхать со вкусом.

Гейша

Гейша (или Гетера) – прекрасная женщина, которой восхищаются окружающие люди, и про нее говорят, что это «порода».

Не любит привязываться и быть зависимой либо управляемой, стремится к независимости. Эта женщина умеет добиться своего, однако редко ставит большие цели – в основном стремится к комфорту, роскоши и красивой жизни, однако с возрастом ее курс может поменяться.

Женщина Колдунья

Женщина Колдунья (или Жрица) – это личность, архетипическая психология которой очень глубока и сложна.

Она умеет проникнуть в чужое сознание и выведать все тайны, а психология для нее – не наука, а естественное знание о людях.

Учение об архетипах сильно выделяет этот вид от остальных, поскольку он может иметь разные сценарии развития. Колдунья может стать неприступной, холодной и одинокой, если ей наскучит мир, когда она его полностью поймет и в нем не останется для нее никаких загадок.

Архетип Матери и Жены

Он отличается от всех остальных тем, что Мать сосредоточена не на собственном счастье, а на счастье других людей. Она рождена, чтобы рожать мальчиков и девочек, любить их, воспитывать, обожать мужа и делать его счастливым, заботиться обо всех живых существах и помочь буквально каждому, причем в ущерб себе.

Такая женщина счастлива в браке, однако ей не хватает ощущения ценности собственной персоны, и от этого она часто страдает, становясь жертвой.

Что такое архетип?

Если дословно переводить этот термин, состоящий из комбинации arche + typos, то получится начало + образ. Определение слову, которое было введено психологом Юнгом, можно дать следующее: первобытные образы, мотивы, универсальные атрибуты и события. Весь этот «микс» заложен в бессознательном коллективном.

Получается, что архетип — это совокупность установок и сценариев, с помощью которых определяется принцип мышления и поведения личности в тех или иных условиях.


Источник фото: shutterstock.com

Считается, что архетип буквально «вшит» в ДНК индивида. Поэтому нельзя сказать, что принцип мышления является приобретенным. В отличие от знаний и навыков, его нельзя скорректировать или изменить.

Архетипы в брендинге.

Времена могут меняться, а архетипы остаются на подкорке и вызывают все те же ассоциации: Творец, Правитель, Бунтарь, Романтик. Компании осознанно или неосознанно эксплуатируют эти образы, выстраивая отношения с покупателями. Более того, бренды, которые последовательно эксплуатируют удачный архетип, увеличивают свою долю рынка.

Архетипы, как универсальный способ общения с подсознательным, помогают распознать цели популярных брендов:

Coca-Cola (Ребенок+Славный Малый): транслирует ощущение праздника, сопричастности к искренним и теплым взаимоотношениям.
Детское питание Nestle (Ребенок+Мать): транслируется забота о здоровье малыша, бескорыстная любовь, гармония и умиротворенность.
Косметика Lancome (Персона+Дива): транслируется сопричастность к высокой моде, образ королевы.
Gillette (Мачо+Герой): транслируется образ супермена, способного взглядом поразить женщину, отважного героя в сопровождении прекрасной спутницы.

Теория полезности архетипов эксплуатируется не только в рекламе. Ее используют при создании личного бренда: в подборе одежды, макияже, прическе.

Геометрические фигуры как символы

Что означают те или иные геометрические фигуры, согласно рассуждениям Карла Юнга:

  1. Крест. Строй и порядок. Во снах людей крест проявляется как четырехконечная мандала, трактующаяся как предельная концентрация на себе. Это символ самоконтроля.
  2. Квадрат (четверица). Целостность. Это внешняя часть мандалы, символ Бога, который проявляет себя в творениях.
  3. Круг. Примеряющий символ. Внутренняя часть мандалы, характеризующая божество или человека в его зависимости от расположения небесных созвездий.
  4. Троица. В природе этот символ характеризует стихии воды, воздуха и пламени. Изначально это символ мужского характера, который бессознательная часть психики дополнила до четверицы. Четвертая часть – земля (аналогично, тело), символ земли – дева.

Таким образом, получается, что четверица получилась из Анимы – женской фигуры, которая является олицетворением бессознательной части. Анимус – мужской аналог.

Если Анимус символизирует порядок, то Анима – противоположность Анимусу – жизнь в чистом проявлении, то есть в той форме, в которой отсутствует порядок и смысл. Анима проявляется в таких состояниях, как депрессия и экстаз, блаженство и какой-либо неуправляемый эффект.

Анима самостоятельна. На нее сложно воздействовать сознанием. Анима и Анимус – это и есть некоторые виды архетипов. Какую классификацию архетипов в целом создал Карл Юнг?

Список литературы

  1. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г.Юнг, Э.Сэмюэлс, В Одайник, Дж.Хаббэк; Сост. В.В.Зеленский, А.М.Руткевич. – М.: «Мартис», 1995. – 320 с. – (Серия «Классики зарубежной психологии»).
  2. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. – М.: «Рефл-бук», 1997. – 298 с. – (Серия «Актуальная психология»).
  3. Зигмунд Фрейд – Карл Густав Юнг. Из переписки / Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М.: «Литера», 1992. – с. 364-467.
  4. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. – СПб.: «Б.С.К.», 1997. – 324 с.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – В 2-х томах. – Том 1. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 416 с.
  6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 607 с. – (Серия «Мастера психологии»).
  7. Юнг К.Г. Алхимия снов. Четыре архетипа. – М.: «Семира», 1995. – 350 с.
  8. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – Киев: «Государственная библиотека Украины для юношества», 1996. – 384 с.
  9. Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: «АСТ», 1998. – 720 с. – (Серия «Университетская книга»).
  10. Юнг К.Г. Становление личности / Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана – СПб: Издательство «Питер», 2000. – с. 65-79. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  11. Юнг К.Г. Человек и его символы. – СПб.: «Б.С.К.», 1996. – 454 с.

Снижение умственного уровня (лат.)

Как определить свой архетип

Термин «архетип» многие не только слышат и встречают, но и используют в своей речи, не всегда до конца понимая, что же это такое. А на самом деле это важная составная часть каждой личности, и, если верить ряду теорий и учений, именно опираясь на архетипические образы, человек подсознательно выбирает себе круг общения, жизненные цели и всю судьбу.

«Анима и Анимус» – это и есть архетипы личности, которые представляют собой то самое коллективное бессознательное, они имеют огромное влияние на развитие личности человека и его судьбу.

Фактически, что такое архетип – это подсознательные представления человека о том, что такое безупречный образ женщины и мужчины. Причем эти архетипические образы передаются нам от предков, через их опыт, особенности воспитания, фольклор.

Мужские и женские архетипы прочно «сидят» в сознании, но они не имеют никаких истоков в конкретном человеке, при этом производя колоссальное влияние на выбор, действия, суждения человека, на всю его жизнь.

Архетипы, по Юнгу, всегда устойчивы и постоянны, они не меняются у человека и несут в себе как положительные, так и негативные качества. Архетипы встречаются в фольклоре – в сказках, рассказах, историях и мифах, находя там свои истоки и отражение.

Архетипы Юнга правильно будет назвать моделями поведения людей, которые опираются на подсознательные представления об идеальном поведении и образе. Подробно исследования приведены в книге Юнга «Архетип и символ».

Как выражаются архетипы?

Архетипы, постулированные Карлом Юнгом, являются образцами повторяющихся образов и символов, которые встречаются в разных формах во всех культурах..

Они характеризуются представлением наклона, который наследуется из поколения в поколение, так что архетип является частью, которая придает форму части коллективного бессознательного, которая частично наследуется.

Таким образом, архетипы являются универсальными образами, которые можно обнаружить в культурных проявлениях разных обществ..

Речь, поведение, эмоциональные реакции и сны являются элементами, посредством которых выражаются архетипы. По этой причине архетипы могут быть обнаружены и изолированы в любом типе поведения людей..

Карл Юнг предположил, что эти архетипы являются частью бессознательного человека, поэтому они влияют на поведение бессознательно. Человек не способен обнаружить, что определенная часть его образа жизни находится под влиянием архетипов, разработанных в его психике.

В этом смысле для определенных психоаналитиков архетипы Юнга являются элементами, которые заставляют определенные роли и функции появляться в самых разных ситуациях одной и той же культуры..

Самость

Я — это архетип, который ведет от первичной полярности к союзу сознательного и бессознательного через их общий центр. Именно достижение самого себя, то есть достижение понимания того, кто мы есть на самом деле, является главной задачей на жизненном пути. По мнению Юнга, «Я» — это не только центральная точка психики, орган адаптации и гомеостаза индивидуального совершенства, но и организующий гений всей психики, ответственный за процесс существования на всех этапах жизненного цикла. По мнению Юнга, для «Я» характерна специфическая теологическая функция (стремление к полноте и осознанию) — индивидуация. По мнению Юнга, индивидуализация — это акт самосоздания индивида, а доминирование сознательных или бессознательных проявлений обуславливает разворачивающиеся характеристики Я-образа. Когда достигается «Я», «…сознание перестает быть раненым, эгоистическим накоплением личных желаний, страхов, надежд и амбиций….. Напротив, она берет на себя функцию связи с миром объектов и приводит индивида к абсолютному, когерентному и неразрывному единению с миром в целом».

Юнг смог показать, что путевые знаки, обозначающие процесс индивидуализации, соответствуют определенным архетипичным символам, проявления и типы которых многообразны. И здесь решающую роль играет личностный фактор: ибо «метод — это всего лишь путь и направление, по которому человек идет, чтобы сделать свои поступки истинным выражением своей природы».

Персона (маска), архетип, который наиболее очевидно доминирует в сознании человека и в то же время является наиболее поверхностным и поддающимся разумной оценке, относится к социальному образу человека. Название Юнг взял из древнего театра, где актеры называли маску, наносимую на лицо, персоной. Мы видим маску, когда смотрим на себя в зеркало.

Персональный комплекс представляет собой ту социальную роль, которую человек играет в удовлетворении потребностей общества, скрывая свое истинное «я». Это функция, которая возникает для удовлетворения потребности в соответствии или для обеспечения некоторых других удобств, но ни в коей мере не идентична персоне как таковой.

Персона — это коллективный образ, посредством которого люди ошибочно воспринимают свою и чужую личность. Например, актер с длинными волосами и необычной одеждой кажется чем-то уникальным (как персонаж), в то время как он просто наряжается и выглядит как другие исполнители группы. Маска — это искусственный, неидентичный статус индивидуальности, который регулирует ее положение в обществе, являясь «упаковкой» для «я».

По мнению М. Якоби, для человека, находящегося в гармонии как с окружающей средой, так и со своей жизнью, маска является лишь тонким защитным покрытием, помогающим естественным отношениям с окружающим миром. В то же время, неразвитая личность делает человека очень чувствительным, и он чувствует угрозу даже при взаимодействии с близкими людьми. У мужчин маска часто превращается в рыцарский шлем, чтобы защитить себя и следовать архетипу героя (см. ниже). Шлем сужает взгляд на реальность, искажает восприятие себя и своего партнера, и делает его неудобным и недоступным для контакта с душой.

Очень часто можно увидеть трагическую ситуацию отождествления с личностью, когда эго ошибочно считает, что это одна из ролей личности. Тогда возникает ощущение, что угроза личности — это угроза целостности самого эго. Как только человек нашел в себе силы посмотреть «позади» персоны, но потом соскользнул назад, он оказывается в оборонительном состоянии. Вместо того, чтобы обнимать капризы процесса духовного роста, человек принимает на себя предполагаемую оборонительную роль.

Персоны, как и тени (см. ниже), возникают в детстве из-за несоответствия между спонтанным поведением ребенка и ожиданиями, которые исходят от осмысленных взрослых. В то же время, в детстве желание сохранить и подтвердить ту или иную характеристику маски стимулирует творческие способности, в том числе дилижанс, «навыки реинкарнации» и воображение. Однако, когда эго подавляет этот творческий процесс, невыраженные и несбывшиеся намерения попадают в царство тени.

История концепции

Родившийся в Швейцарии в 1875 году, Карл Юнг основал школу аналитической психологии. Он предложил и разработал психологические концепции коллективного бессознательного, а также интровертных и экстравертных личностей.

Юнг работал с выдающимся психологом Зигмундом Фрейдом. В своих ранних исследованиях Юнг подтвердил многие его идеи. Но в конце концов эти двое разошлись в своих принципах. Основная разница между их объяснениями бессознательного заключается в том, что Фрейд считал его продуктом личного опыта, а Юнг предполагал, что бессознательное унаследовано от прошлого коллективного опыта человечества.

Согласно Юнгу, коллективное бессознательное состоит из совокупности знаний и образов, с которыми рождается каждый человек и которые разделяются всеми людьми благодаря опыту предков. Хотя люди могут не знать, какие мысли и образы находятся в их коллективном бессознательном, считается, что в моменты кризиса психика может подключиться к нему.

Итак, коллективное бессознательное, по Юнгу, — это одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемого опыта. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального — в том, что оно является общим. При этом само коллективное бессознательное — часть индивидуальной психики каждого человека. Это более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное.

Как прожить свою жизнь?

Главной задачей в этом является познать себя, приблизиться к своей самости, к ядру нашей личности, в которой мы настоящие. Это схоже с осознанием и принятием Я-реального. Не Я-идеального, того, кем хочу быть и кем стремлюсь быть, не Я-социального, того, кем меня видят или хотят видеть окружающие, а себя настоящего.

Самость – это мы реальные.

С недостатками, с достоинствами, со слабостями и талантами, с высокой степенью осознанности и, в тоже время, принятием своего бессознательного не как враждебной «темной» стороны, которая мешает нам жить, а как ресурс, как помощника, как неотъемлемую часть себя.


Фото автора Sam Lion: Pexels

Принятие своей самости – это отказ от войны с самим собой, обретение себя целостного, любимого и значимого.

Принятие себя реального, помогает:

  • обрести адекватную самооценку;
  • не бояться своих недостатков;
  • правильно расставлять приоритеты и цели;
  • обрести желанный социальный статус;
  • стремиться к постоянному саморазвитию.

Только познакомившись с самим собой, человек сможет отказаться от навязанных внешним миром целей и понять, чего же он хочет на самом деле. Это понимание – путь к развитию. Чем лучше мы понимаем себя, тем выше качество нашей жизни. Осознавая и принимая свои недостатки, мы перестает от них убегать, а либо учимся с ними жить и любить себя «неидеального», либо растем над собой, занимаемся саморазвитием и становимся лучшей версией себя.

В своем саморазвитии мы не сравниваем себя с другими, с «дочерью маминой подруги», мы не сравниваем себя с родителями и нас уже не задевает их фраза «вот я в твои годы…». Потому что самосознание помогает нам жить своей жизнью, помогает осознать свою уникальность и научиться гордиться ей.


Фото автора Olha Ruskykh: Pexels

Самость подсказывает нам не только путь саморазвития, она открывает для нас те сферы, где мы хотим самоутвердится, тот социальный статус, который мы хотим приобрести.

Хочешь ли ты быть матерью, или директором крупной фирмы, или заниматься творчеством, или путешествовать по Гималаям. Разобравшись в себе, ты начнешь ставить только те цели, которое принадлежат лично тебе, которые удовлетворяют твои желания и потребности.

Что такое архетип?

Архетип — это совокупность первобытных образов, понятий и идеалов, которые не имеют конкретного прототипа в памяти или личном опыте человека, а порождаются коллективным бессознательным. Архетипы передаются человеку от предков на подсознательном уровне через их опыт, сюжеты мифов и сказок, особенности воспитания, воспоминания.

Они проявляются в сновидениях, грезах, видениях, спонтанно определяют мышление и поведение человека. Если сказать другими словами: архетип – это врожденный, базовый «комплект психики», который наравне с инстинктами зашит в ее загадочных глубинах.

Считается, что архетип – очередная вариация на тему психотипов. Это не так. Стародавнее слово «архетип» происходит от термина «архе» – «первооснова», на которой, по мнению древнегреческих мыслителей, строится весь мир. В истории культуры, религии, философии, литературы этот термин также широко представлен. Например, производные слова встречаются в словах «монАРХ», «АРХангел», «патриАРХ».

Архетипами сегодня называют те подсознательные образы, которые:

  • Встречаются у разных народов мира и во всех периодах истории (Мудрец, Пророк, Хитрец).
  • Наделены набором положительных и отрицательных качеств, характерных для большинства культур.
  • Встречаются в живописи, литературе, скульптуре в виде узнаваемых символов (укрощенный огонь, брачный союз мужского и женского начала).
  • Отображаются в мифах, сказках, преданиях, легендах.
  • Влияют на эмоциональное состояние (Волшебник – радостное ожидание чуда).
  • Вызывают определенные чувства и мысли в отношении соответствующего объекта (Ребенок – радость общения, Мудрец – доверие).

Карл Густав Юнг: патриарх аналитической психологии.

На фоне других блистательных ученых швейцарский психиатр Карл Густав Юнг поражает своей продуктивностью. Заслуга Юнга в том, что углубил и расширил фрейдовскую теорию о влиянии бессознательного на действия человека, описал многослойность психики, ввел понятия архетипа и психологического типа в область медицины, психологии и психиатрии. Основным вкладом Юнга в аналитическую психологию стало то, что он наделил архетипы психологическим смыслом и сделал их паттернами (образцами) человеческого восприятия.

В рассуждениях о «коллективном бессознательном» и «личном бессознательном» Юнг также ссылается на древних философов: Платона, Аристотеля, Блаженного Августина. Но в своих работах он называл два вида бессознательного не конфликтующими, а взаимодополняющими структурами. По Юнгу:

  • Личное бессознательное – неосознаваемое содержание психики, которое черпает знания из индивидуального опыта человека.
  • Коллективное бессознательное – более глубинный слой, где «складируются» первичные образы-архетипы, существовавшие с незапамятных времен.

