Количественные исследования: виды, методы, анализ результатов

Содержание

Ренсис Лайкерт (1903–1981) был американским психологом, который выделялся своей педагогической работой, своими опубликованными работами и своим подходом к управлению организациями. У него была очень важная роль в 60-е и 70-е годы, когда его творчество оказало большое влияние на азиатский континент.

Его теории подчеркивали важность оценки и учета человеческих аспектов для построения успешной организации. Кроме того, это позволило координаторам рабочих групп использовать лучшие инструменты для управления своими подчиненными

Кроме того, он был создателем пятибалльной шкалы в анкетах, также известной как шкала Лайкерта. Этот инструмент использовался для определения уровня способностей людей, прежде всего благодаря использованию опросов или опросников личности.

На протяжении своей карьеры он получил множество наград за свой вклад в психологию, особенно в социальной или организационной сфере. Он написал и сотрудничал в реализации нескольких книг на протяжении всей своей карьеры. Большинство его работ посвящено теме управления.

Его первые исследования теории организационного климата были проведены в 1946 году. Сначала Ликерт провел свои исследования с группой сотрудников страховой компании.

Он работал в тесном сотрудничестве со своей женой Джейн Гибсон, чтобы определить важность окружающей среды в рабочих группах. Пара предложила несколько вопросов, которые следует учитывать при анализе организации, таких как хороший процесс коммуникации, важность людей в команде или проявляемая мотивация

Формат шкалы Лайкерта

Вы знаете, что вы заполняете шкалу Лайкерта, если вас просят высказать мнение в ответ на утверждение, выбрав из ряда вариантов, которые позволяют вам оценить степень вашего согласия. Иногда вместо утверждения предметом будет вопрос

Однако самое важное, что следует отметить, – это то, что варианты, из которых вы можете выбрать свой ответ, предлагают широкий спектр мнений, которые не пересекаются

Шкалы Лайкерта создают линейный набор ответов, которые увеличиваются или уменьшаются по интенсивности или силе. Эти категории ответов открыты для интерпретации респондентами. Так, например, один респондент может выбрать «согласен» в ответ на утверждение, в то время как другой считает то же самое, но вместо этого выбирает «полностью согласен». Тем не менее, респонденты и исследователи, собирающие свои данные, понимают, что «полностью согласен» считается более позитивный вариант, чем «согласен».

Хотя чаще всего можно увидеть шкалы Лайкерта, которые включают от 5 до 7 вариантов ответа, иногда исследователь использует больше. Тем не менее, было замечено, что когда людям предлагается большее количество вариантов ответа, они не склонны выбирать ответы на любом конце шкалы. Возможно, в крупном масштабе варианты конечной точки выглядят слишком экстремальными.

Шкала с нечетным числом категорий ответов имеет среднюю точку, которая будет считаться нейтральной. Если исследователь хочет заставить респондента выбрать, склоняться ли он к тому или иному вопросу, он может исключить нейтральный вариант, используя шкалу с четным числом вариантов.

Тест СМИЛ (MMPI) онлайн — расшифровка 566 вопросов

Пройдя тест СМИЛ (MMPI) онлайн, и ответив на 566 вопросов (утверждений) «Верно» или «Неверно», после расшифровки, Вы узнаете о своем типе личности следующее:

  1. Ипохондрия (Нs). Близость испытуемого к астено-невротическому типу. Испытуемые с высокими оценками медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.
  1. Депрессия (D). Высокие оценки имеют чувствительные, сенситивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но неспособны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние.

Истерия (Ну). Выявляет лиц, склонных к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь

Главными особенностями таких людей являются стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувства таких людей поверхностны и интересы неглубоки.

  1. Психопатия (Рd). Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о социальной дезадаптации. Такие люди агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями. Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. Возможен временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной.
  1. Паранойяльность (Ра). Основная черта людей с высокими показателями по этой шкале —склонность к формированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.
  1. Психастения (Рt). Диагностирует лиц с тревожно-мнительным типом характера, которымсвойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.
  1. Шизоидность (Se). Лицам с высокими показателями по этой шкале свойствен шизоидный тип поведения. Они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидного типа является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.
  1.  Гипомания (Ма). Для лиц с высокими оценками по этой шкале характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.
  1.  Маскулинность — Феминность (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом;
  2.  Социальная интроверсия (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки.

Пройти тест СМИЛ (MMPI)

Пройти мужской вариант теста СМИЛ (MMPI) онлайн. Нужно ответить на все 566 вопросов и утверждений теста СМИЛа. Долго не думайте, отвечайте быстро, лучше мгновенно («Да», «Нет» или «Верно», «Неверно»), то что первое придет в голову… (ЖЕНСКИЙ ВАРИАНТ)

РАСШИФРОВКА ТЕСТА СМИЛ (MMPI) — КЛЮЧ (как правильно ответить)

Пройти похожие тесты на определение Вашей личности: (ВСЕ ТЕСТЫ САЙТА)

Сокращенный вариант тест мини-мульт mmpi

Страницы: 1

4 дескриптора

Суть системы психологического тестирования MBTI заключается в том, что, благодаря измерению уникальных комбинаций личностных факторов человека, можно предугадать его склонность к определённому виду деятельности, стиль его действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие ему чувствовать себя комфортно и уверенно. Для чего и были придуманы 4 шкалы (дескриптора), по которым исследуется личность:

  • ориентация сознания (интроверсия-экстраверсия),
  • ориентация в ситуации (здравый смысл – интуиция)
  • основа принятия решений (логос – пафос)
  • способ подготовки решений (рациональность – иррациональность)

Рассмотрим каждую шкалу подробнее:

Шкала EI: ориентация сознания

Интроверты (I-тип) не обязательно замкнутые и некоммуникабельные люди как это часто изображают «жёлтые» издания. Они могут быть общительными и компанейскими, но энергию черпают и лучше работают наедине с собой. Такие люди отдают предпочтение мысли, а не слову, поэтому перед тем, как что-то сказать, всегда думают.

В отличие от экстравертов (E-тип), у которых коммуникабельность граничит с болтливостью. Для них за счастье находиться и работать с другими людьми. Проблемы они решают не в одиночку за закрытыми дверьми, а путём обсуждения, что позволяет находить компромисс.  Но и возникают такие ситуации чаще – природа человеческого общения, да ещё и в избытке, даёт о себе знать.

Простыми словами, шкала EI рассказывает об общей ориентации сознания:

  • Е (экстраверт) — ориентация на внешние объекты;
  • I (интроверт) — ориентация внутрь, на самого себя.

Шкала SN: ориентация в ситуации

Перевод слова «sensing» как «здравый смысл» является не совсем точным

Люди, принадлежащие к S-типу, оценивая ситуацию, берут во внимание все детали, которые можно понять и ощутить благодаря «сенсорам» – зрению, нюху, прикосновению. Они опираются на внешние, уже известные данные и последовательны в своих решениях, которые тщательно обдумывают и взвешивают. Они всегда точны, для них не имеют значения догадки, не подтверждённые фактами, а первостепенное значение имеет только то, что происходит здесь и сейчас

Они всегда точны, для них не имеют значения догадки, не подтверждённые фактами, а первостепенное значение имеет только то, что происходит здесь и сейчас.

N-тип более склонен полагаться на интуицию. Зачастую это люди с развитым воображением, для которых мир – это сосредоточение возможностей. Они небрежнее относятся к фактам, но способны видеть картину глобально, прогнозировать самые разные пути развития событий.

Простыми словами, шкала SN — отражает избранный способ ориентировки в ситуации:

  • S (сенсорика ) — ориентация на факты и полученный опыт;
  • N (интуиция) — ориентация на предчувствия, общую информацию.

Шкала TF: основа принятия решений

Принятие решений основывается на известной дихотомии: эмоции и интеллект (IQ vs EQ). Т-тип – это люди, для которых логика стоит на первом месте. Они следуют голосу разума и принимают решения, лишь тщательно всё обдумав. Представители данного типа хорошо анализируют информацию, а также справедливы и объективны.

F-тип – это тот человек, у которого вы не спишете задачу по физике, но к нему первому пойдёте, чтобы поделиться своей радостью или бедой. Это эмпаты, для которых природа человеческих чувств почти всегда важнее всего остального. Это люди с развитым эмоциональным интеллектом, и именно он, а не логичность, зачастую, руководит их поступками.

Простыми словами, шкала TF — как человек принимает решения:

  • T (мышление, логика) — способность рационально взвесить «за» и «против»;
  • F (чувство, этика) — решения принимаются эмоционально.

Шкала JP: способ подготовки решений

Те, кто относится к Р-типу, не способны к всеобъемлющему контролю и планированию, но могут воспринимать много информации и сразу по нескольким каналам. Они многозадачны, хорошо справляются с работой в сжатые сроки, не паникуют, когда что-то идёт не так. Таким людям перемены даются очень легко, ведь умение приспосабливаться – их сильная сторона.

J-тип, наоборот, однозадачны, склонны к планированию и алгоритмизации. Для них важна в первую очередь стабильность, они стараются исключить хаос и подойти к решению любой проблемы во всеоружии, предварительно всё продумав. Такие люди способны хорошо ставить цели, определять приоритеты и достигать результат.

Простыми словами, шкала JP — как готовится решение:

  • J (суждение и рациональность) — планирование и упорядочивание;
  • P (восприятие и иррациональность) — стремление ориентироваться по обстоятельствам, умение адаптироваться.

Интерпретация результатов

Оценка и интерпретация осуществляется на основе баллов. Каждое высказывание может принести от 1 до 4 баллов, основываясь на шкале оценки. В оригинале Спилбергера каждая часть теста может принести в сумме максимально 80 баллов, минимально — 20.

Количество баллов соотносится с двумя таблицами. Шкала ситуативной тревожности позволяет определить уровень SA. Шкала личностной тревожности оценивает TA.

TA — беспокоящее состояние конституционального характера, коренящееся в исходных психических, биологических и физиологических состояниях личности, отличается высокой устойчивостью к любым внешним изменениям.

Особенностью TA является широкое ситуативное разнообразие угрожающих ситуаций, на каждое такое состояние вырабатывается конкретная реакция.

Маркерами активации TA служат конкретные стимулы, которые расцениваются человеком как опасные для самооценки и самоуважения.

Высокая TA выражается в проявлении выраженной тревоги под воздействием стресса, вызванного определённым стимулом. TA тесно взаимосвязана с невротическим конфликтом, эмоциональными и невротическими срывами, психосоматическими заболеваниями.

Чем больше баллов, тем выше степень проявления беспокоящих состояний:

  • до 30 баллов — беспокоящие состояния отсутствуют,
  • от 31 до 44 баллов — умеренная тревожность,
  • от 45 и более — выраженная тревожность.

На основе тестирования, определения степени проявления SA и TA, формируется точный психологический портрет высокотревожных лиц.

У высокотревожных людей тревогу вызывают любые ситуации, связанные с ситуацией:

  • явного проявления личностных качеств,
  • интереса к личностным качествам,
  • угрозы престижу, самооценке.

Неоднозначные, сложные ситуации воспринимаются как угрожающие или катастрофические.

Для высокотревожных людей характерны следующие черты:

  • высокая эмоциональность,
  • вспыльчивость,
  • раздражительность,
  • постоянная готовность к конфликтной ситуации, защите,
  • закрытость, независимо от наличия реальных угрожающих ситуаций,
  • сложность эффективного взаимодействия при совместном решении задач,
  • искусственное выстраивание психологических барьеров при общении,
  • невозможность достижения целей, требующих серьёзных усилий.

Рекомендации при взаимодействии с высокотревожными людьми — завуалированность, смещение акцентов с внешней требовательности, избегание категоричности.

Акцент на осмысление своей деятельности, при формировании чувства уверенности в себе через поддержку и успех в достижении промежуточных задач.

Примеры

Вот несколько примеров вопросов Лайкерта из реальных психологических опросников.

Из Большой пятерки Краткий вопросник по личностным качествам:

Я считаю себя полным энергии, любящим всегда быть активным.

0 . Абсолютно не согласен

1. Немного не согласен

2. Нейтральное мнение

3. Немного согласен

4. Полностью согласен

Из анкеты «Смысл в жизни»:

Я всегда ищу цель своей жизни

1. Абсолютно неверно

2. В основном неверно

3. В некоторой степени неверно

4. Не могу сказать правда или ложь

5. В некоторой степени верно

6. В основном верно

7. Абсолютно верно

По шкале благополучия BBC:

Считаете ли вы, что контролируете свою жизнь?

1. Вовсе нет

2. Немного

3. Умеренно

4. Очень много

5. Чрезвычайно

Шкалы Лайкерта могут использоваться для запроса широкого диапазона позиций помимо согласия

В дополнение к приведенным выше примерам, элементы Лайкерта могут спрашивать о том, как часто человек что-то делает (конечными точками для элемента частоты будут «Очень часто» и «Никогда»), насколько важно, по мнению человека, что-то для него (конечные точки важности будет «Очень важно» и «Не очень важно»), и насколько кому-то что-то нравится (конечными точками для понравившегося элемента будут «Много» и «Совсем не важно»)

Советы по использованию оценочных шкал в UX-исследованиях

  • Если вы хотите оценить легкость использования интерфейса, используйте стандартизированные опросники, которые были опробованы, проверены и валидированы.
  • Если вы не уверены, какой тип оценочных шкал использовать, проверьте оба варианта:

а) Проведите пробную очную сессию, чтобы проверить понимание респондентами вопросов и вариантов ответа. Попросите респондентов думать вслух, пока они проходят исследование.

б) Можете попробовать разные варианты шкал на разных респондентах и сравнить ответы.

в) Подумайте об аудитории этого исследования: будет ли им затруднительно разбираться с семантическим дифференциалом, будут ли они склонны излишне соглашаться с любыми предложенными утверждениями?

  • Используйте существующие формулировки для значений шкал в вопросах со шкалой Лайкерта. Придерживайтесь типичных формулировок (Полностью согласен — Согласен — Ни то, ни другое — Не согласен — Полностью не согласен).
  • Убедитесь в смысловой противоположности понятий, которые используете для семантического дифференциала. Например, используйте распространенные антонимы интересный-скучный, вместо клевый-странный. Проверьте на очной сессии, воспринимают ли люди подобранные вами слова, как противоположные по смыслу.
  • Добавляйте открытые вопросы, чтобы получить больше инсайтов. Вопрос вроде «Почему вы выбрали этот вариант ответа» раскроет для вас мыслительный процесс, который стоял за выбором значения на шкале.
  • Добавляйте вариант со смыслом «Затрудняюсь ответить» для вопросов, на которые какие-то респонденты не смогут ответить. Этот дополнительный вариант ответа позволит вам разделять тех, которые занимают среднюю позицию между доступными вариантами ответов и тех, кто не может ответить на вопрос.

(Прим. переводчика: «затрудняюсь ответить» и «ни то, ни другое» — это разные по смыслу варианты ответа)

Заключение

Шкала Лайкерта и семантический дифференциал это два типа оценочных шкал, используемых в UX-исследованиях. Оба типа вопросов — это испытанный и проверенный способ измерить выраженность какого-либо мнения в отношении продуктов и сервисов; однако они делают это немного разными путями. Подбирайте наиболее подходящий тип вопросов, исходя их целей вашего исследования, а также ограничений и нюансов каждого типа вопросов.

Перевод: Виктор Купцов, UX-аналитик Фабрики Юзабилити

Как этого добиться

  • Объединять взаимосвязанные вопросы в группы.

  • Внутри одной темы ставить общие вопросы раньше конкретных.

  • Ставить общие вопросы об удовлетворенности клиентов работой компании раньше конкретных. 

  • Если вопросов много, размещать вопросы о лояльности раньше, чем вопросы о конкретных сферах деятельности компании.

  • Размещать открытые вопросы ближе к концу опроса.

  • Не допускать в вопросах и вариантах ответа оценочных суждений.  

  • Не использовать вопросы про будущее типа «что, если бы».

  • Составлять вопросы так, чтобы они были понятны целевой аудитории.

  • Не задавать слишком много вопросов.

  • Заканчивать опрос на хорошей ноте — поблагодарить респондента, поделиться с ним информацией.

Примеры использования шкалы Лайкерта

Шкала Лайкерта может использоваться практически в любой сфере. Приведём примеры вопросов с такой шкалой.


Image by Tumisu from Pixabay

Укажите, на сколько Вы согласны с утверждением: Я довольно робкий человек.

  • Полностью согласен;
  • Скорее да, чем нет;
  • Затрудняюсь сказать, согласен или нет;
  • Скорее нет, чем да;
  • Абсолютно не согласен.

Вы общительный человек?

Очень общительный;


Фото mohamed Hassan from Pixabay

  • Скорее да, чем нет;
  • Затрудняюсь ответить; (или – «Нечто среднее»)
  • Скорее нет, чем да;
  • Не общительный.

Как видишь, шкала Лайкерта практически универсальна. Эту систему оценок можно применять во многих сферах исследования. Она очень удобна, значительно упрощает диагностику для испытуемого, да и для автора анкеты. А так же позволяет получить максимально достоверные и точные ответы.

Где используется шкала Лайкерта

Самая большая сфера исследований – это социальная психология. Она изучает разные аспекты и направления, явления и характеристики. В этих исследованиях чаще используются следующие типы ответов:

Оценка удовлетворённости, психологическое состояние человека;

Оценка согласия, на сколько человек согласен с каким-либо утверждением;

Оценка, выражающая своё отношение, интерес к чему-либо;

Оценка информированности, показывающая, на сколько осведомлён человек о каком-либо событии или явлении;

Оценка ценностных ориентаций, показывающая, на сколько ценно и важно для человека какое-либо событие, явление.

Шаг 6. Добавляем в тест новые вопросы

Попробуйте разные типы вопросов.

Вопросы открытого типа

 Текст (одна строка), Текст (абзац) — когда ученик сам находит ответ и вписывает в поле. Можно задать определенные правила. 

Вопросы закрытого типа

 Один из списка, Несколько из списка, раскрывающийся список — когда ученику предстоит выбрать из готовых вариантов ответа. Такие задания в свою очередь, делятся на:

  • тесты, в которых можно выбрать один вариант ответа. Ответ засчитывается, если ученик выбрал его правильно. Варианты:
    • простой выбор — один ответ из 4-5;
    • простой выбор из множества — один ответ из 6-15;
    • выбор наиболее точного ответа из представленных.
  • тесты, в которых можно выбрать несколько вариантов ответа, но правильным может быть как один, так и несколько вариантов ответа. Варианты:
    • сложный выбор — двух и более правильных ответов из 4-5;
    • сложный выбор из множества — двух и более правильных ответов из 6-15

При выборе из множества стоит сделать раскрывающийся список, он не будет занимать на странице теста лишнее место.

Если вы добавите вариант «Другое», пользователи смогут ввести короткий ответ.

Респондентов можно перенаправлять в разные разделы формы в зависимости от ответов. Как настроить показ вопросов на основе ответов…

Шкала оценок

Шкала оценок или шкала Лайкерта названа в  честь своего разработчика Рэнсиса Лайкерта. Такой тип вопроса необходим в анкете, если вы хотите измерить чье-либо мнение или отношение к проблеме. Частый вариант использования шкалы — респондентов просят указать степень своего согласия или несогласия с заданным утверждением. Для этого задаются варианты ответов в диапазоне от минимума до максимума.

Шкалу Лайкерта, состоящую из 5 позиций можно записать и в текстовом формате:

  • Полностью согласен
  • Частично согласен
  • Трудно сказать,
  • Частично не согласен
  • Совершенно не согласен

Такой вариант ее представления удобен для ее восприятия респондентом. Но может применяется цифровое обозначение, где «совершенно не удовлетворен» соответствует единице, а «полностью удовлетворен» — цифре «5».

При использовании этого типа ответов в Гугл:

  • Респонденты могут давать оценку по некоторой шкале.
  • Шкала может начинаться с 0 или 1.
  • Шкала может заканчиваться целым числом от 2 до 10.
  • Вы можете задать метку для начала и конца шкалы.

Сетка

С помощью этого типа вопросов можно измерить отношение к проблеме по разным критериям

При использовании этого типа ответов:

  • Респонденты выбирают один или несколько предложенных вариантов из сетки.
  • Чтобы ограничить возможность выбора (по одному ответу на строку или столбец), нажмите на значок  в правом нижнем углу вопроса.
  • Чтобы перемешать строки, нажмите на значок  в правом нижнем углу вопроса.

Отношение соискателей к личностным опросникам

Личностные опросники являются самым загадочным элементом процесса отбора при устройстве на работу. Когда перед приемом на работу вы приходите для прохождения теста, вы сталкиваетесь с неизвестностью. Вы находитесь перед экраном компьютера, и вам надо ответить на 100 или более вопросов, которые, кажется, не имеют ничего общего с работой, на которую вы устраиваетесь.

Это заставляет задуматься, каким образом несвязанные вопросы позволяют работодателям делать выводы о том, подходит ли вам эта работа или нет. Как правило, соискатели не вполне осознают, что эти опросники на самом деле есть способ измерения их черт характера и поведения. Поэтому естественно, что некоторые соискатели считают, что такие тесты неточны, а другие — что опросники представляют собой какую-то магию, которая «видит вас насквозь».

Оба эти отношения к личностным опросникам часто являются причиной неудач. Если вы подходите к тесту с внутренним сопротивлением, отторжением, гневом или страхом, вы сводите к минимуму свои шансы на успех.

На самом деле, личностные опросники являются гораздо более удобным инструментом для кандидата, чем многие другие, такие как собеседование или ассесмент. Общеизвестно, что, например, собеседование, может быть предвзятым, в то время как личностные опросники полностью компьютеризированы, а ваши результаты на 100% в ваших руках.

Шкала Лайкерта

Этот тип шкал назван в честь психолога Рениса Лайкерта, изобретшего этот метод в 1930-ых годах.

Шкала Лайкерта измеряет согласие. Респондентов спрашивают, насколько они (не)согласны с утверждениями. Обобщенный результат получается после сведения воедино ответов всех респондентов. Опросники для оценки юзабилити, такие как SUS и SUPR-Q, используют шкалы Лайкерта. Технически один отдельный такой вопрос — это еще не шкала Лайкерта, а вопрос с Лайкерто-подобным форматом ответа.


Опросник SUS использует 5-балльную шкалу Лайкерта. Респонденты отвечают, насколько они согласны с 10 высказываниями. На картинке первые три высказывания.

Шкалы Лайкерты уязвимы к двум типам искажений:

  1. «Молчаливое согласие». Это искажение происходит из склонности людей соглашаться. Этот феномен неудивителен — в конце концов, такова наша природа.

Такое искажение проявляется, когда респондент поставлен перед позитивным или негативным высказыванием, с которыми должен согласиться, или не согласиться. Это частный случай эффекта фрейминга — когда позитивный аспект ситуации подчеркивается, люди склонны видеть всю ситуацию более позитивно.

Один из способов бороться с этим — чередовать позитивные высказывания с негативными. К примеру, так составлен SUS (еще раз взгляните на высказывания с изображения выше). Но и этот способ не лишен своих проблем. Соро и Льюис выяснили, что чередование приводит к замешательству респондентов, которые не читают все утверждения внимательно, и исследователей, которые не учитывают, что ответы для негативных и позитивных формулировок стоит кодировать по-разному.

2. Социально-желательные ответы происходят из склонности ретранслировать взгляды, которые благоприятно воспринимаются окружающими. Когда респондент знает, что есть общепринятая позиция по заданному вопросу, он склонен высказывать именно ее — из опасений, что несогласие с ней выставит его в плохом свете. К примеру, если политкорректность является общепринятой позицией, респонденты могут не высказывать мнений, которые ей противоречат.

Чтобы снизить влияние этого фактора, не спрашивайте у респондентов их имена или другую информацию, по которой их можно идентифицировать. Из исследований известно, что наличие имен и другой подобной информации повышает такие искажения в ответах респондентов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: