Келли г.процесс каузальной атрибуции

Причины причинно-следственных связей

Теория атрибуции Хайдера различает внутренние и внешние атрибуты. Позже Бертран Вейнер добавил к теории еще два фактора. Присвоение Хайдеру стало называться локусом контроля. К этому Вайнер добавил стабильность и управляемость. Давайте поговорим немного подробнее о каждом из этих факторов:

  1. Локус контроля: внутренний или внешний, в зависимости от человека. Это связано с самооценкой. Человек, который приписывает свои неудачи личным факторам, увидит заметное снижение самооценки. Он использует внутренний локус контроля.
  2. Стабильность: оценка, которую мы проводим в отношении стабильности в тот момент, когда поведение имеет место. Это относится к продолжительности причины. Если субъект приписывает свою неудачу факторам, которые он оценивает как стабильные во времени, его мотивация к успеху уменьшится. С другой стороны, он приписывает это неустойчивым факторам, его желание преуспеть не уменьшится.
  3. Управляемость: является ли интерпретация следствием внешних факторов, которые не зависят от человека, или внутренних факторов. Внешним фактором может быть просто невезение. Внутренним фактором является отсутствие навыков. Когда кто-то определяет, что причина вызвана внутренними факторами, его желание преуспеть падает.

Что означает понятие?

Атрибуция — что это такое? В переводе с латинского этот термин обозначает приписывание. В психологии атрибуция определяется как способ объяснения собственного поведения и деятельности других людей.

Этот метод основан на мышлении и его процессах: анализу, синтезу, дедукции, индукции. Зачастую для составления портрета человека бывает недостаточно имеющейся при наблюдении информации.

Этот термин нередка называют «додумыванием», ведь фактически человек достраивает какие-либо черты другого для его полной оценки.

Эти данные вырабатываются на основании объективной информации и субъективного восприятия. Атрибуция зачастую представляется как полностью субъективная мера познания, однако это синтез фактов и домысливания.

Критика[ | ]

Теорию атрибуции критикуют за ее редукционизм и механистическую природу из-за допущения о том, что люди мыслят рационально и логично. Однако фундаментальная ошибка атрибуции свидетельствует об обратном. Теория атрибуции также не в полной мере учитывает социальные, культурные и исторические факторы, которые могут формировать причины поведения. Кроме того, на формирование атрибуций большое влияние оказывают выделяющиеся события (salience), так как подобные события рассматриваются в качестве более значимых, причинных.

Пример

: в своем исследовании Ласситер и др. изучали практику записи на видео полицейских допросов подозреваемых и проблему ложных признаний. Они пришли к выводу о том, что когда камера на допросе направлена на подозреваемого, вероятность того, что его признают виновным в два раза выше, чем когда в фокусе камеры находятся как подозреваемый, так и ведущий допрос. Направление камеры на следователя делает его в глазах жюри ответственным за давление на подозреваемого. В результате этого исследования в Новой Зеландии был принят закон о том, что во время полицейских допросов камера должна захватывать как подозреваемого, так и следователя.

Каузальная атрибуция в общении

Чтобы понять, что означает понятие каузальная атрибуция, важно знать, когда же она возникает. Появляется она при возникновении неожиданных преград на пути совместной деятельности – при возникновении сложностей и конфликтов, столкновении интересов и взглядов

В тот момент, когда все это происходит, люди применяют каузальную атрибуцию. Другими словами мы приписываем причины поведения другим людям и чем больше сложностей при взаимодействии, тем серьезнее подходим к поиску причины.

Примером каузальной атрибуции может быть опоздание на встречу с друзьями. Кто-то из ожидающих уверен, что это может быть связано с погодой, другой полагает, что опаздывает друг по причине легкомыслия, а третий и вовсе сомневается, сообщили ли опаздывающему про место встречи. Так у всех друзей разные представления про причины опоздания: обстоятельства, особенности и свойства характера, причина в себе.

Несовершенство схемы Хайдера

С помощью схемы Хайдера субъект-другой субъект-объект были проведены прикладные исследования, особенно коснувшиеся изучения изменения отношений избирателей под влиянием пропаганды. Однако даже со стороны коллег по теориям соответствия схема Хайдера подверглась критике.

Во-первых, потому что гипотезы-предсказания, предлагаемые в схеме неточны, и изменение отношения можно прогнозировать только под влиянием потребности в установлении баланса в когнитивной структуре воспринимающего субъекта.

Что такая потребность абсолютна, принимается без доказательств, как некий постулат и такое замечание будет относиться не только к схеме Хайдера. Прогноз по данной схеме уязвим, во-первых, потому что изменение в отношении вполне может возникнуть под влиянием каких-то других, не учтенных в схеме факторов. Во-вторых, вместе с отношениями между ними субъект-другой субъект-объект, «другой субъект-объект» определяются по принципу «всё или ничего».

Говоря другими словами – присутствует упрощение, т.к. не анализируется степень позитивности или, наоборот, негативности отношений, что вообще является важным показателем всяких отношений.

Далее, в значительной мере страдает «симметричность» всей схемы, потому что позиция – случай со всеми негативными отношениями будет сомнителен.

Значение схемы в значительной степени ограничивает и тот факт, что она предусматривает простой вариант когнитивного поля воспринимающего субъекта, когда круг отношений замыкается тремя участниками взаимодействия.

Социальная психология. Теория атрибуции Фрица Хайдера.

02.06.2017
И
Комментариев нет
75

Основателем данной теории является американский психолог Фриц Хайдер (F. Heider). В своей книге «Психология межличностных отношений» (1958), оказавшей значительное влияние на дальнейшее развитие психологии, он исследовал сферу социальной перцепции. В частности, он открыл феномен, который обозначил как «наивная» психология, или психология здравого смысла. По его мнению, люди пытаются понять поведение других, анализируя информацию и находя причины поведения. Так, Он создал теорию атрибуции – описание того, как люди объясняют причины своего поведения и поведения других людей, как формируется их впечатление о людях, каким образом они строят предположения о причинах поведения.

====================================================== ☛ https://vk.com/primalinstinct – наша группа (вся информация по сотрудничеству и важные объявления здесь). ☛ https://www.youtube.com/SimplePsychology – канал по психологии ☛ https://www.youtube.com/SimplicityOfScience – канал по менеджменту и другим наукам. ================================= Для тех кто хочет поддержать проект: ☛ 41001213871702 – Яндекс кошелек. ☛ R502021272863 – Вебмани. ☛ Z615442054561 – Вебмани. ☛ за другими реквизитами пишите в личку, либо смотрите в группе. Деньги будут потрачены на покупку оборудования и организацию различных мероприятий (текущие цели и список поддержавших указаны в группе). ============================= По сотрудничеству: ☛ заходим в группу, под описанием есть спойлер с меню группы жмакаем туда, выбираем нужный вам пункт и изучаем его, только потом пишем мне. ☛ старайтесь писать именно в вк (почту не всегда смотрю). ==================================================== ☛ Частичный список литературы находится в группе.

======= Спасибо за просмотр! =======

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ

Поделиться

Последние сообщения

23.04.2019

23.04.2019

Теория структурного баланса Ф. Хайдера

Теория структурного баланса – теория, объясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действий на уровне житейской психологии.

Автор теории – Ф. Хайдер. Содержание теории сводится к следующему. Человек изначально стремится к упорядоченному и связному пониманию его отношений с окружающим миром. Эту черту своего поведения он фиксирует, создавая наивную или житейскую психологию, которая выражается в языке, установках, мнениях, суждениях. По внешнему поведению человека можно определять эти установки, мотивы, которыми он руководствуется.

В своей теории Хайдер использовал две идеи:

— идея баланса (ситуация, в которой воспринимаемые единицы существуют без стресса, без противоречия, то есть нет давления, чтобы менять когнитивную организацию и эмоциональные проявления);

— идея когнитивной атрибуции (процесс поиска достаточной причины для объяснения поведения другого человека или своих действий).

Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановле­нию баланса. Для уяснения данного положения использовалась модель триады, где одна личность относится к двум объектам, один из которых тоже может быть личностью.

Взаимодействие трех элементов составляет когнитивное поле, причем отношения между элементами описываются двумя видами:

а) оценки: эмоциональные, типа «люблю – не люблю», «нравится – не нравится» и обозначаются соответственно буквами «L» и «nL».

б) принадлежности: фиксируют степень воспринимаемого единства элементов и выражается в понятиях «близкий – далекий», «принадлежащий – не принадлежащий» и обозначаются буквами «U» и «nU».

Хайдер выделяет два варианта отношений:

а) сбалансированный (предполагает наличие трех позитивных отношений, либо одного позитивного и двух негативных);

б) несбалансированный (предполагает наличие трех негативных, либо одного негативного и двух позитивных).

Как только мы зафиксировали отношения между «Р», «О», «Х», возможно прогнозирование того, в каком направлении пойдут события в триаде

Важно подчеркнуть, что баланс присутствует в когнитивной структуре человека в том случае, если он воспринимает всю систему как гармонию, то есть если отношения оценки между двумя элементами и отношения принадлежности между ними одновременно воспринимаются как позитивные. Баланс – это не состояние, характеризующее реальные отношения между элементами, а только восприятие со стороны человека определенного состояния отношений

Автор теории – Т. Ньюком. Центральный тезис теории заключается в следующем. Когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят свое отношение к третьему лицу (либо объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации. Расхождение установок заставляет повышать частоту актов общения по этому расхождению с целью снять возникший дисбаланс. Возникает необходимость менять либо отношение к объекту, либо к человеку. В целом концепции структурного баланса и коммуникативных актов позволяют лишь зафиксировать некоторое расхождение (диссонанс) во взаимном восприятии людьми друг друга (или в их отношении к третьему лицу), но не позволяют определенно предсказать будущую направленность изменения их взглядов. Кроме того, рассматриваемые теории предусматривают взаимодействие в триаде, а групповые процессы остаются за рамками изучения.

Теория атрибуции Хайдера

В своей книге Психология межличностных отношений (1958), Хайдер предложил людям наблюдать за другими, чтобы проанализировать их поведение. Кроме того, он постулировал, что они приходят к своим собственным выводам, чтобы объяснить смысл действий, которые они наблюдают..

Теория атрибуции Хайдера пытается проанализировать, как мы объясняем поведение людей и события в жизни. В социальной психологии это называется атрибутивным процессом. Для Хайдера мы склонны приписывать поведение других одной из двух возможных причин: внутренней или внешней причине.

Внутренние причины или внутренние атрибуты относятся к индивидуальным характеристикам и чертам личности, таким как личностные качества, интеллект, мотивация и т. Д.. Внешние причины или внешние атрибуты — это те, которые предоставляются ситуативным силам, таким как удача, на метеорологическую погоду или действия третьих лиц.

Взаимодействие с другими науками

В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейробиология развиваются параллельно друг с другом. Это обусловлено тем, что обе науки изучают схожие области человеческого мозга. Различие состоит в нацеленности психологии – на исследование реакций психики человека на внешние раздражители, а нейробиологии – на исследование реакций нейронов головного мозга. В то же время, многие психологи, такие как С. Гербер и А. Ньюэл, не считают результаты исследований в области нейробиологии применимыми к психологии человека, потому как ответы на вопросы одной науки практически невозможно приспособить к другой.

Ковариационная модель Келли

Харол Келли обращается к исследованию атрибутивной достоверности, чтобы объяснить, как люди решают, что их впечатления от объекта верны. Согласно вариационной модели Келли, люди делают причинные выводы, чтобы объяснить, почему другие люди ведут себя определенным образом.

Этот способ выполнения атрибуции связан с социальным восприятием и самовосприятием. Согласно этой модели, причины результата могут быть отнесены к человеку (внутреннему), стимулу (внешнему), обстоятельству или некоторой комбинации этих факторов.

Критерии и атрибуты

так, атрибуция производится на основе трех критериев: консенсус, отличительный характер и последовательность.

  • консенсус: существует «консенсус», когда все люди реагируют на стимул или ситуацию, так же, как человек наблюдал.
  • Отличительный характер: когда наблюдаемый человек по-разному реагирует на другие раздражители или подобные ситуации.
  • консистенция: когда человек всегда реагирует одинаково или похоже на рассматриваемый стимул или ситуацию.

Итак, на основании этих трех параметров, установлены три типа приписывания.

  • «Высокий консенсус / высокая отличительность/ высокая последовательность «: это конец поведения, который заставляет человека вести себя так.
  • «Низкий консенсус / низкая отличительность/ высокая согласованность »: именно личные качества заставляют человека вести себя так.
  • «Низкий консенсус / высокая отличительность/ низкая согласованность «: обстоятельства, окружающие решение, которое заставляет субъект действовать так.

Следуйте той или иной модели, Правда заключается в том, что ни один человек не лишен «удовольствия» от попыток объяснить свое поведение и поведение других людей.. Это так, потому что правильное выполнение этой задачи дает нам большое преимущество для работы в мире, поскольку мы понимаем, что правильная атрибуция сделает нас более квалифицированными, когда речь идет о прогнозировании результатов и действий..

Теории когнитивного соответствия

Определение 1

Теория структурного баланса Хайдера – это теория структурного баланса, которая объясняет поведение человека его стремлением к сбалансированности и потребностью поиска причин для объяснения поведения другого человека.

Когнитивная структура человека не может быть дисгармоничной и несбалансированной – это центральная идея теорий когнитивного соответствия. Если же это не так, то возникает тенденция изменить такое состояние. Человек и группы ведут себя так, чтобы внутреннее соответствие их когнитивной системы можно было максимизировать.

Несоответствие приводит к психологическому дискомфорту, а это, в свою очередь, порождает реорганизацию когнитивной структуры для восстановления соответствия. В центре внимания оказывается сознание.

В отличие от бихевиористского «человека реагирующего», у когнитивистов «человек думающий» является существом, которое обладает способностью к восприятию и переработке информации.

В поведении человеком руководит субъективный образ действительности и стремление к достижению внутренней связности, непротиворечивости картины мира, логичности. Однако в эту картину когнитивные элементы, которые находятся в непрерывном взаимодействии, вписываются не всегда.

Такие типы взаимодействия, как конфликт, логическая непоследовательность, противоречие, имеют мотивационную силу, побуждают к тем действиям, которые будут направлены на то, чтобы возвратить когнитивную структуру в состояние равновесия.

Источником когнитивистской ориентации стали основные положения гештальтпсихологии и теории поля К. Левина, где эта концепция отражается в следующих аспектах: принимаются две идеи – идея образа как целостного образования и идея изоморфизма, трансформированная в идею подобия разных сторон межличностных отношений.

Если познавательные структуры субъекта будут преобразованы, то это надо понимать как установление таких сбалансированных структур индивида, которые будут переживаться им как психологический комфорт. Чтобы установить такой баланс используется принцип гештальтпсихологии о господстве «хороших фигур».

Что касается идей классической гештальтпсихологии, то буквально в социальной психологии они не воспринимаются. Они в значительной степени модифицированы и представлены в анализе связи между процессом познания и социальным поведением следующим образом – впечатления о мире у индивида организуются в связные интерпретации, а результатом являются идеи, верования, ожидания, аттитюды.

Все они выступают как регуляторы социального поведения.

Большой вклад в современную социальную психологию внес К. Левин, сформировавший устойчивый социально-психологический взгляд на природу взаимосвязи личности и общества, человека и группы.

Ядром когнитивистской ориентации является большой класс социально-психологических теорий когнитивного соответствия, среди которых теории Ф. Хайдера, П. Танненбаума, Л. Фестингера и др.

Виды атрибуции

Личностная атрибуция связана с ситуациями, когда человек пытается найти причину своей неудачи и поэтому обвиняет другого. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию: «Я не успел сдать отчет, потому что ты сломал принтер»

Обстоятельная атрибуция характеризуется обвинением не конкретного лица, а предмета или внешних факторов: «На моем телефоне царапина, потому что пленка отклеилась».

Мы используем разные объяснения для оправдания знакомых, которые нам нравятся и не нравятся. Довольно часто можно наблюдать следующую логику:

  • если совершен хороший поступок, он объясняется внутренними качествами;
  • если совершен плохой поступок, он объясняется ситуацией, а не собственными недостатками.

Многое зависит и от изначального настроя – ошибка каузальной атрибуции может проявляться именно таким образом. Если мы хотим оправдать, то мы всегда найдем причину такого поступка, захотим осудить – никакие оправдания на нас не подействуют.

Что такое каузальная атрибуция?

Каузальная (причинная) атрибуция описывает процесс, посредством которого наблюдатели приписывают эффект одной или нескольким причинам.

Каузальная атрибуция (причинность) как связь не является наблюдаемой в собственном смысле слова, а выводится, т.е. приписывается, наблюдаемыми людьми.

Социальная психология различает атрибуцию и каузальную атрибуцию как особый случай атрибуции. В самом широком смысле восприятие всегда включает атрибутивные компоненты, потому что люди никогда не видят реальность такой, какая она есть, и никогда не видят ее полностью, поскольку реконструируют ее активно, избирательно или на основе гипотез.

Термин  «каузальная атрибуция» в психологии определяется как когнитивный процесс, с помощью которого люди объясняют себе причину собственных действий. Действие как элементарный термин в психологии отличается от поведения тем, что это сознательная и целенаправленная деятельность, которая имеет цели, мотивы и выполняет определенные задачи. Для отнесения причин к результатам и последствиям действий решающее значение имеет то, какие причины человек считает ответственными за свой успех или неудачу. Можно приписать ответственность за успех или неудачу самому себе (внутренняя атрибуция) или отнести причину к окружающей среде (внешняя атрибуция).

Примером объяснительного подхода в связи с термином «каузальная атрибуция» из учебной мотивации может быть. Причинное описание, какие причины, лица должны быть приписаны определенным событиям.

Простое выражение с вопросами «Почему?» Например, почему кто-то провалил экзамен? Причин может быть несколько: низкая подготовка, отсутствие мотивации к учебе или трудности в повседневной жизни.

Атрибуция – это термин из социальной психологии, обозначающий когнитивную интерпретацию социальных представлений о людях, ситуациях и взаимодействиях и использующий их для объяснения социального поведения. Каузальный — это термин, обозначающий связь между состояниями дел, событиями, один комплекс которых мыслится как причина, порождающая другие. Причинные отношения отличаются от других отношений набором характеристик (закон, причинность).

В чем её необходимость?

Информация, которую можно получить посредством наблюдения, является недостаточной. Её не хватает для полноценного взаимодействия человека с происходящим. Поэтому подобные сведения нужно «достраивать».

Всё происходит для прогнозирования действий интересующего индивидуума в будущем. Для осуществления атрибуции может использоваться коллектив или отдельный человек.

Бывает сложно понять чьё-либо поведение. Для этого не хватает чувствительности, знаний в психологии или просто информации. В результате чужое поведение подвергается домысливанию.

Все неизвестное и непредсказуемое на подсознательном уровне ассоциируется с тревогой, поэтому атрибутивная проекция является хорошим способом эту тревогу преодолеть, построив полную картину в условиях недостатка информации.

Атрибуция является главным способом ориентации человека в:

  1. Новом незнакомом коллективе.
  2. Новых рабочих условиях.
  3. Постоянно меняющейся обстановке.
  4. Стрессовых ситуациях и конфликтах.

Люди в таких условиях вынуждены каким-либо образом составлять портреты присутствующих, самым простым способом является «приписать» им те или иные качества.

Так ли важно понимать друг друга?

Объяснение причин собственного и чужого поведения — ключ к важнейшим вопросам социального бытия: кто я? кто возле меня? могу ли я доверять окружающим? что определяет поступки: личные свойства или ситуации?

Знание правильных ответов на эти вопросы позволяет:

  • избавиться от лишнего негатива: тревоги, подозрений, паники;
  • защитить себя от предательства, подлости, манипулирования;
  • управлять различными ситуациями;
  • принимать рациональные решения;
  • прогнозировать поведенческие модели окружающих.

Постижение опыта другого человека, как он сам его понимает, — главная цель межличностного взаимодействия. Это незаменимый ориентир при выборе:

  • квалифицированных специалистов;.
  • кандидатов на политические должности;
  • партнеров по бизнесу;
  • спутников жизни.

Не удивительно, что изучение атрибуции давно уже вышло за рамки социальной психологии. Сегодня искусство понимать актуально для педагогов, спортсменов, менеджеров, для каждого из нас. Оно позволяет нам адекватно оценивать друг друга, эффективно взаимодействовать, уживаться с самыми разными людьми, рассчитывать на снисхождение и сочувствие.

Основные положения[ | ]

Теория атрибуции занимается изучением того, как люди интерпретируют события и как это сказывается на их мышлении и поведении. Наблюдая за тем, как себя ведет другой человек, мы стремимся понять причины подобного поведения. Однако ввиду ограниченности информации люди могут сформулировать лишь вероятные причины поведения другого человека. Эти вероятные причины в свою очередь влияют на отношение к этому человеку. Более того, Хайдер сделал вывод о том, что мнение о человеке (хороший человек – плохой человек) автоматически приписывается и его поступкам (правильно поступает – плохо поступает) – так называемый эффект ореола.

Согласно Хайдеру, можно выделить два типа атрибуции, которые помогут объяснить то или иное поведение:

  1. внутренняя атрибуция — человек ведет себя определенным образом из-за своих внутренних свойств (характера, мировоззрения, личных качеств и тд).
  2. внешняя атрибуция — человек ведет себя определенным образом из-за ситуации, в которой он или она находится.

Г. Келли выделяет три типа атрибуции:

  1. личностная атрибуция – причина приписывается совершающему действие человеку (ребенок съел конфету, потому что он невоспитанный);
  2. объектная атрибуция – причина приписывается объекту, на который направлено действие (ребенок съел конфету, потому что в этой конфете много веществ, вызывающих у детей привыкание);
  3. ситуативная атрибуция – причина приписывается обстоятельствам (ребенок съел конфету, потому что обед был несколько часов назад).

Ошибка атрибуции

Фундаментальная ошибка является распространенным типом когнитивной предвзятости в социальной психологии. По сути, это акцентирование внимания на внутренних личностных характеристиках для объяснения поведения в определенной ситуации, а не на внешних ситуационных факторах. Оборотной стороной этой ошибки является то, что люди, как правило, недооценивают роль ситуации в их поведении и подчеркивают свою собственную роль. Это, в свою очередь, иллюстрирует несколько видов когнитивных отклонений. Например, человек идет и несет полные сумки продуктов, которые, возможно, мешают проходить другим людям. Если проезжающий мимо велосипедист столкнется с этим человеком, тот может подумать, что водитель крайне невоспитан и не имеет ни капли уважения к проходящим мимо. В этом случае человек не в состоянии рассмотреть ситуационные факторы, такие как то, что его сумки занимают больше места, чем он думает, тем самым вынуждая людей сталкиваться с ним. Чтобы избежать фундаментальной ошибки атрибуции, человек должен поставить себя на место другого и подумать о том, что он может сделать в такой же ситуации.

Смотреть галерею

Где используется когнитивно-поведенческая терапия?

Когнитивно-поведенческая психотерапия может быть использована в качестве комплексного лечения многих психических заболеваний для следующих целей:

  • Устранение или уменьшение симптомов болезни, т.е. для борьбы с симптомами болезни,
  • предупреждения возникновения рецидива психического заболевания, 
  • улучшение эффекта от медикаментозного лечения,
  • помощь пациенту при адаптации в обществе,
  • изменение и коррекция дезадаптивных психологических паттернов и «якорей». 

В процессе когнитивно-поведенческой психотерапии изучается и корректируется сила влияния собственных мыслей, суждений и установок клиента на его поступки и поведение.

Большую работу проводят с автоматическими мыслями, то есть с теми мыслями, которые появляются достаточно быстро и не фиксируются подсознанием. Они не отражаются во внутреннем диалоге, но сильно влияют на реакцию и поступки человека. Чаще всего подобный автоматизм приобретают те мысли, которые часто повторялись близкими людьми или самим клиентом.

Так же сильны установки и аффирмации, которые закрепились в психике человека с детского возраста. Таким установки выявляются, анализируются и прорабатываются в процессе когнитивно-поведенческой психотерапии, меняются на другие или корректируются.

Коррекция дезадаптивных установок и аффирмаций в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии особенно эффективна в том случае, если устанавливаются корректные отношения между клиентом и психотерапевтом. Клиент и психотерапевт совместными усилиями (под контролем психотерапевта) анализируют проблему, которую необходимо решить. Одним из самых распространённых приёмов для поиска проблематики является «сократический диалог», который заключается в том, что психотерапевт задаёт клиенту ряд вопросов для того, чтобы выявить проблему и помочь идентифицировать эмоции, ощущения и реакции клиента. 

Когнитивно-поведенческая психотерапия выделяет два вида «схем» поведения: адаптивные, то есть те, которые ведут к конструктивному поведению и дезадаптивные — те, которые ведут к неадаптивному поведению и приводят к возникновению когнитивных расстройств. В том случае, если изначально созданные схемы были неверны, происходят сбои адекватного восприятия внешнего раздражителя. Отклонения в психике объясняются нарушением процесса самосознания и ошибкой в обработке внешних данных. Поиск неверно созданного шаблона или схемы – это основная задача когнитивно-поведенческой психотерапии. 

Ошибки восприятия

Изучение каузальной атрибуции привело к выявлению разных закономерностей, которые приводят к ошибкам восприятия. Примечательно, что успешность посторонних и личные неудачи люди объясняют, используя ситуативную атрибуцию. Обычно мы стараемся к себе относиться мягче и лояльнее, чем к посторонним. А вот для анализа собственных успехов и неудач других используется личностная атрибуция в психологии. В этом состоит особенность человеческой психики.

Также интересен факт того, что причина успеха обычно связывается с собственными заслугами. А вот в неудачах обвиняют обстоятельства. Человек полагает, что он успешен, потому что является трудолюбивым и умным. А неудача у него произошла исключительно по вине внешних факторов.

Но вот если речь заходит о другом человеке, то атрибуция в психологии общения проявляется противоположно. Пример: ему повезло, он проныра и подхалим, у этого человека отношения с руководителем не являются формальными. Или же его неудачи связаны с ленью, недостаточным количеством ума.

Слайд 7ВЫВОД:Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Атрибутивный процесс представляет собой

феномен социального восприятия, который мотивирован желанием индивида понять причины и следствия поступков других людей, то есть смысл человеческих отношений, а также потребностью предсказать дальнейший ход этих отношений, что являются важнейшим условием ориентации человека в окружающем его социальном мире. Наиболее значимые теории по данной теме включают в себя теорию каузальной атрибуции Ф. Хайдера, теорию корреспондентского выведения Э. Джонса и К. Дэвиса, а также теорию каузальной атрибуции Г. Келли. Но все эти теории, несмотря на интересные находки в описании атрибутивных процессов, рассматривают их вне социального контекста, что приводит к многочисленным разногласиям. Данное упущение пытается преодолеть теория социальной атрибуции, где атрибуция рассматривается с учетом принадлежности познающего и познаваемого индивидов к определенной социальной группе.

Теория соответствующих выводов Джонса и Дэвиса

Теория атрибуции Эдварда Э. Джонса и Кита Дэвиса была предложена в 1965 году. Центральным понятием этой модели является концепция «соответствующего вывода», которая относится к обобщения, которые мы делаем о поведении других людей в будущем на основе того, как мы объяснили ваше предыдущее поведение.

По сути, Джонс и Дэвис утверждали, что мы делаем соответствующие выводы, когда считаем, что определенное поведение человека обусловлено его образом жизни. Чтобы сделать эти атрибуции, сначала необходимо, чтобы мы могли подтвердить, что у человека было намерение и способность совершить действие.

После того, как атрибуция намерения сделана, будет большая вероятность того, что мы также сделаем диспозиционную атрибуцию, если оцениваемое поведение имеет эффекты, не общие с другими поведениями, которые могли бы иметь место, если оно не одобряется в обществе, если оно сильно влияет на актера. (гедонистическая релевантность) и адресовано ли оно тому, кто делает атрибуцию (персонализм).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: