Невроз — психоз — пограничная личность
Важно дифференцировать пограничную личность от невротика или психа, а также последних двух друг от друга. У человека с диагнозом пограничное расстройство личности нарушен процесс обработки информации (особенно чувств и эмоций)
Неврозы же, никак не меняют процессы, которые протекают в структуре самой личности
У человека с диагнозом пограничное расстройство личности нарушен процесс обработки информации (особенно чувств и эмоций). Неврозы же, никак не меняют процессы, которые протекают в структуре самой личности.
Невроз – это что-то временное, от чего можно избавиться. Личностное расстройство оказывает огромное влияние на структуру личности, на восприятие и способы реагирования на внешние события.
Пациент, у которого невроз, осознает, что с ним что-то не так, пытается преодолеть это состояние, стремиться обратиться за помощью к специалистам. Индивидуум с личностным расстройством не осознает, что с ним что-то не так. Его реакция и поведение воспринимаются им как вполне реальные и единственно возможные. Такие люди верят, что реальность именно такая, какой они ее видят и понимают.
Невроз – это патология нервной системы, чаще возникает из-за сильного стресса, глубоких переживаний, длительного пребывания в напряженном состояния, вызывается истощением нервной системы.
Разновидности неврозов:
- (не)обоснованные страхи;
- истерия;
- навязчивое состояние;
- неврастения.
Психоз – психическое заболевание, которое проявляется в странном, неадекватном поведении и восприятии окружающего мира, а также нестандартной реакцией на события и внешние раздражители.
Люди, страдающие неврозом, критично относятся к себе и окружающим, не теряют связь с реальностью происходящих событий. Человек анализирует свое состояние, идет на контакт, принимает помощь, охотно соглашается на лечение.
Психозы сопровождаются слуховыми и визуальными галлюцинациями, бредовым расстройством, странным поведением, зацикленностью.
Пограничное расстройство личности и психоз – это психические расстройства, которые связаны с глубоким нарушением психики, прогрессирующим ухудшением социализации человека, чаще всего вызваны рядом психологических и наследственных причин, детских воспоминаний и ситуаций. Часто второе следует из первого, если вовремя не было начато лечение.
В отличии от них, невроз – это заболевание нервной системы, которое человек может заметить самостоятельно и с помощью несложного терапевтического лечения его преодолеть. Неврозы, чаще всего, носят единичный характер (не склоны к повторному появлению).
Пограничное расстройство личности и психоз – заболевания, которые можно «залечить», но не излечить полностью. Возможны длительные периоды ремиссии, с возникающими время от времени кризисами.
Трудно любить Бога без уверенности в прощении
Лютер исповедовался так часто, как это было возможно. Проводил долгие часы, анализируя свои мысли и поступки, и чем больше он этим занимался, тем больше отыскивал в себе грехов. Иногда исповедовался по шесть часов, рассказывая о своих грехах в свете десяти заповедей, молитвы «Отче наш», семи смертных грехов, но и тогда всё же не был уверен, что не забыл о каком-то грехе. Бывали случаи, когда, уже выйдя из исповедальни, он вспоминал о проступке или греховном желании, в котором не покаялся. А когда ему на ум приходила мысль, что, может быть, Бог считает грехом нечто, о чем он никогда и не думал, — его охватывало чувство тревоги и отчаяния.
Однажды духовник Лютера сказал: «Мартин, в следующий раз, когда придёшь на исповедь, говори только о серьёзных грехах: богохульстве, блуде, убийстве. Не надо утруждать себя мелочами». Но Лютер был хорошим богословом и понимал: проблема не в величине греха. Самый маленький грех отделяет от Бога. Однако как быть уверенным, что прощены и исповеданы все грехи?
Литография с картины Фридриха Веле, 1882
Мысль о Божьей праведности превратилась для него в угрозу. Обещание оправдания было реальностью, но условия спасения делали его невыполнимым. Это было похоже на то, как если бы Бог обещал слепому миллион долларов при условии, что он прозреет. Лютер признавался:
Потому что Бог требует совершенства — и в то же время наделяет человеческой природой, склонной ко греху. Как же можно любить Бога, зная, что Он требует невозможного? Всё изменилось, когда Лютер начал изучать послание к Римлянам. Позже Он написал:
Лютер понял, что, когда Христос умер на кресте, Он принял на Себя то, что мы заслужили — наказание и смерть, а мы получили Его праведность. И в этом суть оправдания. Бог является не строгим судьёй, который вознаграждает людей по их заслугам, а милостивым и милосердным Отцом, который одаривает грешников праведностью.
Новые материалы
Книги
Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory. Indiana University Press, 2019
Книги
Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума / Пер. Кырлежева А. И., Узланера Д. А., под общ. редакцией А. И. Кырлежева. – М.: Теоэстетика, 2022. – 736 с.
Книги
Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума / Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение)
Книги
«Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии» / Пер. с англ. К. А. Черноризова; под науч. ред. А. В. Храмова. — М. : Никея, 2022. — 272 с.
Книги
Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры).
Книги
Вера и доверие. Дар и прощение / перев. с ит. И. Волковой; под ред У. Рахновской. М.: Никея, 2021.
Книги
Взгляд. Заметить Христа в творении. Эссе и размышления. М.: «Никея», 2022. 320 с. (Богословие культуры).
Книги
Раскол русской Церкви в середине XVII века. Причины, начало и последствия. СПб: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2021.
Книги
Логос — мир — человек. Космология святого Максима Исповедника. М., Издательство Сретенского монастыря, 2020. 152 с.
Книги
Очерки по истории Русской Православной Церкви XX века. Церковь в гонении. Церковь в пленении. М.: Практика, 2021. 528 с.
Книги
Эндрю Лаут, прот. «Современные православные мыслители. От “Добротолюбия” до нашего времени». Паломник, 2020 г. 620 с.
Книги
Вениамин (Федченков), митр. «Небо на земле: О Божественной литургии по творениям святого праведного отца Иоанна Кронштадтского». М.: Отчий дом, 2018 г. 176 с.
КАК МОГУТ ПРОТЕСТАНТЫ ПРОВОДИТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ В ТАКИХ МЕСТАХ, КАК КИНОТЕАТРЫ, ВЕДЬ ОНИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СВЯТЫМИ И НЕ ОСВЯЩЕНЫ?
Иисус сказал в Евангелии от Матфея (18:20): «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Протестанты верят в то, что богослужение освящается не местом проведения служения, не зданием, а присутствием Христа в среде верующих.
Библия также говорит, что храмом Божьим являются христиане, а не здания: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Коринфянам 3:16). Библия показывает, что первые христиане проводили служения во многих различных местах. Например, в школе (Деяния 19:9), в еврейских синагогах (Деяния 18:4,26, 19:8), в еврейском храме (Деяния 3:1), и в частных домах (Деяния 2:46, 5:42, 18:7; Филимону 1:2, 18:7; Колоссянам 4:15; Римлянам 16:15 и 1 Коринфянам 16:19). Служения благовестия, согласно Библии, проходили возле реки (Деяния 16:13), в уличной толпе (Деяния 2:14) и на площади (Деяния 17:17)! Протестанты строят дома молитвы, в которых и собирается церковь — то есть люди, верующие во Христа.
Как работает мозг?
Главный орган центральной нервной системы — это мозг. Он отвечает за работоспособность остальных органов, за сложнейшие процессы, такие как память, чувства, речь и мышление.
Общие принципы работы головного мозга. Мозжечок – эта та часть мозга отвечающая за движения, например когда мы учимся ходить или танцевать. Отвечает за наши эмоции — лимбическая система, находится она в самом центре мозга. Эта система тесно связана с организмом, из-за нее у нас появляются чувства жажды, голода, которые дальше посредством импульсов передаются в мозг и обрабатываются полушариями.
Наши «мышление, память и речь», — за эти процессы отвечают полушария головного мозга. Большую роль играют лобные доли, в которой находится личность человека, она лучше всего развита у людей, — это то, что называется наше с вами — я, цели и планы. Когда мы что-то наблюдаем или видим, эта информация поступает в кору головного мозга, которая в свою очередь производит интерпретацию.
То, что человек увидел, попадает в лобную долю мозга и отвечает на вопрос: «а что я хочу с этим сделать?», и если эта интересная информация, то лобные доли мозга дают команду, а как именно человек хочет поступить с этой информацией — будет определяться мозжечком.
Конструкция веры. Откуда взялась вера и почему за такой огромный период времени, люди не научились управлять своими потребностями.
Атеисты не верят в Бога, а агностики говорят, что не знают, есть ли Он
Сейчас вовсю набрало популярность слово «агностик». Те, кто хочет казаться оригинальным, называют себя так. «Ты веришь в Бога?». «Я агностик». Красиво. И звучит серьёзно, должно вызывать уважение будто бы.
В действительности агностицизм — это просто заявление о том, что мы ничего не знаем о том, есть ли Бог или нет. Откуда нам делать такие выводы? Человек живёт тем, что видел и знает. Какие-то факты он принимает на веру, какие-то нет.
Скажем, не были мы ни разу в США, но эта страна есть на глобусе, она производит фильмы, куча людей туда летают в отпуск или по работе. Звучит достоверно, значит, она есть.
Агностицизм не имеет ничего общего с гностицизмом, просто однокоренные слова.
А вот если кто-то расскажет, что вчера видел на улице снежного человека, тут справедливо усомниться. Слишком уж странное заявление.
О нём если и сообщают, то гималайские туристы и тамошние старожилы, но никак не жители среднестатистического города.
С Богом сложнее: о нём говорят святые, апостолы, верующие, священники. Моисей будто бы даже видел лицом к лицу, а Иисуса Его ученики считали воплотившимся Господом. Как ни крути — все лица заинтересованные.
На что тут опираться, чтобы верить или нет? Это факт, который ты либо беспрекословно принимаешь, либо отвергаешь.
Агностик честен с собой: он не замахивается судить о том, о чём не знает. Это не равнодушие к духовному, а просто объективный взгляд на мир.
Лицемерие
Аргумент человека, который не верит в бога, против религии нередко звучит так: «творить добро из страха наказания – лицемерие». Библия прямо указывает, что те, кто не будут поступать определенным образом – подвергнутся наказанию. Одна из популярных точек зрения на этот счет указывает на парадокс в концепции христианства. А именно то, что бог следит за поступками и отправляет людей в адское пекло, где они проведут в жутких мучениях всю вечную жизнь, но при этом он любит их. Читая Библию, люди начинают не верить в бога ибо не чувствуют его любви. Такой процесс происходит после ознакомления с «Ветхим Заветом» в большей степени.
Из этого вытекает еще одна распространенная позиция: «я не верю в бога, так как он не мог бы быть так жесток». Ведь в «Библии» указано, что бог – идеальная сущность.
Развитие веры у человека
Анализируя раннее детство, можно прийти к выводу, что вера сопоставима с доверием. В мире малыша появляются люди, которые для него означают реальность, не требующую проверки. То, что они говорят, – правда; то, что делают, – правильно.
Взрослые привносят в жизнь ребенка уверенность, знания, спокойствие.
Позже, в школе, он начинает верить учителям. Западный мир придает большое значение тому, что учитель становится проводником знаний, передает детям накопленный поколениями опыт.
Духовность глазами клинического психолога
Ребенок, как лакмусовая бумажка, воспринимает его, не задавая вопросов, не оспаривая получаемую информацию.
Насколько получаемые знания корректны, человек начинает спрашивать себя в подростковом возрасте, юношестве. Это период, когда вера может быть разрушена. На ее место приходит скепсис, стремление избавиться от стереотипов.
Кто-то переживает этот период настолько бурно, что теряет веру в знания, самых близких людей. Особенно часто это происходит с теми, кто в детстве сталкивался с обманом. Однако большинство выбирает объект веры и следует ему в течение долгого времени.
Выбор объекта веры зависит от окружения, отношения человека к действительности, стереотипов. Часто он носит бессознательный характер. Тебя гложет внутренний дискомфорт. Ты не можешь проанализировать его, но однажды путем проб и ошибок выбираешь то, что тебя успокаивает.
К примеру, маленькая девочка очень любила папу. Когда ей исполнилось 5 лет, он ушел из семьи и даже не приезжал в гости. В памяти осталось, что папа – большой, сильный, умный.
Спустя 30 лет девушку бросил парень. Она тяжело переживала расставание. Искала курсы по поддержке. Однажды пришла на семинар, посвященный вопросам одиночества. Вел его высокий, бородатый мужчина с добрым лицом. Этого хватило, чтобы девушка без сомнений начала верить во все, что он говорил.
Новая жизнь после оправдания
Учение об оправдании верой не было принято с единодушием. Лютера, как и других проповедников благодати (в том числе апостола Павла), обвиняли в том, что оно ведет к беззаконию. Однако благодать не только спасает, но и научает, как себя вести, значит, здесь проявляется противоположность беззаконию. И, если раньше нас привлекал грех, то, вкусив благодати, мы всеми силами стараемся убежать от него.
Кроме того, когда человек начинает следовать за Христом, его личность неуклонно меняется. Сердце начинает искать праведности, повиновения Богу, победы над грехом, соблюдения Его заповедей, — а Господь дает силу для этого. Когда у людей есть спасительная вера, Бог преображает их жизнь. И, в свою очередь, если такого преображения нет, нет и оснований думать, будто бы у тех, кто объявляет себя христианами, действительно есть дающая спасение вера. Веру без дел, по мнению Лютера, представить так же сложно, как и солнце без света.
Когда мы склонны с точки зрения законничества считать, что Божьи благословения нужно «зарабатывать», нам хотелось бы думать, что наши хорошие поступки имеют какое-то отношение к спасению, что Бог принимает нас только тогда, когда к заслугам Христа добавляются дела.
Но, зная своё несовершенство, своё поведение и тайные мысли, мы лишаемся радости, понимая, что недостойны, не заслуживаем прощения, — и тем самым теряем уверенность в спасении.
«Лютер проповедует», Лукас Кранах старший, 1547
Если бы спасение зависело от нас, сомнения были бы обоснованными. Но спасены-то мы не по своим делам, а по благодати. Спасение дано нам не потому, что мы что-то сделали, или сделаем, «отработаем», а лишь потому, что Господь совершил его, а мы приняли верою. Сомневаться в спасении — значит сомневаться в том, что Бог выполнит Свое обещание. Сомневаться в спасении по вере — значит сомневаться в силе Крови Христа. Концепция Лютера об оправдании верой вселяет радость в верующих: они не «спасаются» — но уже спасены. Они полагаются не на себя, а на Бога. Им не надо отчаянно пытаться хорошо зарекомендовать себя перед Богом, в совершенстве исполняя закон, — но Бог облекает в праведность.
Кроме того, доктрина оправдания верой отнимает у нас все основания для похвальбы. «Где же то, чем бы хвалиться? Уничтожено. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры» (Рим. 3:27). Теперь «хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1:31). Евангелие незаслуженной благодати заставляет нас признаться в том, что мы «нищие духом», ничем не можем заплатить за своё спасение. В этой ситуации наши таланты, способности не принимаются в расчёт, и потому «мытари и блудницы» впереди всех идут в Царство Небесное, ибо полагаются не на себя, а на Бога. А праведный в собственных глазах проходит мимо того, что Бог даёт даром, — и теряет надежду на спасение.
Куда течет река: атеизм и исламизация
За последние четыре года в России атеистов стало вдвое больше. Чаще других не верят в существование божественных сил молодые люди от 18 до 24 лет, то есть зумеры. Тренд на отсутствие конкретной религиозной веры ощутим не только среди молодежи, он стремительно идет через все поколения. Если в 2017 году православия придерживались 70% людей 35–59 лет (миллениалы и поколение Х), то через четыре года этот показатель снизился на 9 пунктов в этой же возрастной группе.
Британский историк Тим Уитмарш считает, что быть атеистом для человека так же естественно, как и верить в богов. Ученый перелопатил множество древнегреческих, вавилонских и египетских текстов в поисках атеистов — и нашел их. По оценкам Уитмарша, атеизм как философская система сформировалась примерно в то же время, когда и первые религии, дошедшие до наших дней.
Блж. Феофилакт Болгарский
Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть
Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте
И что я говорю о себе самом, что во мне говорит Христос, что я силен, хотя подражаю Ему распятому и не приступаю к наказанию. Ибо и вы, если захотите испытать себя, увидите в себе Христа, поскольку все вы имеете веру, — или веру обыкновенную, или в частности — веру чудодейственную (ибо верующие тогда творили чудеса). Таким образом, если в вас — учениках моих — Христос, то тем более во мне, учителе.
Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть
То есть если вы не лишились дара чудотворений, который получили. Намекает, что они живут беззаконно, ибо многие, имея веру, не имели силы творить чудеса, потому, что жили беззаконно. Смысл слов следующий: вы, кажется, не знаете самих себя, — того, есть ли в вас Христос? Его нет в вас, потому что вы не то, чем должны быть. Но он выражает эту мысль не прямо, а говорит неопределенно, чтобы не поразить их.
Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Новообразованные баптистские общины
Недавно наметилось новое направление тбилисской баптистской общины. Что интересно, она в своем вероучении пошла еще дальше, практически изменив все до неузнаваемости. Ее новшества весьма и весьма удивляют, так как во время богослужения у всех присутствующих задействованы пять органов чувств, пастыри носят черные одежды, в обряде используются свечи, колокольный звон и музыка, а еще баптисты осеняют себя крестом. Практически все в духе Православной Церкви. Эти баптисты даже организовали семинарию и школу иконописи. Отсюда понятна радость раскольника и преданного анафеме Филарета – предстоятеля Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, который однажды даже вручил орден лидеру этой общины.
ВЕРЯТ ЛИ ПРОТЕСТАНТЫ, ЧТО МОЖНО ПОПАСТЬ В РАЙ ПОСЛЕ ОЧИЩЕНИЯ В ЧИСТИЛИЩЕ?
Протестанты верят, что существуют Рай и ад, но они не верят в чистилище. Библия говорит: «Ибо Он (Христос) одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евреям 10:14). Так как указывается, что только одно жертвоприношение, страдание Христа, делает нас совершенными, то другие жертвы не требуются. Библия так же говорит: «А где прощение грехов, там не нужно приношение за них» (Евреям 10:18).
Другими словами, не требуется никакого страдания в чистилище, если мы прощены. Протестанты верят, что 1 Коринфянам 3:9–15 относится к испытанию дел верующих в судный день, а не к чистилищу. Так же протестанты обеспокоены, что идея чистилища может ввести грешников в заблуждение относительно прощения их грехов после смерти в чистилище, так как это невозможно.
История религии
Практически каждому европейцу известны строки главной христианской книги – «Библии», которая с самого начала открывает тайну создания человека:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ‹…› и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою»
.
По идее, именно эти строки прочертили грань между человеческим существом и остальными животными, которые не являются «образом и подобием» создателя.
После самого жестокого и темного времени, Средних веков, когда христианство в Европе господствовало, а религиозные догмы соблюдались строго, появлялось все больше тех, кто не верил в бога. Причины были в том числе и в беззакониях, учиненных Церковью в этот период. История запечатлела Кровавые крестовые походы, учиненные под именем Христа, индульгенции, позволявшие за деньги купить прощение богом любого страшного деяния, и многое другое.
Желая сокрушить догмы религии, которые господствовали в темные Средние века, период расцвета религии, просветители XVIII века утверждали, что люди произошли от животного мира.
И раскопки действительно принесли новые потрясающие факты. Так, в 1908 году швейцарцем Отто Гаузером у реки Везеры во Франции были найдены погребения неандертальцев. Религиозно настроенные ученые указывали на то, что наличие обряда погребения указывает на наличие верований у людей. Сторонники отсутствия религии у древних людей твердили, что это лишь случайность. Но с течением лет все больше было найдено погребений неандертальцев, всего их нашли около 90.
Свт. Феофан Затворник
Себе искушайте, аще есте в вере, себе искушайте. Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть? Разве точию чим неискусни есте
Апостол говорит как бы: но что я доказываю вам, что во мне Христос? Он и в вас есть. Итак, вместо того, чтобы меня искушать, себя искушайте, в вере ли вы. Если вы в вере, то Христос в вас; если же Он в вас, тем паче во мне. Вот вам и удостоверение, что во мне говорит и действует Христос. Или не знаете, что Христос в вас? – В вас Он: разве точию чим неискусни есте.– Неискусни, αδοκιμοι, не выдерживаете пробы. Проба христиан – вера, любовию споспешествуемая. Не выдерживает пробы тот, кто или в вере храмлет, или в жизни по вере слаб и скуден. Апостол говорит как бы: если вы не выдерживаете такой пробы, то, конечно, в вас и Христа нет. Отсюда такое наведение: осмотритеся, не потому ли и во мне искушаете глаголющего Христа, что сами Его потеряли? Если б имели Его, не смогли бы сомневаться, что Он и во мне, ибо вы чрез меня Его познали. Таким образом, слова: себе искушайте вели и к тому, чтобы, нашедши в себе Христа, удостовериться, что Он и во святом Павле, и к тому, чтоб, не нашедши Его, восскорбеть о том и озаботиться снисканием Его, что опять привело бы к тому же, то есть чтоб удостовериться, что Он есть, говорит и действует и в святом Павле.
Святой Златоуст говорит: «Что мне говорить о себе, учителе, который имеет столько попечений, которому вверена целая вселенная, который сотворил столько чудес? И вы сами, находящиеся в числе учеников, если захотите испытать самих себя, усмотрите, что Иисус Христос обитает и в вас. Если же в вас, то тем паче в учителе. Ибо если имеете веру, то Христос в вас. Мне кажется, что Апостол говорит здесь о вере чудодействующей, потому что верующие в то время чудодействовали. Если вы имеете, говорит он, такую веру, то Христос в вас, разве только вы не то, чем должны быть. Здесь, кажется, Апостол указывает коринфянам и на жизнь. Поелику одна вера недостаточна к получению духовной силы, а он сказал, что если вы пребываете в вере, то имеете в себе Христа, между тем как многие, имея веру, не имели силы чудодейственной, то, разрешая недоумение, говорит: разве точию чим неискусни есте, то есть разве порочна жизнь ваша. Но не говорит так прямо, чтоб не оскорбить их, а слегка намекает на сие; не говорит утвердительно: вы неискусны, а представляет будто не совсем возможный у них случай: разве точию».
Блаженный Фотий у Экумения другие оттенки мыслей находит в этих словах Апостола: «Не подвергаете ли вы чрез то пробе свою собственную веру? Не заставляете ли искать подтверждения, в вере ли вы? Ибо искать искушения глаголющего во мне Христа и не быть твердо убеждену, что в учителе говорит Христос – что другое значит, как не искушать и себя самих, верные ли вы, как не сомневаться в себе самих? Это значит даже более,– не знать совсем, что в вас Христос. Ибо если в учителе нет Христа, то тем более в учениках. Но как же, говорит, вы не знаете, что Христос в вас, когда Он обогатил вас разными дарами благодатными? Или, представив себя неискусными в делах (худо живя), вы и их потеряли? Этим он хочет еще сказать: если вы приняли и имеете благодатную силу на духов нечистых (если только, сделавшись непотребными, не лишились ее), не тем ли паче я имею власть на тех, которые исполняют волю нечистых демонов, если такие имеются среди вас? Или так: во мне искушения ищете? – Себя искушайте, потщательнее испытайте, в вере ли вы. Уж не отпали ли вы от нее, ибо иначе, вероятно, не стали бы искушать меня. Потом как бы смягчая сильный укор, говорит: или не знаете, яко Иисус Христос в вас есть. Как бы так: я так вас понимаю, что в вас есть Христос. Если вы сами этого не знаете, ваша в том вина. Смотрите, не стали ль вы тем, чем не должно вам быть? Вместе и пристыжает он их: если я признаю, что в вас Христос, разве точию неискусни есте, то как вы еще ищете искушения Его во мне пребывания? Но как могли они знать, что Христос в них? – Из знамений, какие творили, если еще творили их. Слова: разве точию чим неискусни есте намекают на худую жизнь. Если вы, говорит, и в вере находитесь, но не имеете соответственной ей жизни, то вы неискусны и Христа в вас нет, и не показывает уже Он присутствия Своего среди вас чрез знамения».
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ошибка 2: вера в Бога и религия как связь с Богом
Если обратиться к слову «религия», считается, что оно происходит от латинского «religare» – «соединять, связывать» (это одна из самых популярных гипотиз происхождения этого слова). Кого с кем или что с чем религия пытается воссоединить? Христианское мировоззрение дает однозначный ответ – человека с Богом. То есть религия – это взаимоотношения Бога и человека, стремление восстановить утраченную в результате грехопадения связь между Богом и человеком. При таком понимании слова «религия» вера в Бога, что называется «в душе», содержит внутреннее противоречие, теряет всякий смысл и логику.
Чудесное творение
Интернет взорвало откровение известного британского ученого Энтони Флю (Antony Garrard Newton Flew), с которым он выступил, отрекаясь от своей — атеистической — веры. Произошло это еще в 2004 году, когда Флю исполнился 81 год:
— Мои ошибочные взгляды, несомненно, повлияли на мировоззрение множества людей, и я хочу исправить тот огромный вред, который я, по всей видимости, нанес им, — заявил ученый, который до этого воодушевленно и яро читал атеистические лекции в разных высших учебных заведениях.
На днях откровение Флю почти десятилетней давности всплыло стараниями блоггеров. И вызвало заинтересованную реакцию многих. Что не удивительно для тех, кто не был с ним — откровением — знаком. Когда известные люди, а тем более атеисты соглашаются с тем, что Бог есть, это шокирует. Вызывает желание понять, в чем причина.
Вот что пояснил в свое время сам Энтони Флю:
— Биологическое исследование ДНК показало, что для возникновения жизни требуется поистине невероятное сочетание множества различных факторов, а это, несомненно, приводит к выводу об участии во всем этом того, кто способен творить… Существующие факты убедили меня в абсурдности теории, утверждающей, что первый живой организм произошел из неживой материи, а затем путем эволюции превратился в создание необычайной сложности… Сейчас, даже сама мысль о возможности происхождения первого организма, способного к самовоспроизводству, по сценарию спонтанной естественной эволюции, видится мне кощунственной…
Отметим,что Энтони Флю скончался 8 апреля 2010 года в возрасте 87 лет.
Флю тут не одинок. По сути ему вторит Фрэнсис Крик, который один из первых описал спиральную структуру молекулы ДНК:
— В свете знаний, которые доступны нам сегодня, единственное заключение, к которому может прийти непредвзято мыслящий человек — это признание того факта, что жизнь является результатом некоего чудесного творения, а иначе, как же можно объяснить удивительно точное взаимодействие огромного количества факторов, необходимых для зарождения жизни и ее развития…
А вот в чем недавно признался американский биохимик профессор Майкл Бехе, сотрудник Университета Лихай (Lehigh) города Бетлехем, штат Пенсильвания, автор книги «Черный ящик Дарвина»:
— За последние 50 лет биохимики раскрыли множество важных тайн человеческой клетки. Десятки тысяч людей посвятили свою жизнь лабораторным исследованиям для того, чтобы раскрыть эти секреты. Но все усилия, потраченные для изучения живого организма, ясно дали один результат: «Творение».