Сам по себе архетип и заключенную в нем силу нельзя однозначно назвать позитивным или негативным: важно, как их направить. Особенно в маркетинге, где зашифрованные послания стабильно увеличивают процент неосознанных покупок

Основные психотипы по Юнгу и его последователям

Исходя из анализа архетипов, Юнг и его приверженцы выделили такие основные психологические типы:

  1. Экстраверты и интроверты. Первые ориентированы на отношения с окружающими, а вторые – на собственный внутренний мир. Экстраверты характеризуются повышенной общительностью, легко проявляют инициативу и хорошо адаптируются в изменяющихся условиях. Интроверты замкнуты и неохотно идут на коммуникацию, так как собственные переживания, мысли и идеи для них интереснее. Они склонны к замкнутости и предпочитают уединение обществу других людей.

  2. По Честару выделяются сенситивы и интуитивы. Первые относятся к реалистам и хорошо ориентированы во внешнем мире за счет хорошей способности к анализу поступающей от органов чувств информации. Интуитивы больше склонны опираться на свою интуицию, которая для них намного ценнее фактического материала.

  3. Логики и эмоционалы. Первые опираются на строгую логику и анализ. Вторые же руководствуются в принятии решений чувствами и эмоциями. Эмоционалы отличаются особым тактом, склонностью к глубокой эмпатии и дипломатичностью в отношениях.

  4. Рационалы и иррационалы. Первые хорошо упорядочены — это люди организованные и ответственные. Именно рационалы желают контролировать все и всех. Иррационалы же всегда поступают спонтанно, будучи открытыми для любого нового опыта.

Развивая данную классификацию, основанную на архетипической модели, Кирси классифицирует людей на такие психотипы:

романтиков с мягкой манерой взаимодействия с окружающими;

любопытствующих логиков;

людей организованного типа, большое внимание уделяющих ответственности;

личностей играющего типа, которые максимально свободны в своих поведенческих проявлениях и жизненных установках.

В заключение можно сказать, что подобные классификации, основанные на архетипической природе человека, однозначно стоят пристального внимания профайлера и значительно расширяют его арсенал методов психодиагностики.

Как избавиться от Самости?

1. Быть искренним перед самим собой – находит и убирать первопричины самости и замкнутости.

2. Целенаправленно устранять закрытость и недоверие: заменят негативные убеждения (“я сам в этом мире”, “мне не нужна ничья помощь”, “никому верить нельзя”, др.) на позитивные (“я часть этого прекрасного мира, частичка Бога, творение Творца”, “я всегда един со своей Душой, с Богом и Силами Света“, “я доверяю Силам Света, своему Небесному Отцу” и тем людям, которые искренне желают мне блага”).

3. Обучение правильной Открытости и Чувствам:

4. Формирование истинной независимости и уверенности, которые могут прекрасно сочетаться с открытостью и доверием.

Нужно отметить, что далеко не всегда человеку самому удаётся докопаться до истинных причин своей самости и внутренней замкнутости, поэтому зачастую требуется помощь извне – работа с Наставником или Духовным Целителем. Со стороны всегда виднее, всегда, а особенно если смотрит профессионал, да ещё и с экстрасенсорными способностями.

Итог

В результате стоит уяснить следующие важные моменты:

  1. Архетип – это понятие, зародившееся в рамках школы аналитической психологии. Ее основал Карл Густав Юнг, когда обнаружил разногласия с учениями своего ментора Зигмунда Фрейда.
  2. Ближайшее понятие к архетипу – инстинкт.
  3. Архетип – это связующее звено между сознательным и бессознательным.
  4. Нельзя позволить, чтобы сознательная и бессознательная части психики абсолютно дифференцировались, а также чтобы архетипы сильно влияли на жизнь человека.
  5. Архетип – это основа мировой культуры. Все символы и образы возникли в результате воздействия архетипов, характеризующихся как бессознательные проявления, стремящиеся стать осознанными.
  6. Архетипы стремятся стать осознанными, реализоваться в жизни, если их подавлять, то они станут реализовываться в сновидениях, например.
  7. Существуют различные виды архетипов. Карл Юнг составил для них собственную классификацию и каждый из видов охарактеризовал. Стоит заметить, что описанием архетипов занимались и другие психологи.

Важно знать, каким архетипом обладает тот или иной человек, какой архетип в конкретной личности преобладает. Это позволит понимать сильные и слабые стороны личности

Как определить свой архетип? Можно, например, пройти один из онлайн-тестов. Для того чтобы получить максимально достоверные результаты, стоит пройти данные тесты на разных сайтах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: