Понятие и идеи синектики

Содержание

Слайд 1

Выполнила: Семина Елена
ЭиП-304

Слайд 2

метод коллективной творческой деятельности, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников.
(с греч. «совмещение разнородных элементов»)

Слайд 3
метод коллективной творческой деятельности, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников.
(с греч. «совмещение разнородных элементов»)

Слайд 4

СУТЬ. Нахождение близкого по сущности решения путем нахождения аналогов в разных областях знаний, или исследование объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических.
ОСНОВА. Метод основан на свойстве мозга улавливать ассоциативные связи между словами, чувствами, понятиями, мыслями. Отдельное слова, наблюдение могут вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитого, и «включить» информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Поэтому аналогия – хороший возбудитель ассоциаций, которые стимулируют творческие возможности.

Слайд 5

1. Синектика представляет собой спокойную умозрительную деятельность, целенаправленно получающую идеи и предполагающую оценку полученных результатов в период сессии
2

В организации творческой активности группы внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. 3

Синекторы должны обладать не только различными знаниями, но и различными эмоциональными типами.
4. Часто в состав группы включают авторитетного креативщика, который призван играть роль эксперта или «адвоката» при столкновении «непримиримых» творческих позиций
5. На первых этапах следует избегать попыток формулировать окончательно завершенные, целостные идеи, мысли.

Слайд 6

-Умение абстрагироваться;
-Способность отходить от навязчивых идей;
-Умение находить необычное в обычном;
-Неудержимая фантазия;
-Широкий кругозор;
-Глубокие знания в разных сферах

Слайд 7

Слайд 8
Аналогии в математике:В математике по аналогии доказывается подобие углов, треугольников и т.д.аналогии в физике:в физике строение атома доказывается по аналогии со строением солнечной системы.Аналогии в информатике:информационные потоки сети интернет, связь интернет-ресурсов на основе переплетения гиперссылок представляют по аналогии с природным объектом-паутиной.

Слайд 9
Основа творчества — механизмы превращения известного в неизвестное:
Личная аналогия-отождествление себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, напp., с подвижной частью механизма, деталью машины, летающим электpоном.

Прямая аналогия-процесс сравнения аналогов, параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий.
Конструкция вертолета — стрекоза
Сеть Интернет – паутина

Символическая аналогия- неожиданное определение предмета образующее удивительное противоречие (объективные и неличные образы).
Выставка – организованная случайность
Продажа – формализованное доверие
Книга – немой собеседник

Фантастическая аналогия- это «творческий бред, использование в художественной реализации идеи сказочные, запредельные, фантастические средства и аналогии.
Летающие слоны

Слайд 10

Посмотреть все слайды

Построение аналогии: тонкости метода синектики

Как правильно применить этот способ креативного решения задачи? Построение аналогии — это достаточно известный метод создания свежих идей, однако, как и у любой техники, у него есть свои характерные особенности, зная которые вы сможете использовать его более эффективно. Синектика служит простой и полезной цели: сдвинуться с мертвой точки и начать генерировать идеи. Она дает толчок, который необходим для того, чтобы преодолеть силу притяжения обыденной реальности и ворваться в бескрайний и чарующий мир возможного.

Приведем самую продуктивную схему решения творческой задачи.

  1. Максимально четко сформулируйте задачу, которую необходимо решить. Работу всегда необходимо начинать именно с этого шага, так как без него в 90% случаев все дальнейшие действия могут быть направлены не в ту сторону. Итак, письменно сформулируйте задачу. Старание, затраченное на фиксацию того, чего вы хотите добиться, в ходе работы многократно окупится.
  2. В отношении развития задачи задайте серию вопросов по типу «Если …, то какой?» на самые простейшие темы. Например: если обувь, то какая? Если занятие, то какое? Если сказка, то какая? Если песня, то какая? Если книга, то какая? Не забудьте ответить на них. Таким образом, можно сгенерировать начальный набор тем для приведения ассоциации.
  3. Следующий шаг, который вы должны сделать — это выбрать две или три аналогии, кажущиеся вам наиболее интересными и связанными с каким-то процессом.
  4. Теперь с каждой из них раскройте процессы, которые лежат в основе исходной задачи. С этой целью разделите лист бумаги на две колонки. Левая колонка будет содержать описание процессов, которые связаны с темой аналогии, а правая — процессы, связанные с вашей проблемой.
  5. Следующий шаг — поиск сходств и параллелей между процессами в левой и правой колонок. Подумайте, как можно использовать полученные сопоставления с целью решения задачи. Все возникающие идеи фиксируйте на бумаге.
  6. Выберите лучшие идеи и займитесь их доработкой.

Вот и весь алгоритм метода аналогии. Успех решения напрямую зависит от начальной подборки тем, удачного выбора ассоциаций, умения увидеть закономерности процессов, вашей раскрепощенности при создании идеи. Чуть-чуть энергии — и полученный результат превзойдет все ваши ожидания.

Метод аналогии можно успешно использовать во всех областях деятельности, где необходим свежий взгляд на обыденные вещи.

Когда синектика не работает

Синектика работает плохо, если:

  • Консультанту вместе с заказчиком так и не удалось «сузить проблему», и она озвучена очень глобально, широко
  • Заказчики «жадничают» и хотят получить ответы сразу на много вопросов. В результате получается много неконкретных идей, и нет конкретного плана действий.

Синектика не очень поможет, если есть ситуация, при которой, как у Жванецкого, получается:

  • Консерватория
  • Консерватория, аспирантура, мошенничество, афера, суд, Сибирь
  • Консерватория, частные уроки, еще одни частные уроки, зубные протезы, золото, мебель, суд, Сибирь
  • Консерватория, концертмейстерство, торговый техникум, зав. производством, икра, крабы, валюта, золото, суд, Сибирь
  • Может, что-то в консерватории подправить?


Фото с сайта www.rulesplay.ru Так и получилось с одним из моих клиентов, который хотел «определить пути дальнейшего развития». Нам не удалось «сузить» формулировку проблемы, у него было очень много идей в разные стороны. Но клиент остался доволен — мы же 4 часа думали над его задачей. В таких ситуациях возникают сложности с дальнейшей реализации полученных идей.

Однажды я вела группу, в которой участники не понимали, зачем директор их «сюда определил». Начали тренинг — оказалось, например, отдел маркетинга вообще ничего не делал.

Во время сессии все эти сложности всплыли на поверхность. Нам было не до придумывания. Мы гасили конфликты. Синектика для этого никак не подходит.

Синектика — это не один инструмент, а целая область знания. Работа с группой начинается задолго до самой сессии. Заказчик заполняет специальные опросные листы. Мы работаем с ним по уточнению задачи по методу BackForwardPlanning.

Во время работы группы пользуемся инструментом In-Out-Listening: участники учатся слушать идеи других так, чтобы сфоррмулировать свою. Используем методы примеров, аналогий, экскурсий, парадоксов, абсурда.

Иногда я говорю группе: дайте мне такую идею, после которой ваш шеф вас уволит. В нескольких случаях именно после этого появляются великолепные идеи-трамплины. От трамплинов можно оттолкнуться и найти желаемое решение.

В работе группы бывает много смеха. Как говорит мой учитель, Конни Вильямс, «haha» is very close to «aha» — ха-ха близко к ух-ты.

Юмор построен на парадоксах. А парадоксы ведут нас к открытиям…


Фото с сайта ic.pics.livejournal.com

Этапы синектического решения

Поиск новых идей методом синектики проводится в 8 этапов. Каждый из них подробно объясняется в книге Уильяма Гордона.

  1. Для начала выделяют проблему. Ее не знает никто из участников. Информация доступна только руководителю. Она не разглашается не случайно. Если человек знает все заранее, ему сложно переключиться с привычного способа решения задач на творческий, креативный. Проблема освещается в общем виде.
  2. На 2 этапе проблему делят на части. Самые сложные разделяются на мелкие.
  3. Участники группы изучают вопрос, анализируют детали, делают выводы. Для этого они используют полученную ранее информацию.
  4. Теперь пришло время подбора аналогий и метафор. В синектике это способ понять суть проблемы, рассмотреть ее изнутри.
  5. Следующий этап – изучение проблемы с необычного ракурса.
  6. Участникам предстоит рассказать, как они поняли ситуацию. Здесь вновь в игру вступают аналогии.
  7. Самую подходящую аналогию отождествляют с поставленной задачей. В результате снимаются любые ограничения, раздвигаются рамки.
  8. Этот этап предполагает поиск решений. Участникам группы нужно найти подходящий вариант, высказать идеи по поводу него. После решение проецируется на проблему.

На последнем этапе работают эксперты. Они оценивают и анализируют проделанную работу. А после думают, как применить найденные решения на практике.

Пример применения синектики для поиска решений

Один из примеров приведен выше. Создатель методики воплотил ее в жизнь, работая с компанией, производящей чипсы «Pringles».

Есть и другой пример. Представьте литейный завод. На одном из этапов производства происходит пескоструйная очистка готовых изделий. Проблема в том, что песок попадает в полости деталей. На его удаление тратится много времени. К тому же, это дополнительные расходы. Инженеры искали способ сделать так, чтобы песчинки очищали металл, но при этом не оставались в изделии.

Специалисты провели аналогию со льдом. При таянии он исчезает. Почему бы не применить эту особенность в случае и с производством деталей? Было принято решение вместо песка использовать частицы сухого льда. Они эффективно очищали металл, а после, превращаясь в газ, испарялись.

Как работает метод синектики

Суть метода синектики состоит в решении задач по аналогии и подборе соответствующих аналогий. Выделяют четыре типа аналогий:

Прямая аналогия. Это сходство, которым обладают элементы систем и объектов, решающих похожие задачи. К прямой аналогии можно отнести техническую или природную схожесть

Например, для усовершенствования технологии окраски мебели можно рассмотреть способы окраски бумаги или кинопленки, а также обратить внимание на особенности окраса природных объектов – цветов, минералов, животных.

Символическая аналогия. Основана на использовании различных сравнений, метафор и поиске парадоксов в привычных и знакомых вещах или явлениях

Этот тип аналогии направлен на поиск необычного в обычном и обычного в необычном, то есть определение и характеристику предметов и явлений с неожиданной стороны. Символическая аналогия нашла широкое применение в различных сферах жизни, например, в литературе и кинематографе она используется для раскрытия противоречивой сути персонажей. Символическая аналогия ярко отображается в таких выражениях, как: «живой мертвец», «без вины виноват» и другие, уже прочно вошедшие в обиход, выражения.

Личная аналогия. В ее основе лежит процесс мысленного отождествления себя с объектом исследования или какой-то его частью. При использовании этого типа аналогии исследователь должен представить себя в роли изучаемого предмета и примерить на себя его функции. Личная аналогия дает возможность отбросить стереотипные ограничения мышления и взглянуть на предмет с необычного ракурса. Приводимые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, но их задачей является попытка раскрытия новых, неизвестных сторон и аспектов предмета. Для работы с этим типом аналогии необходимо обладать хорошо развитым воображением и актерскими способностями.

Фантастическая аналогия. В ее основе лежит представление исследуемого объекта в нереальных, фантастических условиях, где не действуют привычные законы и явления. Это позволяет придумать решение без привязки к объективной реальности. Писатели-фантасты часто используют этот тип аналогии в своих произведениях.

Аналогии для озарения

— прямые (например, аналогии с биологическими системами)

— личные (отождествление себя с объектом исследования

Аналогии для озарения

— символические (поэтические метафоры и сравнения)

— фантастические (формирование образа не существующего, ножелаемого

Метод «мозговой атаки»

Этапы ссесии синекторов

  1. Целеполагание
  2. Дискуссия
  3. Анализ и отбор идей
  4. Подведение итогов

Трудности

— целесообразно выполнять вслед за «мозговым штурмом»

— в состав группы должны входить представители творческих профессий

— требование максимальной психологической комфортности

— необходимость специального психологического образования для ведущего

Рис. 12.4. Факторы реализации метода «синектики»

Метод синектики предназначен для генерирования альтернатив путем ассоциативного мышления, поиска аналогий поставленной задаче и заключается в следующем.

1. Формируется группа из пяти-семи человек, имеющих гибкое мышление, опыт, психологическую совместимость, общительность и подвижность.

2. Вырабатываются навыки совместной групповой работы.

3. Перебираются не только известные подобные решения, но и все возможные и невозможные (фантастические) решения.

4. Запрещается обсуждать достоинства и недостатки членов группы.

5. Разрешается каждому прекратить работу в любой момент без объяснений причин.

6. Роль ведущего периодически переходит к другим членам группы.

В отличие от «мозгового штурма» здесь требуется специальная и длительная подготовка группы. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого этапа — сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого — сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме).

Последовательность решения проблемы:

1) проблема, как она задана, — формулировка проблемы;

2) очищение от очевидных решений — дискуссия, в ходе которой члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем сочетание существующих решений (этот этап напоминает «мозговой штурм»);

3) превращение необычного — в привычное, поиск аналогий, позволяющих выразить «заданную проблему» в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту работы (в попытке проникнуть в суть проблемы и распутать клубок предложений допускается игнорирование физических законов и соглашений);

4) проблема, как она понята, — определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы;

5) наводящие вопросы — председательствующий предлагает дать решение, пользуясь одним из типов аналогий. Каждый член группы в свободной манере проигрывает наводящий вопрос. Если аналогии становятся слишком абстрактными, дискуссия направляется в русло «проблема, как она понята». Когда появляется перспективная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и апробировать грубые прототипы устройства.

Фантастические аналогии

Данный метод генерирования новых идей потребует от изобретателя особой творческой раскованности и присутствия креативного мышления. В этом случае синекторам предлагается представить себе рассматриваемые явления, предметы и объекты вне всяких связей с существующими законами физики. При этом изобретатель должен увидеть свой продукт таким, каким он хотел бы его увидеть, невзирая на существующую реальность.

Нередко при решении поставленной задачи синекторы используют какой-либо сказочный атрибут, например, волшебную палочку. Можно также предположить и то, что подобным видом аналогии пользуются фантасты. Она им необходима при написании произведений.

Все рассмотренные выше аналогии синектики позволяют полностью охватить мысли и опыт людей. И это станет более понятно, если объяснить данную классификацию несколько иначе. Так, прямые и фантастические аналогии можно рассмотреть как реальные и нереальные, а личностные и символические – как телесные и абстрактные.

Однако стоит иметь в виду, что данные виды синектики не стоит считать фундаментальными. Ведь при своем широком практическом применении метод постепенно расширяет количество имеющихся у него средств, разрабатывая новейшие приемы разбора и углубленного изучения явлений и предметов.

Но для того, чтобы применить необходимую в каждом конкретном случае аналогию, важно правильно сформировать синектический коллектив. Этот процесс состоит из трех фаз, которые рассмотрим подробнее

Виды аналогий

Прямая аналогия

Пример прямой аналогии в рекламе ЛЕГО

Прямая аналогия — поиск аналогичных решений, бизнес-идей. Ищем похожие факты в разных отраслях, сравниваем и исследуем. Чаще всего сравнения проводят с биологическими (растения, деревья) и техническими системами (транспортные средства, летательные аппараты). Для хорошей работы с прямыми аналогиями требуются люди с разносторонними знаниями, склонные к системному анализу задач и проблем, легко выходящие за свои профессиональные границы.

Личная (субъективная) аналогия

Личная (субъективная) аналогия

Нужно представить себя тем, о чём идёт речь в задаче. Предметом, явлением, проблемой.  Личная аналогия — это вживание в проблему. Можно представить себя клиентом или рекламируемым продуктом и попытаться описать «свои» возможности и ощущения. Для работы с этой аналогией требуется хорошее воображение и способности к перевоплощению

Важно «вжиться» в роль, стать частью рассматриваемой проблемы. Стоит на время отключить своего рационального цензора, который обычно блокирует «глупые» фантазии

Личные аналогии могут показаться довольно странными, лежащими за пределами логики. Но именно личные аналогии наталкивают команду на свежие идеи.

Символическая аналогия

Символическая аналогия в рекламе «Сникерс»

Парадоксы помогают взглянуть на проблему по-новому. Символическая аналогия — поиск парадоксов и противоречий в привычном и понятном. Синектор должен понять и описать самую суть явления, затем найти противоположность этому явлению. Требуется обнаружить общее у противоположных явлений и… кратко, одной-двумя фразами (порой совершенно нелогичными и странными), описать связь между этими явлениями. Здесь могут использоваться сравнения, аллегории, метафоры, где свойства чего-то одного отождествляются со свойствами другого.

Фантастическая аналогия

Фантастическая аналогия позволяет придумать самые необычные образы. В двух словах — вы описываете желаемый результат и при этом не учитываете никаких объективных законов реальности, даете волю своей фантазии. Нужно лишь включить на максимум своё воображение и образное мышление, и всё получится!

Фантастическая аналогия

https://mediasvod.ru/instagram-adobe-podborka-rabot-sposobnyh-vas-udivit/

Определение понятия

Слово «синектика» имеет греческие корни. Буквально оно означает соединение разных, на первый взгляд, явно несовместимых элементов. Основная идея синектики заключена в объединении нескольких творцов в одну группу. Это помогает совместно поставить, а затем решить конкретную творческую задачу.


На чем основан данный метод? Синектика дает возможность использовать бессознательные механизмы, проявляющиеся в мышлении человека во время его творческой активности. Гордон своим методом выдвинул своеобразный протест против той традиционной точки зрения, которая до его исследований рассматривала творчество как главенство индивидуального гения. Разумеется, автором вовсе не отрицалась великая роль «личного озарения», но с другой стороны, он утверждал о необходимости в системе «направленного поиска» нужных решений.

Краткое резюме

На сегодняшний день описание метода синектики и его этапов значительно упрощены для понимания и всё это кажется простым в применении. Однако в действительности использовать синектический метод довольно сложно. К тому же, для эффективного его использования обучение групп синектиков должно продолжаться как минимум на протяжении года.

В том случае, если к синектическому методу решит прибегнуть бизнесмен или руководитель крупной организации, то ему потребуется найти синектиков-специалистов, которые смогут обучить персонал всем особенностям и нюансам методики

Но любой обычный человек в процессе поиска решения проблем или творческих задач может просто применять аналогии, которые являются неотъемлемой и наиболее важной частью синектического подохода

Существует немало различных методов генерации идей, которые успешно применяются людьми для решения стоящих перед ними задач. Они используются в сфере менеджмента, производства и других областях. Одним из таких методов является метод синектики.

Синектика – это комбинирование разнородных, а в некоторых случаях даже несовместимых элементов исследуемых объектов для решения задач и поиска творческих решений. Метод синектики является усовершенствованным методом мозгового штурма, который получил широкое распространение.

Краткое резюме

На сегодняшний день описание метода синектики и его этапов значительно упрощены для понимания и всё это кажется простым в применении. Однако в действительности использовать синектический метод довольно сложно. К тому же, для эффективного его использования обучение групп синектиков должно продолжаться как минимум на протяжении года.

В том случае, если к синектическому методу решит прибегнуть бизнесмен или руководитель крупной организации, то ему потребуется найти синектиков-специалистов, которые смогут обучить персонал всем особенностям и нюансам методики

Но любой обычный человек в процессе поиска решения проблем или творческих задач может просто применять аналогии, которые являются неотъемлемой и наиболее важной частью синектического подохода

Желаем вам творческих успехов!

Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно
выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.

Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму — Synectics Inc., обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие). В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые — они мягкие и легко принимают форму соседнего листа. Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс — формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.

Появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма

Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач)

В этом смысле синектика — это профессиональная деятельность, а мозговой штурм — лишь коллективная самодеятельность

Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум
на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий

В этом смысле синектика — это профессиональная деятельность, а мозговой штурм — лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум
на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.

Перевод задачи из знакомого в незнакомое.

Очень важно увидеть проблему под разными углами зрения. Тогда понятное может стать непонятным, необъяснимым

Необходим творческий поиск.

Синектика выделяет три основных механизма превращения известного в неизвестное:

  1. Личная аналогия.
  2. Прямая аналогия.
  3. Символическая аналогия.

По мнению американского учёного, без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы – специфические умственные операторы, специальные «орудия» активизации творческого процесса.

Личная аналогия освобождает учеников от механистического, внешнего анализа проблемы. К примеру, представить себя на месте вращающегося электрона. Или оказаться в гуще событий вместе с муравьями (вспомните, к примеру, американский фильм «Дорогая, я уменьшил детей»).

Прямая аналогия требует от ученика активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать. Всем известно, как появились застёжки на липучках (аналогия с репейником), шприц (полый комариный нос) и т.д.

Символическая аналогия. Это обобщенная, абстрактная аналогия. Требуется в парадоксальной форме сформулировать (буквально в двух словах) фразу, отражающую суть явления. Впоследствии применение символической аналогии было сокращено до приема нахождения «названия книги», характеризующего определенное ключевое понятие так, чтобы оно обязательно содержало парадокс.

Почему метод пока мало применяется на постсоветском пространстве

Я узнала о синектике в 2004 году на конференции в Лондоне. Прошло 12 лет, и я поехала учиться методу в США в компанию Synectisworld. Большинство клиентов компании находится в США. Хотя даже в Японии есть специалисты, которые там учились. Из русскоговорящих специалистов я пока единственный человек, который обучался этому методу в Synectisworld.

Мое предположение простое. Слово «маркетинг» и само явление активно пришли к нам в конце 90-х. Или понятие и сам феномен HR — тоже относительно молодо на постсоветском пространстве. Тогда как в США им уже очень много лет. Так происходит и с синектикой. Думаю, что ее время еще наступит.


Фото со страницы Наталии Сергиенко в Фейсбук

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: