Отрицательное и положительное подкрепление: как использовать

Источники литературы

https://studme.org/203509/psihologiya/teoriya_klassicheskogo_obuslovlivaniya_pavlova

https://studopedia.net/5_5068_teoriya-klassicheskogo-obuslovlivaniya.html

https://studme.org/203520/psihologiya/operantnoe_obuslovlivanie_skinnera

https://psyera.ru/teoriya-operantnogo-obuslovlivaniya-533.htm

https://zen.yandex.ru/media/cognifit/albert-bandura-i-ego-teoriia-socialnogo-naucheniia-primenenie-v-obrazovanii-5aa8f1e98139ba904d4f4627

https://www.litmir.me/br/?b=176733&p=1

  • Государственное регулирование деятельности в области связи
  • Интерфейс программы, инструменты рисования в llustrator
  • Международная валютная система и российский рубль (МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА)
  • Сущность и задачи риск-менеджмента в современных рыночных условиях
  • Как организовать свой рабочий стол (Выбор рабочего места)
  • Влияние эмоций на познавательную деятельность человека
  • Оборотные средства. Состав и структура оборотных средств
  • «Информационные технологии в менеджменте». «Электронная цифровая подпись»
  • Информационная система управления взаимоотношениями с клиентами – CRM (Основная часть)
  • STATUE OF LIBERTY AS A LANDMARK (СТАТУЯ СВОБОДЫ КАК ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ)
  • Проблема ответственности личности за культуру речи
  • Как выбрать монитор (ДИСЦИПЛИНА «ИНФОРМАТИКА»)

Положительное подкрепление

Как описано выше, положительное подкрепление — это обусловливающий процесс, при котором ответная реакция человека увеличивает вероятность получения подкрепляющего или аппетитного стимула..

Этот стимул вызывает увеличение скорости ответа субъекта. На самом деле, чтобы определить это более конкретно, можно подумать, что человек должен был выполнить определенный тип поведения, чтобы достичь чего-то конкретного.. 

В этой строке необходимо принимать во внимание характеристики и среду отдельного человека или группы, чтобы определить, какой стимул является наиболее подходящим, который служит наиболее позитивным подкреплением

По этой причине важно знать, какие типы усилителей заставляют субъекта изменять свое поведение

Радикальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера

Примерно к середине тридцатых годов XX века многие исследователи и теоретики начали искать способы, как модифицировать методологический бихевиоризм Уотсона, поскольку он не мог объяснить такие явления, как:

  • кажущаяся спонтанность поведения — когда некоторые реакции развиваются вроде бы без вызывающего их характерного стимула;
  • изменчивость поведения: даже когда характерный стимул предшествовал реакции, топография и частота реакций нередко значительно отличались.

Среди таких необихевиористов выделяется Беррес Фредерик Скиннер, чьи идеи и подход сегодня именуют радикальным бихевиоризмом.

Этот американский психолог полагал, что поведение личности определяют не только внешние стимулы, но и внутренняя деятельность самого человека. Например, его представления о последствиях своих реакций и поступков в определённых ситуациях, которые сформировались под воздействием опыта и установок.

На основе закона эффекта Торндайка Скиннер сформулировал теорию оперантного обусловливания — метода обучения, в котором поведение контролируется его последствиями. На каждую реакцию организм должен получать обратную связь, которую бихевиористы называют подкреплением. Оно может быть:

  • Положительным. Это событие повышает вероятность повторения действия. Например, если родитель похвалил ребёнка за то, что тот убрал игрушки после игры, то вероятность того, что малыш в будущем снова сделает то же самое, повышается.
  • Отрицательным. Неприятное событие, которое можно прекратить, изменив поведение. Например, родитель хмурит брови и ругается, когда ребёнок шалит, но как только тот перестает вести себя плохо, родитель снова улыбается.

Важно отметить, что бихевиористы различают отрицательное подкрепление и наказание. Наказание — это результат

Чаще всего оно приводит к исчезновению нежелательного поведения, тогда как отрицательное подкрепление сопровождает действие и учит менять поведение, чтобы избежать неприятной реакции.

Скиннер считал, что подкрепление всегда более эффективно в обучении, чем наказание, а положительное подкрепление работает лучше, чем отрицательное.

Свои тезисы Скиннер пытался подтвердить экспериментально, изучая поведение разных животных. Вдохновлённый примером всё того же Торндайка, он создал своё устройство, известное теперь как ящик Скиннера, — закрытый аппарат с рычагом или кнопкой внутри и отверстием, через которое в прибор поступала пища.

Беррес Фредерик Скиннер, 1960 г. Фото: Библиотека Гарвардского Университета
Ящик Скиннера, Ливерпульский университет, Великобритания, 1980–1990 гг. Фото: Музей Науки Великобритании

В ящик помещали животное, например, крысу. Каждый раз, когда она нажимала на кнопку, загоралась лампочка и появлялась еда (положительное подкрепление). Сначала нажатия были случайными, но вскоре крысы понимали взаимосвязь и уже специально нажимали на рычаг, чтобы получить порцию корма.

В другом варианте эксперимента Скиннер продемонстрировал работу отрицательного подкрепления: он электрифицировал пол ящика, а рычаг запрограммировал отключать ток на 30 секунд. Таким образом, крысы учились нажимать кнопку, чтобы избавиться от неприятных, болезненных ощущений. Учёный обнаружил, что крысы обучались не так быстро, как в исследованиях с положительным подкреплением.

Но особенно известны стали эксперименты Скиннера с голубями, в ходе которых психолог предположил, что голуби могут демонстрировать… суеверность. Несколько птиц сначала заставили поголодать, а затем посадили в клетку. Через регулярные промежутки времени дозатор корма опускался в клетку на несколько секунд, а затем снова поднимался.

Вскоре в ожидании пищи голуби начали демонстрировать странное поведение, например, поворачиваться против часовой стрелки или совершать покачивающиеся движения. Скиннер пришёл к выводу, что голуби повторяли то поведение, которое опробовали, когда им впервые предложили подкрепление в виде корма. Поскольку корм появлялся снова и снова, бессмысленное поведение усиливалось.

Как применяют бихевиористский подход в обучении

Пересказывать историю бихевиоризма можно долго, ведь вышеперечисленные учёные — далеко не единственные, кто работал над выяснением поведенческих стратегий обучения. Например, Кларк Халл, Эдвард Толмен, Эдвин Гатри, Альберт Бандура также немало повлияли на развитие бихевиоризма.

Вот основные принципы, которые формируют методическую основу подхода.

Обучение в бихевиоризме — это не новые знания, а новое поведение.
Поведение учащихся формирует окружающая среда. Причём как в учебном классе, так и дома. Если учитель осведомлён об особенностях жизненной ситуации ученика, то способен лучше понимать его поведение.
Положительное подкрепление помогает мотивировать учащихся и повышает эффективность обучения. А отрицательное подкрепление лучше использовать пореже. Кроме того, необходимо понимать, что с разными учениками будут работать разные варианты подкрепления

Например, одни дети любят сладости, а другие нет, поэтому поощрение конфетой для одного ребёнка будет приятным событием, а на другого не повлияет.
Усвоенное поведение теряется без практики, поэтому в ходе обучения важно обеспечивать возможности для повторения и тренировки уже изученных навыков.
Поведение может усваиваться в том числе и через наблюдение, поэтому учитель способен помочь ученику преодолеть возникающие в ходе обучения сложности. А для этого обеспечить руководство и демонстрировать поведение, которому он хотел бы, чтобы ученик следовал.

Многие стратегии бихевиористской психологии продолжают активно использоваться в обучении до сих пор. Например, всем известны примеры положительного подкрепления, когда нужное поведение и достигнутые результаты поощряются, а за нежелательными действиями часто следует наказание: плохая оценка, запись в дневнике и так далее.


Фото: teh_z1b / Shutterstock

Эффективность таких методов обучения подтверждается исследованиями. Так, например, в 2017 году учёные из Индонезии представили результаты применения принципов, описанных Торндайком и Скиннером, для развития речевых навыков среди 32 семиклассников.

Теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера

Теория оперантного обусловливания связана с именами Эдварда Ли Торндайка и Берреса Скиннера. В отличие от принципа классического обусловливания (S->R), они разработали принцип оперантного обусловливания (R->S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями. Основной путь воздействия на поведение, исходя из этой формулы, — влияние на его результаты.

Как уже и говорилось ранее, респондентное поведение — это версия Б.Ф

Скиннера павловского представления о поведении, которое он называл обусловливанием типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять в терминах классического обусловливания

Скиннер делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо известными стимулами. Он утверждал, что в основном на ваше поведение воздействуют стимульные события, которые наступят после него, а именно — его последствия. Так как этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом, Скиннер определил его как оперантное поведение. Он также называл его обусловливание типа Я., чтобы подчеркнуть воздействие реакции на будущее поведение.

Итак, ключевая структурная единица бихевиористского подхода в целом и скиннеровского подхода в особенности — это реакция. Реакции можно ранжировать от простых рефлекторных реакций (например, слюноотделение на пищу, вздрагивание на громкий звук) до сложного паттерна поведения (например, решение математической задачи, скрытые формы агрессии).

Реакция — это внешняя, наблюдаемая часть поведения, которую можно связать с событиями окружающей среды. Сущность процесса научения — это установление связей (ассоциаций) реакций с событиями внешней среды.

В своем подходе к научению Скиннер проводил различие между реакциями, которые вызываются четко определенными стимулами (например, мигательный рефлекс в ответ на дуновение воздуха), и реакциями, которые нельзя связать ни с одним стимулом. Эти реакции второго типа порождаются самим организмом и называются оперантами. Скиннер считал, что стимулы среды не принуждают организм вести себя определенным образом и не побуждают его действовать. Исходная причина поведения находится в самом организме.

Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Например, катание на роликовой доске, игра на фортепиано, метание дротиков и написание собственного имени — это образцы оперантной реакции, или операнты, контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением. Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Скиннер понимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.

Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. Когда это происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления), обусловились. Сила позитивного подкрепляющего стимула таким образом определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту реакций, которые непосредственно предшествовали ему.

И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается. Скиннер полагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные последствия, ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их.

Оперантное научение можно представить, как процесс обучения, основанный на связи раздражитель-реакция-подкрепление, в рамках которой поведение формируется и поддерживается в силу тех или иных его последствий.

Теория оперантного научения доказывает, что на поведение влияют не только стимулы, которые воздействуют на организм перед совершением какого-либо действия, но и сами результаты поведения. Оперантное научение (или научение типа R, от «reaction», реакция) базируется на сформулированном Скиннером фундаментальном принципе: поведение формируется и сохраняется его последствиями.

Собака

В чем проблема?

У меня было две собаки, обе с юного возраста, но старше достаточно, чтобы получили некоторые шокирующие привычки. Как спрингер-спаниель, который любил сбегать с полным пеленки/пеленки. Оптом! Вопрос в том, что мы часто пытаются общаться одинаково со всеми. Глядя на то, как, чтобы получить лучшие результаты из наших отношений с нашими пушистыми питомцами, удивительно полезными для всех отношений.

Что вы пробовали?

Мы любим наших домашних питомцев, балуем их, лечить их, обнимать их и хотят лучшего для них. И все же, когда дело доходит до дисциплины, сколько раз, я слышал, как люди кричат на собаку и, интересно, почему он ушел и игнорировать их. Бесит!

Теперь что?

Если вы посмотрите на ваши отношения, вы, вероятно, найти, что не реагировать на отрицательное подкрепление. Они просто закрылись и перестали слушать. Собаки не намеренно пытается раздражать вас (так же, как много людей!) Если вы когда-либо узнали что-нибудь о собаках Павлова, вы знаете, что собаки быстро, чтобы поймать столько, сколько нам понятно, что мы хотим. Как и многие сферы жизни, мы можем быть wishy уоши с нашими просьбами и требованиями, что делает его почти невозможным для кого-то, чтобы вести себя так, как мы хотим. (Держу пари, Вы были на приемном конце это слишком!) Есть время, когда, как дети, фирма не совершенен и есть время, то лучше их игнорировать. Если вы хотите хорошо выдрессированная собака, смотрите, как быстро они реагируют на раздражители, что приводит к лечению или обниматься. Собаки не связывают плохое поведение в прошлом, чтобы знать, что вы хотите в будущем – так что нет смысла кричать на них рвет пеленку или рейдерство мусор. Мы должны научиться давать им положительное подкрепление. Отвлечь их с тем, что мы хотим, чтобы бежать и играть. Похвала за хорошо ожидания или для игры в прятки с ними, прежде чем пытаться изменить ребенка. Хвалите их, когда они являются удивительными. (Вы можете увидеть, как люди тоже реагируют на такого рода положительное подкрепление, да?) Называть их без причины, но чтобы сказать им, что они гениальны, – а собаки не понимают слова, они понимают эмоции и любовь, хорошие вещи – все как у людей – спросите вы экономить на обеспечении положительные эмоции воспринимаются другими? Отсутствие планирования и общение не по своей вине, и это так же для многих людей. Я изо всех сил пытался думать о времени в нашей профессиональной жизни, где вы могли бы сделать следующее действие, (так что если вы знаете, дайте мне знать) но так как вы игнорируете малыша бросив все могучие истерика, какое-то поведение собаки лучше игнорировать. Посмотрим на результаты, когда это работает.

Результаты!

Мой “выступил Джим Хенсон” собака-спасатель, поэтому, когда мы получили ее, она была очень нервной – она может выскочить из кожи на листок. Как таковая, она построила очень сильную связь с 4 нас и ненавидит, чтобы быть отдельно от нас. Это было достаточно легко сделать ее счастливой дома без нас – успокаивающий спрей, угощения, музыка и обниматься на отправление и прибытие. Однако, в автомобиле 2 года, она еще может скулить, когда мы должны посадить ее в клетку. Мы перенесли клетку повыше, чтобы она могла видеть нас во все времена, добавив, успокаивающий спрей, и хвалили ее каждый раз ныть перестал – иногда с угощениями. Таким образом, она редко ноет. Но эй, мы все имеем рецидивов? Поэтому мы должны помнить, чтобы сохранить свои хорошим поведением. Увидеть, насколько удивительный эта аналогия на ваши отношения в жизни?

Почему положительное подкрепление это не манипуляция

Манипуляцией мы называем действий нацеленные на получение выгоды для нас, с одновременным игнорированием потребностей и личных границ партнёра. Например, девушка заявляет парню, что пойдёт с ним гулять, если тот пригласит в ресторан и подарит цветы. Это типичные рыночные отношения в которых представительница нежного пола вынуждает парня вкладываться. Взамен возможно что-то даст, но вполне вероятно, нет.

Во-первых мы видим большие проблемы у самой девушки. Если тебе нравится молодой человек и ты хочешь пойти с ним на свидание, то по сути какая разница куда и зачем тебе платёж за такую услугу? Во-вторых очевидно интерес к мужчине отсутствует или находится на невероятно низком уровне.

Без дополнительной стоимости в виде ресторана и цветов, его просто не хотят видеть! То ли у девушки дезориентированный тип привязанности, то ли у парня нет никакой ценности кроме денег. Аварийные люди.

А вот противоположный пример — вы решили сделать мне приятное и купили роллы. Захотели порадовать. На следующий день у вас снова возникло такое желание, потому что я вам нравлюсь. И вы дарите мне книгу в жанре фантастика.

Проходит ещё день и вы всё не унимаетесь, вам хочется скрасить мой досуг и поэтому вы забегаете в магазин за бутылочкой пивка, чтобы вручить её мне. Я никак не реагирую на ваши подарки и вам кажется, что я совсем не ценю ваши старания. Желание что-то делать в рамках этих отношений пропадает.

В чём основная ошибка? В том, что вы меня совсем не знаете. Я не пью пиво. Не люблю фантастику, не читаю таких книг и не смотрю такие фильмы. А роллы вообще не ем. Мне они не нравятся от слова совсем! Плюс ко всему я ни разу не сказал «спасибо, мне так приятно, я рад!». И вот наше общение сошло на нет, просто потому что мы друг друга не понимаем. Всё было бы иначе, если бы я использовал инструмент положительного подкрепления.

Если бы я чаще говорил, что обожаю пиццу и формат аудиокниг, то вы могли бы подарить мне именно это. А я в ответ дал бы позитивную реакцию. Поблагодарил, улыбался бы во весь рот, пользовался вашими сюрпризами. Произошло бы подкрепление ваших действий и вероятность того, что старания продолжатся, сильно возрастут.

Отсюда вывод — положительное подкрепление в психологии это в первую очередь реакция на совершенные действия. Не требования что-то сделать, а ответ на то, что уже случилось. Во-вторых цель реакции заключается в том, чтобы показать человеку — мне это нравится, продолжай делать так, если хочешь порадовать меня. Именно если хочешь. Не шантажирую, а оцениваю и подсказываю.

Примеры положительного подкрепления в семье

Положительное подкрепление следует применять дозированно.

Например, есть много разных ситуаций, в которых родители хвалят своих детей. Однако, чтобы положительный эффект подкрепления имел смысл, не следует ожидать вознаграждения за каждую мелочь.

В долгосрочной перспективе, само собой разумеется, следует убрать за собой со стола или убрать мусор. Однако это не обязательно означает, что на этом этапе нельзя хвалить.

Смотри, как положительное подкрепление работает в семье и как оно может реализоваться разными способами:

  • Вечером ребенок убирает со стола, даже если его не просят. Как прямое следствие, ему разрешается не спать на 10 минут дольше.
  • Твой ребенок убирает в своей комнате. Тогда похвали его и покажи свою радость.
  • Если школьный отчет от учителя положительный, многие родители награждают своего ребенка деньгами или игрушкой.

Если ты хочешь использовать положительное подкрепление в своих целях, убедись, что соответствующее вознаграждение пришло как можно скорее.

Если между действием и наградой проходит слишком много времени, связь отсутствует и желаемый эффект (повторение поведения) не материализуется.

Метод позитивного подкрепления

Резюме

Основная идея, которую мне хотелось бы вам передать в этой статье: воспитание — это творческий процесс. Это поиск новых путей. Если на сегодняшний день ребенок вас не слушается и делает не то что нужно, значит те методы, которые вы сегодня применяете не работают. И надо пробовать другие. Наказания не работают. Учитесь контролировать свои порывы. Когда вы даже только начнете отмечать свое желание наказать, это уже несколько ослабит пыл, переключит вас с эмоций на разум и поможет проанализировать ситуацию. Конечно же, и семье и в коллективе жизнь становится гораздо приятнее, когда используются «добрые» методы влияния. Вы помните, «добрые методы» — это:

  1. Положительное подкрепление;
  2. Поведение, несовместимое с нежелательным;
  3. Добиться, чтобы нежелательное поведение совершалось по сигналу;
  4. Подкрепление смены поведения;
  5. Изменение мотивации.

Пробуйте новые способы влияния на поведение вашего ребенка. Экспериментируйте. Используйте больше «добрых» методов. На наших Курсах «Управление Будущим» мы активно используем все «добрые» методы влияния на поведение. Например, для положительного подкрепления у нас даже существуют специальные бонусы. Это такие маленькие карточки, которые дети получают, когда делают что-то удачно, пробуют новые успешные модели поведения. Например, стеснительный ребенок набрался смелости и высказал свое мнение. Он сразу получает бонус. Или, наоборот, чересчур активный смог вести себя более сдержанно. Он тоже получит бонус — за выдержку

Ребятам очень важно, что даже самые маленькие их успехи замечены ведущими

А потом бонусы суммируются и обмениваются на подарки. Некоторым ребятам так нравится наша система бонусов, что они предлагают своим родителям ввести ее дома. Это делает успехи ребят более заметными и воодушевляет их стараться. Присоединяйтесь к нашей программе! А на тренингах для родителей вы сможете существенно развить свое родительское мастерство. Ведь одних теоретических знаний мало. Чтобы быть умелым воспитателем нужно освоить новые навыки, выработать новые полезные привычки. И в группе вместе с другими родителями и при поддержке опытных и внимательных тренеров это получается гораздо легче и быстрее. Вы сможете увидеть, где ваши методы воспитания не срабатывают и улучшить их. Приходите на родительский тренинг!

Дискретное пробное обучение

Дискретное пробное обучение или обучение (сейчас более приемлемо) является основным методом обучения ABA, хотя ABA все чаще использует более натуралистические методы, такие как моделирование и ролевые игры. . Тем не менее, каждое испытание – это трехэтапный процесс: инструкция, ответ и обратная связь. Подкрепление происходит во время обратной связи в ходе испытания.

Во время обратной связи вы хотите назвать целевое поведение¸ и в начальных испытаниях вы хотите начать с индивидуальный график подкрепления. Вы закрепите каждый правильный ответ в расписании «один на один», чтобы ваш ученик понимал, что он/она получает положительные моменты каждый раз, когда они дают вам желаемое поведение.

Плохое поведение как следствие неверного воспитания

Считается, что все так называемое плохое поведение ребенка — это следствие неверных воспитательных действий родителей.

Ребенок захотел, чтобы ему купили игрушку в магазине. Он впервые тихонько похныкивает. Мама на это не реагирует. В следующий раз ему игрушка понравилась настолько сильно, что он зарыдал отчаянно. Народ стал останавливаться и косо смотреть на мать. Чтобы прекратить назревающий скандал, она покупает игрушку. Мать научила ребенка тому, что нужно не тихо похныкать или шепотом попросить, а орать так, чтобы всем вокруг мало не показалось.

Подросток курит. Отец его выпорол. Ребенок стал курить так, чтобы отец этого не замечал. Результат: отец научил ребенка курить так, чтобы не попадаться.

Мальчик лет шести врывается в трамвай, расталкивая других пассажиров, садится на сиденье. Рядом становится его бабушка, стойко охраняющая внука от любых происков других пассажиров. Ребенок давно научился тому, что у него есть право сидеть в трамвае. Никто и никогда не сказал ему, что у бабушки тоже есть такое право и что он уже обязан уступать место маме и бабушке (и всем другим женщинам старшего возраста).

Ребенку уступают место в трамвае. Но он начинает хныкать и нудеть, что хочет сесть у окна. Сердобольные бабульки тут же освобождают место. Ребенок успокаивается и начинает глядеть в окно, грязными сапогами упираясь в одежду пассажиров. Взрослые не подумали о том, что научили малыша попирать права других, а точнее — вообще не интересоваться ими.

Но есть родители, которые осуществляют воспитание детей иначе. Когда их ребенку уступают место, они отвечают, что их мальчик — будущий мужчина, а потому он постоит, чтобы сели другие люди, больше заслуживающие это место. Значит, можно обучить ребенка тому, чтобы он уважал других людей и тем самым научился уважать себя (стоит напомнить, что уважение к другим — необходимое условие самоуважения, личностного роста, а в дальнейшем — умения любить).

Все это — примеры манипуляций детей, которые позволяют или не позволяют делать взрослые. Позднее маленькие манипуляторы вырастают в больших монстров, управляющих своими близкими. Тогда последние начинают искать того врага, который во всем виноват и на которого стал похож их ребенок. Часто их обвинения обрушиваются на другого родителя или его родственников.

Если после некого действия родителя, то или иное поведение ребенка прекратилось — родитель наказал ребенка. Наказание — то действие, после которого определенное поведение ребенка исчезает.

Если действие изменилось, но продолжилось (ребенок стал курить так, чтобы отец этого не замечал) — взрослый негативно подкрепил ребенка.

Положительное подкрепление

​​​​​​​Положительное подкрепление — то, что происходит одновременно с поступком и ведет к повышению вероятности этого поступка в будущем

Еще раз, важно: в отличие от наград, которые могут даваться гораздо позже происшедшего (наградили по результатам соревнований), подкрепление должно происходить ровно в тот же момент, что и само желаемое действия. Ну или сразу после него — главное, чтобы в голове (душе, теле) эти два момента связывались органичным образом в одно целое

Чем может быть положительное подкрепление по жизни? Это самые разные вещи.

В жизни бывает трудно разобрать, кто что подкрепляет в той или иной ситуации. Когда экспериментатор подкрепляет миганием лампочки слюнной рефлекс у собаки, он управляет поведением собаки. Но в той мере, в какой собака может управлять миганием лампочки, она же управляет поведением экспериментатора…

Мама зовет ребенка, он прибежал — она его обняла и поцеловала. Положительное подкрепление. Ребенок за это прижался к маме, мамочка растаяла… Это тоже положительное подкрепление, но здесь уже ребенок управляет поведением мамы, чтобы она чаще делала то, что ему нравится.

Положительные подкрепления — эффективный инструмент, но мало кто умеет пользоваться им эффективно, продумывая все последствия. Когда родители подходят к ребенку, они подкрепляют то поведение, которое в это время делает ребенок. Если родители подходят к маленькому ребенку, когда он улыбается, берут его на руки, когда он тянется к ним, разговаривают с ним, когда он гулит с ними — они воспитывают спокойного, веселого, позитивного и любящего ребенка. Если родители сильно заняты и подходят к ребенку, только когда он закричал или описался, они воспитывают того, кто будет все чаще плакать и писаться.

Мальчик испугался, прижался к маме — мама погладила его по головке, ему стало хорошо. Что будет дальше? Дальше будет чаще рядом с мамой — бояться…

Наша привычка говорить добрые слова нашим близким, привычка благодарить даже за мелочи (за вкусный завтрак, за приятный или полезный разговор и просто за радость быть вместе), привычка оказывать знаки внимания — ценнейший арсенал, укрепляющий наши отношения и дающий возможность налаживать нужные нам отношения.

Показывайте ребенку ваши хорошие эмоции

Под похвалой мы понимаем обычно предложения со словом «Ты»: «Ты такой смелый!» «Ты молодец!» «Ты мне так помог!»

Еще действенней похвала с Я-посланием:«Я очень горжусь тобой!» «Я очень рада!» . «Нормальная» похвала показывает ребенку: «Мои родители видят, что я хорошо что-либо делаю»

А похвала с Я-посланием:«То, что я делаю, очень важно моим родителям. Мое поведение вызывает у них хорошие эмоции

Мы одно целое». Такая похвала создает близость.

Эмоции можно выразить и без слов. Спонтанные объятия, нежный взгляд, улыбка, нежное поглаживание – все это проникает ребенку прямо в сердце и имеет ответное действие: новорожденный улыбается, 2-летний забирается к вам на коленки и обнимает за шею, 4-летка дарит вам поцелуй. Наши дети имеют удивительную способность различными способами разбудить в нас хорошие эмоции. Позитивный круговорот приходит в движение, особенно если мы готовы его увидеть и показываем свои положительные эмоции.

Почему положительное подкрепление не работает?

Если вы думаете: «Я попробовал положительное подкрепление, и это не сработало!», то для этого есть несколько возможных причин.

Возможно, наиболее распространенной причиной является использование неподходящей награды, чтобы мотивировать собаку. Вернитесь к списку лакомств, и подберите что-нибудь повкуснее.

Но есть и ряд других возможных причин.

Возможно, вы не планируете занятия. Вы получите лучшие результаты, если будете составлять план занятий и следовать ему.

Возможно, вы недостаточно быстро даете лакомство. Например, вы просите собаку лечь, но к тому моменту, когда вы достанете лакомство, она уже вскочила, так что вы вознаградили неправильное поведение. Вам нужно научиться давать награду, как можно быстрее вслед за нужным поведением.

Может быть, наоборот, зная, что вам нужно как можно быстрее вознаградить собаку, вы на самом деле перемещаете свою руку к сумке с лакомством прежде, чем собака выполнит команду. Это может ее запутать. Собака реагирует на движение вашей руки как на подсказку.

Или, может быть, вы дали собаке слишком сложное задание. Очень часто кажется, что собака уже научилась нужному поведению после нескольких повторов. Это как если бы вы учились танцевать вальс, разучивая движения, но несколько удачных попыток недостаточно, чтобы научиться вальсировать; это требует больше практики. Ваша собака точно также нуждается в большей практике.

И, говоря о практике, вы также должны очень медленно вводить отвлекающие стимулы. Просто потому, что ваша собака умеет выполнять команду сидеть в комнате, когда ничего интересного вокруг не происходит, не означает, что она сможет так же выполнить ее в парке, когда рядом бегают другие собаки или дети, или даже белка. Это очень сложно!

Это все, над чем вы можете работать, но дрессировка собак — это сложное мастерство, и вам нечего стыдиться, если у вас не получается. Вам может потребоваться обратиться за помощью к квалифицированному тренеру собак или записаться в группу дрессировки. Поскольку дрессировка собак не регулируется, убедитесь, что тренер, к которому вы хотите обратиться, не использует аверсивные методы, а работает на положительном подкреплении.

Также вы можете воспользоваться списком литературы и интернет-ресурсов, которые я рекомендую.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: