Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование

Введение

Знания 
играют важную роль в нашей жизни 
и научные методы приобретения знаний
очень разнообразны, но тесно связанны
друг с другом.

Рациональные 
суждения традиционно делят на дедуктивные 
и индуктивные. Вопрос об использовании 
индукции и дедукции в качестве методов 
познания обсуждался на протяжении всей
истории философии. В отличие 
от анализа и синтеза эти методы
часто противопоставлялись друг
другу и рассматривались в 
отрыве друг от друга и от других
средств познания.

В
современном научном познании индукция
и дедукция всегда оказываются переплетёнными
друг с другом. Реальное научное 
исследование проходит в чередовании 
индуктивных и дедуктивных методов 
противопоставление индукции и дедукции
как методов познания теряет смысл,
поскольку они не рассматриваются 
как единственные методы. В познании
важную роль играют другие методы, а 
также приемы, принципы и формы (абстрагирование,
идеализация, проблема, гипотеза и т.д.).
Так, например, в современной индуктивной 
логике огромную роль играют вероятностные 
методы. Оценка вероятности обобщений,
поиск критериев обоснования 
гипотез, установление полной достоверности 
которых часто невозможно, требуют 
всё более утончённых методов 
исследования.

Актуальность 
данной тематики обусловлена тем, что 
индукция-дедукция играют важную роль
как в философском, так и в 
любом другом познании, и понимаются
как синоним всякого научного
исследования.

В чем отличие дедукции от индукции?

Дедукция в философии — особый способ мышления, используя который человек делает логические выводы, основываясь на общей информации и выбирая из нее наиболее подходящий ситуации вариант развития событий. Применение дедуктивного метода требует умения составлять логические цепочки, в которых из одного явления последовательно вытекает второе. Этот способ обработки информации получил известность благодаря книгам о Шерлоке Холмсе, который использовал его для раскрытия преступлений.

О дедукции было известно еще мыслителям античного периода. Дедукция использовалась в философии для формирования умозаключений на основании уже имеющихся знаний. У каждого философа было свое представление о правильной дедукции. Например, Декарт называл дедукцию интуитивным способом получения информации, который в результате продолжительных размышлений, обязательно приводит к единственной правильной версии. Лейбниц полагал, что дедукция — единственный способ достичь истинного знания.

Дедукция превосходит большинство методов, поскольку выполняет такие функции:

  • помогает быстрее найти верное решение;
  • используется в тех областях, знания о которых поверхностны;
  • способствует развитию логического мышления;
  • помогает анализировать гипотезы, оценивая их правдоподобность;
  • ускоряет мышление.

К минусам дедуктивного метода относятся:

  • невозможность применять метод для изучения новых явлений;
  • некоторые частные случаи очень сложно привести к общему знаменателю;
  • полученные, благодаря дедукции, знания сложнее усвоить, поскольку человек получает готовый ответ, не утруждая себя сбором предварительной информации.

Использование дедукции в философии позволяет быстро и достоверно проверять информацию при условии правильного употребления законов логики.

Тесты, наиболее часто используемые при приеме на работу

Термин «тесты на индуктивное мышление» используется для теста SHL по проверке способностей. Тесты данного формата от других компаний могут называться по-разному, например: тесты на логику, образное мышление, абстрактное мышление. Это может ввести кандидата в заблуждение. Хорошим решением в данной ситуации будет обратится к компании, которая пригласила вас сдать тест. Скорее всего, вам предоставят примеры вопросов и другую полезную информацию.

Тест SHL на индуктивное мышление.

SHL является крупнейшим издателем тестов для оценки способностей кандидатов при приеме на работу. Тесты отличаются в зависимости от уровня и в среднем занимают порядка 25 минут. Вопросы состоят из последовательности символов, которые следуют логическому правилу. Кандидату нужно определить, какой из символов, среди предложенных вариантов ответов, подходит для того, чтобы занять следующее место в последовательности. Тесты SHL содержат короткую версию, которая используется работодателями для повторной проверки результатов тестирования при необходимости убедится в результате, продемонстрированном кандидатом.

Тест Kenexa на логику.

Kenexa принадлежит IBM и является одним из крупнейших издателей тестов при приеме на работу. Их серия тестов по оценке кандидатов содержит тест на логику, схожий с тестом SHL на индуктивное мышление. Как и в тесте SHL, кандидату нужно определить символ, соответствующий общей логики последовательности. Ограничение по времени составляет 20 минут для решения 25 вопросов, но может отличаться в зависимости от уровня сложности.

История появления термина

Впервые термин «индукция» упоминается в работах Сократа. Но он вкладывал в него иное значение. Сократ называл индукцией познание, заключавшееся в поиске общего определения для описания нескольких частных случаев. Аристотель описывает индукцию, как сравнительное умозаключение, при котором мыслительный процесс оценивает частные случаи и приводит их к общему знаменателю. Мыслитель противопоставлял индукцию силлогизму, направленному на поиск усредненного значения.

В эпоху Возрождения наследие Аристотеля переоценивается и критикуется. В научных кругах силлогизм, как метод исследования, отрицается, а индуктивный метод считается единственным способом получения достоверной информации. Создателем современного индуктивного метода считается Ф. Бэкон. Он отказывается от использования силлогизма, но при этом его теория индукции вовсе не противоречит силлогизму. В основе индуктивного метода Бэкона, лежит принцип сравнения. Чтобы прийти к заключению, необходимо провести анализ всех случаев и вывести закономерность, т. е. сделать обобщение.

Следующей попыткой отказаться от силлогизма в пользу индукции было исследование Дж. Милля. Он полагал, что для получения силлогического заключения необходимо идти от частного к частному, не стремясь к общему. Индуктивное заключение видится ему анализом явлений одного порядка. Все умозаключения требуют применения четырех методов:

  1. Метод согласия. Если у исследуемых явлений есть хотя бы один общий признак, вероятно, он является первопричиной.
  2. Метод различия. Если у двух сравниваемых случаев имеется только одно различие, а в остальном они сходны, то это различие — причина явления.
  3. Метод остатков. Для той части явления, которую невозможно объяснить очевидной причиной, необходимо искать обоснование среди оставшихся версий. На первый взгляд они часто кажутся невероятными, но одна в конечном итоге окажется достоверным объяснением.
  4. Метод соответствующих изменений. Если несколько явлений изменяются под влиянием одного обстоятельства, вероятно, между ними есть причинная связь.

Примечательно, что методы, которые Бэкон представляет, как индуктивные, имеют дедуктивную составляющую. В частности, метод остатков работает по принципу исключения версий, продвигаясь от общего к частному.

Отличие дедуктивного метода от индуктивного

Индуктивный метод получения знаний или предположений основан на переходе от частного (мелких предпосылок) к общему
. В качестве точки отсчета, чтобы сделать вывод, берутся какие-то конкретные признаки неизвестного явления. Например, если у человека наблюдаются повышенная температура, кашель, озноб, значит — у него грипп (простуда). Человек в рассуждениях идет от части к целому. В данном случае от разрозненных симптомов к определению болезни.

С точки зрения дедуктивного метода это неправильно. Прежде всего надо охватить картину в целом, а для этого надо ввести обобщающий компонент – «простудное заболевание». Например, если у человека грипп, то, следовательно, у него должны наблюдаться все соответствующие симптомы. Но чтобы получить процедуру вывода, необходимо владеть обширной базой знаний. Дедуктивное мышление более обобщающее, глобальное и выражается в наиболее формальном виде цепочки логических выводов. Индуктивное относится больше к интуитивным прозрениям, субъективным предчувствиям.

Иногда в единую ситуацию объединяют сразу несколько разных фактов, которые дробятся на единичные признаки и ссылки к доказательствам.

  • от частного к общему – индукция;
  • от общего к частному – дедукция.

Однако, получение общего знания (закона) происходит с помощью близкого рассмотрения частных случаев, их объединения, то есть методом индукции.

То есть дедуктивный и индуктивный подход взаимнообусловлены и сначала, до определения общего закона и признака различных явлений, цепочка выводов движется «снизу вверх» (индуктивный подход), а в дальнейшем, после нахождения общего признака для частных случаев — «сверху вниз» (дедуктивный подход).

  1. Старайтесь достраивать полную картину ситуации и характеров людей до мелочей
    . Не упускайте ни одной детали, даже если она, на первый взгляд, не очень значительная. Читая книгу, постарайтесь следить за описанием персонажей, за их мотивами, вставками и оговорками автора, основную сюжетную линию отставьте на второй план. Таким образом, вы просчитаете исход событий, развязку романа до того, как вы её прочтете.
  2. Старайтесь заинтересоваться любой информацией
    , будь то художественная литература, учебник по теории или просто статья в газете. Стремитесь быть в курсе мировых и местный новостей, чтобы планировать свои дела, опираясь на происходящее. Учитесь запоминать важные факты, цифры, символы, которые могу пригодиться в прогнозах, спорах. Подкрепляйте личные гипотезы именно достоверными сведениями, не полагаясь только на интуицию.
  3. Развивайте гибкость мышления
    . Не держитесь за одну какую-то теорию (мысль). Старайтесь разработать другой принцип работы или план ситуации. Не отвергайте советы друзей и посторонних. Сравнивайте между собой рассказанные версии, чтобы расширить представления о данном событии. Не бойтесь задавать вопросы собеседнику.
  4. Научитесь читать невербальные знаки
    , которые человек использует в разговоре. Попробуйте понаблюдать за мимикой, жестами, позой, настроением, поступками собеседника. Направление взгляда собеседника также является невербальным паралингвистическим знаком. Возможно, все эти элементы целостного поведения станут скрытым, мотивационным контекстом для речевых элементов (слов).
  5. Развивайте логическое мышление в целом
    . Тренируйте ум, разгадывая головоломки, кроссворды, решайте задачи. Приобретите книгу, где описаны задачи на логику. Занимайтесь онлайн.
  6. Старайтесь обобщать сведения и факты более глобально
    : проследить закономерности не только внутри одного явления или ситуации, а установить связи между двумя-тремя явлениями.
  7. Одним из человеческих инстинктов – любопытство
    . Будьте во всем любопытны. Не отвергайте ранее неизвестную информацию, даже если она не соответсвует вашим текущим представлениям. Постарайтесь в ней разобраться. Интересуйтесь всем, что вас окружает – разговоры различных людей на улице, внешний вид, характеры, специфику словарного запаса.

Индуктивный метод Бэкона

Он представлен в работе «Новый Органон». Бэкон был крайне недоволен состоянием наук в свой период. В этой связи он решил обновить приемы изучения природы. Бэкон полагал, что это позволит не только сделать надежными существующие науки и искусства, но и даст возможность открыть новые, неизвестные человеку дисциплины. Многие ученые отмечали незавершенность и смутность изложения концепции. Существует распространенное заблуждение о том, что индуктивный метод в «Новом Органоне» представлен в качестве простого пути изучения от конкретного, единичного опыта к общезначимым положениям. Однако такая модель использовалась и до создания этого труда. Бэкон в своей концепции утверждал, что никто не сможет отыскать природу объекта в нем самом. Изучение необходимо расширять до масштаба «общего». Объяснял он это тем, что элементы, скрытые в одних вещах, могут иметь обычную и явную природу в других.

Примеры дедуктивной логики в романе Конан Дойля и сериале МакГигана «Шерлок Холмс»

Что такое дедукция в художественной интерпретации Пола МакГигана становится понятно на следующих примерах. Цитата, олицетворяющая дедуктивный метод из сериала: «Выправка у этого человека, как у бывшего военного. Лицо загорелое, но это не его оттенок кожи, так как запястья у него не такие смуглые. Лицо уставшее, как после тяжелой болезни. Держит руку неподвижно, скорее всего, был когда-то ранен в нее». Здесь Бенедикт Камбэрбеч использует метод заключения от общего к частному.

Часто дедуктивные заключения бывают настолько урезанными, что о них можно только догадываться. Восстановить дедукцию в полной мере, с указанием двух посылов и вывода, а также логических связей между ними бывает затруднительно.

Цитата из детектива Конан Дойля: «Благодаря тому, что я так давно использую дедуктивную логику, умозаключения возникают в моей голове с такой скоростью, что я даже не замечаю промежуточных выводов или взаимосвязей между двумя положениями».

Тесты, наиболее часто используемые при приеме на работу

Термин «тесты на индуктивное мышление» используется для теста SHL по проверке способностей. Тесты данного формата от других компаний могут называться по-разному, например: тесты на логику, образное мышление, абстрактное мышление. Это может ввести кандидата в заблуждение. Хорошим решением в данной ситуации будет обратится к компании, которая пригласила вас сдать тест. Скорее всего, вам предоставят примеры вопросов и другую полезную информацию.

Тест SHL на индуктивное мышление.

SHL является крупнейшим издателем тестов для оценки способностей кандидатов при приеме на работу. Тесты отличаются в зависимости от уровня и в среднем занимают порядка 25 минут. Вопросы состоят из последовательности символов, которые следуют логическому правилу. Кандидату нужно определить, какой из символов, среди предложенных вариантов ответов, подходит для того, чтобы занять следующее место в последовательности. Тесты SHL содержат короткую версию, которая используется работодателями для повторной проверки результатов тестирования при необходимости убедится в результате, продемонстрированном кандидатом.

Тест Kenexa на логику.

Kenexa принадлежит IBM и является одним из крупнейших издателей тестов при приеме на работу. Их серия тестов по оценке кандидатов содержит тест на логику, схожий с тестом SHL на индуктивное мышление. Как и в тесте SHL, кандидату нужно определить символ, соответствующий общей логики последовательности. Ограничение по времени составляет 20 минут для решения 25 вопросов, но может отличаться в зависимости от уровня сложности.

Исторический экскурс

Понятие «индукция» впервые было выделено в Древней Греции. Местные философы отличались особым интересом к познанию человеческого мозга и принципов его работы. Кто является основоположником индуктивного метода мышления?

Первым упомянул в своих работах этот способ Сократ. Он в своих изысканиях индукцию трактовал иначе. В его понимании, несколько исследуемых признаков могут указывать на разные выводы. За ним Аристотель индуктивным мышлением назвал сравнительный анализ признаков и вывод, основанный на полученном из них общем показателе. Философ противопоставлял индукции силлогизм, как поиск усредненного признака. В эпоху Возрождения эта теория подверглась резкой критике.

Силлогизм вообще перестали изучать как метод исследования получения достоверной информации. Индукцию считали самым верным способом определения истины. Современное понятие этого метода определил Фрэнсис Бэкон. Силлогизм, по его мнению, не заслуживает доверия. Однако понятие индуктивного мышления в его трактовке силлогическому не противоречит. Основу метода Бэкона составляет сравнение. Ученый считал, чтобы прийти к достоверному заключению о чем-либо, необходимо проанализировать все имеющиеся признаки и выявить схожесть. После объединить данные и получить четкую картину видения истинной сути события.

Следующим, кто внес вклад в изучение индуктивного способа мышления стал Джон Милль. Сторонник теории о том, что метод силлогизма не должен объединять схожие признаки. Правильнее будет рассматривать каждый из них в индивидуальном порядке. Индуктивное мышление он характеризовал как изучение однородных признаков одного явления. Выводы на основе общих признаков делаются путем следующих методов:

  1. Согласие. Если у нескольких явлений есть один общий признак – он их причина.
  2. Различие. Если у двух явлений среди массы схожих признаков есть одно отличие – это их причина.
  3. Остатки. После изучения всех признаков явления остаются те, которые не возможно отнести к его причинам на первый взгляд. Несмотря на то, что они кажутся порой абсурдными, часто один из них и есть причина изучаемого явления.
  4. Соответствие изменений. Когда различные явления меняются под действием одного обстоятельства – оно несет в себе суть причины.

Как видно из методов изучения, теория Бэкона основана на принципах дедукции. Метод остатков, например, где вывод строится из частных признаков.

Реально ли это

Начать стоит с обнадёживающего. Способности Шерлока Холмса абсолютно реальны. И вообще, легендарный персонаж был списан Конан Дойлем с живого человека — профессора Эдинбургского университета Джозефа Белла. Он был широко известен благодаря своему умению по мелочам угадывать характер человека, его прошлое и профессию. С другой стороны, существование одного реального выдающегося человека не гарантирует успех всем, кто попытается повторить его достижения. Овладеть способностями, сравнимыми со способностями Холмса, невероятно сложно. При другом раскладе полицейские Скотленд-Ярда не бегали бы на Бейкер-стрит за подсказками, верно?

Проверка теории

Обычно считается, что стандартным методом проверки теорий является прямая экспериментальная проверка (эксперимент — критерий истины). Однако часто теория не может быть проверена прямым экспериментом (например, теория происхождения жизни на Земле), или такая проверка слишком сложна или дорога (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым путем. Эксперимент, но по наличию предсказательной силы — то есть, если из него следуют неизвестные / ранее незамеченные события и при внимательном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует. 

На самом деле отношения теория — эксперимент более сложны. Поскольку теория уже отражает объективные явления, ранее проверенные экспериментально, сделать такие выводы невозможно. В то же время, поскольку теория построена на основе законов логики, то возможны выводы о явлениях, не установленных ранними экспериментами, а проверенные практикой. Однако эти выводы уже надо называть гипотезой, объективность которой, то есть перевод этой гипотезы в ранг теории, подтверждается экспериментом. В этом случае эксперимент не проверяет теорию, а уточняет или расширяет положения этой теории.     

Подводя итог, можно сказать, что прикладная цель науки состоит в том, чтобы предсказать будущее как в наблюдательном смысле — описать ход событий, на которые мы не можем повлиять, так и синтетическим способом — создать желаемое будущее с помощью технологий. Образно говоря, суть теории состоит в том, чтобы связать воедино косвенные улики, вынести вердикт прошлым событиям и указать, что произойдет в будущем при соблюдении определенных условий. 

Теория как особая форма научного знания

Теория — совокупность умозаключений, отражающих объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности. Таким образом, теория — это интеллектуальное отражение реальности. Теоретически каждый вывод выводится из других выводов, основанных на некоторых правилах вывода. Способность предсказывать — это следствие теоретических построений. Теории формулируются, развиваются и проверяются научным методом.    

Теория — это учение, система идей или принципов. Это совокупность обобщенных положений, из которых состоит наука или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в пределах которой отдельные концепции, гипотезы и законы теряют былую автономию и становятся элементами целостной системы.  

Существуют и другие определения теории, в которых таковым называется любой вывод, независимо от объективности этого вывода. В результате различные гипотетические конструкции часто называют теорией, например, теорией геосинклиналей и т. д. Это можно рассматривать как попытку придать вес этой гипотетической конструкции, то есть как попытку ввести в заблуждение.  

В чистых науках теория — это произвольный набор предложений некоего искусственного языка, характеризующийся точными правилами построения выражений и их понимания.

Любая теория выполняет ряд функций. Обозначим наиболее значимые функции теории: 

  1. теория предоставляет пользователю концептуальные структуры;
  2. теоретически терминология разрабатывается;
  3. теория позволяет понять, объяснить или предсказать различные проявления объекта теории.

Звуковые или необоснованные аргументы

При дедуктивном рассуждении аргументы могут быть действительными или недействительными, звуковыми или необоснованными. Если логика верна, т. Е. Вывод вытекает из предпосылок, то аргументы действительны. Однако действительные аргументы могут быть здравыми или необоснованными. Если предпосылки, использованные в действительном аргументе, являются истинными, то аргумент является правильным, в противном случае он несостоятельный.

Например,

  1. У всех мужчин по десять пальцев.
  2. Джон мужчина.
  3. Поэтому у Джона десять пальцев.

Этот аргумент логичен и действителен. Однако в посылке «У всех мужчин по десять пальцев». неверно, потому что некоторые люди рождаются с 11 пальцами. Поэтому это необоснованный аргумент

Обратите внимание, что все недопустимые аргументы также несостоятельны

Что такое дедуктивный метод и как он работает?

Дедукция — это способ мышления, при котором основной вывод получается от общих рассуждений к частным. Напомним ситуацию, которая описана в знаменитом рассказе о Шерлоке Холмсе «Знак четырех». Завязка была в следующем: друг Шерлока Холмса, доктор Ватсон, решил проверить, какие выводы он может делать, наблюдая достаточно простые вещи. Ватсон дает Шерлоку Холмсу свои часы и говорит: «Что вы можете сказать, анализируя такой предмет, как часы?»:

видя старинные часы с выгравированными инициалами «Г. У.», сыщик понимает, что они семейные и, скорее всего, были приобретены отцом Ватсона;
в то время часы считались драгоценной вещью и передавались по наследству, по правилам — старшему сыну. Но часы появились у Ватсона недавно, хотя отец умер много лет тому назад

Значит, у Ватсона был старший брат;
на крышке часов вмятины, следовательно, брат был неаккуратный (особенно если учесть важность такого подарка, как памятные часы от умершего отца) и т.д.

Как видите, знаменитый сыщик просто анализировал общие факты и применял их к частной ситуации, к часам доктора Ватсона. Что интересно, после того, как сыщик поделился с другом своими умозаключениями, тот пришел в такой шок от точного ответа, что обвинил Шерлока в шпионаже. Мол он заранее все прознал и теперь пользуется ситуацией.

Причина такой реакции достаточно проста. В своем уме Холмс проделал достаточно большой анализ и произвел не менее огромный логический вывод. Поэтому, зная исключительно начальный шаг вывода («Что вы можете сказать, анализируя такой предмет, как часы?») и конечный результат (который Холмс озвучил Ватсону), но при этом не видя каждый отдельный, промежуточный шаг (процесс формирования вывода: выгравированные инициалы — отец Ватсона, вмятины — неаккуратность и т.д.), итоговому умозаключению действительно можно поразиться.

Чтобы получить корректный конечный результат, необходимо обосновать каждый отдельный шаг вывода так, чтобы при внимательном рассмотрении было видно, что он сделан корректно.

Особенности дедуктивного мышления

Развитие дедуктивного метода началось во времена Аристотеля и философских наук. Когда необходимо было выявить истину, для вывода из ряда суждений использовались силлогизмы.

Чем характеризуется современный дедуктивный метод? Дедуктивный метод подразумевает фактическую осведомленность, сбор достоверной информации и выяснение её формальных условий.

Дедуктивное мышление включает в себя построение причинно-следственных связей. Связь устанавливается либо между двумя реальными фактами, либо фактом и представлением о том, как он повлияет на будущее. В суждение (логическое выражение) входит: первое – предпосылки, второе — вывод.

Общая предпосылка имеет значение некоторого всеобщего закона, который вводит остальные малые предпосылки в систему. Малые предпосылки имеют значение частного случая, который попадает под этот закон. Вывод – это то что следует ожидать при выполнении условий общей предпосылки.

Например, общим законом может быть всемирный закон тяготения: Земля притягивает к себе все материальные объекты (имеющие вес). Малой посылкой будет – «яблоко имеет определенный вес». Отсюда вытекает вывод «яблоко притянется и упадет на землю вниз, также как и все тяжелые предметы».

Согласно правилу дедукции, общая предпосылка берется как уже доказанный закон, лежащий в основе реального явления, которое человек наблюдает непосредственно:

  • основным способом получить общее знание является пристальное наблюдение за природными и общественными явлениями, абстрагирование от конкретных их признако;
  • вторая малая частная предпосылка приобретает характер косвенной информации, чисто теоретической и её истинность опосредуется через основное правило явлени;
  • общая главная предпосылка наиболее абстрактная. Частная предпосылка более конкретная.

Нам необязательно многократно проводить опыты над яблоком (и многими другими предметами, которые имеют вес), чтобы лишний раз подтвердить общий закон. Человек с успехом пользуется дедуктивным методом, не прибегая к ненужным действиям и повторным проверкам. Кроме того, метод позволяет строить вполне реальные гипотезы о будущих событиях, выстраивать цепочку предпосылок и выводов, уводя человеческое мышление далеко вперед.

Поэтому данный метод ускоряет получение проверенной информации в рамках теоретической логики.

В двух словах, дедуктивное мышление позволяет делять выводы и стоить прогнозы о частных событиях на основании общих признаков наблюдаемого объекта или явления.

По аналогии

Есть еще один вид умозаключений, который активно используется в человеческом мышлении и речи. Это умозаключение по аналогии. Что это такое? Умозаключение по аналогии — это такое утверждение, при котором несколько предпосылок имеют одну общую черту, на основе которой делается вывод. Это очень интересное и часто непосредственное умозаключение. Примеры можно привести следующие:

  • «Айфон — мобильный телефон. И вот этот красненький также является им». В данном случае можно расширить данное умозаключение на такое: «Айфон умеет звонить. Красненький прибор тоже умеет звонить. Айфон — телефон. Он должен уметь звонить. Следовательно, красненький прибор является телефоном».
  • «Школьная программа предусматривает изучение в октябре темы дифференциалов. Моя школа изучает дифференциалы. Следовательно, в соседней также изучаются дифференциалы».

В первом примере в качестве общего признака приводится возможность звонить. Во втором же наличие определенной темы в школьной программе. Возможно, примеры не самые точные, но при этом наглядные для большинства людей.

Требования к индуктивному мышлению

Индуктивное мышление требует нескольких навыков. Чтобы развить или улучшить свое индуктивное мышление, сосредоточьтесь на следующих навыках:

Внимание к деталям. Никто не может делать выводы на основе деталей, не заметив эти детали; внимание к деталям имеет решающее значение для индуктивного мышления

Если вы пытаетесь развить индуктивное мышление, начните с того, чтобы больше замечать окружающие вас вещи.

Распознавание закономерностей. Те, кто обладает сильным индуктивным мышлением, быстро замечают закономерности. Они видят, как определенные объекты или события, расположенные определенным образом, могут привести к общему результату.

Делание прогнозов. С распознаванием закономерностей тесно связана способность предсказывать будущее на основе имеющейся у вас информации. Лидеры обычно могут предсказать, что определенные решения приведут к большему сотрудничеству в группе и большему успеху. Финансовые прогнозы являются одним из примеров прогнозирования.

Закрепление информации в памяти. Индуктивное мышление часто напрямую связано с вашей способностью вспоминать прошлые события и детали, предшествующие этим событиям. Чтобы укрепить свою память, делайте заметки, чтобы впоследствии вы могли ссылаться на свои наблюдения.

Использование эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность воспринимать эмоции, которые стоят за действиями людей. Люди с высоким уровнем ЭИ лучше понимают других и способны вникнуть в суть проблем между двумя или более людьми.

Дедукция и индукция: как избежать ложных выводов

Когда плутаешь по логическим тропинкам, легко свернуть не туда. В дедукции, если общее утверждение ложно, то и выводы из него будут неправильными. В индукции недостаточное количество фактов дает ошибочное предположение. Если одно яблоко червивое, это не значит, что все остальные такие же.

Представьте девушку, которая избегает отношений с противоположным полом из-за печального опыта. Она думает так:

  1. Индуктивное получение недостоверного вывода. Саша мне изменял, Сережа – бил, Коля – пропивал все деньги;
  2. Саша, Сережа и Коля – мужчины;
  3. все мужики – козлы.

Дедуктивное получение ошибочного следствия из ложного умозаключения.

  1. все мужики – козлы;

новый ухажер – мужчина;
значит, он козел, а козлы мне не нужны.

Проблема в том, что умозаключение «все мужики – козлы» основано на неполной выборке. Саша, Сережа и Коля – не все мужчины в мире.

Пример неудачной дедукции:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: