Свободные отношения в браке: плюсы и минусы, что это такое и как применяется на практике

Анимус Аниме не товарищ

Швейцарский психолог К.-Г. Юнг говорит о существовании в бессознательном каждого человека дополнительной части противоположной природы. В бессознательном каждого мужчины присутствует «женская природа» — «Анима», а в каждой женщине есть бессознательная «мужская природа» — «Анимус». Эти свойства закладываются еще в детстве (Анима создается на основе образа матери, Анимус — на основе образа отца) и часто впоследствии влияют на выбор спутника жизни.

Анима и Анимус имеют свои положительный и отрицательный аспекты. Положительные Анима или Анимус — это та бессознательная часть нас самих, которую надо осознать и развить, чтобы стать гармоничным человеком. Отрицательные Анимус или Анима — это то в нас, что надо осознать и преодолеть. Это то, что делает мужчину более похожим на женщину, а женщину — на мужчину, а иногда даже может стать причиной гомосексуальных наклонностей.

Отрицательная Анима усиливается впечатлениями раннего детства, если мальчик (а потом и мужчина) находится «под каблуком» матери или слишком зависит от нее. Такие детские впечатления отражаются на характере взрослого мужчины, делая его женоподобным и изнеженным («принцесса на горошине»), зависящим от ласки, обидчивым, неуверенным в себе и нуждающимся в помощи и авторитете матери или «второй половины». Пытаясь прикрыть собственные слабость и неуверенность мужчина вынужден язвить, бросать оскорбительные реплики, быть грубым или уходить от реальной жизни и проблем в псевдоинтеллектуальные увлечения и эротические фантазии, где в мыслях можно все, но ничего не требуется на деле.

В противоположность отрицательной, положительная Анима — это олицетворение всех благородных и прекрасных «женских» качеств во внутреннем мире мужчины, позволяющих развить глубокую жизненную мудрость. Это интуиция, озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, сострадать, заботиться, гармоничность и чувство прекрасного.

Отрицательный Анимус в женщине аллегорически представляется в образе «женщины-танка», сметающей все на своем пути, скрывающей под более или менее женственной внешностью жесткую, грубую, неумолимую и холодную силу. Часто этот бессознательный аспект проявляется в форме непреклонной убежденности в собственной правоте (особенно когда женщина не права), и подобная убежденность нередко сопровождается желанием уколоть, обидеть или навязать окружающим свое мнение, устраивая грубые скандалы и сцены. Одно из ярких проявлений отрицательного Анимуса — желание женщины быть во что бы то ни стало любимой и готовность ради этого на все. А также вытекающее из этого чувство «своей территории», злые мысли, скрываемые под милой улыбкой, критика, страсть к сплетням и многое другое. Иногда же отрицательный Анимус принимает форму паралича всех чувств или глубокой неуверенности в себе, доходящей порой до ощущения полной никчемности. Где-то глубоко внутри Анимус нашептывает женщине: «Ты безнадежна. Что толку пытаться? Нет никакого смысла что-либо делать. Жизнь никогда не переменится к лучшему». В жизни и в людях видится только черное, все белое отметается и не замечается.

Но положительный Анимус может превратиться в бесценного внутреннего соратника, который наделит женщину истинно мужскими, рыцарскими качествами — инициативой, храбростью, азартом и жаждой открытий, ясным, объективным умом и духовной мудростью.

Похожи или непохожи?

Возьмем первый, поверхностный срез психологии взаимоотношений. Психологи в своих исследованиях определили множество факторов, влияющих на возникновение симпатии, взаимопритяжения, взаимоотношения, на их качество и характер. Наиболее важным фактором привлекательности человека служит его сходство с нами: сближаются люди, чьи склад характера, интересы, склонности, убеждения и жизненные ценности подобны.

Но как же распространенное мнение, будто притягиваются противоположности? Известный социальный психолог Эллиот Аронсон, например, считает: люди привязываются друг к другу не только из-за сходства, но и потому, что могут дополнять друг друга. Однако не все исследователи с ним соглашаются. Многочисленные эксперименты, проведенные исследователями разных стран, выявили устойчивую закономерность: наибольшая вероятность, что симпатия перерастет в привязанность, существует между людьми, близкими по духовному складу. Иными словами, для возникновения привязанности важнее сходные представления о смысле жизни, чем, например, совпадение темпераментов или одинаковая скорость реакции.

По данным американских исследователей Дэвида Басса и Сандры Барнс, при создании длительных и прочных отношений люди наибольшее значение придают способности быть хорошим товарищем и другом, вниманию и уважению к партнеру, честности, преданности, надежности, уму и рассудительности, доброте, умению понимать другого и искусству быть интересным собеседником.

Мы склонны испытывать особую симпатию к тому, кто открылся нам, кто поделился с нами чем-либо глубоко сокровенным, даже если это слабость или недостаток, или к тому, кому мы открыли часть нашего внутреннего мира, души, сердца, которую открываем не каждому.

Особенности путей взросления человеческих особей

Быть подвластным страхам в подавляющем большинстве культур почиталось и почитается позорным и недостойным как для мужчин, так и для женщин, хотя идеалы храбрости в толпо-«элитарных» культурах большей частью выражают «храбрость» в стиле запрограммированности, когда люди ведут себя подобно зомби, что является пределом мечтаний некоторых обществоведов, примером чему могут быть фильмы, вроде «Мёртвого сезона» или «Универсального солдата», или же выражают храбрость в стиле демонического по своей сути жизненного кредо — «что хочу, то и ворочу». И вряд ли в какой культуре женщины более трусливы, нежели мужчины.

Но преодоление власти инстинкта самосохранения в личностном развитии мужчин и женщин на пути к обретению полноты человеческого достоинства протекает по-разному, причём взаимно дополняюще как в границах алгоритмики психики личности, так и в границах алгоритмики коллективной психики общества в целом или общественной группы в его составе; и это нормально. Ненормально другое: что в жизни большинства людей нынешней глобальной цивилизации по причине толпо-«элитарного» характера господствующей в ней культуры этот процесс обрывается, не завершившись, вследствие чего люди скованы всевозможными страхами, или обретают «храбрость» в стиле зомби или демона.

Но вне зависимости от особенностей ныне господствующей культуры путь к обретению полноты человеческого достоинства (то, что ещё называют действительно человечным устройством алгоритмики психики) у мальчиков — свой, а у девочек — свой. И одно из принципиальных различий мужского и женского путей к человечному строю психики состоит в том, что в обретении неподвластности инстинкту самосохранения и инстинктивной алгоритмике стадно-стайного поведения:

  • для мальчика более естественно — в силу особенностей инстинктивной алгоритмики мужского пола — осваивать упреждающее ощущение и предвидение опасности в ходе обретения навыков преодоления опасности и действий в условиях опасности;
  • для девочки более естественно — в силу особенностей инстинктивной алгоритмики женского пола — обретать готовность к преодолению опасности, на основе своего упреждающего ощущения надвигающейся опасности и предвидения как свойственного опасности течения событий, так и потребных ответных действий со стороны человека.

Но в обоих случаях и настройка упреждающего чувства опасности, и выработка алгоритмики целесообразного поведения в зоне опасности обусловлены нравственностью, объединяющей бессознательные уровни психики и сознание. И соответственно изменение нравственности изменяет и характер упреждающе выявляемых факторов, субъективно расцениваемых как опасность, и характер целеполагания и деятельности в зоне опасности. А одна из причин психологической несовместимости как в коллективах без учёта различия пола, так и в отношениях мужчин и женщин состоит в том, что одни нравственно обусловленно расценивают как опасности то, что другие в качестве опасности не воспринимают, что и проявилось в судьбах Трои и Германии, а также во множестве межличностных конфликтов на тему «ты себя не так ведёшь: лезешь на рожон и меня подставляешь».

В нормальной культуре генетически свойственное каждому полу преобладание одного из двух способов обеспечения безопасности не должно подавлять в личностном развитии ребёнка другой способ во избежание возникновения в обществе взрослых взаимных предубеждённости и непонимания со стороны представителей обоих полов, а также слепоты мужчин в отношении надвигающихся опасностей и неспособности женщин к целесообразным действиям в условиях опасности, что сопутствует однобокости развития каждого пола.

Типы мужчин в отношениях с женщинами

Можно заметить, что при общении с женщинами все мужчины ведут себя по-разному. Некоторые самоуверенны, другие вежливы, третьи романтичны.

Психологи выделяют несколько самых распространенных типажей:

  1. «Мачо» – смелый, решительный, мужественный герой. Он предстает перед дамой с самой привлекательной стороны: красивый внешне, умеющий подставить крепкое мужское плечо, поддержать в трудную минуту и взвалить на себя груз проблем. Его привлекают сексапильные красотки, знающие себе цену. С дамами он ведет себя уверенно и несколько дерзко, что позволяет их быстро завоевывать.
  2. «Донжуан» – всегда находится в состоянии влюбленности и почти не существует вне отношений. Он быстро влюбляется и так же быстро охладевает к пассии, находя новый объект для восхищения. Умеет красиво ухаживать и быстро соблазнять женщин. Дама для него – своего рода муза, вдохновляющая на подвиги и дающая жизненную энергию. Заставить его жениться практически невозможно. Даже если кому-то и удастся сковать донжуана узами брака, он все равно будет изменять. Ходят слухи, что этот тип мужчин способен доставить женщине неземное наслаждение, поэтому мало кто может устоять перед его очарованием и напором. Если же представительница прекрасного пола будет торопить события, предъявлять права на него, он поспешит закончить отношения.
  3. «Коллекционер» – стремится завоевать как можно больше женщин. Возможно, виной этому психологическая травма или личная обида в прошлом. Соблазняя женщин, он таким способом мстит им. Ему не интересен конкретный тип женщин, он может увлечься как блондинкой, так и брюнеткой, как юной, так и зрелой, как высокой, так и низкой. Большое значение коллекционер придает собственной внешности и интерьеру, в котором встречается с дамами (как правило, он живет в собственной обставленной со вкусом квартире).
  4. «Семьянин» – человек, для которого главными ценностями являются жена и дети. Все время он посвящает им, готов выполнять требования супруги и подстраиваться под ее желания. Иногда таких презрительно называют подкаблучниками, но женщине с таким типом мужчины нередко бывает очень комфортно, только если она не склонна к авантюрам. В профессиональной сфере семьянин может особо не выделяться, но работу свою выполняет старательно. Помимо семьи, часто имеет хобби (рыбалка, автомобиль и т. п.).
  5. «Скромник» – мужчина, зависящий от женщины, видящий в ней замену матери. В спутницы он часто выбирает даму старше себя по возрасту, энергичную, готовую принимать ответственные решения. Таких мужчин в полной мере можно назвать подкаблучниками, но они не обижаются, им нравится такая жизнь. Однако если жена слишком подавляет супруга, он может тихо спиться.

Нередко в одном человеке могут сочетаться признаки сразу нескольких типов. Например, «Семьянину» ничто не мешает оставаться «Скромником» и счастливо жить в браке долгие годы. «Донжуан» и «Коллекционер» – тоже близкие по духу. Они же могут являться и «Мачо».

Существует классификация и отрицательных мужских типов:

  1. «Эгоист» – мужчина, любящий лишь себя. Определить его нетрудно: достаточно понаблюдать, как часто он любуется собой, проходя мимо зеркала. К женщине он относится как к аксессуару, который должен дополнять его самого.
  2. «Контролер». Планирует далеко вперед не только свою жизнь, но и судьбу партнерши. Женщине сначала кажется, что она освобождена от решения многих жизненно важных вопросов, но в итоге оказывается, что спутник хочет контролировать ее всегда и во всем.
  3. «Экстремал». Любит только свою жизнь и приключения, а не даму. Если она сумеет стать его боевой подругой и разделить все его интересы, значит, ей повезло и отношения будут гармоничными.
  4. «Проповедник». Ему нужны благодарные слушатели, в роли которых выступают родные и близкие. Женщине придется смотреть ему в глаза и внимать каждому слову, иначе она станет ему неинтересной.
  5. «Трудоголик». Прочно «женат» на свой работе. Большую часть времени он проводит вне дома. Задача супруги – обеспечить ему комфорт и не мешаться под ногами в редкие минуты отдыха.

Мастерство навешивания ярлыков

Определили психологи и те факторы, из-за которых страдают отношения в самом начале их возникновения. На впечатления и мнения, которые мы создаем о человеке, на нашу симпатию или антипатию к нему влияют наши собственные стереотипы. Стереотип — своеобразный ярлык, который мы наклеиваем. Мы невольно относим человека к одной из категорий, которыми обычно пользуемся: «весельчак», «пройдоха», «зубрила», «синий чулок» и т. д., и затем с трудом изменяем сложившееся представление.

Категории, на которые мы подразделяем людей, часто зависят от нашего состояния и настроения, но особенно — от нашего характера и образа жизни, а также стереотипов нашего окружения. Ярый борец с курением мысленно делит всех на курящих и некурящих, интеллигент — на тех, с кем есть о чем поговорить, и тех, с кем говорить не о чем, модница — на хорошо одетых и всех прочих.

Весьма распространенная ошибка при восприятии другого человека — «эффект ореола». Мы попадаем в плен общего впечатления, которое определяет все наши оценки: если мы считаем, что человек в целом хороший, то он хороший во всем или почти во всем, а уж если плохой, то дрянной без оговорок. Мы удивляемся, когда выясняется, что приятный нам человек может быть дружелюбным с друзьями и деспотом с женой и детьми.

Поменяться местами

И все же один из важнейших факторов во взаимоотношениях — это, безусловно, «Он» и «Она», мужчина и женщина. Многие психологи и философы утверждают, что проблема во взаимоотношениях, собственно, возникает, когда Он и Она меняются ролями, — и это одна из проблем современного общества, стоящая все более остро. «Она» становится «мужеподобной» в доме, в узах, во взаимоотношениях, а Он — слишком «женственным», нестабильным, изнеженным, слабым. Как правило, такая проблема возникает тогда, когда один из партнеров перестает проявлять свои основные качества, и тогда их берет на себя другой.

Но все же, несмотря на подмену понятий, в нашем сознании с давних времен существует архетип Настоящего Мужчины и Настоящей Женщины. И ищем мы и хотим видеть рядом с собой не «вторую женщину» (в случае женщины) или «второго мужчину» (в случае мужчины), но испокон веков мужчина ищет образ своей прекрасной «Дамы», Настоящую Женщину, а женщина — своего «Рыцаря», Настоящего Мужчину.

Архетип «Мужчина-Рыцарь»
Благородство, достоинство, честь — во всех проявленияхНадежность и опора, — на него и на его слово всегда можно рассчитыватьРешительность, мужество и отвага, качества «бойца», не отступающего перед трудностями и находящего быстрое и эффективное решение проблемИнициатива, активность, дух приключения и творческого поискаКачества «отца», «защитника» тех, кто слабее и любых благородных и справедливых делИнтеллигентность, ум, культура и изысканностьЧуткость, нежность, доброта, состраданиеМужская дружба — «один за всех, все за одного» Архетип «Женщина-Дама»
Любовь как принцип и смысл жизни, — любовь, способная преодолевать все трудности и творить чудеса. Умение сражаться за то, что дорого и что любишьУмение пожертвовать собой ради тех, кого любишь, и любить бескорыстно — не требуя ничего взаменКрасота внутренняя и внешняя, проистекающая из любви: когда женщина любит, она прекраснаИзысканность, тонкость, изящество, чувство прекрасного и гармонииКачество «Музы-вдохновительницы», вдохновляющей других и имеющей свои источники вдохновенияКачество «матери», дарующей и защищающей любую Жизнь (не только собственных детей). Доброта и сострадание, проистекающие из ЛюбвиИнтеллигентность, эрудированность, культура и творчество, основанные на интуицииУмение «чувствовать сердцем» — то, чего не увидишь глазами и не поймешь логикойУмение дарить тепло и уют, создавать атмосферу домашнего очагаБольшая практичность — организованность и эффективность в конкретных делахДружба женщины — «от сердца к сердцу»

С лица воды не пить

Немаловажный стереотипный фактор, определяющий оценку человека при поверхностном знакомстве, — внешность. Студенты одного из университетов отвечали на вопрос, какие качества человека для них являются самыми важными, когда возникает желание с ним познакомиться. Выяснилось, что из всех качеств значение имела только внешняя привлекательность. А ведь все участники эксперимента являлись студентами престижного университета, интеллектуалами!

Цицерон, однако, считал, что высшая доблесть и главная обязанность мудреца — не пленяться наружностью. Эзоп говорил, что тонкость ума лучше, чем красота тела. А русская народная пословица утверждает: «С лица воды не пить». Да и каждый из нас, конечно, прекрасно понимает: душевные качества человека, его способность сопереживать и любить никак не связаны с объемом талии или формой носа. Но, к сожалению, в момент возникновения отношений (и долгое время потом) многие об этом забывают. Все это начинает осознаваться только при более длительных и глубоких отношениях.

Очень жаль, что из-за гонки за внешней привлекательностью — если она становится основным критерием для создания взаимоотношений — мы можем упустить по-настоящему близкого и родного человека, который, быть может, находится совсем рядом.

А если люди хорошо и давно друг друга знают, если испытывают взаимное притяжение на душевном уровне, начинает работать великий принцип: кто близок, тот и красив. Нет такой красоты, которая позволила бы бесконечно скрывать злую или убогую душу. И нет такого лица, которое не являлось бы необыкновенно красивым для любящего взгляда. Величие и силу внутренней красоты, озаряющей лицо, словами не опишешь!

Именно здесь следует искать причины ситуации, многократно обыгранной в литературе и кинематографе, когда мужчина, некогда без памяти влюбленный в неотразимую женщину-вамп, уходит от нее к невзрачной, но понимающей его сердце «серой мышке», или когда девушка предпочитает самодовольному красавцу душевно близкого ей человека, не наделенного яркой внешностью.

История взаимоотношений полов = история мира

Испокон веков мужчина, взрослея, становился полезной единицей общества, выполняя роль согласно своим природным свойствам – векторам. Каждого человека, в отличие от животных, природа наделила дополнительными желаниями. Мало – поесть, попить и потомство оставить, хочется большего. Предприимчивый обладатель кожного вектора находил возможности добыть побольше и сохранить добычу подольше. Мужчина с анальным вектором, обладая хорошей памятью и золотыми руками, детей учил да ремесло развивал.

Кто не работает, тот не ест. Пищу-то добывать непросто было. Да и пищи – хочется больше. И женщину хочется чаще, чем необходимо для репродукции!

Женщине тоже отводилась важная роль – сохранять род. Хочет мужчина свой род продолжить – обязан обеспечить и женщину. Иначе никак. Мужчина дает женщине, помимо пропитания, чувство защищенности и безопасности, которое она, в свою очередь, передает ребенку.

Природой устроено мудро. На уровне феромонов женщина выбирает наиболее достойного мужчину. А затем он делает свой выбор, будучи уверенным, что первым ее заметил и добился. Этот выбор происходит естественным образом, объединяя в пары обладателей противоположных свойств психики. Так легче выжить ячейке общества.

А чтобы обеспечить сохранность семьи и исключить смертельные «битвы за самку», поведение мужчин ограничено социальным стыдом и табу, а женщина в действиях бессознательно руководствуется своей природной стыдливостью. Все, казалось бы, элементарно…

Игры и люди. Люди и игры

Американский психотерапевт, создатель «Трансакционного анализа» Эрик Берн стал автором оригинальной теории человеческих взаимоотношений, изложенной в книге «Игры, в которые играют люди». Он тщательно и тонко проанализировал поведение людей в разных ситуациях, и это привело его к констатации: самая большая проблема возникает тогда, когда в общении и во взаимоотношениях исчезает искренность, когда люди перестают быть самими собой и начинают играть, вместо того чтобы вести себя естественно и зрело.

Берн говорит о трех состояниях личности, которые по-разному проявляются в каждом из нас: «Ребенок», «Родитель», «Взрослый».

«Ребенок» живет в человеке всю жизнь. Это наиболее искренняя часть нас самих, проявляющаяся, когда мы мыслим, реагируем и чувствуем, как в детстве. Каждый когда-то был маленьким, сохранил в душе переживания и мироощущение той поры. «Ребенку» свойственна интуиция, проницательность, эмоциональность, спонтанность, радость и очарование, тяга к познанию, чуду и волшебству, творческий, незаурядный подход. Однако в своих отрицательных проявлениях «Ребенок» бывает капризным, истеричным, легкомысленным, своенравным или сильно зависимым от «Родителей» и чьей-то опеки.

«Родитель» в нас рассуждает так, как это делали когда-то его отец и мать или другие взрослые, — это целый комплекс убеждений, норм и предрассудков, возникших еще в детстве, порождающих в нас определенные запреты и заставляющих поступать и думать по схеме «так принято». Время от времени такой «Родитель» дает о себе знать внутри каждого из нас.

Личность же «Взрослого» реализуется как способность найти решение в проблемных и трудных ситуациях, проявить зрелый и творческий подход. В каждом из нас есть доля «Взрослого» (даже в ребенке) — и это означает, что все мы способны быть самостоятельными, мудрыми и объективными.

Все эти три состояния очень важны для полноценного развития личности, но важно, чтобы они гармонично сочетались. Важно, чтобы общающиеся люди находились «на одном уровне» и чтобы состояние, которое проявляется, соответствовало ситуации: решать проблему как «Взрослый» со «Взрослым», отдыхать или любоваться чем-то как «Ребенок» с «Ребенком», принимать важные решения как два «Родителя»

Трудности возникают, когда это правило не соблюдается, например когда один человек обращается к другому, как «Взрослый» ко «Взрослому», ожидая разумной, спокойной реакции, или как «Ребенок» к «Родителю», рассчитывая на помощь, любовь и поддержку, а получает от собеседника обратное. Скажем, муж спрашивает у жены, обращаясь как «Взрослый» ко «Взрослому»: «Ты не знаешь, где мои часы?» Вместо того чтобы спокойно ответить: «Лежат на столе», жена отвечает капризно, как обиженный «Ребенок»: «Ну вот, вечно я должна все знать», или назидательно, как «Родитель»: «Почему ты никогда не знаешь, где твои вещи? Вроде не маленький уже». Естественное общение нарушается неуместной реакцией, и в результате часто возникают скандалы, непонимание, отчуждение.

Так развивается и закрепляется новый способ взаимоотношений — его Берн называет «игрой». В результате игры исчезает искренность, игроки как будто надевают маски, к которым привыкли, прячутся за ними, защищаясь от проявления настоящих чувств. «Посмотри, что я из-за тебя сделал!», «Дорогой, я тебя люблю, не купишь мне шубу?», «Я всего лишь пытаюсь помочь вам», «Только через мой труп», «Либо я — либо он / она / оно»… Как часто в общении мы прибегаем к подобным играм (их перечень можно продолжать) и в результате отдаляемся друг от друга и сами не замечаем, как из отношений уходят теплота, искренность, естественность, а остается своего рода шантаж и манипулирование друг другом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: