Бихевиоризм в обучении: что это за подход и как он повлиял на методы преподавания

Введение. Теоретическое введение в научение

Научение — это процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Как уже подчеркивалось выше, в отечественной психологии понятие научения было принято использовать применительно к животным.

Жизнь любого организма — это прежде всего непрерывная адаптация к условиям непрерывно меняющейся среды. Живой организм должен вырабатывать способы поведения, которые помогли бы ему выжить в среде, т.е. быть адекватным окружающему миру. Универсальный закон Вселенной — это то, что существование живых организмов сводится к выработке форм поведения, направленных на восстановление какого-то равновесия или на достижение определенных целей.

Существует ряд понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков. Это: научение, учение, обучение и учебная деятельность.

В отличие от низших живых организмов, стоящих в начале эволюционной лестницы, для которых характерны рефлекторные и инстинктивные типы поведения, у высокоразвитых существ, в том числе и человека, доминируют приобретенные поведенческие реакции.

Способность обучаться, т.е. накапливать и хранить приобретенный опыт, развивается по мере продвижения вверх по эволюционной лестнице. У человека всего несколько форм поведения, которым он не должен обучаться — это врожденные рефлексы, дающие ему возможность выжить после появления на свет (это сосательный, дыхательный, глотательный, чихательный, мигательный и т.п.). Далее, развитие ребенка целиком зависит от взаимодействия с физической и, в еще большей степени, с социальной средой. Именно в процессе этого взаимодействия и происходит накопление опыта или научение.

НАУЧЕНИЕ — есть процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Сам термин «научение» пришел из зоопсихологии, в которую его ввел Э. Торндайк.

Путем научения может приобретаться любой опыт: у человека — знания, умения и навыки; у животных — новы формы поведения.

Научение включает протекающее неосознанно уяснение содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание).

Существует несколько подходов к рассмотрению механизмов научения. Одни считают, что эти механизмы схожи у человека и животных, другие — что различны. У животных научение является основной формой приобретения опыта, либо постепенно (в повторяющихся актах поведения), либо сразу (запечатление). У человека роль и значение научения меняется в онтогенезе. В дошкольном возрасте научения является основным способом приобретения опыта, а затем, оно отодвигается на второй план, уступая место учению и учебной деятельности.

Важнейшим фактором научения является место усваиваемого материала в соответствующей деятельности: человек лучше научается тому, что является целью его деятельности.

Примеры оперантного научения

Как пример, можно рассмотреть катание на доске, метание дротиков, игру на фортепиано или написание своего же имени – это считается образцами оперантной реакции, результаты, которые возможно контролировать, следующем за поведением. Это самостоятельно приобретённые реакции, для них не может существовать стимул, который мы могли бы распознать.

Скиннер не отрицал, что рассуждать о возникновении оперантный метод поведения – бессмысленно. Ведь нам не могут быть известны стимулы или внутренние причины, что ответственны за появление его. То есть, оно возникло спонтанно.

В случаях, когда последствия благоприятно отражаются на организме, вероятность повторения в дальнейшем операнта будет усиливаться. Когда это происходит – любые последствия подпитываются, и оперантное обусловливание, получены благодаря подкреплению – обусловливаются. Величина стимула позитивного подкрепления определяется соответственно воздействию на последующую частоту реакции, что ранее ему предшествовали. Таким образом, теория действует и противоположно, в случаи, когда реакция неблагоприятно и не имеет подкрепления, вероятность получения операнта значительно уменьшается.

Этапы работы по методу дизайн-мышления

Эмпатия. Сначала нужно понять, что беспокоит людей

Важно погрузиться в их мир, определить их потребности, трудности и модели поведения. Сделать это поможет наблюдение за пользователями, беседа с ними или эксперимент, в рамках которого вы попытаетесь занять их место и получить схожий опыт

Фокусировка. Собранную информацию необходимо обработать и проанализировать, чтобы выделить самые важные проблемы.
Генерация идей. Здесь вы придумываете конкретные решения. При этом важно предложить как можно больше идей и не бояться рассматривать сумасшедшие предложения. После того как вы собрали достаточно вариантов, нужно более тщательно оценить каждый из них и переходить к выбору наиболее подходящего.
Прототипирование. Прототип нужен для того, чтобы проверить вашу идею и понять, насколько она хороша. Создав ее физическое воплощение (это может быть макет, сценарий, презентация), вы увидите сильные и слабые стороны.
Тестирование. На последнем этапе дизайн-мышления пользователи тестируют прототипы и делятся обратной связью. Комментарии людей показывают, помогает ли ваш вариант справиться с их проблемами. Они также позволят улучшить решения.

При необходимости эти этапы можно повторять по несколько раз или использовать только те, которые больше всего подходят для решения ваших задач.

Полезные связи

Успех во многом зависит от людей, с которыми вы взаимодействуете. Конечно, без постоянного обучения профессиональный рост также невозможен. Однако в некоторых ситуациях вы можете столкнуться с тем, что карьерный рост в большей степени зависит от полезных контактов, которыми вы обладаете. На самом деле возможность заводить полезные знакомства сопровождает человека на протяжении всей жизни. Когда вы воспользуетесь ими, вы заметите, насколько проще удается достигать поставленных целей. Однако это не удача, это связи.

Успешный успех: неприятные бонусы, которые он дарит вместе с достигнутыми целями

Реинжиниринг процессов: установки, чтобы добиться профессионального роста

Эйфория и фаза созревания: пять этапов становления успешных предпринимателей

Как изменить финансовое мышление

Сейчас многие люди пришли к выводу, что, чтобы выбраться из бедности, надо изменить свое мышление. Как изменить финансовое мышление? Для этого надо узнать, как мыслят успешные богатые люди.

Есть вещи, которые мы не выбираем: национальность, родителей, родину. Но от Вас зависят Ваши мысли, поступки, характер; мы сами выбираем профессию, а это означает, что от Вас зависит, по какой дороге Вы пойдете. Самое главное, что у человека есть – это выбор.

Стать богатым или остаться бедным – это тоже наш выбор. Не всем хватает понимания, воли, решительности, кому-то легче оставаться бедным, чем брать ответственность за свою судьбу.

Вы можете сказать, что человек не выбирает бедность. Но на самом деле он ее выбирает, просто не знает об этом. «Отсутствие плана успеха – это гарантированный план неудачи». И если у Вас нет плана достижения богатства, значит подсознательно есть план достижения бедности.

Дни достигают своих целей, другие лишь мечтают о них.

Деньги выбирают, какую одежду Вам носить, в какой магазин идти, какие продукты покупать, в каком доме жить, в какой школе обучать детей.

Сферы использования дизайн-мышления

Специалисты, работающие с дизайн-мышлением сегодня, говорят, что это универсальный инструмент. Его можно использовать везде — от создания мобильных приложений до планировки общественных пространств.

Например, благодаря дизайн-мышлению компания IDEO нашла способ превратить пугающий для детей процесс прохождения МРТ в веселую игру. Они сделали из каждого кабинета сказочный мир, разукрасили стены и оборудование, чтобы маленьким пациентам было не страшно, а интересно приходить на процедуру.

А российская лаборатория Wonderfull помогла Московскому метро решить проблему передвижения людей с ограничениями. Благодаря инструментам дизайн-мышления придумали и запустили Центр обеспечения мобильности пассажиров. Его сотрудники помогают пожилым людям, родителям с детьми и слабовидящим комфортно и безопасно пользоваться метрополитеном.

Эвристические методы

По сути, сама эвристика является методом, инструментом познания и поиска решения. Научное определение следующее: эвристические методы – логические приемы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задач.

При этом стоит помнить, что  эвристика – молодая наука, поэтому не все понятия и правила в ней четко сформированные. В первую очередь это касается определения эвристического метода. Мы не будем глубоко вдаваться в общенаучную терминологию, а рассмотрим лишь те методы, которые пригодятся многим людям (в первую очередь менеджерам, управленцам, всем, чья деятельность связана с творчеством, принятием решений) в практической сфере.

Мозговой штурм – метод решения задачи путем внедрения процедуры группового креативного мышления. Разработан и описан психологом из США А. Осборном. Он вывел правило, что в любой компании есть люди, которые лучше генерируют идеи, но не склонны к анализу, и наоборот – есть люди, которые лучше детально осмысливают предложенное решение, но не в состоянии выработать его самостоятельно. На этом наблюдении и зиждется метод мозгового штурма – для решения поставленной задачи придумывается огромное количество возможных вариантов, без отбора хороших и плохих. Позже, на основе критического подхода, разработанные решения тщательно анализируются и оцениваются, после чего наиболее оригинальные и жизнеспособные воплощаются жизнь. Схематически работу метода можно описать так: отбор участников – постановка проблемы – штурм (выработка решения) – анализ полученного материала. Казалось бы, что может быть проще, но именно эта простота является и плюсом, и минусом данного метода. Помимо призыва быть оригинальным и выйти за рамки привычного образа мышления, точных методологических указаний в практике мозгового штурма нет.  

Метод синектики родился из исследований практического применения метода мозгового штурма. Его автор, Дж. Гордон, профессор Гарвардского и Калифорнийского университетов, немного по-другому подошел к процессу отбора участников группы для решения проблемы и их работы. Суть метода в том, что члены группы (синекторы) проходят тщательный процесс отбора: 1 этап – оценка знаний, потенциала, опыта, 2 – потенциал творчества (эмоциональный фон, система ценностей), 3 – коммуникативные способности. После того как группа сформирована, она начинает работу также в видоизмененном ключе если сравнивать с предыдущим методом. Применение метода синектики подразумевает высказывание не идей в их завершенном виде, а разработку варианта сообща на основе знаний, эмоциональных ощущений, представлений каждого участника, которые становятся пищей для коллективного мышления. Преимущества данного метода состоят в том, что в таких условиях наиболее часто рождаются самые оригинальные решения. Из негативных сторон – падение продуктивности через небольшой период времени, когда группа входит в зону комфорта, а синекторы привыкают друг к другу.

Метод многомерных матриц (метод «морфологического ящика»). В качестве инструмента для повышения эффективности производства впервые был применен в Германии в 1907 г. неким Бернсом. Но детальный анализ был проведен в 1942 г. американским физиком швейцарского происхождения Ф. Цвикки. Идея метода в том, что новое – это либо другая комбинация известных составляющих старого, либо комбинация известного с пока еще неизвестным. В основе исследования или изобретения – не метод проб и ошибок, а комплексный анализ связей, которые можно просчитать с помощью матричного анализа проблематики. Несомненным преимуществом такого подхода является возможность открытия нового, оригинального решения. Но метод не лишен и недостатков: чем более трудоемкая задача – тем больше вариантов ее решения может быть в матрице, что осложняет поиск оптимального варианта.

Метод инверсии – эвристический метод, предполагающий поиск решения в новых, неожиданных, противоположных направлениях. В основу метода положена диалектика Гегеля, когда любой предмет или явление познаются через применение противоположных процедур творческого мышления: анализа и синтеза, логического и интуитивного, статики и динамики. Использование этого метода требует довольно развитых специальных навыков, базисных знаний и опыта, но при всем этом дает возможность найти самые неожиданные и оригинальные решения для поставленных задач.

участок

Чарли Таттл (Джефф Дэниэлс) является партнером успешной юридической фирмы Whitfield and Morris. Начальник и будущий тесть отправляют его в Парадайз Блафф, Невада, чтобы запросить продолжение в деле о мошенничестве с использованием почты с участием двоюродного брата, который считается виновным и, скорее всего, будет вынесен приговор виноват. Но время поездки противоречит Чарли. Мальчишник. После того, как Чарли едет из Калифорнии в Парадайз-Блафф, его неожиданно встречает Лучший мужчина, актер Ричард Риетти, (Майкл Ричардс), который хочет показать своему другу, как хорошо провести время перед свадьбой.

Во время празднования Чарли в барной драке, а позже предписанный обезболивающие за возникшую боль. На следующий день — в день явки в суд — Ричард проверяет своего друга и обнаруживает, что Чарли принял все таблетки из флакона. Чарли в тот день не в форме, чтобы предстать перед судом, поскольку юрисконсульт для афериста Бенни Гиббса (Rip Torn), поэтому Ричард выдает себя за Чарли. Когда дело неожиданно передается в суд, Ричард и Чарли должны продолжить шараду, иначе они оба отправятся в тюрьма за совершение и сговор с целью мошенничества в суде.

Чарли обучает Ричарда использованию правила доказывания, маскируясь под «помощника» Ричарда, тайком используя флеш-карты, чтобы сказать Ричарду, какое основание для возражения использовать. Чарли в конце концов теряет это и кричит на Судья Пол Графф (Остин Пендлтон), пытаясь одолеть Чарли, когда Ричард не подчиняется Чарли и принимает «защиту» в более широком направлении, а Чарли запрещен от повторного входа в здание суда. Позже Ричард и Чарли изобретают систему связи, включающую радионяня и азбука Морзе звучание Чарли средство передвижениярог, который слышен через открытое окно, чтобы проинструктировать Ричарда, какой тип возражения использовать.

Тем временем Чарли встречает и влюбляется в привлекательный официантка Билли Тайлер (Шарлиз Терон), который заставляет Чарли переосмыслить свой надвигающийся свадьба на его пронзительный, самовлюбленный невеста, Тиффани (Александра Вентворт). Ричард становится вовлеченным в прокурор, Елизавета (Джессика Стин) против которого он в конечном итоге находит из-за процесса для «своего» клиента.

Формы научения

Скиннер уверял, что, как следствие, оперантное обусловливание может контролироваться неприятными последствиями. Как правило, негативное либо агрессивное последствие способно ослабить поведение, что порождало их, кроме этого, оно усиливает поведение, которое устраняет их. Мы уже говорили о том, что научение можно рассматривать как определённую форму обучения. Он основан связью раздражитель – реакция – подкрепление, благодаря которому поведение формируется и поддерживается в силу определённых последствий.

Оперантный метод поведение присутствует с самого детства и встречается она практически в каждой семье – это оперантное обусловливание, научение такому поведению, как плач.

Все мы знакомы с детским плачем, когда те испытывают боль, конечно же, моментальная реакция родителей – выражение внимания и других возможных подкреплений

Внимание и есть тот самый подкрепляющий фактор для ребёнка, с этого можно понять обусловленность реакции плача. Но, стоит учесть и то, что плач может возникнуть при отсутствии боли

Несмотря на то, что большинство родителей склонны утверждать, будто они могут различить, плач вызван расстройством или плач вызван желанием внимания, все же многие родители предпочитают упорно подкреплять последнее.

Не менее интересный пример можно рассмотреть на дрессировщиках в цирке, они побуждают совершить определённое действие самых разных зверей, после чего хвалят их и угощают небольшим кусочком пищи. Как только животное освоило новое задание, это животное побуждают совершить новое действие.

Если в итоге дрессировщик не получает необходимого действия от животного, то оно остаётся без лакомства. В результате животное снова и снова делает попытки до тех пор, пока цель не будет достигнута.

Если вы имеете собаку, можно также понаблюдать за её поведением, например, когда она играет мячом, скорее всего, она его будет кусать, прижимать к полу или подкидывать вверх. В обыденной среде проживания, организм способен не только на то, чтобы отвечали стимулы, но и на воздействие окружению. Но, когда организм сумел совершить новое действие, то дальнейшее проявления этого действия будет зависеть от того, каков был его результат. То есть, собака станет подкидывать мяч чаще, если его поощрить кусочком мяса либо же другого лакомства.

Любое поведение поддаётся контролю, кроме того им возможно управлять, создав необходимый порядок подпитки. Сканнер очень много экспериментировал на животных утверждая, что научения одинаково закономерны как для животных, так и для людей.

Игра по правилам

Эвристический подход к решению задач относится к теории творческого мышления и подчиняется определенным правилам.

Метод мозгового штурма. Самым ярким примером служит игра «Что?Где?Когда?», в которой игроки коллективно обсуждают вопрос и выбирают единственный вариант ответа. Это метод нужен, чтобы за короткий промежуток времени наработать много идей. Современная интерпретация метода мозгового штурма принадлежит Алексу Осборну. В 1919 году он вместе с товарищами создал рекламное агентство BBDO, которое существует до сих пор. Он описал процедуру генерации идей, которая использовалась в его агентстве, а позже выпустил книгу об этом. Алгоритм выглядит так:

Анализ проблемы и выбор задачи.
Выдвижение, генерация идей. Перед участниками ставится задача придумать как можно большее количество идей. На это дается от 15 до 30 минут. Если мозговой штурм проводится устно, то можно получить от 60 до 100 идей за сеанс, при другой форме общения — еще больше. На этом этапе должна полностью отсутствовать критика, т.е. фиксируются абсолютно все идеи, даже самые невероятные.
На третьем этапе происходит анализ выдвинутых идей. Здесь наоборот — приветствуется конструктивная критика от участников

На этом этапе важно соблюдать здоровую атмосферу в коллективе, чтобы критика идей не перешла на критику личности.

Синектика или Метод аналогий. Применяется, чтобы найти решение текущей задачи по аналогии с уже существующей. В данном случае ищутся похожие свойства двух объектов — предполагается, что если основные признаки у них одинаковые, то, скорее всего, вторичные тоже будут похожи. Алгоритм решения задачи подобным методом следующий:

Сначала происходит анализ проблемы и постановка задачи. Необходимо понимание, что мы делаем, для чего

Нужно задать вопрос, вызывающий аналогии — например, как привлечь внимание к штендеру возле магазина?
Вторая стадия — это поиск аналогий. Ищем аналогию к заданному вопросу — например, как глубоководная рыба привлекает к себе пищу? Рыба светится, движется. Можно использовать любые вопросы, главное — найти аналогии со схожими существенными признаками.
Далее мы ищем, что можно перенести на нашу задачу

Проводится анализ выдвинутых аналогий.
Потом проводится анализ полученных идей и выбор решения нашей задачи.
В конце проводим проверку решения.

Можно использовать любые вопросы, главное — найти аналогии со схожими существенными признаками.
Далее мы ищем, что можно перенести на нашу задачу. Проводится анализ выдвинутых аналогий.
Потом проводится анализ полученных идей и выбор решения нашей задачи.
В конце проводим проверку решения.

С этими и другими методами решения задач можно познакомиться в курсе «Творческое мышление». Вы узнаете, как стать креативным и находить нестандартные решения сложных задач, а также научитесь генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь.

Радикальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера

Примерно к середине тридцатых годов XX века многие исследователи и теоретики начали искать способы, как модифицировать методологический бихевиоризм Уотсона, поскольку он не мог объяснить такие явления, как:

  • кажущаяся спонтанность поведения — когда некоторые реакции развиваются вроде бы без вызывающего их характерного стимула;
  • изменчивость поведения: даже когда характерный стимул предшествовал реакции, топография и частота реакций нередко значительно отличались.

Среди таких необихевиористов выделяется Беррес Фредерик Скиннер, чьи идеи и подход сегодня именуют радикальным бихевиоризмом.

Этот американский психолог полагал, что поведение личности определяют не только внешние стимулы, но и внутренняя деятельность самого человека. Например, его представления о последствиях своих реакций и поступков в определённых ситуациях, которые сформировались под воздействием опыта и установок.

На основе закона эффекта Торндайка Скиннер сформулировал теорию оперантного обусловливания — метода обучения, в котором поведение контролируется его последствиями. На каждую реакцию организм должен получать обратную связь, которую бихевиористы называют подкреплением. Оно может быть:

  • Положительным. Это событие повышает вероятность повторения действия. Например, если родитель похвалил ребёнка за то, что тот убрал игрушки после игры, то вероятность того, что малыш в будущем снова сделает то же самое, повышается.
  • Отрицательным. Неприятное событие, которое можно прекратить, изменив поведение. Например, родитель хмурит брови и ругается, когда ребёнок шалит, но как только тот перестает вести себя плохо, родитель снова улыбается.

Важно отметить, что бихевиористы различают отрицательное подкрепление и наказание. Наказание — это результат

Чаще всего оно приводит к исчезновению нежелательного поведения, тогда как отрицательное подкрепление сопровождает действие и учит менять поведение, чтобы избежать неприятной реакции.

Скиннер считал, что подкрепление всегда более эффективно в обучении, чем наказание, а положительное подкрепление работает лучше, чем отрицательное.

Свои тезисы Скиннер пытался подтвердить экспериментально, изучая поведение разных животных. Вдохновлённый примером всё того же Торндайка, он создал своё устройство, известное теперь как ящик Скиннера, — закрытый аппарат с рычагом или кнопкой внутри и отверстием, через которое в прибор поступала пища.


Беррес Фредерик Скиннер, 1960 г. Фото: Библиотека Гарвардского Университета
Ящик Скиннера, Ливерпульский университет, Великобритания, 1980–1990 гг. Фото: Музей Науки Великобритании

В ящик помещали животное, например, крысу. Каждый раз, когда она нажимала на кнопку, загоралась лампочка и появлялась еда (положительное подкрепление). Сначала нажатия были случайными, но вскоре крысы понимали взаимосвязь и уже специально нажимали на рычаг, чтобы получить порцию корма.

В другом варианте эксперимента Скиннер продемонстрировал работу отрицательного подкрепления: он электрифицировал пол ящика, а рычаг запрограммировал отключать ток на 30 секунд. Таким образом, крысы учились нажимать кнопку, чтобы избавиться от неприятных, болезненных ощущений. Учёный обнаружил, что крысы обучались не так быстро, как в исследованиях с положительным подкреплением.

Но особенно известны стали эксперименты Скиннера с голубями, в ходе которых психолог предположил, что голуби могут демонстрировать… суеверность. Несколько птиц сначала заставили поголодать, а затем посадили в клетку. Через регулярные промежутки времени дозатор корма опускался в клетку на несколько секунд, а затем снова поднимался.

Вскоре в ожидании пищи голуби начали демонстрировать странное поведение, например, поворачиваться против часовой стрелки или совершать покачивающиеся движения. Скиннер пришёл к выводу, что голуби повторяли то поведение, которое опробовали, когда им впервые предложили подкрепление в виде корма. Поскольку корм появлялся снова и снова, бессмысленное поведение усиливалось.

Когда инсайт бывает вреден

— А может ли инсайт не помочь, а, наоборот, навредить обучению?

— Исследования показывают, что инсайтные решения чаще всего правильны, но не всегда. Есть такое явление, как ложный инсайт. Это когда ты что-то вдруг как понял, а потом оказалось, что понял какую-то ерунду. Так бывает, например, когда мы засыпаем и нам приходят, как нам кажется, гениальные идеи. Но наутро мы просыпаемся и думаем: «Боже, что за глупость?»

А бывает, что человек совершает субъективное открытие, переструктурирует свой опыт, но его опыт очень беден. Скорее всего, и идея гениальной не будет. Поэтому люди придумывают упрощённые идеи, например теории заговора, и предпочитают в них верить.

Люди склонны упрощать, когда речь идёт о таких очень сложных вещах, как общество, религия, политика. Да даже про футбол многие говорят, что всё понимают, но на самом деле каждый понимает на своём уровне, из серии: «Так надо было пинать сильнее и бежать быстрее!» Есть даже такое замечательное понятие «самодум». Это малообразованный человек, который самостоятельно придумал какую-то идею и всюду с ней носится как с открытием.

— Есть какие-то исследования на тему ложных инсайтов?

— Недавно наш коллега Рубен Лаукконен из Свободного университета Амстердама проводил исследование. Участникам показывали утверждения вроде «Свобода воли — это мощная…» И далее приведена анаграмма «яилиюзл», решением которой будет «иллюзия». Решение части таких анаграмм может сопровождаться инсайтом. После решения вас просят оценить: правдиво или неправдиво само высказывание (например, действительно ли свобода воли — это мощная иллюзия?).

Так вот, если человек решил анаграмму, испытав инсайт, то само высказывание он оценивает как более правдивое. Какой вывод мы отсюда делаем? Эмоция, связанная с решением анаграммы, вдруг переносится на всё задание. Чувство инсайта сильнее убеждает нас в какой-то идее. Так же возникают и теории заговора и другие безумные идеи. Если ты сам что-то придумал, ты веришь в это сильнее. Кстати, может быть, так и пропаганда работает: тебе предлагают, вбрасывают какую-то суперпростую идею, которую ты способен понять. А раз ты способен её понять, и идея вызывает у тебя переживание — кажется, что это правда. А на деле это не так.


Фото: PeopleImages.com — Yuri A / Shutterstock

— Это называется «ага-переживание», верно?

Что вы упускаете?

Страх упустить что-либо считается мощным мотиватором. Однако вы должны понимать, что ваше отношение к окружающему миру зависит от внутренних убеждений. Все происходящее каждый человек оценивает сквозь призму собственных предубеждений и предположений, которые формируются на основе его собственного опыта.

Избегая размышлений, вы на самом деле упускаете нечто более важное и долговечное, чем внешние события. Речь идет о способности управлять собственной жизнью и получать желаемые результаты. Так что же вам мешает? Ведь упуская возможности, вы столкнетесь с тем, что наверстывать их становится все сложнее

По этой причине не стоит отказываться от них

Так что же вам мешает? Ведь упуская возможности, вы столкнетесь с тем, что наверстывать их становится все сложнее. По этой причине не стоит отказываться от них.

Чего стоит избегать

При создании концепта игры необходимо уделить его написанию должное количество времени и в полной мере предоставить информацию для каждого из отделов. Сделанный на скорую руку документ с минимальным количеством деталей может быть холодно воспринят командой, благодаря которой ваша игра могла бы увидеть свет. Концепт должен стать тем источником ответов на вопросы, которые будут возникать у каждого отдела по мере работы над проектом.Более того, все концепты и GD-документы должны регулярно обновляться и быть в открытом доступе для всех сотрудников. Так, каждый член команды, будь то дизайнер, разработчик или владелец продукта, сможет в любой момент обратиться к ним и понять, сходится ли промежуточный результат с запланированным или нет.

Надеюсь, в этой статье вы нашли для себя что-то новое или переосмыслили уже имеющиеся идеи. Совершенствуйте свои навыки и не бойтесь смотреть на опыт других, что-то обязательно вам запомнится!

А если вам было интересно читать, и вас также интересуют другие аспекты геймдизайна, о которых я не упомянул — ставьте «лайк», делитесь этой статьей, комментируйте, и я с удовольствием отвечу на вопросы, а может, и созрею для второй части статьи.

Гипотетико-дедуктивный метод

Поскольку Халл тяготел к точным наукам, он стремился создать универсальный научный метод и для психологии. Он хотел решить проблему крайнего субъективизма науки и считал, что большое количество подходов лишь усложняют ситуацию: каждая из концепций безуспешно старается стать всеобъемлющей, применимой к любой проблеме психологии. Методики диагностики также не внушали исследователю доверия . В своей работе «Математико-дедуктивная теория механистического научения» Халл описал методы научного познания, которые с его точки зрения были наиболее объективными:

  • Наблюдение;
  • Контролируемое наблюдение;
  • Экспериментальная проверка гипотезы;
  • Гипотетико-дедуктивный метод.

Если три из этих методов уже были известны в психологии, то четвертый был нововведением Халла. Под гипотетико-дедуктивным методом понимался метод проверки гипотез по строго определенному плану:

  • Исследователь определяет систему первичных аксиом по исследуемой проблеме (аксиома часто включает в себя использование формул и неких переменных, необходимых ученому для лучшего структурирования исходной информации);
  • Первичные аксиомы берутся за основу для составления гипотезы/теоремы, которую необходимо проверить;
  • Ученый проводит экспериментальную проверку гипотезы/теоремы. Далее возможны два варианта развития событий: эксперимент либо успешен, либо признан неудачным в ходе эмпирической проверки;
  • Если эксперимент считается успешным (в случае подтверждения первоначальных гипотез и прогнозов), то гипотеза сохраняется. Если эксперимент не был успешным (прогнозы не подтвердились эмпирически), то гипотезу переформулируют или отбрасывают совсем.

Кларк Л. Халл считал, что по мере внимательного изучения и экспериментальной проверки сохранившиеся проверенные гипотезы сами по себе превратятся в набор первичных принципов, которые будут согласовываться с результатами экспериментальной проверки новых гипотез. Такой принцип, по его мнению, должен привести к обновлению, совершенствованию психологии и, наконец, к ее подлинно научной унификации. В сущности, исследователь придерживался стремления, характерного для бихевиоризма и необихевиоризма в целом – способствовать большей научности психологии в противовес бездоказательности. Халл хотел создать свою объективную методологическую систему, которая будет способна «предугадывать как поведение крысы в лабиринте, так и поведение человека под влиянием повседневных условий» .

Гипотетико-дедуктивный подход был применен самим Халлом к построению его концепции научения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: