Тест по обществознанию отклоняющееся поведение для 8 класса

Задачи и последователи направления

Психология экстремальных состояний — отдельное направление прикладной психологии, которое появилась в конце XX века. У этого направления есть несколько задач:

  1. Улучшение психологического состояния субъекта для работы в необычных условиях (под водой, в космосе, на высоте).
  2. Разработка новых методик защиты от негативного психогенного воздействия.
  3. Разрешение личностных проблем, которые имеют насильственный, техногенный или природный характер.

Экстремальная ситуация — неожиданное изменение внешней обстановки, которое может угрожать жизни, имуществу, здоровью. Часто подобные явления приводят к большому количеству человеческих жертв, тяжелым последствиям для общественности.

На состояние личности оказывают негативное воздействие три группы факторов:

  1. Природные — бывают двух типов — стихийными и климатическими. К первым относятся лесные пожары, оползни, штормы, ураганы, землетрясения, наводнения. Ко вторым относятся перепады температур, дождь, град, снег.
  2. Социальные — проблемы, возникающие при общении с другими людьми. Конфликты могут приводить к военным действиям.
  3. Техногенные — связаны с человеческой деятельностью. К ним относятся аварии, из-за которых происходит загрязнение природы.

Также на общее состояние субъекта влияют различные заболевания, физические травмы, укусы животных, насекомых. Существуют психогенные факторы, которые негативно воздействуют на человека во время экстремальной ситуации:

Нет возможности узнать интересующую информацию о близких, родственниках, имуществе.
Возникновение монотипии. Это особое состояние, которое возникает из-за монотонных действий

От этого ухудшается внимание, память, появляется скука, полностью теряется интерес к рабочему процессу.
Изменение временной структуры. Это ярко выражается при смене часовых поясов.
Одиночество — фактор, негативно влияющий на эмоциональное состояние субъекта

Когда прерывается связь с другими людьми, насильственно или из-за сложившихся обстоятельств, обостряются эмоциональные реакции. Появляется излишняя тревожность, возникает депрессия. Постепенно сознание начинает создавать воображаемых партнеров для разговора. Такие проявления называются защитной реакцией, которая находится в границах психологических норм.
Групповая изоляция — психологический аспект, при котором группа людей против воли или по желанию пребывает в определенных условиях. Это может быть подводное плавание, полет в космос. Постепенно между людьми начинаются конфликты, возникает напряженность, проявляющаяся в общении.
Пребывание на публике. Это знакомо певцам, шоуменам, блоггерам, актерам. Каждый из них должен играть свою роль на публике, что приводит к нарушению эмоционального состояния. Появляется раздражительность, эмоциональное напряжение.

К последнему фактору можно отнести угрозы жизни человека. К ним относятся материальный, физический вред.

К известным исследователям этого направления относятся:

  • Ц. П. Короленко;
  • В. И. Медведев;
  • Ю. А. Александровский;
  • Н. И. Наенко;
  • К. Павлик;
  • К. Штапф;

Эти ученые внесли огромный вклад в развитие экстремальной психологии.

Симптоматика девиантного поведения

Человек с деструктивными отклонениями в поведении может наносить вред себе и окружению, быть угрозой общественному порядку, поскольку:

  • демонстрирует агрессию, неадекватность;

  • отличается лживостью;

  • испытывает сложности с адаптацией в коллективе;

  • часто участвует в конфликтах;

  • занимается бродяжничеством, воровством, порчей имущества;

  • страдает повышенной тревожностью;

  • регулярно меняет друзей;

  • уходит из дома;

  • отказывается учиться или работать;

  • сильно увлечен Интернетом (например, компьютерными играми);

  • ничем не интересуется;

  • имеет низкую концентрацию внимания;

  • не способен принимать решения и нести ответственность за свои поступки;

  • неряшлив;

  • не может планировать свое время;

  • неусидчив;

  • подвержен частым переменам в настроении;

  • упрям;

  • регулярно закатывает истерики;

  • замкнут или равнодушен.

Физиологическое здоровье людей с девиантным поведением тоже страдает. Могут проявляться:

  • бессонница и дневная сонливость;

  • нарушение аппетита;

  • низкий иммунитет;

  • психосоматические заболевания;

  • резкое снижение или повышение массы тела;

  • частые инфекции;

  • головная боль;

  • перепады давления;

  • нарушения работы ЖКТ.

— Стабильное поведение

Эта категория относится к поведению, которое повторяется каждый раз, когда возникает похожая ситуация. В психологии они будут иметь особую полезность при прогнозировании поведения человека, что позволит разработать более эффективные меры вмешательства.

Фактически, изучение личности в большинстве случаев включает в себя исследование стабильного поведения человека, чтобы понять его наиболее характерные черты.

Например, человек, который всегда злится, когда говорит на определенные темы, будет демонстрировать стабильное поведение, и это может дать нам представление о его темпераменте.

Общие закономерности

Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.

Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:

  • конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
  • агрессивное отношение к животным, людям;
  • разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
  • лживость, двуличность, подлость.

Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.

Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:

  • открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
  • скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
  • скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.

К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.

Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.

Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств

Тогда внимание акцентируется на основном заболевании. Причины  

Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.

Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.

Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.

Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями. Нельзя обойти стороной наследственные факторы

Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства

Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.

Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение

В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.

‍ЛИЛЯ БРАЙНИС,

социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.

2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться

Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи

Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.

3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей

Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать

Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде

В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.

Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.

Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.

В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.

В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).

Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:

  • ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
  • ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
  • ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.

Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей. Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца

Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.

К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.

В ходе судебного заседания суд заслушивает мнения сторон, ребенка, если ему исполнилось 10 лет, оценивает представленные доказательства и выносит решение по делу.

Часть 1

1. Совокупность качеств, которые человек приобретает, живя в обществе, общаясь с другими людьми и занимаясь разными видами деятельности, составляет его

1) биологические свойства
2) психологию
3) личность
4) индивидуальность

2. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Для нормального развития человеку необходимо общение.
Б. Человек растёт и развивается в обществе.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3. Отношение человека к окружающему миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает, — всё это составляет его

1) психику
2) знание
3) сознание
4) общение

4. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Сознание свойственно только человеку.
Б. Только человек, обладающий сознанием, становится личностью.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Один из признаков развитой личности

1) способность к самостоятельной деятельности
2) умение говорить и двигаться
3) наличие фантазии и воображения
4) наличие навыков по добыванию пищи

6. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Каждый человек индивидуален, имеет свои уникальные черты.
Б. Индивидуальность определяет способности человека к деятельности, её успешность.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Индивидуальность человека выражается в

1) цвете его волос и глаз
2) росте и мышечной массе
3) способности к творчеству
4) скорости бега и передвижения

8. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Сильной личностью можно считать человека, который умеет отказываться от личных благ и интересов, когда нужно помогать другим.
Б. Сильной личностью можно считать хорошо развитого в физическом смысле человека.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Познание человеком самого себя предполагает

1) исследование окружающего мира
2) поиск вида деятельности, который этому человеку максимально соответствует
3) стремление объяснить устройство мира
4) стремление познать законы природы

10. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Потребность понять и узнать самого себя способствует развитию самопознания.
Б. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

11. Дополните схему.

12. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к чертам, присущим только личности и не характерным для индивида.

1) темперамент;
2) самостоятельность мышления;
3) развитая самооценка;
4) развитая сила воли;
5) способность к самостоятельной деятельности.

Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

13. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к чертам, присущим только индивиду и не характерным для личности.

1) форма глаз;
2) цвет кожи;
3) рост и вес;
4) характер;
5) скорость ходьбы.

Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

Проявления заболевания

Обсессивно-компульсивное расстройство развивается постепенно, его легко можно распознать на ранних стадиях. Признаки, характерные для этого психического нарушения, проявляются в виде резких перепадов настроения или нелогичного поведения, выходящего за рамки общепринятых норм и убеждений. Состояние больного можно охарактеризовать, как подавленное и тревожное, выполнение привычных ежедневных действий вызывает затруднения.

В зависимости от стадии психического расстройства, у человека могут наблюдаться следующие симптомы:

  • физические – боль, слабость, бессонница;
  • эмоциональные – тревога, страх, грусть;
  • когнитивные – нарушение памяти, ложные убеждения, проблемы с четкостью мышления;
  • поведенческие – агрессия либо, наоборот, апатия, проблемы с гигиеной и банальным самообслуживанием;
  • перцептивные – человек считает себя избранным, поскольку он слышит голоса и видит различные видения.

На практике заболевание может выражаться не только банальным частым мытьем рук (при упоминании ОКР это как раз то, что первое приходит в голову), но и другими проявлениями. К примеру, это может быть: использование салфеток для очистки поверхности кожи от несуществующей грязи, избегание контакта с любыми поверхностями вне дома. Больным движет страх загрязнения или заражения тяжелой, неизлечимой болезнью.

Стремление к симметрии – еще одно навязчивое состояние и оно вполне может быть проявлением обсессивно-компульсивного расстройства. Если желание расставить все вещи вокруг себя в симметричном порядке настолько непреодолимо, то помочь сможет только квалифицированный специалист.

Наличие хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов – повод для проведения диагностики, а присутствие нескольких проявлений являются показателем для незамедлительного обращения в специализированное медицинское учреждение.

Развитие ОКР не привязано ни к возрастной категории, ни к половой принадлежности человека. Это расстройство может начать прогрессировать в любом возрасте, при этом с одинаковой вероятностью наблюдается как у мужчин, так и у женщин.

Как наказывать

Универсального рецепта «правильного наказания», который бы подошел семье с любой системой ценностей и ребенку с любым типом характера, нет. То, что работает в одних случаях, оказывается бесполезным в других

Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте применения любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть подростку предельно ясной. Правила и санкции за их невыполнение должны быть прозрачны, однозначны и известны заранее

Поэтому если у вашего ребенка подростковый возраст проходит непросто, найти общий язык кажется невозможным, и вы все время натыкаетесь на протестное поведение, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил.

Внутрисемейные правила поведения — это своего рода правила дорожного движения. В ПДД четко расписано, что разрешено, что запрещено и как наказывается несоблюдение. Не будь ПДД — на дорогах бы царил хаос.

Хаос начинает царить и в некоторых семьях, где есть непростой подросток, противоречивые инструкции со стороны родителей, но нет свода ясных и однозначных правил поведения

Если в семье недостаточно уважения друг к другу, а ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить ребенка подчиняться правилам непросто. Нередко подросток просто обучается обходить систему правил, оставаться непойманным, увиливать и так далее. И все же смысл четко обозначить правила есть.

Реакция подростков на внутрисемейные правила во многом напоминает отношение водителей к ПДД. Есть водители, которые соблюдают ПДД и крайне редко их нарушают и, соответственно, редко бывают оштрафованы. Эти водители внутренне согласны с правилами и считают их достаточно справедливыми (или боятся санкций, что тоже не редкость). Другие водители не все правила считают справедливыми и не всегда готовы их соблюдать, но «принимают правила игры» — то есть они согласны понести наказание, если будут пойманы на нарушении. А еще есть водители, которые не хотят принимать правила игры, причисляют себя к избранной группе тех, кому можно то, что нельзя другим. Здесь в ход идут всевозможные ксивы, мигалки и другие атрибуты исключительности. Что-то похожее есть и в поведении некоторых подростков, которые способны на невероятные ухищрения, лишь бы вести себя так, как они сами считают нужным. Но даже для них наличие правил является некоторым сдерживающим фактором.

Слайд 5В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребёнка

на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребёнка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребёнка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо, специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребёнок действительно не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных переживаний и аффектов неизбежно ведёт к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.

Нарушения поведения также возможны из-за незнания правил поведения.

Подавление и вседозволенность: почему пройти через бунт не так уж и легко?

Для родителей подростковый период их детей — непростое испытание: им нужно понять, почему ребенок бунтует, и вместо подавления помочь ему прожить происходящее с ним.

Важно, чтобы в этом процессе обе стороны помнили: они изучают друг друга, чтобы договориться, а не враждуют, чтобы подавить противника. Но это в идеальном мире

В реальном родителям бывает некогда, они боятся, не понимают и чувствуют растерянность, не знают, в чем смысл этого периода и, соответственно, не знают, как поступить. Тогда у молодого человека нет возможности полностью прожить и осознать важный этап психологической сепарации

Но это в идеальном мире. В реальном родителям бывает некогда, они боятся, не понимают и чувствуют растерянность, не знают, в чем смысл этого периода и, соответственно, не знают, как поступить. Тогда у молодого человека нет возможности полностью прожить и осознать важный этап психологической сепарации.

В воспоминаниях взрослых людей такой саботаж взросления собственного ребенка может выглядеть по-разному.

Кто-то вспоминает: «Родители меня во всём подавляли» — это значит, что человек пытался проявлять самостоятельность, но родители сопротивлялись. В будущем таким людям бывает легче завершить психологическое отделение от родителей — ведь они помнят свое стремление к самостоятельности.

Например, если мама давала понять, что будет любить только послушного ребенка — человек мог бессознательно выбрать «остаться с мамой» и соглашаться с ней во всем, лишь бы не лишиться этой любви. Нередко в таких случаях непрожитый бунт дает о себе знать косвенно: вроде бы в жизни всё хорошо, но ничего не радует, потерялся смысл.

Если этап бунта не был прожит в свое время, приходится проживать его уже в более позднем возрасте. Поначалу это может быть трудно: кажется, что ваши замечательные родители не заслужили переоценки и вашего отделения от них, или всё может быть ясно — но просто страшно или нелегко.

Причины возникновения агрессии

В целом, проявление агрессивности рассматривается как готовность человека к враждебному поведению. Она не является врожденной, а скорее трактуется как приобретенная в процессе взаимодействия с обществом. Появление агрессивности – довольно сложный процесс, в котором задействовано много различных факторов. 

Чаще всего, враждебное поведение формируется в детстве под влиянием окружения, родителей, родственников, сверстников.  Ребенок «учится» агрессии, наблюдая, как люди вокруг него проявляют гнев и ненависть и смотрят, к чему это приводит на примере кого-то из окружения ребенка. Если результат от проявления агрессии положителен, то такое поведение закрепляется в памяти ребенка, как инструмент манипуляции для достижения любых целей. Впоследствии оно становится причиной агрессии во взрослом возрасте.

Формы проявления агрессии

К формам проявления агрессии относятся ярость, гнев, раздражение, злость, ненависть. Чаще всего эти чувства являются неконтролируемыми и, соответственно, несут опасность для окружающих.  Каждое из этих основных чувств проявляется следующими формами:

  • Яростью – состоянием, максимально близким к агрессии. Без ярости агрессия невозможна.
  • Раздражение – минимальное проявление агрессии, свидетельствующее о возможном ее начале.
  • Злость – более выраженное проявление агрессии и при этом более частое, чем раздражение. Тот, из-за кого возникла злость, т.е. предмет злости больного всегда выражен сильнее остальных по своему содержанию и природе.
  • Ненависть – самое тяжелое проявление агрессии. Зачастую, ненависть может быть чертой характера, но она также быстро укореняется и приобретает хронический характер. 

Наша социализация основана на балансе между процессами возбуждения и торможения в корковых нейронных сетях. Агрессия появляется у людей, которые физически потеряли функциональность некоторых структур мозга, отвечающих за процессы торможения-возбуждения. Как следствие, во время действия раздражителей, возбуждение преобладает, а процесс торможения очень сильно опаздывает и влияет слабо. 

Психологическая основа агрессии – это малая способность человека к самоконтролю и саморегуляции, зависимость от обстоятельств, неустойчивая самооценка. В данных случаях агрессия является способом снятия напряжения при эмоциональных и умственных нагрузках. 

Достоинства и недостатки конформности

В абсолютно любом явлении всегда есть как свои преимущества, так и недостатки. К примеру, если личность не слишком сильно зависит от чужого мнения, проявляет умеренную конформность, то это качество поможет ей быстрее и проще находить общий язык в новых социальных группах. Но всё равно периодически потребуется демонстрировать свой характер, чтобы не потеряться на фоне окружающих.

Также, когда возникают кризисные ситуации, отстаивание собственных убеждений позволяет спастись от уничтожения всей группе. Главное, чтобы, когда кризис минует, человек не позабыл про свою личность.

К сожалению, недостатки в данном случае преобладают. Будучи конформным, человек буквально становится приспособленцем, разрушает свою индивидуальность, что впоследствии помешает ему в принятии самостоятельных решений.

Он не просто сталкивается с потерей самостоятельного мышления, но и переживает атрофию творческого мышления. Он больше не в состоянии творить, создавать различные предметы искусства. Также он перестаёт задаваться глобальными, общечеловеческими вопросами, хотя они ведь продолжают частично зависеть от него.

Ну и, конечно, узкое мышление неизменно провоцирует различные предрассудки, предубеждения и прочее стереотипное мышление. В результате можем наблюдать человека, у которого нет личности.

Способы диагностики стресса

Чтобы точно определить наличие стресса, его тяжесть, психологи разработали множество методик. Чтобы специалист определил тяжесть состояния пациента, Человек должен пройти специальные тесты, направленные на выявление:

Реактивной тревожности. Это особая форма стресса, которая изначально не является негативной. Тревожность может появляться после любых значимых событий в жизни, которые могут быть как хорошими, так и плохими. Определенный уровень тревожности необходим индивиду для ведения успешной деятельности

Избыток тревожности снизит внимание, замедлит координацию действий, движений.
Личностной тревожности. Это устойчивое состояние, которое заставляет личность воспринимать большинство ситуаций как угрожающие

Появляется психологический дискомфорт, который вызывает приступы тревожности.

Разновидности лечения

В зависимости от степени запущенности заболевания подбирается оптимальный способ и вид лечения: стационарный либо амбулаторный. Могут быть использованы следующие методики или же их сочетания:

  • психотерапевтическое воздействие;
  • терапия с использованием лекарственных препаратов;
  • семейная и социальная реабилитация.

В лечении обсессивно-компульсивного расстройства доказал свою эффективность когнитивно-поведенческий метод психотерапии. Этот подход был разработан именно для устранения симптомов ОКР. Его основа – осознание заболевания, распознание его проявлений и обучение сопротивлению им до полного обретения контроля над ситуацией.

Индивидуальные сеансы терапии рекомендованы до тех пор, пока пациент не начнет отличать навязчивые обсессивные мысли от оправданных тревожных опасений. Затем упор делается на коррекцию компульсивного поведения. После проведенных мероприятий справиться с ними намного легче.

Стойкая ремиссия достигается при применении методики, направленной на предупреждение обсессивных приступов. Для больного моделируется ситуация, вызывающая дискомфорт и тревожное состояние. Однако он имеет четкие инструкции поведения в данных обстоятельствах, которые противоречат навязчивым действиям. Многократно повторяющиеся сопротивления компульсивным ритуалам дают видимый результат.

Для лечения тяжелых форм ОКР широко используются психотропные препараты, в частности антидепрессанты и транквилизаторы, среди которых:

  • Ламотригин;
  • Диазепам;
  • Афобазол;
  • Кломипрамин;
  • Мапротилин;
  • Имипрамин и др.

Медицинский препарат Ламотригин был разработан относительно недавно, но уже успел доказать свою эффективность. Он имеет наименьшую вероятность развития побочных действий сравнительно с другими лекарственными средствами этого класса. Снижение частоты тревожных состояний заметно уже после первых дней приема препарата.

Девиантное поведение

Термин применим относительно детей старше 5 лет. Определяется как деятельность, отклоняющаяся от общепринятых норм.

Девиантность характеризуется несколькими основными характеристиками. Подразумевает получение выгоды через неправомерные деяния – разбой, воровство, мошенничество. Второй момент – агрессивные тенденции, направленные против человека: убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений. Третий опознавательный знак – уклонение от поддержания социальных норм: школьные прогулы, зависимости, суицидальные попытки, бродяжничество.

Девиантность выражается антисоциальными поступками, идущими вразрез закону, моральным, культурным, этическим нормам. Данная категория объединяет любые неправомерные деяния: убийства, кражи, изнасилования.

Аутодестоуктивная форма выражается нанесением урона непосредственно девиантной личности.

Делинквентная форма подразумевает деяния, противоречащие общепринятым нормам данного общества, не дотягивающая до криминала. Сюда причисляется хулиганство, прогулы, издевательства, вымогательства, членство в асоциальных группах. В большинстве случаях сопровождается домашними побегами, бродяжничеством. Побеги имеют различную подоплеку:

  • освобождение от контроля, поиск свободной, непринужденной, легкой жизни;
  • избавление от насмешек сверстников, побоев, издевательств. Это дети, воспитанные по принципу золушки, изгоя;
  • демонстративный побег. Совершается для привлечения внимания, возвращение занимаемого прежде положения. Например, любимца семьи после рождения младшего дитя;
  • побеги, провоцируемые неуемной тягой бродяжничества – дромоманией. Настроение больного изменяется. Одолевает скука, появляется желание сменить обстановку. Однако момент скитаний вызывает желание вернуться домой.

Девиантное поведение подростков значительно опаснее, нежели младших детей, поскольку вызывает более разрушительные последствия. Оно требует более сложной корректировки. Ему сопутствует наркомания, алкоголизм, проституция, увлечение азартными играми.

Причинами подобной поведенческой деструкции считаются социальные факторы. Большой процент – 40–80 отводится неполной семье.

Любые расстройства поведения требуют коррекции – вмешательства психолога или невролога. Большинство отклонений с течением времени благополучно проходит. Однако немалая часть перерастает в стойкое психическое нарушение – диссоциальное расстройство личности, требующее более напряженного лечения.

Процесс формирования девиантного поведения

Если какие-то из перечисленных причин присутствуют, то процесс формирования и закрепления психологии девиантного поведения выглядит так:
1. Ученик не знает, как вести себя в новых, непривычных для него условиях. Известные ему способы не помогают, а новым он пока не научился либо не знает как можно вести себя иначе.
2. Школьник пытается выстраивать отношения с окружающими, однако его попытки не достигают успеха. В результате он истощается, убеждается в своей неуспешности и не уверен в своих силах. Одновременно появляется и растет его гнев по отношению к происходящему, а это уже подталкивает маленькую личность к нарушению принятых в обществе правил.
3. Ситуация становится психологически невыносимой для незрелой личности, при этом она не умеет разрешить ее приемлемым способом.
4. Дальше отклонение от нормы может формироваться одним из двух способов.

  • Либо школьник совершает неприемлемые поступки и в то же время понимает неправильность своего реагирования. В этом случае он испытывает чувство вины. Его самооценка становится низкой и подросток оказывается в ситуации все большего психологического перенапряжения. В результате могут возникнуть различные психологические нарушения (неврозы, психозы), требующие квалифицированной помощи детского психолога.
  • Либо подросток совершает негативные поступки и при этом оправдывает их. У него не возникает внутреннего конфликта в связи с тем, как он себя ведет. Он действует с целью получения выгоды или повышения самооценки, позиции среди сверстников, самоутверждения.

Слайд 4Причины отклонений в поведении разнообразны, однако все они могут быть классифицированы

в 4 группы:

В некоторых случаях нарушения поведения имеют первичную обусловленность, т.е. определяются индивидуальными особенностями в том числе и нейродинамических свойств ребёнка:Нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот. психомоторной расторможенностью.Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в гипервозбудимом поведении с характерными для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

Нередко плохое поведение возникает не потому, что ребёнок специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной среде.

Как и кто диагностирует девиацию?

Диагноз ставит клинический психолог, психотерапевт или психиатр. Такой специалист действует примерно следующим образом:

  1. беседует с пациентом, чтобы оценить его эмоциональное состояние, поведение и манеру выражаться, выяснить привычки и увлечения;

  2. знакомится с уже имеющимися данными (характеристиками работодателя или педагогов, выписками из медкарты), чтобы иметь представление об общем психологическом и физическом состоянии здоровья клиента;

  3. опрашивает близких для понимания отношений пациента с окружающими, условий его существования и имеющихся привычек;

  4. тестирует и опрашивает (с помощью специальных психологических тестов и заданий) для определения девиантности и выявления возможных сопутствующих психологических отклонений;

  5. проводит исследование эмоций (агрессия, страх, тревога) с помощью проективных психологических методов, позволяющих получить данные о пациенте, его мышлении, установках, мотивах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: