Введение в когнитивную психологию
Исследования в области психологии и этики делового общения, проводимые в странах Запада, опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, теория поля, психоанализ, гуманистическская психология, интеракционизм. Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях на существо, предмет и методы психологической науки, который особенно острые и яркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно и незаметно и для всей прикладной области психологии. Если в области теоретического знания происходит коренная ломка старых понятий и представлений, фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных, представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные и плодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы. Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образом вызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогического процесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своей истинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того, чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законах воспитательной работы.
Причины возникновения противоречивых когниций
Возникают дисфункциональные когниции, искаженные и неверные убеждения, по нескольким причинам. Психологи смогли выделить ряд факторов, оказывающих прямое влияние на формирование сценариев в поведении и глубинных убеждений:
Микросоциум, в котором растет и воспитывается ребенок. Семья и люди, являющиеся авторитетом для человека. Мозг маленького ребенка, словно сканер, записывает, все образцы поведений и реакций своих близких на ту или иную ситуацию.
Фото pawel szvmanski on Unsplash
Формирование внутреннего ощущения себя самого, так же берет начало от взаимоотношений с родителями или людьми, воспитывающими ребенка. Если в отношениях будет заложена травмирующая программа, например: «Я должен заслужить чью – то любовь», «Меня невозможно полюбить», «Я плохой и недостойный внимания». Перечислять можно бесконечно и, к сожалению, таких людей много, которые живут с негативными внутренними убеждениями в отношении себя.
Исходя из ощущений и мыслей о себе самом, ребенок и пытается встроить взаимоотношения с другими. Если он считает себя плохим и недостойным внимания, то он может выбрать деструктивные сценарии поведения, которые будут наносить вред ему и окружающим.
Пример: если по характеру ребенок спокойный, застенчивый и тревожный, то скорее всего будет подстраиваться под других и угождать потребностям иного человека, ведь он убежден, что любовь и дружбу ему нужно заслужить. Таким образом, сценарий начинает работать и по мере взросления человека, такой паттерн поведения только укрепляется в его жизни.
В состояние конфликта ребенок так же попадает еще в детстве. Это опыт, полученный с сиблингами, с родителями, в детских дошкольных учреждениях. Когниция может сформироваться в момент наблюдения за конфликтной ситуацией, где ребенок был лишь свидетелем. В этот процесс задействованы его личные эмоции, ощущения, восприятие и логическое умозаключение.
Пример: Конфликт между родителями, ссора, разговор на повышенных тонах. Один из родителей доминирует и даже применяет физическую силу. В этой ситуации перед ребенком два сценария, как можно себя повести, и выберет он того, с кем себя идентифицирует.
Image by fancycrave1 from Pixabay
В воспитании детей родители могут применять убеждения, говорить о том, как надо поступать в той или иной ситуации, но личное переживание ситуации все равно показывает, что ребенок применяет ранее увиденные образцы поведения.
Если говорить обобщенно, то на мироощущение, на восприятие себя в этом мире оказывает влияние не только семья и социум, но и информация, поступающая из книг, фильмов, телепередач. Когниции могут формироваться на разном возрастном этапе
В подростковом возрасте особенно важно оказать помощь ребенку сформировать верные и позитивные убеждения относительно себя и окружающего мира
Где используется когнитивно-поведенческая терапия?
Когнитивно-поведенческая психотерапия может быть использована в качестве комплексного лечения заболеваний плода для следующих целей:
- Устранение или уменьшение симптомов болезни, т.е. для борьбы с симптомами болезней,
- исключения возникновения рецидива психических заболеваний,
- улучшение эффекта от медикаментозного лечения,
- помощь пациенту при адаптации в обществе,
- изменение и коррекция дезадаптивных психологических паттернов и «якорей».
В процессе когнитивно-поведенческой психотерапии оценивается и корректируется сила намерений, суждений и установок клиента на его поведение и поведение.
Большую работу проводят с автоматическими мыслями, то есть с темами мыслей, которые обнаруживаются достаточно быстро и не ощущаются под сознанием. Они не от природы во внутреннем диалоге, но имеют сильные характеристики на проверку и действия человека. выявление всего выявления автоматизма, обнаруживающие мысли, которые часто повторяются у близких людей.
Так же сильны установки и утверждения, которые закрепились в психике человека с детского возраста. Таким образом установки выявляются, анализируются и прорабатываются в процессе когнитивно-поведенческой психотерапии, меняются на другие или корректируются.
Коррекция дезадаптивных установок и подтверждений в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии особенно эффективна в том случае, если корректируются отношения между пациентом и психотерапевтом. Клиент и психотерапевт совместными усилиями (под контролем психотерапевта) анализируют проблему, которую необходимо решить. Одним из наиболее часто встречающихся приемов для поиска проблемы является «сократический диалог», который заключается в том, что психотерапевт задает клиенту ряд вопросов для того, чтобы выявить проблему и помочь выявить эмоции, ощущения и реакцию клиента.
Когнитивно-поведенческая психотерапия выделяет два вида «схемы» поведения: чувствительные, то есть те, которые направляют к конструктивному поведению и дезадаптивным – те, которые направляют к неадаптивному поведению и результатам к исходу когнитивных расстройств. В том случае, если были созданы схемы, которые не были верны, наблюдалось адекватное обнаружение внешнего раздражителя. Отклонения в психике объясняются нарушением процесса самосознания и ошибкой при обработке внешних данных. Поиск неправильно созданного шаблона или схемы – это главная задача когнитивно-поведенческой психотерапии.
Понятие
Понятие как форма мышления позволяет познавать суть предметов и явлений, устанавливать связи между ними, определять отношения объектов по отношению друг к другу, обобщать признаки.
Оно существует в виде слов, которые могут обозначать что-то единичное (один предмет – «Марс», «Тихий океан»), общее («Здание», «Человек»), конкретное («Стол», «Ложка»), абстрактное («Милосердие», «Вечность»)
Важно понимать, что понятие отражает существенные свойства предметов, объектов, явлений
Примеры подобного: треугольник можно отличить от других геометрических фигур по наличию у него трех углов (хотя у него есть и другие признаки – длина, площадь и т. д.), а животное обладает такими признаками, по которым его можно отличить от человека или растений.
Понятие как форма мышления общего характера является результатом процесса уяснения общих свойств на основе единичных предметов. Это происходит благодаря приобретению новых знаний. Формирование понятий – это всегда движение к общему от частного. Такой процесс носит название «обобщение», и оно является предметом изучения в некоторых отделах психологии (общей, возрастной, клинической).
В основе процесса усвоения понятий лежит практический опыт – если происходит его нехватка, понятия могут принимать искаженный вид, сужаться или расширяться. Это часто происходит у детей дошкольного и в некоторой степени младшего школьного возраста. К примеру, насекомые для них не являются животными, а паук – это как раз насекомое. Нарушение усвоения понятий у взрослых – это характерный признак сниженного интеллекта (умственной отсталости).
Понятие как форма мышления не идентично восприятию и представлениям памяти: оно обладает абстрактным и обобщенным характером.
Особенности формирования и развития
Познавательная сфера в психологии – это основа обучения. Психологический механизм овладения знаниями включает ассоциативно-рефлекторный компонент, что подразумевает установление связей разной степени сложности между предметами и явлениями, объектами и свойствами. Установление связей осуществляется по принципу ассоциаций, когда основными оценочными критериями являются сходство или различие.
Улучшение процессов когнитивной сферы осуществляется посредством развития воображения, восприятия, запоминания. Согласно трудам швейцарского психолога Жана Пиаже, ребенок улучшает когнитивные функции при помощи совершения сознательных действий в ходе взаимодействия с окружающей средой. Предпосылкой формирования речевых навыков у детей становится совершенствование сенсомоторного интеллекта. Обобщенные принципы в рамках становления когнитивных функций дошкольника:
- В основе развития речи лежат процессы воображения, мышления, запоминания, эмоциональных реакций.
- Речевые навыки формируются под воздействием факторов – восприятие речевых компонентов в ходе общения со взрослыми, уровень речевой активности ребенка, обобщение речевых феноменов.
- Для развития речевых навыков нужно совершенствовать функции речи – познавательную, коммуникативную, регулятивную.
- Когнитивная сфера тесно взаимосвязана с психическим и физическим развитием ребенка.
В основе совершенствования когнитивных способностей лежат активные практические занятия, регулируемые психикой. Познавательная функция складывается из процессов-компонентов – мнемического, перцептивного, интеллектуального. Под мнемической деятельностью понимают процессы запоминания и последующего воспроизведения запомненной информации, хранение сведений в памяти и постепенное забывание части данных.
Перцептивная функция отражает способность концентрировать внимание, воспринимать сведения и ощущения, поступающие из внешнего мира и внутренней среды. Интеллектуальная деятельность включает воображение, творчество, мышление, речь
Интеллектуальная деятельность направлена на создание информации и объектов творчества, восполнение пробелов в знаниях посредством изучения нового материала, обмен данными с окружающими.
Простыми словами когнитивное развитие предполагает стимуляцию мыслительной деятельности, в том числе формирование понятий и ассоциативных связей между ними, решение задач, совершенствование навыков логического анализа и творческих способностей. На когнитивное развитие ребенка влияют генетические факторы, течение беременности, родовые травмы, перенесенные заболевания, воздействие окружающей среды, особенности воспитания в семье.
Диагностика проблемы
Мизантроп — что это означает, кто такой
Только после продолжительной беседы с пациентом психотерапевт ставит точный диагноз. Диссоциальное расстройство диагностируется при:
- эмоциональной неустойчивости, резких перепадах настроения;
- уклонении от близких отношений, продолжительных контактов;
- обвинениях окружающих без видимого повода;
- стремлении к конфликтам;
- отсутствии чувства вины;
- агрессивном поведении, проблемах с управлением гневом.
Агрессивное поведение
При этом больной не страдает неврозом, шизофренией, у него не развиваются мании.
Обратите внимание! Диссоциальное расстройство существует отдельно от других заболеваний, оно представляет собой особенность личности в восприятии мира. Беседы со специалистом помогут привыкнуть к окружающей среде и жить комфортно, не причиняя неудобств себе и, главным образом, обществу
Необычный эксперимент
С постепенным спадом доминирования бихевиористских концепций в 1971 году психолог Филипп Зимбардо из Стенфордского университета решается на смелый шаг. Цель исследования: изучить поведенческие особенности человека в жестоких условиях (ограниченной свободе действий и воли, давлении на моральные принципы). Набор добровольцев проводился около месяца, не каждый был готов спокойно отправиться на пытки и подчиняться любым указаниям. В общей сложности отобрали двадцать четыре человека. Дабы соблюсти чистоту эксперимента, кандидатов разделили на две группы. В первую половину вошли охранники, а в другую – так называемые заключенные. В роли главных надзирателей выступили лаборант и помощник психолога, сам Зимбардо стал управляющим этой исследовательской тюрьмы.
Подопытные были «арестованы» в их домах под вымышленными предлогами и под руководством полиции местечка Пало Альто. Заключенных перевезли на огражденную территорию, обработали, присвоили номер и заключили в отсеки. С первых минут ученый начал фиксировать психические реакции участников эксперимента и наблюдать за их поведением.
Изначально эксперимент был рассчитан на две недели, но завершился уже через шесть дней в связи с тем, что все быстро вышло из-под контроля. Над «заключенными» издевались, унижали и даже применяли физическое насилие. «Охранники» быстро вжились в роль и стали проявлять садистские наклонности, лишая узников сна, заставляя подолгу держать руки на весу и т.п. У многих «заключенных» уже на третий день эксперимента наблюдалось сильное эмоциональное расстройство и чувство подавленности.
Значительным итогом эксперимента можно считать книгу Ф. Зимбардо под названием «Эффект Люцифера» (2007 г.), в которой он описал эффект когнитивного диссонанса (конфликт эмоциональных реакций в сознании человека) и свойственную для человека покорность перед явным личностным авторитетом
Особое внимание уделялось влиянию общественного мнения и степени государственной поддержки, которые могут оправдывать или отвергать взгляды индивида
Таким был самый яркий эксперимент в области когнитивной психологии. По этическим соображениям больше никто не принимал аналогичных попыток повторить опыт.
Понятие «когнитивная сфера»
Определение 1
Когнитивная сфера – это сфера психологии человека, связанная с познавательными процессами и сознанием и включающая знания человека о мире и о самом себе.
Термин когнитивная сфера появился на фоне развития кибернетики во второй половине XX века, когда впервые человека сравнивали с биороботом сложного строения. Ученые в этот период моделировали психические процессы, происходящие в мозге человека, но попытки были не всегда удачными. Смоделированный психический процесс получил название когнитивного.
Психические функции человека, направленные на познание и изучение образуют когнитивную сферу человека. Основой процессов является последовательное и логическое восприятие информации и её обработка.
Когнитивную сферу отличают логика и рациональность
Внимание, память, восприятие новой информации, мышление, логически обусловленные действия относятся к когнитивной сфере. Когнитивные процессы не связаны с развлечениями, эмоциональными волнениями, привязанностями
Когнитивные процессы проявляются, например, в момент чтения, когда открывая книгу, человек воспринимает слова, буквы, информацию и соотносит с имеющимися у него знаниями. Когда речь идет о художественном произведении, человек может представить себе описанную в книге картинку.
Когнитивные процессы также активизируются при письме, писатель, например, представляет себе то, о чем будет писать, подключая при этом воображение. Для написания связного и красивого текста, необходимо запоминать ранее написанное, а это достаточно хорошо активизирует память.
Приобретение умений и навыков в процессе обучения без определенных когнитивных процессов не обходится.
К когнитивному процессу относится и внимание, потому что при получении новой информации на ней важно сосредоточиться, не отвлекаясь на что-то другое. Таким образом, память необходима для того, чтобы запомнить полученную информацию, а наглядно представить, о чем идет речь позволяет воображение
Когнитивные процессы проявляются и в повседневной жизни человека, например, желание сбросить вес, с одной стороны, и кусочек аппетитного торта – с другой стороны, заставляют женщину подумать: можно удовлетворить свое желание, а можно и вовремя остановиться.
Развитие когнитивных процессов происходит постепенно и на протяжении длительного времени
Ребенок обучается этим процессам с первых дней жизни и важно следить, чтобы уровень их развития соответствовал возрасту. У детей уровень развития этой сферы определяется с помощью структурированных, в зависимости от возраста, диагностических материалов, представленных разными заданиями
Немного о когнитивной психологии
Основоположниками этой отрасли была группа ученых, изначально занимающаяся информационными теориями в рамках электронной инженерии. В их числе – Дж.Миллер, Г.Саймон, Д.Грин и другие.
Когнитивисты занимаются метакогнитивными процессами, к которым относится память, мышление, язык, восприятие и другие. Целью отрасли является моделирование процессов взаимодействия психических процессов в простейшем виде. Большинство представителей науки. Занимающихся когнитивной психологией, рассматривает головной мозг человека как обусловленный биологический компьютер, который можно запрограммировать или расшифровать. При этом, они не имеют какую-либо обобщенную модель, рассматривают лишь частные функции мозга, например – только запоминание или только чтение. В отличие от ученых. Работающих с искусственным интеллектом, когнитивисты пытаются не просто создать алгоритм, но и максимально приблизить его к настоящей деятельности мозга у живых людей.
Среди отечественных ученых, занимающихся когнитивной психологией, можно выделить Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский. У них была своя линия развития когнитивной психологии, которую они рассматривали как науку о психике, закономерностях ее развития и проявлений. Эти ученые ввели такие понятия, как зона ближайшего развития, проблемное обучение, разработали наиболее полную возрастную периодизацию психического развития, в которой подробно отражены все особенности психики на каждом возрастном этапе.
Б.Г. Ананьев
Недостатки когнитивной психологии
- Слишком кропотливый процесс разработки моделей, так как они должны максимально соответствовать реальным психическим процессам. При незначительной ошибке можно получить сильно искаженные данные.
- Данные опытов и экспериментов, лежащих в основе когнитивной психологии, могут отличаться от данных, которые могли бы быть получены в более естественных условиях. В результате, получаются лабораторные данные, не всегда объективно отражающие реальную картину.
- Модели обучения, созданные в рамках отрасли, не позволяют сделать его стандартизированным. В результате, для процесса необходимо задействовать слишком большое количество ресурсов: времени, учителей, финансов и пр.
- Проблемное обучение, разработанное когнитивистами, предполагает безоценочное образование, поэтому результат может быть непредсказуемым: трудно оценить реальные результаты.
- Когнитивному психотерапевту достаточно трудно работать, так как необходимо построить беседу таким образом, чтобы клиент сам понял, в чем он ошибается. И что он может сделать для разрешения ситуации. Кроме того, метод когнитивной психотерапии считается достаточно поверхностным, так как не определяет причины и не раскрывает динамику развития сложившейся ситуации.
Вопросы формирования методической основы для цифровой трансформации предприятия ОПК
1.
Научный подход в разработке
проектов по цифровой трансформации предприятия ОПК. Необходимость
систематизации управления процессами цифровой трансформации предприятия ОПК на
основе теории ситуационного управления.
2.
Вертикальная интеграция с сетевой
структурной и цифровой отраслевой инфраструктурой ОПК. Руководящая роль рабочей
группы в качестве организаторов и координаторов цифровой трансформации
предприятия ОПК.
3.
Ограниченность ресурсов
предприятия ОПК диктует необходимость регулирования издержек, формирования
добавленной стоимости в «заданных» цепочках, легитимность перераспределения налогового бремени за счет трансфертных цен и т.д.,
что является индикаторами результативности решений, эмерджентности технологий цифровой
трансформации предприятия ОПК.
В качестве важной
задачи цифровой трансформации можно определить повышение эффективности
деятельности предприятия ОПК после внедрения цифровых технологий, что может
быть определено оценкой цифровой зрелости, включая определение уровня
«цифрового неравенства» (существуют проблемы доступа к цифровым технологиям у
предприятий ОПК в удаленных от центра регионах), низкий уровень цифровой
грамотности (недостаточная квалификация кадров), отсутствие образовательных
программ и дисциплин по новым профессиям в профильных вузах и т.п
Для субъектов управления
процессом цифровой трансформации – органов управления предприятием ОПК, или
группой предприятий для вертикально интегрированных систем – внутренними
регламентами (стандартами) устанавливается ответственность по распределению
(использованию) ресурсов (Tolochko,
2020). Как правило, вопросам создания
сквозных технологий управления для субъектов управления, цифрового суверенитета, собственных
природно-продуктовых цепочек (или вертикали, т.е
вертикальной интеграции между
предприятиями промышленности характерной ОПК) уделяется недостаточное внимание.
Так, применение технологии построения природно-продуктовой вертикали и
применение механизма трансферных цен позволяет формировать добавленную
стоимость более гибко, что дает значительные преимущества при участии в конкурсных
процедурах государственных закупок при наличии конкурентов. Данный подход позволит построить
рискозащищенную стратегию цифровой трансформации предприятия ОПК за счет учета
постоянно меняющейся среды, учета лиц, ответственных за принятие решения, конфликтов
интересов и т.д., что уже реализовано в интеллектуальном приложении Miracle (Vinogradov, Kurshev, 2020) Института программных
систем РАН, экспертной системой ситуационного управления «Руководитель» Санкт-Петербургского
государственного экономического университета совместно с Уральским отделением
РАН (Klimenkov, Kukor, 2017), которые
реализуют «построение динамических
моделей и разработку планов управления» на основе семантических структур и
логико-лингвистического «с учетом класса объектов, наследования свойств,
характеристики отношений, применения правил-продукций». В указанных системах
прогнозирование результатов происходит в том числе на основе
лингво-комбинаторного подхода М.Б
Игнатьева, который обеспечивает формализацию
«множество правил и их изменений (динамика поведения, риск, ущерб, целостность
и т.д.) для конкретных условий мониторинга и прогнозирования» и «логический
вывод объектов решения задач, содержащих большое количество переменных».
В указанных системах
прогнозирование результатов происходит в том числе на основе
лингво-комбинаторного подхода М.Б. Игнатьева, который обеспечивает формализацию
«множество правил и их изменений (динамика поведения, риск, ущерб, целостность
и т.д.) для конкретных условий мониторинга и прогнозирования» и «логический
вывод объектов решения задач, содержащих большое количество переменных».
Что такое когнитивные искажения и почему они возникают
Когнитивное искажение – это систематическая ошибка мышления, влияющая на суждения и решения, которые принимают люди.
Поскольку энергетические ресурсы мозга ограничены, он всегда старается идти по пути наименьшего сопротивления. Всю жизнь он строит себе «рельсы» с гладкой и прямой поверхностью, по которым быстро приходит к нужному выводу. Но обратная сторона ускорения мышления – частые ошибки, которые мы не замечаем.
Когнитивные ошибки не всегда приносят вред. Психологи считают, что многие из них служат адаптивной цели – выживанию. Если вы идете по темному переулку и замечаете темную тень, которая, кажется, следует за вами, когнитивное искажение приведет к выводу, что это грабитель и что вам нужно скорее убраться оттуда. Темная тень, возможно, просто была вызвана флагом, развевающимся на ветру, но, полагаясь на умственные ярлыки, вы сможете уйти от опасности в ситуациях, когда решения нужно принимать быстро.
Но если вы принимаете долгосрочные решения в спокойной обстановке, когнитивные ошибки могут сыграть с вами злую шутку. Вы должны научиться распознавать их и бороться с ними.
1
Взаимодействие с другими науками
В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейробиология развиваются параллельно друг с другом. Это обусловлено тем, что обе науки изучают схожие области человеческого мозга. Различие состоит в нацеленности психологии – на исследование реакций психики человека на внешние раздражители, а нейробиологии – на исследование реакций нейронов головного мозга. В то же время, многие психологи, такие как С. Гербер и А. Ньюэл, не считают результаты исследований в области нейробиологии применимыми к психологии человека, потому как ответы на вопросы одной науки практически невозможно приспособить к другой.
Использование в повседневной жизни
Обладая информацией о существующих (классифицированных на сегодняшний день) когнитивных искажениях, вы сможете более рационально оценивать окружающую вас информацию, возникающие ситуации, людей и себя. Анализируйте восприятие вышеперечисленного через призму этих знаний. Надеемся, это поможет вам «отделить зерна от плевел» в соответствующих ситуациях и будет способствовать принятию правильных решений. Изучайте себя, развивайте свои умственные способности.
Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — психология, ориентированная на эксперименте и математическое моделирование мышления
Отрасль психологии, которая исследует познавательные процессы, такие, как память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики
Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования, а также при построении систем искусственного интеллекта.
Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, Саймон Герберт, Аллен Ньюэлл, Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг, Борис Величковский.
Вывод
Когнитивная психология – отрасль психологии, которая занимается построением моделей мыслительных операций и психических процессов. Основание на методах эксперимента и опытов позволят считать выводы достаточно достоверными, но они, возможно, отличаются от данных, которые были бы получены в более естественных условиях. Обучение, построенное на ее основе, достаточно интересное и прочное, но требует больших ресурсных затрат. Метод психотерапии, разработанный когнитвистами, не заставляет клиента глубоко погружаться в свои переживания, но является поверхностным и сложным для работы специалиста.
Заключение
Со времен Стэнфордского тюремного эксперимента прошло почти пятьдесят лет, но сообщество психологов до сих пор обсуждает его результаты и приводит в качестве примера решительный поступок исследователя. В ходе опыта вскрылись действительно пугающие свойства человеческой психики. Люди, выбранные случайно и не проявлявшие никаких признаков насилия, всего за сутки смогли стать изощренными садистами. Руководствуясь оправданностью собственных действий и поддаваясь своей внутренней природе, человек допускал крайнюю степень злости. И это явно не защитные механизмы, которые описывал Зигмунд Фрейд.
Когнитивная психология привнесла свой вклад в науку и, несмотря на пугающие выводы, все еще продолжает вызывать интерес исследователей. Возможно, совсем скоро эта сравнительно новая область психологии подарит человечеству возможность глубже заглянуть в истоки человеческого поведения и познать его фундаментальные законы.
Источники литературы:
- 1. Дружинин В.Н. Онтология психической реальности// Серия-14. Общая психология. – 1995. — №13. – С. 67-485.
- 2. Когнитивная психология. Джон Андерсон. – СПб. Серия-2. – 2014. — С. 24-45.
- 3. Когнитивная психология. Р. Солсо. – СПб. – Серия №4- 2014. – С. 234-342.
- 4. Жан Пиаже. «Избранное». Под ред. Обухова С.В. // Издательство Московского университета.
- 5. Введение в общую психологию. Абдурахманов Р.А. – Москва-Воронеж. С. 345-454.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate