Щедрость — благородные поступки
Одним из самых лучших качеств человеческого нрава является его способность оказать другим бескорыстную помощь в необходимой мере. Щедрость также проявляется в подарках, благотворительности, умении делиться. Это признак самого великодушия и доброты, прекрасная черта характера, которую необходимо развивать. Щедрая личность получает взамен душевное тепло, счастье, радость за окружающих. Осознает, что помощь другому, это дополнительный шаг к тому, чтобы сделать мир лучше, не ограничивает свое счастье ресурсами.
Щедрость является одной из самых лучших форм доброты, противоположностью эгоизму — одной из худших сторон нрава.
Проявляется щедрость не только в отдаче материальных благ, но и жертвовании своих сил, времени. В мире есть люди, которые просто не могут жить комфортно зная, что кому-то трудно, хотят помочь и сделать их жизнь лучше. Они готовы делиться тем, что есть у них прямо здесь и сейчас, а не когда-то, когда их положение окажется лучше, чем сегодня. Своевременная, пусть и небольшая щедрость гораздо ценнее, лучше, чем большая, но запоздалая.
Виды черт характера у человека
Для упрощения определения характера человека, в психологии разделяют виды черт в соответствии с их направленностью. Таким образом выделяют следующие группы:
Социальные
Социальный характер представляет собой четко выраженную систему направленности личности. Формирование социального характера и присущих ему черт происходит в процессе адаптации человека к социальной среде. К социальным чертам относят:
Экстраверсия. Данная черта предполагает общительность, настойчивость, открытость у человека. Он, как правило, открыт для всего нового и легко заводит друзей. Это условная “живая вечеринка” в компании, которая точно может стать душой компании и быть в центре внимания. Именно эта черта закладывается при первичной социализации человека в семье, то есть в процессе воспитания и коммуникации. Это крайне интересная черта характера, которая требует дополнительного изучения со стороны читателей и психологов.
Социальные факторы проваляются в процессе социализации
Эмоциональные
Под эмоциональными чертами подразумевают эмоциональную устойчивость, стабильность, преобладание определенного настроения. Эти черты связаны с уровнем принятия или непринятия воздействий, независимо от того, чем они обусловлены. Воздействия других людей, объектов, окружающей действительности. Такими чертами являются:
- Впечатлительность;
- Жизнерадостность;
- Сентиментальность;
- Страстность, экспрессивность;
- Вспыльчивость;
- Патриотизм;
- Гуманность;
- Доброжелательность;
- Оптимистичность.
Эмоции – одна из важнейших составляющих вашей личности
Волевые
Волевые черты проявляются вследствие сознательного регулирования поведения, отношения личности к деятельности. Определяют поведение личности в ситуациях, связанных с преодолением.
К волевым чертам относят:
- Самостоятельность;
- Решительность;
- Самообладание;
- Дисциплинированность;
- Организованность;
- Ответственность;
- Смелость;
- Выдержка.
Интеллектуальные
Это стойкие особенности умственных способностей личности. Интеллектуальные черты характеризуют отношение человека к познанию, творчеству. По этим чертам определяется склад ума, гибкость интеллекта, скорость мыслительных процессов, творческий подход. Сюда входят:
- Наблюдательность;
- Любознательность;
- Оригинальность, креативность;
- Продуктивность ума;
- Рассудительность, вдумчивость, осмотрительность.
Ваши умственные способности влияют на то, как будут проявлять ваши иные черты
Моральные
Моральные качества характера способствуют личностному самоопределению человека и представляют собой совокупность ценностей, мировоззрения, внутренних убеждений.
- Воспитанность, культура речи;
- Доброжелательное отношение к людям;
- Уважение;
- Аккуратность;
- Справедливость;
- Преданность.
По отношению к самому себе
По отношению к себе выделяют следующие черты:
- Самокритичность;
- Чувство собственного достоинства;
- Эгоизм;
- Эгоцентризм. Данная черта характера предполагает, что человек не может принять позиции других людей. Такие люди зациклены на собственном мнении и не готовы жертвовать им ради мнения или позиции других людей. Эти люди всегда уверены в своей правоте. Даже тогда, когда это не имеет практических оснований;
- Скромность;
- Тщеславие;
- Самомнение.
По отношению к окружающим
- Циничность. Если человек обладает такой чертой характера, то он, как правило, отрицает такие чувства как: любовь, сочувствие, бескорыстие и т.д. Это люди, которые смотрят исключительно на факты и часто отталкиваются от негативным сторон характера человека.
- Мизантропия. Данная черта характера является более приобретенной, то есть вторичной. Мизантропы презирают людей из их малые слабости и пороки. Эти люди не могут терпеть большие скопления людей и тесное общение с кем-либо, так как они видят во всех слабых особей;
- Отзывчивость;
- Замкнутость;
- Заботливость;
- Тактичность;
- Грубость;
- Вежливость.
По отношению к деятельности
По отношению к деятельности, труду выделяют входят черты, определяющие человеческую активность, в том числе и психомоторные черты:
- Энергичность;
- Активность;
- Неуклюжесть;
- Медлительность;
- Трудолюбие;
- Добросовестность;
- Лень;
- Аккуратность.
Черты характера в совокупности формируют неповторимую личность
Типы черт
Изучение теории черт продолжили ученики Олпорта. Одним из них был Г. Айзенк. Он считал, что все черты личности объединены в единую структуру, а также они имеют иерархию. Учёный выделил несколько типов черт. Давай их рассмотрим:
5 главных черт личности
Интроверсия
Интроверты, по мнению Айзенка, считаются более возбудимыми. Из-за этого они могут избегать различных социальных ситуаций, в которых могут быть неожиданные для них последствия.
Экстраверты, наоборот склонны искать ситуации, где смогли бы сильнее возбудиться.
Нейротизм
Люди, склонные к нейротизму, гораздо острее могут реагировать на раздражающие факторы.
Стабильность
У людей, обладающих стабильными чертами, реакция на раздражающие факторы будет более стабильной и устойчивой.
Психотизм
Высокий уровень психотизма, в крайних случаях, может привести к девиантному поведению.
Айзенк разработал собственную методику исследования по этим типам черт. Называлась она «Личностный опросник Айзенка». Эта методика помогла в развитии криминологии и психопатологии.
Могут ли характерные черты меняться со временем
Характерные для личности черты чаще всего остаются неизменными, поскольку их корни уходят в глубокое детство и юношеские годы. Под воздействием опыта, который переживает человек эти черты укрепляются и становятся частью не только его характера, но и самого естества.
Все же есть некоторые факторы, способные повлиять на изменение черт личностей. Среди них:
- Сильное психологическое потрясение. К причинам этого типа можно отнести негативные и позитивные события, которые происходят в жизни человека. Некоторые из них заставляют его расти духовно, менять взгляд на мир и привычные вещи. Среди таких психологических потрясений: рождение детей, смерть близкого человека, тяжелая болезнь, расставание с любимым человеком.
- Пережитый опыт. В зависимости от того, что именно переживает человек в течение своей жизни, его мировоззрение и отношение к окружающим его людям, вещам, может изменяться. Эти перемены в человеке возможны лишь в случае, если человек занимается самоанализом и приобретает мудрость.
- Изменение качества жизни, воздействие жизненных обстоятельств. Когда в жизни человека происходит что-то, что кардинально изменяет его быт, он может пересмотреть свою жизненную позицию и изменить свое отношение к ряду вещей. К таким обстоятельствам можно отнести смену работы и места жительства, тюремное заключение и другие.
- Кризис среднего возраста. Период, когда человек оценивает прожитые годы и достигнутые цели. Это может дать мотивацию и заставить заняться самоанализом.
- Финансовое благополучие. Отношение к деньгам во многом определяет то, как человек строит свою жизнь и распоряжается ею. Изменение материального состояния может изменить характерные черты личности в худшую или лучшую сторону.
- Страх смерти. Иногда к этой группе причисляют тяжелые болезни, ситуации, связанные с угрозой для жизни, фобии. Под страхом смерти человек остро осознает, что сделал правильно, а что – нет. Под влиянием этого фактора может произойти кардинальное изменение личности.
Для каждого человека катализатором изменений может стать индивидуальная причина. Чаще всего она вызывает множество эмоций, тяжелое психологическое состояние. Нередко сопровождается глубоким самоанализом.
Теория черт личности Р. Кеттела
Теория черт личности Рэймонда Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение.
Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Согласно Кеттелу черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела. Он выделял:
1) Поверхностные черты — исходные черты.Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве. Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности.
Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами. Эти факторы черт личности известны в связи со шкалой, которая теперь используется для их измерения: опросник Кеттела «Шестнадцать личностных факторов».
2) Конституциональные черты — черты, сформированные окружающей средой. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении.
3) Способность, темперамент и динамические черты. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Например, люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спокойно или истерично. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека.
4)Общие черты — уникальные черты.Как и Олпорт, Кеттел убежден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные. Общие черты — это такие, которые присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам. И напротив, уникальные черты — это такие, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок.
Модели личности
Как мы видим, есть много аспектов, которые участвуют в определении личности человека.
Таким образом, с целью изучения этой конструкции и определения основных черт личности людей в психологической литературе в последние годы появились различные модели..
Теории черт основаны на идее, что люди различаются по расположению своих черт, поэтому изучение основных «типов» личности может дать много информации о способах существования людей..
В этой статье мы сосредоточимся на разговоре о 5-факторной модели, которая определяет 5 основных качеств личности.
Однако ранее интересно кратко прокомментировать трехмерную модель Айзенка, которая постулирует только 3 основных черты личности.
Трехмерная модель Айзенка
Согласно теории Эйзенка, существует три основных и независимых измерения личности.
К ним относятся: экстраверсия против интраверсии, невротизм против эмоциональной стабильности и умственная стойкость против умственной слабости.
Каждая из этих функций определяет ряд характеристик, поэтому это зависит от того, с какой точки зрения человек, у него будет определенная личность.
Давайте посмотрим, как Айзенк определяет эти три фактора.
Относительно черты экстраверсии и интраверсии Эйзенк демонстрирует, как экстравертированные люди характеризуются как коммуникабельные, жизненные, активные, напористые, беззаботные, доминирующие и амбициозные..
Таким образом, человек с высокой чертой экстраверсии будет иметь эти характеристики в своей личности, в то время как человек с высокой чертой интроверсии будет характеризоваться противоположным.
Что касается черты невротизма против эмоциональной стабильности, Айзенк предлагает, чтобы люди с высокой чертой невротизма были беспокойными, депрессивными, с чувством вины, низкой самооценкой, постоянным напряжением, иррациональностью, лабильным и робким.
С другой стороны, люди, которые имеют противоположные характеристики в этой черте, будут определены как имеющие высокую эмоциональную стабильность.
Наконец, третья черта постулирует, что люди с высоким психотизмом имеют тенденцию быть агрессивными, холодными, эгоцентричными, безличными, импульсивными, антисоциальными, несимпатичными и недалекими..
Таким образом, Айзенк группирует характеристики личности в 3 широких черты, которые могут определять способ существования людей.
Вслед за этой теорией родилась теория Цукермана, которая постулирует 5 основных качеств личности вместо трех.
Теории личности в психологии
Данные теории занимаются изучением общих элементов поведения индивида. Их основу составляют вопросы, с помощью которых отечественные и зарубежные представители психологии и социологии составляют новые теории или совершенствуют старые. Сами вопросы заключаются в следующем:
- Механизм личностного развития – врожденный или приобретенный;
- Наиболее важный возрастной период его формирования;
- Доминирующие процессы личностной структуры – сознательные или бессознательные;
- Наличие свободы воли, контроль человека над своим поведением;
- Внутренний мир человека – объективное или субъективное понятие.
Когнитивная теория развития личности
Для данной теории характерно выявление основной черты развития личности — познавательных процессов, происходящих в процессе функционирования человека.
В основе данной теории лежит философская позиция – конструктивный альтернативизм.
Данная позиция придерживается мнения о том, что любая вещь в мире, явление, процесс неоднозначны и относительно каждой из них возможно существование двух и более мнений. Реальность – это осознание человеком процессов, происходящих вокруг него, и у каждого человека эти осознания уникальные и неповторимые. Ничто в нашем мире не является постоянным, окончательным и бесспорным. Все факты и события и весь опыт накопленный человечеством существует только лишь в сознании человека и существует множество способов их истолкования.
Согласно этому каждый человек воспринимает мир сквозь призму сформированных в его сознании моделей – конструктов и у каждого она уникальна и неповторима. Личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего.
Гуманистическая и когнитивная теории личности
Гуманистическая теория личности – это теория личности, в соответствии с которой основным источником развития личности является ее врожденное стремление к самоактуализации.
Гуманистическая теория личности опирается на два направления: «мотивационное» (А. Маслоу) и «клиническое» (К. Роджерс).
В соответствии с теорий К. Роджерса, психика человека включает в себя две ведущие тенденции, заложенные от природы:
- «самоктуализирующаяся тенденция» — содержит в себе те свойства личности, которые будут развиты в процессе жизнедеятельности;
- «организмичексий отслеживающий процесс» — это механизм по контролю за развитием личности человека.
В соответствии с теорий личности А.Г. Маслоу, в основе развития личности заложены потребности:
- физиологические (еда, питье, сон и т.д.);
- потребности в защищенности и безопасности;
- потребность в определенном социальном статусе и принадлежности;
- самооценка (компетенции, самоуважение, достоинства);
- потребности в самоактуализации (красоте, творчестве и т.д.)
Потребности, представляют собой пирамиду (от низменных к высшим). В основе данной пирамиды заложены физические потребности. Только с удовлетворением нижней потребности, индивид может испытать следующую потребность.
Когнитивная теория личности – это теория личности, разработанная Дж. Келии, в соответствии с которой основным источником развития личности является окружающая его внешняя среда и социум.
Теория личности Дж. Келии опирается на то, что интеллектуальные процессы оказывают значительное влияние на поведение человека и развитие его личности. Особое место отводится и познавательным процессам, которые формируют у каждого человека свою личностную структуру восприятия и понимая окружающего мира и социума.
Биография Гордона Оллпорта
Одна из историй Оллпорта всегда упоминается в его биографиях: в 22 года он побывал в Вене. ¡Ему удалось встретиться с великим Зигмундом Фрейдом! Придя в свой кабинет, Фрейд просто уселся в кресло и стал ждать, пока Гордон начнет. Через некоторое время Гордон уже не мог больше молчать и щелкнул наблюдением, которое он сделал, когда шел на встречу с Фрейдом. Он упомянул, что видел в автобусе маленького ребенка, который был очень зол, потому что он не сидел там, где раньше это делала пожилая женщина. Гордон думал, что это отношение было чему-то, чему ребенок каким-то образом научился у своей матери, женщины с очень элегантным типом и тех, кто кажется доминирующим. Фрейд вместо того, чтобы воспринимать комментарий как простое наблюдение, воспринял его как выражение более глубокого бессознательного процесса в сознании Гордона и сказал: «¿И этот ребенок был тобой?.
Этот опыт заставил Гордона понять, что глубокая психология вырыта слишком глубоко; так же, как он ранее понял, что бихевиоризм слишком много оставался на поверхности.
Олпорт он получил степень бакалавра в области психологии в 1922 году в Харварег, следуя по стопам своего старшего брата Флойда, который станет важным социальным психологом. Гордон всегда работал над развитием своей теории, изучая социальные вопросы, такие как предрассудки и создавая личностные тесты. Он умер в Кембридже, штат Массачусетс, в 1967 году..
Типы характера человека
Ученые в области психологии выдвигают различные классификации типов характеров.
По Кречмеру
Эрнст Кречмер (немецкий психолог и психиатр) разделил характеры на 3 главные группы, в каждой из которых выделил такие физиологические особенности:
- Астеники. Такие личности имеют худощавое телосложение, тонкие руки и ноги, слаборазвитую мускулатуру, шизотимический тип характера. Они упрямы, замкнуты, плохо адаптируются ко всему новому, боятся неизвестности.
- Атлетики. Их отличительная черта – крепкое тело и развитая мускулатура. Они спокойны, практичны, ответственны и властолюбивы. Атлетики добры к людям, редко проявляют агрессию или какие-либо другие сильные эмоции.
- Пикники отличаются плотным телосложением. Многие из них страдают из-за лишнего веса. Чаще всего их пропорции такие: крупная голова, короткая шея, некрупные черты лица. Они общительны, быстро адаптируются к окружающим условиям.
По Юнгу
Карл Юнг (швейцарский психиатр и психолог) создал классификацию характеров, которая отличается простотой и глубиной. Она основывается на взаимодействии подсознания и сознания, насчитывает 3 вида характеров:
- Экстраверты. Они деятельны и эмоциональны, любят вовлекаться в различные процессы, контактировать с людьми, быть в центре внимания. Они приятны в общении, веселы и открыты, имеют позитивный взгляд на жизнь. Экстравертированный тип личности активно участвует в общественной деятельности, у него хорошо развиты организаторские способности.
- Интроверты. Такие люди чаще ориентируются на собственную интуицию, ощущения и переживания. Другим не всегда легко понять интровертов, поскольку те живут в своем собственном мире. Они замкнуты, склонны к глубокому анализу событий, мнительны и любят проводить время в одиночестве.
- Амбиверты. Соединяют в себе черты 2 предыдущих групп. Они любят быть на виду, в то же время им необходимо личное пространство. Амбиверты обладают сильными аналитическими качествами, богатым внутренним миром, любят находиться наедине с собой. Им свойственна харизма, остроумие и веселый нрав.
Карл Юнг разделил людей на экстравертов, интровертов и амбивертов.
По Лоуэну
Александр Лоуэн (американский психотерапевт и психоаналитик) выделял следующие типы характеров:
- оральный – проявляется как зависимость от чужого мнения, инфантильность, боязнь быть неугодным и отвергнутым, постоянная потребность в одобрении;
- мазохистический – отличается любовью к страданиям, чувственностью, проникновенностью;
- шизоидный – гипертрофированные эмоции, спутанные мысли, несоответствие чувств их проявлениям;
- истероидный – большие амбиции, стремление все держать под своим контролем, бурные эмоциональные реакции, высокомерие по отношению к другим людям;
- нарциссический – целеустремленность, высокая адаптивность и энергичность, агрессивность, самоуверенность;
- психопатический – властолюбие, стремление контролировать все вокруг, обеспокоенность собственной внешностью.
Теория черт в кросс-культурном использовании
Культуры широко известны и принимаются как разные в разной степени. Это может затруднить изучение личности, поскольку значение и выражение черт могут быть разными в рамках культурных групп. Теория черт использует иерархию черт, чтобы отделить культуру от черт; можно сказать, что культура игнорируется, чтобы сосредоточиться на индивидуальных чертах и на том, как они связаны с человеком. Теория черт Гордона Олпорта не только служила основополагающим подходом в психологии личности, но также продолжает рассматриваться и обсуждаться другими дисциплинами, такими как антропология, из-за того, как он подошел к культуре в рамках теории черт.
Теория черт имеет тенденцию сосредотачиваться на человеке, а не на ситуации, в которой он находится. Этот фокус ослаблен в современных исследованиях, позволяя учитывать внешние факторы вне себя. По мере того, как фокус становится более расслабленным (но все же заметным, поскольку это основная часть теории), исследования расширяются.
Черты и свойства личности
Под чертами или свойствами личности подразумеваются человеческие характеристики, которые обозначают глубинные (внутренние) особенности конкретного индивида. Это касается как поведения в социуме и умения общаться, так и особого реагирования на различные жизненные ситуации в аспекте долговременных контактов. Природа личностных черт и биологическая (врождённая), и ситуативная (зависит от обстоятельств).
Создание полного и, тем более, правильного перечня личностных черт невозможно. Во-первых, потому что он может быть бесконечным, как количество людей на планете. Во-вторых, всегда возможен произвольный характер личностных свойств. Свойства личности с точки зрения видимости проявляются разными способами: через черты характера и темперамент, интересы и привычки, развитые способности и стиль деятельности конкретного человека.
Темперамент, как важное свойство личности, описывает то, как человек что-либо делает (а не то, что делает). Темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности
В зависимости от её устройства, специалисты выделяют 4 основных типа темперамента.
Холерический — это быстрая, громкая речь, порывистость движений, хорошо выраженная мимика. Человек-сангвиник имеет те же самые черты, но в менее выраженной форме. Представители этих двух типов, как правило, оптимисты по жизни.
Флегматику требуется длительное время для ответной реакции. Представители этого типа темперамента хорошо переносят монотонные нагрузки (работа на конвейере). Установлено, что флегматики в браке совместимы со всеми темпераментами. Меланхолика можно узнать из целой толпы людей по выражению печали и скорби на лице (в народе его принято называть маска «Пьеро»). Меланхолики — вечные и неисправимые пессимисты.
Темперамент является физиологической основой характера. Характер же — приобретаемое качество. Характер описывается через систему отношений человека к 4 структурам:
к себе (себялюбие, эгоцентризм)к людям (общительность, агрессивность)к деятельности (трудолюбие, лень)к вещам (жадность, аккуратность)
Стержнем характера является воля — человеческая способность заставить себя делать то, что нужно в жизненной ситуации.
Способности — те индивидуальные психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, позволяют быстро и легко выполнить определённый вид деятельности. Фундаментом способностей является соотношение наследственного и социального. Способности формируются, развиваются в процессе деятельности человека. Способности могут быть общими — мыслительные, речевые и пр. А также специальными (математические, музыкальные, творческие и т.п.).
Эмоции
Почему так важно понимать и познавать свои эмоции? Ответ прост: для того, чтобы ими управлять! Ведь переживание эмоций и их познание — понятия не тождественные. Переживание эмоций не даёт ключ к их управлению, в то время как их познание позволяет разобраться в себе
Для того, чтобы управлять эмоциями, человек должен знать, как они устроены, в результате каких актов души они появляются и продолжают существовать, несмотря на явные попытки их скрыть.
Мотивы и потребности. Потребность — это состояние, переживаемое, как нужда организма в чём-то. Могут быть биологическими, физиологическими, социальными и пр. Когда появляется предмет, на который направлена человеческая потребность, то возникает мотив.
Мотив — это то, что побуждает нас к активности. Мотивы могут быть внешние («кнут и пряник») и внутренние (интерес, любопытство и пр.) Если человек принял решение серьёзно и внимательно подойти к вопросу изучения себя как личности, следует развивать свои способности управления потребностями. А для этого надо отчётливо понимать, какие потребности преобладают, что движет этими желаниями.
Направленность — устойчивая система целеполагания, которая определяет и регулирует жизнедеятельность человека. Направленность выражается несколькими формами: бессознательная направленность, склонности, интересы, цели и мотивы, взгляды и убеждения, мировоззрение.
Все вышеперечисленные понятия и есть психологические характеристики личности, её свойства. На их основе можно составить собственный психологический портрет, который поможет лучше узнать себя.
Примеры основных черт характера
Характер состоит из различных черт, и они не всегда оказываются исключительно хорошие или исключительно плохие. Дело в том, что некоторые черты характера могут проявляться в различных ситуациях по-разному, поэтому и воспринимаются они не всегда однозначно. Но давайте рассмотрим самые основные черты, которые встречаются в людях наиболее часто.
Положительные, отрицательные и нейтральные черты характера – таблица
Положительные | Отрицательные | Нейтральные |
Аккуратность | Агрессивность | Активность |
Благородство | Безответственность | Бодрость |
Верность | Меркантильность | Восприимчивость |
Гуманность | Гордыня | Дисциплинированность |
Доброжелательность | Жадность | Скептицизм |
Жизнелюбие | Жестокость | Задумчивость |
Искренность | Злость | Консервативность |
Коммуникабельность | Лживость | Маскулинность |
Любознательность | Мстительность | Развитая интуиция |
Мужественность | Надменность | Необычность |
Надежность | Нарциссизм | Скромность |
Остроумие | Обидчивость | Терпеливость |
Пунктуальность | Ревность | Умеренность |
Решительность | Самоуверенность | Чувство юмора |
Сочувствие | Малодушие | Широта кругозора |
Трудолюбие | Эгоизм | Умение понимать |
Таблица оценки черт характера
Функциональная автономия
Оллпорт не верил, что смотрит на прошлое как на способ понять настоящее человека. Эта вера имеет наибольшее доказательство в концепции функциональная автономия: ваши текущие мотивы не зависят (автономны) от их происхождения. Например, не имеет значения, почему вы хотели стать врачом или почему у вас появилось это пристрастие к оливкам или острому сексу; вопрос в том, что ¡это способ существования, который у вас есть сейчас!
Функциональная автономия имеет две формы: первая настойчивая функциональная автономия. По сути, это относится к привычкам (поведению, которое больше не служит их первоначальным целям, но все еще остается в силе). Например, вы могли начать курить как символ подросткового восстания, но теперь вы не можете бросить курить. ¡потому что вы просто не можете отказаться от него! У социальных ритуалов, таких как «Иисус или здоровье», когда кто-то чихает, была причина (¡во время чумы чихание издалека было более серьезным признаком, чем сегодня!), но все еще продолжается сегодня, потому что связано с формой образования.
правильная функциональная автономия это нечто более направленное на себя, чем привычки. Значения являются наиболее распространенным примером. Может быть, вы были наказаны за эгоистичность, когда были маленькими. Это действие ни в коей мере не умаляет значимости щедрости сейчас; скорее, ¡это стало ценностью для вас!
Теперь вы, вероятно, можете видеть, что идея Олпорта о функциональной автономии, возможно, возникла из-за его разочарования Фрейдом (или бихевиористами). Конечно, это можно интерпретировать как защитное убеждение со стороны Оллпорта..
Идея функциональной автономии (ценностей) побудила Олпорта и его последователей Вернона и Линдзи разработать категорию ценностей (в книге под названием Изучение ценностей (Исследование Ценностей), 1960, и Тест Ценности (тест):
- Теоретик — ученый, например, ценит правду.
- Экономический — бизнесмен оценил бы полезность.
- Эстетический — художник естественно ценит красоту.
- Социальный — медсестра может сильно любить людей.
- Политик — политик будет ценить власть.
- Религиозный — монах или монахиня, вероятно, ценит единицу.
Конечно, у большинства из нас есть некоторые из этих значений более умеренным способом, и мы даже оценили бы некоторые из этих значений как отрицательные. Существуют более современные тесты, которые помогают детям найти профиль своей карьеры, которые имеют похожие размеры.
Теории личности в психологии
Данные теории занимаются изучением общих элементов поведения индивида. Их основу составляют вопросы, с помощью которых отечественные и зарубежные представители психологии и социологии составляют новые теории или совершенствуют старые. Сами вопросы заключаются в следующем:
- Механизм личностного развития – врожденный или приобретенный;
- Наиболее важный возрастной период его формирования;
- Доминирующие процессы личностной структуры – сознательные или бессознательные;
- Наличие свободы воли, контроль человека над своим поведением;
- Внутренний мир человека – объективное или субъективное понятие.
Особенности характера мужчин и женщин
Огромную роль в формировании характера играет половая принадлежность человека. Не только особенности пола развивают те или иные качества, но и общественное мнение. Стандартные черты характера мужчины:
- Лидерство;
- Способность защищать;
- Внутренняя сила;
- Надёжность;
- Верность;
- Ответственность.
Женщины руководствуются больше интуицией и чувствами, чем разумом, они более разговорчивы, мягки в общении, хитры. Безусловно, в большинстве случаев женщины и мужчины соответствуют своим гендерным характеристикам. Но до сих пор не изучено в деталях, что больше влияет на формирование гендерных черт – природа или воспитание.
Часто мужчинам и женщинам приходится исполнять ту роль, которую навязывает им общество. Например, средневековое общество предписывало женщине быть скромной, послушной родителям и мужу. Современность требует от женщины большей независимости.
В мире полно мужчин и женщин, не соответствующих принятым характеристикам. Многие девушки обладают лидерскими и организаторскими способностями. И, наоборот, большое количество мужчин деликатны, не агрессивны и эмоциональны.