Отличия между воспитанием и социализацией.
Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, — это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.
Чем отличаются воспитание и социализация, рассмотрим в компактной таблице:
Воспитание |
Социализация |
Связано с отношениями «человек – человек» (участвуют два субъекта). |
Отношения в контексте «человек – общество», (субъектом является только человек). |
Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. В этом случае специально создаются оптимальные духовные, материальные, организационные условия для восприятия подрастающим поколением накопленного историей предыдущего опыта, чтобы подготовить его к дальнейшей общественной жизни. |
Социализация – процесс стихийный, даже спонтанный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, культурной, социальной сферах не оставляют нас равнодушными, мы не можем их не учитывать, «отгородиться» от них, они на нас влияют. Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно, он не поддается манипулированию. |
Воспитание – дискретный, то есть изменяющийся, дробный, прерывистый процесс, который реализуется в семье, дошкольном учреждении, средней школе, творческом коллективе дополнительного образования. |
Социализация – процесс непрерывный. |
Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания. Это родители, воспитатели, социальные педагоги, учителя, вожатые, которые сознательно настроены на процесс воспитания или специально к нему подготовлены. В процессе воспитания должна учитываться индивидуальность, самобытность каждого ребенка как личности. |
Социализация – многогранный процесс, он осуществляется многие годы, начинаясь с рождения и не прекращаясь на протяжении всей человеческой жизни. Мы осваиваем не одну, а множество социальных ролей до глубокой старости, меняя взгляды, вкусы, привычки, правила поведения. |
Семейные традиции
Гармоничному воспитанию детей в семье как нельзя лучше способствуют семейные традиции. Они создают неповторимую атмосферу дома: свой уклад, обычаи, распорядок, привычки членов семьи дают ребенку ощущение стабильности, упорядоченности мира. Формирование традиций должно начинаться еще в бессознательном периоде малыша, чтобы более гармонично войти в его жизнь.
К примеру, традиция читать ребенку книгу на ночь – не просто ритуал укладывания. Это способ ненавязчиво привить ему любовь к красоте родного языка, литературе, умение представлять и осмысливать прочитанное.
Традиции могут быть самыми разнообразными. Например, рисование открыток ко дню рождения, отмечание народных или календарных праздников, экскурсионные поездки на каникулах. Можно печь особенный пирог к определенному празднику, развешивать кормушки зимой, скворечники – весной, навещать бабушку в выходные, отмечать день окончания школьных занятий, обсуждать прошедший день за общим вечерним чаем, делясь с домочадцами проблемами, успехами, вместе принимать важные решения на «семейном совете»…
Через такой подход создается преемственность поколений (традиции семьи ребенок впоследствии может перенести в свою будущую семью), в ребенке укрепляется чувство причастности к своему роду, его истории.
Важность семейных традиций сложно переоценить. Они дают ребенку:
- ощущение стабильности, порядка в мире;
- укрепление связи между поколениями;
- укрепление теплых отношений между родителями и взрослеющими детьми;
- ощущение неповторимости своей семьи, с ее особым укладом и душевным комфортом.
Роль агентов и институтов
Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:
- Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
- Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.
Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:
Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.
- После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
- В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
- Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.
Почему человеку нужен социум?
Прежде чем подробно рассматривать понятие социализации личности, необходимо осознать важность нахождения человека в обществе. Это легко рассмотреть на примере Робинзона Крузо
Герой популярной книги волей судьбы попадает на необитаемый остров и годами живет в полном одиночестве. Казалось бы, у него есть все необходимое для жизни. В тропическом климате не нужна теплая одежда, на потерпевшем крушение корабле находится много полезных вещей, на острове легко добыть пропитание. Можно считать, что Робинзону повезло, по сравнению с его утонувшими товарищами. Однако спустя некоторое время он начинает испытывать мучительную тоску, у него появляется желание вернуться к людям. Оказалось, что свобода – это прекрасно, но без общения на необитаемом острове тяжело.
Заглядывая в историю человеческой цивилизации, мы видим, что люди добиваются успехов и преодолевают трудности только сообща. В каменном веке изгнание из рода или племени считалось самым страшным наказанием, ведь человек оставался один, ему было сложно выживать, и он был практически обречен на погибель. Даже если человек обладает внушительной физической силой и могущественным умом, он не может сделать так много, как группа людей. Ему не на кого положиться, он не может посоветоваться, попросить помощи. Если речь идет о ярко выраженной натуре лидера, то у личности есть потребность контролировать, раздавать указания. Поэтому без общества не выживает и лидер. Вне социума появляется чувство одиночества, оно угнетает, приводит к депрессии, которая может принимать очень тяжелые формы.
Вернемся к Робинзону. Чтобы не сойти с ума окончательно от одиночества и тоски, он разговаривал с животными, регулярно вел дневник, календарь. Но все это не заменяло в полной мере общение с людьми. Он все равно испытывал тоску и чувствовал себя одиноким, неполноценным.
Даже самый гордый и независимый человек периодически нуждается в помощи. Кроме того, сущность человека такова, что необходимо ставить какие-то цели, решать задачи. А какой толк в достижении целей, если это никто не увидит и не оценит? Получается, что все старания были тщетны. Конечно, человек получает удовлетворение от того, что он достиг желаемого. Но это должен увидеть и оценить еще кто-то. Так устроена психика. Этим и объясняется необходимость нахождения человека в обществе.
Семья: зарождение личности
Семья — главный агент первичной социализации, первое окружение ребенка, определяющее весь последующий процесс вхождения в социум.
С помощью семьи дети вписываются в социум. Родители формируют качества ребенка с ранних этапов. Отсутствие и недостаток внимания родителей содействует появлению у детей множества психологических, социальных отклонений, комплексов, сильно нарушающих нормальную деятельность в будущем.
Родители создают основу личностных качеств, социальное положение влияет на статус ребенка, профессия определяет образовательный, культурный уровень. Семья закладывает фундамент нравственных, семейных, гендерных ценностей.
Семья может оказать негативное влияние. Алкоголизм, конфликты, разводы, социальное отчуждение, жестокое обращение накладывают серьезный отпечаток на развитие у ребенка важных для общества качеств, его мировоззрение.
Семья находится в центре проблем, связанных с физическим, психологическим, социальным здоровьем детей. Социальное развитие зависит и от других агентов, качеств индивида, врожденных черт. Поэтому дети, воспитывающиеся в неблагополучной семье, не обязательно вырастают преступниками, а могут стать высоконравственными людьми и полноценными личностями.
Рассуждение
Воспитание это то, чему во все времена учили и учат своих детей родители. Основа человеческой жизни и залог ее успеха. Перечень правил и норм, которых нужно придерживаться. Зачем они и какова их роль в жизни человека расскажем далее.
Детям всегда кажется, что их родители требуют от них слишком много и то, что им вроде бы как не нужно, но только в сознательном возрасте мы понимаем и объясняем себе их поведение. Воспитание, оно длится на протяжении многих лет, родители объясняют своим чадам определенные правила, которым они должны следовать.
Каждый из нас мечтает быть счастливым человеком, иметь все, чего так хочется, но для этого следует самому научиться многому. Помимо профессионального направления, необходимо база – это воспитание, в которое входит и жизненные ценности, психология, морали и взаимоотношения. Психология человека устроена таким образом, что нас привлекают к себе именно те люди, которые разделяют с нами наши жизненные позиции, но и воспитание ту играет не последнюю роль. Ведь намного приятнее общаться с человеком, обладающим базовыми манерами поведения, который умеет общаться и обращаться с окружающими его людьми.
Воспитание человека играет огромную и иногда решающую роль в его социальной позиции, ведь в этом слове содержится несколько понятий. Воспитание: формирование личности, интеллектуализация (развитие собственного видения картины мира), эстетическое воспитание (креативность, критическое мышление и другие гуманистические ценности), развитие физического плана (сохранение и укрепление здоровья) и наконец-то трудовое воспитание (желание работать и зарабатывать). Все эти составляющие в итоге формируют вполне состоявшуюся личность, которая сможет здраво функционировать в обществе.
Правильное воспитание должно осуществляться в спокойной, теплой и наполненной любовью обстановке, и только тогда оно покажет свои позитивные плоды.
Принципы социализации;
В основе процесса социализации лежат общие принципы и правила.
Принцип гуманистической направленности отражает признание человека, его жизнь, физическое, психическое, нравственное здоровье и духовное богатство как высшие человеческие ценности. Педагогическое воздействие на процесс социализации призвано помочь индивиду не только познать, но иовладеть этими ценностями.
Принцип гармоничного сочетания личностных и общественных целей социализации отражает взаимозависимость результатов социализации личности и уровня развития общественных отношений. Ибо чем выше уровень благополучия (нравственного, материального, духовного, профессионального) человека, тем успешнее идет общественное развитие. Поэтому вобщей совокупности отношений (человек, общество, государство и др.) в качестве приоритета принимаются потребности человека, его право на свободу выбора, развитие, реализацию личностного потенциала.
Принцип толерантностипредполагает признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями, терпимое отношение к проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении, в ценностных ориентациях и т. д. других людей.
Принцип субъектностипредполагает рассматривать индивида как активного субъекта процесса социализации, способного к актуализации своей роли и значимости в системе межличностных, групповых и общественных отношений, а также — в разрешении собственных проблем (социальных, педагогических, психологических, здоровья и др.). Принцип субъектности исходит из субъект-субъектных отношений.
Принцип активной жизнедеятельностиозначает, что социализация эффективна при условии активности индивида, его стремлении и умении познать особенности среды обитания, влиять на отношения в ней, проявлять инициативу, самоорганизацию и самодеятельность.
Принцип индивидуальностиозначает признание уникальности личности индивида, его физических и интеллектуальных возможностей. Из этого следует, что у разных индивидов социализация протекает по-разному как в содержательном, так и во временном аспектах, а потому конечные результаты могут существенно отличаться друг от друга.
Принцип осознанности— признание человека как существа мыслящего, способного к пониманию, критической оценке ситуации, отношений и собственных деяний (действия или бездействия), а также способного к осознанному выбору, корректировке своего поведения и влиянию на отношения в окружающей его действительности.
Принцип сочетания дифференциации и интеграции предполагает, с одной стороны, обособление индивида на основе учета его индивидуальных (психофизических, возрастных, половых, профессиональных и др.) особенностей, включение его в группу социально-значимой направленности, а с другой стороны — последующую интеграцию в жизнь обществ вцелом.
Принцип педагогического сопровождения процесса социализацииозначает, что социализация будет протекать более успешно, если в ее процессе присутствует педагогический компонент, оказывается целесообразное и своевременное педагогическое влияние (направление, реабилитация, коррекция и др.).
Этапы социализации
Социализация детей условно делится на несколько важных этапов:
- Младенчество (ребенок до года);
- Раннее детство (от одного до трех лет);
- Дошкольный возраст (от трех до шести лет);
- Младший школьный возраст (от шести до десяти лет);
- Младший подростковый возраст (от десяти до двенадцати лет);
- Подростковый возраст.
Уровень социализации важен для того, чтобы ребенок мог:
- Заводить друзей, уметь решать конфликты;
- Мог чувствовать себя уверенно и решать проблемы в нестандартной ситуации;
- Не боялся трудностей;
- Умел обращаться за помощью, когда это необходимо и оказывать помощь;
- Смог в будущем учиться и работать в команде.
Где производится первичная и вторичная социализация человека?
Формы социализации
- Первичную социализацию, как правило, еще называют детской. Этот процесс происходит неосознанно. Просто на ребенка оказывают влияние различные факторы и он уже с их помощью усваивает определенные нормы поведения. При этом помощниками в этом деле выступают родители, воспитатели и родственники. Чем старше становится ребенок, тем осознаннее он становится. В итоге, после достижения определенного возраста он может отвергать какие-то нормы поведения и вести себя иначе, чем остальные. Так, он получает право выбора собственной линии поведения. При этом, самым первым местом, где формируются первые социальные качества, является семья.
- Что касается вторичной социализации, то это уже происходит при взрослении ребенка. Он в любом случае продолжает усваивать общественные нормы поведения. И вот тут уже начинается вторичная социализация, когда приходится привыкать к разным коллективам. К примеру, ребенок поступает в университет, где уже другое общество и новые нормы поведения. Им приходится соответствовать. Гораздо сложнее, когда человек переезжает в другую страну, потому что в данном случае приходится менять привычки и принимать новые традиции, а это довольно тяжело. Нередко люди не справляются без профессиональной помощи.
Этапы и стадии социализации
В ходе социализации личность проходит несколько ступеней, двигается от простого к сложному, от малых групп к большим коллективам.
Периоды социализации:
- Быстрый. Длится от до 5-10 лет, приблизительно 7. За это время ребёнок впитывает всё, что предоставляет ему окружающая среда. В этот период дети умудряются взять максимальное количество знаний, которые требуются им для приличной жизни.
- Медленный. Тянется до 40-50 лет.
- Медленного затухания. У людей за 50 лет процесс протекает очень неторопливо, к 70 годам завершается окончательно. Наблюдается упадок интеллектуальных, физических, психологических возможностей.
Таблица: «3 уровня становления личности на основании периодов социализации».
Обычный | Свойственен для большинства людей. Период быстрой социализации недолгий, фаза стабильности берет начало в 20 лет, после 45 – постепенно затухает. Процесс личностного формирования понемногу финиширует, ориентировочно к 50-70 годам. |
Низший | Типичен для лиц, которые родились и выросли в среде с невысоким уровнем образования и культуры. В первые 5-10 лет дети не получают необходимых знаний, их социализация неполная.
Фаза медленной социализации длится до 30 лет, цикл стабильности практически сразу переходит на уровень затухания. Все процессы личного становления полностью прекращаются при достижении 40 лет. |
Высший уровень | Быстрое развитие в раннем возрасте, короткая стадия медленной социализации, но довольно длительная продолжительность фазы стабилизации и затухания. Ослабление общественной активности и работоспособности наступает после 75 лет. |
Порог социализации – индивид имеет огромный багаж знаний, максимальный уровень обшей культуры, что позволяет ему созревать даже без помощи социальной среды. Процесс часто называют самосоциализацией. Люди с такими качествами преимущественно встречаются среди творческих и интеллигентных личностей.
Высокий уровень личного развития находится за порогом социализации.
Классификация стадий по Петровскому:
- Адаптация. Период с рождения и до подросткового возраста. Усвоение социального опыта лишено критичной оценки, дети и подростки впитывают знания через подражание и приспособление.
- Индивидуализация. Стремление личности проявлять индивидуальные характеристики. Человек критично оценивает общепринятые нормы поведения, нередко отрицает их полностью или частично.
У подростков наблюдается стадия промежуточной социализации. У индивида характер и мировоззрение неустойчив, но есть сильное желание к самоопределению. Что часто приводит к конфликтам с окружающими и внутри себя. Процесс окончательного созревания личностных свойств заканчивается в 19-27 лет.
- Интеграция. Человек стремится найти свое место в обществе, определяется с видом трудовой деятельности. Успешность процесса определяется соответствием личностных качеств индивида общественным ожиданиям. Если эти критерии совпадают, индивида можно назвать зрелой личностью.
Поскольку основы нормы социализации закладываются в детском возрасте, выделяют несколько этапов этого процесса.
Таблица: «Стадии социализации в зависимости от возраста ребёнка»
Пренатальная | Начинается с 3-5 месяца внутриутробного развития, младенец начинает познавать мир на уровне сенсорного восприятия. |
Идентификационная | С рождения до 3 лет. Дети отождествляют себя с людьми и предметами, которые их окружают. Происходит формирование доречевых практических интеллектуальных способностей. Психическая деятельность основана на восприятии происходящего и моторных реакций. |
Корреляционная | Возрастные рамки – 3-5 лет. Вырабатывается интуитивное мышление, зарождаются социальные связи, приобретаются навыки руководства и подчинения. |
Экспансивная | В 6-10 лет дети активно расширяют спектр социальных ролей. Складывается самооценка, система требований к самому себе. |
Конвентивная | Взрывоопасная стадия пубертатного периода. Подросток создаёт конфликтные ситуации и пытается найти выход из них. В поисках правильных решений он обращается к различным источникам, но наибольшее доверие вызывает мнение сверстников и информация из СМИ.
Всеми поступками движет тяга к самоутверждению, часто подростки совершают действия, которые не соответствуют их моральным принципам. |
Концептуальная | 16-20 лет, время начала самостоятельной жизни. Возникает необходимость в выборе жизненного пути. Система взглядов и ценностей практически полностью установлена. |
Процесс определения личности в простом обществе и сложном протекает по-разному. Многогранная структура сложного общества подразумевает усвоение не только общепринятых социальных норм, но и правил межгруппового общения.
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ
• принцип систематичности, комплексности и системности;
• принцип индивидуального и личностного подхода;
• принцип объективности и научности;
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип гуманизма и педагогического оптимизма;
Принцип систематичности, комплексности и системности. Его суть состоит в том, что изучение ребенка с ОВЗ должно проводиться регулярно, через определенные промежутки времени, исследоваться не отдельные параметры, а все стороны развития личности. Для получения полной информации о развитии ребенка с ограниченными возможностями нужно также использовать результаты клинических исследований нарушенных функций и данные об особенностях развития вторичных нарушений.
Принцип развития предполагает, что все психические и личностные особенности ребенка находятся в становлении, и основным условием их развития является та или иная деятельность. Процесс становления личности ребенка может быть правильно понят, если он рассматривается в непрерывном движении, с учетом постоянных количественных и качественных изменений, как процесс и результат деятельности.
Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что каждый человек уникален и общие законы развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
Принцип объективности и научности акцентирует внимание на то, чтобы при изучении особенностей развития личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, понять не только общие законы ее развития, но и специфические особенности, связанные с влиянием на нее как первичных, так и вторичных дефектов. Принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся с ОВЗ, в качестве составных (системных) элементов общего процесса их воспитания и социализации
Принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся с ОВЗ, в качестве составных (системных) элементов общего процесса их воспитания и социализации.
Принцип единства сознания и деятельности вытекает из деятельностного подхода к проблеме развития психики и личности ребенка. Он означает обусловленность развития сознания деятельностью человека. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно — через деятельность ребенка.
Принцип эффективности предполагает, что весь комплекс педагогических и медицинских мер (коррекционных, учебных, воспитательных, реабилитационных) обязательно должен быть полезным для ребенка, которому они предназначены.
Принцип гуманизма и педагогического оптимизма предполагает веру в
ребенка с ОВЗ, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность, в его лучшее будущее. Любое исследование должно помочь его развитию, безболезненному вхождению в социальную жизнь. Данный принцип предполагает, что результаты должны свидетельствовать не только о достигнутом уровне развития, но и выявлять резервы, определять не только негативные моменты в развитии личности ребенка, но и положительные свойства, на которые можно опереться в процессе его социальной реабилитации.
Принцип природосообразности воспитания – предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя. В соответствии с принципом природосообразности у ребенка с ОВЗ необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, его месте в этом мире, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.
Принцип культуросообразности воспитания – в современной трактовке
предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, специфическими особенностями, присущими традициям нашего региона, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
В организации содержания воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ
необходимо выделяет следующие направления воспитания:
— художественно-эстетическое и экологическое
— общественно-полезная деятельность (трудовое)
Формы процесса формирования личности
Понятие социализации включает 2 основных составляющих.
Адаптация
– способность субъекта приспосабливаться к определённым условиям социума.
Интеграция
– умение внедряться в конкретное общество.
На основании этого выделяют 2 формы социализации:
- Ненаправленная – социальные качества формируются стихийно в результате нахождения человека в благоприятном или неблагоприятном окружении.
- Направленная. Это программа воздействия, которая специально создана обществом для формирования адаптированной личности с определёнными интересами, целями.
Обе формы не исключают друг друга, нередко согласовываются между собой или противоречат. При несовпадении возникают конфликтные ситуации, они осложняют и затрудняют процесс социализации в современном обществе.
Воспитание
– яркий пример направленной социализации.
Понятие социального воспитания
В процессе социального воспитания осуществляется включение ребенка в жизнь окружающего его общества.
На сегодняшний день существует несколько определений понятию «социальное воспитание»:
- специально организованный воспитательный процесс, направленный на формирование у ребенка социально значимых качеств личности (трудолюбие, коммуникабельность, сила воли и т.д.);
- процесс формирования нормативного и морального социального поведения;
- организованный процесс, направленный на оказание помощи личности в социализации;
- специально созданные условия по целенаправленному развитию духовно-ценностных ориентаций личности ребенка.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Социальное воспитание контролируется не только со стороны педагога, который его организовал, но и со стороны общества, которое «диктует» свои правила по воспитанию личности и предъявляемые к ней требования, как к члену социума. Социальное воспитание способствует развитию у ребенка позитивного отношения к обществу, формирует у него уважительное отношение к общественным ценностям.
Таким образом, социальное воспитание направлено на становление ребенка, посредством создания оптимальных условий для развития у него духовно-ценностной ориентации.
Большое значение в понимании социального воспитания является процесс социализации.
Социализация – это целенаправленный процесс по получению ребенком необходимого социального опыта для включения его в систему общественных отношений.
Социализация осуществляется посредством разнообразных социальных, социально-психологических, психолого-педагогических и психологических факторов. Каждый из данных факторов содержит в себе следующие компоненты:
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
- комплекс усилий общества и разнообразных социальных институтов, направленных на формирование и развитие личности ребенка;
- влияние на личность ребенка среды и его ближайшего окружения;
- активность личности ребенка, направленная на выборочное усвоение норм, ценностей, педагогического воздействия, саморегулирования поведения и самовоспитания.
Как повысить уровень социализации ребенка?
- Если речь о малыше — отвечайте на его запросы оперативно, прислушивайтесь к нему. Не стоит игнорировать плачь ребенка или считать его проблемы «глупыми», не стоящими внимания;
- Следите за мимикой ребенка и повторяйте его, улыбайтесь ему в ответ, сделайте грустное лицо, когда он печален. Это поможет ребенку разобраться со своими эмоциями.
- Не бойтесь взять маленького ребенка с собой в гости или в торговый центр. Рядом с родителями малыш будет чувствовать себя в безопасности, он — по вашей защитой. А опыт общения с окружающей средой даст новый толчок к развитию.
- Не позволяйте людям брать ребенка на руки, если ему это не нравится, так он научится выстраивать границы.
- Если ребенок кричит в магазине или в кафе, не кричите в ответ, отвечайте спокойно и тихо. Ребенок сделает простой вывод: в обществе не принято кричать. Конечно, в силу эмоциональной незрелости, он не сможет постоянно контролировать себя, но это знание — важный базис для будущей жизни.
- Научите ребенка веселиться и шутить, развитию чувства юмора помогут забавные песенки и стишки, игры, при которых можно вместе подурачиться — драка подушками, например.
- Не оставляйте маленьких детей наедине с конфликтами на детской площадке, вмешайтесь, чтобы помирить обе стороны и показать ребенку, что вы рядом, когда нужна помощь. А вот дети старшего школьного возраста уже нуждаются в большей самостоятельности, но вы должны быть рядом на случай, если ребенку понадобится поддержка. Посоветовать, как быть и защитить, если речь не об обычном конфликте, а о настоящей травле.
- Постарайтесь обеспечить ребенку комфортную среду и возможность регулярно общаться с другими детьми разного возраста, но не стоит и перегружать общением, если ребенок хочет побыть один. Иногда это требуется всем нам.
- Не давите на ребенка и не заставляйте его дружить с сыном вашей подруги или ребенком соседки. Ребенок может сам выбирать себе друзей.
- Подавайте детям позитивный пример. «Я тебе сказала, дурак, не смей обзывать людей», — плохой способ показать ребенку, что обзываться не надо.
- Будет лучше, если у ребенка появится опыт взаимодействия в разных коллективах: спортивном, творческом, с друзьями во дворе, с одноклассниками. В каждом из них общение будет разным, ребенку будет легче находить баланс в будущем между рабочими и личными отношениями и выстраивать общение с коллегами и друзьями.