Для чего нужен флешбэк?
Объяснение Флешбэк открывает какой-либо факт о герое, дополняет его характеристику, поясняет мотивацию или дает необходимую для понимания сюжета информацию. Подобные флешбэки, как правило, единичны, так как могут сбить зрителя с толку, нарушив последовательное повествование.Ускорение истории Флешбэк позволяет сократить историю, поскольку с помощью этого приема герои могут перейти от одного времени к другому сразу же, не растягивая это не несколько дополнительных эпизодов.Раскрытие истиныСцена из фильма «Лучшее предложение» (Джузеппе Торнаторе, 2014)
С помощью флешбэка можно открыть истинную картину событий. Здесь возможны два основных варианта: правду можно открывать постепенно, через череду флешбэков, как в фильме «Я — легенда», а можно — с помощью единичного флешбэка, чаще всего представляющего собой финальный твист. Например, в картине Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение» такое решение полностью переворачивает смысл всей истории.ИнтригаСцена из фильма «Казино» (Мартин Скорсезе, 1995)
Флэшбек как способ создать интригу и пробудить интерес смотреть кино дальше. Зритель хочет найти ответ на вопрос: «Как герой пришел к этому?». К подобному приему, например, прибегает в « ». Картина начинается со взрыва машины с главным героем внутри. Дальнейшее повествование — попытка проследить, как персонаж оказался в этой ситуации.Характер истории Поскольку флешбэк обычно связан с мотивом воспоминания, его используют как повод отразить именно субъективное восприятие мира. Например, в фильме Акиры Куросавы «Расемон» одна и та же история по-разному трактуется четырьмя героями. Соответственно зрителю предлагается смириться с тем, что истины не существует, или понять, что она находится где-то посередине. Впрочем, иногда авторы поступают с точностью до наоборот, сделав флешбэк объективным, отстраненным и истинным взглядом на историю. Такого рода прием можно увидеть в финале «Бойцовского клубе», продемонстрировавшем безумие главного героя, а также в сериале «Остаться в живых».Сюжетообразующий элемент Флешбэк можно применять как концептуальный сюжетообразующий элемент. То есть само его наличие составляет смысл истории и определяет весь характер повествования. Один из ранних примеров такого подхода — « » . Фильм представляет собой череду флешбэков — разные люди вспоминают главного героя, создавая мозаичный образ крайне противоречивой личности. Другой пример — « » Кристофера Нолана, где сложная драматургическая схема складывается из двух повествовательных линий, одна из которых ретроспективная (показаны предшествующие события), а другая разворачивается в обратном порядке (по сути, флешбэк идет за флешбэком).
Кто находится в зоне риска?
Чаще всего пациентами психологов становятся ветераны, перенесшие травматический опыт в горячих точках. И теперь в мирной жизни пугающие картины прошлого периодически воскресают. Тревожные воспоминания настолько реалистичны, что человек не замечает разницы между настоящей жизнью и видениями.
Он заново переживает все ужасы войны, как в бесконечном сериале: бомбежки, обстрелы, видит, как гибнут рядом его друзья и как все ближе подходят враги. Поэтому в момент флэшбэка, который может длиться как секунды так и несколько часов, человек совершает поступки, которые окружающим кажутся неадекватными:
- падает на пол и закрывает голову руками
- пытается укрыться от воображаемых пуль
- проявляет необоснованную агрессию по отношению к близким или незнакомым людям
- рыдает и кричит от горя
Трагические “обратные кадры” опасны как для человека, переживающего болезненные воспоминания, так и для его окружения. Известно немало случаев, когда преследуемый кошмарными видениями причинял телесные повреждения близким людям и даже совершал убийства.
Порой, не в силах постоянно переживать кошмары из прошлого, человек решает уйти из жизни при помощи суицида. Чтобы не пропустить начало психического расстройства и вовремя начать лечение, внимательно следите за признаками, которые подскажут вам, что у близкого не все гладко.
Но человеку не обязательно нужно пройти горячие точки, чтобы стать заложником репереживаний. Запустить механизм навязчивых переживаний может любая травмирующая психику ситуация, о которой сам пострадавший хотел бы как можно быстрее забыть. Это может быть:
- пережитая катастрофа
- смерть близкого человека
- моральное или физическое насилие
В большинстве случаев человек бесконечно прокручивает старые картины. Но иногда характер и содержание непроизвольных воспоминаний меняется. Так, тот, кто выжил в катастрофе, может ненавидеть себя и винить в гибели близких. А жертва насилия в моменты репереживаний изощренно мстит обидчикам.
Больше о человеческой памяти и ее причудливых проявлениях можно узнать из книги Джулии Шоу “Ложная память. Почему нельзя доверять воспоминаниям”.
Террор в Северном и Южном Вьетнаме
В 1953 году северо-вьетнамские коммунисты приступили к безжалостной земельной реформе, в ходе которой массово истреблялись помещики, диссиденты и французские коллаборационисты. Сведения о погибших в результате репрессий значительно разнятся – от 50 тыс. до 100 тыс. человек, некоторые источники называют цифру в 200 тыс., утверждая, что реальные цифры еще выше, поскольку члены семей жертв террора умирали от голода в политике изоляции. В результате реформы помещики были ликвидированы как класс, а их земли распределены между крестьянами.
К концу 50-х годов стало ясно, что мирные попытки объединить Север и Юг зашли в тупик. Правительство Севера поддержало вспыхнувшее в 1959 году восстание организованное южновьетнамскими коммунистами. Однако некоторые американские источники утверждают, что на самом деле организаторами мятежа были засланные северяне, проникшие в Южный Вьетнам по тропе Хо Ши Мина, а не местное население.
К 1960 году разрозненные группировки боровшиеся против режима Нго Динь Зьема объединились в единую организацию, получившую на Западе название Вьетконг (от сокращенного «вьетнамский коммунист»).
Основным направлением новой организации был террор против чиновников и гражданских, выражавших открытую поддержку проамериканскому режиму. Южновьетнамские партизаны, получавшие всемерную поддержку северных коммунистов, с каждым днем действовали все более уверенно и успешно. В ответ на это в 1961 году США ввели на территорию Южного Вьетнама свои первые регулярные воинские подразделения. Помимо этого американские военные советники и инструктора оказывали помощь армии Зьена, помогая в планировании боевых операций и обучая личный состав.
Лечение вьетнамского синдрома
Медикаментозное лечение вьетнамского синдрома назначается в таких случаях:
- если больной находится в состоянии постоянного нервного гипернапряжения;
- если у человека гипертрофированы ответные реакции;
- при частых приступообразных навязчивых мыслях, сопровождающихся вегетативными расстройствами;
- при периодически повторяющихся иллюзиях и галлюцинациях.
Лечение медикаментами назначают в комплексе с такими методами, как психотерапия и психокоррекция – причем в обязательном порядке.
Если клиническая картина при вьетнамском синдроме у пациента выражена незначительно, то можно использовать успокоительные препараты на основе валерианового корня, пустырника, пиона, шишек хмеля.
Если же симптоматика выражена достаточно сильно, то применение только лишь успокоительных средств не принесет лечебного эффекта. В сложных случаях понадобится прием антидепрессантов из ряда селективных ингибиторов оборотного захвата серотонина – например, Прозака (Флуоксетина), Феварина (Флувоксамина), Золофта (Сертралина).
Перечисленные препараты улучшают качество жизненного настроя, устраняют тревожность, нормализуют состояние вегетативной системы, избавляют от навязчивости мыслей, ослабляют агрессивность и раздражительность, понижают тягу к различного рода зависимостям.
При приеме антидепрессантов на начальном этапе лечения может наблюдаться усугубление симптомов тревоги. Чтобы сгладить подобный эффект, лечение начинают с минимальных количеств препарата, постепенно увеличивая дозировку. Если пациент жалуется на постоянное нервное напряжение, то в течение первых 20 дней терапии в качестве вспомогательных препаратов назначают Седуксен или Феназепам.
Среди основных препаратов, которые часто применяют при вьетнамском синдроме, присутствуют также β-блокаторы, помогающие наладить работу вегетативной нервной системы. Это такие средства, как Анаприлин, Атенолол и пр.
Если больной страдает лекарственной зависимостью на фоне приступов агрессии, понадобятся препараты на основе солей лития, а также Карбамазепин.
Если у пациента наблюдаются иллюзорно-галлюциногенные приступы в сочетании с непрекращающейся тревожностью, то хорошего эффекта можно добиться приемом нейролептиков Тиоридазина, Хлорпротиксена, Левоменромазина в небольших количествах.
В осложненных случаях, при ночных галлюцинациях и бессоннице, часто прибегают к назначению препаратов бензодиазепина, а также Хальциона или Дормикума.
Общее стимулирующее воздействие на нервную систему оказывают препараты-ноотропы (Пирацетам) – их применяют для лечения астенического варианта синдрома. Такие средства принимают в первой половине суток.
Тем не менее, своевременная психологическая поддержка часто помогает раннему самостоятельному излечению расстройства
Именно поэтому очень важно оказывать подобную помощь всем без исключения людям, причастным к психотравмирующей ситуации – в данном случае, к военным действиям
, , , , ,
Есть ли выход из этого ада?
Если вас или вашего близкого человека преследуют реалистичные болезненные переживания из прошлого, не ждите, что со временем это пройдет само собой. Если не обратиться за помощью к психологу, то страшные кадры из прошлого будут повторяться снова и снова.
Такое бесконечное
кино со временем наносит серьезный ущерб психике. Человек воспринимает красочные видения, как реальность, зато текущие события могут стираться из памяти. Грани между настоящим и воспоминаниями из прошлого стираются, что может привести к трагическим последствиям.
Кадр из фильма «Она» (Спайк Джонс, 2013)
Флешбэком называют композиционный прием, нарушающий линейную хронологию повествования ретроспекцией. Иначе говоря, это сюжетный взгляд в прошлое. В большинстве случаев флешбэк является предысторией тех или иных событий и чаще всего представляет собой воспоминание персонажа, его рассказ или сон.
Тизер
Встречается этот прием не часто: только в том случае, когда кино начинается с очень эмоциональной, сильной сцены, происходящей в «настоящем времени», а после повествование переносится назад, дабы подвести смысл истории к этой сцене и после продолжить повествование. Такой способ наглядно демонстрирует комедия «Мальчишник в Вегасе». Ее повествование начинается с кадра, где трое мужчин выглядят, будто собираются воевать: гордо стоят посреди пустыни, неподалеку от разбитого в хлам автомобиля, и один из них дрожащим голосом рассказывает о печальной участи друга, который в этот момент женится за сотню километров от них. Подобные образцы тизера-флэшбэка можно наблюдать в кинокартинах «Майкл Клейтон» и «Миссия невыполнима 3»
Он, несомненно, позволяет захватить внимание смотрящего с первых минут
Выход из замкнутого круга
Основная опасность циклических видений в том, что у молодежи принято прогонять флешбеки приемом новой дозы либо алкоголем, который употребляется как обезболивающее. Отчасти действительно спиртное и наркотические препараты притупляют стресс, действуя на нервную систему расслабляющее. Но одновременно нарастающая интоксикация мозга приводит к новым приступам. Так замыкается круг для наркоманов: психоактивные вещества призывают на помощь ради того, чтобы флешбеки переносились легче, а они повторяются все чаще. Только квалифицированные психологи тут способны помочь и разомкнуть порочный круг.
Облегчение наступает после детоксикации. Поэтому лучше сразу обращаться в нашу специализированную наркологическую клинику для избавления от флешбеков и лечения зависимости. Самостоятельно найти выход из этого ада невозможно. А сидеть и выжидать, когда пройдет само – тупиковый путь.
Частое повторение переживаний, испытанных под кайфом, наносит психике большой ущерб. Галлюцинации для больного становятся реальностью, а связь с настоящим окружающим его миром теряется. Память бесконечно проигрывает прошлое и не может удержать текущие события. Выход – лечение от зависимости в нашей клинике. Звоните по телефону 8 (495) 150-85-96
Причины войны во Вьетнаме
Преемниками колониальной политики Франции во Вьетнаме стали Соединённые Штаты Америки. Президент Эйзенхауэр считал Женевские соглашения уступкой коммунизму и поражением свободного мира. Он опасался, что если будет потерян Индокитай, то за этим последует утрата влияния США и в других странах Юго-Восточной Азии. Именно поэтому в противовес Демократической Республике Вьетнам, развивающейся в рамках советской модели социализма, в Южном Вьетнаме американцы установили диктатуру Нго Динь Дьема.
Политика южновьетнамского лидера, заключавшего в тюрьмы лидеров оппозиции, отвергавшего земельную реформу и допустившего невиданную коррупцию, не снискала доверия среди местного населения. В результате коммунисты, уже имея контроль над избирателями в Северном Вьетнаме, получили поддержку части населения юга страны.
В декабре 1960 г., когда стало очевидно, что режим Нго Динь Дьема постепенно теряет контроль над сельскими районами, Северный Вьетнам объявил об объединении повстанцев в Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ). Южновьетнамское правительство, а вслед за ним и США силы НФОЮВ называли Вьетконгом, используя этот термин в отношении всех вьетнамских коммунистов. Политическая программа НФОЮВ предусматривала замену режима Нго Динь Дьема демократическим правительством, осуществление аграрной реформы и объединение страны на основе переговорного процесса.
Когда демократ Джон Кеннеди пришёл в Белый дом, Вьетнам уже стал очень дорогой обузой для США. Не желая оставлять Южный Вьетнам на произвол судьбы или начинать прямые военные действия против Северного Вьетнама, американский президент решился на компромисс, по которому правительству Дьема предоставлялась возрастающая военная помощь. Политику финансовой помощи южновьетнамским лидерам продолжил и Линдон Джонсон, сменивший Кеннеди на посту президента Соединённых Штатов Америки.
Первый Тонкинский инцидент
В августе 1964 г. правительство Северного Вьетнама отдало приказ об атаке торпедными катерами кораблей США в Тонкинском заливе. Это привело к обострению конфликта и массированной бомбардировке американскими войсками Северного Вьетнама: сначала они бомбили только военные объекты, а потом и всё подряд.
Вмешательство США
Начав с отправки во Вьетнам незначительного воинского контингента, США к концу 1967 г. увеличили его количество до 525 тыс. Но и этого оказалось недостаточно, поскольку численность северовьетнамских войск и отрядов Вьетконга на Юге была значительно больше. Тактика партизанской войны позволяла вьетнамским коммунистам брать южные города и удерживать захваченные позиции даже в тех местах, где, казалось, ситуация находилась полностью под контролем американцев и южновьетнамцев. Это и подорвало уверенность американцев в быстром и успешном исходе войны.
Коммунисты действовали жёстко и стремительно, они не останавливались перед переносом сражений в населённые области. Этому способствовала их тактика превращать сёла в настоящие крепости.
Финансовые причины
В условиях роста потерь среди американских войск президент Л. Джонсон принимает решение искать мира. На это решение также повлияло предупреждение министра финансов о том, что продолжение войны во Вьетнаме повлечёт за собой сокращение социальных программ и падение курса доллара. Для американского президента, который свято верил в могущество своей страны и неограниченные возможности её экономики, это был сильный удар.
Для чего нужен флешбэк?
Объяснение
Флешбэк открывает какой-либо факт о герое, дополняет его характеристику, поясняет мотивацию или дает необходимую для понимания сюжета информацию. Подобные флешбэки, как правило, единичны, так как могут сбить зрителя с толку, нарушив последовательное повествование.
Ускорение истории
Флешбэк позволяет сократить историю, поскольку с помощью этого приема герои могут перейти от одного времени к другому сразу же, не растягивая это не несколько дополнительных эпизодов.
Раскрытие истины
Сцена из фильма «Лучшее предложение» (Джузеппе Торнаторе, 2014)
С помощью флешбэка можно открыть истинную картину событий. Здесь возможны два основных варианта: правду можно открывать постепенно, через череду флешбэков, как в фильме «Я — легенда», а можно — с помощью единичного флешбэка, чаще всего представляющего собой финальный твист. Например, в картине Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение» такое решение полностью переворачивает смысл всей истории.
Интрига
Сцена из фильма «Казино» (Мартин Скорсезе, 1995)
Флэшбек как способ создать интригу и пробудить интерес смотреть кино дальше. Зритель хочет найти ответ на вопрос: «Как герой пришел к этому?». К подобному приему, например, прибегает в « ». Картина начинается со взрыва машины с главным героем внутри. Дальнейшее повествование — попытка проследить, как персонаж оказался в этой ситуации.
Характер истории
Поскольку флешбэк обычно связан с мотивом воспоминания, его используют как повод отразить именно субъективное восприятие мира. Например, в фильме Акиры Куросавы «Расемон» одна и та же история по-разному трактуется четырьмя героями. Соответственно зрителю предлагается смириться с тем, что истины не существует, или понять, что она находится где-то посередине. Впрочем, иногда авторы поступают с точностью до наоборот, сделав флешбэк объективным, отстраненным и истинным взглядом на историю. Такого рода прием можно увидеть в финале «Бойцовского клубе», продемонстрировавшем безумие главного героя, а также в сериале «Остаться в живых».
Сюжетообразующий элемент
Флешбэк можно применять как концептуальный сюжетообразующий элемент. То есть само его наличие составляет смысл истории и определяет весь характер повествования. Один из ранних примеров такого подхода — « » . Фильм представляет собой череду флешбэков — разные люди вспоминают главного героя, создавая мозаичный образ крайне противоречивой личности. Другой пример — « » Кристофера Нолана, где сложная драматургическая схема складывается из двух повествовательных линий, одна из которых ретроспективная (показаны предшествующие события), а другая разворачивается в обратном порядке (по сути, флешбэк идет за флешбэком).
[править] Цитаты
В игре куча отсылок к фантастическим фильмам прошлых лет.
Так, в Новом Вашингтоне, чтобы заработать денег на билет до Земли, приходится участвовать в садистском телешоу «Башня Смерти», где нужно пройти все этажи и остаться в живых, как в фильме про бегущего губернатора. Да и сам процесс стирания/восстановления памяти взят из кина про того же губернатора на Марсе.
История с очками, через которые можно деанонимизировать инопланетян — это пересказ сюжета фильма «They Live» Джона Карпентера. Сюжет которого, в свою очередь, повторяет рассказ сэра Стивена Кинга «Перекурщики».
В том же Новом Вашингтоне есть миссия по нахождению и отстрелу сбежавших репликантов, как в шедевральном «Blade Runner». А конец явно содран с финала «Чужого» того же Скотта.
Есть мнение, что не только игра запомоилась в плагиате фильмовых плюшек, но и фильмы, вышедшие после, растаскивали плюшки уже игровые.
Так, копы с реактивными ранцами были у Спилберга в «Особом мнении» (2002), а заоблачные небоскребы мегаполисов с летающим желтым такси крайне напоминают картинку из фильма Люка Бессона «Пятый элемент» (1997)
Большая часть упомянутых фильмов является (хотя и сильно вольными) экранизациями произведений американского писателя Филипа Дика. Возможно, игрушка заимствует идеи из них.
И вдогонку. Цветовая палитра и некоторые декоративные элементы чужеродного мира были позаимствованы создателями двухкопеечного киновысера «Война миров 2» (2008), вышедшего сразу на видео и непригодного к просмотру чуть более, чем полностью.
Ужас перед войной: посттравматическое стрессовое расстройство
Американцы оказались не готовы к войне в условиях джунглей, которые местные жители знали как свои пять пальцев. Несмотря на то что вьетнамцы были экипированы гораздо хуже военных из США, они компенсировали это смекалкой и хитростью. Многочисленные ловушки, начиненные порохом из американских снарядов и партизанские засады — все это пугало американцев, которые ожидали легкой победы и быстрого возвращения домой.
Однако после того, как военные приезжали обратно в США, их мучения не заканчивались. Американцев начинали мучить яркие воспоминания об ужасах войны, страх перед громкими звуками, напоминающими взрывы… Многие спивались или начинали принимать наркотики, чтобы заглушить терзающие воспоминания, кто-то кончал жизнь самоубийством… Психиатры пришли к выводу, что пребывание в столь кошмарных условиях не может не нанести вреда психике. Был описан так называемый вьетнамский синдром. Это комплекс переживаний, которые испытывают военные, возвращающиеся из горячих точек.
Как проявляется расстройство
Посттравматическое стрессовое расстройство – серьезная проблема, с которой сталкиваются люди по окончании боевых действий. Большинство военных нуждаются, как минимум, в психологической поддержке. Невозможно стереть из памяти все ужасы войны. Некоторым бойцам необходима специализированная помощь психиатра.
В таких ситуациях врачи проводят комплекс процедур, направленных на восстановление психического равновесия пациента. Главная цель всех лечебных мероприятий – помочь военнослужащему вернуться в цивилизованное общество здоровым человеком. В одиночку невозможно справиться с постоянно всплывающими в памяти трагическими обстоятельствами войны.
Пациент, страдающий посттравматическим расстройством, не в состоянии адекватно оценивать свои поступки. Собственное сознание выходит из зоны контроля. Последствия такого изменения психики могут быть трагичны. Больные способны на суицидальные действия, и часто представляют серьезную опасность для окружающих людей.
Существует масса примеров, когда воевавшие в горячих точках ребята, в период обострения болезни, набрасывались на мирных граждан. Это происходило не по преднамеренному желанию, а в момент приступа, когда человек не владел своим сознанием. Не все вернувшиеся с войны впадают в такое состояние. Многие начинают мирную жизнь, и постепенно тягостные воспоминания уходят из их памяти.
Но, к сожалению, есть и те, кто не смог выйти из боя. Про них говорят: «Пришел с войны, но с войны не вернулся». Весь мир такие люди видят сквозь призму своих боевых переживаний. Сознание настойчиво убеждает их, что вокруг только враги, готовые в любую минуту напасть. Больные уверены, что надо быть все время готовыми отразить удар противника.
Другая категория пациентов, страдающих посттравматическим расстройством, замыкается в себе. Они стараются забыть все, что связывает их с трагическими воспоминаниями о войне. Перестают контактировать с окружающими людьми, не покупают газет, не включают телевизор, избегают встреч с однополчанами. И наступает тяжелая клиническая депрессия, из которой можно выйти только после длительного лечения.
Существует еще одна форма расстройства, при которой бойцов постоянно угнетает чувство вины. Для них невыносима мысль, что они выжили, а их товарищи погибли на поле боя. Больные уверены, что использовали не все возможности для спасения однополчан и виновны в их смерти. В мирной жизни им трудно строить отношения с близкими и коллегами по работе. Частые нервные срывы разрушают человеческие связи.
Через некоторое время запускается второй этап болезни – пост реактивное развитие личности. Состояние, которое может не отпускать человека несколько лет. Сердечно – сосудистые заболевания, язва желудка, поражение органов дыхания, некоторые психические расстройства – вот неполный список проблем, ожидающих пациента.
Например, спустя 5 лет после вывода советских войск из Афганистана половина обследованных ветеранов имели в анамнезе заболевания сердца. Каждый второй страдал тяжелыми нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта. Многие «афганцы» обращались с жалобами на сильную раздражительность, агрессию по отношению к людям и навязчивые мысли о суициде.
Если не оказать вовремя психиатрическую помощь, то ситуация выйдет за рамки безопасности, могут пострадать невинные люди. Последняя стадия болезни ведет к полному разрушению личности пациента. Человек испытывает исключительно враждебное отношение ко всему живому, и даже к самому себе.
Кто находится в зоне риска?
Чаще всего пациентами психологов становятся ветераны, перенесшие травматический опыт в горячих точках. И теперь в мирной жизни пугающие картины прошлого периодически воскресают.
воспоминания настолько реалистичны, что человек не замечает разницы между настоящей жизнью и видениями.
Он заново переживает все ужасы войны, как в бесконечном
сериале: бомбежки, обстрелы, видит, как гибнут рядом его друзья и как все ближе подходят враги. Поэтому в момент флэшбэка, который может длиться как секунды так и несколько часов, человек совершает поступки, которые окружающим кажутся неадекватными:
- падает на пол и закрывает голову руками
- пытается укрыться от воображаемых пуль
-
проявляет необоснованную
по отношению к близким или незнакомым людям - рыдает и кричит от горя
Трагические “обратные кадры” опасны как для человека, переживающего болезненные воспоминания, так и для его окружения. Известно немало случаев, когда преследуемый кошмарными видениями причинял телесные повреждения близким людям и даже совершал убийства.
Порой, не в силах постоянно переживать кошмары из прошлого, человек решает уйти из жизни при помощи суицида. Чтобы не пропустить начало психического расстройства и вовремя начать лечение, внимательно
, которые подскажут вам, что у близкого не все гладко.
Но человеку не обязательно нужно пройти горячие точки, чтобы стать заложником репереживаний. Запустить механизм навязчивых переживаний может любая травмирующая психику ситуация, о которой сам пострадавший хотел бы как можно быстрее забыть. Это может быть:
- пережитая катастрофа
- смерть близкого человека
- моральное или физическое насилие
В большинстве случаев человек бесконечно прокручивает
старые картины. Но иногда характер и содержание непроизвольных воспоминаний меняется. Так, тот, кто выжил в катастрофе, может
и винить в гибели близких. А жертва насилия в моменты репереживаний изощренно мстит обидчикам.
Больше о человеческой памяти и ее причудливых проявлениях можно узнать из книги Джулии Шоу “
Ложная память. Почему нельзя доверять воспоминаниям
”
.