Что такое генная инженерия и зачем вмешиваться в природу организмов

Принцип комплексности

Принцип комплексности означает всестороннее изучение какой-либо территории, своеобразие которой помогают выявить комплексные страноведческие исследования.

Рисунок 1. Принцип комплексности

Страноведение опирается на географические дисциплины и смежные с ним науки. Его консолидирующая роль в системе географических наук заключается в сохранении целостности географии.

Специалисты выделяют два основных типа комплексных исследований – аналитический и синтетический, которые вполне применимы к страноведческим исследованиям. В исследованиях комплексного и проблемного страноведения они хорошо дополняют друг друга.

Задача страноведческих исследований заключается в создании объективных комплексных характеристик разных стран и регионов. Страноведение разрабатывает и создает объективные образы регионов мира для развития туризма

Сформированный образ страны приобретает важное политико-экономическое значение

Образ территории, созданный средствами массовой информации и сформированный в представлениях человека, может быть как положительным, так и отрицательным.

Для создания образа той или иной территории страноведение не только выявляет фактический материал, но и описывает эту территорию, отвечая на вопросы что, где, почему, откуда

Для него важно выяснить роль исторических процессов данной территории в ее развитии, сделать прогноз тенденций, путей и проблем развития территории, объяснить выявленные факты, создать образ страны для социально-экономических и политических целей, обеспечить комплексную страноведческую информацию, создать справочники, путеводители, тематические карты. Таким образом, комплексный характер страноведческих исследований будет выражаться в большом разнообразии географического материала

Однако надо сказать, что большая часть материала общему критерию комплексности не отвечает. Сам материал должен предусматривать пропорциональное сочетание и многогранность природно-экологических и социально-экономических особенностей того региона, который рассматривается.

Физико- и экономико-географические, историко-культурные и демографические материалы по изучаемой территории одновременно с проблемами общегеографического характера рассматриваются в отдельных страноведческих работах.

Тем не менее, вопросам комплексного страноведения и разработке универсальных страноведческих характеристик посвящается множество географических исследований. Исходя из этого, многие авторы приходят к выводу о том, что изучить весь страноведческий комплекс без его главных элементов – природа, человек, хозяйство, невозможно.

Научное страноведение на современном этапе, таким образом, должно объединить и организовать сложный комплекс географических знаний о регионах мира.

Отражать их динамичное единство, а не застывшее фотографическое отображение и фундаментом такой интеграции должна стать физическая география, дающая знания о природных геосистемах. Поскольку в основе причин расселения и характере природопользования человека лежат природные ресурсы и природные условия

Представление объектов

Из биологии мы знаем, что любой организм может быть представлен своим фенотипом, который фактически определяет, чем является объект в реальном мире, и генотипом, который содержит всю информацию об объекте на уровне хромосомного набора. При этом каждый ген, то есть элемент информации генотипа, имеет свое отражение в фенотипе.

Таким образом, для решения задач нам необходимо представить каждый признак объекта в форме, подходящей для использования в генетическом алгоритме. Все дальнейшее функционирование механизмов генетического алгоритма производится на уровне генотипа, позволяя обойтись без информации о внутренней структуре объекта, что и обуславливает его широкое применение в самых разных задачах.

В наиболее часто встречающейся разновидности генетического алгоритма для представления генотипа объекта применяются битовые строки. При этом каждому атрибуту объекта в фенотипе соответствует один ген в генотипе объекта. Ген — битовая строка, чаще всего фиксированной длины, которая представляет собой значение этого признака.

Кодирование признаков (действительные числа)

Самый простой способ кодирования, который лежит на поверхности – использовать битовое представление, хотя такой вариант имеет те же недостатки, что и для целых чисел. Поэтому на практике обычно применяют следующую последовательность действий:

  1. Разбивают весь интервал допустимых значений признака на участки с требуемой точностью.
  2. Принимают значение гена как целочисленное число, определяющее номер интервала (используя код Грея).
  3. В качестве значения параметра принимают число, являющиеся серединой этого интервала.

Рассмотрим вышеописанную последовательность действий на примере.

Допустим, что значения признака лежат в интервале . При кодировании использовалось разбиение участка на 256 интервалов. Для кодирования их номера нам потребуется, таким образом, 8 бит. Допустим, значение гена: 00100101bG (заглавная буква G показывает, что используется кодирование по коду Грея). Для начала, используя код Грея, найдем соответствующий ему номер интервала:

25hG->36h->54d.

Теперь посмотрим, какой интервал ему соответствует… После несложных подсчетов получаем интервал . Значит значение нашего параметра будет (0.20703125+0.2109375)/2=0.208984375.

Интеллект и его развитие

В своих исследованиях и научной работе Пиаже исходил из того, что считал интеллектуальное развитие человека продолжением биологического процесса адаптации. А сам интеллект в этой парадигме является своеобразной формой психологической адаптации, позволяющей эффективно подстраиваться под обстоятельства жизни.

Внешняя среда постоянно изменяется, и индивид стремится к установлению и поддержанию равновесия с ней. И этот процесс адаптации на когнитивно-психическом уровне осуществляется посредством схем действия и процессов ассимиляции и аккомодации:

  • Схема действия – это сформировавшееся у индивида понятие или алгоритм взаимодействия с внешней средой или категоризации чего-то. К примеру, у младенца есть схемы того, как сосать, хватать (эти две схемы действия являются врожденными), мять, тянуть, ударять и др.
  • Ассимиляция – процесс, при котором индивид применяет имеющуюся у него схему к новому объекту, что позволяет ему с ним успешно взаимодействовать. Например, младенец может схватить новый для него объект – карандаш – таким же образом, как и мамин палец.
  • Аккомодация – процесс, в ходе которого индивид либо видоизменяет свою схему, чтобы вместить новый объект, либо создает новую схему. Так, младенец рано или поздно понимает, что нельзя хватать мяч так же как мамины пальцы или погремушку и создает новую схему действия.

Такое вот постоянное взаимодействие с внешним миром, поддержание равновесия с ним через эти два когнитивных механизма и составляет процесс развития мышления у маленьких детей. Сама потребность установить баланс между собой и окружающей средой и является движущей силой интеллектуального развития.

Итак, мы видим, что в данной системе интеллект не является врожденной данностью, однако человеческим существам свойственно стремление развиваться и способность к интеллектуальной деятельности и развитию. Это позволяет человеческим существам мыслить и приводит к совершенствованию интеллекта и знания. Необходимым условием для этого является активность – именно производя действия с объектами внешнего мира, ребенок применяет свой интеллект. Совершая действия и взаимодействуя со средой, субъект приобретает систему знаний, формирует понятия, схемы действия, умственные конструкции, а его когнитивные, умственные способности и мышление развиваются.

Понятие взаимодействия – один из важнейших элементов теории Пиаже. Исследователь показывает, что на всех этапах развития интеллекта и познания эти процессы тесно связаны с действиями субъекта и взаимодействиями. Они и являются источниками знаниями, но если действия направлены вовне, то внутри себя субъект конструирует схемы и понятия, которые и отражают внешние открытия и уроки. Т.е. основополагающие категории и понятия знания не даны нам априори, а усваиваются человеком в виде создаваемых их умственных структур. Структуры охватывают широкий спектр человеческого знания, которое в виде их интернализуется, а интеллект, в свою очередь, тоже представляет собой особый вид структуры.

Чтобы лучше понимать то, как протекает процесс совершенствования умственной деятельности у детей, полезно будет вспомнить стадии когнитивного развития, которые мы подробно разбирали в другой статье о Пиаже. В русскоязычной литературе принято выделять три фазы развития интеллекта, совпадающие с начальными тремя стадиями когнитивного процесса формирования. По их названиям можно обозначить и три вида интеллекта, которые присущи детям в ходе их роста.

Остановимся на них поподробнее.

Этапы развития интеллекта

Первой стадией развития является так называемая сенсомоторная стадия. Она называется так потому, что на этом этапе малыши осваивают свои моторные – двигательные – реакции, и их восприятие тесно связано с органами чувств. В этой стадии выделяют шесть подстадий, охватывающих период от рождения до года.

Сенсомоторная стадия

В начале жизни ребенок еще не отделяет себя от мира, не воспринимает себя как субъекта. Но взаимодействуя с игрушками, предметами вокруг, он осознает свою отдельность от внешнего мира, а также то, что некоторые его действия могут оказывать воздействие на объекты реальности. Так, если тронуть неваляшку, она будет издавать звуки, а если разжать пальцы, то предмет выпадет из рук. Таким образом, малыш активно осваивает мир, формируя различные схемы действия и понятия, опираясь на механизмы ассимиляции и аккомодации.

Важным достижением этой стадии является усвоение принципа постоянства – объект продолжает существовать, даже если становится недоступен органам чувств (невиден или спрятан). Вдобавок ребенок приобретает реакцию предвосхищения – он становится способен предугадать место появления движущегося объекта, но спрятанного под одеялом, например.

Также значительно то, что постепенно ребенок переходит от чисто рефлекторной деятельности к поведению, которому свойственны любознательность и экспериментация. Так, малыш начинает не просто активно исследовать окружающий мир, но пробовать разные варианты взаимодействия с объектами и получения желаемого, сильно расширяя свой арсенал схем и знаний. Действуя методом проб и ошибок, экспериментируя и перебирая различные возможные варианты действия, например, того, как достать игрушку с верхней полки, ребенок развивает свои мыслительные процессы.

К концу сенсомоторного периода дети становятся способны решать простые задачи с опорой на конкретную сенсорную информацию. Постепенно здесь совершается и переход от конкретно-чувственного мышления к символическому, которое свойственно следующей стадии развития интеллекта – дооперациональной.

Дооперациональная стадия

На дооперациональной стадии мы видим, что ребенок освоил речь и может мыслить образно – представлять, притворяться, использовать слова или объекты как символ, репрезентацию других предметов или понятий. Однако логического мышления у ребенка на этом этапе еще нет, он не овладел навыком манипулирования информацией и выполнения с ней мыслительных операций. Поэтому эту стадию также иногда называют допонятийной.

Операциональная стадия

На третьем этапе развития, приблизительно годам к семи, мыслительный аппарат ребенка уже довольно развит, так что он уже может совершать простые логические операции. Тем не менее, чтобы оперировать логикой и проводить мыслительные действия, дети нуждаются в физическом взаимодействии с объектами, т.е., пока не могут осмыслять абстрактные идеи и ситуации. Потому эта стадия получила название конкретно-операциональной, и она охватывает период примерно с 7 до 12 лет. Эту стадию часто объединяют со следующей (особенно в русскоязычной традиции) и называют операциональной. Однако Пиаже выделял четвертую стадию когнитивного развития детей и развития самого интеллекта – формально-операциональную или стадию формальных операций.

Стадия формальных операций

На стадии формальных операций мы уже можем наблюдать освоение детьми абстрактного мышления и логики.  Это более высокий уровень развития интеллекта и мыслительной деятельности, позволяющий осмыслять и организовывать свое знание, решать задачи, мыслить логически и объективно, в том числе и об абстрактных, гипотетических, ранее незнакомых категориях и понятиях. В представлении Пиаже эта стадия представляет собой наивысшую точку развития интеллекта.

Как видно из вышесказанного, развитие мышления и ума заключается в переходе от простых форм умственной деятельности и взаимодействия с внешними объектами к более сложным, наработке новых неоднолинейных навыков и схем, а также совершенствовании логических структур и мыслительных умений.

Несмотря на то, что открытия Жана Пиаже оказались ценными для понимания детского мышления и развития психологии в целом, некоторые положения его теории были подвергнуты критике

Так, указывается на то, что интеллекту придается слишком большое значение в процессе развития ребенка, и не принимается во внимание тот факт, что развивается не только этот элемент, но и сам ребенок и его сознание. К тому же исследователи считают, что Пиаже недооценивал роль обучения в когнитивном процессе

А теперь давайте подведем итог всему вышеописанному, но перед этим:

ПРЕДМЕТЫ

  • Анатомия
  • Акушерство и гинекология
  • БЖД, медицина катастроф
  • Биохимия
  • Биология
  • Гистология
  • Гигиена
  • Генетика
  • Диетология
  • Дерматовенерология
  • Инфекционные болезни
  • Культурология
  • Лабораторная диагностика
  • Летняя практика
  • Лучевая диагностика
  • Медицинская информатика
  • Микробиология
  • Неврология
  • Общественное здоровье
  • Общий уход
  • Онкология
  • Патологическая анатомия
  • Патофизиология
  • Педиатрия
  • Правоведение
  • Пропедевтика внутр. болезней
  • Пропедевтика детских болезней
  • Психиатрия
  • Психология и педагогика
  • Судебная медицина
  • Терапия
  • Топографическая анатомия
  • Урология
  • Фармакология
  • Физика
  • Физиология
  • Философия
  • Хирургия
  • Эндокринология
  • English

Психогенетические методы

Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.

Генеалогический метод – метод исследования семей, родословных, который использовался Ф.Гальтоном при написании книги «Наследственный гений». Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель – потомок и сиблинг – сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

Существуют определенные правила составления генеалогических древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. Der Proband – испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети также располагаются внутри одной строки по порядку рождения.

Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют отношения психологической близости (тесные – отдаленные), конфликтности, а также семейные сценарные установки. Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).

Метод приемных детей состоит в том, чтобы в исследование включить детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приемных и биологических родителей. Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.

Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу операциональной валидности метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.

Близнецовый метод использовался Э.Торндайком, Р.Заззо. Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно).

  1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов.
  2. Метод близнецовой пары, заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную личность».
  3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого – нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т.Бауэром.
  4. Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие – с фактором среды.

Закон Харди-Вайнберга

Рассмотрение каждого из механизмов определяющих генетическую структуру популяции, заслуживает отдельной статьи, но понимание их невозможно без рассмотрения ключевого закона популяционной генетики – закона Харди-Вайнберга или закона равновесного состояния

На нем и остановим своё внимание

Итак, механизмы этого закона был открыты в 1908 г. английским математиком Харди (Hardy) и немецким врачом (Weinberg) независимо друг от друга.

Для его понимания рассмотрим такое понятие как случайное скрещивание.

Итак, согласно закону Харди-Вайнберга при отсутствии элементарных эволюционных процессов (естественного отбора, мутаций, дрейфа генов и миграции) частоты генов из поколения в поколение остаются неизменными. Соответственно если скрещивания случайны, частота генотипа связана простым квадратичным соотношением с частотой генов (аллелей). Если речь идет об аутосомном локусе, то равновесие генов достигается за одно поколение, и если дополнительные вмешательства, нарушающие структуру популяции, отсутствуют, сохраняется во всех последующих поколениях. Если же мы говорим о сцепленных с полом локусах, равновесные частоты генотипов устанавливаются постепенно.

Годфри Харолд Харди (1877-1947)

Таким образом равновесные частоты генотипов определяются произведениями частот соответствующих аллелей. В случае наличия только двух аллелей А (с частотой встречаемости p) и а (с частотой — q), частоты каждого их трех возможных генотипов будут выражены уравнением:

                                      (p + q)2 = p2 + 2pq + q2 = 1.

                                              A    a       AA    Aa    aa

Если мы говорим о трех аллелях А, а, А’ с частотами p, q, r, формула будет иметь вид:

                (p + q + r)2  =   p2  +   q2   +   r2   +   2pq   +   2pr   +   2qr  =  1.

                  А   a  А’        АА      aa       А’А’       Аa  АА’aА’

Этот прием возведения в квадрат многочлена может быть использован для определения равновесных частот генотипов при любом числе аллелей. При этом сумма частот генотипов (как и аллелей) всегда должна равняться единице.

Популяционная генетика

Методы

Исследования, связанные с человеком, сталкиваются с несколькими трудностями биологического и социально-этического характера.К биологическим проблемам относятся:

  • работа с большим количеством хромосом;
  • поздняя половая зрелость человека;
  • продолжительный период беременности – невозможность получения потомства в короткие сроки;
  • долгая смена поколений (за 20-25 лет);
  • низкая плодовитость – один-два потомка за одну беременность.

Рис. 1. Кариотип человека.

Социальными проблемами изучения наследственности человека являются:

  • невозможность экспериментального скрещивания – нельзя использовать человеческую жизнь в научных целях;
  • сложность создания равных условий среды для наблюдений – каждый человек уникален вследствие социального воспитания и черт характера, поэтому уровнять даже две жизни практически невозможно.

Основные способы изучения описаны в таблице методов исследования генетики человека.

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

Метод

Описание

Значение

Популяционно-статистический

Сбор и анализ статистических данных группы людей (представителей одной популяции)

Прогноз распространения заболеваний и наследования признаков в популяции

Биохимический

Обнаруживает нарушения работы генов, которые отвечают за обмен веществ

Выявление предрасположенности к различным заболеваниям обменного характера – сахарному диабету, фенилкетонурии, лактазной недостаточности

Дерматоглифический

Изучение рельефа кожи на пальцах (дактилоскопия), ладонях (пальмоскопия), подошвах стоп (плантоскопия)

Используется для определения личности, в диагностике наследственных заболеваний, в судебной медицине

Близнецовый

Изучение и сравнение фенотипов и генотипов однояйцевых и двуяйцевых близнецов в разных условиях

Возможность отследить влияние внешней среды на развитие определённого признака или заболевания (шизофрении, эпилепсии)

Генеалогический

Изучение родословной человека с целью наблюдения наследования фенотипических признаков и предрасположенностей к заболеваниям у последующих поколений. Выявление доминантных и рецессивных генов

Отслеживаются полидактилия (шестипалость), сахарный диабет, раннее облысение, альбинизм, глухота, полиомиелит и т.д.

Цитогенетический

Анализ кариотипа в норме и при наличии патологии

Изучение хромосомных заболеваний – синдромов Дауна, Клайнфельтера, Тернера-Шерешевского, синдрома кошачьего крика

Рис. 2. Генеалогический метод отслеживания гемофилии.

Изучением генетических признаков популяции занимается популяционная генетика. При прогнозировании передачи наследственной информации учитываются особенности генофонда, частоты генов и генотипов, фенотипические признаки популяции, система браков и т.д.

Рис. 3. Популяционно-статистический метод.

Что мы узнали?

Из урока 10 класса узнали об особенностях и целях генетики человека. Кратко рассмотрели основные методы изучения генетической информации человека. С помощью методов изучения можно выявить не только фенотипические признаки и отклонения от нормы у будущего поколения, но и предрасположенность к различным генетическим заболеваниям, а также спрогнозировать риски.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

    Что не изучает генетика человека?

    • Причины предрасположенностей, способностей и талантов в определённой сфере деятельности
    • Закономерности распределения генов между потомками
    • Влияние среды и воспитания на эмоциональное развитие
    • Причины и способы предупреждения генетических заболеваний

Эмпирические методы

Когда идет речь о методах исследования, чаще подразумеваются именно эмпирические методы, ведь именно они позволяют непосредственно получать научные данные. Эмпирических методов достаточно много, приведем здесь краткое описание некоторых из них.

Наблюдение

Наблюдение и самонаблюдение являются самыми древними методами познания. Само по себе наблюдение не является достаточно объективным методом, чтобы непосредственно являться источником научного знания, однако, именно этот метод способствует постановке гипотез, которые могут быть более надежно проверены при помощи других методов. Также объективность метода будет выше, если используется так называемое стандартизированное наблюдение, то есть, наблюдение по определенным критериям, объективным показателям.

Экспериментальные

Экспериментальные методы включают:

  • Лабораторный эксперимент, предполагающий создание специальных, искусственных условий, которые позволяют жестко контролировать побочные факторы, косвенно влияющие на результаты испытаний. Поведение испытуемых зачастую также контролируется требованиями экспериментатора.
  • Полевой (естественный) эксперимент называется так потому, что проводится в естественных условиях, и его участники могут даже не знать о нем. Конечно же, в этих условиях гораздо сложнее исключить побочные факторы, но несомненным плюсом является то, что поведение людей в таком эксперименте наиболее естественно. А это значит, что и в рамках эксперимента, и в повседневной жизни, испытуемые ведут себя одним и тем же образом, что определяет надежность такого метода для прикладных исследований.

Рис. 3. Классификация эмпирических методов психологии

Психодиагностические

Психодиагностические методыделятся на:

  • Тестирования, при помощи которых можно измерить (по определенной шкале) какой-либо показатель — интеллект, уровень эмоционального выгорания и т.д.
  • Анкеты-опросники, которые позволяют получить данные, не касающиеся напрямую личных качеств человека — факты биографии, работа и т.п.
  • Личностные опросники позволяют получить данные о личности, не используя определенную шкалу.
  • Интервью, опрос по форме напоминает открытый опросник (не имеющий вариантов ответа), предъявленный испытуемому устно.
  • Беседа (свободное интервью) отличается отсутствием четкого списка вопросов и более неформальной обстановкой.
  • Проективные методики основаны на механизме проекции психического содержания на объекты внешнего мира. Например, одним из вариантов проективной методики являются пятна Роршаха (чернильные кляксы).
  • Психофизиологические методики широко применяются в исследованиях когнитивных психологов и исследуют функции головного мозга, обычно с помощью специальной аппаратуры (электроэнцефалограмма, компьютерная томография мозга).
  • Метод моделирования предполагают создание физической, математической, компьютерной или другой модели исследуемого явления. Этот метод используется, когда объект недоступен для непосредственного изучения.
  • Праксиметрические методы (анализ процесса и продуктов деятельности). Эти методы используются преимущественно при работе с детьми, когда необходимо понять характеристики их внутренних процессов. Психологи анализируют рисунки, пластилиновые фигурки и другие продукты детского творчества, а также наблюдают за процессом их создания. Кроме того, анализ продуктов деятельности применяется в исторической психологии, где материалом могут быть, например, предметы быта древних людей.

Биографический

Биографический метод можно отнести к методам анализа продуктов деятельности, поскольку зачастую объектами изучения психолога являются дневники и письма. Но Ананьев выделяет его как особую группу методов, ведь суть его намного шире. Метод часто используется при диагностике в психологической работе с личностью и предполагает анализ жизненного пути, ключевых моментов в развитии индивида, кризисов, причинно-следственных связей между событиями жизни.

Рис. 4. Интерпретационные методы

Методы обработки данных исследования

Данные, полученные при помощи эмпирических методов, нуждаются в качественной обработке. Для этой цели существуют методы:

  • Количественного анализа — методы математической статистики позволяют представить информацию в форме числовых показателей.
  • Качественного анализа — анализ качественных показателей, этот метод является описательным, а не измерительным.

Лонгитюдное исследование

Мы уже говорили, что лонгитюдное исследование является модификацией экспериментально-генетического метода. Рассмотрим его подробнее. В этом исследовании одна выборка обследуется дважды за определенный период времени. Нет четких правил по поводу того, когда исследование с повторным обследованием будет лонгитюдным. При использовании этого термина учитывают два приблизительных критерия:

  • Первый критерий, когда речь идет об изучении естественных изменений, не вызванных экспериментальным путем;
  • Второй критерий связан с употреблением данного термина в отношении регулярного обследования на довольно длительном временном интервале. Это значит, что обследование одних испытуемых, например, в течение одной недели несколько раз, не должно претендовать на название лонгитюдного. При этом надо заметить, что «довольно длительный временной интервал» зависит от уровня развития испытуемых. Рассматривать его как лонгитюдный можно было бы, если на момент первого обследования испытуемым было всего несколько дней от роду.

Так как на лонгитюдные исследования тратится больше времени, денег и усилий, они относительно редки. Широкие временные рамки этого исследования являются досадным практическим неудобством, не угрожающим валидности. Примером такого неудобства могут быть устаревшие используемые методики и оборудование.

Поскольку суть лонгитюдного плана сводится к сравнению полученных ранее результатов, с результатами более поздними, то исследователь должен использовать способы измерения, выбранные в самом начале. Ситуация складывается таким образом, что в ходе длительного исследования тест теряет свою теоретическую актуальность. Поэтому, естественно, то, что было интересно в 1990 году, может быть невостребованным в 2015 году.

Задача методов психологического исследования

1. Психика, сознание изучается нами в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, от ступени к ступени и от момента к моменту изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики.

В силу единства сознания и деятельности различие в психологической природе акта деятельности сказывается и во внешнем его протекании. Поэтому всегда существует некоторое соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой; однако это отношение не всегда адекватно. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить это отношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу. Однако каждый отдельный, изолированно взятый акт поведения допускает обычно различное психологическое истолкование. Внутреннее психологическое содержание действия раскрывается обычно не из изолированно взятого акта, не из отдельного фрагмента, а из системы деятельности. Лишь учитывая деятельность индивида, а не только какой-нибудь изолированный акт, и соотнося ее с теми конкретными условиями, в которых она совершается, можно адекватно раскрыть то внутреннее психологическое содержание действий и поступков, которое может быть высказано и может быть утаено в высказываниях человека, но обнаруживается в его действиях.

Этот принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методическими средствами, зависящими от особенностей предмета исследования.

Суть метода простыми словами

Генетический метод сосредотачивает внимание на том, как развивается конкретное явление, то есть:

  • изначальные предпосылки появления и развития явления;
  • динамика и этапы развития этого явления;
  • за счет чего происходит развитие и изменение явления;
  • механизм перехода от одной стадии развития к другой;
  • описание характерных признаков, которые присутствуют на той или иной стадии развития;
  • влияние явления на личность в целом и на ее конкретные проявления в частности;
  • последствия этого явления.

Важно учитывать, что любые методы в психологии подразумевают изучение как человека, так и любого другого живого существа, но в этой статье речь будет идти о людях. Цель генетического метода – показать, что любое психическое явление нужно рассматривать в динамике. Оно не статично, увеличивается как по количественным показателем, то есть увеличивается количество его составляющих, но и по качественным – появляются новообразования, новые свойства

Оно не статично, увеличивается как по количественным показателем, то есть увеличивается количество его составляющих, но и по качественным – появляются новообразования, новые свойства

Цель генетического метода – показать, что любое психическое явление нужно рассматривать в динамике. Оно не статично, увеличивается как по количественным показателем, то есть увеличивается количество его составляющих, но и по качественным – появляются новообразования, новые свойства.

Характерная особенность генетического метода в том, что он имеет два подвида:

Методы психологического исследования

  • онтогенетический – изучения явления в рамках развития конкретного человека;
  • филогенетический – изучение явления в рамках эволюции в целом.

Объект изучения генетической психологии

В генетической психологии развитие понимается как «набор процессов и событий, которые влияют на изменения, происходящие на последовательных этапах и в организациях и отражающие человеческий рост, созревание и обучение.’ (Веласко Фернандес, Р.). Объектом изучения генетической психологии является изучение этих процессов и событий.

Основная область исследований, в которой проводится большая часть исследований, — это развитие ребенка, пытаясь объяснить, что и как происходит в психических структурах новорожденного, которые трансформируются во все более сложные структуры, пока не достигнут подросткового возраста.

Известно, что человек развивается через разные стадии, в которых происходят фундаментальные преобразования, которые необходимо преодолеть, чтобы перейти на следующую стадию. Это так называемые «центральные проблемы развития», решение которых необходимо для выполнения последовательности, биологически запрограммированной для человека. Хотя законы, регулирующие развитие, подробно не известны, конкретные проблемы, возникающие на каждой стадии, определены.

Факторы, влияющие на это развитие: созревание, опыт обмена с окружающей средой, влияние, которое социальная среда оказывает на человека и саморегуляцию, факторы, которые взаимодействуют друг с другом, обуславливая переход через различные стадии развития. эволюционный. То, как эти факторы взаимодействуют друг с другом, способствуя развитию личности, является объектом изучения генетической психологии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: