Потребности человека: классификация и описание

Введение в общую психологию

Общая психология – это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.

Наиболее полное описание этих составляющих даётся именно в разделах общей психологии. Но, одновременно с этим, отдельные проявления психики изучаются не общей психологией, как например, в разделах специальной психологии (педагогической, возрастной и т.п.).

Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками.

Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки. 

Теоретический курс общей психологии обычно включает в себя изучение каких-либо определённых тематических разделов, направлений, исследований, истории и проблем этой науки. Практический курс — это, как правило, освоение методов исследовательской, педагогической и практической психологической работы.

Мотивы, намерения, поступки — анализ и оценка

«Мотив — вот ключ ко всем поступкам.» Бернар Вербер.

Мотивы и намерения

Намерения — это определение конечной цели действий, то к чему твои действия должны привести, а мотив — это то, из-за чего ты хочешь достичь этой цели, то что побуждает на поступок и является причиной возникновения намерения.

Дальше всё просто – намерение рождает цепочку действий для его осуществления. Вот эта цепочка действий, их практическая суть, их последовательность уже вполне очевидна и анализ этих действий может полностью или частично открыть намерения.

Мотивы раскрыть гораздо сложнее. Порой вплоть до самой финальной точки, до полной реализации намерений мотив остается скрытым. Бывает так, что даже для того, у кого возникают те или иные намерения, после достижения поставленной цели так и не возникает понимания истинного мотива. Он о нём не знает, не способен понять или не стремится к пониманию.

Чем привычнее действия, которые необходимо осуществить на пути реализации намерения, чем более они повседневные, тем легче человеку осознать истинный мотив, но при этом гораздо меньше вероятность того, что он обратит на них внимание и станет анализировать. Необычные, не стандартные действия, те что мы не совершали до этого никогда или совершали очень редко почти всегда заставляют о них задуматься и этот анализ способен дать понимание мотива поступков

Искренность намерения это не декларативное, но то что и есть на самом деле смыслом истинного мотива для совершения определённых действий.

Таким образом выстраивается определённая последовательность – возникновение мотива, на основе мотива возникает намерения, а намерения рождают ряд практических действий.

Очень часто за намерениями скрываю истинные мотивы. В таких случаях намерения не искрение, придуманы исключительно для сокрытия истинного мотива и придания определенного эмоционального или практического оттенка действиям. Намерения в этом случае служат оправданием или трактовкой поступков. При этом человек, совершающий такие действия вполне осознаёт мотивы своих намерений, а цепочка выстраивается по-другому – сначала осознанный мотив, затем ряд действий, а после или одновременно с действиями заявление о намерениях.

К. Левин утверждал, что намерение основывается на том, чтобы создать действие, вытекающие из непосредственного требования вещей. Применительно к нашей теме это может означать, что человек, следуя выполнению намеренного действия старается превратить его в повседневное, условно-рефлекторное, а такое понимание происходящего подходит исключительно в случае, когда намерения естественные, искренние и мотивы либо не скрываются, либо не осознаны. В случае, когда человек скрывает мотивы своих действий под пеленой вымышленных намерений то такие действия и поступки будут выглядеть не естественно, не типично для этого человека, но для анализа таких действий необходимо хорошо его знать.

Очевидность выгоды не является фактом её получения

Основой для возникновения мотива могут стать эмоции, убеждения, ценности, особенности воспитания, сиюминутная потребность, психологическое состояние и т.д. Практически невозможно учесть все факторы, влияние которых может привести к возникновению определенного мотива у человека в той или иной ситуации и порой то, что кажется нам вполне естественным, не требующим доказательства, на самом деле далеко от истины. Мы воспринимаем происходящее либо субъективно, либо на основе коллективного мнения и редко подвергаем какие-то процессы, происходящие вокруг нас глубокому анализу.

Большое влияние на формирование нашего мнения о человеке или тех поступках, которые он совершает играет наш собственный жизненный опыт и огромное количество стереотипов, навязанных нам из вне. Часто мы ищем мотивы деятельности человека там, где можем увидеть их сами, забывая о том, что мы все разные и причины возникновения мотивов, намерений, а за ними и поступков у нас тоже могут быть разными и крайне редко у нас получается составить для себя объективную оценку действиям малознакомых или вовсе не знакомых людей.

Только анализ практических действий и полученных от них результатов в совокупности даёт нам возможность понять истинные намерения и мотивы, а получив понимание этих процессов, мы приобретаем право на суждение о человеке. Но к сожалению, для такого анализа необходима информация, которой мы редко обладаем в полной мере … а может это и к лучшему.

Дмитрий Молчанов

Психическое здоровье

Психическое здоровье – это уровень психологического благополучия или отсутствия психического заболевания. Это психологическое состояние человека, который функционирует на удовлетворительном уровне эмоциональной и поведенческой корректировки. С точки зрения позитивной психологии, психическое здоровье может включать в себя способность человека наслаждаться жизнью и создавать баланс между жизненными потребностями и усилиями по достижению психологической устойчивости.

По данным Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье включает в себя субъективное благополучие, воспринимаемую самоэффективность, автономию, компетентность, зависимость между поколениями и самоактуализацию своего интеллектуального и эмоционального потенциала. Благополучие отдельного человека включает в себя реализацию своих способностей, преодоление обыденных стрессов жизни, продуктивную работу и вклад в человеческое сообщество. Культурные различия, субъективные оценки и конкурирующие профессиональные теории влияют на то, как определяется «психическое здоровье».

Сходство научного и житейского направления психологии

Житейская и научная психология схожи в том, что помогают человеку лучше понять себя и окружающих. В практической психологии используются принципы обоих . 

Основные характеристики, отличающие направление, в котором применяется житейский и научный подхода:

  • используется житейское наблюдение, изучение научными методами;
  • выдвигается теоретическая гипотеза, затем она проверяется в естественных бытовых ситуациях;
  • психолог фиксирует широту использования исследуемой особенности. 

Синтез двух направлений широко применяется при изучении влияния группы на отдельный индивидуум, взаимосвязей между участниками группы. 

Использование методов научной и житейской психологии помогает выявлять межгрупповые и межличностные способы взаимодействия, определять поведенческие особенности, уникальные характеристики личности. 

Оба направления  —  житейская и научная психология,  —  дополняют друг друга. Если в житейской аккумулирован опыт одного человека, то в научной обобщены знания о закономерностях функционирования психики множества людей. 

Восприятие

Восприятие – это познавательный процесс, который формирует картину мира у субъекта. Психическая операция, отражающая предмет или явление, воздействующее на рецепторы органов чувств. Восприятие – это сложнейшая функция, определяющая приём и преобразование информации и формирующая субъективный образ объекта для субъекта. Посредством внимания обнаруживается целый объект, выделяются его особые признаки и содержание, а также формируется чувственный образ, т.е. происходит осмысление.

Восприятие разделяется на четыре уровня:

  • Обнаружение (перцептивное действие) – формирование образа;
  • Различение (перцептивное действие) – само восприятие образа;
  • Идентификация (опознавательное действие) — отождествление объекта с уже имеющимися образами;
  • Опознание (опознавательное действие) – категоризация объекта.

У восприятия есть и свои свойства: структурность, предметность, апперцептивность, избирательность, константность, осмысленность. Подробнее о восприятии можно узнать из статей «Ощущение и восприятие» и «Психические процессы: виды и краткая характеристика».

Теории мотивации

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 25 января 2021 года

Теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Изучение этих потребностей повлекло за собой появление трех главных направлений:

Содержательные теории мотивации

изучают, какие потребности мотивируют человека к той или иной деятельности, какова их структура, какие потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их удовлетворение. Они изучают цели, к которым стремится человек.Главные теории данного направления: теория иерархии потребностей Маслоу; теория Альдерфера; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория двух факторов Герцберга.

Процессуальные теории мотивации

акцент делается на объяснении процесса выбора поведения, способного привести к желаемым результатам. Процессуальные теории объясняют то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Основными в этом направлении считаются: теория Врума, теория Адамса, теория Портера-Лоулера, теория Лока и концепция партисипативного управления.

Теории в основе которых лежит специфическая картина человека.

Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника, берут за основу определённый образец работника, его потребности и мотивы. К этим теориям относятся: теория Мак Грегора и теория Оучи.

Свойства личности

Психические — устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности. Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности. Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.

Однако интеллектуальная, то есть познавательная, волевая и эмоциональная деятельность личности достаточно глубоко изучены и рассмотрены во многих сложных взаимодействиях их синтеза. Таким образом, показывает разнообразные психические процессы таблица. Свойства, функции и роль этих составляющих в жизни человека будут рассмотрены нами в рамках этого материала. Из познавательных функций, например, стоит отметить наблюдательность и гибкий ум, к волевым относятся настойчивость и решительность, а к эмоциональным — чуткость, страстность. Свойства и функции психических процессов отличаются, однако все они играют важную роль в нашей повседневной жизни.

2. Понятие о психике человека

4представлен в сознании человека общезначимыми56образе могут быть даже те элементы7моделировать различные отношения между объектами8

  1. Психика возникла на определенной стадии развития материи – стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты – индивидуальное научение.
  2. Психика человека, сознание – высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.
  3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.
  4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – она обусловлена социокультурными факторами.
  5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

Дополнительные виды потребностей

Однако в настоящий момент выделяются и иные виды необходимых для человека элементов. Их называют также “вторичные потребности”. Потому что они у каждого человека разные. Более того, они могут в принципе не возникнуть у личности. Давайте разберемся с основными.

Потребность в движении

По своей сути потребность в движении – это тип биологической потребности. В действительности без движения тело человека атрофируется. Оно становится не жизнеспособным. Поэтому, находясь без движения, человеку грозит то, что он не сможет удовлетворить ни одно свое желание.

Власть как потребность

Такая жизненная необходимость носит индивидуальный и конкретных характер. Поэтому она может присутствовать не у всех людей. То есть желание власти представляет собой следствие сложившихся устоев личности.

Наверняка, вы не раз думали, что кому-то из ваших знакомых непременно нужно быть руководителем. Или же, наоборот, считали, что человек слишком жесток. Потому что он хочет доминировать над окружающими. Это и есть та самая необходимость во власти. Что она может в себя включать:

Во-первых, желание занимать лидирующие позиции в любых взаимоотношениях;
Во-вторых, желание быть начальником на работе;
В-третьих, высокий уровень амбиций человека;
В-четвертых, применение методов подавление в отношении других и завышенное чувство собственной важности, а также эгоцентризм;
В-пятых, возможность достижения стадии тирана в любых социальных связях.

Безопасность

Это желание также рассматривается как первичные потребности человека. Такая необходимость присуща не только людям, но также и животным. Например, для нормальной жизни каждый человек должен чувствовать себя в безопасности. То есть он должен иметь дом, крышу над головой, а также определенный достаток, который позволит обеспечить себе жизнь.

Существует точка зрения, в которой потребность в безопасности рассматривается как одна из фундаментальных. И это, действительно, верная позиция. То есть такая необходимость обосновывается физиологическими и инстинктивными причинами.

Достижение результатов

Этот жизненный ориентир также зависит от конкретной личности. Есть так называемые люди –завоеватели, карьеристы. Чтобы чувствовать себя полноценно и гармонично, им необходимо постоянно чего-то добиваться. Например, ставить цель в получении повышения на работе и упорно к ней идти.

Карьерный амбиции также являются разновидностью потребностей человека

Потребность в зависимости от другого

Это больше эмоциональная прихоть, а не физиологическая. Несмотря на то, что основана она как раз таки на инстинктах.

Так, человек – это живое существо, которому свойственно задумываться о продолжении своего рода. Поэтому из-за социальной характеристики каждого индивида, возникает необходимость в тесных социальных и эмоциональных связях.

Достаточно часто в практике встречают случаи, когда человек чувствует себя неполноценным по нескольким причинам. Во-первых, у него нет партнера и так называемых любовных отношений. Во-вторых, он не может реализовать свои чувства (нежность, доброту, заботу, любовь и др.).

Свобода

Что входит в эту потребность человека:

Свобода в отношениях (возможность свободного выбора окружения)

Духовная свобода (свобода выбора профессии, образования, веры религии)

Свобода в передвижении (возможность путешествовать, менять дом)

Показательный пример необходимости в свободе – это самоизоляция, произошедшая в марте 2020 года. После нахождения в четырех стенах и невозможности свободно перемещаться, особенно в Москве, у многих возникли первые стадии депрессии. Более того, на приемах у специалистов произошел приток людей, страдающих от расстройств, которые усугубились из-за изоляции от внешнего мира.

Необходимо прилагать усилия

Клиент несет ответственность за результат! В этом смысле консультации психолога сильно отличаются от тех услуг, которые мы обычно покупаем. Как правило, схема оказания услуги выглядит так: клиент оплачивает определенную сумму, а взамен получает услугу (конкретное действие). При этом сам клиент ничего не делает. Максимум, наслаждается процессом (например, массажем). В случае с психологом все не так просто. Клиенту необходимо прилагать собственные усилия для достижения результата. Более того, наибольшая ответственность – именно на его плечах! По сути, во время консультирования клиент сам решат стоящие перед ним задачи. А психолог сопровождает его, создает оптимальные условия.

Оптимум мотивации

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определённые разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определённый оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведёт не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определённая граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Такую зависимость называют законом Йеркса — Додсона. Эти учёные, исследуя влияние негативной мотивации на животных, в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее оптимальной является средняя интенсивность мотивации (задавалась интенсивностью ударов тока).

Методы психологического исследования: таблица

Прежде чем кратко разбираться в отдельных методах исследования в психологии, давайте посмотрим, какие методологии входят в отдельные группы. Для этого мы составили понятную таблицу методов исследования в психологии:

Организационные методы Эмпирические методы Количественные и качественные методы Интерпретационные методы
сравнительный; обсервационные: наблюдение и самонаблюдение; статистический анализ; генетический;
лонгитюдный; психологический эксперимент; качественный анализ. структурные: типологизация и классификация.
комплексный. психодиагностические: тестирование, опрос, беседа и так далее;    
  праксиметрический;    
  психологическое моделирование;    
  биографический.    

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

В научном исследовании используют разные методы из каждой группы. Их применение зависит от целей и задач и от определённых этапов работы над курсовым или дипломным проектом. Также можно использовать несколько методов одной группы. Это помогает рассмотреть предмет изучения с разных сторон и делать более обоснованные выводы.

Психология определение разных авторов. Определение предмета психологии

Пытаясь понять, что такое психология человека на различных исторических этапах были различные попытки определить предмет исследования. Определение понятия, точка зрения и особенности менялись в развитии общей науки, а также от того в контексте какого психологического направления выделялся предмет. В отличие от более стандартных дисциплин, каждое психологическое направление имеет собственную трактовку для изучения. Даже сейчас не сформировано классическое понимание предмета, есть лишь общее направление, но добавлять собственные детали и понимание может каждое из направлений.

Что такое психология человека? Первоначально (ещё в философском понимании, когда психология не была отдельной наукой) предметом изучения и наблюдения считалась душа, после того, как описание души показалось учёным довольно размытым и неточным, то предмет сузили до сознания и его явлений

Предметом был и непосредственный проживаемый опыт, поведение, функции приспособления, внимание уделялось бессознательным процессам, а в других особенностям переработки информации и образов. Современная концепция склоняется к тому, чтобы выбрать предметом экзистенциальные данности, глубинный смысл и проблемы бытия человечества, как основу, формирующую все дальнейшие процессы

Если отталкиваться от формального определения, то психология изучает психику, особенности её процессов в индивидуальном контексте, но учитывая культурно-исторический. Чтобы полностью понимать предмет психологии мало такого сухого объяснения, а необходимо также и наблюдение за внутренними процессами (чувствами, эмоциями, аффектами), поддающимися только субъективному описанию, а значит, объективность построения предмета будет всегда ставиться под вопрос. Предмет изучает когнитивные данные, особенности и индивидуальные эмоциональные и характерологические проявления в деятельности, окружающей обстановки, в корреляции показателя гендера, пола и многих других внешних факторов.

Что такое психология эссе. Психология в моей жизни

Четкого представления о психологии я не имею, но на подсознательном уровне, я понимаю, что это такое. В моем понимании, психология – наука о внутреннем, душевном мире, человека. Она, возможно, изучает душевные качества людей, их понимание окружающей среды, взаимодействие людей между собой. Если вдуматься, каждый человек – психолог. Знакомясь с кем-то, он подсознательно сканирует человека, в его мозге собирается цепочка из звеньев — наших представлений о нем. Собрав все наши впечатления о нем в одну кучу, мы создаем целостный образ нашего собеседника, в последствие, наш мозг выносит вердикт – «нравится»/ «не нравится», «стоит продолжать общение с ним»/ «не стоит». Вообще, изучая психологию взаимодействия людей, можно затеряться в «терновых дебрях», так как познать всю сущность индивида невозможно. То, что мы видим – это всего лишь маска человеческой сущности. Оболочка, под которой человек пытается скрыть свои душевные недостатки. В подсознании человек формирует свою личность, иногда раскрепощенную, а иногда латентную. В человеческой сущности присутствуют всевозможные вариации «Внутреннего Я» и предугадать, или же, изучить душу человека не удастся никому. Какой бы гениальный ученый не пытался познать психологию человека до мельчайших деталей, он обречен на разочарование, на «душевный крах».Психология играет очень важную роль в жизни любого живого существа. Она помогает человеку понять, что же движет им. Каковы его ценностные ориентиры? В принципе, зачем углубляться в психологию человека, можно, к примеру, взять животное. Допустим, собака. Собаку можно посчитать верным другом человека, несмотря на то, что она не обладает какой-либо специфической особенностью, она такая же, как и другие животные, но природой заложено, что собака – защитник и помощник человека. Еще издревле, мужчина, уходя на охоту, забирал пса с собой, в качестве охраны и помощника. В собаке заложена верность хозяину, благодарность, такого нет у кошек. Кошки, напротив, вольные животные, которые живут по принципу: «Я кот, хожу где хочу и гуляю сам по себе»,- это видение кота. Человек же, напротив, видит кота ласковым животным, и приручает к себе

И не важно, что кот бегает по квартире, лазит на занавески, — он любимец человека, так предопределено природой. Но не нужно забывать, что кошка – это такое животное: кто приласкает, к тому и ластится

На этом небольшом примере мы рассмотрели психологию взаимоотношений между человеком и котом.Что же касается психологии в моей жизни, то, я считаю, что все, что окружает меня, непременно, оказывает воздействие на мое сознание. Общество состоит из индивидов, а индивид не может сосуществовать без общества. Мы все взаимозависимы.

Почему люди обижаются?

Когда, человек ожидает от другого человека определенных действий и если эти действия не проявляются, то человек обижается. К примеру, Василий дарил цветы своей жене каждый год на 8 марта, но один раз забыл или не успел. Жена привыкла к определенному поведению Василия и ожидала подарка. Подарка не получила, но зато обиделась.

Обида это программа из детства, для манипуляцией родителями и близкими людьми, что бы вызвать чувство вины и получить желаемое. Чем больше человек привыкает к такому поведению, тем больше будет разочарование при взрослении, что не всеми людьми можно манипулировать таким образом.

Теории о потребностях

В теории психологии выработаны и рассмотрены множество классификаций потребностей. По-другому они называются – теории о потребностях. В настоящий момент их смысл сводится к разделению потребностей по различным основаниям. Любая из теорий может показаться вам довольно абсурдной, однако все собранные здесь являются основными в теории психологии. Давайте отбросим предрассудки и объективно посмотрим на каждую. Наверняка, вы встречались хотя бы с одной из них.

Самая известная теория – Пирамида Маслоу

Данная теория является основополагающей для многих отраслей знаний. Ее рассматривают в рамках медицины, психологии, юриспруденции. Данная теория стала вполне конформистской и общепринятой в социуме. Но что она собой представляет? Давайте разбираться:

  • Во-первых, пирамида Маслоу названа так в честь одноименного исследователя – Маслоу;
  • Во-вторых, суть этой теории сводится к тому, что потребности разделяются на первичные потребности и вторичные;
  • В-третьих, она предполагает, что у человека выстраивается особая иерархия потребностей. Которые выступают некоторым приоритетом для человека.

Пирамида потребностей по теории А. Маслоу

Первичные потребности

По теории Абрахама Маслоу, первичные потребности это те, которые связаны с физиологией человека. К ним относят следующие потребности:

  1. Еда;
  2. Вода;
  3. Воспроизводство рода (размножение);
  4. Жилище;
  5. Сон.

Вторичные потребности

К вторичным потребностям как раз-таки относятся социальные, духовные и иные виды. Они означают, что их удовлетворение возможно только после удовлетворения базовых (первичных). Что к ним можно отнести:

  1. Общение;
  2. Власть;
  3. Самореализация;
  4. Творчество;
  5. Безопасность;
  6. Признание.

По теории Маслоу выделяются первичные и вторичные потребности

Теория Альдерфера

Теория данного ученого исходит из аналогичных позиций. Однако является более конкретизированной. Она выделяет три группы возможных потребностей человека. Давайте рассмотрим каждую из них.

Потребности существования

Логично, что к данному виду относятся те желания, которые составляют основу человеческого существования и жизни. Так, к ним будут относиться: сон, еда, вода, безопасность. Проще говоря, это те же биологические потребности, или первичные по теории Маслоу

Потребность связи

Простыми словами, это необходимость в социальных связях (социализации) и общении. Помимо этого, в данную группа Альдерфер относит и “высокие” (духовные) потребности – самореализация, власть, творчество и другие.

Потребность роста

Такая группа больше связана с факультативными, или же дополнительными стремлениями человека, которые мы рассмотрели ранее. Например, к этой группе могут относиться стремления человека к саморазвитию, самообучению и образованию.

Теория Фромма

Эрих Фромм – известный ученый-психолог. Он посвятил свою жизнь изучению человеческой личности. Поэтому в его трудах также моно встретить теории о стремлениях человека. Они разделяются на пять основных категорий.

Группа
Установление связей В данной группе потребностей Фромм подразумевает, что каждый человек своей целью видит выстраивание социальных связей и контактов с другими людьми. Например, дружба или построение семьи.
Преодоление По теории Фромма каждый человек – это изначально животное, а только потом личность. Поэтому основная потребность людей – это преодоление своих животных инстинктов.
Корни Человек – существо социальное. Следовательно, каждый хочет ощущать себя частью мира, общества, небольшой группы. Каждый стремиться оставить после себя определенного рода “наследие”.
Идентичность По-другому – самоидентификация. То есть каждая личность стремиться не быть похожей на остальных. В процессе роста и жизни каждый пытается идентифицировать себя среди миллиардов других людей.
Система взглядов Вся жизнь человека – это потребность в построении собственных идеалов, устоев и ценностей.

Теория Эриха Фромма о потребностях человека

Как мы видим, Фромм исходит больше с психологической точки зрения и внутреннего содержания личности. Другими совами, Фромм выделил особые психологические потребности человека.

Теория приобретаемых потребностей Мак Келланда

Дэвид Мак Кэлланд в 20 веке выделил особую группу стремлений – приобретаемых в процессе жизни. При этом, он не отрицал верности иных существующих теорий. Так, по Мак Келланду выделяются следующие виды приобретаемых потребностей:

  1. Потребность во власти;
  2. В причастности;
  3. В успехе.

Выделяется множество психологических теорий о потребностях

Классификация психических явлений

  1. психические процессы;
  2. психические состояния;
  3. психические свойства личности.

910

  1. познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память),
  2. волевые,
  3. эмоциональные.

1112

  1. мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;
  2. состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);
  3. эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);
  4. волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
  1. темперамент;
  2. направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы);
  3. характер;
  4. способности (рис. 1).

13

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: